Научная статья на тему 'Региональные особенности модернизации экономики'

Региональные особенности модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / RéGION / éCONOMIE / DéVELOPPEMENT / TERRITORY / MODERNIZATION / INNOVATION / REGION / ECONOMY / DEVELOPMENT / INFRASTRUCTURE / TERRITOIRE / MODERNISATION / GEBIET / MODERNISIERUNG / WIRTSCHAFT / ENTWICKLUNG / INFRASTRUKTUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Р. А., Гилядов Т. Г.

Рассматриваются вопросы роли регионов России в модернизации экономики страны. Рассмотрены эффективные направления модернизации, а также ряд факторов, влияющих на достоинства и недостатки различных подходов к инновационному развитию страны. Показаны основные задачи формирования национальной инновационной системы. Проанализировано влияние государственной поддержки инноваций на развитие экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICS MODERNIZATION REGIONAL FEATURES

Issues related to role Russian regions play in the development of the country economy are discussed along with most effi cient modernization development trends and factors most seriously infl uencing advantages and drawbacks of diff erent approaches to innovative development of the country. Main national innovative system formation tasks are denoted. Infl uence of the state support to innovations and importance of this support for the development of the country economy are examined.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности модернизации экономики»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МИР

VÊS

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

ECONOMICS MODERNIZATION REGIONAL FEATURES

Р. А. Абрамов, доктор экономических наук Т. Г. Гилядов, аспирант

Рассматриваются вопросы роли регионов России в модернизации экономики страны. Рассмотрены эффективные направления модернизации, а также ряд факторов, влияющих на достоинства и недостатки различных подходов к инновационному развитию страны. Показаны основные задачи формирования национальной инновационной системы. Проанализировано влияние государственной поддержки инноваций на развитие экономики страны.

Issues related to role Russian regions play in the development of the country economy are discussed along with most efficient modernization development trends and factors most seriously influencing advantages and drawbacks of different approaches to innovative development of the country. Main national innovative system formation tasks are denoted. Influence of the state support to innovations and importance of this support for the development of the country economy are examined.

C'est les questions liée au rôle des régions Russes dans le développement de l'économie du paye qui sont examinée dans l'article aussi que directions les plus éfficases du développement de la modernisation et quelques facteurs qui influencent le plus fort aux avantages et défauts des approches différents au développement innovatif du paye. On dénote les buts principals de la formation du systhème innovatif national. L'influence de l'aide étatique aux innovations et l'importance de ce support pour le développement d'économie du paye sont examinée. Man betrachtet die mit der Rolle der Regionen Russlands in der Entwicklung des Landes verbundene Fragen, meist effektive Modernisierungsrichtungen und Faktoren die auf Vor- und Nachteile verschiedener Eintritten zur Innovationsentwicklung des Landes beeinflussen. Hauptziele der Bildung des Nationalinnovationssystems werden erörtert. Man analysiert den Einfluss der Staatsunterstützung auf Innovationen und die Wichtigkeit dieser Unterstützung für ökonomische Entwicklung des Landes.

Ключевые слова: территория, модернизация, инновация, регион, экономика, развитие, инфраструктура. Key words: territory, modernization, innovation, region, economy, development, infrastructure. Mots clefs: territoire, modernisation, innovation, région, économie, développement, infrastructure. Schlüsselwörter: Gebiet, Modernisierung, Innovation, Region, Wirtschaft, Entwicklung, Infrastruktur.

В поисках наиболее эффективных направлений модернизации, российские ученые-экономисты исследуют несколько альтернатив. Некоторые из них в той или иной степени осуществлены в практике экономического управления страной, но каких-либо ощутимых результатов не дали, другие только начинают внедряться.

Одним из направлений модернизации является так называемый «отраслевой подход», который, по мнению большинства исследователей, считается наиболее эффективным и должен рассматриваться с позиций государственного участия в создании современной экономики России на основе структурных преобразований отраслей и перехода от преобладания сырьевых добывающих отраслей в формировании ВВП страны к промышленным отраслям. Этот подход являлся ключевым все последнее десятилетие и был в основе государственной стратегии 1 и поддерживаемой бюджетными средствами экономической и инвестиционной политики 2. Обобщение этого направления дала в своей работе А.В. Малявина 3: «... Отраслевая структура постиндустриальных эко-

номик неуклонно меняется в сторону постоянного увеличения доли высокотехнологичных отраслей и отраслей вой-технологий и услуг, характеризующихся преобладанием затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Специфика технологий этих отраслей состоит в том, что они базируются на использовании инноваций, результатов интеллектуального труда и на формировании новых знаний. Большая часть добавленной стоимости создается в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, использования прав на интеллектуальную собственность и инновационного менеджмента. На этих этапах создается добавочная стоимость, трансформирующаяся в прибыль и сверхприбыль. Это свидетельствует о необходимости изменения отраслевой структуры российской экономики в сторону увеличения доли высокотехнологичных, наукоемких отраслей. На это направлены усилия российского государства.....»

Общеизвестно, что причины неудач использования отраслевого подхода для решения задачи модернизации страны связаны со следующими неблагопри-

1 Стратегия внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). М., 2005.

2 Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций). М., 2002.

3 Малявина А.В. Эволюция государственной политики структурных преобразований: автореф. дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01. Москва, 2008. - С. 4.

Р. А. Абрамов, Т. Г. Гилядов

Региональные особенности модернизации экономики

ятными факторами, которые обусловливают очень низкую инновационную активность предприятий:

• существующая в России экономическая среда является абсолютно неконкурентной в международном масштабе;

• большинство экономических субъектов не мотивированы на проведение инновационной деятельности;

• частные инвесторы не видят возможности для эффективного вложения средств в создание инновационной продукции.

Неудачные попытки реанимировать отраслевой подход предопределили в качестве иного направления модернизации развитие отраслей на основе регулирующей и финансирующей системы, так называемых, «государственных корпораций». В рамках этой концепции были определены направления повышения конкурентоспособности национальных отраслей на внутреннем рынке и во внешнеэкономической деятельности, и по этим направлениям созданы госкорпорации «РосТех-нология», «РосАтом», «РосНаноТех» и другие. Так реализуется «Стратегия развития наноиндустрии в Российской Федерации» 1 и «Концепция развития венчурной индустрии в России» 2. Россия пытается активно использовать зарубежный опыт для формирования собственных институтов поддержки инноваций. Российская венчурная компания (РВК) призвана обеспечить становление венчурного бизнеса и массового слоя малых инновационных компаний.

Фактически, госкорпорации обеспечивают реализацию того же отраслевого подхода, только при регулирующей функции и финансовой поддержке не только через министерства, но и через «альтернативный» источник. Однако госкорпорации не решили проблемы перехода к инновационному пути. Причины этого кроятся в том, что госкорпорации также не могут воздействовать на формирование внешней среды. Решение этой задачи может быть обеспечено только за счет «точечного» финансирования, которое осуществляется в рамках программ госкорпораций. Для инноваций необходимо системное, крупномасштабное финансирование в конкурентоспособные предприятия, которые находятся непосредственно в регионах страны и сопряжены с другими предприятиями по

цепочке технологических взаимосвязей. Фактически, это означает формирование инновационной системы. Поэтому в утвержденных Президентом РФ 20 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи этой политики как неотъемлемой части экономической политики государства определено формирование национальной инновационной системы - НИС: «Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны».

В документе предусмотрены основные направления формирования НИС: создание благоприятной экономической и правовой среды (то есть благоприятного инновационного климата); построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Определены три основные задачи формирования национальной инновационной системы: совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационного процесса (в том числе государственных научных организаций и вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала); проведение действенной экономической политики в обновлении участников инновационного процесса; стимулирование внебюджетного финансирования; создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты; создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры и сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности; содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг 3. Важнейшими характеристиками НИС являются взаимодействие между субъектами иннова-

1 Стратегия развития наноиндустрии в Российской Федерации // Поручение Президента РФ от 24 апреля 2007 г.

2 Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций). М., 2002.

3 Абрамов Р.А. Диверсификация экономики регионов России на основе развития инновационных процессов: дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05. Москва, 2010. - С. 37.

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2011

МИР

ционной деятельности и сквозная, или многоуровневая, организация деятельности. Это включает ряд взаимосвязанных составляющих.

Таким образом, одним из направлений развития российской промышленности является поддержка территориальных и региональных предприятий, которые обладают условиями, необходимыми для активизации ее инновационного развития. В частности, в рамках развития этого направления была разработана программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» 1.

Региональный подход к модернизации экономики является альтернативным направлением после неудач с попытками модернизации экономики страны в отраслевом разрезе.

Так, А.В. Малявина отмечает, что: «... в 2006 г. вступил в силу Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ», устанавливающий порядок создания и функционирования промышленно-произ-водственных, технико-внедренческих и туристско-ре-креационных особых экономических зон в России...».

Смысл этого подхода заключается в том, что в качестве отправной точки эффективной модернизации рассматривается территориальная организация национальной экономики. Это связано с тем, что по результатам анализа экономического развития больших стран, которые сходны по географическому и административному устройству с Россией, таким уровнем экономической системы является мезоэкономика - экономика регионов и территорий. Это подтверждается и особенностями проведенной в стране административной реформы, в результате которой ответственность и соответствующая бюджетная система финансирования переходит с федерального уровня на уровень региональный.

Нужно отметить, что в качестве основного элемента рассмотрения предлагается именно территория, а не регион или муниципальное образование, которые иногда рассматриваются как синонимы территории в экономическом разрезе. Таким образом, в исследовании особенностей формирования, функционирования и развития территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и других форм территориально-организо-

ванных экономических систем они рассматриваются как независимые экономические категории, имеющие отличительные свойства относительно собственно региональных аспектов экономической организации.

Обоснование такого подхода прослеживается в трудах зарубежных ученых, которые исследовали особенности пространственно-экономических трансформаций при переходе от индустриальной экономики к экономике «информационной», которую отечественные ученые, чаще всего, называют «экономикой знаний». Особую роль территорий в формировании инновационных кластеров, которые являются основными территориально-производственными комплексами «информационной» экономики, выявили П. Хаманен и М. Костельс, исследовавшие феномен финской инновационной модели 2. Так, анализируя распределение современных инновационно-промышленных узлов в рамках функционирования «сетевой» модели взаимосвязи крупнейших предприятий Финляндии, они выделили регионы «Уусимаа» вокруг Хельсинки и «Большую Южную Финляндию», которая включает такие научные и производственные центры, как города Тампере, Турку и ряд других средних и небольших городов и поселений. П. Хаманен и М. Костельс показывают также отличие инновационных территорий от муниципальных образований, даже таких больших, как город Хельсинки 3.

Они отделяют городские ядра от периферийных узлов, например Эспоо и Вантаа, которые охватывают и другие, более мелкие территориальные образования. Фонды «посевного финансирования» («ТЕКЕБ» в Финляндии) отвечают за переход от обкатки идей к стадии первых промышленных образцов и создания малых инновационных фирм, осуществляющих запуск опытного производства, которые называют «старт-ап». Они осуществляют информационную помощь и софинансирование проектов, разделяя риски с частными инвесторами.

Бизнес-инкубаторы также действуют на докоммер-ческой стадии. Они не предоставляют финансирования, но обеспечивают все прочие необходимые условия для создания и первоначального развития «старт-апов» (офисная площадь, оборудование, бухгалтерские, юридические, образовательные

1 Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Распоряжение Правительства РФ № 328-р от 10 марта 2006 г.

2 Хаманен П., Костельс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель: пер. с англ. А. Калинин, Ю. Подорога / послесл. Б. Кагарлицкий. М.: Логос, 2002. - С. 118-119.

3 Там же. - С. 126.

МИР

Р. А. Абрамов, Т. Г. Гилядов

Региональные особенности модернизации экономики

услуги и др.). Достигается и синергетический эффект за счет взаимодействия нескольких инновационных фирм внутри одного инкубатора 1.

Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем, в частности, территориальных, является действенным механизмом развития инновационных кластеров, которые являются проверенным на мировом опыте механизмом модернизации экономики страны. Задержки с переходом от экстенсивного направления развития экономики к инновационному недопустимы. Это показал опыт внедрения инноваций и повышения эффективности национальной экономики в таких странах, как Китай и Индия, которые изначально находились на более низком уровне развития и не имели даже такой научно-технической инфраструктуры и такой научной школы, какие имела Россия до начала перестройки.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Стратегия внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). М., 2005.

3. Стратегия развития наноиндустрии в Российской Федерации // Поручение Президента РФ от 24 апреля 2007 г.

4. Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций). М., 2002.

5. Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Распоряжение Правительства РФ № 328-р от 10 марта 2006 г.

6. Хаманен П., Костельс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель: пер. с англ. А. Калинин Ю. По-дорога / послесл. Б. Кагарлицкий. М.: Логос, 2002. - 224 с.

7. Castels, Manuel (2000a) «Materials for an Explorations Theory of the Network Society», Britich Journal of Sociology, 1.

8. Абрамов Р.А. Диверсификация экономики регионов России на основе развития инновационных процессов: дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05. Москва, 2010. - 379 с.

9. Малявина А.В. Эволюция государственной политики структурных преобразований: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01. Москва, 2008. - 43 с.

Абрамов Р. А. - доктор экономических наук, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Abramov R. А. - Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Plehanov Russian University of Economics Гилядов Т. Г. - аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Guilyadov T. G. - Postgraduate, Plehanov Russian University of Economics e-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.