Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года: угрозы и возможности'

Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года: угрозы и возможности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1868
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОРОД МОСКВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / STRATéGIE / RéGION DE MOSCOU / DéVELOPPEMENT SOCIO-éCONOMIQUE / CONCEPT DE DéVELOPPEMENT / éLABORATION DU PLAN MAîTRE DE DéVELOPPEMENT / INDICATEURS DE DéVELOPPEMENT / SOZIO-öKONOMISCHE ENTWICKLUNG / STRATEGY / MOSCOW REGION / MOSCOW / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT CONCEPT / DEVELOPMENT MASTER PLAN / DEVELOPMENT INDICATORS / MOSCOU / STRATEGIE / GEBIET MOSKAU / MOSKAU / ENTWICKLUNGSKONZEPTION / ENTWICKLUNGSMASTERPLAN / ENTWICKLUNGSINDIKATOREN

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Похвощев В. А.

Дается оценка подготовленной Правительством «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года», подчеркивается необходимость научного ретроспективного анализа роли и назначения Московской области как региона, смягчающего последствия федеральных решений по поводу развития столицы страны. Даны этапы расширения Москвы и краткая характеристика существующих концепций ее развития, а также градостроительных и территориально-планировочных решений, являвшихся основанием для изменения границ Москвы. Показаны потенциальные угрозы и возможности комплексного развития Московской области на длительную перспективу, предложены пути достижения целевых индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW OBLAST SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY UP TO 2025: THREATS AND POSSIBILITIES

The government-prepared «Strategy of socio-economic development of the Moscow Oblast up to 2025» is assessed, the need for scientific retrospective analysis of the role and purpose of the Moscow Oblast as a region that softens the impact of federal decisions on the development of the capital is stressed. Discussed in the article are the Moscow expansion stages. Briefly described are existing concepts of Moscow, as well as urban and territorial planning decisions, which were the basis for changing the borders of Moscow. Potential threats and opportunities of the long term Moscow region integrated development are shown along with ways to achieve the target indicators.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года: угрозы и возможности»

Р А З В И Т И Е

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА: УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

MOSCOW OBLAST SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY UP TO 2025: THREATS AND POSSIBILITIES

В. А. Похвощев,

доктор экономических наук, профессор

Дается оценка подготовленной Правительством «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года», подчеркивается необходимость научного ретроспективного анализа роли и назначения Московской области как региона, смягчающего последствия федеральных решений по поводу развития столицы страны. Даны этапы расширения Москвы и краткая характеристика существующих концепций ее развития, а также градостроительных и территориально-планировочных решений, являвшихся основанием для изменения границ Москвы. Показаны потенциальные угрозы и возможности комплексного развития Московской области на длительную перспективу, предложены пути достижения целевых индикаторов.

The government-prepared «Strategy of socio-economic development of the Moscow Oblast up to 2025» is assessed, the need for scientific retrospective analysis of the role and purpose of the Moscow Oblast as a region that softens the impact of federal decisions on the development of the capital is stressed. Discussed in the article are the Moscow expansion stages. Briefly described are existing concepts of Moscow, as well as urban and territorial planning decisions, which were the basis for changing the borders of Moscow. Potential threats and opportunities of the long term Moscow region integrated development are shown along with ways to achieve the target indicators. Un devis est établi de la «Stratégie de développement socio-économique de la Région de Moscou pour 2025» gouvernementale. On souligne la nécessité d'une analyse rétrospective scientifique du rôle et du but de la Région de Moscou en tant que région l'adoucissement de l'impact des décisions fédérales sur le développement de la capitale. On compte tenu des étapes de l'expansion de Moscou et une brève description des concepts existants de développement de Moscou, ainsi que les décisions de planification urbaine et territoriale qui étaient la base pour changer les frontières de Moscou. Les menaces potentielles et les possibilités d'un développement intégré de la région de Moscou pour le long terme et les moyens d'atteindre les indicateurs de cible sont montrées.

Eine Schätzung der von der Regierung vorbereite «Strategie der sozio-ökonomischen Entwicklung des Gebiets Moskau bis zum 2025» ist dargestellt. Man unterstreicht die Notwendigkeit einer wissenschaftlichen retrospektiven Analyse der Rolle und Zweck des Gebiets Moskau als Region der Abmilderung der Folgen der föderalen Entscheidungen über die Entwicklung der Hauptstadt. Man gibt die Ausbaustufen von Moskau und eine kurze Beschreibung der bestehenden Erweiterungskonzepte von Moskau, sowie Stadt-und Raumplanung Entscheidungen, die die Grundlage für die Änderung der Grenzen von Moskau waren. Möglichen Gefahren und Chancen einer langfristigen integrierten Entwicklung des Gebiets Moskau sowie Möglichkeiten, die Zielindikatoren zu erreichen.

Ключевые слова: стратегия, Московская область; город Москва, социально-экономическое развитие, концепция развития; генеральный план развития; индикаторы развития.

Key words: strategy, Moscow Region, Moscow, socio-economic development, development concept, development master plan, development indicators.

Mots clefs: stratégie, Région de Moscou, Moscou, développement socio-économique, concept de développement, élaboration du plan maître de développement, indicateurs de développement.

Schlüsselwörter: Strategie, Gebiet Moskau, Moskau, sozio-ökonomische Entwicklung, Entwicklungskonzeption, Entwicklungsmasterplan, Entwicklungsindikatoren.

В конце октября 2011 года в г. Домодедово Московской области произошло знаменательное событие. Вольное экономическое общество области провело конференцию, посвященную обсуждению «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года», а также «Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2015 года». Оба документа разработаны по инициативе и при непосредственном участии Министерства экономики Правительства Московской области и Института экономики РАН. Главным идеологом, методологом и руководителем творческого коллектива разработчиков был Министр экономики регионального правительства доктор экономических наук Крымов В.Б. Реальную помощь оказывал доктор экономических наук, профессор Валентей С.Д., генеральный директор Центра Федерализма Института экономики РАН.

Важность этого события определяется тем, что Президентом Российской Федерации одобрена идея увеличения площади г. Москвы на 144 тыс. га, ограниченных Киевским и

ж

РАЗВИТИЕ

Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Конечно, это решение нельзя обойти вниманием научной общественности. Как явствует из статьи Ильи Насырова и Натальи Телегиной «Чем обернется расширение Москвы» [3], решение принято импульсивно, без каких-либо расчетов, в силу неумения и нежелания системно, на основе глубокого ретроспективного анализа истории развития Москвы, обосновать расширение её границ. На освоение новых территорий, по оценкам специалистов, уйдет 10 трлн. руб.

Вот что, на наш взгляд, ожидает Московский социально-экономический комплекс.

1. Создаются условия для стремительного роста Мегаполиса Москва.

2. Изымание у Московской области территории с развитой экономикой, низкой плотностью населения, с относительно высоким уровнем жизни, с хорошей инженерной инфраструктурой (электроэнергия, коммунальное хозяйство, водоснабжение, канализация, природоохранные объекты) - это для области невосполнимая потеря.

3. Область принимала немало усилий, чтобы сдержать передачу земли в частные руки. Поэтому в секторе между Киевским и Варшавским шоссе, Большим кольцом Московской железной дороги размещены территории для беспрепятственного гражданского и промышленного строительства. По утверждению Московской стороны, будет создан 1 млн. рабочих мест и построено жилье для 2 млн. человек. У Правительства Москвы есть планы размещения в зоне аннексии федеральных органов власти (такие попытки предпринимались при Н.С. Хрущеве, но они не увенчались успехом), объектов международного финансового центра, научно-образовательного и инновационного кластеров, включая центр «Сколково». Маловероятно, что это произойдет в короткий срок. Зато аппетиты Московского строительного комплекса могут привести к бесконтрольному строительству жилья, в котором, по нашим оценкам, будут проживать 5-6 млн. человек мигрантов. У нас есть опыт Зеленограда. По утверждению Сергея Со-бянина [7], «Мы считаем, что при освоении новых территорий городу не потребуется привлечение новых мигрантов». В памяти - заявления бывшего главы Москвы Б.Н. Ельцина по поводу категоричного запрета ввоза в Москву лимитчиков. Де-факто получилось так, что лимитчики приезжали в область и перевербовывались на работы в Москве. Мы имеем дело с неподдельным цинизмом: эти 5-6 миллионов будут привезены из других регионов страны или из стран СНГ, а это уже затрагивает национальную безопасность.

4. Чрезмерная концентрация капитала - тоже серьезная проблема.

5. Ещё многое непредвиденное нас ожидает. По хорошему счету, процесс передачи должен сопровождаться разработкой передаточных балансов, которые почти 20 лет не составлялись. Специалистов этого дела, практически, не осталось. Надо вспомнить, с какой тщательностью под методическим руководством Госплана СССР, СОБС, органов КСПС и Госпланов союзных республик составлялась Генеральная схема размещения производительных сил СССР! Этот весьма поучительный и богатый опыт предан забвению.

Рост территории Москвы за счет Московской области имеет свою историю.

Московская область - одна из крупнейших областей в составе Российской Федерации. Особая роль этого региона в жизни страны определяется его политическим значением, уровнем социально-экономического, научного и культурного развития, географическим положением. История Подмосковья тесно переплетена с историей страны. Территория области стала тем притягательным центром, вокруг которого в течение нескольких сотен лет шло становление Российского государства. Знание этого обстоятельства важно не только для осознания значения Московской области, но и для рационального использования её ресурсов во многих сферах деятельности.

Хотим мы этого или не хотим, Московская область не в меньшей мере, чем Москва является носителем столичных функций: административной, политической, экономической, научной, культурной, финансовой. Поэтому область всегда находилась под воздействием центробежных и центростремительных социально-экономических сил.

По данным Центрального государственного архива Московской области, в составе области находились территории Тверской (1929-1935 гг.), Тульской (1929-1953 гг.), Рязанской (1929-1946 гг.), Калужской (1929-1944 гг.) и Владимирской (1929-1944 гг.) областей.

Московская область в современном ее названии провозглашена 3 июня 1929, став правоприемни-цей Центрально-промышленной области.

24 апреля 1929 г. на заседании ВЦИК утверждена схема деления области на десять округов, 144 района, 337 волостей.

Летом 1930 г. начался продолжающийся по настоящее время процесс расширения границ Москвы.

При формировании округов учитывались следующие факторы: экономическая общность территорий, наличие промышленно-хозяйственных связей, численность населения, географическое положение (так, удаленность административного центра

В. А. Похвощев

Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года: угрозы и возможности

от окраин не должна была превышать 50 км), наличие путей сообщения между административными центрами округов, районов и сельсоветов.

В годы первой пятилетки в Москве возводились не свойственные столичным функциям объекты промышленности: автомобильные, авиационные, станкостроительные, металлургические и приборостроительные заводы, которыми привлекали рабочую силу, прежде всего из Подмосковья. Конечно, руководству страны хотелось провести такие преобразования, чтобы каждому приехавшему в столицу иностранцу было видно преимущество социализма над капитализмом. Теоретической основой обоснования расширения территории послужили концепции ряда авторов:

1. «Город будущего» Бориса Сакулина. В 1918 г. Б. Сакулин предложил вариант планирования Москвы на основе создания нескольких концентрических транспортных колец. Одно из них, по его замыслу, должно было проходить через Звенигород, Нарофоминск, Бронницы, Люберцы, Мытищи и Подольск. Эти города предлагалось превратить в зеленые города с минимальной промышленностью. Внешнее кольцо должно было пройти через современные центры соседних областей. Проект был отвергнут.

2. «Новая Москва» Ивана Жолтовского и Александра Щусева - первый план реконструкции города (1925 года). Он предусматривал сохранение исторического лица Москвы и перемещение правительственного центра на Ходын-ское поле. Окраины должны быть застроены малоэтажными жилыми домами.

3. «Большая Москва» Сергея Шестакова (1925 г.), по проекту автора должна была состоять из центральной зоны существующего города и четырех поясов-колец. Последнее - железнодорожное в том месте, где находится современная МКАД со сдвигом на север в сторону г. Лобни. Между этими кольцами проектировались различные типы зон: жилые, садовые и промышленные, которые были бы разделены большими зелеными массивами. Для жилья предоставлялись бы зоны под частное домостроение.

4. Реконструкция Москвы Николая Лядовского. В результате бурного развития Москвы в 19311932 гг. требовалось выбрать проект реконструкции. Наиболее интересный проект предоставил архитектор Н. Лядовский, который отказался от традиционной радиально-кольцевой планировки. Он предложил параболическую систему планировки города вдоль оси Москва-Ленинград с историческим центром города в качестве ядра. Вдоль этой оси располагались зоны жилья, промышленности и сельского хозяйства, которые могли расширяться в

сторону Ленинграда и в перспективе должны были слиться с городом на Неве.

5. Прямоугольная система Ле Корбюзье. Франко-Швейцарский архитектор Ле Корбюзье предлагал построить новый город на месте Москвы, сохранив лишь Кремль и Китай-город, остальное разрушить, а на освободившемся месте построить прямоугольную сетку улиц.

6. Москва как деревня Эрнста Мая. Немецкий архитектор Эрнст Май был сторонником деурбаниза-ции. Он предлагал оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты - города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались бы зеленые и сельскохозяйственные зоны.

7. Сталинский Генплан. Поняв, что все конкурсные работы не отвечают поставленным требованиям и задачам, ЦК партии уделил на июльском пленуме 1931 года особое внимание развитию и реконструкции Москвы. Именно на основе решений этого пленума началась работа по созданию нового Генерального плана Москвы, который был утвержден в 1935 году. Его авторами стали архитекторы Вадим Семенов и Сергей Чернышов. Суть Генплана состояла в сохранении основы исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Особое внимание уделялось созданию архитектурных ансамблей и транспортных схем. Реализация этого проекта требовала огромных средств. Подготовительный этап состоял в благоустройстве главных площадей столицы и реконструкции ее центральной части. В мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена, а к 1939 году были завершены работы на улице Горького (ныне улица Тверская). В те же годы была частично осуществлена комплексная застройка 1-й Мещанской, Большой Калужской улиц и Можайского шоссе. Было обустроено русло Яузы и выстроены новые мосты через реку Москву. Началась закладка транспортных колец, третьего и четвертого, которое было названо Парковым. Тогда же планировали создать систему водных каналов между Яузой и Химкой. На месте храма Христа Спасителя началось строительство Дворца Советов, в Измайлово строили центральный стадион. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала реализацию генплана.

В 1947 году началось строительство восьми высотных зданий (возведено семь), которых не было в довоенном проекте. Они должны были архитектурно

поддерживать Дворец Советов. В 1951 году был соз-

Научно-практический журнал

март-май 2012

дан Институт генплана и принят десятилетний план реконструкции Москвы под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. Новый план был основан на довоенном, но акцент ставился на развитии новых территорий. В ноябре 1955 года, после постановления об архитектурных излишествах, план был существенно изменен. Главной задачей этого этапа было массовое домостроение и создание транспортных магистралей. Тогда же появился МКАД, Калининский проспект (ныне улица Новый Арбат), часть будущего четвертого кольца. Новые районы стали застраиваться панельными и блочными домами.

8. Брежневский генплан. В 60-х годах ХХ в. Москве потребовалась новая концепция развития. В 1966 году началась разработка нового генплана под руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина. Этот план был утвержден в 1971 году. Часть проектов была взята из предыдущих планов: третье и четвертое кольцо, магистраль Юг-Север. Важное внимание уделялось созданию восьми самостоятельных инфраструктурных зон, которые в 1991 году определили административное деление Москвы. В результате реализации плана появились Рижский путепровод, Аминьевское шоссе, Олимпийский проспект. В 80-х гг. ХХ в. у этого генплана появились противники, и зародилось движение в защиту старой Москвы.

9. К середине 1990-х годов стало понятно, что Москве нужен новый генплан. Таким образом появился первый лужковский генплан, согласно которому к 2015 году в Москве должны были появиться четвертое кольцо, дублеры основных магистралей, а также Северная и Южная рокады. Предполагалось электрифицировать Московскую окружную железную дорогу для пассажирского движения и пустить линии легкого метро и скоростного трамвая.

10. В 2010 году стало понятно, что хаотичная застройка прошедших двадцати лет требует нового генплана развития Москвы. Был представлен Генеральный план развития города до 2025 года. Предлагается коммерческая застройка между третьим и планируемым четвертым кольцом, а социальное строительство предлагается развернуть за границами Москвы за счет приобретения земель Московской области.

Даже беглое ознакомление с концепциями развития Москвы показывает, что все они нацелены на изъятие пригородных территорий Московской области.

Летом 1930 года под юрисдикцию Москвы перешли поселок Измайловский, Верхние и Нижние котлы, Фили и Кутузовская слобода.

23 февраля 1931 года Москве предоставлен статус самостоятельной административно-хозяйственной

единицы. Город Москва был выведен из состава Московской области со своим бюджетом и органами исполнительной государственной власти (скорее всего, это было решение политическое).

3 ноября 1938 года было принято решение «Об утверждение списка дачных поселков». В августе 1939 года поселок Текстильщики вошел в состав Москвы.

В августе 1940 года Москва приобрела Химкинский речной порт, Водный стадион, поселок Нар-комвода, Никольскую больницу.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1950 года Москве переданы поселки АН СССР, Института им. Губкина, земли Академ-строя, ТЭЦ и стройплощадка МГУ.

17 августа 1956 года Москва получила поселок Внуково и аэродром. В том же году к Москве были присоединены Раменки, Мазилово, Щукино, Мневники, Черемушки.

1960 год ознаменовался присоединением к Москве городов Бабушкино, Кунцево, Люблино, Очаково, Перово, Тушино и одиннадцати рабочих поселков: Бескудниково, Бирюлево, Бутово, Капотня, Красный строитель, Нагатино, Сабуров и другие: пять дачных поселков Битца, Вешняки, Лианозово, Кузьминский, Новоховрино. В том же году был создан лесопарковый защитный пояс. Все указанные поселения были застроены. В этой связи, напомним утверждение С.С. Собянина в отношении новых изымаемых для Москвы территорий: «... мы рассматриваем граждан, владеющих земельными участками в этих муниципальных образованиях, как полноправных членов местного сообщества. Много раз говорил об этом и еще раз хочу подтвердить: никаких сносов и переселений там не будет. Все коттеджные поселки, дачи, садоводческие товарищества останутся стоять там, где они сейчас находятся» [7].

7 апреля 1961 г. образован город-спутник Зеленоград.

В 1983-1984 гг. Москве переданы поселения: Переделкино, Чоботы, Лукино, Орлово, Терешково, Солнцево, Рождествено, Спас, Новотушино, Митино, Восточный Долгопрудный, Новоархангельское, Жулебино, пос. Ухтомский, Бутово, Толстопальцево.

Такова экспансия Москвы на территорию Московской области.

Нетрудно заметить закономерность: Москва нуждается в приращении площади практически каждые десять лет. Динамика площади г. Москвы по годам: 1870 г. - 71,4 км2, 1917 г. - 242 км2, 1935 г. - 285 км2, 1940 г. - 326,6 км2, 1950 г. - 356,4 км2, 1960 г. - 878,7 км2, 1980 г. - 1000 км2, 2005 г. - 1070 км2, 2011 г. - 2510 км2.

В. А. Похвощев

Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года: угрозы и возможности

«Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 г.» (далее - Стратегия), по утверждению авторов, - это комплексная система целей развития Московской области как субъекта Российской Федерации с указанием задач и средств их реализации.

Московская область - один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской федерации. По объему валового регионального продукта (ВРП) область занимает второе место в Центральном экономическом районе и третье в Российской Федерации, уступая Москве и Тюменской области. На ее территории проживает 6,61 млн. человек (4,6 % от общего числа жителей России).

На территории Московской области расположены 37 районов и 28 городов областного подчинения, которые являются административными центрами районов. Административное деление области представлено 378 муниципальными образованиями, в том числе 36 городскими округами, 36 муниципальными районами, 306 городами и сельскими поселениями.

Основой экономики области является промышленное производство. В Московской области производятся сотни видов промышленной продукции: пилотируемые космические аппараты, вагоны метро и электропоезда, тепловозы, лифты, автобусы, оборудование для пищевой промышленности, прокат черных и цветных металлов, строительные материалы, минеральные удобрения, медицинская техника, мебель, оптические приборы, лекарственные препараты и много другой продукции.

Большая часть области занята лесами. Московский регион относится к бассейну реки Волги. На территории области имеется более семидесяти водохранилищ. Кроме того, здесь расположены особо охраняемые природные территории, памятники природы и садово-паркового искусства.

Общая характеристика экономики Московской области показывает всю сложность ее структуры, горизонтальных и вертикальных социально-экономических связей, необдуманно рвать которые опасно.

Что уже потеряет Московская область?

1. Будет нарушена пространственная организация. Как следствие, необходимо переработать Генеральный план развития области.

2. По мнению Екатерины Пичугиной, Ольги Власовой и др. [8], областной бюджет обеднеет на десять процентов.

3. Будет нарушена схема территорий формирования «точек роста» экономики Московской области в устойчивых системах расселения.

4. Будет нарушено природное и историко-культурное наследие.

5. Если учесть, что созданная в 60-70 гг. ХХ века лесопарковая зона потеряла практически треть зеленых насаждений, то в секторе отвода та же участь уготована зеленым массивам присоединяемых территорий.

6. Учитывая радиально-кольцевую структуру железнодорожных и автодорожных сетей, будет деформировано ее развитие. Будет нарушен проект Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) Московской области.

7. Будут выведены из севооборота плодородные земли и, понятно, прекратят деятельность сельскохозяйственные предприятия.

Кто же выиграет от присоединения к Москве новых территорий?

Во-первых, политики. Во-вторых, 250 тыс. человек, которые будут проживать на присоединяемых территориях. В их числе, по данным «Российской газеты», 203 тыс. человек - будущие подданные департамента государственной защиты г. Москвы: пенсионеры (50 тыс.), льготники, получатели различных пособий, многодетные семьи, дети-сироты, малообеспеченные семьи, выплаты которым будут производиться с первого июля 2012 г.

Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Московской области, динамичного развития экономики Московской области в долгосрочной перспективе. Обратим внимание на то, что о повышении жизненного уровня граждан Стратегия забыла.

Для достижения целей: предусматривается решение следующих задач:

• оценка достигнутого уровня развития Московской области;

• характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития, с учетом основных вызовов предстоящего периода;

• определение целей, целевых индикаторов, приоритетов и основных задач долгосрочной экономической политики в отдельных сферах экономики;

• определение параметров пространственного развития экономики Московской области, целей и задач территориального развития в долгосрочной перспективе» (стр. 151-152 Стратегии).

Отметим, что при анализе социально-экономического положения области рассматривались четыре ипостаси: сильные стороны, ограничения развития, возможности развития и возможные угрозы. Рассмотрим две из них: что является угрозами и что подразумевается под возможностями развития.

Научно-практический журнал

март-май 2012

Возможные угрозы (стр. 153-154 Стратегии):

• неблагоприятные сдвиги в возрастном составе населения Московской области, ведущие к снижению рождаемости;

• возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения налогового законодательства, приводящие к уменьшению доходов бюджета);

• снижение мотивации к труду в экономике Московской области для жителей региона (отставание средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве);

• рост социальной нагрузки на бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей;

• недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий;

• возрастание различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Можно согласиться с этим перечнем угроз, но его,

на наш взгляд, надо дополнить.

1. Нет расчетов прогнозирования территориальных потерь. Вскользь говорится об отрицательных последствиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Внешняя трудовая миграция и вероятное ее давление на рынок труда.

3. Раздвигая границы, Москва нарушает баланс во-допотребления и экологическую безопасность.

4. Возрастут материальные потоки в Москву, тем самым уменьшится доля потребления их в Московской области.

5. Рекреационные зоны, входящие в лесопарковый пояс Москвы, попросту будут уничтожены.

6. Усугубится положение с дачными поселками (в них сейчас отдыхает 4 млн. москвичей).

7. Жизненный уровень и благосостояние жителей Московской области снизится, а москвичей не улучшится.

Что можно сказать о продекларированных возможностях? По мнению авторов, они определяются:

• высокой инвестиционной привлекательностью (как может возрастать привлекательность, если область теряет ресурсы; падает ее авторитет?);

• наличием инновационного потенциала развития (где же его взять, если он будет уменьшаться?).

• наличием возможностей для развития туристического бизнеса (очень может быть);

• наличием свободных рыночных ниш для организации и ведения бизнеса;

• наличием возможностей для реализации частно-государственного партнерства.

Что, на наш взгляд, необходимо предпринять, если

вкратце?

1. Немедленно провести хотя бы приблизительные расчеты, обосновывающие присоединение объявленных территорий к г. Москве.

2. Создать двустороннюю комиссию по передаче территорий под юрисдикцию г. Москвы.

3. Разработать совместные балансы (территории, трудовых и материальных потоков, водопотре-бления и т.д.).

4. Еще раз рассмотреть, уточняя Стратегию, сильные стороны, ограничения развития, возможности развития и возможные угрозы.

5. Еще раз изучить миграционные процессы (маятниковую и внешнюю).

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года. М.: изд. Правительства МО, 2011.

2. Справочник по административно-территориальному делению Московской области 1929 -2004 гг. Изд. ГАУ Моск. обл.

3. Журнал РБК. - 2011. - № 9.

4. Москва (энциклопедия). М.: Советская энциклопедия, 1980. Статья «Городская территория», стр. 217.

5. Ромодин Д. Генпланы 1918-2025 гг. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков. http://www.afisha.ru/article/8761/

6. Что даст жителям новых территорий звание Москвича?// Российская газета. - 29.12.2011 г.. - № 295. - С. 13.

7. Новая газета. - № 115 от 14 октября 2011 г.

8. Московский комсомолец. - 8 декабря 2011г.

Похвощев В. А. - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Института МИРБИС, Заслуженный деятель науки РФ

Pokhvoshchev V. A. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Chair Head, MIRBIS Institute; RF Honored Science Worker e-mail: evgenii.zhukov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.