Научная статья на тему 'Инновационность маркетинговых программ как фактор-превалент в повышении конкурентоспособности продукта учреждений профессиональной переподготовки работников российского образования'

Инновационность маркетинговых программ как фактор-превалент в повышении конкурентоспособности продукта учреждений профессиональной переподготовки работников российского образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР-ПРЕВАЛЕНТ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА / FACTOR-PREVALENT / INCREASE OF COMPETITIVENESS / EDUCATIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рафикова Элина Рашидовна

Рассмотрена проблема инноваций в сфере последипломного образовательного продукта, когда в условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономике особую рыночную состоятельность приобретают только те образовательные концепции, где прогрессивные маркетинговые системы выступают в качестве магистральной составляющей инвестиционных программ на указанном сегменте рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рафикова Элина Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional re-training of Russian Education Staff: Innovative marketing programs as a prevalent factor to enhance competitiveness of the product

The article deals with the challenges facing innovation in postgraduate educational product in global and domestic economy crises knowing that only those educational concepts which offer progressive marketing models can exclusively serve as main fundamental investment components in specific market space.

Текст научной работы на тему «Инновационность маркетинговых программ как фактор-превалент в повышении конкурентоспособности продукта учреждений профессиональной переподготовки работников российского образования»

внедряющих в повседневной практике энергосберегающие (бытовые и производственные) технологии.

В этой связи, маркетинговое наполнение вышеназванной концепции определяет следующую сферу приложения усилий маркетологов: формирование оптимального (ресурсосберегающего) режима энергопотребления в рамках достижения тарифного консенсуса между производителем и потребителем электроэнергии, причем, наиболее действенным маркетинговым инструментарием этого процесса выступает энергоменеджмент в сфере климатизации зданий. Вместе с тем, наш собственный маркетинговый мониторинг недостатков вышеуказанной программы моделирования энергосберегающих договорных маркетинговых конструкций (в рамках договора “Энергопроизводитель -энергопередающая компания - потребитель”) выявляет слабо проработанную правовую поддержку потребительских преференций от использования энергосберегающих технологий при зарубежных продажах электроэнергии.

Таким образом, контент-анализ современных и ретроспективных научных подходов к реструктуризации бизнеса в сфере энергосбережения позволяет (в рамках обновленного нами понятийного аппарата по разработке и внедрению целевых маркетинговых программ в механизм государственного или коммерческого хозяйство-

вания) не только констатировать приоритетность базовых современных воззрений, заложенных ведущими российскими научными школами (в виде теоретической основы одного из магистральных направлений развития рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга), но и сформировать единую концептуальную составляющую маркетинговых мероприятий в целостной системе экономического развития государства.

Литература

1. Липатов Ю.А. Научные подходы к реструктуризации бизнеса в сфере энергосбережения || Маркетинговый вестник. 2008. № 1. С. 62 - 63.

2. Поливанов В.И. и соавт. Прогност-маркетинговый метод планирования среднесрочного энергетического развития регионов и муниципальных образований: Методические рекомендации. М., 2008.

3. Шамшева Н.В. и соавт. Практические механизмы маркетинговых программ регионального энергосбережения на примере закона “Об энергосбережении в г. Москве”: Методические рекомендации. М., 2007.

4. Федеральный Закон № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”.

5. Guiles M. G. Why Melnda S. Gets Ads for Panty Hose, Melinda F. Porsches || The Wall Street Journal. May 6. 198. P. 1, 4.

ИHHOBAЦИOHHOCTЬ MAPKETOHrOBbIX nPOrPAMM KAK ФAKTOP-ПPEBAЛEHT B ПOBЫШEHИИ KOHKУPEHTOCПOCOБHOCTИ ПPOДУKTA УЧPEЖДEHИЙ ПPOФECCИOHAЛЬHOЙ ПEPEПOДГOTOBKИ PAБOTHИKOB POCCTTCKOTO OБPAЗOBAHИЯ Рафикова Э.Р.

Проведенный в рамках исследования контент-анализ тематических источников по обсуждаемой проблеме позволяет говорить об актуализации отдельного научного направления в марке-

тинге последипломного образовательного продукта, которое формулируется представителями ведущих экономических школ (Л.Г. Миляева, 2006; S. A. LaTour, N. C. Peat, 2005) как “технология выявления приори-

© Рафикова Э.Р., 2011 1176

тетных конкурентов и определения силы их позиции в маркетинге конкретного рыночного продукта, в том числе последипломных образовательных услуг”. Последнее, по свидетельству известного российского экономиста Е.П. Голубкова (2007), концептуально предрасполагает наличие в маркетинговой среде четырех групп вышеназванных приоритетных конкурентов, действующих на определенном секторе рынка, среди которых являются наиболее заметными: а) фактические рыночные лидеры; б) претендент (или претенденты) на абсолютное рыночное лидерство; в) последователи технологий рыночного поведения лидера; г) организации, нашедшие свою рыночную нишу, но методологически не связанные с маркетинговыми технологиями, используемыми лидером в контексте основных положений Болонского Соглашения, декларирующего принципы гармонизации системы образования в странах Европы. При этом О.В. Сагинова (2010)

констатирует мультиатрибутивность последипломных образовательных услуг как обязательное условие их перманентного рыночного обновления и сбытовой востребованности. Одновременно С.Н. Ремнева (2010) ссылается на фактор недостаточной изученности уровня конкурентоспособности услуг учреждений профессиональной переподготовки работников образования ввиду того, что действующий в настоящий период в России государственный образовательный Стандарт существенно разнится с Европейским эталоном образования, закрепленным нормативными материалами Болонского процесса.

В этой связи факторы-преваленты в рыночном процессе определения конкурентоспособности продукта учреждений профессиональной переподготовки работников российского образования определялись по нашей методике (см. табл. 1).

Комментируя данные табл. 1, следует указать, что глубина влияния каждой груп-

Таблица 1. Научные принципы кластерификации и ранжирования концептуальных векторов алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования

№ п/п Кластерные оценки эффективной маркетинговой политики Условно-оценочная величина (УОВ) глубины влияния различных факторов маркетинговой среды, сложившейся вокруг изучаемого образовательного продукта

1 Кластер А Характер экономических преобразований А-1. Прогрессивные факторы (УОВ=1,0) А-2. Интегрирующие (восполняющие) факторы (УОВ=0,5) А-3. Регрессные факторы (У0В=0,1)

2 Кластер В Интенсивность воздействия В-1. Агрессивные факторы (У0В=1,0) В-2. Факторы средней интенсивности (У0В=0,5) В-3. Малопродуктивные факторы (У0В=0,1)

3 Кластер С Степень проникновения в сферу общественных отношений С-1. Декларированные факторы (У0В=1,0) С-2. Реально-присутственные факторы(У0В=0,5) С-3. Условно-инициированные факторы (У0В=0,1)

Характеристика влияния конкретного фактора на алгоритм управления маркетинговой политикой баз исследования Коэффициент условно-оценочной величины £ = А + В + С

I ранг Исключительный (очень высокий) уровень влияния 2,5 - 3,0

II ранг Динамичный (высокий) уровень влияния 2,0 - 2,4

III ранг Стационарный (средний)уровень влияния 1,0 - 1,9

IV ранг Дистанционный (слабый)уровень влияния Менее 1,0

1771

пы факторов маркетинговой среды оценивалась по следующей формуле: Е=А+ В+С, где границы коэффициента условно-оценочной величины (Е) влияния каждого кластера маркетинговой среды соотносились с характером экономических преобразований (А); интенсивностью воздействия каждого исследуемого фактора на сущностное содержание маркетинговой политики баз исследования (В); степенью проникновения каждого фактора в сферу общественных отношений на изучаемом сегменте рынка (С).

Анализ данных (см. табл. 2) подчеркивает социальную значимость предложен-

ных нами технологий оценки качества образовательного продукта как концептуального вектора алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников образования.

Именно эта технология позволила впервые научно переосмыслить процесс эволюционного рыночного взаимосочета-ния, то есть одномоментной кластерифи-цированной оценки и ранжирования степени совокупного влияния группы экономически значимых факторов маркетинговой среды на уровень спроса и предложения разработанных нами видов последипломного образовательного продукта. Осо-

Таблица 2. Кластерифицированная оценка и ранжирование влияния группы значимых экономических факторов на уровень спроса и предложения изучаемого вида последипломного продукта учреждений профессиональной переподготовки работников образования

№ п/п Наименование экономических факторов Комплексное влияние экономических факторов на уровень сбыта конечного продукта баз исследования

По характеру экономических преобразований По интенсивности воздействия По степени проникновения в сферу общественных отношений

1 Платежеспособный спрос (в зависимости от уровня инфляции) на те или иные виды последипломных образовательных услуг А - 1 В - 1 С - 2 прогрессивный агрессивный реальноприсутственный У0В = 1,0 У0В = 1,0 У0В =0,5 Коэффициент условно-оценочной величины: Е (А1 + В1 + С2) = 2,5 I ранг. Исключительный (очень высокий) уровень влияния

2 Динамика реальных накоплений населения в банковском секторе экономики и показатели прожиточного минимума населения изучаемого региона А - 1 В - 1 С - 2 интегрирующий агрессивный реальноприсутственный У0В = 0,5 У0В = 1,0 У0В = 0,5 Коэффициент условно-оценочной величины: Е (А2 + В1 + С2) = 2,0 II ранг. Динамичный (высокий) уровень влияния

3 Уровень экономически активного населения в изучаемых субъектах РФ на фоне критериев имущественной стратификации социальных и этнических групп А - 1 В - 1 С - 2 прогрессивный стабилизационный декларированный У0В = 1,0 У0В = 0,5 У0В = 1,0 Коэффициент условно-оценочной величины: Е (А1 + В2 + С1) = 2,5 I ранг. Исключительный (очень высокий) уровень влияния

4 Ежегодные объемы и регулярность получения заработной платы различными категориями работников в Южном федеральном округе А - 1 В - 1 С - 2 регрессный агрессивный декларированный У0В = 0,1 У0В = 1,0 У0В = 1,0 Коэффициент условно-оценочной величины: Е (А3 + В1 + С1) = 2,1 II ранг. Динамичный (высокий) уровень влияния

бенно ярко это проявлялось (как I ранг факторов, оказывающих позитивную коррекцию различных условий маркетинговой среды) в качестве перманентных колебаний платежеспособного спроса населения на те, или иные виды последипломных образовательных услуг. По интенсивности воздействия этот фактор носил агрессивный характер, то есть кластерифицировал-ся нами как особо значимое условие стремительной динамики маркетинговой среды, реально сложившейся в России вокруг образовательного продукта, а по характеру экономических преобразований вышеназванный фактор расценивался нами как прогрессивно влияющий на уровень сбыта конечного продукта баз исследований. Подобным исключительным (очень высоким) уровнем влияния на оптимизацию условий маркетинговой среды изучаемого сегмента рынка обладала такая прогрессивная характеристика, как уровень экономически активного населения в Ростовской области и Краснодарском крае на фоне стабилизации (в течение 5-ти последних лет) имущественной стратификации большинства социальных и этнических групп населения, проживающего в названных субъектах РФ. Вместе с тем, следует отметить, что на процесс снижения уровня спроса и предложения конечного последипломного образовательного продукта баз исследования оказывал регрессный фон задержки сроков получения заработной платы некоторыми категориями работников Южного федерального округа. 0днако подобный фактор маркетинговой среды достаточно жестко отслеживался в рецессионных 2008 - 2010 годах полномочными федеральными властными структурами (включая Администрацию Президента и Правительство РФ), которые декларировали сроки, необходимые для восстановления регулярности выплат ежегодных объемов заработной платы не только специалистам бюджетной сферы (в том числе в учреждениях образования), но и контролировали динамику реальных накоплений населения в банковском секторе экономики, что в результате позитивно сказывалось в названном временном периоде на показателях прожиточного минимума россиян. Комментируя данные табл. 2, следует подчеркнуть агрессивность влияния ряда экономических факторов (п.п. 1, 2 и 4 этой таб-

лицы) на уровень спроса и предложения, сложившийся в изучаемых субъектах РФ за пятилетний период исследования на указанном сегменте рынка. При этом, ряд экономических факторов, например, установление Центробанком РФ той или иной ставки рефинансирования; тарификация стоимостных характеристик на электроэнергию и другие носили ярко выраженный декларированный характер по степени проникновения в сферу общественных отношений, поскольку определялись законодательно как постановлениями федеральных уполномоченных органов, так и законодательной базой субъектов РФ в соответствии с рядом статей их правовой компетенции, закрепленной в Конституции Российской Федерации. 0днако, некоторые из факторов I и II ранга по степени проникновения в сферу общественных отношений были реально-присутственными, то есть их наличие (например, высокий уровень денежных накоплений населения в банковском секторе) еще не гарантировало реальный маркетинговый ажиотаж на рынке последипломного образовательного продукта. Нашими исследованиями подтверждаются колебания спроса на названном рынке в зависимости от уровня инфляции, что носит обратно пропорциональный характер: при резком повышении уровня инфляции падает уровень платежеспособного спроса (то есть один и тот же процент потенциальных потребителей не утрачивает желания приобрести образовательную услугу, но утрачивает возможность подобного приобретения в связи с обесцениванием из-за инфляции своих реальных накоплений в банковском секторе экономики). Вместе с тем, падение ставки рефинансирования с одной стороны снижает стоимость кредитования образовательных учреждений, но, на самом деле, аналогичное снижение ставки рефинансирования оказывает регрессное действие на объем получаемого дивиденда на депозитные банковские вклады населения, что, в конечном счете, занижает уровень продаж образовательного продукта.

В качестве дискуссии по поднятой проблеме, необходимо указать, что в рамках кластерного анализа факторов маркетинговой среды при рецессии рынка образовательных услуг были выделены (по рангу рыночной востребованности) 3 значи-

1791

мые концепции образовательного маркетинга, преимущественно разработанные сочинской школой маркетологов, работающих в сфере образовательного продукта. В частности, исследованиями Е.П. Караваевой (2009) было доказано, что “наиболее востребованной маркетинговой концепцией является превалентность профессионально-образовательных услуг, где маркетинговые преимущества выражаются в виде привлечения значительных объемов личных инвестиций российского среднего класса в программы дополнительного среднего профессионального образования. Таковыми были лицензированные профессиональные программы первичной профессиональной подготовки официантов, слесарей по технической эксплуатации зданий, сооружений, обслуживанию электрооборудования, по ремонту автомобильного транспорта, а также пекарей, парикмахеров, профессиональных швей-мотористок и тому подобных. Последнее не только сокращало уровень безработицы в российском среднем классе (особенно среди тех, кто, не рассчитывая на государственные вакансии, счел необходимым открыть свой малый бизнес после получения социально востребованной профессии), но и увеличивало объемы загруженности преподавательского состава образовательных учреждений среднего профессионального образования. Второй (по рангу социальной востребованности) оказалась маркетинговая концепция смены поколений продукта в российском бизнес-образовании (то есть переподготовки менеджеров и маркетологов в связи с кризисным отторжением или рыночным обесцениванием интеллектуального потенциала части старого управленческого корпуса существующих бизнес-структур). Маркетинговые преимущества подобной программы объективизировались привлечением в вузы и техникумы дополнительного контингента преподавателей, стремящихся к здоровому карьерному росту в будущем и к саморазвитию в конкретной сфере интеллектуальной деятельности.

В развитии подобного экономического постулата надлежит констатировать следующее: сформированное нами научные принципы кластерификации и ранжирования концептуальных векторов алгоритма управления маркетинговой политикой уч-

реждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования позволили впервые доказать, что границы коэффициента условно-оценочной величины влияния каждого кластера маркетинговой среды соотносились 1) с характером экономических преобразований; 2) с интенсивностью воздействия каждого исследуемого фактора на сущностное содержание маркетинговой политики баз исследования; 3) со степенью проникновения каждого фактора в сферу общественных отношений на изучаемом сегменте рынка. Экономико-социальная значимость предложенных нами технологий оценки качества образовательного продукта (как концептуального вектора алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников образования) особенно ярко проявлялась (как I ранг факторов, оказывающих позитивную коррекцию различных условий маркетинговой среды) в качестве перманентных колебаний платежеспособного спроса населения на те или иные виды последипломных образовательных услуг. По интенсивности воздействия этот фактор носил агрессивный характер, то есть кластерифицировался нами как особо значимое условие стремительной динамики маркетинговой среды, реально сложившейся в России вокруг образовательного продукта, а по характеру экономических преобразований вышеназванный фактор расценивался нами как прогрессивно влияющий на уровень сбыта конечного продукта баз исследований.

Литература

1. Миляева Л.Г. Анализ структуры субъектов сопряженных рынков труда и профессионального образования // Маркетолог Северной Пальмиры. 2006. № 9. С. 49 - 56.

2. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2007.

3. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 29 - 30.

4. Ремнева С.Н. Сопоставление показателей рыночной креативности предприятия // Конфиденциально. 2010. № 1. С. 76 - 80.

5. Пятковский О.И. Концептуальные основы организации мониторинга образовательных систем начального профессио-

нального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. N 4. С. 37 -43.

6. Алексунин В.А. Нужен ли современной России молодой специалист? // Альма Матер: Вестник высшей школы. 2007. № 5. С. 35 - 37.

7. Караваева Е.П. Bиндикативный маркетинг. Сочи, 2009.

8. LaTour S.A., Peat N.C. Conceptual and Methodological Issues in Consumer Satisfaction Research || Advances in Consumer Research 6 | Ed. W. L. Wilkie. MI., 2005. PP. 431 -437.

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Осянин Д.Н.

Анализ специфических особенностей инновационной деятельности в мясной промышленности РФ показывает неэффективность информационного, организационного и финансового взаимодействия субъектов инновационной деятельности.

Для исследования, в соответствии с данными статистической отчетности мясоперерабатывающих предприятий за 2009 -2010 год, проведен анализ рынка производства и переработки мяса за 2009 - 2010 год [1].

С 15 февраля 2010 года в России была отменена обязательная сертификация, которая действовала почти 20 лет. Вместо этого введена система “декларирования соответствия” в отношении продуктов питания, косметики и алкоголя. Декларация соответствия - это документ, в котором производитель сам удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям нормативных документов. Объем рынка сертификационных услуг составлял до 100 млн долларов в год. Число отказов при выдаче сертификатов было крайне незначительным, меньше 0,5% [2].

По прогнозам аналитиков компании Intesco Research Group [2], в связи с отменой обязательной сертификации продуктов питания и обусловленными этим обстоятельством ожиданиями потребителей о появлении на продовольственном рынке некачественных продуктов, произведенных из мяса, платежеспособный спрос населения на мясосодержащие продукты по-прежне-

© Осянин Д.Н., 2011

му будет постепенно смещаться в сторону покупок натурального мяса. В 2011 г. величина спроса на натуральное мясо за счет этого фактора может увеличиться на 12%.

По данным исследования “Рынок мяса. Предварительные итоги 2010 года. Влияние засухи на формирование рынка” компании Intesco Research Group, объем российского рынка мяса в 2009 г. сократился на 0,9% и составил 9,5 млн тонн продукции. В 2010 году сокращение объема рынка сменилось его ростом. В результате объем российского рынка мяса к концу 2010 г. может превысить 9,9 млн тонн.

За 9 месяцев 2010 г производство мяса во всех категориях хозяйств увеличилось на 6,9% (в сельхозорганизациях - на 12,5%), в том числе свинины - на 8,1%, птицы - на 12,5%. Ежегодный прирост в свиноводстве и птицеводстве составляет 10 - 15%. Однако мясное скотоводство не показывает позитивную динамику. В этой наиболее капиталоемкой под отрасли животноводства пока не удается добиться ощутимых результатов, производство говядины в убойном весе стагнирует и не превышает 1,7 млн тонн.

На российском рынке мяса выделяют следующие сегменты в натуральном выражении на 2010 год, в%: говядина и телятина (25%), свинина (29%), баранина и козлятина (2%), мясо птицы (37%) и прочее мясо (7%) [источник - Intesco Research Group].

В 2010 г. доли рыночных сегментов выглядели следующим образом: наибольшая доля рынка в натуральном выражении при-

1811

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.