Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городков А.В.

Статья посвящена формам и методам работы учителя по сохранению и укреплению здоровье школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S HEALTH IS A PRIORITY TASK FOR PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the forms and methods of the teacher's work to preserve and strengthen the health of the student.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Городков А.В. преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Россия

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Статья посвящена формам и методам работы учителя по сохранению и укреплению здоровье школьника.

Ключевые слова. Здоровье, здоровьесбережение,

здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни.

Gorodkov A. V.

teacher-organizer of the basics of life safety Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod

CHILDREN'S HEALTH IS A PRIORITY TASK FOR PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. The article is devoted to the forms and methods of the teacher's work to preserve and strengthen the health of the student.

Keywords. Health, health-saving, health-saving technologies, healthy lifestyle.

Мы переживаем период времени, когда меняется не только общество, но и его запросы на образование подрастающего поколения. Страна нуждается в людях деятельных, творцах, способных брать на себя ответственность за жизнь людей, живущих в стране. Такие требования обусловили появление в школе развивающего обучения, составляющего основу личностно-ориентированного образования. Но возможно ли все это без здоровья?

Проблема здоровья человека, его укрепления и сохранения волновали человечество всегда. Так, Жан Жак Руссо утверждал, что «если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело: делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть всегда находится в движении; пусть всегда будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса

и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети».

Знаменитый советский педагог В.А. Сухомлинский так же уделял первостепенное значение здоровью ребенка. Он отмечал «Если ребенок несколько часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках — это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе — в саду, играть в снежки». [1]

Время доказало правдивость этих суждений. Здоровье ребенка сегодня является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ, а в будущем — решающим показателем качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения страны. Сегодня со стороны государства можно наблюдать повышение внимания к здоровью школьника. Оно красной нитью проходит в национальном проекте «Образование», ФГОС, Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. И для образовательного учреждения формирование у учащихся ответственности за свое здоровье является одной из важнейших задач. Выполнение задачи здоровьесбережения в образовательном процессе можно рассматривать как «сертификат безопасности» для здоровья, как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Задача-минимум в здоровьесбережении строится исходя из принципа «Не навреди!» -фундаментального принципа педагогики. Основной задачей здесь является выявление факторов, оказывающих, или способных оказать вредное воздействие на организм ученика, их устранение или, как минимум, локализацию. Образно можно сравнить эту задачу с «охраной труда» на производстве, которая широко применялась в советское время, да и сейчас не утратила своего значения. Только для ученика его «производством» является учеба, а охрана труда — это исключение негативного влияния на здоровье окружающей среды, создание благоприятных условий для учебы. В системе образования, среди применяемых здоровьесберегающих технологий, применяются самые разные подходы к охране здоровья, использующие следующие технологии, формы и методы работы:

1. Медико-гигиенические технологии. Мы традиционно относим все, что связано со здоровьем, к компетенции медицины, которая, как правило, занимается лечением болезней. Что касается школы в целом, то для медицины здесь главной задачей является создание приемлемых гигиенических условий, своевременное проведение профилактических мероприятий. Врач - гигиенист всегда оперативно может дать рекомендации в случае выявления каких-либо нарушений.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Основное их направление — физическое развитие: закаливание, тренировка силы,

выносливости, быстроты, гибкости и др. качеств, способствующих воспитанию тренированного, физически крепкого человека.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии. Это направление характеризуется созданием экологически оптимальных условий жизнедеятельности, гармоничных взаимоотношений с природой.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Реализуют эти технологии специалисты по охране труда, архитекторы, строители, представители инженерно-технических служб, пожарной инспекции, гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так как рекомендации этих специалистов являются обязательными для исполнения, они играют одну из важнейших ролей в общей системе здоровьесберегающих технологий.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Они наиболее значимы из всех перечисленных. Потому что психолого-педагогические приемы, методы, технологии, приемы используются каждодневно в ходе образовательного процесса. Таким образом, проблема обеспечения здоровья решается не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

Сегодня как никогда, возникает необходимость научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни. Этому «способствуют» экономическое и социальное неблагополучие многих семей, генетические нарушения, ослабление иммунитета, экологическая обстановка.

Что может предложить школа для сохранения здоровья школьника, формирование у него потребности в здоровом образе жизни?

Работу эту следует начинать с первых дней пребывания ученика в школе. И главное здесь — не вызвать отвращение к учебе объемом свалившихся вдруг заданий. Нагрузка должна быть постепенной и приносить радость от проделанного труда. В классе должен быть создан комфортный микроклимат, как моральный, так и бытовой.

Чтобы не вызвать негативное отношение к учебе, дети не должны быть перегружены. Ведь сегодня они «переваривают», кроме учебной, очень много информации из различных источников. Это надо учитывать и стараться соблюдать баланс подачи и усвоения информации. Усложняется задача тем, что в классе 25 учеников и все они разные, к каждому нужен свой подход. Ученику младших классов хватает нагрузки, данной учителем в классе, поэтому, если свести к минимуму домашние задания для него, то никто не проиграет от этого. Ребенок отдохнет и более плодотворно будет работать на следующем уроке под руководством учителя.

Важными представляются динамические паузы для детей. Ребенок всегда подвижен, особенно маленький. Его гиперактивность заложена природой как необходимый элемент физического совершенствования. Поэтому задача педагога не останавливать его замечаниями, а наоборот, создавать условия для «выплеска» накопившейся в нем энергии. Этому способствуют игры, прогулки, экскурсии. Может быть, мы придем к тому, что будут созданы условия для занятий на свежем воздухе, в «летнем классе».

Нельзя забывать и недооценивать важность утренней физической зарядки и физкультминутки. Заметил, что дети устали от выполнения задания? Прерви урок на 2-3 минуты, проведи небольшую разминку для тела и глаз. От этого урок не пострадает, все только выиграют.

Наверное нет такого родителя, который не хотел бы видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Того же хотим и мы, педагоги. Поэтому соединение усилий в этой работе учителя и родителей очень важно для становления ребенка как личности. И если нет понимания между родителем и учителем, а такие случаи встречаются, то проигрывает в этом случае всегда ученик. Поэтому трудно переоценить ту пользу, которую извлекают все участники процесса обучения и воспитания от организации и проведения совместных мероприятий с участием учителя, родителей, учеников.

Не трудно дать исчерпывающий перечень мероприятий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников. Но у каждой школы свои возможности и предпочтения, которые реализуются по-разному. Результат только вот появляется там, где кропотливый, каждодневный труд по здоровьесбережению учеников, их родителей и учителя дополняют друг друга, что несомненно приводит к достижению поставленной цели.

Использованные источники:

1. В. А. Сухомлинский Павлышская средняя школа. М., «Просвещение», 1969.

2. В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе, М.: ВАКО, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.