Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВ, КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА'

КОЛЛЕКТИВ, КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / УЧИТЕЛЬ / СПЛОЧЕНИЕ / РАЗОБЩЕННОСТЬ / ДУХОВНЫЙ МИР / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEAM / TEACHER / UNITY / DISUNITY / SPIRITUAL WORLD / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Городков А.В., Зайцева А.А.

Статья посвящена коллективу, как главному рычагу воспитания школьников, роли учителя в формировании здорового микроклимата в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE TEAM AS THE BASIS FOR EDUCATING A STUDENT

The Article is devoted to the team as the main lever of education of schoolchildren, the role of the teacher in the formation of a healthy microclimate in the team.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВ, КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА»

УДК - 377

Городков А.В.

преподаватель-организатор основ безопасности

жизнедеятельности МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород Зайцева А.А. учитель информатики МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород

КОЛЛЕКТИВ, КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

Аннотация: Статья посвящена коллективу, как главному рычагу воспитания школьников, роли учителя в формировании здорового микроклимата в коллективе.

Ключевые слова: Коллектив, учитель, сплочение, разобщенность, духовный мир, внеурочная деятельность.

Gorodkov A. V. Security Foundation Teacher life activity of MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod Zayceva A.A. teacher of informatics MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod

HE TEAM AS THE BASIS FOR EDUCATING A STUDENT

Abstract: the Article is devoted to the team as the main lever of education of schoolchildren, the role of the teacher in the formation of a healthy microclimate in the team.

Keyword: Team, teacher, unity, disunity, spiritual world, extracurricular activities.

«Воспитание в коллективе и через коллектив» - эта знакомая всем фраза была и остается актуальной для воспитания. Действительно, коллектив обладает могучей силой. Ребенок может по - разному относиться к мнению товарищей, педагогов. Может просто не замечать их, не обращать на них внимания. Но он никогда не будет равнодушным к мнению коллектива. В этом смысле, как пример, огромную воспитательную роль играет воинский коллектив. Молодых людей, вернувшихся со службы,

порой не узнать - меняется характер, образ жизни, отношение к делу. Человек становится серьезным, более ответственным. А почему? Потому что годы службы прошли в коллективе, где каждый за каждого в ответе и уйти от проблем некуда - все живут в одинаковых условиях, ты у всех на виду.

В советской школе было много коллективов и организаций: собственно класс, октябрята, пионеры, комсомольцы. Они были организованы и обладали огромной силой воспитания. Вы можете себе представить, что коллектив класса заслушивает проступок ученика на своем собрании? При этом учитель как бы в стороне и вмешивается в разговор в исключительных случаях. Сегодня ситуация обратная - в стороне коллектив, а учитель «заслушивает» провинившегося при молчаливом согласии большинства. Отсюда вытекает наиглавнейшая задача педагога -сплотить коллектив, сделать его здоровым, способным адекватно реагировать на все процессы, в нем происходящие. Задача эта не из легких. Ведь правильное духовное взаимодействие коллектива и личности в подростковом возрасте предполагают чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению к личности, особенно к ее сокровенным ценностям. Грубость здесь недопустима. В своей жизни каждый человек совершает ошибки. В детстве этих ошибок больше, так как идет становление морального облика. Но ни один проступок взрослого нельзя сравнивать с аналогичным проступком ребенка. Ведь, согласитесь, что, к примеру, кража ребенком понравившейся ручки соседа по парте и кража взрослым кошелька своего коллеги - это разные вещи. И если мы будем осуждать и разоблачать проступок ребенка, так же как и поступок взрослого, в чутком детском сердце надолго останется травма. Ребенок, скорее всего, замкнется, у него отпадет стремление к хорошим делам, заглушится желание быть честным. Здесь необходимо найти ту грань, пересечение которой приведет к нежелательным последствиям, быть очень внимательным и чутким, не допускать перегибов [1].

Есть еще одна опасность, которая таится в организованном коллективе - это «организованная самокритика». Положение, когда ученика «побуждают» к покаянию перед лицом коллектива. Такая «самокритика» приобретает черты фарса, она становится не только бесплодной, но и вредной. Самокритика тогда нужна и уместна, когда в ней слышен голос совести провинившегося. При всем бесправии учителя по отношению к ученику, он, все-таки может наказать его. И непродуманное наказание ослабляет ученический коллектив, приводит зачастую к круговой поруке. На первом этапе своего возникновения порука возникает как справедливая защита коллектива от несправедливого решения педагога[2].

В младших классах нет конфликтов между виновником, допустившем проступок и «ябедой». Нет потому, что нет круговой поруки. Позднее она проявляется и зачастую по вине педагога, который не смог

сплотить коллектив, сделать его здоровым. Несомненно, детский коллектив является опорой педагога-воспитателя. Это сильный инструмент в руках педагогов и всегда надо помнить о том, что применять его надо очень осторожно, не превращать общественное мнение в средство расправы. Не надо забывать о том, что коллектив - это не что-то безликое и абстрактное. Это не «инструмент», который всегда под рукой учителя. Прежде всего, это сложный духовный мир индивидов, составляющих этот коллектив. И если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки. Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющего его людей.

Хорошо, если ученик нашел свое место в нескольких коллективах, которые могут быть сформированы не только в школе. Это могут быть кружки, секции, клубы по интересам. Ведь каждый из таких коллективов открывает перед учеником ту или иную сторону многогранной духовной жизни человека. Отсюда вытекает и задача педагога - предоставить возможность каждому ученику найти свое место, свой интерес во внеурочной деятельности. Каждый ученик обладает каким то талантом, к чему то склонен, что то у него вызывает повышенный интерес. Найти применение всему этому - значит увлечь ученика, сделать его целеустремленным. У такого ученика сами собой отпадут нездоровые мысли. На шалости и непотребные дела у него, элементарно, даже времени не останется. Но главное, все же в том, что ученик будет приучен к развитию в своем характере совершенно других ценностей, никак не связанных с нездоровым образом жизни.

Развитие чувства коллективизма и сплоченности в наше время является одной из ключевых задач. И не только в школе. Разобщенность, преобладающая сегодня в нашей стране, приводит к негативным последствиям. В обществе зарождается расслоение - главный враг на пути прогресса любой цивилизованной страны. Сплоченный народ может многое. Советский Союз, что бы там не говорили, был сплоченным государством. За 70 лет своего существования прошел путь от сохи до мировой ядерной державы, выиграл тяжелейшую мировую войну. Какому государству по силам было выполнить такую миссию? Поэтому сегодня одна из главных задач общества и государства в сплочении, а учитель выступает как первичное звено сплочения молодого коллектива, дает этому коллективу путевку в жизнь. Об этом надо всегда помнить и понятие «образовательная услуга» навсегда вычеркнуть и из обихода и со своей профессиональной деятельности как педагога.

Использованные источники:

1. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., «Молодая гвардия»,1960.

2. 1. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., Издательство АПН РСФСР,1963.

3. Бакланова О.А. Специфика исследования коллективизма как базового типа социального бытия. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. №1, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.