Научная статья на тему 'Стратегия сша в Центральной Азии (1990-2013)'

Стратегия сша в Центральной Азии (1990-2013) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1336
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / U.S. FOREIGN POLICY / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / АФГАНИСТАН / AFGHANISTAN / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огурцов Максим Игоревич

Статья посвящена эволюции внешней политики США в Центральной Азии с 1990 г. В работе дан сравнительный анализ внешнеполитических концепций США, а также представлены новые подходы к решению проблемы безопасности в Центральной Азии. Автор также рассматривает вопрос влияния американской военной политики на стабильность в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The U.S. Strategy in Central Asia (1990-2013)

The article traces the development of U.S. foreign policy in Central Asia since 1990. The paper presents comparative analysis of U.S. foreign policy concepts and provides an overview of the new approaches to resolve the security issue in Central Asia. The author also confines the attention strictly to military policy’s influence on stability in Afghanistan and in Central Asia.

Текст научной работы на тему «Стратегия сша в Центральной Азии (1990-2013)»

М.И. Огурцов

СТРАТЕГИЯ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (1990-2013)

Статья посвящена эволюции внешней политики США в Центральной Азии с 1990 г. В работе дан сравнительный анализ внешнеполитических концепций США, а также представлены новые подходы к решению проблемы безопасности в Центральной Азии. Автор также рассматривает вопрос влияния американской военной политики на стабильность в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе.

Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика США, Центральная Азия, Афганистан, национальная безопасность.

Современный этап развития международных отношений характеризуется изменением регионального баланса сил, смещением центров мировой политики на периферию. Ввиду своих экономических и геополитических особенностей некоторые регионы в настоящее время становятся ключевыми во внешней политике ведущих стран. Во внешнеполитических стратегиях мировых держав большое место стала занимать Центральная Азия (далее - ЦА).

После обретения суверенитета центральноазиатские страны на разных уровнях начинают включаться в многополярную систему международных отношений. Традиционно выделяют локального лидера, но в данном случае назвать ключевое государство, которое бы имело широкие сферы влияния в регионе, достаточно трудно. На эту роль претендуют как минимум две страны: Казахстан и Узбекистан. Принципиально важным при определении этого статуса помимо экономического потенциала является уровень развития политической системы в стране.

В начале XXI в. актуализируется борьба ведущих держав за сферы влияния в регионе. Изучение стратегий лидирующих стран

© Огурцов М.И., 2014

помогает лучше понять способы реализации их национальных интересов и внешнеполитических амбиций.

Активные политические стратегии в ЦА разрабатывают США, Россия, КНР. Кроме того, свои геополитические интересы здесь преследуют Пакистан, Иран, Турция, Индия, что также подчеркивает важность центральноазиатского вектора политики.

Существует ряд факторов, характеризующих политическую и экономическую ситуацию в регионе. Главным образом это проблема трансграничной безопасности, связанная с предстоящим выводом сил НАТО из Афганистана в 2014 г., проблема межэтнических конфликтов, разная степень экономического развития стран ЦА, особенности их политических режимов. В последнее время особенно остро встает вопрос, касающийся водно-энергетических ресурсов, что также таит конфликтный потенциал. При формировании успешной внешнеполитической стратегии государства обязаны учитывать данную специфику региона.

Для понимания дальнейшей динамики развития Центральной Азии принципиально важен анализ эволюции внешнеполитической стратегии США как одного из ключевых акторов в регионе. Необходимо выявить цели внешней политики Соединенных Штатов в ЦА, этапы и способы ее реализации.

Чрезвычайный и полномочный посол США в Республике Узбекистан Джордж Кролл выделил следующие приоритеты Соединенных Штатов в Центральной Азии: расширение сотрудничества со странами ЦА с целью поддержания усилий международной коалиции в борьбе с экстремизмом в Афганистане и Пакистане; развитие и диверсификация энергетического потенциала региона; содействие процессу политической либерализации и уважению прав человека в странах ЦА; развитие рыночной экономики и содействие проведению экономических реформ. С распадом Советского Союза колоссально обострились проблемы бедности, гражданских войн, незаконного оборота наркотиков, что поставило под угрозу целостность самих стран Центральной Азии. Поэтому, по мнению Дж. Кролла, приоритетом США также является предотвращение распада государств Центрально-Азиатского региона. Он также подчеркнул необходимость содействия в развитии таких источников энергии, как гидроресурсы, солнечная энергия. Говоря о роли стран в афганской стратегии США, господин Кролл упомянул Узбекистан, который снабжает электроэнергией Кабул, значимость аэропорта Манас в Киргизии, Туркменистана как важного донора гуманитарной помощи, Казахстана, реализующего множество образовательных программ для студентов из Афганистана в казахских университетах1.

Но еще до этого заявления, сделанного Дж. Кроллом в декабре 2009 г., Соединенные Штаты проводили планомерную и успешную стратегию по развитию и углублению отношений со странами Центральной Азии.

Принципы реализации внешнеполитических интересов США в регионе были четко сформулированы американским сенатором Чаком Хейгелом в работе «Внешняя политика республиканцев»: Соединенным Штатам необходимо сохранить лидирующее положение в мировой экономике; США не могут обойти проблемы глобальной энергетической безопасности; интересы безопасности США связаны с союзами, международными институтами и коалициями; США должны поддерживать демократические и экономические реформы, принимать во внимание значение публичной дипломатии2. Очевидно, что Вашингтон стремился создать максимально удобные условия для своей деятельности в Центральной Азии. Сложность реализации стратегии США в регионе во многом связана со столкновением здесь интересов других крупнейших стран. Нельзя не учитывать влияние России и Китая, имеющих исторически сложившиеся культурные, экономические и политические связи в регионе3. Поэтому вопрос экономического и главным образом энергетического взаимодействия США со странами ЦА заставил политиков начать реализацию планов по выводу нефтяных и газовых ресурсов Каспийского бассейна на мировые рынки.

Ведущий американский политолог Збигнев Бжезинский видел успех реализации стратегии США в создании транспортных путей, соединяющих Центральную Азию с крупнейшими центрами мировой экономической деятельности4. Поэтому еще одним элементом новой стратегии стало строительство энергетических трубопроводов из Каспийского региона в Европу. При этом ставилась также цель обеспечить странам Центральной Азии возможность выступать в качестве самостоятельных членов мирового сообщества. Возникла необходимость прокладки нефте- и газопроводов, которые ослабили бы зависимость центральноазиатских государств от транзита энергоресурсов через территорию России. Ранее у таких крупнейших добытчиков, как Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, была возможность поставлять энергоресурсы только по российским трубопроводам, которые управлялись «Газпромом» и «Транснефтью». Поэтому и США, и страны Центральной Азии были заинтересованы в создании альтернативных путей транспортировок нефти и газа. Одним из примеров реализации этих интересов стало соглашение, заключенное в 1993 г. между компанией «Шеврон Корпорейшн» и руководством Казахстана об образова-

нии «Тенгизшевройл» - совместного предприятия по разработке месторождения Тенгиз5. Таковы основные приоритеты и принципы, дающие концептуальное обоснование стратегии США в ЦА.

Внешнеполитический курс США в Центральной Азии прошел в своем развитии несколько этапов. В 1991-1992 гг., в период президентства Джорджа Герберта Уокера Буша, шел процесс признания независимых государств Центральной Азии и установления с ними диломатических отношений. На том этапе еще не было сформировано четкой политики по отношению к странам региона. В целом внешнеполитическая линия не отличалась от общей стратегии по отношению к странам постсоветского пространства. США тогда больше беспокоили действия фундаменталистов в ЦА и наличие ядерного оружия на территории Казахстана. Успехом на пути решения второй проблемы можно считать присоединение Казахстана к договору о нераспространении ядерного оружия6. 23 мая 1992 г. в Лиссабоне состоялось подписание Казахстаном протокола к Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений7. Курс Билла Клинтона сохранял тенденции политики Буша-старшего. Происходило укрепление независимости стран региона. В период 1993-1996 гг. стали зарождаться военные связи между странами ЦА и НАТО в рамках «Партнерства ради мира» ("Partnership for peace") и Совета евроалантического партнерства -международного форума, способствующего развитию диалога и сотрудничества между НАТО и государствами Европы, Азии и Кавказа, не являющимися членами этого альянса8.

Поворотным пунктом в формировании стратегии США в Центральной Азии стали события 11 сентября 2001 г. В авангард внешней политики вышла проблема борьбы с международным терроризмом. Тогда же начинается война в Афганистане, где на тот момент группировкой «Талибан» контролировалась обширная часть территории страны. Соединенные Штаты инициировали подписание соглашения о статусе вооруженных сил (Status of Forces Agreement, SOFA) с рядом центральноазиатских стран для использования их аэродромов в целях проведения военной операции США «Несокрушимая свобода» в Афганистане ("Operating Enduring Freedom", OEF). В рамках данных программ 11 декабря 2001 г. была открыта база в Манасе в Киргизии9.

Документом, определившим цели внешней политики Соединенных Штатов в данный период, стала «Стратегия национальной безопасности США». В ней было заявлено, что США будут использовать возможность распространения благ свободы по всему миру. Америка будет активно работать, чтобы донести идеалы демокра-

тии, прогресса до каждого уголка мира10. Для этого Штатам необходимо было налаживать сотрудничество с отдельными странами региона.

В 2005 г. министр обороны США Дональд Рамсфелд посетил Киргизию для углубления двусторонних отношений и обсуждения дальнейшего функционирования базы Манас11. В том же году правительство Таджикистана заявило о своей поддержке действий США в Афганистане и сохранении права использования своего воздушного пространства для коалиционных сил НАТО.

В 2005-2006 гг. американский эксперт по региональной проблематике Фредерик Старр предложил новую концепцию политики США в ЦА. Он сделал вывод о формировании «Большой Центральной Азии» - нового региона, охватывающего Афганистан и государства ЦА, для которого необходима разработка общерегионального компонента политики. По мнению Старра, принципиальное значение имеет развитие торговых и транспортных связей государств Центральной Азии с Афганистаном. Но данная концепция не получила широкого применения. После активизации деятельности «Талибана» США начали процесс увеличения численности войск НАТО. Администрация Барака Обамы объявила о комплексной стратегии в отношении Афганистана и Пакистана в связи с усилением «Аль-Каиды». Обама также заявлял о необходимости помощи Пакистану в целях преодоления экономического кризиса в стране12.

Все эти меры должны быть осуществлены при обязательном содействии центральноазиатских государств, для чего организовывались двусторонние встречи США со странами региона. Вашингтон приглушил критику по поводу нарушения прав человека в странах Центральной Азии. Более того, было решено расширить финансовую помощь: общий объем средств, выделенных на 2010 г. на реализацию программ помощи, координируемых Госдепартаментом, был увеличен на 59 % по сравнению с 2009 г.13 Для укрепления присутствия в регионе Штаты начали также налаживать более эффективное управление. Для этого США финансировали неправительственные организации, например Национальный демократический институт (НДИ). Правда, «чистота» деятельности этой организации иногда ставилась под сомнение: 7 февраля 2003 г. от ряда НПО Кыргызстана поступили обвинения в адрес НДИ, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне, в необъективности оценок референдума в Киргизии. НДИ обвинялся во вмешательстве в избирательный процесс посредством финансирования корпуса наблюдателей от Коалиции «За демократию и гражданское общество»14.

Кроме НПО важным приоритетом США в Центральной Азии стала работа с молодежными кругами по формированию проамериканской части общества в будущем. Непостоянство политического курса стран региона подтолкнуло Вашингтон обратиться к молодому поколению. Сенатор Чак Хейгел в статье «Внешняя политика республиканцев» подчеркнул: «Соединенным Штатам необходимо сделать ставку на те силы, которые несут с собой перемены, в том числе и на новое поколение жителей нашей планеты, беспокойное и непредсказуемое, вступающее в период взросления. Доверие к Соединенным Штатам, признание их лидирующей роли являются жизненно необходимым фактором в формировании органической глобальной связи с новым поколением»15.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что за последние 25 лет стратегия США в ЦА представляла собой сочетание двух подходов, которые едва ли могли стать единой универсальной внешнеполитической линией Америки. В конце XX в. Центральная Азия являлась зоной стратегической конкуренции США с Россией, а позднее и с Китаем. После событий 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты стали рассматривать регион лишь через призму борьбы с международным терроризмом и войны в Афганистане. Вследствие этого региональным проблемам стало уделяться гораздо меньше внимания. Несмотря на то что за последнее время позиции центральноазиатских государств укрепились, в этих странах все еще остаются такие проблемы, как высокий уровень преступности, коррупция, незаконный оборот наркотиков, радикализм. Вышеперечисленные факторы, в особенности терроризм, повышают конфликтный потенциал и увеличивают вероятность распространения транснациональных и трансграничных угроз в другие регионы. Ввиду этого афганское направление все еще остается ключевым при формировании приоритетов США в Центральной Азии. После

2013 г. на первый план среди интересов США в ЦА выходят вопросы, связанные с выводом коалиционных сил НАТО из Афганистана. США рассчитывают, что передача полного контроля за безопасностью афганским военным должна полностью завершиться в

2014 г.16 На повестку дня выходит вопрос совместной реализации этой программы со странами Центральной Азии. При этом Штаты хотят не только сохранить свои уже имеющиеся военные пункты в регионе, но и расширить их сеть. К таковым можно отнести аэродром Айни под Гиссаром в Таджикистане (вокруг этого аэродрома, который Россия хочет видеть в качестве 201-й российской военной базы в Таджикистане, ведутся активные российско-американские споры), центр транзитных перевозок военно-воздушых сил США

«Манас» в Киргизии, порт Актау на восточном побережье Каспийского моря (единственный морской порт Казахстана), аэропорт Шымкент (меморандум о предоставлении аэропорта Шымкента ВВС Дании, осуществляющих операцию в Афганистане, был подписан еще 11 июля 2003 г.)17. Также известно, что Узбекистану достанется и большая часть вывозимой из Афганистана американской военной техники. Уже сейчас Вашингтон и Ташкент ведут переговоры по созданию в Узбекистане Центра оперативного реагирования для координации действий в случае ухудшения ситуации в регионе после 2014 г. При Обаме был достигнут ряд успехов в двустороннем сотрудничестве. В ноябре 2010 г. было заключено казах-станско-американское соглашение о воздушном транзите военных грузов в Афганистан18. В то же время новое киргизское руководство, сменившее режим К. Бакиева, продлило аренду Центра транзитных перевозок в Манасе. Одним из приоритетов администрации Обамы стало налаживание отношений с Узбекистаном. Посол США в Республике Узбекистан Дж. Кролл оценил Узбекистан в качестве важнейшего партнера по содействию установлению мира и стабильности в Афганистане. А администрация Обамы даже просила разрешения у Конгресса снять ограничения из-за «тяжелой ситуации» с правами человека для расширения сотрудничества с Узбекистаном. Узбекистан стал единственной страной ЦА, присоединившейся к «Коалиции доброй воли» в феврале-марте 2003 г. Ислам Каримов заявил, что операция в Ираке - это продолжение прошлых попыток «переломить хребет терроризма»19. 2 декабря 2010 г. заключено американо-узбекское межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве20. Соединенные Штаты ценят геостратегическое положение Узбекистана. Узбекистан и Афганистан связывает железная дорога Мазари-Ша-риф - Термез, что принципиально важно для доставки военных грузов для НАТО. Прокладка этой ветки проходила при непосредственном участии США, которые потратили на этот проект около 210 млн долл. Да и Узбекистан преследует здесь свои личные цели: страна планирует создать трансафаганский коридор для выхода через Мазари-Шариф, Шеберган, Герат и Кандагар к международным морским портам Ирана и Пакистана21. Помимо этого, в 2010 г. компания «Узбекистан темир йуллари» завершила строительство 75-километровой железной дороги в Афганистане Хайратон - Ма-зари-Шариф22. Таким образом, Узбекистан может стать крупнейшим в ЦА пунктом для транспортировки транзитных грузов. Исходя из этого положения, логика стратегии администрации Обамы в Республике Узбекистан очевидна. Но успех напрямую будет зави-

сеть от политической стабильности как в самом Узбекистане, так и в Центрально-Азиатском регионе.

2014 год должен стать очередной вехой развития стратегии США в ЦА, а также новым этапом отношений с ключевыми конкурентами в регионе - Россией и Китаем. Чтобы справиться с возможными негативными последствиями после вывода войск из Афганистана, необходимо многостороннее сотрудничество США, в том числе и с Россией. Это является важнейшим условием стабильности в Афганистане и в Центральной Азии в целом.

Примечания

Revaluating U.S. Policy In Central Asia. Statement of Hon. George A. Krol, Deputy Assistant Secretary of State, Bureau of South and Central Asian Affairs, Department of State, Washington, DC [Электронный ресурс] // U.S. Government Printing Office. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-111shrg56492/html/CHRG-111shrg56492.htm (дата обращения 23.12.2013).

Хейгел Ч. Внешняя политика республиканцев // Россия в глобальной политике. 2004. № 6. С. 124-130.

Манкофф Д. Политика США в Центральной Азии после 2014 г. [Электронный

ресурс] // Журнал «ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия». URL: http://

www.intelros.ru/readroom/pro_et_contra/k1-2-2013/19760-politika-ssha-v-cen-

tralnoy-azii-posle-2014-goda.html (дата обращения: 20.12.2013).

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.

С. 179.

Общая информация [Электронный ресурс] // Тенгизшевройл. URL: http:// www.tengizchevroil.com/ru/about/overview (дата обращения 19.12.2013). Лаумулин М. Казахстан и Запад: ретроспектива отношений в 1990-е гг. [Электронный ресурс] // Сайт Института центральноазиатских и кавказских исследований Швеции Издательский дом «CA&CC Press AB». URL: http://www.ca-c. org/journal/cac-08-2000/07.laumill.shtml (дата обращения: 25.12.2013). Протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений [Электронный ресурс] // Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии. URL: http://www. armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/lisb-agr.txt (дата обращения: 10.01.2014). Совет Евроатлантического партнерства [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «НАТО.РФ». URL: http://xn--80azep.xn--p1ai/ru/ eapc.html (дата обращения: 20.11.2013).

Nichol J. Kyrgyzstan and the Status of the U.S. Manas Airbase: Context and Implications [Электронный ресурс] // Federation of American Scientists. URL: https:// www.fas.org/sgp/crs/row/R40564.pdf (дата обращения: 20.12.2013).

2

3

4

5

6

7

10 The National Security Strategy of the United States of America [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/documents/ organization/63562.pdf (дата обращения: 17.10.2013).

11 Marat E. Rumsfeld in Kyrgyzstan: Halting America's Faltering Position in Central Asia // The Central Asia-Caucasus Analyst. URL: http://www.cacianalyst. org/publications/analytical-articles/item/10138-analytical-articles-caci-ana-lyst-2005-7-27-art-10138.html (дата обращения: 05.12.2013).

12 Obama's Strategy for Afghanistan and Pakistan [Электронный ресурс] // Council on Foreign Relations. URL: http://www.cfr.org/pakistan/obamas-strategy-afghani-stan-pakistan-march-2009/p18952 (дата обращения: 15.12.2013).

13 Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии: подходы второй администрации Дж. Буша (2005-2009 гг.) и Б. Обамы (2009-2010 гг.) // Сравнительная политика. 2011. № 4. С. 65-74.

14 Национальный демократический институт США обвинен во вмешательстве «в избирательный процесс» Кыргызстанского референдума [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «ЦентрАзия». URL: http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1044708720 (дата обращения: 09.12.2013).

15 Хейгел Ч. Указ. соч. С. 114-130.

16 Казанцев А.А. Политика США в постсоветской Центральной Азии: характер и перспективы [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГИМО. URL: http://ehd.mgimo.ru/ЮRManagerMgimo/file?id= E3 D AB956-8956-310 D-0D4C-2235B2392202 (дата обращения: 15.01.2014).

17 Подписан меморандум о предоставлении аэропорта Шымкента датским ВВС, осуществляющим операцию в Афганистане [Электронный ресурс] // Nomad. URL: http://www.nomad.su/Pa-5-200306120024 (дата обращения: 09.12.2013).

18 США подписали с Казахстаном соглашение о военном транзите [Электронный ресурс] // Nomad. URL: http://www.nomad.su/Pa-3-201011150031 (дата обращения: 01.12.2013).

19 Nichol J. Central Asia: Regional Developments and Implications for U.S. Interests [Электронный ресурс] // Federation of American Scientists. URL: http://www.fas. org/man/crs/IB93108.pdf (дата обращения: 20.12.2013).

20 Савчук-Курбанов С. Узбекистан и США на пути прорыва в сфере «научной дипломатии» (Часть 3) [Электронный ресурс] // Узбекистан на Великом Шелковом пути. URL: http://www.silkway.uz/newsmore/1127 (дата обращения 11.10.2013).

21 Узбекистан на деньги США построит железную дорогу из Термеза в Маза-ри-Шариф [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «ЦентрАзия». URL: http://www.centrasia.ru/newsA.phpPst-1100390100 (дата обращения: 09.12.2013).

22 Узбекские железные дороги открыли движение в Афганистане между Хайрато-ном и Мазари-Шарифом [Электронный ресурс] // Агентство международной информации «Новости - Казахстан». URL: http://www.newskaz.ru/world_ news/20111222/2357438.html (дата обращения 11.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.