Научная статья на тему 'Стратегия управления инновационной деятельностью на предприятиях мясной промышленности'

Стратегия управления инновационной деятельностью на предприятиях мясной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / CONTROL AND MANAGEMENT / INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осянин Дмитрий Николаевич

Проведен краткий авторский обзор и анализ состояния рынка производства и переработки мяса, на основании которого выделены ключевые элементы стратегии предприятий. Разработан и предложен авторский поэтапный процесс разработки новой мясной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meat production: Strategy of innovative activity management

A concise description, analysis and explanation of meat production and processing market, identifying key elements of production strategy. Notably, the author has developed and offers a stage-by-stage development of new meat production.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления инновационной деятельностью на предприятиях мясной промышленности»

нального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. N 4. С. 37 -43.

6. Алексунин В.А. Нужен ли современной России молодой специалист? // Альма Матер: Вестник высшей школы. 2007. № 5. С. 35 - 37.

7. Караваева Е.П. Виндикативный маркетинг. Сочи, 2009.

8. LaTour S.A., Peat N.C. Conceptual and Methodological Issues in Consumer Satisfaction Research // Advances in Consumer Research 6 / Ed. W. L. Wilkie. MI., 2005. PP. 431 -437.

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Осянин Д.Н.

Анализ специфических особенностей инновационной деятельности в мясной промышленности РФ показывает неэффективность информационного, организационного и финансового взаимодействия субъектов инновационной деятельности.

Для исследования, в соответствии с данными статистической отчетности мясоперерабатывающих предприятий за 2009 -2010 год, проведен анализ рынка производства и переработки мяса за 2009 - 2010 год [1].

С 15 февраля 2010 года в России была отменена обязательная сертификация, которая действовала почти 20 лет. Вместо этого введена система “декларирования соответствия” в отношении продуктов питания, косметики и алкоголя. Декларация соответствия - это документ, в котором производитель сам удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям нормативных документов. Объем рынка сертификационных услуг составлял до 100 млн долларов в год. Число отказов при выдаче сертификатов было крайне незначительным, меньше 0,5% [2].

По прогнозам аналитиков компании Intesco Research Group [2], в связи с отменой обязательной сертификации продуктов питания и обусловленными этим обстоятельством ожиданиями потребителей о появлении на продовольственном рынке некачественных продуктов, произведенных из мяса, платежеспособный спрос населения на мясосодержащие продукты по-прежне-

© Осянин Д.Н., 2011

му будет постепенно смещаться в сторону покупок натурального мяса. В 2011 г. величина спроса на натуральное мясо за счет этого фактора может увеличиться на 12%.

По данным исследования “Рынок мяса. Предварительные итоги 2010 года. Влияние засухи на формирование рынка” компании Intesco Research Group, объем российского рынка мяса в 2009 г. сократился на 0,9% и составил 9,5 млн тонн продукции. В 2010 году сокращение объема рынка сменилось его ростом. В результате объем российского рынка мяса к концу 2010 г. может превысить 9,9 млн тонн.

За 9 месяцев 2010 г производство мяса во всех категориях хозяйств увеличилось на 6,9% (в сельхозорганизациях - на 12,5%), в том числе свинины - на 8,1%, птицы - на 12,5%. Ежегодный прирост в свиноводстве и птицеводстве составляет 10 - 15%. Однако мясное скотоводство не показывает позитивную динамику. В этой наиболее капиталоемкой под отрасли животноводства пока не удается добиться ощутимых результатов, производство говядины в убойном весе стагнирует и не превышает 1,7 млн тонн.

На российском рынке мяса выделяют следующие сегменты в натуральном выражении на 2010 год, в%: говядина и телятина (25%), свинина (29%), баранина и козлятина (2%), мясо птицы (37%) и прочее мясо (7%) [источник - Intesco Research Group].

В 2010 г. доли рыночных сегментов выглядели следующим образом: наибольшая доля рынка в натуральном выражении при-

1811

надлежала сегменту мяса птицы, составив 37%. Доля сегмента свинины почти приблизилась к доле лидера, заняв 29% общего объема рынка. Доля говядины и телятины составила 25% рынка в натуральном выражении. Доля сегмента баранины и козлятины составила всего 2% объема рынка. Сегмент прочих видов мяса заполнил 7% рынка. По предварительным данным, распределение долей сегментов рынка в 2010 г. не претерпело существенных изменений. Самыми популярными видами на рынке мяса являются мясо птицы и свинина, на которые придется более 66% совокупного объёма данного рынка.

По итогам трех кварталов 2010 г. объем розничных продаж мяса составил 448,8 млрд рублей, при этом рост по сравнению с предыдущим годом составил 9%. В стоимостном выражении розничные продажи увеличились на 38,3 млрд рублей. Максимальный рост спроса на продукцию приходится на четвертый квартал каждого года. Резкий спад розничных продаж, как правило, происходит в первом квартале. В течение остального времени объем розничных продаж в стоимостном выражении также постепенно растет, но более медленными темпами.

В течение последних четырех лет на российских предприятиях наблюдалась непрерывная тенденция к наращиванию объемов производства мяса в убойном весе. С каждым годом темп роста постепенно замедляется, но по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне. Всего в 2009 г. российскими производителями на рынок было предложено 6,7 млн тонн мяса в убойном весе, что на 7% больше, чем в предыдущем году. В 2010 г. по предварительным оценкам совокупный объем производства мяса в убойном весе составит порядка 7,5 млн тонн с учетом массового забоя скота летом и осенью из-за нехватки и подорожания кормов для животных. Рост составит около 11,5%, по сравнению с 2009 годом.

Регионами с наибольшими объемами производства мяса в 2010 г. [2], как и в предыдущие годы, стали Белгородская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ростовская, Челябинская области и Республика Башкирия. Наибольшие объемы мяса по-прежнему производились в Белгородской области, Красно-

дарском крае и Республике Татарстан. Распределение долей в структуре российского производства мяса в 2010 г. не претерпит существенных изменений.

В 2010 году лидерами производства в отдельных сегментах рынка мяса являлись следующие регионы. В сегменте мяса птицы на предприятия Белгородской области пришлось 16% отечественного производства этой продукции. Доли Краснодарского края и Московской области в структуре российского производства мяса птицы составили соответственно 4,9% и 4,8%.

Почти 11% всей отечественной свинины было выпущено на предприятиях Белгородской области. На производителей Краснодарского края приходилось 8,2%, а доля Ростовской области в структуре российского производства свинины не превысила 6%.

Лидером производства говядины и телятины в 2009 г стала Республика Башкортостан с долей 7,9%. Предприятиями Республики Татарстан и Алтайского края произведено соответственно 5,5% и свыше 4% этой продукции.

В Республике Татарстан баранины и козлятины было произведено 13,3%. А производители Ставропольского края и Республики Калмыкия направили на рынок соответственно 10,2% и 8,2% всего российского предложения отечественного продукта в данном сегменте рынка.

Анализ деятельности мясоперерабатывающих предприятий позволил выделить ключевые элементы стратегии предприятий:

• Продвижение собственных брендов для дальнейшего увеличения продаж и доходности. Мясоперерабатывающие предприятия намереваются усилить рыночные позиции в России, продолжая развивать узнаваемость брендов через эффективные продажи и маркетинг, а также расширять ассортимент мясной продукции.

• Контроль за уровнем издержек. Мясоперерабатывающие предприятия ожидают снижение накладных расходов, связанных с закупкой мясного сырья, приобретенного как у российских и зарубежных компаний, посредством перевода их производства на собственные мощности.

• Расширение возможностей по маркетингу и продажам. Мясоперерабатывающие предприятия планируют увеличить количество сотрудников, работающих в

продажах, что, по моему мнению, может благоприятным образом отразиться на узнаваемости мясной продукции, а это приведет к росту продаж. В 2009 году мясоперерабатывающие предприятия расширили штат торговых представителей до 343 человек, а в 2010 году планировалось увеличение их числа до 430.

• Приобретение новых активов. Стратегия мясоперерабатывающих предприятий предполагает рост за счет приобретения менее крупных мясоперерабатывающих предприятий с портфелями оригинальной мясной продукцией.

• Создание новых мясных продуктов. Мясоперерабатывающие предприятия разработали четкий план по выводу инновационной мясной продукции на российский рынок.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности им. В.М. Горбатова, более чем на 80% себестоимость мясоперерабатывающих предприятий состоит из расходов на сырье и материалы, изменение цен на которые оказывает значительное воздействие на рентабельность компании [5]. Если же говорить о разработке принципиально новой продукции, нового бренда, а не отдельной упаковки, то затраты на разработку, испытания и вывод на рынок могут достигать миллиарда и более долларов. Очевидно, что затраты на производство инновационной продукции достаточно велики (это не менее $3 млн), а чтобы вывести продукцию на рынок, учитывая затраты на маркетинг, предприятиями эта цифра увеличивается до $200 - 300 млн. Встает вопрос о проблеме финансирования и ценообразования на инновационную продукцию [4].

Для расчета примерной стоимости инновационного мясного продукта можно предложить использование методики двойного расчета.

Первоначально необходимо применить подход, основанный на так называемом западном критерии FTE (full-time employee) [3], по которому измеряется любой наукоемкий процесс в производстве. По этой методике учитывается не только годовая зарплата работника, страховка и пенсионное обеспечение, но и необходимое вспомогательное оборудование, реактивы, рабочее место, накладные расходы и так да-

лее. Так, если стоимость российского РТЕ, на примере мясоперерабатывающего предприятия, в среднем составляет около 80 -100 тыс. долл., то и на разработку нового мясного продукта будет потрачено от 16 до 100 млн долл.

В силу различий в структуре накладных расходов в России и на Западе необходимо параллельно рассчитать стоимость новой мясной продукции по этапам разработки, формирование методики выбора базовых стратегий разработки новой мясной продукции, опирается на уточненный нами процесс продвижения новой продукции на рынок мясной отрасли.

По нашему мнению, процесс разработки новой продукции (инновации) учитывает специфику рынка мясной продукции и включает четыре этапа. Первый этап предполагает анализ внешней и внутренней маркетинговой среды; сырьевой базы (качество, цена, имидж); разработку аналитического резюме. На втором этапе происходит формирование стратегии разработки новой продукции: выбор стратегии в рамках портфеля ассортимента мясной продукции (сохранение продукции, расширение новой продукции, ликвидация устаревшей продукции, разработка новой продукции); формирование или корректировка концепции позиционирования новой продукции в рамках выбранной стратегии (миссия, идеология, ценности, образ, имидж, ассоциативные элементы, символика продукции - бренд). На третьем этапе реализуется стратегия новой продукции (создание и регистрация новой продукции; продвижение и дистрибуция продукции). Заключительный этап состоит из аудита и корректировки стратегии новой продукции. Уточненный процесс продвижения новой продукции позволяет учесть некоторые специфические особенности рынка мясной продукции, связанные с определяющим влиянием рынка сырья на возможности производства инновационной продукции. Кроме того, процесс продвижения новой продукции предполагает интенсификацию продвижения и дистрибуции, позволяющую преодолевать такие барьеры, как низкие сроки хранения мясной продукции и недостаточную известность производителя.

По нашему мнению, могут быть следующие пути уменьшения стоимости внед-

1831

рения инноваций на предприятия мясной промышленности:

• тщательная проработка профиля безопасности продукции при выходе на рынок, потому что любой провал или просчет в продвижении продукции на рынке неизбежно влечет удорожание всего портфеля продукции предприятия и перераспределяется, в том числе и на новые разработки;

• эффективный контроль над исследовательскими процессами с переоценкой на каждом этапе перспективности проекта с научной и финансовой точки зрения;

• разработка и внедрение нанотехнологий в мясоперерабатывающую промышленность;

• внедрение практики проведения начальных этапов разработки новой продукции в малых и средних мясоперерабатывающих предприятиях;

• создание партнерства между фундаментальной наукой (государственными организациями, университетами и научными институтами) и мясной индустрией;

• учет и минимизация инновационных рисков.

• открытие новых свойств в уже используемых мясных продуктах, а также разра-

ботка совершенно нового продукта, то есть путем согласования действий ученых -разработчиков и экономистов.

Последний способ широко применяют западные фирмы, как в мясной индустрии, так и в других отраслях экономики. Именно по этому пути направлено использование новых пищевых добавок в мясную продукцию, применение которой в больших пропорциях открыло его новое свойство по хранению, свойства продукции. Таким образом, инновационный процесс на мясоперерабатывающих предприятиях изначально может ориентироваться на разработку и внедрение инноваций.

Литература

1. Обзор мясоперерабатывающей отрасли (Анализ Промсвязьбанка): Журнал. 2010. Декабрь. С. 22 - 30.

2. Ценовик: Журнал. 2011. № 2. С. 12-18.

3. Лукьянчикова М. Показатели HR-Benchmarking-AXESMonitor.2009 (http:// www.axesmg.ru/sections/3/reports/AXES_ Monitor_2009.pdf).

4. Рыбченко С.А. Формирование стратегий брендинга на российском рынке мясной продукции. С.18.

5. http://www.vniimp.ru/

КРИТЕРИИ ОТБОРА, ПОДБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА

Герасимов Е.С.

В последние годы появилось достаточно много отечественных и зарубежных публикаций в области менеджмента, освещающих теоретические аспекты управления человеческими ресурсами. Проведенный анализ позволил выделить основные критерии и методики на каждом этапе рекрутинга персонала.

В российской практике трудовых отношений большинство нанимателей пытаются отбирать работников, во многом судя о них по полученному ими формальному образованию. При равных показателях работодатели при отборе ориентируется на

уровень образования человека. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие конкретно рассматриваемой работе.

Одним из наиболее востребованных способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж изме-

© Герасимов Е.С., 2011 1184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.