Научная статья на тему 'К вопросу о национальном воспитательном идеале'

К вопросу о национальном воспитательном идеале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕН-НОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошевик Елена Александровна

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания современных школьников. Предпринята попытка соотнести и выявить значимость как образовательной, так и воспитывающей деятельности в конкретном образовательном учреждении. Автор делится размышлениями об утрате многих воспитательных традиций в обществе, семье, школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о национальном воспитательном идеале»

УДК 37.035.6

Е.А. Грошевик К вопросу о национальном воспитательном идеале

Аннотация: Статья посвящена

проблемам духовно-нравственного воспитания современных школьников. Предпринята попытка соотнести и выявить значимость как образовательной, так и воспитывающей деятельности в конкретном образовательном учреждении. Автор делится размышлениями об утрате многих воспитательных традиций в обществе, семье, школе.

Ключевые СЛОва: духовно-нравствен-ное развитие школьника, воспитание, ценностные ориентиры, воспитательные традиции, социальный заказ.

Слова Д.И. Менделеева: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего», -многое объясняют в состоянии современного российского общества. До начала глобальных перемен в стране в 90 — е годы XX века к воспитанию в школе относились достаточно серьезно. В воспитательном процессе совместно участвовали школа, пионерская и комсомольская организации, а также целая сеть бесплатных для родителей учреждений дополнительного образования. Конечно,воспитание было предельно идеологизировано. Но когда школа все усилия направила на учебный процесс, а воспитание оказалось в тени, то мы это сразу почувствовали по снижению уровня культуры общества. Некоторые ученые-социологи, философы говорят даже о его нравственной деградации. А что мы наблюдаем в школе сегодня? Главный показатель хорошей работы учителя - высокие баллы ЕГЭ его учеников. Основание для увеличения стимулирующей части заработной платы - участие ученика в научных конференциях, победы на предметных олимпиадах и также результаты ЕГЭ. Но ни высокий уровень интеллекта, ни научность знаний вовсе не гарантируют того, что человек с уважением относится к старшим, любит

свою Родину или элементарно не мусорит на улице. Зато какие изощренные схемы преступлений может родить и воплотить в жизнь интеллектуально развитый, но не обремененный высокими нравственными устоями мозг.

В последнее десятилетие на первое место родители выдвигали формирование интеллектуальных качеств детей. И наша школа в своей программе развития и образовательной деятельности соответствовала запросам родителей. Школа предоставила родителям целый спектр образовательных услуг как бесплатных, так и оплачиваемых дополнительно. По статистике, среди обучающихся в начальной школе наибольшую популярность имели такие платные образовательные услуги, как обучение решению нестандартных задач, курсы «Секреты русского языка» (формирование орфографической грамотности), «Умники и умницы» (развитие логического мышления). Несомненный положительный результат: ученики нашей школы традиционно успешно участвуют в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и играх, занимая призовые места. В 2009 - 2010 учебном году наша школа вышла на первое место по результатам участия в олимпиадах среди общеобразовательных школ города Перми.

Но вопросы воспитания в погоне за высокими образовательными результатами отошли на второй план. Следует отметить, что родители большинства учащихся начальной школы и среднего звена формировались в личностном плане в период смены социального строя в нашей стране. Они уже не участвовали в деятельности пионерской и комсомольской организаций, либо их идеалы рухнули в процессе перестройки. В то же время социалистические и коммунистические ценности не всегда были заменены в сознании молодежи какими-то другими (например, религиозными). Поэтому поколение современных родителей, к которым я отношу и себя, столкнулось с объективными трудностями в воспитании детей.

Результатом такого отношения семьи и школы к воспитательному процессу стало увеличение количества случаев употребления учащимися спиртных напитков, нанесения побоев, оскорбления личности; засорение детской речи нецензурной лексикой. Это характерно не только для подростков, но и для учеников начальных классов. В школе есть

© Грошевик Е.А.,2011

138

даже первоклассники, состоящие на внутриш-кольном учете за использование ненормативной лексики и драки с одноклассниками.

Тяжело сформировать у детей ценностные отношения к людям,обществу,труду,когда нет ни нравственных идеалов, к которым можно стремиться, ни семейных традиций, ни моральных ограничений в поступках и нормах жизни. Наши дети часто обладают большим объемом знаний, более компетентны в поиске и овладении информацией, чем их родители, на «ты» общаются со сложной цифровой техникой^ легкостью парят в виртуальном мире. Но они жестоки к близким и сверстникам, не умеют решать конфликты мирным путем, циничны,не собираются создавать семьюи обладают психологией потребителей. По результатам анкетирования, родители МАОУ «СОШ №100» называют доброту (40%) как основное качество личности, которое должна воспитывать школа. На втором месте - уважение к взрослым, старикам, родителям (33%). Следом - уважение к сверстникам (25%). Отзывчивость (21%), любовь к людям, милосердие, сострадание (13%) - вот каких качеств родителям не хватает в собственных детях.

Не менее важным родители считают формирование отношения к труду. В конце XIX века сельский подросток умел выполнять приблизительно 70 видов трудовых операций. В первой половине XX в деревнях дети с 3-4 лет имели домашние обязанности: ухаживать за животными (пасти гусей, кормить цыплят), работать в огороде (пропалывать грядки), рукодельничать (вышивать, вязать, ремонтировать одежду). А с 12 лет подростки работали наравне со взрослыми, вместе с родителями и старшими детьми выходили на полевые работы: например, косили, убирали сено. Мои родители, выросшие в деревне, участвовали в таком совместном семейном труде. Например, для помощи в строительстве дома или в покосе травы для одного из братьев и сестер собирались все остальные члены огромной семьи,включая старых и малых. Затем также помогали и семьям остальных родственников. Работа шла скоро, весело, с песнями и шутками. Всем, даже детям, находилось задание по силам. Именно это помогало объединить все поколения семьи в единое целое, с детства формировало у детей ответственность, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям.

Мое поколение, в том числе и большая часть родителей наших учеников, еще участвовало в коллективных субботниках, сборе металлолома и макулатуры, шефской помощи ветеранам, детским домам, детским садам. На селе и сейчас подросток выполняет до 50 видов сельскохозяйственной и домашней работы. Но наши городские дети практически лишены возможности трудиться на пользу семьи и общества. Помощь детей дома минимальна,не все имеют четкие домашние обязанности. Дай этот несложный труд - например, уборка в комнате или мытье посуды, сводится к товарно-денежным отношениям, когда родители торгуются с ребенком за любой вид деятельности, включая учебную (получение денег за хорошие оценки). На дачу или приусадебный участок ребенок ездить отказывается или не может по причине нехватки времени (занят учебой, спортом, творчеством, выполнением домашнего задания и т.д.). Труд в школе ограничивается дежурством по классу, да и то часть родителей недовольна тем, что ребенка «заставляют» работать физически. Иногда родитель доходит с жалобой на то, что ребенка заставляют мыть пол в кабинете,до вышестоящих организаций. Затрудовуюпрактику дети предпочитают получать деньги, либо внести в фонд школы родительские деньги или материальные ценности, чтобы не отрабатывать. Люди, чьи профессии связаны с физическим либо низкоквалифицированным трудом, глубоко презираются детьми. Спросите о том,как дети относятся к физическому труду и его результатам, у школьной уборщицы. Можно сказать, что мы воспитали поколение потребителей вещей, услуг и удовольствий. Многие семьи имеют высокие стабильные доходы, детям покупают дорогие вещи, цену которым они не знают, а аппетиты постоянно растут. И родители уже почувствовали, что дети не любят и не хотят трудиться и заставить их работать практически невозможно. Родители отчетливо понимают, что без помощи школы им с этой проблемой не справиться. 23% родителей считают, что школа должна воспитать у ребенка трудолюбие.

Результаты анкетирования, безусловно, говорят о том, что в обществе и в школе как наиболее чувствительной его части назрела необходимость смены приоритетов. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - это

свидетельство того, что государство вплотную занялось вопросами воспитания своих маленьких граждан. Не знаю, как другим учителям, но мне, как заместителю директора по воспитательной работе, важно знать, что «обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики...» Обсуждение «Концепции...» с коллегами на педагогическом совете и с родительской общественностью на родительских собраниях показало, что мы готовы к усилению роли воспитания в школе. Практически не вызывают вопросов базовые национальные ценности, которые провозглашает «Концепция...». Никто не выступает против безусловных нравственных ориентиров: патриотизма, семьи, труда, творчества, природы, человечества.

Основным предметом обсуждения стал «национальный воспитательный идеал». Каждое слово этой категории требует серьезного осмысления. Было бы так замечательно воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны...». Но кто из нас, взрослых: родителей,педагогов - может считать себя именно таким «компетентным гражданином России»? А главным принципом, на котором должно основываться духовно-нрав-ственное развитие обучающихся,назван именно нравственный пример педагога. «Концепция...» перечисляет нам основные вехи развития воспитательного идеала от средневековья до наших дней. И каждый исторический период имел свои идеалы и образцы высокой нравственности, к которым простые граждане, как предполагалось, должны были стремиться. В православии - это образы Иисуса Христа и Святых отцов, которые и сегодня актуальны для православных верующих. Подвиги Святых, их высокие нравственные качества и крепкая вера, описанные в «Житиях Святых», изучались в школе, прославлялись во время церковных праздников. В период монархии особым примером для граждан России служила личность правящего императора, отца нации. В годы социализма идеалом были В.И. Ленин, большевики, пи-онеры-герои, герои Великой Отечественной войны. В детстве мне понятно и доступно

объяснялось, «что такое хорошо и что такое плохо». Жизнеописания пламенных большевиков и пионеров-героев наглядно иллюстрировали положительные качества личности: любовь к Родине, честность, самоотверженность, верность товарищам. И я не считаю, что это плохо повлияло на мое духовно-нрав-ственное развитие. Какие же идеалы мы можем предъявить детям сегодня? Сможем ли найти примеры героизма и мужества, чести и доблести? Очень жаль, что уходят ветераны Великой Отечественной войны. Год от года все меньше участников войны могут прийти в школу к нашим детям, чтобы рассказать о том, как жилось стране в те страшные годы. Да и рассказы стареньких бабушек и дедушек мало привлекают ребят, говорят они тихо, часто непонятно,не так интересно и увлекательно, как участники телепроектов, телеведущие или радио-диджеи. Подвиг их становится для детей таким же далеким, как Куликовская битва или война 1812 года. Да и видят они ветеранов войны не в момент подвига и героизма (даже фильмов о войне многие не смотрели), а немощными, часто униженными государством и собственными детьми стариками. Те же, кто сегодня успешен и является объектом зависти и поклонения, часто не могут похвастаться высокими нравственными качествами. То и дело мы узнаем о громких разоблачениях и отставках в связи с коррупцией или преступной деятельностью власть имущих или громких скандалах с участием звезд шоу-бизнеса. Сможем ли мы противопоставить «современный национальный воспитательный идеал» такому притягательному и порочному идеалу богатства, наглости, бездуховности и разврата,который процветает на экране телевизора и в интернет-паутине?

С 90-х годов, когда наступила свобода от тотальной коммунистической идеологии,наше общество стало даже чересчур «свободно» от ценностей и национальных традиций. У большинства моих знакомых нет вообще никаких идеалов. Они абсолютно самодостаточны и считают, что главное в жизни - достичь максимального финансового благополучия и стабильности - неважно каким путем. Воровство у государства или компании, небольшой обман, мелкие махинации, обход законов приветствуются и считаются показателем ловкости и деловой смекалки. При этом никто из них не вступал в конфликт с законом и почти

все считаются довольно успешными членами общества. Будут ли они сотрудничать со школой и воспитывать своих детей в соответствии с национальным идеалом? Или мы встретим с их стороны противодействие воспитательной системе школы? Еще одна трудность при воплощении «Концепции...» связана с недостаточной социальной востребованностью воспитания. Нет единства требований семьи,школы и общества. Дома от ребенка часто не требуют ни выполнения трудовых обязанностей, ни ответственности за поступки, а отношение родителей к собственным детям варьируется от слепого обожания до полного равнодушия. В школе требуют послушания, соблюдения правил, выполнения инструкций учителя. А за дверями школы, в подростковой компании высоко ценятся уже совсем другие качества: независимость, предприимчивость, пренебрежение правилами и запретами, склонность к эпатажу и даже шокированию общества. Не стоит забывать, что значительную часть жизни наши дети проводят в виртуальном мире. Практически непрерывно они общаются «Вконтакте», болтают по ICQ, заходят на многочисленные интернет-сайты и получают доступ к любой информации. Многие родители вообще не контролируют эту сторону жизни своего ребенка. Какие духовные качества личности ценятся в виртуальном пространстве? Затрудняюсь ответить... Понятно, что возврата к обществу, где все ходят строем и голосуют хором, не хочет никто, да это и невозможно сегодня. Но как же хочется большего согласия и единства родителей, школы и всего российского общества в вопросе воспитания детей.

Режиссер и политический деятель Никита Михалков на заседании Государствен-но-патриотического клуба партии «Единая Россия», посвященном обсуждению «Концепции.. .»,высказал удивительно простую мысль: «...Мы должны прибрать в своей стране!..». Действительно, надо прибрать грязь на улицах^ подъездах,в лесах,да и в головах наших тоже хорошо бы прибрать: смести шелуху рекламы бесконечного потребления удовольствий, бездумного пьянства,приятного разврата. Быть может,это и есть наша национальная идея,способная объединить народ - прибрать страну, навести чистоту и на наших улицах, и в наших мыслях. Но тогда национальные ценности и национальный воспитательный идеал

нужно донести не только до сознания узкого круга педагогов, но и до всех граждан страны. Иначе учителям будет очень трудно руководствоваться в своей деятельности «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России», если сами граждане понятия не имеют о целях воспитания и тех ценностях и идеалах,которые прививаются их детям. К решению этой проблемы должны присоединиться средства массовой информации, интернет-ресурсы, социальная реклама, так пропагандируя духов-но-нравственные ценности, чтобы они стали действительно значимыми для молодого поколения России.

Библиографический список.

/. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / Серия «Стандарты второго поколения» / Учебное издание. М.: Просвещение, 2010.

2. ФГОС: Начальное общее образова-

ние (1-4 кл.) [Электронный документ] // Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/

[доз/ 7195/.

3. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников/авт. -сост. Ю.Н. Таран, М.В. Солодкова. Волгоград: Учитель,2010.

4. Галкина Т. И. Справочник современного заместителя директора школы по воспитательной работе: практическое пособие . Ростов н/Д: Феникс,2008.

5. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 1 - 4 классы. М.: Эксмо,2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.