Научная статья на тему 'ЦЕЛЬ - САМОВОСПИТАНИЕ'

ЦЕЛЬ - САМОВОСПИТАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городков А. В., Зайцева А. А.

Статья посвящена проблемам воспитания и самовоспитания в школе, их роли в становлении и развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOAL IS SELF - EDUCATION

The article is devoted to the problems of education and self-education in school, their role in the formation and development of the individual.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЬ - САМОВОСПИТАНИЕ»

УДК - 377

Городков А.В.

преподаватель-организатор основ безопасности

жизнедеятельности МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород Зайцева А.А. учитель информатики МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород

ЦЕЛЬ - САМОВОСПИТАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена проблемам воспитания и самовоспитания в школе, их роли в становлении и развитии личности.

Ключевые слова. Воспитание, самовоспитание, поступать правильно, жизненные ценности, общество.

Gorodkov A. V.

Security Foundation Teacher life activity of MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod Zayceva A.A. teacher of informatics MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod

THE GOAL IS SELF - EDUCATION

Annotation. The article is devoted to the problems of education and self-education in school, their role in the formation and development of the individual.

Keyword. Education, self-education, doing the right thing, life values, society.

Еще совсем недавно было время в практике учителя, когда все требования сводились к качеству предоставления образовательных услуг. О воспитании речи не шло. Но так не бывает. Хочет того учитель, или нет, он все равно оказывает на ученика воспитательное воздействие. Он может быть образцом для подражания, а может совсем наоборот - вызывать у ученика чувство неприязни и даже, в отдельных случаях, ненависти. Дело может даже дойти до «рукопашной», как это было недавно в одной из школ нашего города - старшеклассник и молодой учитель информатики именно таким

способом выясняли отношения. Конфликт погасили, а вот проблема не ушла.

Как бы то ни было, ошибка была исправлена. Обучение и воспитание воссоединились в документальном обороте нормативно-правовых актов и на сегодняшний день выстроена целая система воспитательной работы в каждом учебном заведении, которая предполагает великое множество мероприятий воспитательного характера.

Но как измерить воспитанность человека? За знания мы выставляем оценки. А как оценить воспитание? А самое главное, что надо сделать, чтобы выпускник выходил со стен школы не только образованным, но и воспитанным. Никогда грамотным не будет тот ученик, который не будет стремиться овладеть знаниями, точно так же и не будет воспитанным тот человек, который не будет заниматься самовоспитанием. Педагогу остается только побудить ученика к самовоспитанию, что не так -то просто. В советское время, помню, в табеле об окончании учебного года, или школы было написано: «...при примерном (удовлетворительном) поведении показал следующие знания:.». Удовлетворительное поведение говорило о плохой воспитанности и никто не хотел, чтобы эта надпись была в документе об окончании учебного заведения.

Сегодня этого нет. Поведение в школе ученика никакого отражения в аттестате не находит. Может быть, и это дает почву ученику вести себя так, как он считает нужным, ни с кем и ни с чем не считаясь. Он просто не задумывается о своем поведении, а значит результат воспитательного воздействия на такого ученика нулевой. По мнению В.А. Сухомлинского, наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе: что во мне хорошего и что плохого? Василий Александрович утверждал: «самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек не посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». [1]

В процессе обучения и воспитания мы можем наблюдать, как ученик «начинает думать о самом себе». Особенно это заметно классному руководителю на рубеже перехода со среднего звена в старшее. Еще в 7-8 классе школьник может проявлять легкомыслие, он способен совершать необдуманные поступки, с ленцой относится к учебе, не сдерживать данные им самим обещания. Но уже к концу 9 класса, а тем более в 10 -11 классах, мы наблюдаем молодого человека или девушку, наделенных стремлением к учебе. А все потому, что они задумались над собственной судьбой.

На практике мы часто встречаем детей, которые ведут себя как люди воспитанные. Но только в присутствии взрослых, на людях. И как меняется человек, когда чувствует свою безнаказанность, когда он точно знает, что все ему сойдет с рук, когда знает, что его нехороший поступок никто не видит и никто о нем не узнает. Про такого человека говорят: «он бессовестный». Важность и трудность воспитания совести подчеркивал и

А.С. Макаренко: «Я понял, что легко научить поступать человека правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно...».[2]

Учителя, наряду с родителями, являются самыми первыми и главными наставниками, вдохновителями, хранителями, созидателями духовной жизни человека в годы его становления как личности. Очень важно зародить и укрепить у ученика силу духа, которая позволила бы ему властвовать над собой. Если это произойдет, такой человек многого в жизни добьется. Процесс этот мы называем самовоспитанием. И учить самовоспитанию вовсе не означает проведение цикла разного рода мероприятий. Требования современного образовательного стандарта, закрепленного в законах, если говорить коротко, предполагает, чтобы ученик сам добывал знания, сам как бы открывал ту или иную истину, пусть даже давно всем известную. В этом суть. Это побуждает к саморазвитию. Так же и в воспитании. Оно, в первую очередь, должно побуждать к самовоспитанию, и процесс этот неизмеримо более трудный, чем кажется на первый взгляд. Подобрать ключик, побуждающий к самовоспитанию -вот главная задача воспитателя-педагога. Каждый ребенок - это совершенно особый, уникальный мир. Проникнуть в этот мир, сделать так, чтобы идеалы воспитателя и воспитуемого переплелись в их стремлении, интересах, мыслях, переживаниях - вот к чему должен стремиться настоящий воспитатель. Сегодня история развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Обществом выработаны новые приемы, позволяющие формировать цель, идеал и задачи самовоспитания. Это самовоспитание, самоконтроль, самообязательства, самоотчет, осмысление собственной деятельности и поведения. Все это дает положительный эффект. В то же время мы все должны понимать, что главное воспитательное воздействие, все же, оказывает общество, социально политический строй, характер сложившихся общественных отношений. Если коллектив, общество здоровы, то и человек, воспитанный в таком обществе будет стремиться к самовоспитанию в лучших традициях такого общества. Если же общество поражено коррупцией, воровством, преступлениями против личности, пьянством и наркоманией, то в таком обществе, согласитесь, воспитать порядочного человека практически не представляется возможным. Россия - великая страна, которая знала на протяжении развития и взлеты и падения, но всегда находила выход из самых трудных, безвыходных, казалось бы, положений. И сегодня она переживает не лучшие времена. Преодолеть трудности и стать на ступеньку развития стране как раз и поможет человек, овладевший собой, ориентирующийся на понимание истоков дошедших до нас традиций,

усвоивший уроки самовоспитания и твердо следующий по пути эволюции культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей.

Использованные источники:

1.В.А. Сухомлинский. Моя педагогическая вера. «Юность» №9, 1968

2.В.А. Сухомлинский. Нравственный идеал молодого поколения. М., Издательство АПН РСФСР,1961

3. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием / А.И. Кочетов. - Высшая школа, 1986

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.