ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В. Коробова
Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье автор проанализировал Генеральный план развития Москвы на период до 2020 г., в котором определены основные направления градостроительного развития города, разработано комплексное градостроительное зонирование территории, установлена программа первоочередных градостроительных мероприятий, исходя из социально-экономических и территориальных предпосылок реконструкции столицы. Особое внимание уделяется выполняемой функции города - функция столицы Российской Федерации. Цель, которую преследует градостроительное развитие Москвы, является сохранение и преумножение архитектурно-пространственного, историко-культурного и ландшафтного своеобразия города, создание для населения и будущих поколений благоприятной для жизнедеятельности, безопасной и разнообразной городской среды. В статье, во-первых, автор освещает роль Правительства Москвы, структуру, новации и отличительные черты Генерального плана развития Москвы до 2020 г. Во-вторых, в статье описана нормативно-правовая база и градостроительное законодательство.
Ключевые слова: Генеральный план, Москва, Московская область, градостроительное законодательство, градостроительное зонирование.
На протяжении ХХ века были предприняты попытки перестройки столицы согласно Генеральным планам развития и реконструкции Москвы 1935 г. и 1971 г., которые были реализованы частично. И в период, начиная со второй половины 1980-х и до середины 1990-х гг., происходит активный поиск альтернативных подходов к развитию столицы. Серьезные политико-экономические изменения помимо новых забот дали еще и надежду на возрождение былой славы Москвы. Постепенная демократизация российского общества привнесла новые подходы к градостроительному вопросу города и создала новые условия для ее истинного возрождения и совершенствования. В итоге в 1997-1999 гг. Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 6 августа 1996 г. № 654 «О ходе реализации основных направлений градостроительного развития Москвы на период до 2010 года» [16] был разработан проект Генерального плана развития и реконструкции Москвы на период до 2020 г.,
в котором с учетом новейших достижений градостроительной науки и практики впервые в России были определены перспективы развития столицы в первой четверти XXI века.
Главным условием действенности Генерального плана в качестве основополагающего градостроительного документа является законодательный статус, который определяется официальным государственным градостроительным законодательством. В 90-е годы создается качественно новая правовая основа для осуществления градостроительной деятельности. В это же время происходит преобразования системы социально-экономических отношений в Российской Федерации, в ходе которых складываются предпосылки и основы развития градостроительного законодательства. Принципиально новым считается развитие законотворчества на уровне субъектов Российской Федерации.
В результате, проект Генерального плана развития Москвы на период до 2020 г. был разработан в соответствии с Законом города Москвы «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы» [6]. И далее данный проект получил положительное заключение экспертных комиссий органов государственной межведомственной экспертизы Российской Федерации и государственной экологической экспертизы, был утвержден Правительством Москвы и был направлен в Правительство Российской Федерации на согласование в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации» [4]. В 2000 г. по поручению Правительства РФ Госстрой России создал из представителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства Москвы рабочую группу для подготовки материалов Генерального плана на рассмотрение и согласование. Подготовленные материалы получили положительное заключение Глав-госэкспертизы при Госстрое России, были одобрены Коллегией Госстроя России для представления на согласование в Правительство Российской Федерации. На протяжении 1990-х гг. были приняты Устав города Москвы (Основной закон г. Москвы) [21] , законы Москвы «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы» в 1997 г. [6], «О градостроительном зонировании территории Москвы» [5] и «О регулировании градостроительной деятельности на территориях пригодного комплекса города Москвы» в 1998 г. [8], «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» в 1997 г. [9], «О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов» в 1998 г. [19], «О защите зеленых насаждений города Москвы» в 1999 г. [10] и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [2], Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» [4]. Новый Генплан развития Москвы был утвержден в 1999 г. Правительством Москвы, в начале 2000 г. в первом чтении его одобрила Московская городская Дума. Нормоустанавливающие положения Генерального плана и порядок его реализации сформулированы в
проекте Закона города Москвы «О Генеральном плана развития города Москвы», который принят за основу во втором чтении в апреле 2001 г. Московской городской Думой.
Генеральный план развития Москвы как элемент системы градостроительного законодательства напрямую связан с системой правовых актов, устанавливающих требования к формированию городской среды. Требования к разработке Генплана, которые содержаться в Правовых нормах, можно разделить на критерии уровня их принятия и принадлежности к градостроительному или другому виду законодательства в определенные регламентные оболочки:
• Конституция РФ, федеральные законы по предметам исключительного ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов федерации;
• Федеральные градостроительные законы;
• Градостроительные законы города Москвы;
• Устав города Москвы, законы города Москвы в смежных отраслях права.
Данные регламентные оболочки, которые определены федеральным и
городским законодательством, образуют целевые установки и ограничения градостроительного планирования и представляют стартовые условия для формирования структуры и обоснования процедур разработки и рассмотрения Генерального плана.
Впервые разработчики плана реконструкции города оптимистично оценивают возможность его корректной реализации. Цель, которую они перед собой ставили, сделать Москву городом, удобным для жизни людей. Главная забота для градостроителей - это человек и его нужды, в первую очередь безопасность, удобство, комфорт его жизни, также доступность хорошего образования, качественное транспортное и инженерно-техническое обслуживание города, уверенность в получении интересной и в должной мере оплачиваемой работы, сфера услуг и многое другое. С конца 1998 г. материалы проекта Генерального плана развития Москвы до 2020 г. были представлены на суд москвичей до его утверждения, что являлось новшеством в практике отечественного градостроительства.
Реалистичность нового Генплана определяется новыми условиями его осуществления. В советский период Генеральный план реконструкции столицы был в основном воплощением в жизнь федеральных и ведомственных интересов за счет ресурсов города и жителей. В 1990-е гг. сложившаяся ранее ситуация изменилась коренным образом, новый план разработан как стратегия развития города, основанная на балансе государственных, общественных и частных интересов участников градостроительной деятельности. По этой причине данный Генеральный план развития Москвы является первым реалистическим Генпланом без утопических, заведомо невыполнимых обещаний. Также в пользу реалистичности данного плана говорит и то, что предложения, содержащиеся в нем, во многом исходят из уже принятых и осуществляемых городских программ, направленных на решение безотлага-
тельных задач. Одно из самых отличительных и значительных качеств проекта заключается в том, что новые условия демократической России определяют регулятивную ориентацию разработанных материалов, а не директивный стиль подачи, как было ранее, когда четко указывалось и перечислялось, что и как надлежит перестраивать и строить. Другими словами, Генеральный план определяет рамки градостроительных преобразований для каждой конкретной части города. Такие условия обязательны для всех участников градостроительной деятельности. Выше перечисленное указывает на то, что материалы проекта Генерального плана направлены на стимуляцию и координацию активности участников градостроительной деятельности в Москве.
Серьезную апробацию в кругу профессионалов: градостроителей, экономистов, управленцев и экологов прошли материалы проекта. И в 1998 г. были рассмотрены и согласованы с администрацией Московской области, Российской академией архитектуры и строительных наук, Объединенной коллегией по промышленной политике и Департаментом экономической политики и развития Правительства Москвы, Экспертно-консультативным советом, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, Московским Союзом архитекторов, комитетами и департаментами Правительства Москвы, рабочей группой комиссии Московской городской Думы, префектами административных округов Москвы, а также Общественным советом, действующим под руководством мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В итоге на международной выставке новейших природоохранных и ресурсосберегающих технологий и разработок «Человек, город и окружающая среда» были представлены и отмечены материалы раздела «Оздоровление окружающей среды», материалы раздела «Градостроительное зонирование» первыми прошли экологическую экспертизу. В 1999 г. материалы Генплана были рассмотрены Государственной экспертизой и доработаны в соответствии с замечаниями.
Основываясь на анализе существующего использования территории города, состояния градостроительного развития Москвы и сравнительного анализа развития Москвы и центров крупнейших агломераций мира, итогов реализации «Основных направлений градостроительного развития Москвы на период до 2010 года», а также исходя из условий взаимосвязанного градостроительного развития Москвы и региона, историко-культурных и экологических требований к градостроительной организации территории города и перспектив долгосрочного экономического и социального развития был разработан Генеральный план развития и реконструкции Москвы на период до 2020 года.
Исходя из социально-экономических и территориальных предпосылок градостроительного развития Москвы, в новом Генплане определены основные направления, разработано комплексное градостроительное зонирование территории города и сформулирована программа первоочередных градо-
строительных мероприятий, особое внимание уделялось выполняемой функции города - функция столицы Российской Федерации. В соответствии с данными направлениями Генеральный план делится на четыре принципиальные части:
I. Основные направления градостроительного развития Москвы;
II. Градостроительное зонирование территории;
III. Программа первоочередных градостроительных мероприятий;
IV. Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом функций столицы Российской Федерации.
В первой части обоснованы и изложены историко-культурные и экологические требования к градостроительному развитию Москвы, сохранению и регенерации историко-культурного наследия столицы, ее планировочная и архитектурно-пространственная структура; основные направления развития инженерной и транспортной инфраструктуры города; основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса, а также реконструкция и развитие жилых, общественных и производственных территорий, и территории исторического центра города; основные направления решения актуальных градостроительных проблем в сферах: оздоровления окружающей среды; развитие туризма; развития культовых объектов; реорганизации территорий в зоне Малого кольца Московской железной дороги; определены направления комплексного благоустройства территорий города; сделан прогноз перспективного состояния окружающей среды и определены основные показатели градостроительного развития Москвы на период до 2020 г.
Вторая часть Генплана заключается в том, что было проведено градостроительное зонирование территории Москвы. Следует особо отметить тот факт, что впервые в мировой и отечественной градостроительной практике в Генеральном плане развития Москвы до 2020 г. была разработана научная идеология и осуществлено на практике объективное градостроительное зонирование крупнейшего города России, который также является ее столицей. Обоснованы общие положения градостроительного зонирования территории Москвы и представлены функциональное, строительное и ландшафтное зонирование, раскрыты практическое назначение и характер использования материалов градостроительного зонирования. В соответствии с Законом города Москвы «О градостроительном зонировании территории города Москвы» устанавливаются генеральные схемы зонирования территории города. Градостроительное зонирование территории представляет собой установление определенных требований к функциональному использованию, застройке, ландшафтной организации планировочных районов и любых участков территории города.
Третья часть Генплана «Программа первоочередных градостроительных мероприятий» определяет наиболее актуальные и значительные действия на ближайший период до 2005 г. В ней выявлены основные показатели городской программы строительства, реконструкции и развития транспортной и
инженерной инфраструктуры; важнейшие объекты городской программы; объемы и источники финансирования городской программы.
В четвертой части Генерального плана затронуты вопросы градостроительного обеспечения осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации.
В итоге получился Генеральный план развития Москвы, который основан на нетрадиционной методологии и понимании функций, содержания, статуса, процедур разработки и механизмов его реализации. Первая отличительная от предшествующих Генпланов черта состоит в изменении функции данного документа с декларативной, которая предоставляет полную свободу для административных решений, на регулятивную, которая ставит государственные органы, органы местного самоуправления, юридических лиц и граждан, участвующих в градостроительной деятельности, в определяемые стратегическими целями, т.е. основными направлениями плана, рамки развития города. На период до 2005 г. была намечена «Программа первоочередных градостроительных мероприятий». В свою очередь градостроительное зонирование, являясь главной частью Генерального плана, которое обеспечивает выполнение им регулятивной функции, устанавливает четкие рамки разрешенного использования территории, где допускается широкий диапазон конкретных решений, а вне этих рамок запрещена любая градостроительная деятельность.
Второй фундаментальной особенностью нового плана является придание ему статуса нормоустанавливающего, правового документа, который адресует содержащиеся в себе требования конкретным категориям субъектов, т.е. участников градостроительной деятельности, имеющим необходимые полномочия и несущим ответственность за выполнение этих требований. Московская городская Дума приняла Закон «О Генеральном плане развития города Москвы», означающий тот факт, что Генеральный план приобретает статус документа высшей юридической силы, а Закон о нем, следовательно, становится главным правовым инструментом контроля градостроительной деятельности и координации взаимодействия исполнительной и законодательной власти города и органов местного самоуправления, а также создает правовую базу для регулирования деятельности, связанной с осуществлением городом функций столицы Российской Федерации.
Структура, состав и содержание материалов придают новизну Генеральному плану, т. к. он содержит двух уровней документацию: нормативный правовой акт Закон «О Генеральном плане развития города Москвы» и утверждаемый Правительством Москвы «Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 г.». Четыре части, из которых состоит новый Генплан, представляют его четкую структуру.
Определенное место отводится аналитическим и прогнозным материалам, которые характеризуют территориальные и социально-экономические предпосылки развития Москвы, что в себя включает взаимосвязь Москвы и
Московской области, прогнозы основных показателей социально-экономического развития Москвы, тенденции демографии и структурных изменений в занятости и экономике, финансовые ресурсы города, динамика валового регионального продукта, доходы и потребительский спроса населения. В отличие от ТЭО (технико-экономических обоснований) предыдущих Генпланов, основанных на директивах, закладывающих фундамент «остаточного подхода» к решению вопросов развития города, социально-экономические обоснования нового Генерального плана основаны на раскрытии внутреннего потенциала развития города и его использования в интересах жителей.
Генплан развития Москвы до 2020 года содержит первоочередные мероприятия по строительству, размещению, реконструкции и реставрации объектов, которые обеспечивают осуществление Москвой функций столицы Российской Федерации. Данные мероприятия разработаны на основе предложений федеральных органов государственной власти РФ согласно основным направлениям градостроительного развития города, установленным режимам охраны объектов природного комплекса и культурного наследия, градостроительному зонированию Москвы и включают в себя объекты высших органов государственной власти РФ и иных федеральных органов государственной власти РФ, объекты транспортной инфраструктуры, объекты культуры федерального значения и представительства субъектов РФ и иностранных государств.
В целом цель градостроительного развития Москвы заключается в следующем: во-первых, это сохранение и преумножение историко-культурного, архитектурно-пространственного и ландшафтного своеобразия города, а во-вторых, это создание для настоящего и будущих поколений благоприятной для жизнедеятельности, безопасной и многообразной городской среды. В данной формуле сконцентрированы базовые ценности и гуманитарные установки Генплана: фундаментальная роль гарантий комфорта и безопасности городской среды, возможностей выбора человеком условий жизнедеятельности, доступности городских благ; непреходящее значение природных благ и культурного наследия; своеобразие, и самоидентичность города, инновационный потенциал крупнейшего мегаполиса, создающего, адаптирующего и транслирующего новые образцы технологий, культуры, городской среды; равнозначимость задач, отвечающих благополучию и интересам современных горожан и будущих поколений.
Градостроительная политика столицы стала принципиально новой и переориентированной на развитие и обустройство территории города в существующих границах. Были выявлены территориальные приоритеты, которые заключаются в следующем: воссоздание и сохранение исторического своеобразия, развитие общественных, культурных и представительских функций центра в границах Камер-Коллежского вала; реорганизация территории и инфраструктуры «срединного пояса» Москвы с последующим перераспределением в него массовых торговых и деловых потоков; в жилых районах
«периферийного пояса» создание полноценной, функционально наполненной городской среды.
Крайне изменился и подход к развитию жилищного строительства и жилых территорий. Если прежней задачей являлось увеличение средней обеспеченности населения жильем, рост социальных гарантий в жилищной сфере, комплексное благоустройство, ликвидация аварийного и ветхого фонда, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация застройки, то в новом Генплане основное внимание уделяется комплексности, качеству и разнообразию жилья. Также новое качество организации городского пространства включает в себя сохранение природно-ландшафтной основы и развитие многополярной системы урбанизированного каркаса многомиллионного города.
Представление о роли инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктуры города, которая становится основным ресурсом развития Москвы, условием повышения ее конкурентоспособности, инвестиционной и общественной привлекательности радикально меняет новый Генеральный план, в котором пересмотрены отдельные устойчивые стереотипы. К примеру, массовая автомобилизация становится не «чужеродным» явлением, а важнейшим фактором, обеспечивающим альтернативный выбор средств передвижения горожан. Это за собой влечет приоритет развития улично-дорожной сети, обслуживания и паркинг персональных автомобилей. На большую надежность и безопасность нацелено инженерное обеспечение, высокотехнологичные автономные и локальные системы реально могут конкурировать с централизованными. Также и телекоммуникационные системы занимают приоритетное место.
Появляется понятие «комфортная городская среда», основной коммуникативной составляющей которой являются общественные пространства: улицы, площади, пешеходные зоны, маршруты и озелененные территории: скверы, бульвары, эспланады, видовые площадки. В современном городе вопросы комплексного благоустройства территории, что касается городского дизайна, ландшафтной архитектуры и озеленения, средств визуальной информации и реклама, утилитарного и декоративного освещения, цветового решения городских пространств, должны соответствовать архитектурным, планировочным и инженерным средствам организации среды.
Интересной особенностью нового Генплана является тот факт, что одна из основных его частей посвящена градостроительной деятельности, связанной с осуществлением Москвой функций столицы Российской Федерации. Государственная вневедомственная экспертиза, ученый совет Российской академии архитектуры и строительных наук, коллегия Госстроя России рассмотрела соответствующий раздел как самостоятельный и одобрила его.
Отдельная глава проекта Закона города Москвы «О Генеральном плане развития города Москвы» содержит вопросы осуществления Генерального плана. Рассмотрим основные составляющие механизма реализации. Во-первых, система градостроительного планирования, которая обеспечивает
передачу положений Генерального плана до уровня отдельных объектов и отдельных частей территории города. Органы управления административных округов и органы местного управления в результате разработки и утверждения градостроительных планов получат правовой инструмент регулирования градостроительной деятельности, отвечающий как интересам отдельных территорий, так и интересам всего города. Во-вторых, городские программы как инструмент аккумулирования финансовых ресурсов города для решения стратегических градостроительных задач. Долгосрочные государственные целевые программы, в том числе и те, которые направлены на осуществление Генплана, утверждаются законами города Москвы и финансируются за счет средств бюджета города, а также из других источников. В-третьих, федеральные целевые программы в качестве инструмента реализации градостроительных решений, связанных с осуществлением Москвой функций столицы России. В-четвертых, система государственного контроля реализации Генерального плана и мониторинг, который осуществляют уполномоченные органы Правительства Москвы, органы управления ТЕОС (территориальная единица с особым статусом) и районные управы. В свою очередь Правительство Москвы рассматривает доклад о ходе реализации Генплана ежегодно, принимает соответствующее постановление по нему, информирует о принятых решениях Московскую городскую Думу. Мэр Москвы в Московскую городскую Думу представляет одобренный Правительством Москвы доклад об итогах реализации Генерального плана не реже одного раза в четыре года, а Московская городская Дума принимает после рассмотрения постановление по нему. Следовательно, так она и осуществляет постоянный контроль за деятельностью Правительства Москвы. И, наконец, система регулярной актуализации Генерального плана. Каждые 4-8 лет органы государственной власти города Москвы осуществляют актуализацию Генплана, разрабатывают в его составе на новый расчетный срок программу первоочередных градостроительных мероприятий, принимают Закон города Москвы «Об актуализации Генерального плана». Делаем вывод, что непрерывный цикл стратегического планирования обеспечивается следующим образом: «разработка и принятие Генерального плана - его реализация - мониторинг реализации - актуализация Генплана».
Публичный правовой характер был дан процедуре разработки Генерального плана, что произошло впервые в практике отечественного градостроительства. Предварительный проект представлялся для публичного обсуждения москвичам, профессиональным и общественным организациям, после чего был скорректирован и передан в федеральные органы экологической и вневедомственной государственной экспертиз, еще раз скорректирован согласно их замечаниям и, в результате, одобрен Правительством Москвы. Далее проект был направлен на согласование в Правительство России в части вопросов осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации.
За годы, начиная с 1990 г. по 2005 г., развитие города было очень быстрым, но весьма хаотичным. И в связи с этим в 2006 г. были подведены первые итоги и внесены определенные корректировки в ранее утвержденный план. Был выпущен документ «Актуализация Генплана развития Москвы до 2025 года». Также в Градостроительном кодексе столицы было посвящено несколько глав разработке и реализации Генерального плана, в которых было уделено внимание взаимодействию органов власти с жителями города. Актуализированная версия была принята Мосгордумой в третьем и окончательном чтении 5 мая 2010 г.
По Генплану предусматривается увеличение доли социального жилья и уменьшение доли коммерческого. Новое жилье будет предоставляться специалистам, очередникам и молодым семьям, на одного москвича к 2025 г. будет приходиться 24 кв.м. жилья. Также планируется строительство детских садов, школ, поликлиник, спортивных центров, физкультурно-оздоровительных комплексов, семейных досуговых центров. Решению транспортной проблемы в плане придают большое значение, намечается комплексная модернизация всей транспортной системы города, увеличение количества радиальных магистралей, которые будут являться многополосными бессветофорными системами. Планируется увеличить долю общественного транспорта до 65% пассажирских перевозок. Определенное внимание уделяется вопросам экологии, благоустройству мест отдыха и озеленению города в целом. Одним из важнейших элементов Генплана является культурное наследие, увеличение количества охраняемых исторических и культурных объектов.
Согласно стратегии развития столицы до 2025 г., город должен стать крупнейшим международным центром, это должен быть город высоких технологий, политический, туристический и финансовый центр, но для достижения поставленной цели необходимо решить целый ряд проблем социальных, экономических, научно-технических и экологических. Данный план развития Москвы является самым масштабным и предусматривает увеличение территории примерно в два раза за счет территории Московской области, т.к. Москва оказывает огромное влияние на регионы.
Решение о расширении территории Москвы и выход за пределы МКАД (Московской Кольцевой Автомобильной Дороги) было принято с учетом мнения ведущих международных экспертов по урбанистике и обосновано необходимостью полицентрического развития столицы. Важным событием, которое предшествовало расширению Москвы, стало утверждение скорректированной границы Москвы и области в июле 2011 г. после почти 10 лет территориальных споров. Присоединенные территории получили название «Новая Москва» или «Большая Москва». Сначала планировалось, что увеличение границ города произойдет главным образом за счёт территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе и Большим кольцом Московской железной дороги. Но впоследствии были добавлены территории, не попадающие в этот сектор: участок под Звенигородом для администрации
Президента, территория Рублево-Архангельского под международный финансовый центр и инновационный центр «Сколково». Также Сергей Собя-нин заявил, что в состав Москвы планируется включить сельское поселение Роговское Подольского района, таким образом, получается, что будут присоединены территории за Большим кольцом Московской железной дороги, и в результате Москва будет граничить с Калужской областью. По итогам присоединения новых территорий в границы Москвы были включены города Троицк, Московский и Щербинка, которую ранее предполагалось оставить Московской области. Подольск, Апрелевка и Климовск остались в составе Московской области.
На внеочередном заседании Московской городской Думы, которое состоялось 7 декабря 2011 г., было принято постановление «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» [20]. Это Соглашение предусматривает включение в состав Москвы 21 муниципального образования, в том числе 2 городских округа, 19 городских и сельских поселений на юго-западном направлении и 3 участков территории на западе от Москвы. В целом в состав Москвы планировалось включить 148 тыс. гектаров, а в состав области - 1,4 гектара. Совет Федерации утвердил данное Соглашение 27 декабря 2011 г. Переходный период по передаче территорий, во время которого должны были быть осуществлены организационные, нормотворческие и другие мероприятия, необходимые для полноценного обеспечения жизни населения и функционирования экономических субъектов был установлен до 1 июля 2012 г.
Мэром Москвы Сергеем Собяниным 19 марта 2012 г. в Московскую городскую думу был внесён пакет законопроектов, определяющие административно-территориальное устройство новых территорий Москвы после расширения с 1 июля 2012 г. Согласно законопроектам предусматривается переименование районов в муниципальные округа, а муниципальные образования, которые включены в Москву, такие как городские округа (Троицк и Щербинка) будут именоваться «городские округа», а городские и сельские поселения буду носить название «поселения»: Внуковское, Вороновское, Воскресенское, Десёновское, Киевский, Клёновское, Кокошкино, Краснопа-хорское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, Московский, Мосрентген, Новофёдоровское, Первомайское, Роговское, Рязановское, Щаповское, Фи-лимоновское и Сосенское, которые входят в состав двух новых административных округов Новомосковский и Троицкий, на переходный период у которых будет единая префектура и единый префект Челышев Алексей Валентинович. С 8 ноября 2013 г. префектом стал Набокин Дмитрий Владимирович. 22 мая 2012 г. было принято решение о создании в составе Правительства г. Москвы новый департамент - Департамент развития новых территорий г. Москвы. Его возглавил Жидкин Владимир Фёдорович.
По итогам 2013 г. в «Новой Москве» было введено более 2 млн кв. м недвижимости, создано 35 тыс. рабочих мест и развитие данных территорий продолжается. Среди наиболее приоритетных задач выступает развитие дорожной сети и строительство социальных объектов, открытие новых станций метрополитена.
В новых условиях началась и завершилась разработка нового Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г., который, по мнению экспертов, был максимально ориентирован на привлечение в город инвесторов.
Специалисты считают, что в начале нового тысячелетия Москва была поставлена в тупик, из-за того, что столица «закольцевала» сама себя и последние несколько десятилетий развивалась хаотично с привлечением громадных денег. Стало ясно, что по существующим Генпланам город развиваться больше не может. В связи с этим в настоящее время ведутся проектные работы согласно Генеральному плану развития Москвы до 2025 г., вносятся изменения и поправки в соответствии с ситуацией, которая складывается в столице и области.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Блинкин М., Клеменко А. Радио ЭХО Москвы: В круге СВЕТА «Куда и зачем расширяться Москве». - URL: http://www.echo.msk.ru/programs/sorokina/879188-echo/# element-text
[2] Градостроительный кодекс Российской Федерации
[3] Закон «О Генеральном плане развития города Москвы»
[4] Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I 2 «О статусе столицы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
[5] Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. № 28 «О градостроительном зонировании территории города Москвы» (с изменениями от 1 декабря 1999 г., 12 февраля 2003 г., 27 апреля 2005 г.).
[6] Закон г. Москвы от 10 декабря 1997 года № 53 «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы» (с изменениями на 27 апреля 2001 года).
[7] Закон г. Москвы «О градостроительном зонировании территории Москвы» (от 9 декабря 1998 г. № 28).
[8] Закон г. Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях пригодного комплекса города Москвы» от 1998 года.
[9] Закон города Москвы «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» № 28 от 25 июня 1997 года.
[10] Закон г. Москвы «О защите зеленых насаждений» № 17 от 1999 г.
[11] Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
[12] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г.
[13] Новиков К. Москва растущая. Сенаторы одобрили расширение столицы. Российская газета (28 декабря 2011 года). - URL: http://www.rg.ru/2011/12/27/sovfed-site.html
[14] Новый генплан Москвы составят с учетом главной угрозы для города, РИА Новости. - 2009, 23 июля. - URL: http://ria.ru/moscow/20090723/178362639.html
[15] Отчет о результатах деятельности Правительства Москвы за 2011-2012 годы.
[16] Постановление Правительства Москвы от 6 августа 1996 г. № 654 «О ходе реализации основных направлений градостроительного развития Москвы на период до 2010 г.».
[17] Постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 года № 608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года».
[18] Постановление Правительства Москвы от 25 мая 1999 года № 457 «О Временном положении о составе и порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки жилых территорий в городе Москве».
[19] Распоряжение 54-РМ. «О Порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий».
[20] Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 года (утв. постановлениями Московской городской Думы от 07.12.2011 года № 372 и Мособлдумы от 07.12.2011 года № 1/177-П).
[21] Устав города Москвы (Основной закон г. Москвы).
REFRENCES
[1] Blinkin M., Klemenko A. Radio JeHO Moskvy: V kruge SVETA «Kuda i zachem ras-shirjat'sjaMoskve». Available at: http://www.echo.msk.ru/programs/sorokina/879188echo /#element-text
[2] Gradostroitel'nii kodeks Rossijskoj Federacii
[3] Zakon «O General'nom plane razvitija goroda Moskvy»
[4] Zakon RF ot 15 aprelja 1993 g. № 4802-I 2 «O statuse stolicy Rossijskoj Federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami).
[5] Zakon g. Moskvy ot 9 dekabrja 1998 g. № 28 «O gradostroitel'nom zonirovanii territorii goroda Moskvy» (s izmenenijami ot 1 dekabrja 1999 g., 12 fevralja 2003 g., 27 aprelja 2005 g.).
[6] Zakon g. Moskvy ot 10 dekabrja 1997 goda N 53 «O sostave, porjadke razrabotki i prinjatija General'nogo plana razvitija goroda Moskvy» (s izmenenijami na 27 aprelja 2001 goda).
[7] Zakon g. Moskvy «O gradostroitel'nom zonirovanii territorii Moskvy» (ot 9 dekabrja 1998 g. № 28).
[8] Zakon g. Moskvy «O regulirovanii gradostroitel'noj dejatel'nosti na territorijah prigod-nogo kompleksa goroda Moskvy» ot 1998 goda.
[9] Zakon goroda Moskvy «O zashhite prav grazhdan pri realizacii gradostroitel'nyh reshenij v gorode Moskve» № 28 ot 25 ijunja 1997 goda.
[10] Zakon g. Moskvy «O zashhite zelenyh nasazhdenij» № 17 ot 1999g.
[11] Zakon RF ot 15 aprelja 1993 g. № 4802-I «O statuse stolicy Rossijskoj Federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami).
[12] Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 12.12. 1993g.
[13] Novikov K. Moskva rastushhaja. Senatory odobrili rasshirenie stolicy. Rossijskaja gazeta (28 dekabrja 2011 goda) Available at: http://www.rg.ru/2011/12/27/sovfed-site.html
[14] Novyj genplan Moskvy sostavjat s uchetom glavnoj ugrozy dlja goroda, RIA Novosti. -2009, 23 ijulja Available at: http://ria.ru/moscow/20090723/178362639.html
[15] Otchet o rezul'tatah dejatel'nosti Pravitel'stva Moskvy za 2011-2012 gody.
[16] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 6 avgusta 1996 g. № 654 «O hode realizacii os-novnyh napravlenij gradostroitel'nogo razvitija Moskvy na period do 2010 g.».
[17] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 6 ijulja 1999 goda № 608 «O zadachah kom-pleksnoj rekonstrukcii rajonov pjatijetazhnoj zastrojki pervogo perioda industrial'nogo domostroenija do 2010 goda».
[18] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 25 maja 1999 goda № 457 «O Vremennom polozhenii o sostave i porjadke razrabotki, soglasovanija i utverzhdenija proektov plani-rovki zhilyh territorij v gorode Moskve».
[19] Raspoijazhenie 54-RM. «O Porjadke uchastija grazhdan v obsuzhdenii gradostroitel'nyh planov, proektov i reshenij po voprosam, svjazannym s ispol'zovaniem gorodskih territory».
[20] Soglashenie ob izmenenii granicy mezhdu subektami Rossijskoj Federacii gorodom Mos-kvoj i Moskovskoj oblast'ju ot 29.11.2011 goda (utv. postanovlenijami Moskovskoj gorod-skoj Dumy ot 07.12.2011 goda № 372 i Mosobldumy ot 07.12.2011 goda № 1/177-P).
[21] Ustav goroda Moskvy (Osnovnoj zakon g. Moskvy).
THE FEATURES OF THE MODERN URBAN POLICY OF MOSCOW AND MOSCOW REGION
A.V. Korobova
Department of Public Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The author has analised the General Plan of Moscow City Development for the period up to 2020, which identified key areas of urban development, worked out a comprehensive urban territory zoning, installed the priority urban activities on the basis of socio-economic and territorial preconditions for the reconstruction of the capital. The particular attention is paid to the closure function of the city - the function of the Russian Federation Capital. The aim, pursued by the urban development of Moscow, is to preserve and increase the special architectural, historical and cultural identity of the city and landscape, to create for the public and the future generations favorable life, safe and diverse urban environment. In the article, firstly, the author highlights the role of the Government of Moscow, structure, innovation and distinctive features of the General Plan of Moscow until 2020. Secondly, the legal framework and urban planning legislation was described in the article.
Key words: General Plan, Moscow, Moscow region, urban planning legislation, urban territory zoning.