УДК 334.021(510+ 470):351«201»
ЛЯН СЮЭЦЮ
АНАЛИЗ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА2
Ключевые слова: «Один пояс - один путь», Евразийский экономический союз, китайско-российские отношения, экономические отношения стратегических партнеров.
Как стратегические партнеры Китай и Россия переживают лучший этап в истории своих взаимоотношений. На фоне того как западные страны усиливают свой нажим на них в таких областях, как политика, экономика и военная сфера, такое давление объективно сближает эти страны. Неуклонно сближаясь под постоянным давлением со стороны западного мира, Китай и Россия осуществляют стратегическое сотрудничество во многих областях. На национальном стратегическом уровне они добились успешной стыковки политики «экономического пояса Шелкового пути» и «Евразийского экономического союза», в результате чего был дан новый импульс для более широкого развития Евразийского региона и появились новые возможности для развития Северо-Восточного Китая. Поскольку стыковка политики «один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза эволюционировала от теории к практике, от концепции к реальности, механизм китайско-российского сотрудничества постоянно совершенствуется, расширяются сферы сотрудничества, раскрывается потенциал сотрудничества, изучаются и обобщаются уроки сотрудничества. На нынешнем этапе Китай является крупнейшим торговым партнером России, а Россия является основным источником импорта нефти и древесины для Китая. В то же время Китай является крупнейшим торговым партнером российского Дальнего Востока. В будущем китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество будет развиваться в следующих аспектах. Будет улучшена структура торговли, будет расширяться сотрудничество в области энергетики и ресурсов, технологическое сотрудничество.
LIANG, XUEQIU
ANALYSIS OF THE CHINESE-RUSSIAN ECONOMIC CORRELATIONS WITHING THE FRAMEWORKS OF THE PROGRAM «THE BELT AND THE UNION» AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Keywords: "the Belt and the Union ", the Eurasian Economic Union, Chinese-Russian Relations; Economic relations of the strategical parthners.
As comprehensive strategic collaborative partner, the China and the Russia, have been experiencing the best of its relations in history. Meanwhile, western countries are gradually pressing China and Russia in such areas as politics, economy and military affairs. However, such pressure has indirectly got China and Russia much closer than before. China and Russia has joined hands together under the constant pressure from the western world, and conducted strategic cooperation in many fields and has achieve successful docking of "the Silk Road Economic Belt" and "the Eurasian Economic Union" at the national strategic level, bringing about new momentum of the greater development in the Eurasian region and providing an important opportunity for the development in Northeast China. As the docking of "The Belt and Road" and the Eurasian Economic Union has evolved from theory into practice, from vision into reality, the Sino-Russian cooperation mechanism has been continuously improving, cooperation fields are expanding, cooperation potential is unlocking, cooperation harvests are enriching. At the current stage, China is Russia's largest trading partner, and Russia is China's major import source of oil and wood. At the same time, China is the largest trading partner Russian Far East. In the future, the Chinese-Russian economic and trade cooperation tends to evolve in the following aspects. Trade structure will be further improved, energy and resources cooperation will be expanded, technological cooperation will be deepened so that Chinese-Russian economic relations will be in the direction of balance.
Как стратегические партнеры Китай и Россия в настоящее время переживают один из лучших периодов в истории своих межгосударственных отношений. Несмотря на усиливающееся давление со стороны стран Запада (особенно это проявляется в политике, экономике и военном деле), взаимоотношения двух стран все более крепнут. Так, Китай и Россия добились успешной состыковки своих проектов в рамках экономических программ «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза. В результате этого Евразийский регион получил новый импульс развития. Такая же возможность появилась и у Северо-
2 Undertake Projects: 1.2017 Youth Project of National Social Science Fund No.17CGJ023; 2.2018 Youth Project of Heilongjiang Academy of Social Science No.2018-Q08
Восточного Китая. Поскольку состыковка китайской программы «Один пояс - один путь» с программами ЕвразЭС эволюционировала от теории к практике, от концепции к реальности, механизм китайско-российского сотрудничества поэтапно расширялся и совершенствовался, раскрывая и обогащая потенциал самого сотрудничества. Сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером России. Сама же Россия, в свою очередь, является основным поставщиком в Китай нефти, древесины и других видов сырьевых товаров. В будущем китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество будет развиваться в следующих направлениях: будет улучшена структура торговли, расширится сотрудничество в области энергетики и ресурсов, будет углубляться технологическое сотрудничество, всемерно содействуя гармонизации всего комплекса китайско-российских экономические отношений.
Стыковка проектов «Одного пояса - одного пути» и ЕвразЭС основана на многосторонних механизмах двух стран, созданных вдоль линии соприкосновения. Она следует принципам «совместного обсуждения, использования и дальнейшего строительства», преследует цель создания будущего сообщества, имеющего общие интересы и основанного на политическом доверии друг к другу а также экономической и культурной интеграции. Получив в последние годы новый импульс, китайско-российские взаимоотношения достигли рекордного уровня. Очевидно и то, что, наряду с укреплением экономического и торгового сотрудничества, укрепилось и взаимное политическое доверие народов Китая и России. Это позволяет констатировать тот факт, что за последние триста лет китайско-российские отношения вступили в лучший период своего развития (исключая период 1949-1960 гг. -ред.). Это в целом касается экономического сотрудничества между КНР и РФ, развития соответствующей инфраструктуры, как основы всей конструкции «Одного пояса - одного пути». При этом в рамках двустороннего сотрудничества в авангард проектов экономического взаимодействия, в том числе, поставлено строительство высокоскоростных железных дорог.
Что касается политического сотрудничества между странами, то китайско-российское комплексное стратегическое партнерство осуществляется практически на всех уровнях. Частые обмены визитами глав государств отражают тот факт, что китайско-российские отношения находятся в лучшем периоде, и главы двух государств уделяют большое внимание всему спектру взаимоотношений. Кроме того, Китай и Россия создали комплексные проекты по совместному обучению студентов в высших учебных заведениях каждой страны. Реализуемые проекты в рамках курса «Один пояс - один путь» позволили расширить горизонты глобализации. На этом фоне Китай и Россия разработали и укрепили совместную беспроигрышную социально-политическую и экономическую стратегию.
Из-за изменений, происходящих в мировой экономической среде, народы КНР и России вступили в период глубокой корректировки своей политики. Как показывает практика международных отношений, в последние годы, как Китай, так и Россия стали сталкиваться с новыми экономико-политическими вызовами, среди которых, как мы сегодня видим, немаловажная роль отводится вызовам в международной торговле. В связи с этим, важным предметом анализа становятся вопросы реализации стратегических планов по стыковке политико-экономических проектов двух стран. Причем поиск новых точек опоры, способных всемерно содействовать укреплению взаимоотношений двух стран, остается приоритетной задачей аналитиков Китая и России.
I. Статус-кво китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в соответствии с новыми обстоятельствами.
(1) Наблюдаемые в настоящее время тенденции роста китайско-российских двусторонних взаимоотношений выводят страны на новый уровень партнерства в международной торговле. Китайско-российское экономическое сотрудничество на протяжении ряда лет в основном имеет положительную динамику, при которой двусторонняя торговля товарами растет. Ее общий объем составил в 2010 году 59,34, в 2011 г. - 79,25, в 2012 г. - 88,16, в 2013 г. - 68,33, в 2014 г. - 65,28, в 2015 г. - 68,06, в 2016 г. - 69,56 млрд. долларов. Как видно из приведенных выше данных, двусторонняя торговля развивается, однако же, не столь динамично. Имеются периоды подъемов и спада. В 2017 году китайско-
российская двусторонняя торговля вновь выросла и достигла показателя в 84,07 млрд. долларов США. При этом рост в годовом исчислении составил 20,8 %. В то же время рост товарооборота в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом составил всего лишь 2,2 %. На нынешнем этапе Китай является крупнейшим торговым партнером России - вторым по величине экспортным рынком и крупнейшим импортным источником. В 2018 г. товарооборот между РФ и КНР превысил 107 млрд. долл., с ростом на 27,1%. При этом экспорт из России в Китай вырос на 42,7% (59,08 млрд. долларов), а экспорт из Китая в РФ - на 12% (47,97 млрд.). В целом, заложенные за эти годы торгово-экономические взаимоотношения легли в основу прочных двусторонних торгово-экономических связей двух стран.
(2) Бум торговли сельскохозяйственной продукцией
В 2015 году импорт сельскохозяйственной продукции Китая из России достиг 7,2 млрд. юаней, увеличившись на 24 % в годовом исчислении. В свою очередь, в 2016 г. российский экспорт сельскохозяйственной продукции в Китай увеличился на 22 % за тот же сопоставимый период. По словам министра сельского хозяйства России, в 2017 году экспорт продовольствия в Китай увеличился в 5 раз. Россия прилагает усилия для продажи в Китай своих мясо-молочных изделий, растительного масла и другой сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что огромный спрос российского и китайского рынков позволили сотрудничеству стран в сфере торговле сельскохозяйственной продукцией обеспечить значительный импульс.
(3) Китайско-российская торговля продукцией обрабатывающей промышленности.
В период с 2014 по 2016 гг. на долю китайско-российской торговли товарами обрабатывающей промышленности приходилось более 90 % объема двусторонней торговли. В 2016 году экспорт Китая в Россию в основном заключался в поставках промышленных товаров для котельных, механических приборов и деталей, электротехники, аудио- и видеотехники и их комплектующих. На долю перечисленных товаров приходилось 52,9 % общего объема экспорта. Между тем, основу импорта Китая из России составили минеральные продукты, на которые приходится 68,3 % от общего объема такого импорта. Богатая ресурсами Россия способна экспортировать обогащенное сырье, промышленные товары, полезные ископаемые и энергию.
(4) Развитие китайско-российской пограничной торговли является важной составляющей двусторонней торговли.
С постепенным углублением китайско-российского торгово-экономического сотрудничества стала развиваться и приграничная двусторонняя торговля. Пограничные порты Китая, нацеленные на торговлю с Россией, в основном расположены на востоке автономной области Внутренняя Монголия и к северо-востоку от провинции Хэйлунцзян. Оба эти региона примыкают к трем провинциям на северо-востоке Китая и тесно связаны со старой северо-восточной промышленной базой и экономическим кругом Бохай. В соответствии с имеющимися возможностями Маньчжурии, экспорт товаров в Россию из порта Манжули, работающего в режиме мелкомасштабной приграничной торговли, уже к 2016 году достиг 15,12 млрд. юаней, что составило 98,9 % от общего объема экспортно-импортных операций, осуществляемых через данный порт. Экспортно-импортный объем приграничной торговли порта в этот период составил 15,29 млрд. юаней. Ее рост по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода составил 12,7 %. Это отчетливо показывает, что китайско-российская пограничная торговля развивается быстро, что создает предпосылки для регионального экономического роста и трудоустройства населения, проживающего в приграничных зонах двух стран.
(5) Китайско-российское энергетическое сотрудничество углубляется.
Пострадавшая от европейских и американских санкций, а также из-за снижения цен на
нефть на международных рынках, российская экономика в 2016 г. оставалась в фазе депрессии. Экономические показатели 2016 года, согласно данным Департамента экономического развития России, показали, что ВВП России снизился на 0,2 %. Но, уже во втором квартале 2017 г., по данным Росстата, российский ВВП стал показывать неуклонный
рост, увеличившись на 2,5 % в годовом исчислении с коэффициентом вычета стоимости. Это на 2,0 % больше, чем в последнем квартале предыдущего года. В первой половине 2017 года экономика России выросла на 1,5 % в годовом исчислении, что на 1,0 % больше, чем в первом квартале. Очевидно, что экономика России оказалась на пороге восстановления и, как ожидается, достигнет небольшого роста. Вышеупомянутые статистические данные последнего периода продемонстрировали, что экономическая ситуация в России стала постепенно улучшаться. Вместе с тем, при расширении торгово-экономического сотрудничества с Россией, Китай должен в полной мере учитывать возможность новых политических и экономических рисков, которые могут затормозить процесс развития двусторонних взаимоотношений.
III. Предложения по развитию китайско-российского экономического сотрудничества.
В рамках стратегического партнерства китайско-российские отношения представляют собой взаимоотношения нового типа между крупными державами. Успешная длительная практика китайско-российских отношений накопила ценный опыт добрососедства. В новых условиях этот опыт будет обогащаться, и это еще более углубит двусторонние отношения, принеся пользу устойчивому развитию Китая и России. Вследствие девальвации рубля и понижения цены на нефть, основные показатели китайско-российских взаимоотношений в сфере экономики в целом показали отрицательный рост. Однако торговля между странами развивалась с некоторым положительным ростом. Так, в 2016 году импорт Китая из России увеличился до 52 миллионов тонн, что на 19 миллионов тонн больше, чем в 2015 году
В соответствии с российскими данными, исчисляемыми в финансовом выражении, совокупный объем всей внешней торговли России в 2016 году составил 471,2 млрд. долларов, уменьшившись на 11,2% по сравнению с 2015 годом. В то же время, торговля России с Китаем за тот же период увеличилась на 7,7%.
(1) Улучшение структуры и объема торговли.
В последние годы китайско-российская торговля была довольно несбалансированной, доминировала тенденция вертикальной торговли. В настоящее время внешняя торговля Китая имеет тенденцию концентрироваться на горизонтальной торговле. В целом, структура экспорта товаров из Китая в Россию качественно улучшилась. Однако показатели импорта Китаем товаров из России ухудшились и нанесли вред развитию китайско-российской торговли. В будущем, как Китай, так и Россия должны оптимизировать структуру торговли, чтобы способствовать устойчивому развитию двусторонней торговли.
(2) Расширение обмена между Китаем и Россией
В рамках национального проекта «Один пояс - один путь» Китай и Россия в 2015 г. построили в Санкт-Петербурге российский бизнес-центр. Создание такого центра сделало торговлю между Китаем и Россией более удобной, а также позволило расширить взаимодействие в вопросах обмена специалистами. К 2016 году в бизнес-центре уже насчитывалось более тридцати предприятий. Основная работа этих предприятий -предоставление юридических, логистических и других торговых услуг тем китайским компаниям, которые хотят выйти на российский рынок, и тем российским компаниям, которые хотят выйти на китайский рынок, с целью стимулирования процессов торговли между Китаем и Россией.
Эффективные обмены, как между предпринимателями, так и физическими лицами, могут заложить хорошую основу для взаимодействия и защитить китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество от какого-либо негативного воздействия. Народная дипломатия может быть активизирована такими способами как проведение года Китая в России (и наоборот), организация туристических выставок в КНР и РФ, а также совместные мероприятия в рамках развития отечественных СМИ. Проведение политики народной дипломатии будет гораздо эффективней, если она будет осуществляться между соседними провинциями Китая и регионами России. Поэтому в этих областях следует поощрять налаживание связей между людьми, с тем, чтобы напрямую продвигать низовое сотрудничество между Китаем и Россией, а уже затем продвигать здоровое полномасштабное
развитие двусторонних отношений на межгосударственном уровне.
(2) Углубление китайско-российского научно-технического сотрудничества.
На фоне реализации программы «Один пояс - один путь» на высокий уровень вышло научно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией. Россия, как всемирно известная научная держава, лидирует в мире в таких направлениях, как аэрокосмические технологии, технологии космической энергетики, лазерные технологии, химические технологии и т.д. Благодаря научному и технологическому сотрудничеству, Китай может получить безусловную выгоду от российских разработок, осуществленных в последние годы. Между тем, и Китай может предоставить России техническую поддержку по многим направлениям, что побудит обе страны к более быстрому и лучшему развитию науки и техники. В 2015 году Китай и Россия реализовали серию таких проектов - «Инновационный парк китайско-российского Шелкового пути», «Китайско-российский проект воздушных судов Сухого» и «Китайско-российский технологический демонстрационный парк». В 2016 году благодаря стыковке программ «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза Китай и Россия начали сотрудничество в областях инновационного развития инфраструктуры связи и наноматериалов. В настоящее время научно-техническое сотрудничество укрепляется на всех уровнях. Большое количество китайских предприятий в рамках проектов «Один пояс - один путь» вышли на российский рынок и основали центры исследований, а также переняли передовой научный и технологический опыт России.
В последние годы китайско-российское научно-техническое сотрудничество углубилось, причем совместные исследования, разработки и промышленные инновации находятся на переднем крае их развития. В мае 2015 года Китай и Россия подписали «Совместную декларацию об углублении всестороннего стратегического партнерства и поощрении взаимовыгодного сотрудничества». В соответствии с декларацией, странам следует укреплять сотрудничество в аэрокосмической сфере. В частности, они должны уделять первоочередное внимание исследованиям в сферах разработки ракетных двигателей, электронных деталей и компонентов, спутниковой навигации наблюдения Земли, разведки Луны, исследований глубокого космоса и т.д. Кроме того, стороны будут содействовать сотрудничеству по совместным проектам в области широкофюзеляжных самолетов большого размера, сверхмощных вертолетов и других проектов гражданской авиации. Китай и Россия намерены укрепить обмен в области коммуникаций и информационных технологий. На протяжении нескольких десятилетий структура российской экономики с избыточной зависимостью от энергоресурсов и их экспорта не претерпела улучшений. Поэтому изменение методов и структурная перестройка - цель России в долгосрочной перспективе. Между тем, Китай прилагает усилия для корректировки режима экономического роста. Научно-техническое сотрудничество между двумя странами будет иметь большое значение для улучшения структуры торговли двух стран и их экономического развития.
(4) Постоянно углублять трансграничное сотрудничество КНР и РФ в области электронной торговли.
В целях дальнейшего продвижения трансграничного сотрудничества в области электронной торговли между Китаем и Россией хорошо зарекомендовавшие себя китайские предприятия электронной коммерции начали обсуждать со своими российскими коллегами трансграничное сотрудничество в этой области, что уже дает хорошие результаты. Taobao -крупнейшая в Китае платформа электронной коммерции стала популярной среди российских потребителей. Согласно соответствующим статистическим данным, потребители из России систематически совершают покупки на Taobao. В среднем ежедневный объем товаров, направляемых из Китая в Россию, составляет один миллион долларов США. Более того, SPSR Express из России подписал соглашение о сотрудничестве с китайским Jingdong Mall. А Jingdong Mall, будучи структурно подчиненным Jingdong Group, планирует массово создавать крупные логистические, научно-исследовательские центры и другую инфраструктуру в России. Ожидается, что Jingdong Mall достигнет роста общего объема бизнеса в несколько сотен тысяч долларов в течение следующих пяти лет, а Jingdong Mall станет одной из
крупнейших платформ электронной коммерции в России. Если планы Jingdong Mall могут стать реальностью в течение следующих пяти лет, то она станет образцом для подражания в сфере трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией.
В последние годы несколько китайских торговых веб-сайтов с AliExpress получили большую популярность у российских потребителей. Статистика российской ассоциации электронной коммерции показала, что 90 % посылок, поступивших в 2016 г. в страну, прибыло из Китая, а объем продаж трансграничной электронной торговли из Китая в Россию достиг 2,6 миллиарда долларов, что составляет до 52 % от всего объема трансграничной торговли России. В 2017 году клики на сайт AliExpress вошли в десятку лучших по России, количество же его российских пользователей превысило 22,2 миллиона человек. На фоне инициативы «Один пояс - один путь» трансграничная электронная торговля между Китаем и Россией, по всей видимости, и далее будет активно расти.
(5) Укрепление китайско-российского сотрудничества в логистической системе.
Реализация программы «Один пояс - один путь» может эффективно способствовать
развитию китайско-российских трансграничных логистических услуг. На основе постепенного улучшения транспортной инфраструктуры между Китаем и Россией, необходимо приложить большие усилия для развития программного обеспечения данной отрасли. Учитывая, что логистические услуги гарантируют бесперебойное осуществление логистических и мультимодальных перевозок, обе страны должны улучшить свою инфраструктуру и качество предоставляемых услуг вдоль экономического пояса. Все объекты должны быть расположены так, чтобы формировать целостную систему вместо хаоса, чтобы они могли объединить свои усилия в создании современной группы логистических предприятий.
Благодаря процветанию китайско-российской трансграничной электронной коммерции, трансграничная логистика между двумя странами набирает обороты. В 2017 году AliExpress стало предоставлять ночные доставки в 20 крупнейших городов России, а также обеспечивать 3-х дневную поставку в другие 50 городов РФ. Более того, китайские логистические предприятия с представителями Cainiao вышли на российский рынок в рамках программы «Один пояс - один путь» и начали предоставлять локализованные логистические услуги, что не только обеспечило развитие внутрироссийской логистики для китайских грузов, но также помогло китайским логистическим компаниям выйти на другие зарубежные рынки. Кроме того, экономическое и торговое сотрудничество между Китаем и Россией в рамках проекта «Один пояс - один путь», несомненно, будет увеличиваться, что создаст дополнительные возможности для доставок и мультимодальных перевозок. Таким образом, благодаря двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству, будет стремительно развиваться процесс формирования рациональной инфраструктуры стран.
(6) Цифровая экономика.
В настоящее время цифровые информационные знания и навыки считаются важными производственными факторами. Современная информационная сеть рассматривается как важный носитель, а эффективные информационные и коммуникационные технологии являются средством импорта. В свой четвертый срок В.В. Путин уделил большое внимание цифровой экономике, как важной силе для продвижения структурных преобразований китайско-российского экономического сотрудничества. Несомненно, цифровая экономика была важной силой в деле восстановления мировой экономики и ее роста. Она будет играть и далее серьезную роль в создании новых видов бизнеса, совершенствовании деятельности предприятий, укреплении экономического импульса, создании новых конкурентных преимуществ, повышении экономической эффективности, стимулировании трансформации экономической структуры и содействии сбалансированному развитию региональной экономики.
В настоящее время Китай, в целом, лидирует в вопросах развития цифровой экономики. В частности, он имеет большие преимущества в инновациях бизнес-моделей. На цифровую экономику КНР приходится более 30 % всего ВВП страны. Россия также
заинтересована в развитии цифровой экономики. В последние годы в России совместно с китайскими партнерами идут процессы культивирования исследовательских талантов и исследовательских способностей, осуществляется построение информационной инфраструктуры и цифровых платформ, осуществляются процессы интеграции реальной экономики и информационных технологий, что со временем откроет беспрецедентные возможности для экономик обеих стран.
(7) Сотрудничество в строительстве инфраструктуры.
Последние шесть лет в России отмечается огромный спрос на инфраструктурное строительство, в то время, как в Китае особое внимание уделяется технологическим и инженерным проектам, которые реализуются в дальнейшем и в других странах. После многолетней работы, китайские зарубежные подрядные инженерные проекты сформировали цепочку соответствующих поставок, охватывающую производство оборудования, строительную технику, строительные материалы. Кроме того, Китай получил возможность в полной мере использовать свои преимущества, такие, как таланты, технологии, рынок, капитал. Это, в свою очередь, позволяет развивать новые маркетинговые программы, эффективно управлять финансовыми потоками, осуществлять трансграничную работу по распределению глобальных ресурсов.
В соответствии с проведенным в 2016 г. компанией «Engineering News Records» конкурсом по выявлению лучших международных подрядчиков были определены 250 компаний, среди которых 65 мест было отдано китайским фирмам. Учитывая этот факт, можно с уверенностью отметить, что Китай и Россия могут иметь большие перспективы в вопросах сотрудничества в строительстве скоростных железных дорог и автомагистралей, вертикальной комплексной транспортной сети, евразийской континентальной дороги и пр.
(8) Сотрудничество в сельском хозяйстве.
В настоящее время Россия переориентировала свое сельское хозяйство в основном на удовлетворение внутренних потребностей, нацеленных на решение вопросов национальной продовольственной безопасности. Политика же Китая в решении вопросов продовольственной безопасности ориентирована на проекты так называемых «большой базы», «массивного клада», «большой промышленности» и «огромного потребления», формирующих в итоге стратегию продовольственного снабжения на более высоком уровне за счет использования международных ресурсов и расширения своего сельскохозяйственного пространства на зарубежные рынки.
В будущем китайско-российское сотрудничество в сельскохозяйственной сфере будет существенно расширено. Обе стороны намерены увеличить инвестиции в сельское хозяйство за счет строительства сельскохозяйственных парков, углубить свое всестороннее и практическое сотрудничество в области водосберегающих технологий, отбора семян и селекции, борьбы с вредителями, усиленного ветеринарного контроля, улучшения состояния почв и внедрения сельскохозяйственных новшеств и технологий.
(9) Разведка и сотрудничество в Арктике.
Пользуясь возможностью строительства полярного Шелкового пути, Китай и Россия могут активизировать строительство портовой инфраструктуры, изучить ресурсы нефти и газа на шельфе Арктики. Попутно станет возможным форсировать высокотехнологичное судостроение, построить транспортную, информационную и телекоммуникационную систему в Арктическом регионе, а также системы мониторинга экологической обстановки в Арктике. Кроме того, КНР и РФ готовы расширить сотрудничество в области радиоэлектронного оборудования и машиностроения, ориентированного на добычу нефти, природного газа и минеральных ресурсов в Арктическом регионе. Китайско-российское сотрудничество в указанном регионе имеет большое экономическое и стратегическое значение, как для Китая, так и для России.
Существенный прогресс в вышеупомянутом экономическом сотрудничестве не может быть достигнут без улучшения взаимного доверия и более глубокого осознания беспроигрышности последующих результатов. Более тесные китайско-российские
отношения позволят Северо-Восточному Китаю получить беспрецедентные возможности для экономического роста. Тем более, что Китай должен предпринять активные действия для достижения общего развития и оживления экономики в Северо-Восточном Китае путем полного использования китайско-российской стратегических инициатив. В связи с этим, Северо-Восточный Китай должен прилагать большие усилия для укрепления своей экономики и поиска своего достойного места на международных рынках.
Развитие Северо-Восточного Китая станет позитивной образцовой моделью, способной придать новый импульс региональному сотрудничеству двух стран в рамках общенациональных программ «Один пояс - один путь» и «Стратегическая стыковка».
Литература и источники
1. Cheng Yijun. Cooperation between the two sides will promote the in-depth development of china-russia regional cooperation // Siberian research. - 2018. - №8.
2. Yang Lei. The development of China-Russia relations in the context of "One Belt and One Road" // Journal of Northeast Asia. -2018. - №11.1
3. Zhou Ginyu, Wang Yunfeng. Research on the development of Sino-Russian economic and trade cooperation under the background of "One Belt and One Road" construction // The economic aspect, 2018.
4. Qi Xin. An analysis of the impact of the belt and road alliance on China-Russia relations // Journal for party and government officials. - 2017. - №11.
5. Tian Yongxiang. Take full advantage of the positive factors of china-russia local cooperation // Siberian research. - 2018. - №8.
6. FengXuechen. An analysis of win-win cooperation between China and Russia in the era of globalization from the "One Belt and One Road" initiative// Knowing and Doing. - 2018. - №9.
7. Gao Jixiang. The direction of china-russia economic cooperation is seen from the focus of putin's fourth term economic policy // Siberian research. - 2018. - №8.
8. Wu Yanan. Analysis of Russia's economic situation and new trends of china-russia economic and trade cooperation // Economic BBS, 2018.
9. Song Linlin. The course and prospect of heilongjiang province's economic and trade cooperation with Russia // Journal of Heihe. -2018. - №7.
10. Bian Jinghan. Path analysis of heilongjiang province's construction of china-russia cross-border economic cooperation zone // Siberian research. - 2018. - №4.
11. Feng Anquan. The current situation and development trend of sino-russian economic and trade cooperation under the background of economic sanctions// Siberian research. - 2017. - №12.
12. Lu Nanquan. Analysis of several favorable factors for advancing china-russia regional economic and trade cooperation // Siberian research. - 2018. - №8.
13. Li Xuexin, Song Jialiang. Study on the development of china-russia relations in northeast China under the new situation // Theoretical discussion. - 2018. - №5.
14. Zhou Yanling, Xie Zhuo. Discussion on china-russia economic and trade cooperation in the new situation // Financial and economic. - 2018. - №2.
15. Mi Jun, Li Na. Construction of economic corridor between China// Mongolia and Russia: foundation, challenge and path. - 2018. - №5.
16. Ducruet C., Lee Sungwoo. Frontline soldiers of globalization: port - city evolution and regional completion // Geo Journal. -2006. - № 67(2).
17. Ferrarini, Benno. Vertical Trade Maps // Asian Economic Journal [EB/OL]. http: / /dx. doi. org /10. 1111 /asej. 12005
18. Chen Qianying, Ban Tianyi, Study on bilateral economic and trade relations under the new situation// Shandong social science. -2016. - №6.
19. Li Yang, Jia Ruizhe. China and Russia should promote effective economic and trade cooperation through the "belt and road initiative"// BBS in northeast Asia. - 2017. - № 4.
20. China government net // http: / /www. gov. cn /xinwen /2015 —05 /09 /content_2859384. htm.
21. Jiang Zhenjun. China and Russia jointly build "One Belt And One Road" and bilateral economic and trade cooperation research // Russian eastern European central Asian studies. - 2015. - № 4.
22. GuoXiaoqiong. China-russia economy and trade and future development trend // Russian journal. - 2016. - № 6.
23. Guo Li. 23. Theoretical thinking on promoting the upgrading of heilongjiang province's trade with Russia// Russian journal. -2011. - № 2.
24. Ban Zwjin. The current situation, problems and Suggestions of china-russia economic and trade cooperation in the context of "One Belt And One Road"// Theory of China. 2017. №1.
25. G20 digital economy development and cooperation initiative [EB/OL]. http: / /www. cac. gov. cn /2016 — 09 /29 /c_1119648520.htm.
26. Медведев Д. Социально-экономическое Развитие России: Обретение Новой Динамики // Вопросы экономики. - 2016. -№10.
27. Кудрин А., Горюнов Е., Трунин П. Стимулирующая денежно-кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. - 2017. - №5.
28. ИвановаМ., Балаев А., Гурвич Е. Повышение пенсионного возраста и рынок труда // Вопросы экономики. - 2017. - №3.
29. Турицын И.В., Симонян Г.А. Российские технопарки: историко-экономический анализ // Современная научная мысль. -2018. - №1. - С.139-153.
30. Open to the north to create economic treatment between China, Russia and Mongolia [EB/OL].[2017—07—08]. https: / /mini. eastday. com/a /170718144708253. Html
31. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. - M.: HELRI, 2018. - 376 p.
32. The ministry of commerce.We will adhere to the basic state policy of opening up and promote international cooperation [EB/O ] .[2017-11-02]. http: / /news, china, com. cn /2017-11 /02 /content_41834487. htm.
33. Joint statement of the People's Republic of China and the Russian federation on the construction of the silk road economic belt and the establishment of the eua economic union for cooperation// http: / /www. gov. cn /xinwen /2015 — 05 /09 /content 2859384.
ЛЯН СЮЭЦЮ - ассистент кафедры, секретарь Русского института Хэйлунцзянской Академии общественных наук. LIANG, XUEQIU - Assistant Researcher, Secretary, Russian institute of Heilongjiang academy of social sciences, majoring in Russian political relations ([email protected]).