Научная статья на тему 'ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
322
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / HEALTHY NUTRITION / YOUNG CHILDREN OF MIDDLE AGE / COGNITIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеенкова А. С., Стыгар Е. А., Дружинина Т. В.

Целью исследования явилось изучение осведомленности школьников младшего школьного возраста о принципах здорового питания и влияние знаний на когнитивные способности детей. С этой целью был проведен опрос 70 школьников, находящихся на обучении в МБОУ «СОШ №16» и МБОУ «Гимназия№4». В результате исследования была отмечена низкая информированность детей о правильном питании , а так же прямая зависимость рационального питания и когнитивных способностей детей. На основании исследования нами был разработан интерактивный урок-игра для школьников, представляющий полную информацию о «здоровых продуктах», который может быть использован для работы с детьми в лечебных учреждениях, а так же в общеобразовательных организациях для проведения уроков по «Здоровому питанию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FOOD ON COGNITIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

The purpose of the study was to study the awareness of primary school children about the principles of healthy eating and the effect of knowledge on the cognitive abilities of children. For this purpose, a survey was conducted of 70 schoolchildren who are studying at MBOU "Secondary School № 16" and MBOU "Gymnasium №4". As a result of the study, low awareness of children about proper nutrition was noted, as well as a direct relationship between nutrition and cognitive abilities of children. Based on the study, we developed an interactive lesson game for schoolchildren, providing complete information about “healthy foods”, which can be used to work with children in medical institutions, as well as in general educational organizations to conduct lessons on “Healthy nutrition”.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 613.21

Ш ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сергеенкова А.С., СтыгарЕА., Дружинина Т.В.

Научный руководитель - к.м.н., доцент Дружинина Т.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.Крупской, 28

207_segeenkova_as@mail.ru - Сергеенкова Анастасия Сергеевна

Резюме: целью исследования явилось изучение осведомленности школьников младшего школьного возраста о принципах здорового питания и влияние знаний на когнитивные способности детей. С этой целью был проведен опрос 70 школьников, находящихся на обучении в МБОУ «СОШ №16» и МБОУ «Гимназия№4». В результате исследования была отмечена низкая информированность детей о правильном питании , а так же прямая зависимость рационального питания и когнитивных способностей детей. На основании исследования нами был разработан интерактивный урок-игра для школьников, представляющий полную информацию о «здоровых продуктах», который может быть использован для работы с детьми в лечебных учреждениях, а так же в общеобразовательных организациях для проведения уроков по «Здоровому питанию».

Ключевые слова: здоровое питание, дети младшего школьного возраста, когнитивные способности.

i INFLUENCE OF FOOD ON COGNITIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE.

SergeenkovaA.S., StygarE.A., Druzhinina T.V.

Supervisor - PhD, associate professor Druzhinina T.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

207_segeenkova_as@mail.ru - Sergeenkova Anastasia Sergeevna

Summary: The purpose of the study was to study the awareness of primary school children about the principles of healthy eating and the effect of knowledge on the cognitive abilities of children. For this purpose, a survey was conducted of 70 schoolchildren who are studying at MBOU Secondary School № 16"and MBOU Gymnasium №4" As a result of the study, low awareness ofchildren about proper nutrition was noted, as well as a direct relationship between nutrition and cognitive abilities of children. Based on the study, we developed an interactive lesson game for schoolchildren, providing complete information about "healthy foods", which can be used to work with children in medical institutions, as well as in general educational organizations to conduct lessons on "Healthy nutrition ".

Key words: healthy nutrition, young children of middle age, cognitive abilities.

Введение. Правильное питание (ПП) представляет собой одну из важных составляющих здорового образа жизни ребенка любого возраста.

Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, поэтому школьную среду можно использовать для формирования у детей правильных навыков и стереотипов питания [3].

Физиологические особенности школьников характеризуются интенсивностью роста, напряженностью процессов метаболизма, половым развитием в пубертатном периоде, увеличением энергетических затрат и формированием типа нервной деятельности. Для детского возраста характерно увеличение умственной и физической нагрузок в связи с сочетанием учебных занятий в школе с производственным процессом и спортом. Поэтому восполнение энергетических затрат школьников и их гармонического развития чрезвычайно важно рациональное питание, обеспечивающее растущий организм необходимыми пищевыми веществами в правильном (качественном) соотношении и достаточном количестве [1]. К числу наиболее значимых отклонений в состоянии питания дошкольников и школьников РФ относится избыточное потребление насыщенных жирных кислот, сниженное потребление ю-3 ПНЖК, избыточное потребление соли, специй, сахара [6]. Правильное (или здоровое) питание включает следующие компоненты: фрукты, овощи, бобовые (например, чечевица, фасоль), орехи и цельные злаки, 5 порций фруктов и овощей в день, свободные сахара должны составлять менее 10% от общей потребляемой энергии, жиры менее 30% и кратность питания 3-4 раза в сутки [4]. Можно предположить, что недостаток тех или иных питательных веществ в детском возрасте может приводить к нарушению развития и работы мозга. Подтверждением этого являются многочисленные исследования детей в развивающихся странах, в ситуациях голода и социальных потрясений, которые показывают, что недостаток питания приводит к выраженным нарушениям работы мозга, которые часто не восстанавливаются даже при восполнении дефицита питания. Для общей детской популяции РФ более характерен дефицит отдельных минералов и витаминов, связанный с неправильным или неадекватным питанием [2].

Сбалансированное питание в детском возрасте способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, поэтому изучение вопросов пищевого поведения школьников приобретает особое значение [5].

Целью исследования явилось сравнительное изучение осведомленности школьников начальных классов о здоровом питании и его влиянии на когнитивные способности у детей, обучающихся в средней образовательной школе и гимназии.

Методика и методы исследования.

Изучение знаний о правильном питании и его влиянии на когнитивные способности проведена на основании анонимного опроса 70 школьников начальных классов, из них 35 (50%) человек обучались в МБОУ «СОШ №16» (11 (31,4%) мальчиков и 24 (69,6%) девочки) и в МБОУ «Гимназия№4» также 35 (50%) человек (13 (37,1%) мальчики и 22 (62,8%) девочек). В обеих группах статистически значимых гендерных различий не было.

Разработанная нами анкета содержала два блока вопросов. В первый блок входили вопросы относительно знаний школьников о принципах и режиме здорового питания, потребляемых продуктах и их предпочтениях (таблица 1). С каждым вопросом школьникам предлагались несколько вариантов ответов, из которых они выбирали наиболее подходящий вариант. Правильные ответы на вопросы о питании составлены на основании рекомендаций ВОЗ и включали 1-2 верных варианта о ПП. На основании ответов на первые 5 вопросов о здоровом питании детей разделили на две группы: А) преимущественно знающие о принципах ПП, выбравших 3 и более правильных ответа, и Б) недостаточно знающие о ПП, имеющие менее 3 верных ответов о здоровом питании.

Во втором блоке школьникам предоставлены две методики для оценки когнитивных функций произвольного внимания (методика «Расстановка чисел») и памяти (методика «Оперативная память»). В первой методике было необходимо в течение 2 минут расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала. Вторая методика включала в себя 10 рядов из 5 чисел в каждом. Главной задачей было запомнить эти 5 чисел в том порядке, в котором они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в предоставленном бланке. На выполнение этих двух тестов детям было отведено 5 минут. Использована простая статистика с критическим уровнем значимости 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для оценки информированности школьников о ПП и потребляемой ими пищи, был составлен перечень вопросов о употребляемых продуктах питания. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. «Оценка правильности питания школьников младшего возраст»

Вопросы Варианты ответов МБОУ СОШ №16 35 человек (100%) МБОУ «Гимназия №4» 35 человек (100%)

1. Чтобы Вы выбрали в качестве перекуса? Шоколадку, печенье 13 (37,1%) 14 (40%)

Фрукты (яблоко, банан, грушу и т.д.) * 8 (22,9%) 8 (22,9%)

Бутерброд, булочку 14 (40%) 13( 37,1%)

2. Как часто Вы употребляете в пищу свежие овощи и фрукты? Каждый день * 9 (25,7%) 9 (25,75%)

1-3 раза в неделю 11 (31,4%) 9 (25,75%)

1-2 раза в месяц 13 (37,1%) 17 (48,5%)

Реже 1 раза в месяц 2 (5,8%) 0 (0%)

3. Сколько ложек сахара Вы кладете в чай, кофе? Пью без сахара 4 (11,45%) 3 (8,6%)

Одну * 7 (20%) 8 (22,8%)

Две 20 (57,1%) 18 (51,4%)

Три и более 4 (11,45%) 6 (17,2%)

4. Употребляете ли Вы в питании продукцию «фаст-фуд» (продукты «быстрого питания»)? Да, практически ежедневно 2 (5,7%) 2 (5,7%)

1-2 раза в неделю 15 (42,9%) 18 (51,4%)

1-2 раза в месяц 16 (45,7%) 14 (40%)

Не употребляю * 2 (5,7%) 1 (2,9%)

5. Сколько раз в день Вы кушаете? Нет регулярного питания 9 (25,7%) 5 (14,2%)

2-х разовое питание 11 (31,4%) 11 (31,4%)

3-х разовое питание * 9 (25,7%) 11 (31,4%)

4-х разовое питание * 6 (17,2%) 8 (23%)

6. По Вашему мнению, Вы придерживаетесь принципов здорового питания? Да 28 (80%) 27 (77,1%)

Нет 7 (20%) 8 (22,9%)

7. Оцените уровень своего питания по 5 балльной шкале. 4,3 балла 4,7 баллов

* правильные ответы на вопросы составлены на основании рекомендаций ВОЗ [7].

Среди всего многообразия ответов детьми были выбраны как правильные, так и неправильные ответы независимо от их возраста и обучения в разных учебных заведениях. Согласно полученным данным мы не выявили существенных отличий в осведомленности о здоровом питании у младших школьников, обучающихся в школе и гимназии, поскольку были минимальные различия правильных и неправильных ответов учеников, которые указаны в таблице 1. Обращает внимание, что питаются фаст-фудом и употребляют большое количество сахара дети из обеих школ и любого возрастного периода начальной школы.

В результате анкетирования детей разделили на две группы, преимущественно знающими о ПП были 32 человека (45,7%), из них 3 человека ответили правильно на 5 вопросов о ПП, 14 детей - на 4 вопроса и 15 - на 3 вопроса. В группу недостаточно знающих о ПП включили 38 (54,3%) детей, из которых большинством было выбрано менее 3 правильных ответов. Вопрос, на который дети наиболее правильно ответили «Сколько раз в день Вы кушаете?».

Для уточнения мнения детей о качестве собственного питания дополнительно были включены вопросы: «По Вашему мнению, Вы придерживаетесь принципов здорового питания?» и «Оцените уровень своего питания по 5 балльной шкале». Обращает на себя внимание, что 55 (78,6%) детей в обеих школах считают свое питание здоровым, однако из них лишь 17 человек (1/3 часть группы) выбрали преимущественно правильные ответы о здоровом питании. Обращает на себя внимание, что среди школьников из группы, преимущественно знающих о ПП, верно считают свое питание правильным лишь 17 (53,1%) человек.

Интерпретация результатов анкет о когнитивных функциях была основана на двух группах, знающих и недостаточно знающих о ПП. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2. Оценка влияния здорового питания на когнитивные способности детей.

Преимущественно знающие о ПП Недостаточно знающие о ПП

Наименование методики 32 человека 38 человек

Правильные Неправильные Правильные Неправильные

ответы ответы ответы ответы

«Расстановки чисел» 21 (63,6%) 12 (36,7%) 16 (48,4%) 17 (51,6%)

«Оперативная память» 25 (75,7%) 8 (24,3%) 18 (54,5%) 15 (45,5%)

В группе детей, знающих о принципах здорового питания, отмечаются более сохранные когнитивные способности, в частности, больше правильных ответов при тестировании о произвольном внимании - 21 (63,6%) человек и оперативной памяти - 25 (75,7%) детей по сравнению с детьми из группы, недостаточно знающих о ПП.

Выводы

1) Среди школьников установлен относительно низкий уровень информированности о ПП независимо от возраста детей и места обучения.

2) Не получено существенных отличий в осведомленности о здоровом питании у младших школьников, обучающихся в средней образовательной школе и гимназии.

3) Отмечается прямая зависимость знаний детей о ПП и возможном здоровом питании и их когнитивных способностей произвольной памяти и оперативного внимания.

4) Нами был разработан интерактивный урок-игра для школьников, представляющий полную информацию о «здоровых продуктах», который может быть использован для работы с детьми в лечебных учреждениях, а так же в общеобразовательных организациях для проведения уроков по «Здоровому питанию».

Литература:

1. Клейменов В.Н. , Романцов М.Г., Высочина Л.В. Основы медицинских и психолого-педагогических знаний в деятельности преподавателя школы, Москва, 2018. -35 с.

2. Волохова А.И., Панковец А.В. Питание ребенка от А до Я, Москва, 2015. -43 с.

3. Бондаренко Е.А., Белик С.Н., Жукова Т.В., Харагургиева И.М. Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи // Молодой ученый. - 2016. - №18.1. - С. 43-46.

4. Конь И.Я. Детская (педиатрическая) диетология (нутрициология): достижения и проблемы Педиатрия/2012/Том 91/№ 3. С.59-64.

5. Georgieff M.K. Nutrition and developing brain: nutrient priorities and measurements.//Am. J. Clin. Nutr. 2017; 85: Р. 614-620.

6. Бакирова М.А., Таракова Г.А. Влияние питания на здоровье школьников//Вестник №1- КазНМУУ 2016г, -235 с.

7. https://www.who.int/ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.