УДК 371
Науч. спец.: 13.00.01
СОЗДАНИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
В статье автор проводит анализ важнейших международных и федеральных нормативных документов, акцентируя внимание на создании научно-методической базы, обеспечивающей становление кросс-культурной образовательной среды школы.
Разработка и реализация методики, направленной на практическую реализацию идеи кросс-культурной среды, рассмотрены на примере Башкирского лицея № 1 г. Учалы Республики Башкортостан.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, гармонично развитая личность, кросс-культурная образовательная среда.
A. X. AxMedbaHOBa A. H. Ahmedjanova
CREATION AND SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL
In the article the author analyzes the international and Federal important documents, highlighting those points and principles that contribute to the creation and formation of scientific and methodological base that ensures the formation of a new cross-cultural educational environment of the school.
The development and implementation of the methodology aimed at the practical implementation of the idea of a cross-cultural environment are considered on the example of the Bashkir Lyceum No. 1 of the city of Uchaly of the Republic of Bashkortostan.
Keywords: scientific and methodological support, harmoniously developed personality, cross-cultural educational environment.
Сегодня в глобальном мире очень быстро происходит процесс интеграции и ассимиляции различных народов мира, стирание этнических границ и синтез культур, в результате чего начинает действовать принцип «плавильный котел», в котором однозначно выживают народы-доминанты. Подобный процесс является негативным явлением и полностью уничтожает самобытные этнокультуры, которые имеют права и должны иметь право жить и быть наравне с сильными этносами, так как каждый народ — это часть всеобщей истории нашей земли. Поэтому перед обществом стоит важный вопрос о создании такой среды, которая помогала бы гармонично жить и развиваться каждой этнокульту-ре. Формирование у детей уважения к своему народу, к его истории и культуре начинается с малых лет. Важная же ступень в развитии чувства толерантности и этнической идентичности происходит в школьной среде. Сегодня наиболее приемлемая в рассматриваемом контексте модель школьной среды — это кросс-культурная образовательная среда, ориентированная на формирование гармонично развитой личности обучающегося с четкой жизненной позицией, ярко выраженным национальным самосознанием, способная к межкультурному диалогу, культурному опыту и умеющая созидать, творить ради благополучия своего народа.
Для формирования гармонично развитой личности в кросс-культурной образовательной среде школы необходимы особые педагогические условия. Эти условия могут быть созданы лишь при наличии определенного научно-методического обеспечения, содержание которого в нашем случае формируется на основе нормативного блока и методического блока. Нормативный блок основывается на международных и федерально значимых законах. Методический блок включает средства обучения, необходимые для педагога и учащихся.
С целью создания кросс-культурной образовательной среды педагогическому составу школ, научному сообществу гуманитарного направления необходимо ознакомиться
и проанализировать такие нормативные документы, как Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, и в их содержании выделить те компоненты, которые бы ориентировались на формирование гармонично развитой личности обучающегося.
Одним из самых главных международных документов, требующих корректного применения на практике в многокультурном и многонациональном мире — это Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, которые отражают философские и психолого-педагогические идеи гармонизации мирового сообщества. На основе данных международных документов наше российское правительство, Президент Российской Федерации постоянно работают в направлении обновления программ, обеспечивающих защиту и функционирование безопасной и гармоничной жизнедеятельности российских детей. Например, сегодня действует уникальная программа «Дети России» — национальный стратегический план, разработанный в интересах детей.
Анализ Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка показывает, что кросс-культурная образовательная среда школы педагогически рентабельна, так как сегодня современная образовательная среда включает «...совокупность разнородных информационно-педагогических сред, находящихся в состоянии взаимодействия в формате образовательной коммуникации и образовательной деятельности и пребывающих в состоянии "диффузности"» [1, с. 2]. Отсюда следует, что кросс-культурная образовательная среда школы — это благополучная для ученика
среда, где он «должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности» [2, с. 1].
Высший Закон Российской Федерации — Конституция — создает и обеспечивает эффективное функционирование кросс-культурной образовательной среды школы, которая учитывает этническую особенность всего образовательного пространства, которое, в свою очередь, обеспечивает гармоничное развитие этнокультурной личности обучающегося. Так, в кандидатской диссертации Г. С. Бобиной Конституция Российской Федерации рассмотрена «как фактор сохранения традиционных ценностей и норм российской культуры» [3, с. 11], которая, по мнению соискателя, «является мощным механизмом формирования у подрастающего поколения бережного отношения к культурным универсалиям и препятствует их потере, а в глобализирующемся мире, когда обостряется возможность размывания национальных ценностей... Конституция закрепляет на уровне политики и осознания отдельного человека национальные общекультурные ценности, актуализирует их значение для развития общества» [3, с. 12].
Закон «Об образовании» определяет государственную политику в сфере школьного многонационального и многокультурного образования. Так, в Статье 2 определено современное образование в аспекте кросс-культурности: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [4]. В ходе изучения различных статистических данных в сфере национальной экономики и межкоммуникативной политики внутри Российской Федерации и за ее пределами мы пришли к следующему выводу: от кросс-компетентности наших выпускников школ и университетов зависит и конкурентоспособность, и авторитет, и лидерские позиции нашего государства.
Б. А. Абилова утверждает, что «деловая кросс-культурная сфера общения, возникшая в результате глобализации и интернационализации, требует соблюдения не только строгих норм делового этикета, но и владения нормами перевода, знания культурных особенностей данных представителей этноса, различий и особенностей языкового выражения реалий» [5].
Значимую роль в кросс-культурном образовательном процессе играет Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где целью является «определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей. развития институтов воспитания, формирование общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, потребности современного российского общества и государства, глобальные
вызовы и условия развития страны в мировом сообществе» [6, с. 2]. В Стратегии «воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества.» [6, с. 2], такими важными институтами гражданского общества является семья и школа, где ребенок проходит основные этапы социализации и кросс-куль-турализации.
Роль семьи и школы, задающих основы формирования гармонично развитой личности раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Ценности личности формируются в семье. но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося» [7].
Таким образом, имеющаяся нормативная база способствует созданию и научно-методическому обеспечению основного методического блока. Методический блок для создания и обеспечения кросс-культурной образовательной среды школы с целью формирования гармонично развитой личности должен пополняться методическими разработками, различными программами и т. д. В данной статье мы исследуем методический блок, который создан педагогическим коллективом одного из успешных лицеев нашего региона (Республика Башкортостан) — это МБОУ «Башкирский лицей № 1» г. Учалы.
Методический блок Башкирского лицея № 1, направленный на создание педагогических условий реализации кросс-культурной образовательной среды школы с целью формирования гармонично развитой личности обучающегося, основывается на проанализированных выше документах, имеющих различные законодательные статусы, а также на основе Федерального государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента. Реализация в рамках ФГОС национально-регионального компонента в социокультурном образовательном пространстве (в нашем случае кросс-культурном пространстве) позволит, по мнению Т. В. Сафоновой, обосновать общенаучные, педагогически и дидактически положительные результаты формирования гармонично развитой личности обучающегося. Т. В. Сафонова доказывает, что «в последнее время в условиях возрождающегося интереса граждан России к истории своего народа, желания самоопределиться в этническом пространстве возросла роль школы в подготовке подрастающего поколения, восприимчивого к многообразию человеческих проявлений и готового к толерантному межэтническому общению. В связи с этим, реализация национально-регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка. Именно в нем мы видим гарантию подлинной демократизации и гуманизации школы, личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности в целом» [8, с. 3].
В Башкирском лицее № 1 создана информационная база по обеспечению гармоничного образовательного процесса многонационального, многокультурного и «многорелигиозного» состава данного учреждения. Отметим, что научно-методическое обеспечение лицея ориентировано на формирование гармонично развитой личности ученика путем развития в нем общечеловеческого потенциала, представленного образованием, здоровьем, культурой.
Так, в общеобразовательном учреждении имеется отдельная Основная образовательная программа начального общего образования, которая ориентирована «на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава» [9, с. 2], что отвечает требованиям ФГОС, национально-регионального компонента и кросс-культурной образовательной среды школы. В Программе указаны цели, задачи, результаты и прогностическая модель выпускника школы. Во взаимосвязи с данной Программой действует Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, направленная на «формирование основ гражданской идентичности личности, на формирование психологических условий развития общения, сотрудничества, развитие ценностно-смысловой сферы личности, развитие умения учиться, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации» [9, с. 34].
В Башкирском лицее № 1 в создании кросс-культурной образовательной среды как основы формирования гармонично развитой личности обучающегося с развитой гражданской и этнической идентичностью важную роль играет духовно-нравственное воспитание, которое разработано в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, с «учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. „.Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни... становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.» [9, с. 57].
Перед коллективом лицея были поставлены задачи: «1. По отношению к учащимся и педагогам — предоставление каждому ученику сферы самостоятельной деятельности для реализации своих интеллектуальных и творческих способностей в годы учебы в школе, создание собственного образовательного продукта, значимого для себя и общества, для поступления в вузы, для успешной социальной адаптации, культуры здоровья, активного гражданского поведения. 2. По отношению к родителям — вовлечение их в совместную со школой продуктивную деятельность, непосредственное личное участие в развитии высокоинтеллектуальной, творческой, активной личности. 3. По отношению к социуму — активное сотрудничество, социально-значимые совместные дела, интеграция» [10, с. 6].
Воспитательный план лицея строится на основе стратегии государственной политики Российской Федерации на
период до 2025 г., Концепции дополнительного образования детей РФ на 2014-2020 гг., Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [11]. Результатом духовно-нравственной воспитательной программы, реализуемой в лицее, должны стать, в частности, активная гражданская позиция выпускника, его высокие моральные качества и культура, в том числе культура безопасности и здорового образа жизни [10, с. 186].
У каждого педагога лицея имеется свой сайт, на котором размещен весь научно-методический материал, соответствующий пункту ФГОС в рамках образовательного процесса в школе. Необходимо отметить, что автор статьи имеет свой сайт философско-исторического содержания «Образование есть образ жизни» [12]. Материалы данного сайта имеют цель поделиться собственным научно-педагогическим опытом, углубить исторические знания и привить философское мировоззрение подрастающему поколению, которое непосредственно направлено на принятие образования как процесса создания своего целостного духовного и телесного образа и образа-поведения сквозь призму культурно-исторического наследия своего народа и других национальностей. На этом сайте имеются такие рубрики, как «Философско-историческая рубрика» и рубрика «История вещей», которые содержат опубликованные материалы автора статьи и его учеников. Созданное научно-методическое обеспечение сайта позволяет решать следующие задачи: «1. Развивать и совершенствовать интеллектуальный и общекультурный уровень адепта при использовании материалов данного портала; 2. Подготовить к освоению философско-исторического материала в целях ориентации в историческом пространстве для анализа определенных событий, ситуаций, происходящих на мировой политической арене; 3. Решать проблемы мира и войны с позиции философских и исторических знаний; 4. Развивать традиции социально-активной мысли подрастающего поколения» [12]. Материалами активно пользуются коллеги автора статьи. Некоторые статьи размещены и на сайтах научных изданий, на сайте Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» [13] и на историко-краеведческом портале Ургаза.ру25 [14]. Эти сайты направлены на сохранение исторического и культурного наследия с целью пропаганды и популяризации научных знаний, знакомства с историей, бытом и культурой того или иного народа, что обеспечивает формирование в молодежной среде кросс-культурного мировоззрения.
Опыт работы лицея показывает, что от соответствия научно-методической базы школьного образования реалиям современного глобального мира и процесса этнокультурной интеграции зависит и качество самого образовательного процесса, что от научно-методического обеспечения зависят образованность, конкурентоспособность, динамизм и мобильность современного выпускника школы.
1. Жаров В. К., Таратухина Ю. В. Поликультурная учебная среда: проблемы и особенности трансфера знаний // Бизнес-Информатика. 2014. № 2 (36). URL: https://bijournal. hse.ru/data/2016/08/11/1118261677/Жаров%20Таратухина %20РУС. pdf (дата обращения: 01.09.2018).
2. Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.do.tgl.ru/ files/ou_docs/konvenciya.pdf (дата обращения: 01.09.2018).
3. Бобина Г. С. Конституция России как фактор сохранения традиционных ценностей и норм российской культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2017. 28 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 10.09.2018).
5. Абилова Б. А. Язык и кросс-культура // Филологический аспект. 2018. № 4 (36). URL: http://scipress.ru/ philology/articles/yazyk-i-kross-kultura.html (дата обращения: 08.09.2018).
6. Стратегия развития воспитания до 2025 года. URL: https://zhuksch2.edumsko.ru/uploads/3000/2334/ section/149612/OtherDocs/strategiya_razvitiya_vospitaniya. pdf (дата обращения: 08.09.2018).
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 08.09.2018).
8. Сафонова Т. В. Концептуальная модель национально-регионального компонента в образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2006. 44 с.
9. Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Башкирский лицей № 1 муниципального района Учалинский район РБ. URL: http://башкирский-лицей-1.рф/wp-content/ uploads/2017/01/Основная-образовательная-программа-Баш-кирского-лицея-№1-с-КРО^ (дата обращения: 08.09.2018).
10. Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 1 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. URL: ^^//башкирский-лицей^.рф^-content/uploads/2019/01 /Обр-пргр-2018. pdf (дата обращения: 08.09.2018).
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» URL: http://78.mchs.gov.ru/folder/1342815 (дата обращения: 08.09.2018).
12. Ахмедьянова А. Х. Образование есть образ жизни. URL: http://alina.ucoz.org/ (дата обращения: 08.09.2018).
13. Ахмедьянова А. Х. История села Ахуново. URL: http:// nasledie-sela.ru/places/BAK/1516/11789 (дата обращения: 08.09.2018).
14. Ахмедьянова А. Х. Роль шежере в восстановлении истории села Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан. U RL: http://urgaza.ru/library-portal/articles/214/1950/ (дата обращения: 08.09.2018).
© Ахмедьянова А. Х., 2019
УДК 796
Науч. спец.: 13.00.01
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается специфика учебной деятельности и образа жизни студентов в контексте его влияния на здоровье. Общепризнанна роль физической культуры в формировании здорового образа жизни. Высоким потенциалом для укрепления здоровья, а отсюда и успешности обучения обладают традиционные виды физкультурно-оздоровительной активности. Наряду с традиционными нередко пропагандируются так называемые «экстремальные виды» упражнений. Они обладают сомнительной воспитательной ценностью и являются угрозой безопасности и жизни.
Ключевые слова: студенты, физкультура и спорт, здоровье, традиционные виды активности, экстремальные виды спорта, безопасность.
M. n. ftBOUHUH, E. A. naHmrnxoBa, n. r. CmpyKOBa
M. L. Dvoinin, E. A. Pantyukhova, L. G. Strukova
THE EDUCATIONAL CONTEXT OF STUDENTS' PHYSICAL ACTIVITY
The article discusses the specificity of the educational activities and lifestyle of students in the context of its impact on health. The role of physical education in the formation of a healthy lifestyle is widely recognized. Traditional types of physical training activities have a high potential for health promotion, and hence for the successful learning. Alongside the traditional exercises, the so-called "extreme activities" are often promoted. Having a doubtful educational value, they endanger security and life.
Keywords: students, physical culture and sports, health, traditional activities, extreme sports, safety.
Проблема сохранения и укрепления здоровья современной молодежи является актуальной. Под здоровьем в широком значении этого термина понимается гармония физического, духовно-нравственного, социального благополучия человека. На него оказывают влияние различные факторы. К ним можно отнести наследственность, индивидуальные
особенности, природно-климатические условия и др. Ведущую роль играют социальные факторы: семья, воспитание, СМИ, социальные сети, взаимоотношения в коллективе, референтный круг общения.
Учеба как основной вид деятельности студентов имеет свою специфику. Как правило, преобладает интеллектуальное