Взаимосвязанное развитие Московской области и города Москвы: старые вопросы и новые вызовы
А.Р.Воронцов, А.В.Кузьмин, Л.Я.Ткаченко
Представлен анализ разработки градостроительных стратегий долгосрочного развития города Москвы и Московской области. Отсутствие эффективных механизмов согласования интересов соседних субъектов Российской Федерации в части пространственного развития не позволило реализовать совместный документ территориального планирования, одобренный двумя субъектами в 1992-1993 годы. Периодическое увеличение площади города Москвы приводит к усилению негативных тенденций урбанизации в Московском регионе.
Ключевые слова: Московская область, город Москва, Московский регион, пространственное развитие, территориальное планирование.
The Coordinated Development of Moscow Region and Moscow
City: Old Issues and New Challenges. By A.R.Voroncov,
A.V.Kuzmin, L.Ya.Tkachenko.
The experience of the elaboration of urban-planning strategy oflong-term development for Moscow city and Moscow region is presented. The absence of effective mechanisms for the spatial development coordination of neighbour subjects of Russian Federation had not allowed to implement the joint document of territorial planning approved by two subjects in 1992-1993. The periodic increase in Moscow city arealeads to strengthening the negative urbanization tendencies in the Moscow region.
Keywords: Moscow city, Moscow region, spatial development, territorial planning.
Регулирование развития города Москвы, поиски планировочных идей и градостроительных решений имеют свою большую историю, отражённую в проектах, схемах и конкурсных предложениях, утверждённых градостроительных документах. Рассмотрение проблем развития Москвы не может быть ограничено пределами собственно границ города и затрагивает не только зону её непосредственного градостроительного влияния, но и всю московскую систему расселения населения в целом.
2016 год мог бы стать значимым событием в регулировании градостроительной деятельности на территории города Москвы и Московской области: впервые ожидалось синхронное внесение изменений в основополагающие документы терри-
«...В стране затронутых вопросов, Не перешедших в сферу дел...»
Николай Некрасов.
Гимн «Времени»
ториального планирования двух соседствующих субъектов Российской Федерации - Генеральный план города Москвы и Схему территориального планирования Московской области. Но этого не случилось из-за организационных и финансовых причин.
Если вспомнить историю, то Московская губерния была образована 18 декабря 1708 года указом Петра I, к ней была отнесена большая часть территории нынешней Московской области. Уже в 1766 году с целью установления точных границ землевладений в Московской губернии было начато генеральное межевание, а во второй половине XVIII века у подмосковных городов появились первые генеральные планы, положившие начало регулярной планировке. В 1781 году произошли существенные изменения в административном делении Московской губернии: из прежней территории губернии были выделены Владимирское, Рязанское и Костромское наместничества, а оставшаяся территория была разделена на 15 уездов. Эта схема просуществовала, не претерпевая крупных изменений, практически до 1929 года.
Город Москва в этот период насчитывал более 1 млн человек и до конца 1931 года входил в состав Московской области, где на площади 158,7 тыс. кв.км проживало более 11,4 млн человек (плотность населения - 71,6 чел/кв.км). Только в 1931 году решением Политбюро город Москва был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, что стало значительным событием в истории Московской области.
Впервые положение о необходимости ограничения развития города Москвы (до 5 млн человек) было сформулировано в Генеральном плане реконструкции города Москвы 1935 года, где закреплялось расширение территории города с 285 до 600 квадратных километров (то есть до 60 тыс. га) в основном в юго-западном направлении. Для последующего сдерживания разрастания города было предложено организовать вокруг столицы в радиусе 10 км лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП) как многофункциональную территорию, включающую в том числе и крупные лесные массивы, служащие «резервуаром» чистого воздуха для города и местом отдыха для населения.
По Генплану 1935 года зелёный пояс вместе с ближайшими лесами области и насаждениями города должен был сформировать целостную, разветвлённую систему озеленения столицы,ограничить территориальные расширения
городской застройки путём закрепления границ города со строгим запрещением дальнейшего строительства в пределах зелёного пояса.
По состоянию на 1935 год в этот пояс было включено 168,5 тыс. га. Собственно лесопарки составляли менее трети площади, а сельскохозяйственные территории - её половину. В составе пояса было шесть районов, три города - Кунцево, Люблино, Лосиноостровск, 15 рабочих и 27 дачных посёлков. Застроен он был чуть более, чем на одну десятую. Пояс должен был стать единой цепью зелёных территорий вокруг Москвы.
Следует подчеркнуть, что Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года был первым комплексным планом развития Москвы, который рассматривал не только собственно город, но и его окружение.
Для снабжения города водой планировалось максимально использовать волжскую воду. Для этого было принято решение соорудить канал Волга-Москва, а также создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухова по Москве-реке к Химкинскому водохранилищу, другое - внутригородское, образованное в результате сооружения Северного внутригородского канала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москвы-реки.
Из Москвы предлагалось вывести все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные, большей частью мелкие предприятия, расположение которых мешало планировке улиц и площадей города; разгрузить город от сортировочных и технических железнодорожных станций с постепенным выводом их, а также внутригородских прирельсовых складов за пределы города.
Таким образом, можно считать, что именно Генплан 1935 года положил начало градостроительному взаимодействию города Москвы и Московской области.
По Генеральному плану города Москвы 1971 года уже предлагалось расширить площадь лесопаркового защитного пояса Москвы, однако это предложение не было включено в утверждаемую часть Генплана. С 70-х годов XX века Москва и лесопарковый защитный пояс практически образовали единый градостроительный комплекс со своими производственными, культурно-бытовыми, транспортно-инженерными и природоохранными связями, так как контрольные функции за градостроительной деятельностью на территории ЛПЗП были возложены на органы управления города Москвы.
Среди наиболее значимых последующих градостроительных разработок 70-80-х годов прошлого века, отражающих совместные интересы развития Москвы и Московской области, следует упомянуть «Схему районной планировки Москвы и Московской области» (1975), «Концепцию перспективного развития Москвы и Московской области» (1985), а также «Градостроительный анализ территории и выявление территориальных ресурсов для дальнейшего развития населённых мест Московской области» (1986).
В этих работах, где вопросы градостроительного развития Москвы и Московской агломерации увязывались с развитием Центрального экономического района и Московской области, были даны предложения по градостроительному зонированию территорий, организации системы расселения, формированию системы охраняемых территорий.
За всю историю взаимодействия органов управления Москвы и Московской области, начиная с 1931 года, когда Москва была выведена из состава Московской области, только один раз - в 1992 году - удалось совместно подготовить и принять градостроительную стратегию долгосрочного развития города и области. Таким документом стали «Основные направления градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года» (одобрены постановлением правительства Москвы от 15 сентября 1992 г. № 837, постановлением администрации Московской области от 12 ноября 1992 г. № 69/24 и решением Объединённой коллегии органов управления Москвы и Московской области от 25 декабря 1992 года № 3-РОК).
Этот документ разрабатывался в условиях меняющейся социально-экономической и правовой ситуации в стране и, ориентируясь в основном на принципы государственного регулирования градостроительных процессов, закреплял цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного взаимосвязанного развития Москвы и Московской области как единого столичного региона.
Стратегической целью градостроительного развития Московского региона объявлялось создание совокупных материально-пространственных условий, обеспечивающих гуманизацию среды, экологическую безопасность и качество жизни XXI века, сохранение и реабилитацию культурного наследия и природы, устойчивость и динамизм экономики, укрепление роли Москвы и столичного региона в качестве ведущего национального и международного культурного, делового и политического центра. Для достижения этих целей были необходимы:
- совершенствование градостроительной организации Московского региона, объединяющего Москву с историческим центром, Московскую агломерацию и внешний пояс Московской области;
- трансформация структуры народнохозяйственного комплекса с приоритетным развитием отраслей третичного сектора;
- повышение социальных стандартов обеспеченности и качества жилища, образования, здравоохранения, торгово-бытового обслуживания, культуры и досуга;
- регенерация историко-культурного наследия, сохранение архитектурно-пространственного и ландшафтного своеобразия региона;
- модернизация и развитие региональной инфраструктуры в соответствии с международными требованиями экологической безопасности, ресурсосбережения, качества и надёжности транспорта, связи и инженерного обеспечения;
- реорганизация строительного комплекса, позволяющая увеличить объёмы строительства и реконструкции в условиях сложившейся застройки при радикальном изменении структуры строительных работ (строительство уникальных, индивидуальных, технически сложных объектов, а также малоэтажное жилищное строительство);
- эффективное экономико-правовое регулирование и стимулирование градостроительной деятельности, сочетающее в себе механизмы госрегулирования, местного самоуправления и рыночной конкуренции.
Градостроительным зонированием территории Московского региона предусматривалось установление жёсткого режима эколого-градостроительного регулирования для всех территорий московской агломерации, включающей город Москву и ЛПЗП.
Градостроительная организация и зонирование территории Москвы предусматривали семь направлений:
1) прекращение территориального роста за пределы существующих границ, полуторакратное увеличение благоустроенных озеленённых и рекреационных территорий;
2) акцентированную политику обновления, реорганизации и интенсификации использования территорий; двукратное увеличение многофункциональных зон, сокращение на 10 тыс. га площадей территорий монофункционального использования (промзоны, районы-«спальни»);
3) развитие системы природно-рекреационных территорий города и агломерации как непрерывной системы открытых и озеленённых пространств, включая Москворецкий водно-зелёный диаметр, ландшафтные комплексы Яузы, малых рек и др., а также новые рекреационные парки (детский парк в Нижних Мнёвниках, Нагатино);
4) регенерацию и обновление исторического центра Москвы в границах Камер-Коллежского вала с сохранением памятников и исторических зданий, реконструкцией и реставрацией кварталов исторической застройки, разгрузку центра от несвойственных функций, вывод непрофильных предприятий (промышленных, складских объектов) общей площадью до 1,5 млн кв.м, сокращение численности работающих на 20-25%, оптимизацию системы транспортного обслуживания центра, последовательное насыщение центра уникальными объектами;
5) развитие единой системы столичного общегородского центра, включая историческое ядро, а также градостроительные комплексы, узлы и оси деловой и общественной активности срединной части города, что должно было обеспечить создание более полумиллиона новых рабочих мест;
6) реорганизацию промышленно-производственных территорий, в том числе постепенную ликвидацию промышленных функций в центре города (промзоны «Павелецкая», «Курская», «улица Правды», «Грузинский вал» и др.) с высвобождением до 2 тыс. га, интенсификацию использования около 10 тыс. га с преобразованием до 3 тыс. га в городские технопарки и т.п., что обеспечит модернизацию более полумиллиона рабочих мест;
7) совершенствование жилищной политики преобразования жилой среды, увеличение общего объёма жилищного фонда в границах города до 220 млн кв.м, в том числе реконструкцию жилых кварталов центра и массовой застройки 50-70-х годов, увеличение объёмов строительства смешанной и малой этажности, комплексное социально-культурное обустройство жилых территорий, в первую очередь - в периферийных районах.
Для Московской агломерации были выделены четыре типа зон приоритетного градостроительного развития:
1) зоны создания высокоэффективных мест приложения труда (Зеленоград, Жуковский, Калининград, Шереметьево, Внуково, Домодедово и др.) типа технопарков, технополисов, научно-учебных центров, свободных экономических зон и т.п. на базе производств высоких технологий, предприятий военно-промышленного комплекса, инфраструктуры международных аэропортов;
2) зоны формирования системы расселения на базе новых и развиваемых поселений с малоэтажной застройкой - Дмитровский, Солнечногорский, Домодедовский и Раменский районы;
3) зоны с высоким природно-рекреационным и историко-культурным потенциалом, преобразуемые в систему территорий с особым статусом национальных, природных, историко-культурных парков, рекреационных зон и комплексов - Лосиный остров, Клязьма, Лермонтовские места, Верхняя и Нижняя Москва-река, Битцевский парк, Горки, Пехорка;
4) зоны оздоровления и комплексной реконструкции экологически кризисных урбанизированных территорий в ближайшем окружении Москвы - Подольск, Мытищи-Ка-лининград, Балашиха-Железнодорожный-Люберцы.
Кроме этого, были выделены природный и урбанизированный каркасы системы расселения и установлено секторальное зонирование территории региона с чередованием примаги-стральных (по радиальным направлениям) урбанизированных территорий и межмагистральных (природоохранных, рекреационных, сельскохозяйственных) территорий.
Для западного сектора был предложен режим развития преимущественно эколого-рекреационных функций, для северного и южного секторов - режимы ограниченного развития урбанизированных территорий по избранным радиальным направлениям на фоне природоохранных и рекреационных функций, для восточного сектора - режимы санации и оздоровления существующих урбанизированных территорий, восстановление и развитие природного каркаса.
Впервые экологические приоритеты градостроительного развития Московского региона были закреплены в следующей предложенной структуре баланса территорий региона:
- стабилизация сложившихся урбанизированных территорий при их активном внутреннем переустройстве (интенсификация, санация и изменение функционального использования);
- четырёхкратное (с 5 до 20%) увеличение охраняемых территорий площади региона;
- двукратное (с 6 до 10%) увеличение территорий пригородного типа расселения (зоны массового малоэтажного жилищного строительства).
Все эти приоритеты социально-экономического и экологического развития Москвы и Московской области сохранили свою актуальность и сегодня, а по своему духу они соответствуют и многим принципам нового урбанизма, и идеям устойчивого развития, хотя и написаны были несколько другим языком.
Важной особенностью этого стратегического градостроительного документа являлось то, что работа над ним велась параллельно в двух институтах: в НИиПИ Генплана Москвы и Институте генпланов Московской области. В процессе работы был создан авторский коллектив во главе с главным архитектором Москвы Леонидом Васильевичем Вавакиным и главным архитектором Московской области Борисом Владимировичем Луньковым. Было организовано регулярное проведение градостроительных советов совместно с Моско-мархитектурой и Главархитектурой Московской области по наиболее важным проблемам развития Московского региона, что давало возможность профессионалам совместно отработать подходы и основные положения взаимоувязанного развития Москвы и Московской области.
В работе был сформирован ряд долгосрочных положений, которые не потеряли своего значения и в настоящее время. Причём, тогда впервые была выделена Московская агломерация, а также агломерации 2-го порядка, развивающиеся как на основе новых городских центров расселения (в зоне Московской агломерации), так и на основе исторических центров расселения во внешней зоне Московской области.
В развитие «Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была разработана Программа размещения малоэтажного и коттеджного строительства в 50-километровой зоне от Москвы, включающая «Схему генпланов групповых систем населённых мест по транспортным направлениям в зонах размещения малоэтажного строительства».
С 1992 года произошли кардинальные изменения социально-экономических условий и усиление административно-политической субъектности Москвы и Московской области как двух равноправных субъектов Российской Федерации, что существенным образом сказалось на градостроительном развитии региона в целом и особенно центральной его части, где наиболее тесно пересекаются взаимные интересы Москвы и области.
Анализ реализации «Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года» показал, что в новых условиях для реализации согласованной градостроительной политики на территории столичного региона необходимо устанавливать договорные отношения между равноправными субъектами РФ - городом федерального значения Москвой и Московской областью,
органами местного самоуправления и искать новые формы взаимодействия на всех уровнях.
Практически все положения Основных направлений (1992) сохранили свою актуальность и сегодня, а многие проблемы и противоречия только усилились, а именно:
1) продолжается концентрация населения и мест приложения труда в Москве и ближайшем окружении на фоне сокращения численности постоянного населения и занятости в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации;
2) сохраняется инвестиционная привлекательность в нового жилищного и офисного строительства только для Москвы и центральной части московской агломерации при отсутствии стимулирования долгосрочных и затратных мероприятий в периферийной зоне Московского региона.
В результате усиления этих негативных тенденций происходит дальнейшее «расползание пятна» многоэтажной типовой застройки в пригородах Москвы и центральной части Московской области, увеличивается перегрузка и снижается качество социальной, транспортной и инженерной инфраструктур московского региона в целом, ухудшается экологическая обстановка, сокращаются площади озеленённых и сельскохозяйственных территорий в регионе, не развивается современная система сбора и утилизации твёрдых промышленных и бытовых отходов.
Направления полицентрического развития московского региона как альтернатива такой чрезмерной централизации всех ресурсов в Москве официально предусмотрены в действующих документах территориального планирования города Москвы и Московской области.
Так, например, Генеральный план Москвы (2010) предусматривает:
• переход от территориального роста города к структурной реорганизации территорий;
• сетевое развитие транспортной и социальной инфраструктуры в ходе комплексной реконструкции производственной и массовой жилой застройки;
• формирование полицентрической структуры общественных центров;
• приоритетную реорганизацию территорий срединной зоны.
В свою очередь в Схеме территориального планирования Московской области (2007) предложены:
• сетевое развитие транспортной инфраструктуры;
• концентрация градостроительных преобразований в срединной части Московской области;
• интенсификация использования территорий, прилегающих к ЦКАД;
• развитие исторически сложившихся городов и наукоградов;
• развитие социальной инфраструктуры, благоустройство и инженерное обустройство сельских населенных пунктов, дачных поселков и садоводческих товариществ;
Рис. 1. Материалы ГУП НИиПИ Генплана Москвы 2016. Авторы Схемы: арх. О.А.Баевский, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, И.В.Воскресенская. Источник: ФГИСТП Минэкономразвития (Федеральная государственная информационная система территориального планирования). Материалы проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы в части присоединенных территорий. Материалы по обо-
Рис. 2. Перспективные направления градостроительного развития Московского региона. Авторы Схемы: архитекторы О.А. Баевский, Н.В. Чевашева, И.В. Воскресенская, Н.Ю. Федорова
• сохранение природного и природно-исторического комплекса Московской области.
Однако реальных механизмов реализации всех этих мероприятий, утверждённых в документах территориального планирования города и области, пока не существует.
В советский период площадь Москвы в её городской черте менялась принципиально три раза: в 1931, 1960, 1984-1985 годах - примерно один раз в 25-29 лет. В эти временные рамки укладывается и последнее расширение Москвы 2012 года, которое фактически продолжает «традицию» советского времени включения в официальную черту города по мере необходимости территории ближайшего окружения.
К сожалению, достаточно вспомнить итоги освоения резервных территорий (около 10 тыс. га), присоединённых к Москве в 1984 году, с объёмом планируемого жилищного строительства в 21 млн кв.м, чтобы оценить возможные риски некомплексного освоения этих территорий, особенно районов Северный и Молжаниновский. До сих пор сохраняется дефицит мест приложения труда, обеспеченности населения этих районов объектами социальной и транспортной инфраструктур. Так, ещё двадцать лет назад планировалось создание системы новых хордовых экспрессных линий метрополитена в направлениях преимущественного развития Москвы: Мытищи - Бутово, Ново-Подрезково - Жулебино, а также центральных участков двух других линий этой системы - Солнцево - Мытищи, Тёплый Стан - Балашиха, общей протяжённостью 150 км. Но в Солнцево до сих пор отсутствует линия метро.
Не вызывает оптимизма и пример строительства на 400 га инновационного центра «Сколково», где не было предложено никаких новых схем и решений инженерного обеспечения территории, гораздо проще и быстрее было продолжить имеющиеся сети и подключиться к существующим недалеко московским источникам тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.
Особую тревогу за возможные риски вызывают предложения по созданию на новой территории Москвы более 1 млн рабочих мест.
Не секрет, что такой рост численности занятых (на 85-90%) обеспечивается за счёт мигрантов (в том числе иностранной рабочей силы). Таким образом, отчётливо прослеживается тенденция дальнейшей чрезмерной концентрации населения и рабочих мест в Московском регионе на фоне абсолютного сокращения числа рабочих мест в большинстве других субъектов Центрального федерального округа.
Будет ли идти развитие Москвы с новыми присоединёнными территориями по пути крупнейших европейских столичных мегаполисов в соответствии с принципами Европейской хартии городов (Страсбург, 2008), или же в качестве образцов будут выбраны азиатские модели городского развития, такие как: Бейджин, Сеул, Сингапур и др.? Тогда можно предположить, что уже к 2020-2025 годам для решения прежних проблем Москвы и ответов на новые вызовы граница города будет отодвинута как минимум до ЦКАД, ведь площадь столицы КНР города Бейджина (Пекина) превышает уже 16
снованию проекта
тыс.кв.км (более трети территории Московской области) и включает даже два сельских уезда.
Удастся ли всё-таки переломить и остановить экстенсивный рост урбанизации, преодолеть инерцию подстраивания текущей градостроительной политики под растущие запросы строительного комплекса и направить вектор согласованного стратегического развития на реорганизацию территорий и комплексную реконструкцию сложившейся застройки, или же город продолжит расползаться по принципу «масляного пятна», как это происходит сейчас, - покажет только время. Но коридор возможностей неуклонно сужается...
В настоящее время ясно одно: в развитии Московской агломерации наметился резкий поворот. Каким он будет -судить ещё рано, нужно не менее 20-25 лет, а за это время, как показывает весь опыт расширения границ Москвы, могут быть приняты новые градостроительные решения, меняющие не только границы, но и всю систему функционирования столичной агломерации.
Литература
1. Материалы проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы в части присоединенных территорий. Материалы по обоснованию проекта. Источник: ФГИС ТП Минэкономразвития (Федеральная государственная информационная система территориального планирования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|^р:/Дд1^.есопоту. gov.ru/fgis/ (дата обращения: 13.01.2016).
2. О Генеральном плане города Москвы: Закон города Москвы от 05.05.2010 № 17 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 03.06.2010. - Спецвыпуск № 1. - Тт. 1, 2, 3.
3. Об Основных направлениях градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года: постановление Правительства Москвы от 15 сентября 1992 № 837 [Электронный ресурс] // Референт: прав. сист. нового поколения Компания «Референт». - Режим доступа: https:// www.referent.rU/3/7286 (дата обращения: 13.01.2016).
4. Основные направления градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г. / Правительство Москвы, Москомархитектура, НИиПИ Генплана г. Москвы. - М., 1993. - 182 с.
5. Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития: постановление Правительства Московской области от 11.07.2007 H 517/23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moscow-portal.info/2007/07/11/a217329.htm (дата обращения 26.08.2016).
Literatura
1. Materialy proekta vneseniya izmenenij v General'nyj plan goroda Moskvy v chasti prisoedinennyh territorij. Materialy po obosnovaniyu proekta. Istochnik: FGIS TP Minekonomrazvitiya (Federal'naya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema territorial'nogo planirovaniya) [Elektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://fgis. economy.gov.ru/fgis/ (data obrashheniya: 13.01.2016).
2. O General'nom plane goroda Moskvy: Zakon goroda Moskvy ot 05.05.2010 H 17 // Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy. -03.06.2010. - Spetsvypusk H 1. - Tt . 1, 2, 3.
3. Ob Osnovnyh napravleniyah gradostroitel'nogo razvitiya Moskvy i Moskovskoj oblasti na period do 2010 goda: postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 15 sentyabrya 1992 H 837 [Elektronnyj resurs] // Referent: prav. sist novogo pokoleniya Kompaniya «Referent». - Rezhim dostupa: https:// www. referent.ru/3/7286 (data obrashheniya: 13.01.2016).
4. Osnovnye napravleniya gradostroitel'nogo razvitiya Moskvy i Moskovskoj oblasti na period do 2010 g. / Pravitel'stvo Moskvy, Moskomarhitektura, NliPI Genplana g. Moskvy. - M., 1993. - 182 s.
5. Ob utverzhdenii Shemy territorial'nogo planirovaniya Moskovskoj oblasti - osnovnyh polozhenij gradostroitel'nogo razvitiya: postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoj oblasti ot 11.07.2007 H 517/23 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://moscow-portal.info/2007/07/11/a217329.htm (data obrashheniya 26.08.2016).