ЮДИН АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, главный специалист АО «Российские космические системы» ([email protected]).
TYLIN, ANDREY E. - Doctor of Economics, General Director of JSC "Russian Space Systems", Professor of the Department of Applied Economics of the Peoples' Friendship University of Russia.
CHURSIN, ALEKSANDR A. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Applied Economics, Peoples Friendship University of Russia ([email protected]).
SHAMIN, ROMAN V. - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Department of Mathematical Modeling and Information Technologies, Peoples Friendship University of Russia ([email protected]).
YUDIN, ALEKSANDR V. - Ph.D. in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Peoples Friendship University of Russia, Chief Specialist of Russian Space Systems ([email protected]).
УДК 339.9(510)+(470) «2000/2018»
МА ЮЙЦЗЮНЬ
ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН - ВАЖНОЕ ЗВЕНО ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»2
Ключевые слова: китайско-российское сотрудничество, провинция Хэйлунцзян, приграничное сотрудничество, экономические коридоры, грузовые перевозки, трансграничная международная транспортная система.
В статье рассматриваются вопросы экономического сотрудничества Китая и России на региональном уровне в рамках осуществляемых программ «Один пояс - один путь», «Пояс Шелкового пути Лонгцзян», «Строительство нового Шелкового пути». Показано, что работа властей провинции Хэйлунцзян в сфере развития российско-китайского экономического и гуманитарного сотрудничества в последнее время нашла положительный отклик руководства Госсовета КНР и стала важной составной частью стратегической концепции «Один пояс - один путь». Она призвана решить ряд таких задач, как трансформация и развитие экономики региона, стимулирование роста экспорта товаров и услуг, производимых в регионе и т.д. Всестороннее улучшение современной трансграничной транспортной системы, ориентированной на Россию, подключение и адаптация к Евразийским системам и стандартам транспорта, трубопроводов, электрических сетей, волоконно-оптических кабелей, а также формирование, в конечном счете, мощной экспортно-ориентированной промышленности, являются стратегическими целями провинции Хэйлунцзян на период до 20125 года.
MA, YUTSZYUN HEIULUNTSYAN PROVINCE IS AN IMPORTANT NEXT OF THE "ONE BELT - ONE WAY" NATIONAL PROGRAM
Keywords: Chinese-Russian cooperation, Heilongjiang Province, cross-border cooperation, economic corridors, freight traffic, cross-border international transport system.
In the article viewed the questions of economic cooperation between China and Russia at the regional level in the framework of the ongoing programs "One Belt - One Way", "Longjiang Silk Road Belt", "Construction of a New Silk Road". It is shown that the work of the Heilongjiang provincial authorities in the development of Russian-Chinese economic and humanitarian cooperation has recently found a positive response from the leadership of the State Council of the People's Republic of China and has become an important part of the "One belt - one way" strategic concept. It is designed to solve a number of such tasks as the transformation and development of the regional economy, stimulating the growth of exports of goods and services produced in the region, etc. Comprehensive improvement of a modern cross-border transportation system focused on Russia, connection and adaptation to Eurasian systems and standards of transport, pipelines, electrical networks, fiber optic cables, and the formation, ultimately, of a powerful export-oriented industry, are the strategic goals of Heilongjiang Province for the period until 2025..
Провинция Хэйлунцзян в своем развитии твердо придерживается стратегического курса реализации национальной программы «Один пояс - один путь» и «Строительство нового Шелкового пути». На основе привлечения иностранных инвестиций в провинции вскрываются новые внутренние резервы и факторы модернизации производства, создаются условия для ускоренного восстановления старой промышленной базы и дальнейшего строительства полноценного, гармонично развивающегося общества. В процессе реализации вышеуказанных национальных стратегических программ в полной мере используются
2 Результаты поэтапного исследования: Проект Фонда социальных социальных наук (15BGJ032) «Исследование регионального сотрудничества между Дальневосточным развитием России и активизацией Северо-Восточного Китая» и Проектом фонда социальных наук провинции Хэйлунцзян (17GIB027)
географические преимущества и уже существующие каналы коммуникаций. В этой связи, провинция Хэйлунцзян активно ищет свое место для реализации возможностей в рамках национальных программ. Так, в декабре 2014 г. провинция Хэйлунцзян приступила к реализации программы создания экономического коридора «Китай - Монголия - Россия». Кроме того, осуществляются мероприятия по созданию экономического пояса «Шелкового пути» на сухопутном и морском направлениях провинции Хэйлунцзян (в дальнейшем -«Пояс Шелкового пути Лонгцзян»). Эта работа нацелена на преодоление негативных последствий растущего мирового кризиса, замедляющего экономические темпы роста национальных экономик. Работа властей провинции нашла положительный отклик руководства Госсовета КНР и стала важной составной частью стратегической концепции «Один пояс - один путь», так как по своей сути она призвана решить ряд таких задач, как трансформация и развитие экономики региона, стимулирование роста экспорта товаров и услуг, производимых в регионе и т.д.
Реализация стратегической программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» состоит из трех этапов, в соответствии с которыми выделяются следующие цели:
Краткосрочные цели (2014-2015 гг.). Полностью раскрыть и реализовать преимущества провинции Хэйлунцзян в ее сотрудничестве со смежным российским регионом - Дальним Востоком. Приоритетами здесь является содействие развитию сети дорог, трубопроводов и других коммуникаций, выработка рациональной логистики доставки грузов, построение и закрепление логистики грузоперевозок через Харбин (Маньчжурия) в Россию и далее в Европу, повышение эффективности межгосударственной сухопутной и морской трансграничной торговли и другие.
Среднесрочные цели (2016-2020 гг.). Ускорить процесс создания Евразийского трансграничного канала, для чего использовать все виды промышленного производства КНР, а также зарубежных стран с целью более полного и эффективного использования существующих каналов доставки грузов. В соответствии с комплексом мер, определенных национальными программами, планируется вести строительство важных трансграничных транспортных узлов, таких, как мост Тонгцзян и мост Хэйхэ, а также китайско-российского аэрокосмического промышленного парка, Уссурийской зоны торгово-экономического сотрудничества и т.д. К 2020 году объем поставок китайских промышленных товаров и услуг на российский рынок планируется довести до 300 млрд. юаней.
Форвардные цели (2021-2025 гг.). Всестороннее улучшение трансграничной международной современной транспортной системы, ориентированной на Россию, подключение и адаптация к Евразийским системам и стандартам транспорта, трубопроводов, электрических сетей, волоконно-оптических кабелей, а также формирование, в конечном счете, мощной экспортно-ориентированной промышленности.
По «Программе мероприятий, направленных на развитие экономического пояса Шелкового пути на суше и море», принятой в 2015 г., осуществляются мероприятия по стратегическому планированию в рамках программы «Один пояс - один путь» и «Пояс Лонгцзян Шелковый». В провинции Хэйлунцзян формируется проект постройки системы так называемого перехода железной дороги Харбин-Маньчжурия по направлению Россия-Европа. В рамках этих работ будут объединены/унифицированы трансграничные инфраструктуры, разработаны меры надлежащего содержания на соответствующем уровне обслуживающих трансграничный промышленный парк объектов, укреплены и развиты энергетическое и экологическое сотрудничество в области охраны окружающей среды, а также созданы условия для научного и технического сотрудничества.
Формирование трансграничной транспортной системы и взаимодействие инфраструктур.
Содействие развитию инфраструктуры каналов и порта нацелено на создание транспортного узла и главного канала евразийского континентального моста Хэйлунцзян, который будет задействован в реализации программы «Один пояс - один путь». По Харбино (Маньчжурия) - русско - европейскому каналу, Харбино (Суйхуа) - русско - корейскому
каналу, сухопутным и морским интермодальным и корейско-южнокорейским каналам запланировано построить скоростные железнодорожные ветки «Далянь - Харбин - Цзямусы -Тунцзян», «Суйхуа - Маньчжурия» и «Харбин - Хэйхэ», которые пройдут вдоль главной осевой железнодорожной линии. Кроме того, запланировано строительство дорог, трубопроводов, электросетей вспомогательных линий, а также открытие новых маршрутов водного транспорта и авиации. В этом плане провинция Хэйлунцзян активно работает по следующим направлениям:
- ведется строительство нового коридора через границу и сопутствующей инфраструктуры порта непосредственно на границе (совершенствует Харбин -Маньчжуро -Русско - Европейский торгово-логистический канал для привлечения поставщиков товаров из экономически развитых регионов дельты реки Джузяна и реки Янцзы с целью их последующей перевалки в Россию и Европу);
- проводятся мероприятия по оптимизации грузоперевозок Харбин -Суйфэньхэ -Тонцзян - Хэйхэ - Дальний Восток. Данная работа в дальнейшем позволит привлечь грузовые трансграничные логистические поставки из Дальневосточных регионов России, Японии и Южной Кореи;
- совершенствуются перевозки Суйфэньхэ - Харбин - Маньчжурия -Россия - Европа;
- активизируется маршрут Суйфэньхэ - Маньчжурский канал, для поставки грузов в Россию/Европу и обратно; данный маршрут в дальнейшем будет способствовать транзитной перевалке российских и европейских грузов в Японию и Южную Корею.
Харбинское железнодорожное бюро совместно с Дальневосточной и Забайкальской железными дорогами, в целях оперативного обмена информацией и принятия решений, создало специальный координационный механизм. С этой целью открыты офисы в Забайкальском округе и Маньчжурии. По состоянию на март 2016 года через Харбин, Шэньян, Чунцин, Хубэй и другие регионы в направлении России и Европы прошли уже 352 поезда, 28 730 стандартных контейнеров.
Провинция Хэйлунцзян активно совершенствует железнодорожную сеть и региональную сеть автомобильных дорог, соединяющих регион с Россией, ускоряет проход грузов через границу, совершенствует конструктивные особенности главных портов, расположенных на границе. По всей линии приграничного соприкосновения КНР преобразовывает инфраструктуру. В соответствии с этой, целью провинция Хэйлунцзян планирует построить 408 километров 6 полосных дорог в направлении пограничных с РФ портов Лоугухэ, Цзяинь, Ляньфу, Цзисиань, Данбичжен, Лаохэйшань. В таком случае общая длина трассы увеличится и составит 2938 км. Железнодорожная ветка, рассчитанная на скорость движения 120 км/ч, также будет модернизирована по всей линии границы, и станет полномасштабной. Успешная реконструкции ж/д станции Суйфэньхэ и расширение Мусуйской железной дороги осуществлены в целях форсирования строительства ж/дороги Муданьцзян до Суйфэньхэ. Это, в свою очередь, позволит увеличить пропускную способность перевалки грузов с 11 до 33 млн. тонн грузов в год. При этом полностью высвобождается ж/д потенциал линии Биньсуй.
В 2016 году завершена главная стройка китайской части на пограничном мосту Тунцзян, а в 2018 г. посредством мостов намечен к открытию грузовой канал «Далянь -Харбин - Цзямусы - Тунцзян» в Европу и Россию. Строящийся ныне первый китайско-российский мост через реку Хэйлунцзян (река Амур) - это мост Хэйлунцзян (Хэйхэ-Благовещенский) - предназначен для формирования нового международного дорожного коридора для прямого сообщения между городами регионов Китая и России. Согласно стратегическому планированию программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян», в период с 2014 по 2025 гг. провинцией Хэйлунцзян будет реализовано 85 проектов «базового канала» (транспортной магистрали), в том числе:
- 31 новая стройка по ж/д маршруту протяженностью 5835 км, общее вложение инвестиций для этого проекта составит 2481,5 млрд. юаней;
- новое строительство 5 мостов: Хэйхэ, Лоугухэ, Жаохэ, Лобэй и Дунин, с общим объемом инвестиций 1,19 млрд. юаней. Данные работы планируется завершить к 2020 году.
В дополнение к железнодорожному и автомобильному сообщению провинция Хэйлунцзян располагает и водными маршрутами, удобными для связи с Россией. Это порядка 2981 км водных дорог, по которым могут пройти суда 3 категории; что придает провинции статус важного международного транспортного коридора экономического и торгового сотрудничества. Провинция Хэйлунцзян уделяет большое внимание беспрепятственному прохождению водного транспорта по маршруту Суйфэньхэ -Владивосток, Сунгари - Хэйлунцзян - Николаевск. Согласно Программе сотрудничества Северо-Востока КНР с регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ, обе страны проводят модернизацию и реконструкцию портов водного транспорта Тунцзян -Нижнеленинское, Лобэй - Амурзет, Цзяинь - Пашково, Жаохэ - Покров. В то же время, провинция Хэйлунцзян на региональном уровне активно расширяет сухопутные и речные судоходные пути в направлении Дальнего Востока России, Японии и Южной Кореи. Эта работа проводится посредством участия структур Хэйлунцзян в соответствующих тендерах, акциях, лизинге и других способах участия. Особое внимание при этом уделяется портам Владивосток, Находка, Восток и Зарубино.
В провинции Хэйлунцзян реализуются мероприятия по созданию сухопутных и морских интермодальных еженедельных маршрутов «Ха-Суй -Россия - Азия». В аспекте авиасообщения функции соответствующего хаба, нацеленного на Россию и ее Дальний Восток, закрепились за Харбином. Хаб призван содействовать созданию экономических зон. В этом плане следует отметить, что уже открыты дополнительные новые международные авиамаршруты в Россию, Японию, Южную Корею и Северо-Восточную Азию. Так, уже открыты рейсы Харбин - Екатеринбург, Харбин - Актобе, грузовые чартерные маршруты Харбин - Новосибирск, Харбин - Красноярск, Харбин - Екатеринбург - Москва, а также другие пассажирские и грузовые маршруты. Наряду с совершенствованием Чичикар, Муданьцзян, Цзяммусчы, Хэйхэ, Фуюань и других узлов, планируется строительство новых пассажирских и грузовых аэропортов, таких, как Удаляньчи, Цзаншаньцзян, Суйфэньхэ и некоторых других. В проекты строительства данных аэропортов провинция Хэйлунцзян, начиная с 2016 г., уже осуществила вложения на общую сумму 2,28 млрд. юаней.
Улучшение трансграничных промышленных парков и промышленных цепочек; содействие строительству бондовых зон.
Провинция Хэйлунцзян для реализации национальных стратегических проектов межгосударственного сотрудничества в настоящее время проводит следующие виды работ:
- создание национальной инновационной промышленно развитой зоны;
- осуществление комплекса мер по повышению эффективности существующих промышленных парков;
- ускорение строительства заграничных промышленных парков;
- формирование условий для привлечения инвестиций в промышленность региона, а также привлечения дополнительных вложений вдоль агломерации;
- создание условий для экспортно-ориентированного промышленного производства в провинции Хэйлунцзян.
Для реализации национальной стратегии «Выход» предполагается расширить участие провинции в экономической и торговой деятельности по всем линиям. В этих целях в 2015 году провинция Хэйлунцзян инвестировала в 122 предприятия 11 стран, расположенных вдоль линии «Один пояс - один путь», сумму в размере 6,246 млрд. долларов США, что почти в 13 раз больше аналогичных вложений 2013 года [1].
Уже реализованные зарубежные инвестиционные проекты провинции Хэйлунцзян в основном сосредоточены в индустриальных парках России, основными направлениями в которых являются лесное и сельское хозяйство, легкая промышленность и логистика. Планируемые к запуску инвестиционные проекты намечаются в Приморском, Забайкальском, Хабаровском краях, в Амурской и Еврейской автономной областях Дальнего
Востока России. В настоящее время в России в 16 парках, построенных провинцией Хэйлунцзян, развивается промышленное производство, сельское и лесное хозяйство, построен Уссурийский парк торгово-экономического сотрудничества, где осуществлены инфраструктурные инвестиции на 1 млрд. юаней. Созданный в 2015 г. китайско-российский современный сельскохозяйственный индустриальный кооперативный парк стал первым китайским сельскохозяйственным парком за рубежом, который объединяет одновременно культивирование, разведение и переработку. Данный парк имеет пахотную площадь 68 тысяч гектаров, 14 из которых - посевные площади.
По состоянию на конец 2014 года были осуществлены инвестиции на 1 млрд. 200 миллионов долларов, нацеленные на реализацию экологических, индустриальных, научных и технологических программ проекта «Пояс Шелкового пути Лонгцзян». Уже успешно функционирует программа производства и реализации в Россию продовольственных товаров без ГМО. В период 2014-2025 гг. планируется построить 8 парков со 100% иностранным капиталом на 8,06667 млрд. квадратных метрах, куда будет инвестировано 6,46 млрд. долларов. В то же время, ведется активная работа по модернизации зоны экономического и торгового сотрудничества Huayu, Международного парка longyue, а также зоны экономического и торгового сотрудничества Аmazar. Работа данных зон и парков будет переориентирована на работу с национальными зарубежными парками.
Провинция Хэйлунцзян планирует построить промышленный парк, ориентированный на российскую энергетику, импорт российского сырья и переработку. Задействованные в этой программе предприятия перерабатывающей и обрабатывающей промышленности будут ориентированы на экспорт в РФ. В ходе реализации проекта «Зона Шелкового пути Лонгцзян», провинция Хэйлунцзян должна построить особенный парк, в основе которого будет превалировать промышленная составляющая. В числе задействованных в этой работе следует отметить бондовую зону Суйфэньхэ, интегрированную зону свободной торговли Харбин, китайско-русский трансграничный парк науки и техники Суйфэньхэ (Дуннин), открытую экспериментальную зону по развитию Шуанъяшань, открытую
демонстрационную зону Фуюань, зону экономического сотрудничества Хэйхэ, зону экономического сотрудничества Суйфэньхэ, а также 8 особенных и 17 ключевых индустриальных парков. Планируется создать 26 парков, включая зону свободной комплексной торговли Дацин, зону свободной комплексной торговли Цицикар, зону свободной комплексной торговли Шуанъяшань, зону свободной комплексной торговли Цзямусы и другие 4 зоны свободной торговли; а также 13 зон трансграничного сотрудничества и 12 ключевых промышленных парков.
Работа по паркам неуклонно развивается в соответствии с принципами комплексного планирования и поэтапного строительства. Зарубежные кластеры китайских предприятий участвуют в осуществлении транснациональных инвестиций посредством схемы «внутренние полуфабрикаты - экспорт по низкому тарифу - зарубежные продажи готовой продукции». В рамках приграничного сотрудничества Китая и России осуществляется работа на таких открытых площадках, как национальная торговая зона, зона экономического развития и комплексная зона свободной торговли, которые, в свою очередь, были построены за пределами зоны торгово-экономического сотрудничества и северо-восточного пограничного порта. Взаимодействие между парками повышает образование трансграничных индустриальных цепей, влияет на качество китайской продукции в соответствии с мировыми стандартами. В то же время, появляется возможность управлять переводом обрабатывающей промышленности, в особенности, полимануфактурной, к регионам, расположенным вдоль границы, где повышается отечественная промышленная агломерация, формируется взаимовыгодная, эффективная открытая экономическая система.
1. Комплексная защитная налоговая (бондовая) зона
В настоящее время в провинции Хэйлунцзян действует Суйфэньхэйская зона свободной торговли с льготным налогообложением площадью 1,8 квадратных километров, инвестиции в которую составили 2,4 миллиарда юаней. Данная зона ориентирована на
земледелие, лесное хозяйство, производство химии и высокотехнологичных продуктов. Также в данной зоне предусмотрены складирование, работа холодовой цепи, а также трансграничная система электронной коммерции, которая в результате поглотит 40 национальных торговых предприятий. Но это, очевидно, не достаточно для того, чтобы выполнить обеспечительные функции программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» и осуществить полноценные преобразования индустрии. С этой целью в провинции Хэйлунцзян в рамках программы «Один пояс - один путь» намерены построить пять комплексных бондовых зон, в том числе Харбинскую комплексную бондовую зону.
Планируемая площадь Харбинской комплексной бондовой зоны - 3,29 квадратных километров, а общий объем инвестиций составит 4,2 миллиарда юаней; пока же инвестировано 3 миллиарда юаней. Первые 14 предприятий войдут в зону свободной торговли; эти предприятия будут находиться в пределах зоны свободной торговли для удобства использования скрепленной логистики, скрепленной обработки и выставки, реализации программы трансграничного импорта и экспорта электричества. Предполагаемый объем импортно-экспортных операций - 1 миллиард долларов США в год. Харбинская комплексная зона свободной торговли планирует «пять функциональных зон», состоящих из интегрированной бизнес-зоны, портовой рабочей зоны, зоны бондовой обработки, зоны бондовой логистики и бизнес-зоны. Административные офисы будут использованы для портовой таможенной очистки и обработки, бондовой логистики, торговли услугами, поддержки бизнеса и других функций. Харбинская комплексная зона свободной торговли позиционируется следующим образом:
- «Одна платформа, два центра, три кластера», то есть, новая платформа для ориентированного на экспорт экономического развития Харбина;
- строительство современного логистического центра в Северо-Восточной Азии с международной железнодорожной контейнерной центральной станцией, автостанцией и воздушным портом;
- в рамках китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в северовосточном регионе строится международный торгово-выставочный центр, основанный на индустриальных преимуществах Харбина, таких, как производство оборудования, биомедицина, зеленая еда и т.д.
Создается кластер экспортно-импортной перерабатывающей промышленности для России, в которой ведущая роль отводится переработке сырьевых товаров в соответствии с российскими стандартами, трансграничной электронной коммерции, кредитованию финансовых ресурсов, научным исследованиям и разработкам, созданию нового кластера услуг, связанного с развитием зоны свободной торговли. Для активизации старой северовосточной промышленной базы и расширения китайско-российского сотрудничества, Харбинская комплексная зона свободной торговли будет отличаться от зоны экономического развития или высокотехнологичной зоны тем, что она будет ориентирована на экспортное значение ВВП.
2. Разработка открытой зоны вдоль границ
Провинция Хэйлунцзян, в целях реализации возможностей по выполнению национальной стратегии зоны свободной торговли, намерена в полной мере воспользоваться преимуществами открытого сотрудничества в Северо-Восточной Азии. В этом плане она стремится к созданию открытой зоны вдоль всей границы, чтобы стать важной платформой для стратегического сотрудничества России и Северо-Восточной Азии в работе интегрированного транспортного узла. Для реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» провинция создает открытую территорию Шуанъяшань - это китайско-российский международный культурный логистический и торгово-экономический промышленный парк, площадью 21,9 квадратных километра, в который первая инвестиция составила 4,3 миллиарда юаней. Основная его функция промышленная, ориентированная на распределенную логистику, зеленую экологию и туризм. Экономический круг включает 6 пограничных портов - Жаохэ, Тунцзян, Лобэй, Фуюань, Хулинь, Мишань. После того, как
проект будет завершен и введен в эксплуатацию, экономический эффект, по подсчетам специалистов, составит ориентировочно 3 миллиарда юаней в год (из них прибыль - 350 миллионов юаней, а налог - 100 миллионов юаней). Кроме того, появится более 5000 рабочих мест, будет функционировать китайско-российская приграничная открытая демонстрационная зона Хэйлунцзян (Фуюань) с высокотехнологичной «зеленой» пищей, современной логистикой 3 индустриальных парков. Основу этих парков составит производство электронной продукции в объеме 500 000 изделий в год, обработка древесины объемом 1 миллион кубических метров в год, зеленые продукты - 200 000 тонн, логистика -1,2 миллиона тонн. Уже сейчас накоплен объем инвестиций на сумму более 80 миллионов юаней. В то же время, планируется развитие интеграции Суйфэньхэ-Дуннин. Интеграция некоторых функций Суйфэньхэ и зоны экономического развития Дуннин нацелена на развитие открытой экспериментальной зоны и Зоны опережающего развития Владивостока в области развития, формирования трансграничного беспошлинного канала и Свободного порта. В 2016 г. введена в эксплуатацию ключевая зона открытого теста развития Суйфэньхэ - Дуннин, одобренная Государственным советом как единственная в северо-восточных провинциях приграничного порта, предназначенная для того, чтобы сфокусироваться на развитии открытой экспериментальной зоны.
3. Важная открытая экспериментальная зона СуйДун
Чтобы сфокусировать работу на создании открытой экспериментальной зоне СуйДун провинция Хэйлунцзян выпустила «Уведомление о некоторых аспектах политики народного правительства провинции Хэйлунцзян по поддержке построения Важной открытой экспериментальной зоны - Хэйлунцзян Суйфэньхэ - Дуннин». Уведомление было подготовлено в соответствии с требованиями налогообложения, земельной и промышленной торговли, общественных услуг, таможенного оформления портов, управления туризмом, инвестициями, финансированием, а также кадровой политики. Эта зона должна стать важной платформой для углубления всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Россией, а также открытого сотрудничества с Северо-Восточной Азией в направлении развития экономического роста в пограничном регионе [2].
Соответствующая преференциальная политика отражена в семи областях:
- в области налоговой политики провинциальные финансы организуют различные виды общих трансфертных платежей и специальных трансферов, в полной мере учитывают такие особые факторы, как строительство инфраструктуры экспериментальной зоны, уделяя особое внимание поддержке экспериментальной зоны;
- в области земельной политики, ориентированной на экспериментальную зону, осуществляются крупные национальные и провинциальные инфраструктурные проекты, связанные с сельскохозяйственными угодьями; составляются общие сбалансированные показатели, которые могут быть интегрированы и скоординированы в провинциях, чтобы достичь автономного компенсационного баланса;
- в области промышленной торговой политики внедрена система отрицательного перечня товаров на взаимном рынке, а в области общественных услуг основное внимание уделяется политике, направленной на улучшение состояния медицинской среды и обеспечению доступа к оборудованию;
- в области поддержки сторонних торговых предприятий, функционирующих в зоне, в плане лицензирования импорта и определения квот на зерновые и нефтепродукты;
- в области таможенного оформления и управления туризмом в портах - содействие межотраслевому обмену информацией в зоне, содействие пилотному проекту «три в одном» и режиму таможенного оформления. Реализация визовой политики в порту, создание команды посетителей «зеленого коридора», ознакомление с реализацией пилотной политики по российскому медицинскому туризму.
- в области инвестиционной и финансовой политики - такие крупные проекты, как инфраструктура, стратегические отрасли, а также улучшение условий жизни населения, в
приоритетном порядке включаются в соответствующие планы на уровне провинций; приоритетное внимание при этом уделяется оказанию финансовой поддержки.
- в области кадровой политики - поддержка строительства экспериментальной зоны на Китайско-российском международном рынке труда, поддержка строительства провинциальной базы подготовки высококвалифицированных кадров; создание экспертно-консультативного совета, состоящего из специалистов и предпринимателей; планируется наращивать усилия по поддержке средних профессионально-технических училищ в зоне, организовывать поддержку партнеров, поддерживать строительство базы стажировок и подготовку преподавателей.
В настоящее время в экспериментальной зоне продвигаются основные объекты, в том числе создания инфраструктуры и железной дороги, а также осуществляется расширение и преобразование путей Суйфэньхэ - Гродеково, планирование строительства железной дороги Дуннин - Хуньчунь. По поводу автомобильных дорог - активно улучшается дорожная сеть вдоль пограничных переходов, способствуя строительству моста на границе через реку в порту Дуннин - Полтавка, ускоряется модернизация соответствующих участков дороги Дуньнин - Хунчунь в G331. Используя порты Владивосток, Восточный порт, Зарубино, а также в КНДР и Южной Корее (Пусан), другие порты, активно развиваются интермодальные железнодорожные и морские перевозки, расширяются морские коридоры. Открываются новые коридоры для энергоресурсов между Китаем и Россией, строятся входящие газопроводы в Уссурийскую экспериментальную зону России, трансграничные линии электропередач в зоне, улучшается инфраструктура порта, ускоряется ход реконструкции электронного порта.
Строительство объектов логистических услуг имеет тенденцию к улучшению.
В ходе реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян», в контексте улучшения реализуемых планов модернизации индустрии Лонгцзян, провинция Хэйлунцзян намерена:
- ускорить строительство железнодорожного контейнерного центра и других логистических распределительных баз;
- осуществить развитие системы трансграничной электронной коммерции;
- повысить уровень финансовых услуг и изучить возможности создания диверсифицированной инвестиционной и финансовой платформы для участия в проектах китайско-российского сотрудничества;
- ускорить ход реконструкции электронного порта.
1. Совершенствование логистической и транспортной систем
В ходе реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» провинция Хэйлунцзян оптимизировала план развития логистики железнодорожного контейнерного центра и других логистических узлов парка, осуществила строительство распределительной базы развития трансграничного контейнерного транспорта, чтобы создать современный интеллектуальный логистический промышленный кластер; ускорила ход проекта реконструкции снабжения холодовой цепи китайско-русского международного парка снабжения Харбина - ХуананьЧжин, города товара Иу, парка снабжения аэропорта, центра демонстрации SIDA аграрного и субпродукта, а также ход реконструкции канала снабжения ключевого трансграничного порта и конструкции инфраструктуры хранения. В ходе реализации программы «Лонгцзян шелковая дорожная зона» будут построены новый Харбинский железнодорожный контейнерный центр, железнодорожный грузовой узел Муданьцзян, китайско-российский транспортный порт опасных химических веществ и профессиональный логистический парк, осуществлена реконструкция железнодорожного вокзала Суйфэньхэ. Общий объем инвестиций в проект, который покрывает зону 3 278 кв. км. составит 3,758 млрд. юаней.
В данном проекте Харбинский Международный центр контейнерной логистики уже введен в эксплуатацию. Центр включает в себя четыре функциональные зоны: зона станции, контейнерная зона, специальная грузовая зона, быстрая рабочая зона, а также «северо-
восточный Международный центр контейнерной логистики», который объединяет транспорт, складирование, распределение и таможенное оформление. Это позволяет ему стать ключевым узлом для сборки LCL для сыпучих грузов и разрозненных контейнеров.
2. Развитие трансграничной электронной торговли
Для того, чтобы в полной мере использовать китайско-российскую платформу ЭКСПО и главный китайско-российский логистический канал, в ноябре 2015 года провинция Хэйлунцзян выпустила «План действий "интернет+логистика" в провинции Хэйлунцзян», направленный на развитие трансграничной электронной коммерции. Основная цель проекта - поддержка российской платформы электронной коммерции, строительство системы платформ трансграничной электронной коммерции, содействие приграничным портам, развитие трансграничной электронной коммерции промышленного парка, создание трансграничной электронной коммерции логистического центра, охватывающего целый спектр таких услуг, как торговля, складирование, распределение и послепродажное обслуживание. Предлагается соединить таможню, инспекцию, государственные налоги и другие отделы, а также предприятия электронной коммерции и логистику для поддержания информационной взаимосвязанности предприятий, единого интерфейса, создания интегрированной системы портовых услуг.
В 2013-2016 годах в провинции Хэйлунцзян было создано 9 новых трансграничных платформ электронной коммерции и финансовых услуг. В том числе был создан в ноябре 2015 г. китайско-российский индустриальный парк электронной коммерции приграничной зоны экономического сотрудничества г. Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), в котором официально запущен «Облачный склад между Китаем и Россией». Общий объем инвестиций составил 160 млн. долларов. Он объединяет центры электронной коммерции, логистические складские центры, логистические сортировочные центры и электронные информационные платформы в одном комплекте. С помощью облачных вычислений и интернет-технологий китайско-российские поставщики продукции, дистрибьюторы, логистики, финансовые учреждения и другие обеспечивают онлайн-гарантии транзакций, автономную финансовую поддержку, интегрированные услуги для предприятий. Среди данных услуг - складирование, таможенное декларирование, обмен, возврат налогов и финансирование.
Это означает, что китайско-российская торговля официально вступила в электронную эру. Благодаря конструкции «Облачный склад между Китаем и Россией» провинция Хэйлунцзян стала самым большим приграничным городом-портом по сотрудничеству с центрами электронной коммерции России.
3. Содействие таможенному оформлению в портах.
Для содействия упрощению таможенного оформления порт провинции Хэйлунцзян быстро реализует обслуживание по международной торговле в рамках проекта «единое окно». В импорте и экспорте свежих продуктов земледелия и лесохозяйства установлены 24-часовые нормативы. Усовершенствован обмен информацией по таможенному оформлению основных логистических связей в регионе, осуществляется обмен информацией между различными правоохранительными органами, осуществляются надзор и взаимное признание, а также созданы механизмы сотрудничества между портами провинции Хэйлунцзян и портами России. Ускорен ход реконструкции электронного порта, сформированы базы данных между портами, электронными документами снабжения, создана сеть с другой электронной платформой порта с целью состыковки таможен для формирования удобного клиентам временного «зазора».
4. Продолжение оказания финансовых услуг России.
В процессе реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян», финансовые учреждения провинции осуществляют большую работу по продвижению программ взаимодействия, логистики и других инфраструктурных и вспомогательных проектов в строительстве, получении зарубежных гарантий и внутреннего финансирования. Провинция Хэйлунцзян активно изучает возможности привлечения диверсифицированного капитала для
финансирования сотрудничества с Россией, расширяет пилотный диапазон использования рубля, создает российский торговый расчетный центр в портах Суйфэньхэ, Фуюань и Хэйхэ. Также она содействует трансграничному использованию юаня, предоставляя зарубежным клиентам приграничные кредиты в юанях для поддержки финансирования экспортно-импортной торговли между Китаем и Россией. Полагающийся на свои финансовые преимущества, филиал банка Хэйлунцзян финансировал и поддерживал проект железнодорожной контейнерной Центральной станции Харбина, железнодорожной пассажирской линии ХаДа, ХаЦзя, ХаЦи, проекта скоростной автодороги Цзайшаньцзян -Большой Уссурийский остров, Северо-восточной зоны торгового и научно-технического сотрудничества, промышленного парка обработки российского импорта и экспорта свободной торговли Цзямусы, Бондовой зоны Суйфэньхэ и реконструкции центра снабжения/хранения зерна Фуюань, а также другие проекты. По состоянию на конец июля 2015 года этот банк аккумулировал 17,98 млрд. юаней на своих счетах в поддержку программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян». Экспортно-импортный банк провинции Хэйлунцзян постоянно совершенствуется для участия в работе на российском направлении в целях обслуживания железнодорожной и автодорожной сети, ориентируясь на строительство моста через реку, соединяющую КНР И РФ. По состоянию на конец июля 2015 года этот банк кредитовал по программе «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» проекты на сумму 6,76 млрд. юаней, что по своему объему составило У всего проекта, затрагивающего интересы России, Турции, Кыргызстана и других стран. Кроме того, в городе Суйфэньхэ с использованием рублевых банкнот в 2015 г. был официально запущен пилотный проект «провинциальное валютное бюро», выдавшее 23 конкретных кредита для поддержки развития приграничной торговли, что имеет далеко идущие последствия для дальнейшего углубления финансового сотрудничества между Китаем и Россией и ускорения реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян».
Все более тесная коммуникация в области гуманитарных наук и технологий.
Провинция Хэйлунцзян для полного взаимовыгодного сотрудничества с Россией активно строит платформу для гуманитарных обменов. В этих целях развивается сотрудничество между университетами и колледжами провинции Хэйлунцзян и российскими коллегами в области преподавания и научных исследований, проводится работа по ускоренному обучению русскому языку, образованию, культуре, науке и технике и др. Соответствующая работа налажена в плане организации взаимодействия научно-исследовательских институтов и ВУЗов в вопросах построения совместных аналитических центров. Укрепляется сотрудничество в области культуры и туризма, углубляется и расширяется китайско-российское «всеобъемлющее стратегическое партнерство» в области гуманитарных наук и технологий.
Особое внимание уделяется содействию обмену между китайско-российскими аналитическими центрами. В целях продвижения китайско-российского торгового сотрудничества в провинции Хэйлунцзян были проведены тематические международные форумы, на которых было осуществлено углубленное исследование проблем регионального торгово-экономического взаимодействия, предложены идеи по мультидисциплинарному и многоаспектному обмену между аналитическими центрами. С 2013 г. правительством провинции Хэйлунцзян проводится международный форум «Северо-Восточного регионального сотрудничества и развития». В его работе принимают активное участие Китайская академия социальных наук и Хэйлунцзянская провинциальная академия социальных наук. Хэйлунцзянской провинциальной академией социальных наук организован «Китайско-российский форум регионального развития и сотрудничества» и международный форум «Северо-Восточного регионального сотрудничества и развития», в котором активно участвуют представители КНР, РФ и других северо-восточных стран. Его цель -формирование каналов обмена, повышение уровня регионального сотрудничества. В 2014 году форум был переименован в «Мозговой центр экономического сотрудничества», причем в 2016 году он провел уже три сессии подряд. Каждый такой форум собирал почти 100
высокопоставленных китайских и российских правительственных чиновников, высококлассных ученых и экспертов. В новой ситуации китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество в рамках программ «Один пояс - один путь» и «Евразийский экономический союз» осуществляют состыковку позиций и др. в вопросах, связанных с обменом между провинцией Хэйлунцзян и российскими центрами. Форум представляет самый высокий уровень двухстороннего сотрудничества в области инноваций и прикладных достижений.
Кроме того, в 2016 году институт «Хэйхэ» объединил научно- исследовательские НИИ, такие как научно-исследовательский центр истории, культуры и социального развития приграничных территорий Китая и России, Институт проблем Дальнего Востока России, Институт истории и культуры бассейна реки Хэйлунцзян и исследовательский центр культуры рек Китая и России. Вся эта работа направлена на создание научных платформ исследования Дальнего Востока России. Строительство Дальневосточного аналитического центра института Хэйхэ основано на реальных потребностях в соответствии с программами «Экономический коридор между Китаем, Монголией и Россией», «Экономический пояс сухопутного и морского Шелкового пути Лунгцзян». Оно преследует прикладные цели, такие, как интернационализация развития местного интегрированного университета в провинции Хэйлунцзян. Для того, чтобы позволить китайским предприятиям понять рынок России и завершить формирование финансирование проектов на российском направлении, провинция Хэйлунцзян создает большой аналитический центр данных, позволяющий китайской стороне четко ориентироваться в направлениях развития взаимоотношений с РФ, формировать прогнозы развития тех или иных видов бизнеса в России.
Провинция Хэйлунцзян в области гуманитарных обменов с Россией постоянно расширяет масштабы и уровень сотрудничества. Совместно с Санкт-Петербургским университетом она создала пять научно-исследовательских центров; в Харбине открылась китайско-российская академия изящных искусств. В этой работе приняли участие сотрудники Харбинского педагогического университета и Академии искусств имени Сурикова. Харбинский медицинский университет в качестве ведущего подразделения создал «Союз китайских и российских медицинских университетов», куда привлекается большое количество других медицинских ВУЗов. В целях содействия созданию китайско-российской платформы сотрудничества между университетами, правительство провинции Хэйлунцзян и Министерство образования подписали соглашение о создании университета Хэйлунцзян, придали ему большое значение в плане политики и финансирования. В частности, в целях укрепления стратегического потенциала ВУЗа в плане международного сотрудничества, предписано всем высшим учебным заведениям страны оказывать всестороннюю поддержку деятельности Хэйлундзянского университета путем направления туда национальных и международных экспертов высокого уровня, способных оказать содействие укреплению китайско-российских научных контактов. В этих же целях используются такие организации, как «Форум ректоров» ВУЗов провинции Хэйлунцзян, форум ректоров северо-восточных региональных университетов России, «Форум Молодежного академического Союза Китайско-российских медицинских университетов» и «Китайско-российский форум по развитию и сотрудничеству в области гуманитарных обменов и сотрудничества». Эти организации и общественные форумы в полной мере выполняют свою миссию в сфере китайско-российского гуманитарного сотрудничества и инновационного обмена, привлекая широкое внимание университетских аудиторий обеих сторон, закладывая хорошую основу для сотрудничества и обмена между соответствующими высшими учебными заведениями. Кроме того, провинция Хэйлунцзян намерена способствовать развитию гуманитарных обменов между Россией и Китаем, в полной мере используя китайско-российский союз инженерных и медицинских северо-восточных и дальневосточных университетов двух стран. Кроме того, провинция, учитывая опыт своих контактов с российской стороной, намерена содействовать сотрудничеству Харбинского промышленного университета с Санкт-Петербургским университетом.
В области научно-технического сотрудничества между университетами провинции Хэйлунцзян и российскими университетами и научно-исследовательскими институтами достигнут значительный прогресс в ряде областей научно-технического сотрудничества. Провинция Хэйлунцзян активно поддерживает сотрудничество с российскими университетами в сферах аэро-космонавтики, информационно-коммуникационных технологий, композитных материалов, медицинской лазерной техники, судостроения, экологии и охраны окружающей среды. Создана достаточно серьезная основа для китайско-российского научно-исследовательского сотрудничества в Харбинском промышленном университете, создан китайско-российский центр морского и морского технического сотрудничества в Хэйлунцзяне. В настоящее время Харбинский промышленный университет, Хэйлунцзянский технологический институт, Северо-Восточный сельскохозяйственный университет и др., участвующие в совместных китайско-российских проектах, достигли очевидных социальных и экономических выгод.
Содействие развитию культурного обмена и сотрудничеству в сфере туризма.
Для среднесрочной и долгосрочной стратегии развития используется программа «Связь народа». В качестве важной задачи, стоящей перед руководящими структурами провинции Хэйлунцзян, выдвинута соответствующая корректировка планов, связанных с программой «Пояс Шелкового пути Лонгцзян». В этом плане осуществляется корректировка региональных планов китайско-российского сотрудничества в области культуры и туризма. Так, организовываются китайско-российские культурные фестивали, китайско-российские культурные ярмарки и т.д. Все это стимулирует и мотивирует китайские предприятия культуры на организацию культмассовых мероприятий уже непосредственно в России. Кроме того, становится насущным организация новой программы «Национальной базы экспорта культурной продукции». Это, в свою очередь, создает предпосылки для создания информационной платформы, нацеленной на поддержание народных промыслов, ремесел, ориентирующих китайскую сторону на рынки России.
Представляется целесообразным активизировать сотрудничество с российскими туристическими организациями для разработки современных туристических продуктов, организации студенческих летних лагерей, укрепления китайско-российского спортивного сотрудничества, в особенности, в области зимнего спорта, театральных представлений, что, в конечном счете, позволит укрепить доверие гражданского общества КНР и РФ друг к другу.
В процессах культурных обменов с Россией провинция Хэйлунцзян постепенно продвигается от организации выставок к непосредственно полномасштабному сотрудничеству в области культуры. В этом плане основной опорой являются китайско-российские ЭКСПО, китайско-российская культурная платформа, взаимные театральные постановки на сценах друг друга.
В 2016 году состоялась 7-я китайско-российская культурная выставка, включающая театрализованные представления, физическую культуру, туризм и т.д. Выставка вобрала в себя почти 40 межкультурных проектов с совокупным бюджетом в 250 млн. юаней, а также туристические проекты города Хэйхэ, бюджет которых, в свою очередь, составил 560 млн. юаней [3]. В 2017 году провинция Хэйлунцзян планирует подключить к работе китайско-российской культурной выставки и приграничные города. Будет также расширена сфера деятельности непосредственно самих субъектов, участвующих в китайско-российской культурной выставке. Кроме того, такие проекты, как «Приволжская усадьба» в Харбине и «Парк китайско-российского стиля» в Хэйлунцзяне продолжат свою работу, так как они заложили совершенно новую основу для развития культурных обменов и торговли с Россией.
Проблемы, стоящие перед провинцией Хэйлунцзян в рамках проекта «Пояс Шелкового пути Лонгцзян».
При реализации своих мероприятий в рамках программы «Один пояс - один путь» провинция Хэйлунцзян имеет как преимущества, так и неблагоприятные факторы, оказывающие нежелательные долгосрочные влияния непосредственно на реализацию
региональной части программы «Один пояс - один путь». Основная причина этого заключается в том, что провинция Хэйлунцзян и прилегающий к Дальнему Востоку регион являются экономически слаборазвитыми регионами двух стран. Их общее экономическое развитие не является достаточно быстрым, а проблема сокращения, в особенности, российского населения в регионе является важным фактором, влияющим на реализацию программы «Один пояс - один путь».
1) Стороны еще не достигли должной степени взаимопонимания, и сотрудничество еще должно быть налажено.
С 2015 года в провинции Хэйлунцзян отмечается спад динамики сотрудничества с Россией, что привело к значительному снижению доли провинции Хэйлунцзян в общем объеме национальной торговли с Россией. В период с 1991-2015 гг. доля товарооборота с Россией в провинции Хэйлунцзян составляла У от всей внешнеэкономической торговли страны, а в 2016 году она снизилась и составила 1/6 части. Кроме того, российский Дальний Восток и провинция Хэйлунцзян в процессе многочисленных контактов не смогли выработать единой совместной партнерской стратегии, что, в итоге, привело к низким результатам. С 2010 года Центральные власти КНР стали оказывать беспрецедентную поддержку провинции Хэйлунцзян в вопросах организации внешнеэкономической деятельности. Например, в 2014 году в провинциях Мондун и Хэйлунцзян была открыта приграничная открытая зона развития, которая является самой большой открытой приграничной зоной вдоль сухопутной границы Китая. Бондовая зона Суйфэньхэ, созданная в 2009 году, является областью, в которой государство одобрило и внедрило специальную бондовую политику для осуществления политики национальной зоны бондового порта (Бондовая зона Яншань). В соответствии с принципом регулирования (первая линии открытия, вторая линия управления, свободная зона, возврат налога на вход в зону), таможенные органы оказывают помощь в информационных технологиях, интенсивном надзоре. Таким образом, цель всего этого состоит в том, чтобы в полной мере использовать географические преимущества Суйфэньхэ для увязывания всех экономических возможностей, имеющихся у Китая, России, Японии, Южной Кореи и Европы; увеличить импорт и экспорт, реэкспортную торговую логистику, снизить стоимость товаров, оптимизировать финансовые расчеты, стимулировать экономическое развитие по всему каналу, повысить привлекательность городов вдоль всего Экономического пояса, а также превратить Суйфэньхэ в Северо-Восточный региональный центр международной торговли. В то же время, в 15 портах приграничного края были установлены различные пункты обработки информации парка сотрудничества и трансграничной торговой зоны.
Дальний Восток России также проводит такую политику. В частности, введена в действие программа «Экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», созданы зоны опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток. Но проблема в том, что стратегические решения и меры, принятые обеими сторонами, основаны на целях регионального развития своей страны, а внешнее сотрудничество не является всеобъемлющим и приоритетным. В этом плане эффект сотрудничества между двумя сторонами не является очевидным. Так, Дальний Восток России не наделен Центральными властями страны всеми необходимыми полномочиями. В отличие от ситуации в России, Центральные власти КНР делегировали соответствующие права непосредственно провинции Хэйлунцзян, сделав ее «пилотной зоной», которой предоставлены «лидирующие права».
2) Объем двухсторонних инвестиций между двумя сторонами на сегодняшний день является крайне недостаточным, а масштабы сотрудничества - слабыми.
В проекте «Один пояс - один путь» провинция Хэйлунцзян в сотрудничестве с Россией не может использовать весь потенциал, так как взаимодействие осуществляется пока еще однобоко. Так, 80% усилий сосредоточено на торговом сотрудничестве, в то время как инвестиционное сотрудничество можно осуществлять и в вопросах трудового сотрудничества. А в области промышленности взаимные контакты настолько небольшие, что
не оказывают какого-либо существенного влияния на окончательные экономические результаты. В последние годы наметилось сокращение роста российского экспорта рабочей силы. Причина всего этого, как представляется, в том, что Россия скорректировала свою политику, ориентируясь в основном на селективность кадров. Если подходы к сотрудничеству не поменяются и будут развиваться в соответствии с прежним инерционным мышлением, то в будущем Дальний Восток России может упустить большие возможности для своего развития. В 2015 году провинцией Хэйлунцзян были заключены контракты на строительство и трудовое сотрудничество на сумму 164 млн. долларов; увеличение составило всего только 0,06% по сравнению с предыдущими периодами.
К реализации этих контрактов будут привлечены 2003 человека основного и обслуживающего состава, снижение по сравнению с предыдущим годом составит 52,9% [4]; 293 человека будут работать над проектом андеррайтинга, в котором, как оказывается, падение составит по сравнению с теми же показателями прошлого года - 87,9%. По состоянию на конец 2013 года провинция Хэйлунцзян создала в России 293 лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий. Общий объем инвестиций в это направление составил 2,11млрд. долларов. Всего в России в регионах Дальнего Востока и Сибири китайской стороной было получено 1,2 млн. га с правами на лесозаготовки. В России создано 64 сельскохозяйственных предприятия, объем инвестиций в которые составил 690 млн. долларов США. Опираясь на успешную модель сотрудничества в энергетической сфере, интегрируются ресурсы сельскохозяйственных предприятий в России и своевременно создаются кооперативные Союзы в агропромышленном секторе. Всего общая площадь развития сельского хозяйства за рубежом достигает 7,2 млн. му или 480 тыс. га (1 му = 667 квадратных метров).
В России провинцией Хэйлунцзян созданы 24 предприятия по освоению различных видов минеральных ресурсов, объем инвестиций превышает 800 млн. долл. Импорт электроэнергии из России стал важным элементом китайско-российского сотрудничества, который в последние годы быстро развивается. В настоящее время завершено строительство четырех трансграничных международных линий электропередач, совокупное приобретение российской электроэнергии составило более, чем на 10 МГвТ. Заложен первый камень в начало строительства торгового здания в городе Хуанань провинции Харбин, центра торгово-экономического сотрудничества с Россией и Центра интеллектуальных услуг по складированию и логистике сухопутной и морской трасс в Северо-Восточном Китае. В нем будут участвовать коммерческие предприятия с ориентировочным годовым оборотом порядка 100 млрд. юаней. Группа Харбинского промышленного университета в сотрудничестве с Шанхайским центром международной торговли для разработки проекта Национального музея России официально подписали контракт по развитию торгового пути Шанхай-Ха - Суй. Оказывается содействие развитию трансграничной электронной коммерции между российскими профильными компаниями и китайским Суйфэньхэ «Облачный склад Китая», «Облачным вычисленным центром Китая» на юге Харбина и другими платформами электронной коммерции. Вместе с тем северо-восточный регион КНР испытывает трудности с полным развитием российско-китайского сотрудничества. Это связано с тем, что с одной стороны инвестиционный климат в России нуждается в улучшении, а с другой по каким-то непонятным причинам происходит некое сдерживание частного и государственного сектора России в вопросах полноценного развития контактов с китайской стороной.
3) Распыленность портового хозяйства создает проблемы.
В провинции Хэйлунцзян имеется 15 пограничных переходов, 11 из них проводят таможенное оформление. После реформы и открытия в провинции Хэйлунцзян нового пограничного порта были созданы все условия для бурного развития торговли с Россией. За последние 30 лет ситуация в области экономического сотрудничества между Россией и провинцией Хэйлунцзян претерпела значительные изменения: от главенства торговли перешли к обработке, инвестициям и другим формам и моделям. Первоначальный макет
порта не мог удовлетворить потребности экономического развития. Пограничных портов слишком много, функциональные характеристики размыты, некоторые имеют малый и средний трафик, у части недостаточная логистика, затрудняющая поддержание основной работы. Кроме того, в качестве минусов отмечается взаимная изоляция между портами по обеим сторонам границы, отсутствие рыночных ресурсов и перспектив развития. Общая производительность, ориентированная на развитие портов, отстает; структура торговли малых и средних портов является единообразной, а инвестиции в инфраструктуру разбросаны, в связи с чем общий объем перевозок через порты недостаточен. В последние годы российская сторона закрыла 5 пограничных портов для Хэйлунцзяна - порт Басково был закрыт два года назад, порт Поярково временно закрыт, а порты Константиновка, Ушаково и Джалинда полностью закрыты. Поэтому макеты и планирование портов в провинции Хэйлунцзян должны быть соответствующим образом скорректированы в направлении укрепления ключевых портов; должны быть созданы преимуществ, характерные для современных портов, осуществлена корректировка слияния малых и средних портов, для того, чтобы приспособиться к новым требованиям Национального сотрудничества в рамках проекта «Один пояс - один путь».
4) Слабая инфраструктура Дальнего Востока и ограниченная поддержка
Из-за малочисленности населения и недостаточного спроса на Дальнем Востоке России, с учетом девальвации рубля, кроме нужд первой жизненной необходимости, у России практически нет других импортных потребностей. ВВП всего Дальневосточного федерального округа соответствует только размеру провинции Хэйлунцзян с объемом 1,1-1,3 триллионов юаней. По историческим и некоторым современным причинам, связанным, главным образом, со стремительным экономическим развитием Китая, в России набирает оборот кампания вокруг так называемой «китайской угрозы», которая все чаще звучит на многих уровнях. Общий объем ВВП России, к сожалению, такой же низкий, как и непосредственно ВВП Дальнего Востока.
Таблица 1. Сравнение ВВП Дальнего Востока и других федеральных округов РФ в 2005-2013 гг. (трл. руб.)
2005 2010 2011 2012 2013
Всероссийский 18.3 37.7 45.4 49.9 54.0
Центральный федеральный округ 6.3 13.4 16.1 17.4 19
СЗФО 1.8 3.9 4.8 5.2 5.6
ЮФО 0.9 2.3 2.8 3.1 3.5
СКФО 0.4 0.9 1.0 1.2 1.4
Приволжский ФО 2.8 5.7 7.1 7.9 8.6
Уральский федеральный округ 3.1 5.1 6.3 7.1 7.6
Сибирский федеральный округ 2.0 4.1 4.8 5.1 5.5
Дфо 0.8 2.1 2.5 9.0 2.8
Как видно из таблицы, из всех федеральных округов у Дальневосточного федерального округа ВВП является самым низким и составляет всего 5% от общероссийского ВВП.
Таблица 2. Сравнение посевных площадей федеральных округов РФ 2005-2014 гг. (10 тыс. га)_
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2014
Всероссийский 4359 4319 4357 4444 4583 4622
Приволжский ФО 1347 1295 1216 1270 1316 1292 1
Сибирский ФО 1022 948 994 988 985 1003 2
ЮФО 679 695 709 744 783 791 3
Центральный ФО 669 686 733 740 780 759 4
Уральский ФО 322 365 367 361 362 358 5
СКФО 258 273 278 275 297 302 6
Дальневосточный ФО 32 32 33 38 31 34 7
Северо-Западный ФО 30 26 27 27 28 31 8
В то же время, из-за слабой инфраструктуры Дальнего Востока программа «Один пояс - один путь», особенно строительство транспортной инфраструктуры, на Дальнем Востоке испытывает больше трудности. Даже в программе «Экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» поставленные цели далеки от реальных требований развития программы «Один пояс - один путь». Общая протяженность дальневосточных железных дорог составляет всего 13,8 % от всей протяженности железных дорог РФ, длина автомобильных дорог, соответственно - 9,5%, длина внутриводных транспортных артерий - 28,7 % от их общероссийской протяженности. Сейчас в России идет строительство Дальневосточной магистрали, спроектированной автодороги № 1 к магистрали № 6. На повестке дня находятся магистраль «Марина-1» и магистраль «Марина-2», соответственно, от Владивостока до портов Хуньчунь и Суйфэньхэ, которые, в соответствии с российскими планами, могут быть полностью введены в эксплуатацию лишь только к 2020 году.
Перспектива реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» в провинции Хэйлунцзян.
2016 год является первым годом XIII Пятилетнего плана, а также ключевым годом стыковки проекта «Один пояс - один путь» с экономическими программами Евразийского экономического союза. За счет укрепления сотрудничества между Россией и провинцией Хэйлунцзян осуществляется укрепление основ регионального китайско-российского сотрудничества. Сейчас самое благоприятное время для развития Дальнего Востока России, связанного, в том числе, с ускоренным развитием провинции Хэйлунцзян и программой «Экономического пояса Шелкового пути на сухопутном и морском участках в Хэйлунцзяне».
1. Последовательность государственной политики будет способствовать реализации программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян».
С начала 2016 года государство оказало политическую поддержку сотрудничеству провинции Хэйлунцзян с Россией. 16.12.2016 г. Госсоветом КНР было одобрено открытие нового района Харбина, ориентированного на осуществление взаимодействий с РФ. Так, в районе Сонбэй, Хулан и Пинфан в Харбине планируемая площадь использования для целей китайско-российского сотрудничества составила 493 кв. км. В новом районе Харбина созданы превосходные условия для реализации программ сотрудничества - научно-техническая и промышленная база относительно сильны, существует хорошая экологическая среда. Имеется исторический опыт сотрудничества с Россией; важную роль играет стратегическое положение. Строительство нового района Харбина - это важный шаг в продвижении программы «Один пояс - один путь». Оно должно придать ускорение новому витку оживления старых промышленных баз в северо-восточном регионе Китая. Активное расширение открытого сотрудничества в Северо-Восточной Азии, поиск новых путей преобразования и развития старых промышленных баз должны способствовать экономическому развитию Хэйлунцзяна и всестороннему оживлению всего северовосточного региона [5].
В развитии пограничной открытой зоны особую роль могут играть Дуннин и Фуюань, получившие статус города, а также формирование ключевой экспериментальной зоны Суйфэньхэ - Дуннин. В апреле 2016 года была принята концепция под названием «Некоторые идеи Центрального комитета и Государственного совета по всестороннему оживлению Северо-Восточного региона и других старых промышленных центров», которая коснулась непосредственно и провинции Хэйлунцзян. Согласно этой концепции, были сформированы новые направления будущего развития всех этих территорий. В соответствии с этой концепцией, развитие провинции Хэлунзян увязывается с развитием отношений с Россией, особенно в приграничной торговле, с формированием инновационного режима приграничной торговли и трансграничного промышленного сотрудничества.
2. Создание новых транспортных путей будет способствовать расширению сотрудничества с Россией.
Для повышения своей роли в национальной программе «Один пояс - один путь» и достижения целей развития программы «Пояс Шелкового пути Лонгцзян», провинция Хэйлунцзян тщательно проработала и подготовила соответствующие планы региона по сотрудничеству с Россией. Следует признать, что она добилась в этом немалых результатов. Особую роль здесь сыграло открытие в провинции Хэйлунцзян в феврале 2015 г. так называемого китайско-европейского грузового пути, способного работать в зимний «ледокольный» период. В 2016 г. был открыт новый международный логистический канал для России. Это означает, что в строительстве «Пояса Шелкового пути Лонгцзян» появились новые достижения. После открытия двух рейсов в западном направлении в апреле 2016 года, Харбин открыл третью международную грузовую линию, а именно «Ха-Суй - Россия -Азия», характерную своими сухопутными и морскими перевозками. Из Суйфэньхэ через дальневосточные порты России стала возможной перевалка грузов до корейских портов Токай и Пусан. После того, как «Ха-Суй-Россия-Азия» выйдет на полный режим своих сухопутных и морских перевозок, фактически откроются восточные «выходы в море» провинции Хэйлунцзян, что будет содействовать экономическому и торговому сотрудничеству с соседними странами Северо-Восточной Азии не только провинции Хэйлунцзян, но и внутренних провинций КНР.
3. Содействие трансграничному промышленному сотрудничеству с Россией
укрепит «Пояс Шелкового пути Лонгцзян».
В 2014-2016 гг. государство последовательно выступало в поддержку оживления северо-восточного Китая, выдвигая идею развития трансграничного промышленного сотрудничества с Россией, указывая на то, что трансграничное промышленное сотрудничество в будущем будет играть важную роль в развитии регионального сотрудничества между двумя странами. Во второй половине 2016 года в провинции Хэйлунцзян была создана группа для разработки плана будущего развития трансграничного промышленного сотрудничества между Россией и провинцией Хэйлунцзян в соответствии с программой «Один пояс - один путь» с последующей ее состыковкой с программами Евразийского экономического союза.
Провинция Хэйлунцзян имеет значительные преимущества и возможности для трансграничного промышленного сотрудничества с Россией. За последние годы провинция Хэйлунцзян создала 16 зарубежных парков в России, в том числе два национальных парка, а также приграничные зоны сотрудничества, зоны свободной торговли и открытые экспериментальные специализированные зоны. Эти предпосылки, несомненно, создают благоприятные условия для будущего трансграничного промышленного сотрудничества. Развитие трансграничного промышленного сотрудничества отвечает интересам обеих сторон и может не только увеличить взаимные инвестиции, но и, что более важно, перевести обе стороны от ресурсного сотрудничества к промышленному взаимовыгодному сотрудничеству.
4. Полномасштабное сотрудничество с Дальним Востоком РФ - это
содействие программе «Пояс Шелкового пути Лонгцзян» в направлении упорядоченного развития сотрудничества со всей Россией.
Развитие Дальнего Востока в России на протяжении длительного периода остается для РФ приоритетной темой. Однако удаленность от Центра страны, неблагоприятный климат, недостаточность финансирования и другие факторы мешают полномасштабному развитию этого российского региона.
С момента прихода к власти Владимира Путина активизировались усилия Центральных властей РФ по развитию Дальнего Востока, стали формироваться зоны опережающего социально-экономического развития, активизировалась деятельность Свободного порта Владивосток. Некоторые преференциальные программы впервые в истории развития Дальнего Востока, были нацелены на беспрецедентное развитие. Положительные тенденции, наметившиеся в 2016 г., открывают редкие возможности для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества на региональном уровне. Это касается сотрудничества в области высоких технологий, инфраструктуры, развития сельского хозяйства и сотрудничества в сфере труда.
Используя льготные условия российской политики, участие провинции Хэйлунцзян в российско-китайском сотрудничестве будет развиваться на здоровой, упорядоченной основе.
Литература и источники
1. Суй Лэнли, Ван Ючжу. Современное состояние экономического и торгового сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и «Пояс и путь» и стратегическое мышление об интеграции Лонгцзянского шелкового дорожного пояса в программе «Пояс и путь» // Внешняя торговля и экономика. 07.2016 год
2. Правительство провинции Хэйлунцзян поддерживает строительство открытой экспериментальной зоны Суйфэньхэ и Дуннинг, Сеть новостей Китая // http://www.hlj.chinanews.com/hljnews/ 24806.html
3. Хэйлунцзянский областной департамент культуры, http://www.hljwht.gov.cn/system/201702/108053.html
4. Статистика торговли для России, Хэйлунцзян Провинциальный отдел торговли, http://www.hljswt.gov.cn/demytj/index.jhtml
5. Официальный ответ Государственного совета об утверждении создания Харбинского нового района, сети центрального правительства [2015-12-23]
References and Sources
1. Suj Lehnli, Van YUchzhu. Sovremennoe sostoyanie ehkonomicheskogo i torgovogo sotrudnichestva mezhdu provinciej Hehjlunczyan i «Poyas i put'» i strategicheskoe myshlenie ob integracii Longczyanskogo shelkovogo dorozhnogo poyasa v programme «Poyas i put'» // Vneshnyaya torgovlya i ehkonomika. 07.2016 god
2. Pravitel'stvo provincii Hehjlunczyan podderzhivaet stroitel'stvo otkrytoj ehksperimental'noj zony Sujfehn'heh i Dunning, Set' novostej Kitaya // http://www.hlj .chinanews.com/hljnews/ 24806.html
3. Hehjlunczyanskij oblastnoj departament kul'tury, http://www.hljwht.gov.cn/system/201702/108053.html
4. Statistika torgovli dlya Rossii, Hehjlunczyan Provincial'nyj otdel torgovli, http://www.hljswt.gov.cn/demytj/index.jhtml
5. Oficial'nyj otvet Gosudarstvennogo soveta ob utverzhdenii sozdaniya Harbinskogo novogo rajona, seti central'nogo pravitel'stva [2015-12-23]
МА ЮИЦЗЮНЬ - доктор наук, профессор, директор Института России Академии Общественных наук провинции Хэйлунцзян.
MA, YUTSZYUN - Doctor of Science, Professor, Director of the Institute of Russia of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province ([email protected])/.
УДК 338.484.6
ЛИ ЧУНЬЯНЬ, ПЭН ЧУАНЬХУАЙ, ДРУЗЯКА А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В ХАРБИНЕ
Ключевые слова: Харбин, культурно-историческое наследие русской эмиграции, культурно-туристическая индустрия.
В последние годы развивающаяся культурно-туристическая индустрия Харбина, основанная на специфической культуре русских эмигрантов, играет важную роль в развитии местной экономики. Культура русских эмигрантов, как особый ресурс уникального культурного наследия Харбина, заслуживает глубокого научного анализа и внедрения в практику создания современной культурно-туристической инфраструктуры города. Показано, что опыт культурного туризма в истории Харбина пока еще относительно невелик, но его общая концепция претерпевает прогрессивные изменения. Она уже стала важным индикатором в экономическом развитии, и ее роль в скором будущем должна значительно увеличиться. Долгая история и богатое культурное наследие Харбина, в котором специфическая культура русских эмигрантов занимает важнейшее место, способна стать привлекательным фактором для формирования нового туристического потока.