Научная статья на тему 'СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА УЧИТЕЛЯ'

СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ЗАСЛУЖЕННАЯ ОЦЕНКА / ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ / АТМОСФЕРА / СПОСОБНОСТИ / ТАЛАНТ / DESIRE TO LEARN / CURIOSITY / WELL-DESERVED ASSESSMENT / PEACE OF MIND / ATMOSPHERE / ABILITY / TALENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городков А.В., Зайцева А.А., Лагутенков С.В.

В статье рассматриваются отдельные аспекты работы учителя, направленные на мотивацию учащихся в учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURSUIT OF KNOWLEDGE. COMPONENTS OF THE TEACHER'S SUCCESS

The article discusses some aspects of the teacher's work aimed at motivating students in their studies.

Текст научной работы на тему «СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА УЧИТЕЛЯ»

УДК - 373

Городков А.В.

преподаватель-организатор основ безопасности

жизнедеятельности Зайцева А.А. учитель информатики МБОУ «Гимназия №22» Лагутенков С.В. преподаватель-организатор основ безопасности

жизнедеятельности МБОУ СОШ № 49 Россия, г. Белгород СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА УЧИТЕЛЯ Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты работы учителя, направленные на мотивацию учащихся в учебе.

Ключевые слова. Желание учиться, любознательность, заслуженная оценка, душевное равновесие, атмосфера, способности, талант.

Gorodkov A. V.

Security Foundation Teacher life activity of MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod

Zayceva A.A. teacher of informatics MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod

Lagutenkov S. V.

Security Foundation Teacher life activity of MBOU school № 49 of Belgorod PURSUIT OF KNOWLEDGE. COMPONENTS OF THE TEACHER'S SUCCESS Annotation. The article discusses some aspects of the teacher's work aimed at motivating students in their studies.

Keyword. Desire to learn, curiosity, well-deserved assessment, peace of mind, atmosphere, ability, talent.

Каждый педагог хочет, чтобы его ученик был грамотным, любил его предмет, расширял свой кругозор и активно работал на уроках, пополняя багаж знаний. Но умственный труд взрослого человека отличается от труда детей. Конечная цель такого труда - овладеть знаниями, появляется у ученика только в старших классах. А до этого надо пройти большой, напряженный путь. Источником желания учиться в младшем возрасте у ребенка является сам характер умственного труда, его эмоциональная окраска, интеллектуальные переживания. И если этих составляющих нет, никакими приемами ребенка за книгой сидеть не заставишь. Ребенок сам должен прийти к мысли, что именно эти знания ему нужны. Он должен убедиться, что приобретенные знания - это результат его собственного умственного труда.

Сегодня все это прописано языком требований к современному уроку в рамках ФГОС. Но основы заложил все-таки еще В.А. Сухомлинский, который утверждал, что урок, как и самостоятельная работа, не самоцель. Ученик должен найти в них что то особенное, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться, несмотря на отсутствие запретов и наказаний. Нет, и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Нежелание в учебе происходит от неумения трудиться и порождает лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков - учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте. [1]

К нам приходят разные ученики. Одни любопытны и любознательны, другие не очень. Интеллектуальное равнодушие, конечно же, не способствует обогащению знаниями. Если после проведенного урока у учеников не возникает никаких вопросов - «все, мол, понятно», - это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки. И не всегда в этом виноват учитель. Сегодня ученики стали «продвинутыми», особенно в старших классах. Для себя они уже определили приоритетные предметы, которые им будут нужны в будущем для поступления в вуз и предметы, которые в жизни не пригодятся. Еще хуже, когда ученик связывает свою основную учебу с репетиторством, а к урокам позволяет себе относится, мягко говоря, с прохладцей. Поэтому с младших классов учителю необходимо беречь огонек пытливости, любознательности, жажды знаний, вознаграждать его за каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой.

На разных уроках ученики ведут себя по-разному. На одних сосредоточенно работают, на других позволяют себе вольности. Конечно, в большей степени это зависит от учителя, который путем даже угроз поставить двойку добивается идеальной тишины в классе. Но хорошо ли это? Ведь умственные силы и нервная энергия ученика не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. В режиме постоянного умственного напряжения ребенок работать не может. И это надо учитывать. На каждом уроке, какой бы сложности и важности он ни был, надо делать «лирические отступления», дабы дать возможность ученику передохнуть. Если этого не делать, то в накладе останутся те предметы и учителя, чьи уроки проходят в конце дня. Ведь ребенок все равно «возьмет свое», он начнет вести себя «неправильно». И не потому, что он не воспитан, а потому что у него закончились и силы и терпение. Это сегодня понимают все и учитывают при составлении расписания. Сначала идут уроки по основным предметам, а затем по «второстепенным».

В процессе обучения очень важна атмосфера, которая царит в каждом классе. В. А. Сухомлинский характеризовал ее как душевное равновесие. Он отмечал, что спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности

способствуют преодолению трудностей, вселяют уверенность в своих силах. И, наоборот - без душевного равновесия невозможно работать: ученики оскорбляют и раздражают друг друга, в классе царит нервозность. [2]

Сегодня эта проблема продолжает оставаться острой, особенно в классах с численностью учеников, превышающих норму. И если учителю удается сплотить и направить коллектив на решение насущных задач - честь ему и хвала, результат не заставит себя ждать.

Важную роль в обучении играет отметка или оценка. К сожалению, в основе усилий в учебе ученика сегодня лежит погоня за отличными, в крайнем случае, хорошими оценками. На такой результат и родители настроены и если ученик получил тройку, это воспринимается, чуть ли не как трагедия. Но ведь дети все разные. У них разные способности, разные возможности. Каждый ребенок по-своему талантлив, вот только не каждый педагог может этот талант раскрыть. Мы даже не можем догадываться, сколько труда вложил отдельный ученик, чтобы получить тройку по математике и ругаем его за эту тройку, отбивая всякую охоту к познаниям. Он мирится со своей участью, перестает стараться, он ведь троечник.... А еще никто не заметил, как он ловко управлялся с граблями на уборке школьной территории - за пятерых работал. А ведь он ждал, в душе надеялся, что его старания заметят и оценят. Оказалось, что и эти старания никому не нужны.

Такая ситуация становится обыденностью в наше время. Конечно, оценка за работу важна и нужна, но вот как не отбить охоту к учебе у ученика старающегося, зародить в нем уверенность в своих силах, не превратить оценку в путы, сковывающие мысль? В этом одна из главных задач учителя. Давайте сделаем так, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается и тогда успех непременно придет.

Использованные источники:

1. В. А. Сухомлинский. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., Издательство АПН РСФСР,1959

2. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969

3. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985

4. БлиновВ.М. Эффективность обучения. М., Педагогика, 1976

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.