Научная статья на тему '«14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН» ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

«14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН» ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
524
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
14-Я ПЯТИЛЕТКА / ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПРОВИНЦИЕЙ ХЭЙЛУНЦЗЯН И РОССИЕЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ма Юцзюнь

В 2020 году, в условиях новой коронной эпидемии, провинция Хэйлунцзян достигла хороших результатов в сотрудничестве с Россией. В целом, в годы 13-й пятилетки провинция Хэйлунцзян добилась исторического прорыва в сотрудничестве с Россией, но сохранились также проблемы. В частности, в сфере торговли отмечаются необоснованная структура и нерегулярные формы сотрудничества. В 2020 году провинция Хэйлунцзян сформулировала план развития на 14-ю пятилетку, открывающий новые возможности для всестороннего сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией. В частности, ставка сделана на сочетание программ возрождения Северо-Восточного Китая и развития российского Дальнего Востока. Поэтому для углубления всестороннего сотрудничества и достижения целей развития, предполагающих взаимную выгоду, стороны все более внимательно рассматривают взаимодействие в сфере развития промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

14TH FIVE YEAR PLAN" OF HEILONGJIANG PROVINCE AND DEVELOPMENT TRENDS OF CHINESE-RUSSIAN REGIONAL COOPERATION

In 2020, amid a new corona epidemic, Heilongjiang Province has achieved good results in cooperation with Russia. In general, during the 13th Five-Year Plan, Heilongjiang Province achieved a historic breakthrough in cooperation with Russia, but problems also persisted. In particular, in the field of trade, there is an unjustified structure and irregular forms of cooperation. In 2020, Heilongjiang Province formulated a 14th Five-Year Plan Development Plan, opening up new opportunities for comprehensive cooperation between Heilongjiang Province and Russia. In particular, the stake is made on a combination of programs for the revival of Northeast China and the development of the Russian Far East. Therefore, in order to deepen all-round cooperation and achieve development goals that imply mutual benefit, the parties are increasingly considering interaction in the field of industrial development.

Текст научной работы на тему ««14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН» ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 338(510)«2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-205-217

МА ЮЦЗЮНЬ

«14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН» ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА1

Ключевые слова: 14-я пятилетка, провинция Хэйлунцзян, северо-восточное возрождение, освоение Дальнего Востока, развитие экономического и торгового сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией

В 2020 году, в условиях новой коронной эпидемии, провинция Хэйлунцзян достигла хороших результатов в сотрудничестве с Россией. В целом, в годы 13-й пятилетки провинция Хэйлунцзян добилась исторического прорыва в сотрудничестве с Россией, но сохранились также проблемы. В частности, в сфере торговли отмечаются необоснованная структура и нерегулярные формы сотрудничества. В 2020 году провинция Хэйлунцзян сформулировала план развития на 14-ю пятилетку, открывающий новые возможности для всестороннего сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией. В частности, ставка сделана на сочетание программ возрождения Северо-Восточного Китая и развития российского Дальнего Востока. Поэтому для углубления всестороннего сотрудничества и достижения целей развития, предполагающих взаимную выгоду, стороны все более внимательно рассматривают взаимодействие в сфере развития промышленности.

MA, YUJUN

"14TH FIVE YEAR PLAN" OF HEILONGJIANG PROVINCE AND DEVELOPMENT TRENDS OF CHINESE-RUSSIAN REGIONAL COOPERATION

Key words: 14th five-year plan, Heilongjiang province, northeastern revival, development of the Far East, development of economic and trade cooperation between Heilongjiang province and Russia.

In 2020, amid a new corona epidemic, Heilongjiang Province has achieved good results in cooperation with Russia. In general, during the 13th Five-Year Plan, Heilongjiang Province achieved a historic breakthrough in cooperation with Russia, but problems also persisted. In particular, in the field of trade, there is an unjustified structure and irregular forms of cooperation. In 2020, Heilongjiang Province formulated a 14th Five-Year Plan Development Plan, opening up new opportunities for comprehensive cooperation between Heilongjiang Province and Russia. In particular, the stake is made on a combination of programs for the revival of Northeast China and the development of the Russian Far East. Therefore, in order to deepen all-round cooperation and achieve development goals that imply mutual benefit, the parties are increasingly considering interaction in the field of industrial development.

2021 год станет первым годом «14-го пятилетнего плана» провинции Хэйлунцзян. Полноценное использование преимуществ и потенциала провинции Хэйлунцзян и всестороннее внешнее сотрудничество являются не только важным средством содействия экономическому развитию провинции Хэйлунцзян, но и важной мерой по оживлению Северо-Востока.

1. «Тринадцатый пятилетний план» провинции Хэйлунцзян принес замечательные результаты.

В период «тринадцатой пятилетки» провинция Хэйлунцзян развивалась значительно быстрее, а уровень открытой экономики еще больше повысился. С провинцией Хэйлунцзян торгуют более 200 стран и регионов, и ее торговые партнеры находятся по всей Азии, Европе, Африке, Северной Америке, Латинской Америке и Океании. С 2016 по 2019 год объем внешнеторгового импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян составил 599,16 млрд. юаней, среднегодовой рост составил 19,5%, а импорт и экспорт в Японию и Южную Корею составили 10,49 млрд юаней и 6,02 млрд юаней, соответственно, со среднегодовыми темпами роста 1,8% и 14,6%. Активно развивался торговый обмен со странами «Пояса и пути». С 2016 по 2019 год объем торговли с 64 странами и регионами вдоль «Пояса и пути» достиг в общей сложности 456,96 млрд. юаней импорта и экспорта, что означало средний ежегодный рост на 24,5%. В целом, это составило 76,2% от общего объема импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян [1, с.50].

Опираясь на основные промышленные и сельскохозяйственные преимущества, провинция Хэйлунцзян расширила экспорт механической и электрической продукции и интенсивно переработанной сельскохозяйственной продукции [2]. Общий объем импорта древесины, железной руды, целлюлозы и удобрений из России с 2016 по 2019 год составил 38,48 млрд. юаней, 8,38 млрд. юаней, 6,23 млрд. юаней и 3,23 млрд. юаней, соответственно. При этом степень их переработки на месте составила 30%, 70%, 30% и 35%. Быстро развивалась трансграничная электронная коммерция, были последовательно утверждены комплексные испытательные

1 Результаты поэтапного исследования Национального фонда социальных наук «История экономического и социального развития» (Номер проекта: 20FSSB029).

205

площадки для трансграничной электронной торговли в Харбине, Суйфэньхэ и Хэйхэ. На канал международной электронной коммерции грузовых авиаперевозок из Харбина в Екатеринбург приходится треть трафика страны, направляемого малыми почтовыми отправлениями в Россию. На протяжении многих лет он находится в авангарде экспорта малых почтовых отправлений страны в Россию.

1.1. Устойчивое развитие сотрудничества с иностранными инвестициями.

Отрасль прямых иностранных инвестиций охватила большинство секторов промышленности, а структура инвестиций изменилась с приобретения ресурсов на участие в глобальных цепочках добавленной стоимости и цепочках поставок. Такие компании, как ООО «Харбинская электричская группа»; ООО «Компания автомобильного моста "Лонг Цзянь"»; Нефтяное месторождение Дацин; ООО «Хэйлунцзянская строительно-инженерная группа»; Хэйлунцзянская теплоэнергетическая компания; Хэйлунцзянская теплоэнергетическая компания, выполнили ряд проектов мирового уровня в области нефти, энергетики, инфраструктуры, а также проектов строительства дорог и мостов за рубежом. Сложилась группа предприятий с объемом инвестиций более 100 миллионов долларов США, например, ООО Харбинская фармацевтическая группа; ООО «Хэйлунцзянское животноводство "Хэнъян"»; ООО «Молочные продукты "Фэхе"»; ООО «Хэйлунцзянская корпорация промышленного развития "Фенг О"».

1.2. Ускорение сотрудничества на высоком уровне.

Сегодня в полной мере началось строительство экспериментальной «Зоны свободной торговли Китая (Хэйлунцзян)», в основе которой лежат институциональные инновации, ускоряющие трансформацию 27 департаментов провинциального уровня в экспериментальной Зоне свободной торговли, изменяют фискальную политику, способствуют инвестициям и либерализации торговли, содействуют углублению инноваций в финансовом секторе и стимулированию развития. Новая кинетическая энергия, строительство открытого и кооперативного высокогорья, а также финансовая и налоговая поддержка позволили разработать комплексную политику поддержки проекта; общий план был реализован для всех 89 пилотных задач реформы. В Министерство торговли поступило сообщение о 12 инновационных случаях; с момента создания экспериментальной Зоны свободной торговли был подписан 181 новый проект с объемом инвестиций 189,9 млрд. юаней [3, с. 53-54].

1.3. Глубокое и разностороннее сотрудничество с Россией.

В течение 13-й пятилетки провинция Хэйлунцзян продолжала углублять торгово-экономическое сотрудничество с Россией, а ее статус, как крупной экономической и торговой провинции, еще больше укрепился и улучшился [4, с. 60-64]. С 2016 по 2019 год объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией достиг 384,11 млрд. юаней, со среднегодовыми темпами роста 27,9%, при совокупной стоимости экспорта 39,28 млрд. юаней и стоимости импорта 344,83 млрд. юаней. На долю импорта и экспорта с Россией пришлось более 60% от общего объема внешнеторгового импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян и около 20% от общего объема национальной торговли с Россией. Импорт круглого леса, пиломатериалов, целлюлозы и поташа из России составил 1/5 от соответствующих показателей по стране, а средняя степень переработки российской сырьевой продукции составляла около 40%. Рост объемов и цен на импорт сырой нефти ускорился: в общей сложности было импортировано 89,65 млн. тонн сырой нефти на сумму 271,86 млрд. юаней, среднегодовой прирост составил 21,1% и 40,9%. Существует более 2,4 тыс. наименований экспортных товаров, главными из которых являлись одежда, овощи и обувь.

1.4. Достигнуты положительные сдвиги в инвестиционном сотрудничестве с Россией.

С 2016 по 2019 год прямые инвестиции провинции Хэйлунцзян в Россию занимали первое

место в стране. Прямые инвестиции в Россию в 2018 году составили 34,6% от общекитайского показателя. По состоянию на конец 2019 года, в провинции Хэйлунцзян было 393 зарегистрированных компании, инвестирующих в Россию, с общим объемом инвестиций в размере 7,05 млрд. долларов США и фактическими инвестициями в России в размере 2,34 млрд. долларов США [5]. Провинция Хэйлунцзян наладила торгово-экономическое сотрудничество с 25 субъектами Российской Федерации и создала механизм торгово-экономического сотрудничества с ее 12 субъектами. Основные направления инвестиций - сельское хозяйство, лесное хозяйство, энергетика и горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и строительство парков. Построены 15 Зон экономического и торгового сотрудничества в России

общей площадью 16,36 миллиона квадратных метров, в которые войдут 148 компаний, с общим объемом инвестиций 1,74 миллиарда долларов США. Две Зоны сотрудничества преобразованы в национальные парки, а три парка пользуются льготной политикой ТОР России.

1.5.Ускорено строительство портовых переходов.

В провинции Хэйлунцзян в настоящее время имеется 27 первоклассных национальных портов и 19 приграничных портов с Россией. С 2016 по 2019 год объем грузовых перевозок в портах провинции Хэйлунцзян достиг 14,42 млн. тонн со среднегодовым темпом роста 18,8%. Объем пассажирских перевозок в порту провинции Хэйлунцзян достиг 14,483 млн. пассажиров со среднегодовым темпом роста 6,2%. Провинция Хэйлунцзян сформировала комплексную трехмерную схему транспортировки из портов, такую как железнодорожный, автомобильный, водный транспорт, авиация и транспортировка ледовых транспортных средств, транспортировка по каналам для фиксации льда в плавучих резервуарах и транспортировка по нефтепроводу. Повышена эффективность таможенного оформления в портах и сокращено общее время таможенного оформления, что делает его одним из лучших в стране. Официально были запущены стандартная версия системы грузового декларирования «единого окна» для международной торговли и платформа электронного порта провинции Хэйлунцзян. Электронный порт поддерживает международное торговое «единое окно», а количество заявок на декларирование товаров в провинции Хэйлунцзян достигло 100 % [6, с.16-18].

1.6. Масштабы использования внешних средств постоянно расширяются.

С 2016 по 2019 год провинция Хэйлунцзян фактически использовала 1,75 миллиарда долларов США иностранного капитала со среднегодовыми темпами роста 19,4%. По состоянию на конец 2019 года общий объем инвестиций 933 предприятий с иностранным финансированием составил 44,31 миллиарда долларов США. Иностранные бизнесмены из 91 страны и региона создали инвестиционные проекты в провинции Хэйлунцзян, а 52 компании из списка Fortune 500 инвестировали в 120 проектов в провинции Хэйлунцзян. В Хэйлунцзяне обосновалось большое количество ключевых предприятий с иностранным финансированием, таких как Nestlé из Швейцарии, штаб-квартира British Foods, Dalkia из Франции, John Deere из США, Сельскохозяйственная техника Нидерландов, а также Japanese Engine, Korean Auto Parts, Volvo, Ford и т. д.

С 2016 по 2019 год провинция Хэйлунцзян представила в общей сложности 13 тыс. инвестиционных проектов из-за пределов провинции с общим объемом инвестиций 4,8 трлн. юаней (1,6 трлн. юаней, фактически использованных). Структура промышленных инвестиций постоянно оптимизировалась с упором на ведущие отрасли, такие как переработка пищевых продуктов, биомедицина, новые материалы, интеллектуальное производство и логистика, для расширения производственной цепочки и точного продвижения инвестиций. Fufeng Group, Yihai Kerry, New Hope Group, Zhengwei Group, Taiyin Group, Greenland Group, Fosun International и другие ведущие компании инвестировали в крупные проекты на сумму более 100 миллионов юаней в провинции Хэйлунцзян.

1.7. Роль платформы поощрения инвестиций парка постоянно усиливается.

Путем оптимизации и интеграции провинция Хэйлунцзян планирует построить в общей сложности 117 различных Открытых зон и Парков. Среди них - 13 Зон на национальном уровне, 89 Зон - провинциального и 15 Зон - особого таможенного надзора. В Зоне экономического развития Хэйлунцзян расположено более 33 тыс. предприятий, в том числе 351 предприятие с иностранными инвестициями, 458 высокотехнологичных предприятий и 56 из 500 крупнейших инвестиционных предприятий мира. Поддерживающая роль Зон развития в экономике и обществе провинции Хэйлунцзян продолжает расти.

В 2019 году Зоны развития в провинции Хэйлунцзян достигли регионального ВВП в размере 359,47 млрд. юаней и налоговых доходов в размере 42,194 млрд. юаней, что составляет менее 1% территории провинции Хэйлунцзян. 26,4% и 33,4% площади провинции Хэйлунцзян; фактическое использование зарубежных средств составляет 270 миллионов долларов США, фактическое использование внутренних средств составляет 71,97 миллиарда юаней, а импорт и экспорт - 64,27 миллиарда юаней (50,2%, 48,1% и 34,4% соответствующих показателей провинции Хэйлунцзян). Из них 110 проектов расположены в 78 Зонах развития, что составляет 70,9%. Добавленная стоимость сферы услуг в доле от общего ВВП Зоны развития увеличилась с 29,5% в

2016 году до 40,5% в 2019 году, а структура промышленности была значительно оптимизирована.

2. Направления развития провинции Хэйлунцзян в «14-й пятилетке».

В 2020 году общий объем импорта и экспорта товаров провинции Хэйлунцзян в Россию составил 97,33 млрд. юаней (в т.ч. экспорт в Россию составил 9,52 млрд юаней, что на 5,0% меньше, чем в предыдущем году; импорт из России составил 87,81 млрд юаней, снижение на 25,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Предложение Китая о концепции «Один пояс, один путь» и его стыковке с «Евразийским экономическим союзом», принятое лидерами Китая и России, предоставило редкую возможность для того, чтобы сотрудничества двух стран вступило в переломную фазу.

2.1. Глубоко интегрироваться в совместное строительство «Пояса и пути» и создать новую границу открытости.

В современных условиях важно в полной мере выполнять роль важного окна на Север, ускорить построение новой открытой экономической системы, активно расширять обмен и сотрудничество со странами и регионами «пояса и пути», открываться все шире и глубже и формировать новую модель высокого уровня. Следует укрепить статус крупнейшей провинции в области открытости и сотрудничества с Россией, комплексно повысить его пропускную способность. Планируется, что мы сосредоточимся на импорте и переработке на местах, а также на качестве и улучшении экспорта для создания трансграничной производственной цепочки и промышленного кластера, расширить импорт сырой нефти, природного газа, угля, железной руды, зерна и других сыпучих товаров, ключевых деталей и компонентов, а также экспорт местной продукции, особенно механической и электрической продукции, передовых технологий и оборудования в Россию.

Принята установка содействовать инновационному развитию приграничной торговли с Россией, внедрять модель «взаимная торговля + обработка на месте» и изучать возможности развития оффшорной приграничной торговли, активно развивать торговлю услугами с Россией и создавать базу экспорта услуг для традиционной китайской медицины и культуры. Предполагается развивать новые формы торговли с Россией, поддерживая создание пилотных городов для услуг трансграничной электронной торговли, улучшая сетевую схему приграничных складов и зарубежных складов, а также расширяя испытания розничного импорта трансграничной электронной коммерции. Намечено создать функциональную штаб-квартиру для трансграничных расчетов финансовых учреждений, построить центр трансграничных расчетов с Россией в юанях и создать Зону инновационного развития китайско-российской цифровой экономики. Планируется углублять обмены и сотрудничество с Россией в области здравоохранения, науки и технологий, образования и т.д., а также построить совместный китайско-российский кампус Санкт-Петербургского государственного университета в Харбинском технологическом институте.

2.2. Содействовать всестороннему открытию и качественному сотрудничеству.

Следует оптимизировать расположение приграничных портов, выделить основные

направления их развития, дифференцированную планировку и комплексное развитие портов и городов, а также создать пояс экономического развития приграничных портов, создавать Зоны приграничного экономического сотрудничества, Зоны взаимной торговли, комплексные бондовые Зоны и другие системы парков открытого сотрудничества для содействия скоординированному развитию торговли и промышленной интеграции, а также создания взаимовыгодных и беспроигрышных систем сотрудничества в производственных цепочках поставок. Ставка сделана на повышение международного уровня выставок, таких как China-Russia Expo и Harbin Trade Fair, и активное участие в строительстве «Экономического коридора Китай-Монголия-Россия», региональном сотрудничестве в Северо-Восточной Азии с целью укрепления взаимодействия со странами, находящимися на той же широте в области экологии, защиты окружающей среды, биологии, ледовой и снежной промышленности, а также со странами Европы, Америки, Японии и Южной Кореи. Следует расширять международный рынок экологически чистых продуктов питания и интегрироваться в «Пояс и путь» [7, с.106-108].

2.3. Создайте позицию для открытия внешнего мира в пилотной зоне свободной торговли.

В числе основных направлений развития: сопоставление с передовыми международными правилами с упором на свободу торговли и содействие инвестициям, предоставление Зонам

свободной торговли большей автономии при проведении реформ и создание «модели Лунцзян», служащей национальной стратегии. Используя институциональные инновации в качестве ядра, мы будем хорошо работать по интегрированному обучению, новаторским реформам и дифференцированным исследованиям, формируя более воспроизводимый и популярный опыт и создавая экспериментальные основы для институциональных реформ. Мы реализуем ряд крупных знаковых проектов с использованием иностранного капитала, вырастим полюса роста промышленной агломерации с учетом международной системы представления талантов и их квалифицированной оценки, соответствующей международным стандартам, а также на основе создания платформы для привлечения талантов.

3. Основные проблемы китайско-российского регионального сотрудничества.

В последние годы, благодаря постоянным изменениям в форме сотрудничества с Россией и постоянному обновлению моделей сотрудничества, китайско-российская торговля достигла быстрого развития, и это одно из направлений, которое быстро развивалось во внешней торговле Китая. Однако развитие регионального сотрудничества между двумя странами остается не вполне удовлетворительным. В частности, сотрудничество в рамках масштабных региональных проектов все еще находится в зачаточном состоянии, что далеко от требований развития отношений между двумя странами в новую эпоху. Причины этого не только в низком уровне экономического развития приграничных территорий, но и в резком спаде экономического развития России из-за европейских и американских санкций.

3.1. Несбалансированность промышленной структуры в приграничных районах двух стран привела к медленному развитию регионального сотрудничества.

Лучшим временем для развития китайско-российской приграничной торговли были первые несколько лет после распада Советского Союза (из-за значительного экономического спада на Дальнем Востоке и в Сибири России, особенно из-за нехватки предметов первой необходимости для жителей). Экономический спад также привел к тому, что большое количество рабочих потеряли работу, что привело к снижению покупательной способности, и дешевые китайские товары соответствовали потребностям людей. Таким образом, в 1990-е годы китайско-российская приграничная торговля развивалась быстрыми темпами.

Однако с корректировкой экономической структуры двух стран, особенно после вступления Китая и России в ВТО, дивиденды от приграничной торговли постепенно снижались. Что еще более важно, корректировка промышленной структуры в приграничных районах стала основная причина спада приграничной торговли. Долгое время основным торговым партнером России был Европейский Союз, а всестороннее внешнеэкономическое и торговое сотрудничество Китая в основном базировалось на США, Японии, странах Западной Европы и других странах. В долгосрочной перспективе внешняя торговля России, особенно торговля высокотехнологичными товарами, не может быть улучшена коренным образом. Поэтому китайско-российскую торговлю нельзя сравнивать по количеству и качеству с масштабами торговли с Европой и Америкой [8, с.65].

В 21 веке экономика России претерпела восстановительное развитие, особенно Дальний Восток, освоение которого также дало первые результаты, особенно из-за притока на Дальний Восток продукции из западных стран, Японии и Южной Кореи, что оказывало определенное влияние на приграничную торговлю между двумя странами. С 1998 года, затронутые азиатским финансовым кризисом, аналогичные товары из Японии, Южной Кореи и некоторых стран Юго-Восточной Азии, являются более конкурентоспособными по цене, чем китайские, что значительно усложнило Китаю освоение российского рынка. С точки зрения масштабов торговли, Китай, Япония и Южная Корея всегда были основными торговыми партнерами российского Дальнего Востока. Даже если объем торговли между Китаем и Дальним Востоком занимает первое место, разрыв между тремя сторонами не очевиден.

3.2. Нерегулярная торговля привела к сокращению регионального сотрудничества.

Долгое время субъектами приграничной торговли с Россией в основном были

индивидуальные и частные предприятия. Особенно в 1990-х годах было много путаницы в таможенном декларировании и досмотре импортных товаров, что привело к аномальным явлениям в китайско-российской приграничной торговле. Торговая форма «серая таможенная декларация» существовала долгое время, пока постепенно не ушла с исторической сцены примерно в 2009 году.

Длительное существование «серой таможенной декларации» - это не только ненадлежащее декларирование импортных товаров китайскими компаниями, но и то, что некоторые российские таможенники допускали существование этого явления, чтобы получить от него прибыль. В то же время, существуют также действия при расчетах с фондами и экспорте товаров, при которых незаконные российские торговцы, переправляют лесоматериалы в Китай, незаконно продают морепродукты китайским торговцам в открытом море и т. д. Эти контрабандные действия когда-то вызывали сильное недовольство российских правоохранительных органов. Распространение контрабанды неизбежно отрицательно сказывается на официальной торговле.

3.3. Единая структура экспорта товаров ведет к слабой жизнеспособности приграничной торговли.

Что касается приграничной торговли, Китай экспортирует текстиль и продукцию легкой промышленности в Россию, а Россия экспортирует сырье и минеральные продукты в Китай. Модель долгосрочной стабилизации не корректировалась в соответствии с изменениями в экономической ситуации Китая и России. Большая часть экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию поступает из провинций Цзянсу и Чжэцзян, а местные продукты составляют лишь около 20%. Из-за слабой экономической основы приграничных портов и отсутствия поддержки со стороны фирменных предприятий и фирменной продукции, порты стали основными «каналами» для экспорта товаров из других провинций. В то же время, перерабатывающие мощности относительно слабы, а импортируемые товары - это в основном «оригинальные» бренды, не образующие производственной цепочки и не играющие заметной роли в стимулировании местной экономики [9, с.89]. Примерно в 2010 году, в соответствии с российскими мерами по борьбе с «серыми таможенными декларациями», правительство провинции Хэйлунцзян предложило внедрить «белое таможенное оформление» [10, с.56-58]. Хотя в то время она понесла некоторые убытки, позднее было очень важно стандартизировать региональное сотрудничество между двумя странами. В 2011 году провинция Хэйлунцзян, отвечая на проблему единой структуры импорта России, своевременно выдвинула идею о том, что «экспорт должен обрабатываться, а импорт -осуществляться», что в определенной степени решило проблему единой товарной структуры.

4. Прогресс и идеи китайско-российского регионального торгово-экономического сотрудничества в новую эпоху.

Укрепление регионального сотрудничества между двумя странами в новую эпоху соответствует стратегии развития двух стран, а также достигается консенсусом на высоком уровне. 2 ноября 2020 года на двадцать пятой встрече премьер-министров Китая и России было предложено «поддержать китайские и российские провинции и регионы в развитии межрегионального сотрудничества по соевым бобам для расширения взаимного доступа на рынки сельскохозяйственной и продовольственной продукции между двумя странами». В то же время было решено способствовать обмену опытом работы в особых экономических Зонах, организации инспекций инвесторов и поощрении китайских компаний к осуществлению проектно-инвестиционного сотрудничества в ОЭЗ, ТОР и свободном порту Владивосток в России.

Перспективы регионального сотрудничества между двумя странами в новую эпоху широки. Это способствует не только возрождению Северо-Востока, но и развитию Дальнего Востока России. Таким образом, развитие регионального сотрудничества соответствует развитию стратегия двух стран.

В развитии всестороннего сотрудничества между двумя странами постепенно возрастает роль местного сотрудничества. В сентябре 2018 года, участвуя в Восточном экономическом форуме во Владивостоке, президент Си Цзиньпин и президент России Путин подписали «Программы развития китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024 гг.», чтобы расширить региональное сотрудничество между странами. В июне 2019 года Председатель Си Цзиньпин и Президент Путин подписали в Санкт-Петербурге «Совместное заявление», в котором еще раз обозначили направления развития регионального сотрудничества между двумя странами.

4.1. Китайско-российское региональное сотрудничество в новую эпоху идет в ногу со временем.

В новую эру китайско-российского регионального сотрудничества, в контексте ухудшения международной геополитики, две страны также будут углублять свое сотрудничество и помогать друг другу. Чтобы эффективно и предметно продвигать сотрудничество между Китаем и Россией,

особенно в целях укрепления регионального сотрудничества, этот механизм должен быть улучшен, и, следовательно, должен быть сформулирован долгосрочный механизм для развития китайско-российского сотрудничества.

Из-за географического положения Дальнего Востока России сотрудничество между Китаем и Дальним Востоком России не только оказывает глубокое влияние на китайско-российское сотрудничество, в целом, но и оказывает влияние на региональное сотрудничество. Поэтому укрепление сотрудничества между приграничными регионами Китая и Дальнего Востока России -это не просто региональное сотрудничество. Оно должно быть поднято на вершину национальной стратегии, а вопрос сотрудничества с Дальним Востоком должен рассматриваться исходя из национальной стратегии.

Развитие российско-китайских отношений не только приносит ощутимую пользу двум народам, но и выходит за рамки отношений между двумя странами и стало важным фактором в обеспечении мира и стабильности во всем мире. Поскольку в настоящее время мир претерпевает серьезные изменения, поскольку, как соседние страны, крупные страны и постоянные члены Совета Безопасности ООН, Китай и Россия придерживаются принципов добрососедской дружбы и стратегического сотрудничества, это имеет большое значение для поддержания мира во всем мире [11, с.20-21]. В 2021 году исполнилось 20 лет со дня подписания российско-китайских документов о добрососедской дружбе, что является важным событием для обеих сторон. В этих условиях важно настаивать на взаимной выгоде и обоюдной выгоде, укреплять экономическую основу китайско-российских отношений и твердо защищать интересы китайско-российской стратегической безопасности [12].

Столкнувшись с усилением протекционизма в мировой торговле в лице Соединенных Штатов и замедлением мирового экономического роста, и Китай, и Россия более глубоко осознали, что две страны должны не только укреплять политическое сотрудничество, но и практическое сотрудничество в региональной экономической сфере. Это наиболее эффективный способ преодолеть мировой экономический кризис и восстановить экономику после новой коронной эпидемии. В условиях быстрого развития политических отношений, масштабы торгово-экономического сотрудничества между двумя странами ограничены, что не соизмеримо с экономическими масштабами и тесными политическими отношениями двух стран. И Китай, и Россия пытаются улучшить свое экономическое сотрудничество, чтобы обеспечить более сильную поддержку развитию политических отношений. В последние годы Китай и Россия неоднократно заявляли, что им следует укреплять сотрудничество и совместно решать сложные международные проблемы.

Региональное сотрудничество между двумя странами постепенно углубляется, помогая двум странам всесторонне сотрудничать. В приграничных районах Китая и России, различные провинции и автономные районы Китая также активно расширяют каналы для инвестиций и сотрудничества с Россией. Они не только активно осуществляют сотрудничество с Россией в области энергетического сотрудничества, но и участвуют в программах развития Дальнего Востока России. В целом, китайско-российское сотрудничество в приграничных регионах привело к появлению множества новых моделей и новых методов сотрудничества. Провинция Хэйлунцзян возглавила создание зарубежных парков в России в 2009 году. По состоянию на 2020 год, в провинции Хэйлунцзян было создано 16 парков в России. В течение долгого времени было изучено множество успешных примеров создания механизмов регионального сотрудничества с Россией, таких как торговое сотрудничество, промышленное сотрудничество и т.д. Все эти опыты можно использовать для справки.

4.2. Китай и Россия должны активно выполнять соглашения, подписанные двумя странами.

В 2018 году лидеры двух стран подписали «Программы развития китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024 гг.» (Далее - «Программы»). Ключевым вопросом на будущее станет то, как реализовать конкретных меры этих «Программ». В последние годы взаимодействие на высоком уровне между Китаем и Россией было частым, и был подписан ряд соглашений о сотрудничестве. В частности, стратегическим интересам двух стран соответствует предложенная Китаем стыковка программ «пояса и пути» и Евразийского экономического союза. Эффективное развитие стратегического сотрудничества между двумя

странами также способствует прагматическому сотрудничеству между Северо-Восточным регионом и Дальним Востоком России.

После распада Советского Союза в России было много дискуссий по вопросам сотрудничества между Дальним Востоком России и Китаем, в основном, связанных с тезисами о «китайской угрозе» и «увеличении населения Китая». Это было обусловлено тем, что местные чиновники сознательно разыгрывают китайскую карту в своих собственных целях, разжигая так называемые националистические настроения, и даже в большей степени в качестве публичного акта различных ведомств федерального правительства, чтобы бороться за интересы своих ведомств. Такое мышление когда-то было очень востребовано в России и, в определенной степени, не могло не повлиять на отношение и политику местных властей Дальнего Востока России по отношению к Китаю [13, с.6-15]. По этой причине Китаю необходимо проявлять терпение и осуществлять многопрофильное, многоуровневое и многоканальное сотрудничество с Россией, чтобы все слои российского общества, особенно правительственные чиновники, постепенно осознали, что развитие Дальнего Востока России необходимо вести на основе многостороннего сотрудничества, в частности, укрепляя тесное сотрудничество с Китаем. Время также полностью доказало, что «китайская угроза», которая беспокоит Россию, просто является фикцией. Вступая в 21 век, Китай усилил надзор за различными сферами, включая экспорт рабочей силы, так что сотрудничество между Китаем и Россией постепенно перешло на путь регуляризации и легализации.

Долгое время китайско-российские отношения представляли собой феномен «горячее сверху и холодное снизу». Основная причина такой ситуации заключалась в том, что в сотрудничестве между двумя странами часто происходили обмены на высоком уровне, но местных обменов явно не хватало. Особенно, это относится к деятельности, которая может повлиять на отношения между двумя странами. Опираясь на опыт АСЕАН, между Китаем и Россией целесообразно создавать координационные комитеты на местном уровне в столицах провинций, таких как Харбин, Шэньян и Чанчунь, которые будут отвечать за вопросы коммуникации и координации на местном уровне. Поэтому всем провинциям, автономным округам и муниципалитетам Северо-Восточного Китая и различным субъектам федерации в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России предложено создавать представительства, офисы или офисы связи в вышеупомянутых городах, чтобы нести особую ответственность за проблемы китайско-русского регионального сотрудничества.

Воспользовавшись возможностями проведения различных выставок, таких как China-Russia Expo, Международная экономическая и торговая ярмарка на Большом острове Хэйхэ, Выставка Амурской области России, следует активно укреплять эффективные коммуникации с российскими властями и предприятиями на всех уровнях, расширять сферы сотрудничества от Дальнего Востока до глубинки России. Воспользовавшись возможностью экономического сотрудничества между Экономическим поясом реки Янцзы и рекой Волга для расширения всестороннего экономического сотрудничества Северо-Восточного региона России, провинция установила связи с большим количеством городов во внутренних районах России. Основой построения китайско-российского регионального сотрудничества является укрепление экономического сотрудничества. При этом эффективным средством обеспечения экономического сотрудничества является создание механизма сотрудничества между предприятиями. Реализация программы «Одно окно и четыре района», осуществляемое провинцией Хэйлунцзян, является частью проекта «Один пояс, один путь» и является платформой для постоянного укрепления сотрудничества с Дальним Востоком, особенно с предприятиями.

4.3. Экономическое и торговое сотрудничество приграничных регионов Китая и России вступило в переломный период.

Из-за украинского кризиса 2014 года иностранные инвестиции в Россию резко сократились. В 2019 году страна привлекла 185,5 млрд. долларов США иностранного капитала, тогда как отток капитала составил 153,5 млрд. долларов США. При этом фактическое использование иностранного капитала составило всего 31,98 млрд. долларов США.

Плохая инвестиционная среда в России всегда была непреодолимым препятствием для стран инвестировать в Россию, а также является одной из основных причин недостаточного объема иностранных инвестиций на Дальнем Востоке. В Дальневосточном федеральном округе

Сахалинская область имеет наибольший объем иностранных инвестиций (56,6%) на Дальнем Востоке. Увеличение иностранных инвестиций в Дальневосточный федеральный округ в основном связано с реализацией российской политики развития Дальнего Востока и реализацией многих преференциальных политик для привлечения иностранных инвестиций. Тем более, что с 2015 года Дальний Восток впервые реализовал строительство Зоны опережающего экономического и социального развития, активно привлекая иностранные инвестиции, в том числе китайские.

Хотя приток иностранного капитала в Россию и на Дальний Восток невелик, восточный регион показал хорошую тенденцию развития, что свидетельствует о том, что он приложил большие усилия для привлечения иностранных инвестиций. Фактически, по разным показателям восточного региона России с 2018 года видно, что из-за изменения отношения России к иностранным инвестициям в России существуют более благоприятные льготные условия, чем в других регионах, при формулировании условий для привлечения иностранных инвестиций. На ежегодной выставке China-Russia Expo представители Дальневосточного федерального округа и Сибирского федерального округа направили на выставку сильные делегации для проведения различных рекламных встреч, чтобы представить льготные условия Дальнего Востока и Сибири с целью привлечения капиталовложений, включая Китай.

В 2014 году Россия подверглась экономическим санкциям Запада. Это вынудило ее изменить свой прежний национальный режим по отношению к иностранным инвестициям. Нынешняя политика, в определенной степени, является наднациональным режимом. Это четко прослеживается в преференциальной политике Зоны опережающего экономического и социального развития, проводимой Дальним Востоком. Были реализованы специальные преференциальные политики в отношении налогообложения, земли, банковских кредитов и выдачи трудовых свидетельств. С одной стороны, это показывает, что российский Дальний Восток стремится привлечь иностранные инвестиции, а с другой - еще раз показывает, что россияне изменили свое отношение к международному сотрудничеству. В определенной степени это способствует развитию регионального сотрудничества между приграничными регионами Китая и России, особенно инвестиционного сотрудничества.

В приграничных районах Китая и России китайские провинции и автономные районы активно расширяют каналы для инвестиций и сотрудничества с Россией, не только осуществляя сотрудничество с Россией в области энергетического сотрудничества, но и в других областях. По сравнению с востоком России, фактическое использование иностранного капитала в провинции Хэйлунцзян увеличилось с 2008 по 2020 год. За исключением снижения на 7,3% в 2009 году, в другие годы наблюдалась тенденция роста. В 2011 году он составил 22%. Однако с точки зрения тенденций развития абсолютная величина фактического использования иностранного капитала в провинции Хэйлунцзян имеет тенденцию к снижению.

С 2015 года, в связи со строительством «Пояса и пути» и строительством Евразийского экономического союза, Китай и Россия определили 73 приоритетных проекта, причем не только в сферах энергетики, инфраструктуры и транспорта, но также в области обработки древесины, цемента, строительных материалов, сельскохозяйственной продукции и высокотехнологичных исследований, включая большие пассажирские самолеты, причем некоторые проекты уже осуществлены. Предусматривается также будущее сотрудничество по ледовым проектам в Арктике. Китай - большая страна в индустрии льда и снега, но недостаточно сильная. Для развивающихся стран, в которых долгое время доминировало сельское хозяйство, развитие ледовой и снежной промышленности все еще в новинку. Независимо от метода развития или концепции развития, необходимы совершенно новые изменения.

Когда президент Си Цзиньпин посетил провинцию Хэйлунцзян в 2015 году, он предложил превратить снег в золото и серебро. В конце 2017 года лидеры Китая и России подтвердили концепцию развития «Ледяного шелкового пути», который дает хорошие возможности для будущего инвестиционного сотрудничества между двумя странами. Во время своего участия в форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в мае 2017 года Путин четко указал: «Я надеюсь, что Китай сможет использовать Арктический водный путь», чтобы соединить Арктический водный путь с «поясом и путем». 4 июля 2017 года во время визита президента Си Цзиньпина в Москву он также официально предложил «наладить сотрудничество на арктическом водном пути для совместного строительства «Ледяного шелкового пути»». В 2022 году в Пекине и

Чжанцзякоу пройдут 24-е зимние Олимпийские игры, которые также предоставят редкую возможность для развития сотрудничества в ледовой и снежной индустрии между двумя странами.

4.4. План регионального развития и стыковочного сотрудничества, а также разработка планов регионального сотрудничества.

После того как Китай начал строительство «Пояса и пути», Россия отреагировала на этот проект положительно, и две страны подписали соглашение о стыковочном сотрудничестве между «Поясом и путем» и Евразийским экономическим союзом. Точка стыковки реализации национальных стратегий двух стран - в Северо-Восточном регионе и на Дальнем Востоке России. В контексте инициативы «Один пояс, один путь» на повестку дня было поставлено укрепление регионального сотрудничества, открывающего редкую возможность для развития Дальнего Востока России. Обе страны уделяют пристальное внимание региональному сотрудничеству между двумя странами, своевременно формулируют законы и постановления, способствующие двустороннему сотрудничеству, повышая уровень своих стратегий, улучшая структуру региональной торговли и увеличивая масштабные взаимные инвестиции. С учетом концепции развития «пяти звеньев», укрепление сотрудничества с Россией имеет приоритетное значение.

Стыковочное сотрудничество - это новаторская модель китайско-российского регионального сотрудничества в новую эпоху. Оно требует от обеих сторон тщательного планирования, позволяющего заранее продумать конкретные проекты сотрудничества с целью повышения масштабов и уровня российско-китайского сотрудничества в целом. Ввиду небольшого объема китайских инвестиций на Дальнем Востоке и ограниченного инвестиционного поля, исходя из предпосылок сотрудничества в области энергетики между двумя странами, инвестиции в другие области должны быть также увеличены. Китайско-российское сотрудничество в рамках крупномасштабных проектов имеет стратегическое значение, а инвестиции могут стимулировать развитие двусторонней торговли.

Российский закон о ТОР, принятый в 2015 году, предоставляет редкую возможность развития сотрудничества в рамках масштабных региональных проектов. Согласно закону ТОР, Дальневосточная инвестиционная кооперация приняла соответствующие правила использования денежных средств, экспорта трудовых услуг и корпоративного налогообложения. 24 сентября 2020 года правительство России утвердило «Национальную программу развития Дальнего Востока до 2024 года и долгосрочные цели на 2035 год» как важный план развития Дальнего Востока на следующие 15 лет. В нем перечислены восемь важных областей будущего развития Дальнего Востока, таких как энергетика и полезные ископаемые, лесное хозяйство и лесозаготовка, сельское хозяйство, рыболовство и аквакультура, транспорт и логистика, судостроение и авиация, туризм и производство. Он также уделяет больше внимания строительству инфраструктуры, а именно железных дорог, автомагистралей, портов, сети водных путей. В частности, необходимо развивать арктический водный путь, осуществлять круглогодичную навигацию, создать флот атомных ледоколов, определить разумные затраты на ледокольное сопровождение, создать российского арктического контейнерного оператора, построить транспортные узлы в Камчатском крае и Мурманске.

Взаимодополняемость экономической структуры и структуры промышленности Китая и России позволяет осуществлять широкомасштабное инвестиционное сотрудничество. В настоящее время Китай переживает новый виток промышленной революции., при этом сотрудничество с внешним миром развивается от «Сделано в Китае» до «Создано в Китае».

Северо-восточный регион является базой тяжелой промышленности Китая, но с приходом новой промышленной революции промышленность Северо-Восточного региона также столкнулась с проблемой трансформации и модернизации, и эти проблемы стали еще более актуальными. В июле 2019 года был объявлен «План строительства сильной промышленной провинции Хэйлунцзян (2019-2025 годы)». К 2025 году новая современная промышленная система в Хэйлунцзяне будет в основном создана. Вклад промышленности в экономический рост будет неуклонно увеличиваться. Значительные результаты будут достигнуты в крупных проектах. Возникнет новая ситуация, когда комплексное возрождение и развитие с лучшими преимуществами, лучшей структурой и полным раскрытием преимуществ, подчеркнет роль поддержки высококачественного экономического развития. Россия также корректирует свою экономическую структуру, развивает инновационную экономику, меняет модель чрезмерно

зависимой энергетической экономики, повышает международную конкурентоспособность. Содействие формированию новой модели всеобъемлющей открытости для России на Северо-Востоке требует не только относительно стабильной международной политической и экономической среды, но и углубления сотрудничества, чтобы попытаться преодолеть негативное влияние неэкономических факторов на экономическое сотрудничество.

4.5. Содействовать всестороннему развитию регионального промышленного сотрудничества между Китаем и Россией через финансовое сотрудничество.

Самая большая проблема в развитии Дальнего Востока России - это вопрос финансирования, который также является ключевым фактором, долгое время мешавшим развитию Дальнего Востока России. Хотя правительство приняло некоторые меры, они были отложены из-за их собственных проблем. Развитие Дальнего Востока трудно завершить за счет собственных средств России. Для этого необходимо учиться на опыте других стран, привлекать международный капитал. Китай и Россия - близкие соседи, и в последние годы Китай также является важным экспортером международного капитала. В 2019 году китайские компании инвестировали 15,04 млрд. долларов США в прямые нефинансовые инвестиции в 56 странах вдоль «Пояса и пути», - в основном в Сингапуре, Вьетнаме, Лаосе, Индонезии, Пакистане, Таиланде, Малайзии, ОАЭ, Камбодже, Казахстане и других странах [14].

К концу 2019 года китайские компании открыли зарубежные компании в 43 европейских странах и регионах с уровнем охвата 87,8%, уступая только Азии. В Европе создано более 4800 зарубежных компаний, что составляет 11% от общего числа зарубежных компаний, в основном в Германии, России, Великобритании, Нидерландах, Франции, Италии, Испании, Беларуси и других странах [15, с.79].

10 стран с наибольшим объемом прямых инвестиций Китая в Европе на в конце 2019 г.

(млрд. дол. США)

Страна Страна

Нидерланды 23,85

Соединенное Королевство 17,14

Германия 14,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Люксембург 13,9

Россия 12,8

Швеция 8,58

Франция 5,95

Швейцария 5,66

Италия 2,57

Норвегия 1,25

Источник: Министерство торговли Китая, Национальное статистическое бюро и Государственное валютное управление, «Статистический бюллетень прямых внешних инвестиций Китая за 2019 год «.

В 2019 году в инвестициях Китая в Европу Россия заняла пятое место. С 2013 по 2019 год накопленные прямые инвестиции Китая в страны, расположенные вдоль «Пояса и пути», составили 117,31 миллиарда долларов США, а его инвестиции в Россию - 12,8 миллиарда долларов США (третье место), что составляет 7,1% от общего объема инвестиций Китая в зарубежные страны. В 2019 году китайские контрактные проекты в Европе сохранили тенденцию роста. Первая пятерка стран по количеству подписанных контрактов: Россия (16,92 миллиарда долларов США), Украина (2,58 миллиарда долларов США), Испания (2,3 миллиарда долларов США), Франция (1,63 млрд долларов США), Сербия (1,21 млрд долларов США). Общая стоимость новых контрактов, подписанных вышеупомянутыми пятью странами, составила 24,64 миллиарда долларов США, что составляет 76,3% от общей стоимости новых контрактов, подписанных в Европе в том году.

В контексте инициативы «Один пояс, один путь», промышленное сотрудничество в приграничных регионах Китая и России получает большие возможности для развития, а также требует развития сотрудничества в финансовой сфере. Поток китайских инвестиций в Россию не превышает 2 миллиардов долларов США, что представляет собой очень низкую долю иностранных инвестиций Китая. Хотя объем торговли Китая с Дальним Востоком всегда был на переднем крае, даже там Китай по инвестициям тстает от Японии и Южной Кореи. С другой стороны, это также показывает, что именно из-за проблем самих предприятий трудно получить поддержку со стороны финансового сообщества, что также является одной из важных причин

долгосрочного медленного развития китайско-российских инвестиций. По этой причине при переходе китайско-российского экономического сотрудничества от торгового сотрудничества к сотрудничеству в сфере инвестиционной индустрии, необходимо внедрять больше финансовых продуктов для поддержки инвестиционного сотрудничества между предприятиями обеих сторон -не только для привлечения китайских инвестиций в российские отрасли, но и для привлечения российских горячих денег в Китай.

В качестве примера возьмем развитие пищевой промышленности в приграничных районах двух стран. Проект «Ямал СПГ» - также одна из успешных моделей Китая и России последних лет. В рамках сотрудничества в рамках Ямальского проекта, Китай продемонстрировал свою силу в машиностроении и других аспектах, что также было признано Россией. В будущем ожидается, что две страны будут сотрудничать по крупным проектам с учетом инвестиционного дохода, гарантий ресурсов, технического прогресса и расширения сотрудничества для достижения целей взаимной выгоды.

В 21 веке всестороннее стратегическое партнерство Китая и России стало важной силой в стабилизации геополитического ландшафта в мире после новой коронной эпидемии, а региональное сотрудничество Китая и России все больше становится основой для поддержки всеобъемлющего китайско-российского партнерства. Развитие китайско-российского регионального сотрудничества - это не только всестороннее сотрудничество между Дальним Востоком России и Северо-Восточным Китаем и создание благоприятной деловой среды, но и важная движущая сила для содействия экономическому развитию приграничных регионов обеих сторон.

Литература и источники

1. Ма Лин. Исследование статус-кво и мер, препятствующих развитию импортной и экспортной торговли провинции Хэйлунцзян с Россией // Внешняя экономика и торговля. - 2018. - №6. стр.50.

2. Ань Чжаочжэнь. Ускорение трансграничного промышленного сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией // Heilongjiang Daily. - 2018. - 15 июня. - №13.

3. МаЮцзюнь. Чтобы раскрыть новые преимущества Лунцзян и создать новое нагорье для открытия России // Борьба. - 2021.

- №1. - С. 53-54.

4. Чжан Тунтун, Цао Сяодун. Обзор развития торговли провинции Хэйлунцзян с Россией за 40 лет реформ и открытости // Внешняя экономика и торговля. - 2020. - № 1.

5. Цюй Цзин. Краткое изложение коммерческой работы в провинции Хэйлунцзян в «Тринадцатом пятилетнем плане» // Heilongjiang Daily. - 2020. - 1 декабря. 3-е издание.

6. Чжан Чжуочэн. Исследование контрмер для содействия развитию международной логистики в провинции Хэйлунцзян // Индустрия современного бизнеса. - 2021. - №6.

7. Лу Ман, Цзяо Фэний. Оценка северо-восточной ревитализации и развития синергии Дальнего Востока России // Академический обмен. - 2020. - №8.

8. Ю Шэндун. Вопросы и предложения по развитию китайско-российской приграничной торговли // Управление химическими веществами. - 2007. - №10.

9. Фань Сююэ. Анализ проблем приграничной торговли провинции Хэйлунцзян с Россией // Современная коммерческая промышленность. - 2012. - №4.

10. ВанХунжу. Прощай, «серое таможенное оформление» и больше не беспокойся о ведении бизнеса. Китайские бизнесмены получили новую платформу для торговли товарами в России // Китайский экономический еженедельник. - 2014. - №2.

11. Ма Юцзюнь. Проблемы и меры противодействия китайским товарным брендам, эксплуатирующим российский рынок// Внешняя экономика и торговля. - 2012. - № 2.

12. ХуЦзиньтао. Создание светлого будущего для российско-китайских отношений. Выступление на праздновании 60-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией // Guangming Daily. - 2009. - 18 июня.

13. ВанХайюнь. Углубление китайско-российского сотрудничества в области развития на востоке России требует устранения вмешательства «теории китайской угрозы» // Русский журнал. - 2019. - №1. - С. 6-15.

14. Лян Сюэцю. Китайско-российское финансовое сотрудничество и исследования в области будущего развития // Обучение и исследования. - 2020. - № 2. - С. 131-136.

15. Министерство торговли Китайской Народной Республики, Отчет о развитии иностранных инвестиций и сотрудничества Китая. - 2020.

References and Sources

1. Ma Lin. Issledovanie status-kvo i mer, prepyatstvuyushchih razvitiyu importnoj i eksportnoj torgovli provincii Hejlunczyan s Rossiej // Vneshnyaya ekonomika i torgovlya. - 2018. - №6. str.50.

2. An' Chzhaochzhen'. Uskorenie transgranichnogo promyshlennogo sotrudnichestva mezhdu provinciej Hejlunczyan i Rossiej // Heilongjiang Daily.

- 2018. - 15 iyunya. - №13.

3. Ma Yuczyun'. Chtoby raskryt' novye preimushchestva Lunczyan i sozdat' novoe nagor'e dlya otkrytiya Rossii // Bor'ba. - 2021. - №1. - S. 53-54.

4. Chzhan Tuntun, Cao Syaodun. Obzor razvitiya torgovli provincii Hejlunczyan s Rossiej za 40 let reform i otkrytosti // Vneshnyaya ekonomika i torgovlya. - 2020. - № 1.

5. Cyuj Czin. Kratkoe izlozhenie kommercheskoj raboty v provincii Hejlunczyan v «Trinadcatom pyatiletnem plane» // Heilongjiang Daily. - 2020. - 1 dekabrya. 3-e izdanie.

6. Chzhan Chzhuochen. Issledovanie kontrmer dlya sodejstviya razvitiyu mezhdunarodnoj logistiki v provincii Hejlunczyan // Industriya sovremennogo biznesa. - 2021. - №6.

7. Lu Man, Czyao Fenij. Ocenka severo-vostochnoj revitalizacii i razvitiya sinergii Dal'nego Vostoka Rossii // Akademicheskij obmen. - 2020. - №8.

8. Yu Shendun. Voprosy i predlozheniya po razvitiyu kitajsko-rossijskoj prigranichnoj torgovli // Upravlenie himicheskimi veshchestvami. - 2007. -№10.

9. Fan' Syuyue. Analiz problem prigranichnoj torgovli provincii Hejlunczyan s Rossiej // Sovremennaya kommercheskaya promyshlennost'. - 2012. -№4.

10. Van Hunzhu. Proshchaj, «seroe tamozhennoe oformlenie» i bol'she ne bespokojsya o vedenii biznesa. Kitajskie biznesmeny poluchili novuyu platformu dlya torgovli tovarami v Rossii // Kitajskij ekonomicheskij ezhenedel'nik. - 2014. - №2.

11. Ma Yuczyun'. Problemy i mery protivodejstviya kitajskim tovarnym brendam, ekspluatiruyushchim rossijskij rynok// Vneshnyaya ekonomika i torgovlya. - 2012. - № 2.

12. Hu Czin'tao. Sozdanie svetlogo budushchego dlya rossijsko-kitajskih otnoshenij. Vystuplenie na prazdnovanii 60-letiya ustanovleniya diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Kitaem i Rossiej // Guangming Daily. - 2009. - 18 iyunya.

13. Van Hajyun'. Uglublenie kitajsko-rossijskogo sotrudnichestva v oblasti razvitiya na vostoke Rossii trebuet ustraneniya vmeshatel'stva «teorii kitajskoj ugrozy» // Russkij zhurnal. - 2019. - №1. - S. 6-15.

14. Lyan Syuecyu. Kitajsko-rossijskoe finansovoe sotrudnichestvo i issledovaniya v oblasti budushchego razvitiya // Obuchenie i issledovaniya. - 2020. - № 2. - S. 131-136.

15. Ministerstvo torgovli Kitajskoj Narodnoj Respubliki, Otchet o razvitii inostrannyh investicij i sotrudnichestva Kitaya. - 2020.

МА ЮЦЗЮНЬ - профессор, главный научный сотрудник Хэйлунцзянской академии социальных наук, главный эксперт Центра совместных инноваций в области стратегического сотрудничества провинции и министерства при Хэйлунцзянском университете.

MA, YUJUN - Professor, Chief Researcher of the Heilongjiang Academy of Social Sciences, chief expert of the Center for Joint Innovation in Strategic Cooperation between the Province and the Ministry at Heilongjiang University.

УДК 338(510):339.54«2020/2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-217-222

ЛЮ БО

ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: эпидемия, торговля, экономика России и Китая, сотрудничество.

В статье рассмотрены проблемы российско-китайской торговли на современном этапе. Показано, что объем торговли между странами в условиях эпидемии демонстрировал высокую устойчивость. С января по июнь 2021 года общий объем двусторонней торговли достиг 63,075 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28 %. Эпидемия оказала определенное влияние на характер российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Быстро развивались новые торговые форматы и модели, такие как трансграничная электронная коммерция. Благодаря постоянному расширению доступа на рынки, новой изюминкой двусторонней торговли стала сельскохозяйственная продукция. Обе страны активно стремятся создать научно организованную информационную платформу, обмениваться через нее информацией, далее улучшать структуру импорта и экспорта между двумя сторонами, укреплять строительство инфраструктуры и улучшать качество торговли сельскохозяйственной продукцией. Благодаря сотрудничеству между двумя странами борьба с эпидемическими заболеваниями способствовала дальнейшему развитию сотрудничества в таких новых областях, как биомедицина, научные и технологические инновации.

LYU, BO

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES FACING TRADE-ECONOMIC COOPERATION OF RUSSIA AND CHINA DURING NEW CONDITIONS

Key words: epidemic, trade, economies of Russia and China, cooperation

The article considers the problems of Russian-Chinese trade at the present stage. It is shown that the volume of trade between countries in the context of the epidemic showed high stability. From January to June 2021, total bilateral trade reached $ 63.075 billion, an increase of 28% over the same period last year. The epidemic has had a definite impact on the nature of Russian-Chinese trade and economic cooperation. New trading formats and models such as cross-border e-commerce developed rapidly. With the continued expansion of market access, agricultural products have become a new highlight in bilateral trade. Both countries are actively seeking to create a scientifically organized information platform, exchange information through it, further improve the structure of imports and exports between the two sides, strengthen infrastructure construction and improve the quality of agricultural trade. Through cooperation between the two countries, the fight against epidemic diseases has facilitated the further development of cooperation in such new areas as biomedicine, scientific and technological innovation.

Российское новостное агентство «Спутник» 10 июля сообщило, что под воздействием роста заболеваемости пневмонией, вызываемой новым типом коронавируса, смертность в России в июне 2021 года выросла на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Под воздействием глобальной пандемии вирусной инфекции обострилась эпидемическая ситуация в России и Европе. В настоящее время эпидемическая ситуация в Китае находится под контролем, и производство находится в процессе упорядоченного восстановления. В процессе «войны» Китая с эпидемией Россия, как дружественный сосед, оказала Китаю очень важную медицинскую и материальную помощь. Тем не менее, в китайско-российских отношениях возникли и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.