Актуальная тема
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СТОЛИЦЕ И РЕГИОНАХ
В.И.РЕСИН,
первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам строительства в столице. Владимир Иосифович Ресин рассказал о том, как ведется жилищное строительство, как преодолеваются возникающие в ходе него проблемы. Характерно, что московские строители (численностью в миллион человек!) успешно вводят в строй объекты не только в Москве и Московской области, но и в многочисленных регионах, в Монголии, странах ближнего зарубежья: Украине, Армении, Таджикистане, Киргизии.
В пресс-конференции приняли участие многочисленные представители средств массовой информации, также прислали вопросы первому заместителю мэра Москвы и по системе Интернет. На все вопросы Владимир Иосифович Ресин дал исчерпывающие ответы.
РЕСИН В.И.: В текущем году нам предстоит реализация программ жилищного строительства и реконструкции кварталов сложившейся застройки. Планируется построить и ввести в эксплуатацию 4 515,7 тыс. кв. м жилой площади. Жилые дома для очередников —400 тыс. кв. м. Жилые домадля переселения граждан по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда — 1 017 тыс. кв. м. Жилые дома для предоставления москвичам по программе «Молодой семье — доступное жилье» - 200 тыс. кв. м. В 1-м квартале 2005 г. построено 1 180,1 тыс. кв. м жилой площади. В рамках реализации программы реконструкции пятиэтажного ветхого жилищного фонда в 2005 г. планируется снести 187 зданий общей площадью 574,5 тыс. кв. м.
В текущем году будет продолжена работа по выполнению плановых заданий по вводу объектов социального назначения. Планируется ввести в эксплуатацию: 16 детских дошкольных учреждений на 2 905 мест (сверх программы — 3 детских сада на 285 мест); 17 общеобразовательных школ, 3 блока начальных классов и 1 пристройка; 1 поликлиника на 750 посещений в смену, 2 больницы; новый корпус на территории больницы №55. Из них ожидаемый ввод в 1-м квартале: 2 школы в Свиблово, мкр. 23, к. 74 и ул. Петрозаводская, к. 26 б. 2 детских сада в районе Ходынское поле, кв. 58, вл. 38, к. 1 и Ходынское поле, кв. 58, вл. 38, к. 2.
Для проведения конкурсов в 2005 г. в рамках реализации Среднесрочной программы комплексной реконструкции территорий сложившейся застройки города включены 3 объекта: мкр. 4/16А и 5/14 района «Аэропорт» (CAO); мкр. 71 -72 района «Тимирязевский» (CAO); мкр. 49 района «Марфино» (СВАО).
Будем развивать инженерную инфраструктуру. С начала года проводятся работы по строительству и реконструкции городских коммуникаций для жилых домов и объектов соцкультбыта, инженерных сооружений теплоэлектроэнергетики и водопроводно-канализационного назначения, в том числе: районных тепловых станций «Химки-Ховрино», «Кунцево», «Тушино-5», «Переделкино», «Митино»; электростанций «Нарвская», «Чкаловская», «Коньково».
Продолжится дорожное строительство. В 2005 г. темпы дорожного строительства планируется сохранить на уровне прошлого года. В 1-м квартале были продолжены работы на дорожно-мостовых
объектах общегородского значения: строительство транспортных развязок на пересечении Сущевского Вала с Шереметьевской улицей и на пересечении Беговой улицы с Ленинградским проспектом; строительство Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта маршала Жукова; реконструкция Киевского и Боровского шоссе; строительство пешеходного перехода через Садовое кольцо в районе Кудринской площади и др.
Запланировано гаражное строительство. В соответствии с задачами Целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005—2007 гг. планируется увеличить объемы строительства и в 2005 г. ввести 87,5 тыс. машиномест. В первом квартале 2005 г. обеспечен ввод в эксплуатацию более 20 тыс. машино-мест. Подготовлен адресный перечень участков в районах социального жилья для строительства в 2006—2007 гг. гаражей-стоянок за счет средств городского бюджета.
Я думаю, что все эти объемы говорят сами за себя, я не говорю уже о Московской области, я не говорю о регионах, о Монголии, странах ближнего зарубежья: Украине, Армении, Таджикистане, Киргизии, где мы также продолжаем работать. Нам вполне по силам выполнить тот объем, который мы наметили, который у нас официально утвержден городской Думой, который в целом больше, чем было выполнено в прошлом году. Вот вкратце основные рубежи, которых нам надо достичь.
Вопрос: Хотелось бы уточнить порядок реализации Закона РФ № 214 о долевом участии: скажется ли он на темпах строительства и поисках инвестора? Второй вопрос: в Мосгордуме рассматривается программа социальной ипотеки, планируется ли выделение земельных участков в ходе ипотечного кредитования? РЕСИН В.И.: Отвечаю на первый вопрос: не скажется. Я думаю, что закон в целом направлен на улучшение работы в этой отрасли. Что касается ипотеки, то да, обязательно будут выделяться участки под ипотечные программы, я думаю, где-то на 200 тыс. кв. м.
Вопрос: Обратимся к фактам: вот уже пять с половиной лет как зависло принятие Генплана Москвы. Сейчас есть новый Жилищный кодекс, который позволяет Москве принять свой Генплан. Будет ли он принят и когда ? И второй момент. В связи с новым Жилищным кодексом во многом придется перерабатывать московское строительное
законодательство. Будет ли Москва создавать свой Градостроительный и Жилищный кодекс? Если не будет, останутся те же самые законы, что и сейчас, но в переработанном виде? РЕСИН В.И.: В этом году в Москве будет принят закон, и он будет целиком базироваться на федеральных законах. Мы в ближайшие месяцы согласуем в Правительстве России наши столичные функции. Пакет остальных законов будет приведен в соответствии с федеральными законами.
Вопрос: Насколько допустимым считается то, что крупная строительная компания выходит на строительную площадку с одним проектом, а потом вдруг меняет этажность? Вопрос не случайный, есть конкретный пример: компания «Донстрой» строит дом в Сокольниках. Сколько там будет этажей?
РЕСИН В.И.: Сразу отвечу: можно построить только то, что утверждено. Все остальное вне закона. Сколько там будет этажей, я не помню, но ровно столько, сколько утверждено в плане.
Ведущий: Владимир Иосифович, разрешите задать несколько вопросов, которые к нам пришли из Интернета. Где обычный гражданин может получить сведения о крупных градостроительных решениях, иных городских решениях по строительству? Где можно получить информацию о новом строительстве в своем районе ? Где можно ознакомиться со списком жилых домов, подлежащих сносу?
РЕСИН В.И.: Эту информацию можно получить на сайте «Строительный мир», в префектурах, а также в Москомархитектуре по адресу 2-я Брестская улица.
Вопрос: Как известно, земельный ресурс столицы небезграничен. Остались последние районы, где можно вести массовое строительство. Чем будут заниматься московские ДСК после того, когда этот ресурс будет исчерпан? РЕСИН В.И.: У нас все рассчитано до 2020 года. Поэтому могу с уверенностью сказать, что до 2020 года московские ДСК будут полностью загружены. Кроме этого, большая потребность в них в Московской области и в близлежащих регионах. Без работы вряд ли останемся.
Вопрос: Пытались создать комиссию по недоде.1-кам в новостройках. Создана ли такая комиссия, и какие реальные результаты она дала?
РЕСИН В.И.: Комиссия уже давно работает, есть «горячая линия». Каждый день приходят сигналы, каждый день идет проверка, устранение тревожных сигналов, делаются соответствующие выводы. Работает целая система, и все это позволило сократить в несколько раз эти недоделки и жалобы на строителей по недоделкам.
Вопрос: Были ли по итогам такой работы соответствующие последствия для организаций? РЕСИН В.И.: Есть очень серьезные последствия: приостанавливается лицензия или вовсе лишаются лицензии организации, снимаются с работы люди, если это необходимо. Это целый живой организм, миллион человек работает в строительстве на территории Москвы.
Вопрос: Сколько квадратных метров жилья будет построено в этом году в Подмосковье? Второй вопрос: в ближайшее время, в каких новых районах Москвы будет решена проблема транспорта и инфраструктуры? РЕСИН В.И.: Я думаю, в этом году в Московской области московскими строителями будет построено около 1 млн. кв. м жилья. Второй вопрос: нет новых районов, где не решена транспортная схема. Все начинается не со строительства домов, а именно с транспортных схем.
Вопрос: Вы не могли бы прокомментировать позицию московских властей после того, как Прокуратура Москвы завершила расследование причин обрушения крыши «Трансваальпарка»?
РЕСИН В.И.: Правительство Москвы создавало свою комиссию. Комиссия давала заключение. И, в общем-то, пока то, что мы услышали из уст сотрудников Прокуратуры, все совпадает.
Вопрос: Будет ли строиться Четвертое транспортное кольцо? Если да, то обозначьте пунктирно, где оно пройдет.
РЕСИН В.И.: Чтоб пунктирно обозначать, надо целую лекцию прочитать. Проще заехать в Москомархитектуру и посмотреть эту схему всю. Обязательно Четвертое транспортное будет строиться, вся проектная документация есть.
Вопрос: Мы знаем, что гостиницу «Россия» будут сносить, и даже говорилось, что в новом проекте будут учтены традиционные стилистические направления, которые были в прежнем Зарядье. Действительно ли это будет
малоэтажное строительство и в какой стадии находится проектирование? РЕСИН В.И.: Сейчас идет проектирование на разборку, а не на снос. Мы все эти конструкции будем использовать. Идет работа над концепцией будущей гостиницы. Да, она будет малоэтажной.
Вопрос: Что собой будет представлять аэропорт «Внуково» после реконструкции, и когда она завершится ?
РЕСИН В.И.: Как вызнаете, первый терминал уже построен, построен международный аэровокзал, он сейчас используется и как внутренний. Сегодня уже строится и находится в проектировании легкое метро, строятся все наружные сооружения. Строится «Внуково-2». Думаю, за три года «Внуково» будет построен.
Ведущий: Поступили вопросы из Интернета: сейчас в Москве прорабатывается вопрос строительства небоскребов, это связано с нехваткой земель в столице или хотим догнать и перегнать мировые мегаполисы? В чем отличие проектируемых московских высоток от американских небоскребов?
РЕСИН В.И.: Конечно, наши здания будут отличаться. Это не будет единый Манхэттен, они будут разбросаны по всей Москве, в основном за пределами центра города. И каждая высотка будет иметь «свое лицо».
Вопрос: Когда народ завлекают в Куркино, делается упор на исключительно благоприятную экологическую обстановку. И тут выясняется, что в соседнем Молжаниново будет промзона! Не повлияет это на экологическую ситуацию в районе?
РЕСИН В. И.: В Молжаниново будет не только промзона, там будут и жилые районы. И ни в коем случае не должно повлиять.
Вопрос: На какой стадии находится строительство многофункционального комплекса на Хо-дынском поле? И решит ли его строительство в какой-то мере жилищную проблему москвичей? РЕСИН В.И.: Строительство там идет полным ходом, все программы выполняются, будет выполнена программа и в этом году. Думаю, в будущем году мы закончим строительство жилья в этом районе.
Вопрос: Пятиэтажки периода 60-х годов в основном сносятся. Ждет ли такая же участь пяти-
этажки 1947-1948 годов, если они достаточно крепкие, или они будут подвержены в основном реконструкции?
РЕСИН В.И.: У нас есть две программы по пятиэтажкам — по сносимым сериям и несносимым. Сейчас мы занимаемся вплотную работами по сносимым сериям и проектно-сметной документацией по несносимым. Поэтому там, где пятиэтажки не надо сносить, они будут реконструированы. А где лучше снести и построить новые дома, там будет сделано именно так.
Ведущий: Поступил вопрос из Интернета: когда ипотека сможет стать массовой и доступной для среднего москвича?
РЕСИН В.И.: Она обязательно будет доступной, когда кредит и процент за кредит будет «переварен», когда зарплата москвича будет достойной и будет соответствовать его труду, его потребностям и его образу жизни. Вот тогда заработает и ипотека.
Вопрос: Один из самых актуальных вопросов строительства - это конкретные человеческие судьбы, их трагедии. Вопрос связан с совершенно вопиющей ситуацией-забастовкарабочих «Донстроя». Вопрос связан не с тем, что произошло, а почему это произошло. Почему там люди ложатся под колеса, почему их разгоняет ОМОН, почему бездействует комиссия по контролю за выплатами заработной платы ? Почему московская Прокуратура должна решать эти вопросы ?Когда эти события начались, я обратился в эту комиссию к Т.Н. Филипповой с просьбой принять меры. Она отказалась обсуждать, предложила обратиться к пресс-службе. В пресс-службу был направлен запрос, который шел до нее три недели. Пять дней назад запрос получили, но она говорит, что заявление к ней не поступало. Что же должно произойти, чтобы комиссия заинтересовалась этой ситуацией ? Как Вы считаете, это в рамках нормы ? РЕСИН В.И.: Я считаю, что вы задаете некорректный вопрос. «Донстрой» не имеет никакого отношения к Филипповой, это самостоятельная частная структура. Комиссия по контролю за выплатой зарплат не относится к «Донстрою», юридически не связана с этим делом.
Вопрос: А как быть, если зарплату не платят полгода?
РЕСИН В.И.: Я говорю то, что говорю, а не то, что вам хочется, чтобы я сказал. Она совершенно юридически не связана с «Донстроем», и ее поруче-
ния и команды для «Донстроя» - это как мертвому припарка. Это первое. Теперь второе. Выплаты зарплаты в организациях комплекса производятся даже два раза в месяц, там, где действует эта комиссия. И потом, это происшествие произошло не в «Донстрое», а в одной из подрядных организаций, которая составляет 5% «Донстроя». Это вопиющий случай, его, конечно, руководство города осудило. Под нашим давлением были приняты серьезные меры руководством «Донстроя» и зарплата всем выплачена. И руководство «Донстроя» заверило, что такие случаи больше не будут повторяться. Профсоюзная организация должна влиять на эти вопросы и должна ими заниматься. Мы предупредили, что в случае повторения будем рекомендовать Лицензионной палате отозвать лицензию от тех структур «Донстроя», которые это допускают. Прямо надо сказать, эта организация «Донстроя» показала дурной пример. Но я вам скажу другое: в Москве работают 1 млн. строителей, а там, где это произошло, работают 500-600 человек. Поэтому в целом судить о ситуации по этому случаю нельзя. В Москве зарплата строителей одна из самых высоких, и они ее получают своевременно.
Вопрос: Каковы планы Правительства Москвы по реформированию жилищных зон ? РЕСИН В.И.: Есть постановление Правительства Москвы, и мы жестко его придерживаемся. Там все расписано по 2006 год, причем на каждый год: сколько и чего мы должны делать. В центре города в прошлом году, например, мы реформировали 40 га, в этом году мы запланировали столько же. Раз в неделю подводится итог, работает Комиссия, Координационный совет. Здесь и отставать не надо, и торопиться не надо, это очень тонкий процесс. Москва не может жить одними офисами или одним жильем. Надо еще иметь место, где люди смогут работать и зарабатывать. Надо иметь также место, где люди должны отдыхать. И если есть какие-то перекосы в этих вопросах, то это плохо. Одни спальные районы — это плохо. Одна промышленная зона, там, где устарелая промышленность, - это тоже плохо. Поэтому мы смотрим на процесс со всех точек зрения и пока ситуацию удерживаем под контролем.
Вопрос: Планируется ли при намечаемом строительстве проведение социологических опросов, других форм изучения общественного мнения о том, что будет построено? Сейчас есть конкретные примеры по Северному округу. Например, в Покровском-Стрешнево, возле Ленинградского
шоссе, начинается строительство яхт-клубов в природоохранной зоне. Управа говорит: нас никто не спрашивает, это все делает Правительство Москвы. Другой пример: в Западном Дегунино в одной из новостроек планируется открыть магазин «Ковры Белоруссии». Кому они там нужны и кто туда за ними поедет, непонятно! Хотя полезнее было бы открыть там хозяйственный магазин, булочную, аптеку, сказали нам в управе. Но все это делается без учета мнения местной власти, имею в виду управы и муниципальные образования, и тем более без учета мнения населения... Почему ? РЕСИН В.И.: Во-первых, управы и Правительство Москвы - это одно целое. Советники муниципальные - это другое дело. А управа - это один из органов префектур, а префект - член Правительства. Поэтому это одна вертикаль, и руководитель управы не может не знать того, что знает префект, а префект не может не знать того, что знает мэр города. Поэтому, если есть такие высказывания со стороны представителей управы, то это лукавство. Второе. В Москве ничего не делается просто так, что вот захотел Петров — и появился какой-то магазин ковров, захотел некий Сидоров - и появился яхт-клуб. Есть Генплан развития города, разбитый по годам, кварталам, месяцам, по номенклатуре. В нем все предусмотрено. Бывает, люди могли ошибиться. Но план утвержден. И поэтому ни с того ни с сего яхт-клуб не появится никогда. Значит, он был предусмотрен планом, забит в проекте планировки, в проекте застройки, обязательно обсуждался, обязательно имеет все утверждения, в том числе прошел все Советы. И, видимо, здесь просто какие-то недомолвки. Кому-то это нравится, кому-то не нравится. Но я думаю, яхт-клуб никогда не испортит экологии никому. Не так много мест в Москве, где можно делать яхт-клубы. Ав отношении обсуждения с населением - конечно, это надо делать обязательно. Не народ для нас, а мы для народа! И лишний раз посоветоваться, подискутировать даже, если надо, — это для всех полезно! Всегда здравый смысл берет верх.
Вопрос: Как Вы оцениваете шансы Москвы стать столицей Олимпиады в 2012 году? РЕСИН В.И.: Я бы хотел, чтобы это случилось. Предпосылки для этого у Москвы все есть, и та комиссия Международного олимпийского комитета, которая была, она довольно-таки прагматично оценила все наши возможности. Адалыие вступают в действие много всяких факторов, и политических, и всяких других. Мне трудно сказать, как будет, но у меня есть вера в то, что это может случиться.
Вопрос: При проведении тендеров на то, кто будет подрядчиком, формулируются ли требования по материалам, которые будут использоваться? Или основной критерий выбора подрядчика - это справится ли он с объемами? РЕСИН В.И.: Я не совсем понял вопрос. Выбирают подрядчика такого, который из качественных материалов за определенную цену в определенный установленный срок может выполнить соответствующую работу. А не так, шаляй-валяй, случайные люди и что подешевле.
Вопрос: Может быть, есть статистика по поводу того, что из года в год увеличивается использование полимерных материалов в трубопроводах, теплопроводах, канализационных сетях? Может быть, есть динамика доли увеличения полимерных материалов ? РЕСИН В.И.: Мне трудно сказать, но это все определяется проектом. Что им предусмотрено, то обязательно должно быть выполнено. Никто сам по себе ничего не может делать произвольно.
Вопрос: Есть ли статистика по ТСЖ? Увеличивается ли их количество? В связи с тем, что финансирование капремонта теперь также будет осуществляться за счет жильцов, как стимулируется Правительством Москвы рост ТСЖ? РЕСИН В.И.: Мы стоим за то, чтобы количество этих товариществ увеличивалось. Насколько я знаю, тенденция и в жизни такая же: их количество все время увеличивается.
Вопрос: Что происходит с динамикой цен на производство жилья?
РЕСИН В.И.: Цены более или менее стабилизировались, но в целом это будет зависеть от многих факторов: от инфляции, от стоимости строительных материалов, от роста заработной платы, от стоимости энергоносителей. Это все составляющие стоимости 1 квадратного метра жилья. Цена в зависимости от места разная, себестоимость индустриального жилья где-то до 500 дол., индивидуального — разная, бывает 700, 800 дол., в зависимости от качества дома.
Ведущий: Вопрос из Интернета: объясните, почему себестоимость 1 кв. метра в панельном доме — 320-360 дол., а продается на порядок дороже? Что это как не полный беспредел? РЕСИН В.И.: Продажная цена зависит не только от себестоимости строительной. Она зависит от инвестиционной себестоимости. Здесь и кредиты
банка, и отношения с городом, и плата за землю. Поэтому цена ее, к сожалению, не 700, а 1 500 и т.д.
Вопрос: Планируется ли в Москве проведение архитектурных конкурсов, как принято во всех крупных городах мира, на ключевые площадки? Имею в виду не инвестиционный, а именно архитектурный конкурс, с привлечением иностранных архитекторов. Ив какой стадии находится реализация единственного проведенного конкурса - проекта Михаила Хазанова на строительство «Москва Сити»?
РЕСИН В.И.: Все крупные проекты проходят только по архитектурному конкурсу. Без конкурса ни один объект, там, где город сам заказчик, не проходит. А где инвестор заказчик, там его право выбирать проект. Но если проект плохой, то будьте уверены, его город не пропустит.
Вопрос: А планируется ли создание таких условий конкурсов, чтобы привлечь архитектурных звезд?
РЕСИН В.И.: Понимаете, город имеет определенные деньги. И нам не имена нужны, а конкретный результат. Если за рубль можно сделать хороший архитектурный проект, мы его за рубль сделаем. И нам не надо имя Томаса или Фридмана, хватит и Иванова. А если проект плохой, то даже если он стоит миллион, то мы тоже его не пропустим. Так что дело не в именах. Вот сейчас мы занимаемся высотным строительством, привлекли светил, я лично с ними встречался, и здесь, и там, специалисты из Японии, Англии, Америки, из Азии. И между ними пошла конкуренция. И даже среди этих проектов выиграли не они, а наш московский архитектор. Так что, знаете, вопрос очень щепетильный. И потом то, что подходит Манхэт-тену, нам не подойдет. Вот мы строим здание мэрии, и в Лондоне построили, я там был, смотрел -здание в виде яйца. Мы не можем такое позволить здесь, во-первых, из соображений экономии, да и по общему виду есть обоснованные сомнения. Мы еще не настолько богаты, чтобы позволить выход полезной площади около 30%.
Вопрос: Сейчас много говорится о строительстве жилья и других объектов. Но впереди у нас реформа ЖКХ, когда люди будут полностью платить за всю коммуналку, а в Москве есть монополист «Мосэнерго», который продает электроэнергию и тепло. Но ведь ЖКХ подразумевает конкурентный рынок? Планируется ли
в Москве, кроме как в Куркино, строительство автономных теплостанций и т.п., чтобы потребителю было из кого выбирать? РЕСИН В.И.: Одним словом скажу - планируется. И больше того, подобное уже делается.
Вопрос: Как обстоит дело с планами строительства небоскреба в «Москва Сити» ? РЕСИН В.И.: В «Москва Сити» строительство идет полным ходом. Один ввели, в этом году введем, в будущем тоже намечаем. Сейчас уже из года в год пошел конкретный физический ввод этих объектов, в течение 5 лет будет «город в городе».
Вопрос: Почему под Манежем не стали строить автомобильную парковку? РЕСИН В.И.: Парковку строить нельзя было, потому что это памятник архитектуры, Министерство культуры (его хозяин) нам не позволило бы.
Вопрос: В каком случае строительная фирма, строящая коммерческое жилье, должна выделять его часть городу? И сколько процентов? РЕСИН В.И.: В каждом случае. Но все это определяется индивидуально, в зависимости от места и объема. Потому что эта часть идет как раз на строительство бесплатного жилья, которое город предоставляет нуждающимся.
Вопрос: Какие будут интересные стройки до 2020 года?
РЕСИНВ.И.: Закончим реконструкцию сносимой серии пятиэтажек. Затем возьмемся за несносимые - их 20 млн. Затем у нас еще много промзон и всяких неудобных мест — станции товарные и т.д. В-третьих, такие территории, как Щербинка, Кожухово, Некрасовка, Молжаниново. Еще много есть мест, где можно строить. Вот взять Некрасовку, взять Люберецкую станцию аэрации, которая сейчас работает по новым технологиям. Там 500 га территорий, которые были в нынешнем Марьинском парке. В Марьинском парке мы построили целый город. Такой же город будет построен и там. Хватит всем.
Материал подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ. В ходе знакомства с материалами пресс-конференции Владимира Иосифовича Ресина у наших читателей могут возникнуть различные вопросы, предложения и пожелания. Связаться с Правительством Москвы можно по телефону прямой связи 200-67-30.