Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / СЕМЬЯ / ДРУЖБА / ВЗАИМОПОМОЩЬ / СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ / ОРИЕНТИРЫ ОТ ГОСУДАРСТВА / ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городков A. V.

Статья раскрывает отдельные вопросы, возникающие в ходе образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Даются рекомендации, направленные на улучшение воспитательного потенциала в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN A MODERN SCHOOL

The article reveals some issues that arise in the course of the educational and educational process in a comprehensive school. Recommendations aimed at improving the educational potential in a modern school are given.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Городков А.В. преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Гимназия №22» г.Белгород

ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья раскрывает отдельные вопросы, возникающие в ходе образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Даются рекомендации, направленные на улучшение воспитательного потенциала в современной школе.

Ключевые слова. Воспитание, патриотизм, Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, ориентиры от государства, единый процесс, воспитательные программы.

Gorodkov A. V.

teacher-organizer of the basics of life safety MBOU "Gymnasium No. 22" city of Belgorod

PRIORITIES OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN A MODERN

SCHOOL

Annotation. The article reveals some issues that arise in the course of the educational and educational process in a comprehensive school. Recommendations aimed at improving the educational potential in a modern school are given.

Keywords. Education, patriotism, Motherland, family, friendship, mutual assistance, sports and health, guidelines from the state, a single process, educational programs.

Уже в сентябре 2021 года воспитательный процесс в школах пополнится нововведениями. Воспитание, наряду с обучением, займет свое законное место в системе начального, основного общего и основного среднего образования. Предполагается, что оно будет строиться на принципах патриотизма, уважении к старшим, и др. ценностях, приобретет силу закона, который, будет направлен на реализацию поправок, вынесенных и принятых в ходе общероссийского голосования по Конституции. В предложенных нормах закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России, при этом на государство возлагается обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Школьная

программа воспитания, согласно законопроекту президента, должна быть направлена на формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. В списке ориентиров также уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. Другие цели воспитания: бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде. Нельзя сказать, что этим школа не занималась до этого. А что изменится с введением нового закона? Поможет ли он любить Родину так, как ее любили и защищали наши деды? Не превратится ли очередной план воспитания в школах в набор «ура-патриотических» мероприятий, толку от которых будет мало? Теперь будет принята единая программа воспитания в стране, а школы смогут выбрать конкретные методики, основываясь при этом на ориентирах от государства и составить свои программы и календари мероприятий. При этом должны учитываться мнения родительских комитетов и советов учащихся. Сказано не плохо. Только вот режет слух словосочетание «ориентиры от государства». Что здесь имеется ввиду? Если государство будет определять каноны любви к самому себе и требовать исполнения их в полном объеме, с отчетами о проделанной работе, графиками достижения воспитанности и т.д. то это пользы не принесет. Тем более наши школы еще не ушли от того, чтобы сразу все понять в буквальном смысле и взять «под козырек», к неукоснительному исполнению. Успокаивает то, что это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы, как подчеркнул министр Кравцов, а систематизация той работы, которая уже в них ведется.

Сформулированы базовые ценности, на которых будет основано воспитание. Это Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность в команде. Процесс образования и воспитания будет единым, все учителя будут участвовать в этой работе. Но разве он не был единым? Любовь к Родине..., готовность к самопожертвованию ради Родины. Хорошие, высокие слова, зовущие молодого человека к поступкам и открытиям. Но не получится ли так, что под этим лозунгом молодых людей начнут склонять к любви своего правительства, государства. И такой поворот имеет основания для беспокойства. В Российской Федерации уже сменилось более 13-ти правительств, очень сложно полюбить и разлюбить каждое из них. Страна тоже поменяла государственный строй - из социалистического государства превратилась в нечто, слегка напоминающее строй капиталистический, испытывать любовь к которому вряд ли кто будет. Из сказанного вытекает, что основой должна служить любовь к Родине. А государство и правительство могут или способствовать этой любви, или наоборот, убивать своими действиями это светлое человеческое чувство. Мое глубокое убеждение состоит в том, что воспитание не нуждается в широте и разнообразии мероприятий,

посвященных воспитанию. Воспитываем мы молодых людей через свое отношение к делу, свой авторитет, свое понимание жизни, которое сложилось и передалось нам от предыдущих поколений. Если ребенок увидел в тебе человека, то все твои действия и речи будут для него примером. Он будет верить тебе и следовать тому, что ты сказал. Поэтому лучшее воспитание в школе - это высокопрофессиональный учитель любого предмета. Сегодня идут дискуссии о том, чтобы дети в школе занимались физическим трудом, за собой убирали, ухаживали за цветами, убирали территорию и т.д. Наверное, это правильно. Они должны научиться ценить чужой труд, сами приучиться выполнять эту работу - в жизни это им обязательно пригодится. И правильно поступит тот учитель, который перед уборкой территории поставит задачу, скажет, что делаем мы это для того, чтобы наша школа была красивой, чистой, сам примет в этом участие и покажет пример. Это лучшее воспитательное мероприятие. Сказано мало, сделано много и в душе ребенка остался добрый след. А если в конце работы подвести итоги, назвать лучших, то дети сами в следующий раз захотят работать, потому что увидят, что их труд нужен, его ценят. Если же мы просто выведем детей на территорию и укажем что сделать и когда закончить - результата не будет. Ни в воспитании, ни в проделанной работе. Физический труд должен быть направлен во благо, нести воспитательную нагрузку, и не важно, какую работу вы выполняете -убираете территорию, сажаете деревья или собираете макулатуру. Общественно-полезным трудом, как средством воспитания, замечательно оперировал выдающийся педагог А.С. Макаренко. А В. А. Сухомлинский отмечал, что радость труда - это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены[1].

Часто работа по воспитанию скатывается к проведению крупных, значимых акций и мероприятий. Это бессмертный полк, возложение цветов в день Победы к памятникам героям войны, акции тина «Крым наш» и др. Они, конечно, нужны. Но если все остальное время не помнить об этих событиях, не говорить о них, то эффект воспитания будет ничтожен. И только систематическая, целенаправленная работа приносит плоды, дает результат. Хотел бы поделиться отдельными моментами, которые, на мой взгляд, можно и нужно использовать в воспитательном процессе:

• Судьба распорядилась так, что мы живем в великой стране, имеющей замечательную, богатую положительными примерами историю. У нас отличная воспитательная база, замечательные люди. Есть все для получения результата. Нужно только старание, упорство и терпение и все получится. Используйте историю и наследие великой державы в своей работе. Не каждый народ имеет такую возможность.

• Не надо «изобретать велосипед». Крути педали! Добросовестно делай все на своем месте от тебя зависящее и результат не заставит себя ждать. Лучший воспитательный пример - это твое отношение к делу.

•Отдели «мух» от «котлет». Только Родина имеет первостепенное значение. Не допускай подмены понятий. Даже если власть не уважают, Родину все равно любят. Потому как власть приходит и уходит, меняется, а Родина остается всегда.

• Не плюй в прошлое. Из прошлого извлекают уроки, на нем учатся, чтобы впредь не допускать ошибок.

• Помни! Чтобы ты ни делал, ты несешь воспитательный потенциал. Придай положительный заряд этому потенциалу.

• Меньше слов о патриотизме, больше дела. Ученик должен быть сопричастен к тому, что вы ему пытаетесь донести. Можно урок просидеть, слушая умную речь учителя (что чаще всего бывает), а можно вступить в дискуссию по интересующим вопросам. Выбирайте всегда второй вариант, он принесет больше пользы.

• Старайтесь не «возвышаться» над учеником, не «давить» его опытом и знанием жизни, а вести диалог на равных. Пусть он сам сделает правильный вывод и порадуется своему открытию.

• Держите тесный контакт с родителями. Семья и школа должны стать единым звеном в цепи мероприятий по обучению и воспитанию молодого человека.

Повторю известную мысль А.С. Макаренко, который утверждал, что нельзя все задачи воспитания решить одним средством. А В.А. Сухомлинский, дополняя его слова о воспитании, настаивал на том, что и исключить из воспитания нельзя хоть какую - ни будь сторону. Упустите, что ни будь одно: воспитание трудолюбия, воспитание убеждений, воспитание человечности и не решите никакой другой задачи. У педагога никогда не наступает момент, когда бы он вздохнул спокойно и с чувством выполненного долга перестал заниматься воспитанием. Это только курс предмета можно изучить. А имеет ли границы воспитательный процесс? Можно ли сказать, что все, этого человека ты уже воспитал? Отчасти. Если человек задумался о самом себе, оценивает, что в нем хорошего и что плохого - это уже результат, значит, наши усилия принесли плоды.

«Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание. Учить самовоспитанию неизмеримо труднее, чем организовать воскресное времяпрепровождение» - так характеризовал основную цель воспитания В.А. Сухомлинский [2]

Воспитание - это непрерывный процесс. Его можно сравнить с лодкой, которая плывет против течения. Пока ты гребешь, налегаешь на весла - лодка плывет вперед. Опустил весла - тебя течением сносит назад. Поэтому, коллеги, только вперед! Вместе у нас все получится.

Использованные источники:

1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. «Радяньска школа»,1969

2. Сухомлинский В.А. Воспитание и самообразование. «Советская педагогика», №12,1965

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.