Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В 14-Й ПЯТИЛЕТКЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В 14-Й ПЯТИЛЕТКЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
502
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЕРИОД 14-Й ПЯТИЛЕТКИ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лю Сюнь

В статье проанализированы изменения внешней обстановки и внутренних условий текущего социально-экономического развития Китая, охарактеризованы стратегические направления его социально-экономического развития на период 14-й пятилетки, рассмотрены новые возможности для развития китайско-российского торгово-экономического сотрудничества с учетом стратегии социально-экономического развития Китая на период 14-й пятилетки. Обоснован вывод о том, что стратегия социально-экономического развития Китая будет способствовать дальнейшему развитию китайско-российского торгового-экономического сотрудничества, расширению контактов в области науки и техники, трансграничной электронной торговли, инвестиций, энергетики, сельского хозяйства и других областях. Она поможет укрепить основы китайско-российского экономического сотрудничества, будет содействовать повышению уровня и качества торгово-экономического сотрудничества двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT STRATEGY DURING THE 14TH FIVE-YEAR PERIOD AND DEVELOPMENT TENDENCY OF SINO-RUSSIAN ECONOMIC-TRADE COOPERATION

The article analyzes the external environment and internal condition changes of China's current economic and social development, summarizes China's strategic directions of economic and social development during the 14th Five-Year period, and researches the new opportunities brought by the China's economic and social development strategy in the 14th Five-Year period to the development of Sino-Russian economic and trade cooperation. The conclusion is substantiated that the strategy of the socio-economic development of China will contribute to the further development of the Chinese-Russian trade and economic cooperation, the expansion of contacts in the field of science and technology, cross-border e-commerce, investment, energy, agriculture and other fields. It will help strengthen the foundations of Sino-Russian economic cooperation, and will contribute to raising the level and quality of trade and economic cooperation between the two countries.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В 14-Й ПЯТИЛЕТКЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

10. Ван Сяоцюань. Анализ роли России для поддержания стратегического баланса в Северо-Восточной Азии // Академический журнал Северо-Восточной Азии. - 2019. - №5. (на кит. яз.)

References and Sources

1. Lyu Hun, Czou Shun'cyan. Issledovanie tendencij rosta pryamyh investicij YAponii v Rossiyu // Vestnik Lyaoninskogo universiteta (Filosofiya i obshchestvennye nauki). - 2018. - №2. (na kit. yaz.)

2. Sajt Central'nogo banka RF: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#CheckedItem, 20 iyunya 2021 g.

3. Chan Tintin, Lyu Cincaj. Issledovanie razvitiya yaponsko-rossijskih ekonomicheskih otnoshenij v usloviyah zapadnyh sankcij // Vestnik Tyan'czin'skogo pedagogicheskogo universiteta (Obshchestvennye nauki). - 2019. - №6. (na kit. yaz.)

4. Chen' Menli. Politika YAponii v otnoshenii «severnyh territorij» posle «holodnoj vojny»: sdvigi, osobennosti i vliyanie // Akademicheskij zhurnal Severo-Vostochnoj Azii. - 2020. - №»1. (na kit. yaz.)

5. Shen' Lihua, Yuj Chzhicyun'. Yaponsko-rossijskie otnosheniya posle ukrainskogo krizisa // Sibirskie issledovaniya. - 2018. - .№6.

6. Lyan' Deguj. Diplomaticheskij tupik YAponii s tochki zreniya korrektirovok politiki v otnoshenii Rossii // Issledovaniya problem YAponii. - 2020. - №»1. (na kit. yaz.)

7. Mao Linyun', Czyan Li. Korrektirovki politicheskogo kursa Rossii v ATR // Mezhdunarodnye issledovaniya. - 2018. - N° 12. (na kit. yaz.)

8. Cao Invej. Aktivnaya «vostochnaya politika» Rossii i eyo vliyanie na Severo-Vostochnuyu Aziyu // Akademicheskij zhurnal Severo-Vostochnoj Azii. - 2019. - №2. (na kit. yaz.)

9. Buryj A.G., Grejzik S.V. Novaya politika razvitiya Dal'nego Vostoka Rossii i torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo regiona so stranami Severo-Vostochnoj Azii // Sibirskie issledovaniya. - 2019. - №4.

10. Van Syaocyuan'. Analiz roli Rossii dlya podderzhaniya strategicheskogo balansa v Severo-Vostochnoj Azii // Akademicheskij zhurnal Severo-Vostochnoj Azii. - 2019. - №5. (na kit. yaz.)

ХАНЬ ТЯНЬЯНЬ - доцент Академии Общественных наук провинции Хэйлунцзян (Харбин, Китай) ([email protected]). HAN, TIANYAN - Associate Professor, Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences, (Harbin, China).

УДК 338(510):322.021«2021/2025» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-193-199

ЛЮ СЮНЬ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В 14-Й ПЯТИЛЕТКЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА1

Ключевые слова: Китай, стратегия социально-экономического развития, период 14-й пятилетки, китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество.

В статье проанализированы изменения внешней обстановки и внутренних условий текущего социально-экономического развития Китая, охарактеризованы стратегические направления его социально-экономического развития на период 14-й пятилетки, рассмотрены новые возможности для развития китайско-российского торгово-экономического сотрудничества с учетом стратегии социально-экономического развития Китая на период 14-й пятилетки. Обоснован вывод о том, что стратегия социально-экономического развития Китая будет способствовать дальнейшему развитию китайско-российского торгового-экономического сотрудничества, расширению контактов в области науки и техники, трансграничной электронной торговли, инвестиций, энергетики, сельского хозяйства и других областях. Она поможет укрепить основы китайско-российского экономического сотрудничества, будет содействовать повышению уровня и качества торгово-экономического сотрудничества двух стран.

LIU, XUN

CHINA'S ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT STRATEGY DURING THE 14TH FIVE-YEAR PERIOD AND DEVELOPMENT TENDENCY OF SINO-RUSSIAN ECONOMIC-TRADE COOPERATION

Key words: China, economic and social development strategy, the 14th Five-Year period, development of Sino-Russian economic and trade cooperation.

The article analyzes the external environment and internal condition changes of China's current economic and social development, summarizes China's strategic directions of economic and social development during the 14th Five-Year period, and researches the new opportunities brought by the China's economic and social development strategy in the 14th Five-Year period to the development of Sino-Russian economic and trade cooperation. The conclusion is substantiated that the strategy of the socio-economic development of China will contribute to the further development of the Chinese-Russian trade and economic cooperation, the expansion of contacts in the field of science and technology, cross-border e-commerce, investment, energy, agriculture and other fields. It will help strengthen the foundations of Sino-Russian economic cooperation, and will contribute to raising the level and quality of trade and economic cooperation between the two countries.

Проходившая 5-11 марта 2021 года четвертая сессия Всекитайского собрания народных представителей 13-ого созыва приняла 14-й пятилетний план социально-экономического развития (2021-2025 годов), утвердила долгосрочные цели до 2035 года. В плане четко изложены основные цели и задачи социально-экономического развития Китая в годы 14-й пятилетки, указаны стратегические направления социально-экономической модернизации страны [1]. 14-й пятилетний план, по сути, является четкой дорожной картой развития Китая, раскрывает стратегические пути социально-экономического развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

1 Статья выполнена в рамках научных грантов провинции Хэйлунцзян № WY2021023-B и № HDYJW201903.

Стратегия социально-экономического развития Китая на период 14-й пятилетки открывает новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, задает новые ориентиры для дальнейшего совершенствования отношений всестороннего китайско-российского стратегического партнерства и взаимодействия в новую эпоху.

1. Стратегический контекст социально-экономического развития Китая.

Внешняя обстановка и внутренние условия социально-экономического развития Китая характеризуются глубокими и сложными изменениями, в контексте которых возможности сосуществуют с трудностями. В этой ситуации ясное понимание изменений и тенденций социально-экономического развития Китая является предпосылкой и основой для углубленного понимания стратегии социально-экономического развития Китая на новый период.

Новая технологическая и индустриальная революция углубляется. В настоящее время новая технологическая революция стремительно развивается. Во многих научных областях, в том числе в сферах информационных технологий, биотехнологий, промышленности новых материалов, новых источников энергии и т.д., произошли важные прорывы. Новые технологии, такие как искусственный интеллект, интернет, большие данные, объединились с традиционными технологиями, что привело к революции в традиционной производственной промышленности, создало новые отрасли промышленности. Технологическая и индустриальная революция привели к новым изменениям в способе производства, социальной структуре и образе жизни населения. В то же время они играют все более важную роль в изменении взаимодействия национальных экономик и формировании новой системы международной политики и экономики.

Мировая экономика находится в глубокой рецессии, в то же время процессы экономической глобализации сталкиваются с противодействием. Под влиянием эпидемии мировая экономика находится в глубокой рецессии. Мировой ВВП вступил в эпоху отрицательного роста, международная торговля значительно сократилась, прямые международные инвестиции резко упали, мировые финансовые рынки испытывают потрясения, мировые цены на энергоресурсы заметно изменились. При этом экономическая глобализация сталкивается с противодействием. Протекционизм и односторонность усилили продолжающийся спад мировой торговли и международных инвестиций, нанесли серьезный удар по глобальным цепочкам производства и поставок.

Глобальный баланс сил претерпел значительные изменения, мир оказался на пороге бурных изменений. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и Америки находится в упадке, а развивающиеся страны Восточной Азии быстро развиваются. В последние годы развивающиеся страны составляют около 40% объема мировой экономики; их вклад в мировой экономический рост составляет 80%, что сделало их основным двигателем роста мировой экономики [2]. Это привело к тому, что некоторые развитые страны, возглавляемые США, опасаясь потерять контроль над международной системой экономических отношений, стали чаще сдерживать развивающиеся страны посредством экономических, технологических и других санкций. Помимо того, в последнее время популизм и национализм в некоторых западных странах растут, идеологическая борьба становится более интенсивной.

Китай имеет преимущества и недостатки в стимулировании социально-экономического развития. С одной стороны, Китай имеет преимущества в стимулировании социально-экономического развития. Во-первых, материальная основа экономики страны крепка. Китай обладает самой полной производственной системой в мире и является центром многих глобальных цепочек поставок. Мощность сетевой цепочки поставок, совместное и эффективное производство дают Китаю явные преимущества в развитии промышленности. Во-вторых, отметим людские ресурсы. Китай богат людскими ресурсами; его демографические дивиденды дополнительно усиливаются «дивидендами таланта». В 2019 году население трудоспособного возраста Китая (1659 лет) достигло 896,4 миллионов человек, составив 64% от общей численности населения. Одновременно средняя продолжительность образования трудоспособного населения увеличилось до 10,5 лет (выше среднего показателя в мире) [3]. В-третьих, годовой ВВП КНР огромен. На душу населения в Китае он достиг 72447 юаней в 2020 году, увеличившись на 2,0 % в годовом исчислении и превысив 10000 долларов в течение двух лет подряд. Китай с населением 1,4 миллиарда человек становится крупнейшим потребительским рынком в мире [4].

С другой стороны, в Китае еще существуют актуальные проблемы, связанные с несбалансированностью и недостаточным социально-экономическим развитием. Задачи реформирования в основных областях и ключевых звеньях остаются актуальными. Способность к инновациям не не учитывает в полной мере требования качественного развития.

В совокупности изменений внешней обстановки и внутренних условий, социально-экономическое развитие Китая находится в периоде важных стратегических возможностей. Но эти возможности сосуществуют с трудностями. Новая технологическая и индустриальная революция может принести возможности для качественного развития Китая, но существует риск того, что имеющийся разрыв продолжит увеличиваться. Мировая экономическая рецессия может создать важное временное окно для социально-экономического развития Китая, но одновременно неизбежно окажет негативное воздействие на экономический рост Китая. Изменения глобального баланса сил может повысить международный статус и расширить возможности Китая, но также может усилить элементы «сдерживания» в политике США.

В целом, в стимулировании социально-экономического развития Китай имеет не только многосторонние преимущества, но и множество проблем. В этом контексте стратегия социально-экономического развития Китая на новый период нуждается в регулировке в соответствии с изменяющимися условиями.

2. Стратегические направления социально-экономического развития Китая.

В соответствии с изменениями внешней обстановки и внутренних условий, Китай разработал 14-й пятилетний план. В плане определены основные стратегические направления социально-экономического развития страны: сохранение стабильности социально-экономического развития, улучшение качества экономического развития, углубление структурных реформ, создание структуры «двойной циркуляции», укрепление национальной экономической безопасности.

Сохранение стабильности социально-экономического развития. Китай стремится обеспечить свое социально-экономическое развитие на основе стабильности. Перед лицом большой неопределенности глобальной эпидемии и мировой экономической ситуации Китай будет продолжать принимать определенные стимулирующие меры для поддержания стабильности на шести направлениях (занятость, финансовый сектор, международная торговля, зарубежные инвестиции, внутренние инвестиции, ожидания работы) и безопасности в шести областях (рабочие места, базовые жизненные потребности, операции рыночных субъектов, продовольствия и источники энергетики, стабильность промышленности и цепочек поставок, нормальное функционирование правительств низового уровня). Обеспечивая стабильность на шести направлениях и безопасность в шести областях, Китай гарантирует базовые жизненные потребности населения, стимулирует стабильный экономический рост страны и стабилизацию общества. Вместе с этим, Китай сформирует ряд новых полюсов экономического роста, чтобы захватить инициативу развития, способствовать развитию экономики, обеспечить сильную экономическую поддержку для дальнейшего продвижения стабильности на шести направлениях и безопасности в шести областях.

Улучшение качества экономического развития. Теперь экономика Китая переходит от быстрого роста к качественному развитию. И продвижение качественного развития не только соответствует текущей ситуации, но и определяет курс на будущее [5]. В 14-м пятилетнем плане основные стратегические идеи для стимулирования развития высокого качества представлены следующим образом. Во-первых, повышение эффективности. Увеличение коэффициента рентабельности капитала посредством оптимизации структуры капитала, повышения производительности посредством инноваций технологий и моделей, повышения эффективности организации рынка с помощью инноваций в инструментах политики. Во-вторых, оптимизация экономической структуры. Стимулирование оптимизации промышленной структуры путем ускорения трансформации и продвижения традиционной промышленности, развития новых стратегических отраслей промышленности, содействия процветанию сферы услуг, развития сельскохозяйственной модернизации. В-третьих, наращивание новых движущих сил. Осуществление инноваций путем активизации инновационного потенциала предприятий и талантов. В то же время важное значение приобретает формирование мощного внутреннего рынка

путём расширения внутреннего спроса. Увеличение расходов станет основой эндогенной динамики качественного развития.

Углубление структурных реформ стороны предложения. Факторы, ограничивающие социально-экономическое развитие Китая, в основном связаны со сферой предложения [6]. Китай будет углублять структурные реформы стороны предложения в следующих основных направлениях. Во-первых, оптимизация структуры предложения, повышение мощности предложения, снятие избыточного предложения, расширение эффективного предложения и обеспечение безопасности предложения. Во-вторых, активирование потенциала рыночных субъектов. Активирование потенциала государственных предприятий посредством ускорения совершенствования системы современного предприятия с китайской спецификой, углубления реформы смешанной собственности государственных предприятий, оздоровления системы регулирования государственного имущества. В то же время, важное значение имеют активирование потенциала частных предприятий посредством оптимизации бизнес-среды частных предприятий, защиты собственности и прав предпринимателей частных предприятий, содействие развитию малых и средних предприятий и индивидуальных частников. В-третьих, повышение уровня модернизации производственных цепочек. Стимулирование трансформации традиционных производственных предприятий с помощью инноваций технологий и моделей, формирование и развитие новых промышленных кластеров, ускорение развития современной промышленной системы, укрепление основы реальной экономики, формирование производственных цепочек с более высокой добавленной стоимостью. В-четвертых, стимулирование системных реформ. Создание высокоуровневой рыночной системы и современной финансово-налоговой системы, повышение эффективности государственной системы экономического управления, формирование хорошей среды для углубления структурных реформ стороны предложения.

Создание структуры «двойной циркуляции». Внутри страны постепенно усиливается задержка циркуляции, отмечается рост противоречий между спросом и предложением в производственной системе. Неопределенность растет и во внешней среде. В этой ситуации Китай разработал новую стратегию развития «двойной циркуляции», в которой внутренний и внешний рынки будут дополнять и усиливать друг друга, а внутренний рынок станет опорой для активности на международном рынке. Теперь Китай уже обладает условиями и основой для осуществления ускорения внутреннего обращения. Страна обладает самыми полными и крупными промышленными системами поставок в мире и совершенными комплектующими способностями. Наряду с этим, в плане спроса Китай обладает сверхкрупными рынками внутреннего спроса, которые образуют 1,4 миллиарда человек. А по мере того, как страна движется к обществу с высоким уровнем доходов, огромные внутренние рынки Китая будут расширяться еще больше. Китай будет прилагать усилия к соединению звеньев производства и потребления, стимулированию непрерывного роста спроса и повышения способностей снабжения внутреннего рынка, чтобы ускорить формирование внутренней циркуляции, повысить автономность и устойчивость экономического развития, обеспечить стабильное и здоровое социально-экономическое развитие страны. Однако акцент на внутреннее обращение и развитие внутреннего рынка не означает, что Китай отрывается от окружающей обстановки. «Двойная циркуляция» позволяет связать развитие потенциала внутреннего рынка с международным рынком и добиться более эффективного использования ресурсов [7]. Китай будет демонстрировать открытость внешнему миру на более высоком уровне и развивать открытую экономику, содействовать глубокой интеграции экономики страны с мировой экономикой путем активного развития трансграничной электронной торговли, ускорения строительства зон свободной торговли, стимулирования качественного развития «Одного пояса - одного пути», расширения доступа иностранных инвестиций на рынок.

Укрепление национальной экономической безопасности. Правильное отношение к развитию и безопасности имеет важное значение для стабильного социально-экономического развития Китая в сложной внешней обстановке. В 14-м пятилетнем плане четко указано значение укрепления системы продовольственной и энергетической безопасности страны.

Прежде всего, в сфере обеспечения продовольственной безопасности Китай будет усиливать защиту пахотных земель и строительство ирригационных сооружений в полеводстве,

увеличивать площадь по культурам и производство продовольствия, углублять реформу системы приема зерна на хранение, ускорять развитие многообразия субъектов рыночных покупателей и продавцов, совершенствовать систему управления центральным резервным зерном. Кроме того, Китай будет активно развертывать международное сотрудничество в сфере торговли важной сельскохозяйственной продукцией, совершенствовать систему управления импортом сельскохозяйственной продукции, способствовать диверсификации импорта сельскохозяйственной продукции, стимулировать развитие крупных мировых продовольственных и сельскохозяйственных компаний, поддерживать развитие сельского хозяйства за рубежом. Во-вторых, в плане обеспечения энергетической безопасности, Китай будет обеспечивать стабильный рост производства нефти и газа, увеличивать нефтяные и газовые резервы, одновременно укреплять международное энергетическое сотрудничество, способствовать диверсификации импорта нефти и газа, поддерживать развитие сотрудничества в таких областях, как разведка и добыча энергии, нефтепереработка и нефтехимия, разработка энергетических технологий и оборудований.

В общем, с целью содействия стабильному и здоровому социально-экономическому развитию страны в период 14-й пятилетки Китай будет стремиться добиваться прогресса на основе стабильности, связывать стратегию расширения внутреннего спроса с углублением структурных реформ стороны предложения, создавать новый спрос с помощью инноваций и предложения высокого качества, формировать новую структуру «двойной циркуляции». Взгляд из Китая, стратегия социально-экономического развития Китая на период 14-й пятилетки окажет положительное воздействие на китайско-российское сотрудничество.

3. Тенденции развития торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией.

В последние годы торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией развивалось быстро. С 2015 по 2020 год двусторонняя торговля Китая и России выросла на 56,2% и с 2018 года превысила отметку в 100 миллиардов долларов. В контексте эпидемии и сложной мировой экономической ситуации двусторонняя торговля Китая и России в 2020 году снизилась только на 2,9% по сравнению с 2019 годом, все же превысив 100 миллиардов долларов [8]. Это показывает, что торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией имеет прочную основу и широкое пространство для дальнейшего развития. Стратегия социально-экономического развития Китая на период 14-й пятилетки принесет новые возможности для совершенствования торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией.

Китайско-российское научно-техническое сотрудничество будет укрепляться. С одной стороны, столкнувшись с общей проблемой эпидемии коронавируса, Китай и Россия могут укрепить научно-техническое сотрудничество в области общественного здравоохранения, биофармацевтики и медицинских изделий. С другой стороны, в период 14-й пятилетки Китай продолжит реализовать стратегию инновационного развития, способствовать высококачественному развитию экономики посредством научно-технической революции и промышленной трансформации, ускорять развитие сетей 5 О, больших данных, искусственного интеллекта, промышленного Интернета и умных городов. Россия также уделяет внимание развитию цифровой экономики. Китай и Россия могут в полной мере использовать потенциал сотрудничества в области технологий 5G, больших данных, искусственного интеллекта и других научно-технических областях, ускорить реализацию ряда демонстрационных проектов сотрудничества, с тем чтобы использовать ведущую роль крупных проектов в двустороннем научно-техническом сотрудничестве.

Китайско-российская трансграничная электронная торговля будет ускоряться. В период 14-й пятилетки Китай сосредоточится на построении открытой экономики, активном развитии трансграничной электронной торговли как новой формы внешней торговли, ускорит строительство комплексных пилотных зон для трансграничной электронной торговли, улучшит комплексную систему услуг для трансграничной электронной торговли и расширит рынки развивающихся стран вдоль «Одного пояса - одного пути». Китайская одежда, обувь, модные товары, 1Т-продукты и другие товары хорошо воспринимаются российскими пользователями системой электронной коммерции. Российский рынок является основным направлением экспорта трансграничной электронной торговли Китая. Между тем, в последние годы, с ростом

потребительского потребления, спрос Китая на российские высококачественную сельскохозяйственную продукцию и продукты также растет. Осуществление сотрудничества в области трансграничной электронной торговли с Китаем и расширение экспорта продукции в Китай по каналам электронной торговли предоставит больше возможностей российским внешнеторговым предприятиям. Китайско-российская трансграничная электронная торговля также станет новым ярким пятном в содействии стабильному развитию двусторонней торговли в новых условиях.

Китайско-российское инвестиционное сотрудничество будет расширяться. В период 14-й пятилетки Китай будет продолжать сочетать «привлечение» и «выход», углублять интеграцию китайской экономики с мировой экономикой и в полной мере использовать как внутренние, так и международные рынки. С одной стороны, Китай продолжит облегчать доступ на рынки для иностранных инвестиций, будет совершенствовать систему обслуживания иностранных инвестиций, снижать ограничения на иностранные инвестиции и усиливать защиту иностранных инвестиций, с тем чтобы привлечь больше иностранных предприятий для инвестиций в Китай. С другой стороны, Китай увеличит прямые инвестиции в развивающиеся страны вдоль «Одного пояса - одного пути», чтобы оптимизировать структуру и размещение инвестиций, повысить конкурентоспособность предприятий на международном рынке и расширить рыночный спрос. Это создаст хорошие условия для расширения инвестиционного сотрудничества между Китаем и Россией.

Потенциал развития китайско-российского энергетического сотрудничества будет высвобожден. С быстрым ростом потребления нефти и газа Китай становится все более чувствительным к энергетической безопасности. В настоящее время сложная и нестабильная ситуация в международной торговле и колебания мировых цен на сырую нефть оказывают большое влияние на структуру энергоснабжения Китая, а также приносят новые вызовы энергетической безопасности Китая. В период 14-й пятилетки для обеспечения энергетической безопасности Китай продолжит обеспечивать стабильный рост производства энергии, укреплять международное энергетическое сотрудничество, диверсифицировать каналы импорта энергии. Российская энергетическая отрасль, пострадавшая от соглашения ОПЕК о сокращении добычи и добычи сланцевой нефти и газа в США, испытывает давление и нуждается в расширении энергетического рынка. Расширение торговли нефтяными и газовыми ресурсами имеет большое значение для Китая и России. Одновременно Китай и Россия обладают широким пространством и огромным потенциалом в таких областях энергетического сотрудничества, как разведка и добыча энергии, нефтепереработка и нефтехимия, разработка энергетических технологий и оборудований.

Китайско-российское сельскохозяйственное сотрудничество вступит в новый этап. В связи с растущим спросом на зерно, особенно на соевые бобы, Китай стал крупнейшим в мире потребителем соевых бобов, и его внутреннее производство сои с трудом удовлетворяет потребительский спрос, требуя большого объема импорта. Источник импорта сои в Китай относительно прост: США долгое время были главными поставщиками сои в Китай. Однако импорт американской сои в Китай значительно сократился после начала торговых трений между Китаем и США в марте 2018 года.

В период 14-й пятилетки, в целях обеспечения продовольственной безопасности, Китаю необходимо увеличивать площади сельскохозяйственных культур и производство продовольствия, в то же время диверсифицируя каналы импорта сельскохозяйственной продукции. Являясь важным производителем и экспортером сои в мире, Россия имеет много преимуществ при экспорте соевых бобов в Китай. Однако в настоящее время на Россию приходится менее 1% от общего объема импорта сои Китаем [9].

Китайско-российское сельскохозяйственное сотрудничество имеет широкие перспективы в торговле. Странам нужны расширить сотрудничество в производстве, переработке, хранении, логистике продовольствия, и стимулировать развитие сельского хозяйства за рубежом, совместно вывести сельскохозяйственное сотрудничество на новый этап.

Стратегия социально-экономического развития Китая на новый период будет способствовать дальнейшему развитию китайско-российского торгового-экономического сотрудничества в области науки и техники, трансграничной электронной торговли, инвестиций, энергетики, сельского хозяйства и других областях, поможет укрепить основы китайско-

российского экономического сотрудничества, и содействует повышению уровня и качества торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Литература и источники

1. [14-й пятилетний план социально-экономического развития и долгосрочные цели КНР до 2Q35 года]. 13.Q3.2Q21. URL: http://www.xinhuanet.com/2Q21-03/13/c 1127205564 2.htm (дата обращения: 15.Q3.2Q21).

2. МШ^: : [Хэ Итин. Контекст развития Китая сталкивается с глубокими и сложными изменениями]. АКВ fg2020^12^ 8 В .

3. #А№: "AÛ^^ASfà'AAèlfO ": [ЛиньХоцан. Трудоспособное население Китая двигается к «дивидендам таланта»]. 09.07.2020. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2020-Q7/Q9/c_1126214462.htm (дата обращения: 25.Q3.2Q21).

4. " [Жэп Баопип, Вап Вэй. Успехи экономического развития Китая в период 13-й пятилетки и создание повой структуры развития в период 14-й пятилетки].

2021®Щ®22-3Щ.

5. ЭДЩ®: " [Лю Шицзинь. Направления и приоритеты социально-экономической реформы Китая в период 14-й пятилетки и в более продолжительный период]. <$Щ^ЖШ.гё2021Щ2ЩЩ5-

17®.

6. " : [Жэн Баопин, Доу Юаньбо. Пути и политики создания новой структуры развития и стимулирования высококачественного развития экономики в период 14-й пятилетки]. АА^л-2021®11ЙЖ1-8®.

7. i—[Ван Имин. Измепия мира в повую эпоху, высококачественное развитие и создание повой структуры развития]. §ЯЩ^2020^12^^1-12®.

8. Торговля между Россией и Китаем в 2Q2Qt. 23.Q1.2Q21. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (дата обращения: 18.Q4.2Q21).

9. "ФД2020^$АиппЙИйЙ": [Объем импорта продовольствия в Китай в 2Q2Q году]. 01.04.2021. URL: https://data. stats. gov.cn (дата обращения: 20.05.2021).

References and Sources

1. [14-j pyatiletnij plan social'no-ekonomicheskogo razvitiya i dolgosrochnye celi KNR do 2035 goda]. 13.03.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/2021-03/13/c_1127205564_2.htm (data obrashcheniya: 15.03.2021).

2. ЩШЩ: "ЙШ^М^ШШ^^ЙЙ^х^" : [He Itin. Kontekst razvitiya Kitaya stalkivaetsya s glubokimi i slozhnymi izmeneniyami]. АЙ0Ш 2020^12Д8 0.

3. ": [Lin' Hocan. Trudosposobnoe naselenie Kitaya dvigaetsya k «dividendam talanta»]. 09.07.2020. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2020-07/09/c_1126214462.htm (data obrashcheniya: 25.03.2021).

4. " ' + = [ZHen Baopin, Van Vej. Uspekhi ekonomicheskogo razvitiya Kitaya v period 13-j pyatiletki i sozdanie novoj struktury razvitiya v period 14-j pyatiletki]. Ш1^^ШШ1ЁШ2021Ш1ШШ22-31Ж.

5. " [Lyu SHiczin'. Napravleniya i prioritety social'no-ekonomicheskoj reformy Kitaya v period 14-j pyatiletki i v bolee prodolzhitel'nyj period]. ФШ1х^Ш^202Ш2^ж5-17Ш.

6. " : [ZHen Baopin, Dou YUan'bo. Puti i politiki sozdaniya novoj struktury razvitiya i stimulirovaniya vysokokachestvennogo razvitiya ekonomiki v period 14-j pyatiletki]. ЛХ^^2021ж1^ж1-8Ш.

7. I—PP: "Sí^xi [Van Imin. Izmeniya mira v novuyu epohu, vysokokachestvennoe razvitie i sozdanie novoj struktury razvitiya]. ^ЭЩ#2020ж12^ж1-12Ш.

8. Torgovlya mezhdu Rossiej i Kitaem v 2020g. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (data obrashcheniya: 18.04.2021).

9. "ФШ2020^^^®ЖРЙш": [Ob"em importa prodovol'stviya v Kitaj v 2020 godu]. 01.04.2021. URL: https://data.stats.gov.cn (data obrashcheniya: 20.05.2021).

ЛЮ СЮНЬ - старший преподаватель Института русского языка Хэйлунцзянского университета (Харбин, КНР) LIU, XUN - Senior Lecturer, Institute of Russian Language, Heilongjiang University (Harbin, China) ([email protected]).

УДК 338(510+470):330.322 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-5-199-205

ЦЗОУ СЮТИН

КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2

Ключевые слова: Китай, Россия, экономическое сотрудничество, инвестиции, инвестиционная среда, инвестиционный климат, правовое обеспечение инвестиций.

Совместными усилиями России и Китая достигнут существенный прогресс в экономическом сотрудничестве между двумя странами. Китай на протяжении многих лет является крупнейшим торговым партнером России. В 2019 году российско-китайские отношения официально были определены сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху», а торгово-экономическое сотрудничество двух стран

2 Статья выполнена в рамках проекта 2QGJB1Q9 фопда планирования философии и социальных паук провинции Хэйлунцзян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.