Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА - ГЛАВНАЯ ЗАБОТА ПЕДАГОГА И СЕМЬИ'

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА - ГЛАВНАЯ ЗАБОТА ПЕДАГОГА И СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОБЪЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРА / РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА / ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ / HEALTH PROMOTION / HEALTHY NUTRITION / SANITARY AND HYGIENIC SKILLS / AMOUNT OF HOMEWORK / PHYSICAL EDUCATION / WORK AND REST REGIME / FULL NUTRITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городков А.В., Зайцева А.А.

В статье раскрываются отдельные аспекты работы учителя и родителей по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе учебы. Раскрывается роль и значение двигательной активности для здоровья и успешного усвоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTH OF THE STUDENT IS THE MAIN CONCERN OF THE TEACHER AND THE FAMILY

The article reveals some aspects of the work of teachers and parents to preserve and strengthen the health of students during their studies. The author reveals the role and importance of physical activity for health and successful learning of educational material.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА - ГЛАВНАЯ ЗАБОТА ПЕДАГОГА И СЕМЬИ»

УДК - 377

Городков А.В.

преподаватель-организатор основ безопасности

жизнедеятельности Зайцева А.А. учитель информатики МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА - ГЛАВНАЯ ЗАБОТА ПЕДАГОГА И

СЕМЬИ

Аннотация. В статье раскрываются отдельные аспекты работы учителя и родителей по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе учебы. Раскрывается роль и значение двигательной активности для здоровья и успешного усвоения учебного материала.

Ключевые слова. Укрепление здоровья, здоровое питание, санитарно -гигиенические навыки, объем домашнего задания, физкультура, режим труда и отдыха, полноценное питание.

Gorodkov A. V.

Security Foundation Teacher life activity of MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod

Zayceva A.A. teacher of informatics MBOU "Gymnasium No. 22"of Belgorod THE HEALTH OF THE STUDENT IS THE MAIN CONCERN OF THE TEACHER AND THE FAMILY

Annotation. The article reveals some aspects of the work of teachers and parents to preserve and strengthen the health of students during their studies. The author reveals the role and importance ofphysical activity for health and successful learning of educational material.

Keyword. Health promotion, healthy nutrition, sanitary and hygienic skills, the amount of homework, physical education, work and rest regime, full nutrition.

По утверждению французского философа Мишель Монтеня, « здоровье - это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». С годами приходит понимание того, что это действительно так. В молодом же возрасте мы мало задумываемся о здоровье, потому как не познали еще всех «прелестей» появляющихся со временем заболеваний. И как раз в этот период как никогда важна роль учителя в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью. Я бы даже сказал, что добрая половина работы учителя должна быть посвящена сохранению и укреплению здоровья, а вторая - получению знаний. Ведь в

обществе не будет востребован как грамотный, но больной, так и здоровый, но безграмотный молодой человек. Поэтому забота о здоровье - важнейший труд учителя. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Работа учителя будет приносить плоды, если обеспечивается его связь с семьей. Родители много могут рассказать о своем ребенке, а это явится потом основой для будущих взаимоотношений, способствующих и укреплению здоровья, и усвоению учебного материала.

В каждой семье разный достаток. В свое время В.А. Сухомлинский убеждал родителей в том, что ребенку необходимы важные вещества, содержащиеся в меде, яблоках и рекомендовал делать запасы на зиму. Такие меры способствовали укреплению организма, предотвращению простудных заболеваний и нарушению обмена веществ. И родители прислушивались. Отрадно, что такой простой прием прижился, по настоянию губернатора, и в нашей области - дети получают бесплатно мед и молоко, яблоки. Важно, что все это потребляется детьми, а значит, приносит пользу. К сожалению, в таком важном вопросе, как питание, есть и нерешенные проблемы. Несмотря на то, что школа обеспечивает питанием учеников, а на это тратятся средства и бюджетные и средства родителей, в отходы идет почти треть продуктов совсем неплохого качества. Ученики предпочитают «что -нибудь вкусненькое»: пиццу, беляш, пирожок. Но какова польза от таких продуктов? Как это скажется на здоровье, если ученик регулярно будет приобщаться к такой пище?

Важно не только то, что кушает человек, но и то, чем он дышит. А дышим мы постоянно, без перерыва. Мы не можем повлиять на качество воздуха в окружающей среде. В городах воздух грязнее. В сельской местности он чище. Здесь есть возможность оздоровить детей воздухом, насыщенным фитонцидами, содержащимися в злаковых растениях, луговых травах. А если дети провели с пользой время у такого дерева как орех, то можно не опасаться болезнетворных бактерий - фитонциды ореха их уничтожают. В городе же важно регулярно проветривать помещение класса. В мое время учебы эта обязанность возлагалась на дежурного по классу, а сейчас стала обязанностью учителя. Это важный элемент сохранения здоровья. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного помещения - так же важно, как и привить санитарно - гигиенические навыки. Кроме того, мы живем в регионе, где климат довольно благоприятный, теплая погода держится до поздней осени и весеннее тепло наступает рано. Это тоже необходимо использовать. Не только уроки физкультуры должны проводиться на улице, но и такие предметы как биология, основы безопасности жизнедеятельности, да и другие предметы, если нет необходимости пользоваться специальным оборудованием, имеющимся в классе. Для этого много средств не надо - подойдет крытая беседка со столами на 25-30 посадочных мест.

У многих детей сегодня плохое зрение. И это не только результат

компьютеризации и телефонизации, хотя и она стала настоящей бедой и требует незамедлительного разрешения проблемы. Дело в большей степени в неправильном режиме, отсутствии закаливания организма, правильного питания. Все это, в конечном счете, приводит к заболеваниям, которые отражаются на зрении. Особенно обостряется эта проблема в весенний период, когда организм ослабляется и нуждается в дополнительных мерах поддержки. Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон в хорошо проветренном помещении, ранний отход ко сну и ранний подъем, полноценное и регулярное питание.

Обострилась проблема утомляемости детей. Учителю важно, чтобы была выполнена программа. Поэтому урок, как правило, проходит плотно, с выполнением большого количества заданий. Особенно это касается основных предметов. И усталость, конечно, накапливается. В нашей области на нее обратил внимание губернатор, порекомендовав ограничить объем домашних заданий ученикам, особенно младшей школы. Но вот вопрос: будет ли ученик освободившееся время использовать рационально? Не «зависнет» ли он в интернете? Значит, школа должна взять на себя проблему полной занятости, в зависимости от интересов ребенка. Сделать это трудно, но стремится к этому необходимо. Действительно, оторвать ребенка от гаджета и приобщить к общественно-полезному занятию ох как непросто. Здесь неоценима роль семьи. И вообще ничто не может заменить семью. Как сказал Сухомлинский «Воспитание, лишенное постоянного, повседневного общения детей с родителями, - ненормальное, уродливое воспитание, как не нормальна и уродлива жизнь родителей без постоянной заботы о детях».

Конечно, одна из главных задач в обучении и сохранении здоровья школьников принадлежит физической культуре. Трех часов занятий в неделю не совсем хватает для нормального физического развития. Да и проблемы дают о себе знать. Чтобы был эффект от занятий, надо получить хорошую физическую нагрузку, причем такую, чтобы она дала чувство удовлетворения ученику. А после нагрузки, когда ученик вспотел и как минимум надо принять душ, он вынужден быстренько переодеться и идти на следующий урок. Не хватает ни времени, ни возможностей школы, чтобы решить эту проблему. Особенно тяжело в многокомплектных школах, где в одном спортзале, в зимнее время, занимается сразу несколько групп. Практика показывает, что школа все же должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходят все. И от того, насколько будут грамотны совместные усилия педагогов и родителей, зависит и индивидуальное здоровье, и развитие каждого ребенка.

Использованные источники:

1. Павлышская средняя школаюМ.,» Просвещение»,1969

2. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа», 1969

3. Торыбаева Ж.З. О педагогических технологиях формирования здорового образа жизни школьников. Педагогика 2012, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.