Научная статья на тему 'Стресс как фактор риска развития профессиональной сенсоневральной тугоухости у водителей локомотива'

Стресс как фактор риска развития профессиональной сенсоневральной тугоухости у водителей локомотива Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булацкая Т. В., Меркулова И. П., Дук И. А., Меркулова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стресс как фактор риска развития профессиональной сенсоневральной тугоухости у водителей локомотива»

Стресс как фактор риска развития профессиональной сенсоневральнои тугоухости у водителей локомотива

Булацкая Т.В., Меркулова И.П., Дук И.А., Меркулова Е.П.

Центральная поликлиника Белорусской железной дороги

Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова

РНПЦ психического здоровья МР РБ

Белорусский государственный медицинский университет

■ mmm/f-

The article discusses the importance of psychoemotionai stress as a risk factor of professional sensorineural, hearing disorders in rairway engine drivers, and describes the causes of stress onset. Risk groups with hearing problems development have been characterized.

BULATSKAYA TV!, MERKULOVA I.P., DUK I.A., MERKULOVA E.P. Stress as a risk factor of professional sensorineural hearing disorders development in rairway engine drivers

Поражение органа слуха у работников локомотивных бригад (ЛБ) имеет мультифакториальную природу. Основные этиологические факторы профессиональной сенсоневральной тугоухости (ПСНТ) в первую очередь физические - постоянное воздействие шума, вибрации, инфразвука и др. [6, 7, 8]. Важную роль в возникновении и про-грессировании острой и хронической сенсоневральной тугоухости у людей, не подвергающихся постоянному воздействию шума и вибрации, играют психоэмоциональный стресс и болезни сердечнососудистой системы [1, 3, 4]. Однако их этиопатогенетическое значение в развитии профессиональных нарушений слуха изучено мало, доступные сведения касаются преимущественно работ в области экспериментального моделирования тугоухости. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Т. Спилбергером, в русскоязычном вариантом его опросник был адаптирован Ю.Л. Ханиным [10]. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге. Реактивная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую реакцию. Состо-

яние вегетативной системы - один из индикаторов психологического статуса человека. В последние два десятилетия было предложено понятие «психовегетативный синдром», этот синдром не может рассматриваться как нозологическая единица, однако наличие его отражает изменения эмоционально-вегетативного реагирования. Тем более что существует мнение, что у одного и того же субъекта реакции на стрессовые ситуации, как правило, всегда однозначны. Таблица Вейна является самым полным и доступным способом определения соотношения активности симпатической и парасимпатической нервных систем [2]. Общая сумма баллов, полученная при изучении признаков по вопроснику, у здоровых лиц не должна превышать 15. В случае же превышения можно говорить о наличии сосудисто-вегетативной дистонии (СВД).

В русскоязычной литературе состояние тревожности дискутируется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем: школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, при психотерапии. В профессиональной медицине исследования по данной проблеме редки. Чаще всего они посвящены исследованию тревожности у операторов, летчиков-испытателей, спортсменов. В 2010 г. Петрова впервые использовала психосоматический подход в изучении сенсоневральной тугоухости у работников шумовибрационных профессий водоканала [5].

Комплексные клинические исследования факторов риска и динамики раз-

вития ПСНТ у работников ЛБ с учетом современных представлений о патогенезе сенсоневральных нарушений слуха практически отсутствуют.

Цель исследования - оценить значение психоэмоционального стресса как фактора риска профессиональной тугоухости у работников ЛБ.

Задачи работы:

1. Определить частоту встречаемости профессиональных железнодорожных происшествий (с гибелью людей) в качестве причины психоэмоционального стресса у работников ЛБ.

2. Охарактеризовать уровень психоэмоционального стресса (нарушения сна, личностная, реактивная тревожность) и вегетативной дисфункции у водителей локомотивов.

Материалы и методы

Анализ полученных результатов проведен в двух группах сравнения. Первую группу составили машинисты и их помощники с выявленной ПСНТ 1-2-й степени (п = 164) в возрасте от 16 до 60 лет, вторая группа - работники ЛБ без нарушений слуха (п = 60). Проведен учет участия каждого работника ЛБ в железнодорожных происшествиях. Нарушения сна учитывали по данным разработанной нами анкеты.

Определение личностной и реактивной тревожности (тест Спилбергера-Ха-нина) и вегетативной дисфункции (анкета Вейна) проведено у 116 водителей локомотивов в возрасте от 25 до 55 лет с сенсоневральной тугоухостью легкой степени. Группу сравнения составили 26 машинистов без нарушений слуха. Тест ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина состоит из двух частей, включающих по 20 заданий в каждой. Ответы оценивали в баллах: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 баллов и более - высокая тревожность [10]. Анкета Вейна для выявления призна-

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

№8^ 2011

90

ков вегетативных изменений содержит 11 вопросов, заключение о признаках вегетативной дисфункции основывается на балльной шкале [1]. Общая сумма баллов, полученная при изучении признаков по вопроснику, у здоровых лиц не должна превышать 15. В случае превышения можно говорить о наличии СВД.

Статистический анализ результатов клинических исследований проводили с использованием программы R-system V 2.8.0 с использованием непараметрических тестов: парный тест Уилкоксона, критерий х2, двухсторонний точный тест Фишера [11]. Результаты считали достоверными при р < 0,05.

Результаты и обсуждение

В силу профессиональной специфики железнодорожные (аварии, наезды), сопровождающиеся гибелью людей, являются основной причиной тяжелого психоэмоционального стресса у работников ЛБ, причем их число, как правило, коррелирует со стажем работы на железной дороге.

Анализ фактов участия водителей локомотива в ДТП с гибелью людей показал, что у водителей локомотивов, страдающих тугоухостью, число наездов варьируется от 2 до 30. Что значительно больше, чем у машинистов без нарушений слуха (медиана в первой группе составила 5,0 ({3.0, 9.0}), а во второй - 0,0 ({0, 0}), р < 0,001. Причем лица с хорошей функцией слуха, несмотря на большой стаж работы (более 10 лет), редко становятся участниками ДТП.

Таким образом, неоднократные стрессовые ситуации у водителей локомотива с нарушением слуха, связанные с наездами и извлечением пострадавших, можно расценить как источник острого и/или

часто повторяющегося выраженного психоэмоционального перенапряжения.

С целью количественной оценки степени скрытых психоэмоциональных расстройств у работников ЛБ проведена оценка расстройств сна, личностная и реактивная тревожности. Так, у работников ЛБ с нормальной функцией слуха нарушения сна отсутствуют (0/60), они выявлены у 75% (123/164) машинистов с ПСНТ (р < 0,001) (рисунок).

При исследовании уровня тревожности установлено, что у большинства работников ЛБ, страдающих сенсоневральной тугоухостью, отмечается эмоциональная неустойчивость, поскольку тревожность является одним из первых и ранних признаков нарушения эмоционального состояния. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность к тревоге и тенденцию воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как «угрожающие» [9, 10].

В группе машинистов без нарушений слуха преобладает низкий уровень тревожности 65,4% (17/26), умеренная тревожность выявлена у 34,6% (9/26), высокая тревожность не обнаружена ни

у одного из обследованных (табл. 1). Для большинства работников ЛБ, страдающих сенсоневральной тугоухостью (88,4%, или 99/112), характерен повышенный уровень личностной тревожности (умеренная и высокая). Причем у 11,6% (13/112) обследованных зарегистрирована высокая степень тревожности (р = 0,0005).

Проведенное нами исследование установило, что лицам страдающим нарушением слуха, характерно воспринимать различные стимулы как угрожающие. Проведенный психологический тест выявил у респондентов состояние тревожности в разнообразных ситуациях.

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [9, 10].

Уровень реактивной тревожности, по сравнению с личностной, был существенно ниже как в контрольной группе, так и у машинистов с нарушениями слуха (табл. 2). Низкая реактивная тревожность наблюдалась у всех здоровых лиц и у большинства (92,9%, или 104/112) пациентов с ПСНТ. Однако у 7,1% (8/112) машинистов с тугоухостью выявлен средний уровень тревожности (р = 0,006).

Реактивная тревожность - это реакция на различные стрессы, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием неприятных переживаний напряженности, озабоченностью. Поэтому низкий уровень реактивной тревожности у 92,9% работников ЛБ свидетельствует об эффективности психологического отбора в профессию. В то же время достоверно чаще встречающийся уровень средней реактивной тревожности при ПСНТ свидетельствует о психоэмоциональном перенапряжении, тем более, что данные лица были участниками железнодорожных происшествий. Подтверждением этому является установ-

Таблица 11 Показатели личностной тревожности у работников ЛБ бригад с тугоухостью и без нарушений слуха

Уровень тревожности Число лиц с тревожностью в группе с ПСНТ (п = 112) Число лиц с тревожностью в группе без ПСНТ (п = 26)

абс. число % абс. число %

Низкая 13 11,6 17 65,4

Умеренная 86 76,8 9 34,6

Высокая 13 11,6 0 0

Всего 112 100 26 100

№8^ 2011

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ |91

Таблица 2 Показатели реактивной тревожности у работников ЛБ с тугоухостью и без нарушений слуха

Уровень тревожности Число лиц с тревожностью в группе с ПСНТ (n = 112) Число лиц с тревожностью в группе без ПСНТ (n = 26)

абс. число % абс. число %

Низкая 104 92,9 26 100

Средняя 8 7,1 0 0

Высокая 0 0 0 0

Всего 112 100 26 100

^Таблица 3 | Вегетативные нарушения у работников ЛБ с тугоухостью и без нарушений слуха

Вегетативные симптомы (в баллах) Число лиц с СВД в группе с ПСНТ (n = 112) Число лиц с СВД в группе без ПСНТ (n = 26)

абс. число % абс. число %

< 15 баллов (нет нарушений) 82 73,2 25 92,3

>15 баллов (есть нарушения) 30 26,8 1 3,8

ленная нами выраженная активация вегетативной нервной системы у данной категории пациентов. Для значительной части машинистов с ПСНТ (26,8%, или 30/112) характерны вегетативные нарушения, в то время как в группе без нарушения слуха они зарегистрированы лишь у 3,8% (1/26), р = 0,009 (табл. 3).

Вегетативная дисфункция проявляется сердцебиением, скачками артериального давления, покраснением кожи лица, потливостью, головной болью, эмоциональной лабильностью, быстрой утомляемостью, нарушением функции желудочно-кишечного тракта, нарушением сна.

Можно предположить, что установленный высокий уровень личностной и реактивной тревожности при нарушениях слуха имеет хронический характер, поддерживается нарушениями сна и вегетативными расстройствами. В данном случае тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, отражающей потенциальную предрасположенность расценивать различные профессиональные ситуации как содержащие в себе угрозу, тем более после участия в железнодорожных происшествиях с гибелью людей.

Таким образом, следует отметить, что хронический психоэмоциональный стресс с вегетативными расстройствами является важным этиопатогенетическим механизмом ПНСТ у работников ЛБ. Группу риска развития ПСНТ составляют лица в посттравматическом периоде, участвовавшие в железнодорожном происшествии.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бабияк, В.И. Профессиональные болезни верхних дыхательных путей и уха / В.И. Бабияк, Я.А. На-катис. - СПб.: Гиппократ, 2009. - 695 с.

2. Вейн, А.М. Вегето-сосудистая дистония / А.М. Вейн, А.Д. Соловьева, О.А. Колосова. - М.: Медицина, 1981. - 85 с.

3. Железнодорожная медицина: энциклопедия / под ред. О.Ю. Атькова, А.З. Цфасмана. - М.: Медицина, 2007. - 1051 с.

4. Иванец, И.В. Острая и внезапная нейросенсорная тугоухость (клинико-экспериментальное исследование): автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.04 / И.В. Иванец; Рос. гос. мед. ун-т. - М., 2001. - 44 с.

5. Петрова, H.H. Проблемы профессиональной сен-соневральной тугоухости: автореф. дис. д-ра мед. наук : 14.00.04 / Н.Н. Петрова; С.-Петербург. гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. - СПб., 2010. - 49 с.

6. Рахмилевич, А.Г. Шум и орган слуха / А.Г. Рахми-левич. - Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1964. - 104 с.

7. Ромм, С.З. Профессиональная тугоухость / С.З. Ромм. - Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1966. -156 с.

8. Руководство по гигиене труда: в 2 т. / под ред. Н.Ф. Измерова. - М.: Медицина, 2007. - Т. 2. -448 с.

9. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

10. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика / Н.В. Тарабрина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - 304 с.

11. R: A Language and Environment for Statistical Computing. Reference Index. The R Development Core Team [Electronic resource]. - Version 2.9.0. - 2009. -2962 p. - Mode of access: http://www.macalester. edu/~kaplan/ISM/ StatModeling- Review.pdf. - Date of access: 25.05.2011.

Поступила 12.07.2011 г.

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

«Медицинские новости» №8 (203) 2011 г. Рецензируемый научно-практический информационно-аналитический журнал. Свидетельство о регистрации № 965 выдано Министерством информации Республики Беларусь 9 июля 2010 года. Периодичность - 1 раз в месяц

Учредитель

Частное издательское

унитарное предприятие ЮпокомИнфоМед

Юридический адрес:

220018, г. Минск, ул. Якубовского, 70-5

УНП191350993

Редакция

Шарабчиев Юрий Талетович (гл. редактор, директор)

Третьякова Ирина Георгиевна (отв. секретарь, реклама)

Марковка С.Н., Пручковская О.Н. (редакторы) Шусталик М.В. (дизайн) Колоницкая О.М. (верстка) Вашкевич С.В. (зам. директора) Гордеева О.К. (маркетолог)

Адрес редакции:

220030, Минск, пл. Свободы, 23-72. Тел./ факс (+375-17) 226-03-95, 227-07-54 (гл. редактор), моб. (029) 695-94-19 (Velcom).

Е-mail: [email protected], www.mednovosti.by

Для сведения

Рукописи рецензируются независимыми специалистами.

C информацией «К сведению авторов» можно ознакомиться на сайте www.mednovosti.by

Ответственность за достоверность и интерпретацию предоставленной информации несут авторы.

Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Рукописи не возвращаются.

Подписано в печать 25.08.2011 г

Формат 60х84 1/8.

Гарнитура Helvetica Narrow.

Уч.-изд. л. 14,32. Тираж 1162 экз. Заказ 1473.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цена свободная.

Подписка: по каталогу РУП «Белпочта» индексы: 74954 (инд.), 749542 (вед.); по каталогу ОАО «Агентство Роспечать» индекс: 74954

Типография ООО «Поликрафт» Лицензия №02330/0494199 от 03.04.09 Минск, ул. Кнорина, 50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.