УСИЛЕНИЕ РОЛИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НОВЫХ
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Т.Г. Маглинова, канд. экон. наук, доцент
Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-2-9-12
Аннотация. На фоне постоянных попыток США усиления своего влияния на мировое сообщество, укрепление союза между Россией и Китаем является первоочередной стратегической задачей региона. Слабой стороной в двусторонних отношениях являются экономические и торговые связи, которые снижаются уже несколько лет подряд, в частности низкая торговая составляющая России в экономике Китая создает все условия для развития данного направления в будущем. Энергетика, сельское хозяйство и трансграничная электронная торговля - области, в которых российско-китайские компании достигли наибольшей эффективности. Развитие торгово-экономических отношений двух стран позволит составить острую конкуренцию экономикам развитых стран.
Ключевые слова: российско-китайское сотрудничество, двусторонняя торговля, торговый партнер, импорт, экспорт, отрасли, геополитика, дипломатия, прямые иностранные инвестиции, инвестиционные проекты, Covid-19.
Наиболее примечательным и важным является все более тесное сотрудничество между Россией и Китаем, которое продолжает укрепляться, несмотря на очевидную попытку президента США Джо Байдена подорвать их. Учитывая развивающиеся связи между Россией и Китаем на фоне все более беспорядочного подхода США в попытке нагнетать напряженность, было много спекуляций и дискуссий о том, образуют ли Россия и Китай союз, - практика, которая чаще всего используется Западом для продвижения их идеологически мотивированная повестка дня [3, 5].
Хотя нет никаких сомнений в близости российско-китайских отношений, особенно в дипломатической сфере, все же существуют относительно «слабые» точки, которые требуют от обеих сторон более активных усилий для дальнейшего укрепления двусторонних связей: обеим сторонам необходимо устойчивые экономические и торговые связи, которые составляют основу прочных двусторонних отношений. Торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами значительно выросло за последние несколько лет, его общий объем все еще значительно ниже, чем между другими крупными экономиками.
Согласно статистическим данным Китая, объем двусторонней торговли между Китаем и Россией несколько снизился до 107,77 млрд долларов США в 2020 году, преодолев отметку в 100 млрд долларов США. Для нашей двусторонней торговли характерны следующие особенности [7].
Во-первых, более тесное торговое сотрудничество. Китай занял большую долю во внешней торговле России. 11 лет подряд Китай остается крупнейшим торговым партнером России, а Россия - десятым по величине торговым партнером Китая.
Во-вторых, более сильный импульс для устойчивого роста торговли. Двусторонняя торговля выросла с середины прошлого года. Поскольку экспорт Китая в Россию выходит из отрицательного диапазона, он растет в течение шести месяцев подряд в среднем более чем на 7% в месяц во второй половине 2020 года.
В-третьих, устойчивый рост импорта товаров из России, таких как нефть, газ и железная руда.
В-четвертых, появляются новые точки роста. В 2020 году объем торговли сельскохозяйственной продукцией достиг рекордного уровня в 5,55 млрд долларов США, из которых импорт Китая вырос на 13,7% до 4,09 млрд долларов США. На се-
годняшний момент Китай стал крупнейшим рынком России для экспорта сельскохозяйственной продукции и мясных продуктов. «Экономика домоседов» значительно увеличила экспорт электронной продукции в Россию: ноутбуки и планшетные ПК выросли на 39% и 29% соответственно. Смартфоны китайских брендов заняли лидирующие позиции на российском рынке по объему продаж.
В-пятых, более диверсифицированные модели транспорта и логистики. Обе страны в полной мере воспользовались услугами железнодорожного экспресса Китай-ЕС, активно развивающего мультимодаль-ные перевозки железнодорожным-морским и автомобильным-
железнодорожным транспортом, таким образом, способствуя развитию двусторонней торговли благодаря более широким транспортным сетям и большему выбору [9].
Таким образом, две страны могут поддержать рост, включая энергетику, сельское хозяйство и трансграничную электронную торговлю. Россия и Китай также имеют большой взаимный интерес в расширении сотрудничества по продвижению использования их собственных валют, чтобы избежать рисков, связанных с усилением оружейной гегемонии доллара США. На официальном уровне обе стороны предприняли ряд действий и политики для укрепления экономического и торгового сотрудничества. Например, две страны настаивают на сотрудничестве в энергетическом секторе, включая проекты ядерной энергетики и газопроводы. Официальные лица также пообещали развивать сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза [8].
Несмотря на то, что был достигнут устойчивый прогресс, во многих секторах может быть более быстрый рост, и бизнес-сообщества двух стран являются ключом к такому росту. Российские и китайские компании имеют наилучшую политическую и дипломатическую среду для прагматичного сотрудничества по сравнению с трудностями и препятствиями, с которыми сталкиваются компании в других странах.
Тесные дипломатические связи, несомненно, обеспечивают стабильные условия для ведения деловых сделок [4, 7].
Столкнувшись с усиливающимся враждебным правительством США, которое безжалостно стремится сдерживать или препятствовать развитию, как Россия, так и Китай, две страны должны не только укреплять двусторонние экономические и торговые связи, но и привлекать больше стран и регионов-единомышленников в Евразии и за ее пределами для формирования мощный механизм экономического сотрудничества, достаточно мощный, чтобы противостоять постоянным злоупотреблениям США своей экономической гегемонией [8].
Имея глубокое политическое доверие и координацию между Россией и Китаем, США не имеют большое преимущество перед двумя партнерами с точки зрения геополитики и дипломатии; однако у США гораздо большее преимущество в экономической и торговой областях, и крайне важно, чтобы Москва и Пекин укрепляли сотрудничество в противодействии экономической гегемонии Вашингтона. Ключевой частью этого решения является привлечение частного сектора и создание сопоставления, включающего большее количество стран и регионов, участвующих в этих усилиях [5].
Есть также основные моменты в других областях, помимо торговли. Во-первых, инвестиционные и подрядные инжиниринговые проекты выросли против тенденции к снижению. В 2020 году Россия получила из Китая 340 млн долл. США, не связанных с прямыми иностранными инвестициями, что на 41,7% больше. Стоимость недавно подписанных китайских контрактов на проекты составила 5,87 млрд долл. США, что составляет почти 30% от общей стоимости недавно подписанных контрактов с Россией. Во-вторых, стабильно продвигается реализация крупных стратегических проектов. Введен в эксплуатацию средний участок газопровода Китай-Россия по восточному маршруту. Началось строительство Амурского газохимического комплекса (АГХК). В-третьих, повсеместно получило развитие сотрудничество в
области науки, технологий и инноваций. Введен в эксплуатацию российско-китайский фонд исследований и технологических инноваций общей суммой 1 млрд долл. США. Обе стороны добились положительного прогресса в сотрудничестве по 5G, облачным сервисам, интеллектуальным путешествиям и т. д. В-четвертых, углубилось сотрудничество на местном уровне. Китай остается крупнейшим торговым партнером Дальнего Востока, Сибири, Урала и Северо-Западного федерального округа. Две страны пересмотрели Программу развития китайско-российского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России на 2018-2024 годы. Обе стороны осуществляли онлайн-взаимодействие на местном уровне, чтобы стимулировать торговлю и возобновить работу и производство [1, 2, 8].
Две страны пересмотрели Программу развития китайско-российского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России на 2018-2024 годы. Обе стороны осуществляли онлайн-взаимодействие на местном уровне, чтобы стимулировать торговлю и возобновить работу и производство. Две страны пересмотрели Программу развития китайско-российского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России на 2018-2024 годы. Обе стороны
осуществляли онлайн-взаимодействие на местном уровне, чтобы стимулировать торговлю и возобновить работу и производство [6].
Для России и Китая важно достичь реализации следующих целей [7]:
- активизация сотрудничества в борьбе с COVID-19;
- продвижение двусторонней торговли и поддержка развития электронной коммерции и других новых форм и моделей бизнеса;
- расширение сотрудничества в области двусторонних инвестиций и крупных стратегических проектов, а также создание новых точек роста в сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций;
- укрепление местного сотрудничества путем объединения ключевых провинций и областей двух стран, эффективного использования выставок и содействия развитию парков сотрудничества;
- продвижение торговых и экономических институциональных механизмов, оптимизация деловой среды и усиление координации на многосторонних форумах.
Существует уверенность, что в 2021 году российско-китайские согласованные усилия приведут к здоровому и устойчивому развитию торговых отношений между странами и скорейшему восстановлению двусторонней торговли до целевого показателя в 200 миллиардов долларов США [6].
Библиографический список
1. Бризицкая А.В., Якимова В.А. Индикаторы оценки финансовой безопасности территорий опережающего развития Дальнего Востока России // Аудитор. - 2020. - №3.
2. Дармилова Ж.Д., Мугаева Е.В. Стратегии управления инновационной деятельностью промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. - 2014. - №2 (18). -С. 45-50.
3. Маглинова Т.Г. Российско-китайское экономическое сотрудничество в современных условиях // Вектор экономики. - 2020. - № 7 (49). - С. 14.
4. Маглинова Т.Г. Мировая экономика: учебное пособие. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2021. - 178 с.
5. China, Russia need to bolster trade to match ever close bilateral ties. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202107/1228787.shtml / (Дата обращения 19.09.2021).
6. China aims to boost trade with Russia to $200 bln in 2021. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.com/economy/1249895 / (Дата обращения 19.09.2021).
7. China's Technology Cooperation with Russia: Geopolitics, Economics, and Regime Security. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academic.oup.com/cjip/article-abstract/14/3/447/6352583 / (Дата обращения 19.09.2021).
8. Good China-Russia Relations Are Here to Stay. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thediplomat.com/2021/06/good-china-russia-relations-are-here-to-stay / (Дата обращения 19.09.2021).
9. With China-Russia ties at 'best in history,' trade still needs a boost to ensure security. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219223.shtml / (Дата обращения 19.09.2021).
STRENGTHENING THE ROLE OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN NEW
GEOPOLITICAL CONDITIONS
T.G. Maglinova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)
Abstract. Against the background of constant attempts by the United States to strengthen its influence on the world community, strengthening the alliance between Russia and China is the region's primary strategic task. The weak side in bilateral relations is economic and trade ties, which have been declining for several years in a row, in particular, the low trade component of Russia in the Chinese economy creates all the conditions for the development of this direction in the future. Energy, agriculture and cross-border e-commerce are the areas where Russian-Chinese companies have achieved the greatest efficiency. The development of trade and economic relations between the two countries will make it possible to create sharp competition for the economies of developed countries.
Keywords: Russian-Chinese cooperation, bilateral trade, trading partner, import, export, industries, geopolitics, diplomacy, foreign direct investment, investment projects, Covid-19.