российского экономического сотрудничества, и содействует повышению уровня и качества торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Литература и источники
1. [14-й пятилетний план социально-экономического развития и долгосрочные цели КНР до 2035 года]. 13.03.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/2021 -03/13/c 1127205564 2.htm (дата обращения: 15.03.2021).
2. МШ^: : [Хэ Итин. Контекст развития Китая сталкивается с глубокими и сложными изменениями]. АКВ fg2020^l2^ S В .
3. #А№: "AÛ^^ASfà'AAèlfO ": [ЛиньХоцан. Трудоспособное население Китая двигается к «дивидендам таланта»]. 09.07.2020. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2020-07/09/c_1126214462.htm (дата обращения: 25.03.2021).
4. " [Жэн Баопин, Ван Вэй. Успехи экономического развития Китая в период 13-й пятилетки и создание новой структуры развития в период 14-й пятилетки].
2021®Щ®22-3Щ.
5. ЭДЩ®: " [Лю Шицзинь. Направления и приоритеты социально-экономической реформы Китая в период 14-й пятилетки и в более продолжительный период]. <$Щ^ЖШ.гё2021Щ2ЩЩ5-
17®.
6. " : [Жэн Баопин, Доу Юаньбо. Пути и политики создания новой структуры развития и стимулирования высококачественного развития экономики в период 14-й пятилетки].
7. i—[Ван Имин. Измения мира в новую эпоху, высококачественное развитие и создание новой структуры развития]. §ЯЩ^2020^12^^1-12®.
S. Торговля между Россией и Китаем в 2020г. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/202l-02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (дата обращения: 18.04.2021).
9. "ФД2020^$АиппЙИйЙ": [Объем импорта продовольствия в Китай в 2020 году]. 01.04.2021. URL: https://data. stats. gov.cn (дата обращения: 20.05.2021).
References and Sources
1. [14-j pyatiletnij plan social'no-ekonomicheskogo razvitiya i dolgosrochnye celi KNR do 2035 goda]. 13.03.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/202l-03/l3/c_ll27205564_2.htm (data obrashcheniya: 15.03.2021).
2. ЩШЩ: "ЙШ^М^ШШ^^ЙЙ^х^" : [He Itin. Kontekst razvitiya Kitaya stalkivaetsya s glubokimi i slozhnymi izmeneniyami]. АЙ0Ш 2020í^SS.
3. ": [Lin' Hocan. Trudosposobnoe naselenie Kitaya dvigaetsya k «dividendam talanta»]. 09.07.2020. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2020-07/09/c_ll262l4462.htm (data obrashcheniya: 25.03.2021).
4. " ' + = [ZHen Baopin, Van Vej. Uspekhi ekonomicheskogo razvitiya Kitaya v period 13-j pyatiletki i sozdanie novoj struktury razvitiya v period 14-j pyatiletki]. Ш1^^ШШ1ЁШ2021Ш1ШШ22-31Ж.
5. " [Lyu SHiczin'. Napravleniya i prioritety social'no-ekonomicheskoj reformy Kitaya v period 14-j pyatiletki i v bolee prodolzhitel'nyj period]. ФШ1х^Ш^202Ш2^ж5-17Ш.
6. " : [ZHen Baopin, Dou YUan'bo. Puti i politiki sozdaniya novoj struktury razvitiya i stimulirovaniya vysokokachestvennogo razvitiya ekonomiki v period 14-j pyatiletki].
7. I—PP: "Sí^xi [Van Imin. Izmeniya mira v novuyu epohu, vysokokachestvennoe razvitie i sozdanie novoj struktury razvitiya]. ^ЭЩ#2020ж12^ж1-12Ш.
S. Torgovlya mezhdu Rossiej i Kitaem v 2020g. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/202l-02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (data obrashcheniya: 1S.04.2021).
9. "ФШ2020^^^®ЖРЙш": [Ob"em importa prodovol'stviya v Kitaj v 2020 godu]. 01.04.2021. URL: https://data.stats.gov.cn (data obrashcheniya: 20.05.2021).
ЛЮ СЮНЬ - старший преподаватель Института русского языка Хэйлунцзянского университета (Харбин, КНР) LIU, XUN - Senior Lecturer, Institute of Russian Language, Heilongjiang University (Harbin, China) ([email protected]).
УДК 338(510+470):330.322 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-5-199-205
ЦЗОУ СЮТИН
КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2
Ключевые слова: Китай, Россия, экономическое сотрудничество, инвестиции, инвестиционная среда, инвестиционный климат, правовое обеспечение инвестиций.
Совместными усилиями России и Китая достигнут существенный прогресс в экономическом сотрудничестве между двумя странами. Китай на протяжении многих лет является крупнейшим торговым партнером России. В 2019 году российско-китайские отношения официально были определены сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху», а торгово-экономическое сотрудничество двух стран
2 Статья выполнена в рамках проекта 20GJB109 фонда планирования философии и социальных наук провинции Хэйлунцзян.
становится все теснее. По мере развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем вопросы инвестиций привлекают все больше внимания со стороны двух стран. Благодаря вниманию правительств и лидеров двух стран, инвестиционное сотрудничество России и Китая сохранило положительную тенденцию развития.
TSZOU, XYUTIN CHINESE INVESTMENTS IN RUSSIA: STATUS AND PROSPECTS
Key words: China, Russia, economic cooperation, investments, investment environment, investment climate, legal support of investments.
The joint efforts of Russia and China have achieved significant progress in economic cooperation between the two countries. China has been Russia's largest trading partner for many years. In 2019, Russian-Chinese relations were officially defined by the parties as "a relationship of comprehensive partnership and strategic interaction entering a new era," and trade and economic cooperation between the two countries is becoming closer. As trade and economic cooperation between Russia and China develops, investment issues are attracting more and more attention from the two countries. Thanks to the attention of the governments and leaders of the two countries, investment cooperation between Russia and China has maintained a positive development trend.
Согласно «Статистическому бюллетеню о прямых иностранных инвестициях Китая», выпущенному Министерством торговли КНР в 2020 году, в 2019 году поток прямых инвестиций Китая за рубеж составил 136,91 миллиарда долларов США, а накопленных там фондов - 2198,88 миллиарда долларов США, что составляет 10,4 % и 6,4 % от глобального потока и фондов в этом году, соответственно. По объемам внешних инвестиций КНР занимает второе место, а по покупке акций - третье место среди ведущих экономик мира. С 2002 по 2019 год среднегодовые темпы роста иностранных инвестиций Китая составляли 26 %. Благодаря усилению собственной экономической мощи, способность Китая инвестировать за границу значительно возросла, что заложило хорошую основу для развития инвестиций Китая в Россию. В свою очередь, экономический рост России в 2000-е гг., который привел к росту доходов населения, стимулировал расширение потребительского рынка, а также усиление научно-исследовательского потенциала. Укрепление финансовой системы также явилось хорошей гарантией для расширения инвестиций Китая в Россию.
I. Текущая ситуация с инвестициями Китая в Россию.
В настоящее время экономики России и Китая находятся в стадии развития, и две страны во многих областях дополняют друг друга, что является основой двустороннего инвестиционного сотрудничества.
1. Объем китайских инвестиций в Россию.
За последнее десятилетие прямые инвестиции Китая в Россию, в целом, демонстрируют тенденцию к росту, параллельно с расширением многообразия отраслей и сфер инвестирования. С 2011 по 2013 год прямые инвестиции Китая в Россию увеличивались год от года. Однако негативное влияние украинского кризиса 2014 года и нескольких раундов санкций Европы и США постепенно привели к спаду российской экономики, что привело к значительному сокращению и прямых инвестиций Китая в Россию. В 2015 году китайско-российское совместное заявление о согласовании программ строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, подписанное двумя странами, способствовало резкому росту китайских инвестиций в Россию, достигших наивысшего показателя в истории двустороннего сотрудничества - 2,961 миллиарда долларов США. Однако в 2016 году рост мировой экономики был слабым, и китайские инвестиции в Россию вновь существенно снизились. В 2017 году внутренняя экономическая ситуация в России стабильно развивалась, и прямые инвестиции Китая в Россию выросли до 1,548 миллиарда долларов США. В 2018 году Китай инвестировал в 19 проектов в России, тем не менее, поток прямых инвестиций в Россию снизился на 53%. Тем не менее, общий объем китайских инвестиций в России достиг в 2018 г. самого высокого уровня за всю историю. В 2019 году общий объем прямых инвестиций Китая в Россию вновь снизился, составив 12,8 млрд. долларов США (см. Таблицу 1).
И хотя Россия не вошла даже в первую двадцатку стран по потоку прямых иностранных инвестиций Китая, она заняла 13-е место по общему объему прямых иностранных инвестиций Китая. В 2020 году прямые нефинансовые инвестиции Китая в Россию составили 340 миллионов долларов США, увеличившись на 41,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [1].
Таблица 1. Статистика прямых инвестиций Китая в Россию с 2011 по 2019 гг.
Год / Показатель Поток прямых инвестиций КНР в Россию (млрд. долл. США) Доля в потоке прямых иностранных инвестиций Китая (%) Общий объем прямых инвестиций в Россию (млрд. долларов США) Доля прямых иностранных инвестиций Китая (%)
2011 0,716 0,96 3,764 0,89
2012 0,785 0,89 4,888 0,92
2013 1,022 0,95 7,582 1,15
2014 0,634 0,51 8,695 0,98
2015 2,961 2,03 14,020 1,28
2016 1,293 0,66 12,980 0,96
2017 1,548 0,98 13,872 0,77
2018 0,725 0,5 14,208 0,72
2019 * -3,79 12,804 0,58
Источник: составлено по данным Статистического ежегодника Китая с 2012 по 2020 гг.; Примечание: * означает, что
данные о фондах на конец 2019 года включают корректировку предыдущих исторических данных.
Согласно отчету британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young («Эрнст энд Янг») об инвестиционной привлекательности европейских стран в 2020 году, Китай, как и годом ранее, занял второе место в рейтинге стран, инвестирующих в Россию в 2020 году. В 2020 году Китай инвестировал в России 15 проектов, что, однако, на 7 проектов меньше, чем в предыдущем году. В основном он инвестировал в высокотехнологичные отрасли, причем наибольшие инвестиции были вложены в проекты в электронной промышленности, занимая второе место по количеству проектов в обрабатывающей промышленности. В 2019 году инвестиции Китая в основном пошли в сферу программного обеспечения и ИТ-услуг [2]. Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), констатировал: «Даже с учетом невыполнения некоторых проектов, количество реализуемых в настоящее время в России проектов с привлечением китайских инвестиций превышает 60».
В декабре 2020 года Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству одобрила список из 70 крупных проектов с общим объемом инвестиций в неэнергетические области в размере 112 миллиардов долларов США. По данным комиссии, в России реализуются 65 проектов на сумму 106,2 млрд. долларов США и пять проектов в Китае на сумму 5,8 млрд. долларов США [3].
2. Отрасли и географическое распределение китайских инвестиций в России.
В 2019 году прямые иностранные инвестиции Китая были направлены в основном в сферы традиционных услуг лизинга и бизнеса, производства, финансов, оптовую и розничную торговлю. Лизинг и бизнес-услуги заняли первое место, а производство - второе. В основном инвестиции направляются в области автомобилестроения, производства компьютеров/средств связи и другого электронного оборудования, химического сырья и химической продукции.
В настоящее время прямые инвестиции китайских предприятий в Россию охватывают широкий спектр областей, в основном, включая горнодобывающую промышленность (48,92 % в 2017 году), сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыболовство (20,08 % в 2017 году), обрабатывающую промышленность (11,64 % в 2017 году), оптовую и розничную торговлю, лизинг и другие отрасли. В последние годы отрасли, связанные с информацией, постепенно превратились в горячую площадку для инвестиций китайских предприятий в Россию.
Географически китайские инвестиции в основном сосредоточены в сфере информационных технологий, услугах, гостиничном и ресторанном бизнесе, науке и технологиях в таких развитых городах, как Москва и Санкт-Петербург. Дальний Восток богат нефтегазовыми ресурсами. Инвестиции в гостиничный и ресторанный бизнес, импортную и экспортную торговлю, строительство, грузоперевозки и лесозаготовки сосредоточены в Приморском крае. Проекты развития сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых реализуются в Еврейской автономной области и Забайкальском крае.
В рамках системы Свободного порта Владивосток и Территории опережающего развития общий объем инвестиций Китая в проекты, реализуемые на Дальнем Востоке России, превышает 300 миллиардов рублей (примерно 5 миллиардов долларов США) [4]. Благодаря реализации ряда проектов в рамках политики развития Дальнего Востока, принятой правительством России, Дальний Восток имеет большой потенциал для привлечения китайских инвестиций. Эксперты российской коммуникационной группы iMARS оценили регионы России с самой высокой
степенью подготовки к сотрудничеству с Китаем. В пятерку лидеров вошли Приморский край, Новгородская область, Республика Бурятия, Москва и Ростовская область.
Российский Дальний Восток граничит с китайской провинцией Хэйлунцзян. В российско-китайском инвестиционном сотрудничестве провинция Хэйлунцзян всегда была одной из лучших. Инвестиции провинции Хэйлунцзян в Россию начались в 1988 году. По мере углубления двустороннего сотрудничества, ее инвестиции в Россию также увеличивались из года в год.
В прошлом в инвестициях Китая в Россию всегда преобладали государственные предприятия. В последние годы частные предприятия начали замещать государственные предприятия и постепенно выходят на лидирующие позиции. К концу 2018 года Китай создал более 1000 предприятий в России и нанял более 23 000 иностранных сотрудников [5].
II. Основные проблемы наращивания китайских инвестиций в Россию.
Китай сталкивается с многочисленными проблемами в сфере прямых инвестиций в Россию, такими как небольшой объем инвестиций, необоснованная структура промышленности. В то же время обращают на себя внимание несовершенство законов и правил, нестабильность систем управления, административные барьеры, слабая инфраструктура, трудности с кредитованием и недобросовестная конкуренция, которые неизбежно ограничивают рост китайских инвестиций.
1. Небольшой масштаб китайских инвестиций в Россию.
По состоянию на конец 2019 года общий объем прямых инвестиций Китая в Россию составлял 12,8 млрд. долларов США. При этом общий объем прямых инвестиций Китая в Европу составлял 114,4 млрд долларов США. Таким образом, объем прямых инвестиций Китая в Россию составил лишь 11,18 % от европейского уровня и 0,58 % от всех прямых иностранных инвестиций Китая, в которых Россия занимала 13-е место (см. Таблицу 2). Таким образом, прямые инвестиции Китая в Россию по-прежнему имеют большой потенциал и большие возможности для роста.
Таблица 2. Топ-15 стран (регионов) Китая по объему прямых иностранных инвестиций на конец 2019 _(100 млн долларов США)_
№ Страна/регион Фонды Доля(%)
1 Китай Гонконг 12753,6 58,0
2 Каймановы острова 2761,5 12,6
3 Британские Виргинские острова 1418,8 6,5
4 Америка 778,0 3,5
5 Сингапур 526,4 2,4
6 Австралия 380,7 1,7
7 Нидерланды 238,5 1,1
8 Великобритания 171,4 0,8
9 Индонезия 151,3 0,7
10 Германия 142,3 0,7
11 Канада 140,9 0,6
12 Люксембург 139,0 0,6
13 Российская Федерация 128,0 0,6
14 Макао, Китай 98,5 0,4
15 Швеция 85,8 0,4
Статистический бюллетень исходящих прямых инвестиций Китая за 2019 год // https://www.sohu.eom/a/422787391_825950
2020-10-05
2. Несовершенство правовой системы России.
Адекватное законодательное обеспечение бизнеса, надежность судебной системы и эффективность судебных институтов напрямую влияют на инвестиционную среду страны. Обращаясь к российским реалиям, необходимо отметить, что в российских законах и нормативных актах существует множество ограничений на иностранные инвестиции. И хотя в последние годы в России были пересмотрены и улучшены многие законы и нормативные акты в области экономики, торговли и иностранных инвестиций, а также улучшена инвестиционная среда, законы и постановления часто менялись и пересматривались. Формулировки и порядок изменений систем и правил были непрозрачными. В условиях, когда законы запутаны, многие местные органы власти формулировали политику с учетом местных особенностей, еще более усложняя положение инвесторов. Наряду с этим, правоохранительные и судебные органы в России нередко действуют достаточно произвольно, вне правового поля. Часто имеет место явление произвола
правоохранительных органов. Более того, чрезвычайно трудно не только добиться законного правосудного решения, но и обеспечить исполнение решений российских судов, что заставляет многие стороны для разрешения экономических споров искать иные средства, помимо закона.
3. Отсталость инфраструктуры в России.
У России огромная территория, но очень слабая транспортная инфраструктура. Особенно на Дальнем Востоке во многих регионах нет железных и даже постоянных автомобильных дорог. Когда инвесторы едут в Россию для реализации проекта, им часто приходится строить собственные дороги, а также водопровод, электричество, газ и другие вспомогательные объекты. Это не только увеличивает стоимость инвестиций, но и сопровождается длительными и громоздкими процедурами утверждения в России, что приводит к бесконечным отсрочкам сроков строительства.
4. Китайским предприятиям не хватает понимания российского рынка.
Китайские компании часто плохо разбираются в информации о российском рынке и российской культуре. Они плохо осведомлены об инвестиционной среде в России, потребительских привычках, психологии потребителей, политике и правовых нормах, что затрудняет инвестирование в Россию на начальном этапе. Кроме того, существуют различия между российскими стандартами инспекции продукции и местными китайскими стандартами инспекции, что требует от китайских компаний установления соответствия их продукции с российскими стандартами, чтобы занять большую долю рынка.
Кроме того, такие проблемы, как доступ на рынок, высокие налоги, квоты на рабочую силу, согласование виз и низкая эффективность труда, также препятствуют росту китайских инвестиций в России.
III. Перспективы и направления китайских инвестиций в Россию.
С 2019 года стали заметными различные нестабильные и неопределенные факторы в области международной политики, экономики и социального обеспечения. Глобальные цепочки создания стоимости и поставок неоднократно подвергались разрушению, а глобальные прямые инвестиции часто сдерживались регуляторной политикой различных стран. На фоне неблагоприятной международной инвестиционной среды, с одной стороны, усиливавшееся понижательное давление на внутреннюю экономику Китая и негативные последствия в процессе корректировки экономической структуры поставили новые задачи для инвестиционного сотрудничества Китая с Россией. С другой стороны, Россия находится под экономическими санкциями после их введения США и различными странами Евросоюза в 2014 году. Затем она серьезно пострадала от эпидемии COVID-19. Очевидно, что потребуется некоторое время для ее восстановления, что также будет препятствовать инвестиционному сотрудничеству Китая с Россией.
Несмотря на многие трудности, Китай активно поддерживает мировую многостороннюю торговую систему, поддерживает экономическую глобализацию и придает большое значение прямым инвестициям в Россию. После пятого заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству в сентябре 2018 года инвестиционное сотрудничество России и Китая достигло нового прогресса, активно продвигается сотрудничество по крупным проектам. Из 70 ключевых проектов, совместно определенных обеими сторонами, 12 проектов успешно введены в эксплуатацию, 21 проект находится в стадии реализации и 17 проектов находятся на стадии деловых переговоров [6]. В ноябре 2019 года Россия, Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка совместно подписали Меморандум о взаимопонимании между национальными агентствами/организациями по содействию торговле и инвестициям стран БРИКС. Таким образом, хотя глобальные иностранные инвестиции сократились из-за воздействия эпидемии, существуют широкие перспективы для инвестиций Китая и его сотрудничества с Россией в будущем.
1. Китай придает большое значение внешним инвестициям.
Китай создал благоприятные условия для внутренней и внешней политики, чтобы его предприятия могли «выйти вовне» для приобретения активов за рубежом. С 2018 года Китай постоянно улучшал качество и эффективность иностранных инвестиций, неуклонно реализуя «план действий по инновациям в сфере иностранных инвестиций», совершенствуя режим
управления и обслуживания «идущих вовне» предприятий и формулируя руководящие принципы работы и управления за рубежом.
Более того, Китай всегда придерживался принципа беспроигрышного сотрудничества с принимающей страной инвестиций, а приобретение активов за рубежом китайских предприятий получило всеобщую поддержку и одобрение со стороны соответствующих стран. Чтобы создать хорошие международные условия для расширения своих зарубежных инвестиций, Китай будет укреплять сотрудничество с большим количеством стран в области таможни, налогообложения, аудита и надзора.
2. У экономики России все еще есть потенциал роста.
В последние годы ВВП России несколько увеличился, но ее макроэкономический рост замедлился. Замедление экономического роста окажет определенное негативное влияние на инвестиции китайских компаний в Россию. Однако Россия богата природными ресурсами, экономически и социально стабильна и имеет потенциал роста. Таким образом, китайские компании по-прежнему уверены в своих будущих инвестиционных перспективах.
В начале 2019 года правительство России запустило 13 национальных проектов, включая модернизацию медицинской, образовательной, экологической, демографической, культурной и транспортной инфраструктуры, а также ввело ряд экономических стимулов для увеличения доходов населения, ускорения развития сельского хозяйства и сферы услуг, а также активно внедряет такие меры, как диверсификация экспорта и импортозамещение. Эти меры помогут России как можно скорее избавиться от чрезмерной зависимости от торговли энергоресурсами и будут способствовать преобразованию и обновлению экономической структуры страны.
3. Инвестиционная среда в России будет улучшаться.
В рейтинге глобальной деловой среды Doing Business-2020, который ежегодно публикует группа Всемирного банка, рейтинг национальной деловой среды России повысился с 31 в 2018 году до 28 в 2019 году. Это показывает, что инвестиционная среда, а также законодательная и регулятивная среда в России улучшились. Федеральное правительство России уделяет особое внимание улучшению инвестиционного климата. В целях привлечения иностранных инвесторов Российская Федерация постоянно улучшала инвестиционную среду с точки зрения законодательства, налогообложения, повышения эффективности работы, упрощения процедур, строительства инфраструктуры и наказания за коррупцию. Например, в марте 2021 года Россия упростила процедуры одобрения иностранных инвестиций в некоторые отрасли.
В настоящее время в особых экономических зонах и индустриальных парках во многих регионах России действует система льготного налогообложения, которая создает благоприятные условия для создания совместных российско-китайских предприятий. Есть много возможностей для китайско-российского инвестиционного сотрудничества.
В будущем инвестиции Китая в Россию в основном будут перспективными в следующих областях сотрудничества:
а. Продолжение сотрудничества в области ресурсов и инфраструктуры.
Россия - крупный производитель нефти и газа, а энергетическая отрасль уже давно является важной сферой сотрудничества между Россией и Китаем. В то же время Россия богата полезными ископаемыми. Для китайских горнодобывающих предприятий взаимовыгодно вести разработку горных месторождений в России, что способствует общему развитию обеих стран. В последние годы такие компании, как China National Gold Group Corporation^ Zijin Mining, China Nonferrous Metal Mining, Fosun International и другие китайские предприятия активно инвестировали в Россию (в разведку и добычу золота, железной руды, меди, свинца-цинка и других полезных ископаемых).
Инфраструктура России все еще является относительно отсталой, но инфраструктура - это типичное общественное благо. Процесс строительства требует больших капитальных вложений и не может полностью полагаться на предприятия двух стран, которые будут выполнять строительство в соответствии со своими потребностями. Таким образом, строительство по-прежнему должно опираться на политические инвестиции в стратегическое сотрудничество, в которых доминируют правительства двух стран.
б. Расширять сотрудничество в сфере услуг.
Если сотрудничество России и Китая будет ограничивается разработкой ресурсов и трудоемкими отраслями, это не будет соответствовать долгосрочным интересам двух стран. Обе
страны в настоящее время привержены преобразованию и обновлению экономической структуры, прорыву прежнего мышления сотрудничества и расширению взаимодействия в новых областях сотрудничества, к примеру, таких, как сфера услуг. Туристические услуги, уход за пожилыми людьми, образование и индустрия культуры - все это сферы, которые обладают значительным потенциалом развития и нуждаются в усилении.
В последние годы очень хорошо развивался туризм между Россией и Китаем. Китай являлся вторым по величине туристическим направлением для российских туристов, а Россия - третьим по величине туристическим направлением для китайских туристов. Согласно китайской статистике, число российских туристов в Китае в 2018 году составило 1,9775 миллиона человек, что на 1,4 % больше, чем годом ранее. Число китайских туристов в России составило 1,8474 миллиона человек, что на 21,1 % больше, чем годом ранее [7]. Рост пассажиропотока между двумя сторонами открывает огромные инвестиционные возможности для соответствующих отраслей и способен принести значительную прибыль инвесторам. Китайские инвестиции в Россию имеют большой потенциал роста и во многих других отраслях сферы услуг.
Одним словом, китайским компаниям необходимо активно использовать инвестиционные возможности, рационально выбирать области инвестирования и способствовать созданию системы зеленых инвестиций Китая в Россию.
Литература и источники
1. Министерство коммерции: объем китайских инвестиций и инжиниринговых контрактов в России будет расти против тенденции 2020 года // http://www.tradeinvest.cn/information/7847/detail, 2 февраля 2021
2. Китай занял второе место по динамике инвестиций в Россию // https://sputniknews.cn/economics/202007061031753703/, 06 июля 2020
3. Китай занял второе место по количеству инвестиций в Россию // https://sputniknews.cn/russia_china_ relations/202106051033834952/, 5 июня 2021
4. Общий объем инвестиций Китая в проекты, реализуемые на Дальнем Востоке России, превысил 300 млрд рублей // http://www. safe.gov.cn/heilongjiang/2020/0108/1194.html
5. Ян Чжои, Анализ текущей ситуации с прямыми инвестициями Китая в Россию // https://www.fx361. com/page/2020/0508/6632056.shtml, 8 мая 2020
6. Вице-премьер Китая: российско-китайское инвестиционное сотрудничество всегда сохраняло положительную и хорошую тенденцию развития // http://chinaru.info/zhongejingmao/lubuhuilv/59018.shtml, 27 ноября 2019
7. Интервью Посла КНР в РФ Ли Хуэя «Комсомольской правде» // http://www.dragonnewsru.com/news/ glo_news/20190306/87950.html, 6 марта 2019
References and Sources
1. Ministerstvo kommercii: ob"em kitajskih investicij i inzhiniringovyh kontraktov v Rossii budet rasti protiv tendencii 2020 goda // http://www.tradeinvest.cn/information/7847/detail, 2 fevralya 2021
2. Kitaj zanyal vtoroe mesto po dinamike investicij v Rossiyu // https://sputniknews.cn/economics/202007061031753703/, 06 iyulya 2020
3. Kitaj zanyal vtoroe mesto po kolichestvu investicij v Rossiyu // https://sputniknews.cn/russia_china_ relations/202106051033834952/, 5 iyunya 2021
4. Obshchij ob"em investicij Kitaya v proekty, realizuemye na Dal'nem Vostoke Rossii, prevysil 300 mlrd rublej // http://www.safe.gov.cn/heilongjiang/2020/0108/1194.html
5. Yan Chzhoi, Analiz tekushchej situacii s pryamymi investiciyami Kitaya v Rossiyu // https://www.fx361. com/page/2020/0508/6632056.shtml, 8 maya 2020
6. Vice-prem'er Kitaya: rossij sko-kitaj skoe investicionnoe sotrudnichestvo vsegda sohranyalo polozhitel'nuyu i horoshuyu tendenciyu razvitiya // http://chinaru.info/zhongejingmao/lubuhuilv/59018.shtml, 27 noyabrya 2019
7. Interv'yu Posla KNR v RF Li Hueya «Komsomol'skoj pravde» // http://www.dragonnewsru.com/news/ glo_news/20190306/87950.html, 6 marta 2019
ЦЗОУ СЮТИН - старший научный сотрудник Института России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (КНР) ([email protected]).
TSZOU, XYUTIN - Senior Researcher, Institute of Russia, Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province (PRC) ([email protected])
УДК 338.48 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-5-205-211
СИМОНЯН Г.А., САРЯН А.А. О НЕКОТОРЫХ НЕДОСТАТКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА ВНУТРЕННЕМ ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ
Ключевые слова: туристский поток, конкуренция в туризме, информационное сопровождение, информационные атаки, потери бюджета.
В России достаточно активно ведется работа по формированию и регулированию туристских потоков, особенно в условиях циклического кризиса. Понимая важность этой работы для устойчивого социально-экономического развития страны, в целом, и субъектов РФ - в частности, Правительство РФ реализует ряд известных программных документов по туризму, включающих концепцию, стратегию и национальные проекты по его развитию на долгосрочный период. Вместе с тем, в конкурентной борьбе с зарубежными операторами просматриваются определенные недоработки, которые не позволяют