УДК 339.9
DOI 10.24411/1026-8804-2020-10039
Российско-китайские зоны приграничного сотрудничества: перспективы взаимодействия РФ и КНР
Цзоу Сютин,
старший научный сотрудник Института России Академии общественных наук пров. Хэйлунцзян, Харбин, КНР. E-mail: [email protected]
В прошлом приграничные портовые города России и Китая имели только такие традиционные методы торгового взаимодействия, как пропуск товаров и пассажиров. После выдвижения КНР инициативы «Один пояс — один путь» следует проанализировать складывающуюся ситуацию и рассмотреть возможности укрепления торгового сотрудничества КНР и РФ, внедрения его новых способов. Создание трансграничных зон экономического сотрудничества и расширение трансграничной производственной цепочки должно стать важным направлением взаимодействия двух стран. Соответствующие зоны будут способствовать углублению сотрудничества пров. Хэйлунцзян с Россией, укреплению и оптимизации цепочки трансграничной перерабатывающей промышленности и трансграничной логистической системы, обусловят формирование новой открытой промышленной системы в данной провинции. Хэйлунцзян предлагает российским коллегам совместно осуществлять создание приграничных зон экономического сотрудничества в Суйфэньхэ, Хэйхэ, Дуннине, Тунцзяне, Фуюане и других приграничных районах. В настоящее время этот проект ещё разрабатывается. Трансграничные зоны экономического сотрудничества могут оказывать экстерриториальное влияние в процессе своего развития, поскольку пересекают территориальные и национальные границы и связаны со многими дипломатическими, правовыми, экономическими, управленческими и техническими проблемами. Можно сказать, что формирование данных зон является сложной системной инженерией.
Ключевые слова: Хэйлунцзян, Дальний Восток России, трансграничная зона экономического сотрудничества.
Russian-Chinese Cross-Border Economic Cooperation Zones: ==
Prospects for Cooperation between Russia and China. g
Zou Xiuting, Russian Institute of Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences, ^ Harbin, China. E-mail: [email protected].
In the past, the border port cities of Russia and China had only traditional §
trading methods such as passage of goods and passengers. After China £
launched the "One Belt, One Road" Initiative, we should analyze the situation and the possibilities to strengthen the trade cooperation between China and Russia and to introduce new ways for that. The construction of the cross-border zones of economic cooperation and expansion of the cross-border production chain should become a significant trend in coordination between Russia and China. These zones will contribute to more profound cooperation between Heilongjiang province and Russia, strengthening and optimization of the cross-border processing industry chain and the cross-border logistics system in order to create a new open industrial system in Heilongjiang province. Heilongjiang province proposes to build the cross-border economic cooperation zones in Suifenhe, Heihe, Dongning, Tongjiang, Fuyuan and other border areas together with the Russian colleagues. The project of the cross-border economic cooperation zones is currently at the preliminary stage. The cross-border economic cooperation zones can exert extraterritorial influence as they cross national and territorial boundaries and are associated with many diplomatic, legal, economic, managerial and technical problems. It can be said that the construction of these cross-border economic cooperation zones is a complex system project. Keywords: Heilongjiang Province, Russian Far East, cross-border economic cooperation zone.
В течение 13-й пятилетки одним из ключевых аспектов иностранного сотрудничества приграничных районов Китая является повышение уровня развития приграничных зон экономического сотрудничества и трансграничных зон экономического сотрудничества. В настоящее время существуют Китайско-казахстанский международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», трансграничная зона экономического сотрудничества «Пинсян — Донгданг» в автономном районе Гуанси, трансграничная зона экономического сотрудничества «Дунсин — Монгкай», китайско-бирманская трансграничная зона экономического сотрудничества «Жуйли — Муцзе» и проч. В июне 2019 г. Китай и Монголия официально подписали «Межправительственное соглашение между Китайской Народной Республикой и Монголией о создании свободной зоны экономического сотрудничества „Замын-Ууд — Эрлянь"». Эти трансграничные зоны экономического сотрудничества играют важную роль в стимулировании приграничной торговли и обмена персоналом.
С одной стороны, создание такой зоны между РФ и КНР может подтолкнуть китайские предприятия к транснациональным инвестициям в Россию, создать зарубежные базы переработки, изменить текущую ситуацию с мелкими, низкоуровневыми и несбалансированными структурами экономического и торгового сотрудничества двух стран и содействовать всестороннему обновлению их взаимодействия. С другой стороны, это может способствовать более оптимальному распределению внутренних и внешних рынков и ресурсов, а также стимулировать участие предприятий России и Китая в международном разделении промышленного
труда. В то же время это будет играть огромную роль в решении проблемы торговых барьеров, таможенной очистки грузов и других вопросов между Россией и Китаем, а также в балансировке торговых отношений. В последние годы в приграничных районах между пров. Хэйлунцзян и российским Дальним Востоком возникла трансграничная зона экономического сотрудничества. В данной статье в качестве примера рассматривается трансграничная зона экономического сотрудничества между пров. Хэйлунцзян и Дальним Востоком России.
I. НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ КИТАЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
С развитием китайской инициативы «Пояса и пути» трансграничное экономическое сотрудничество начинает играть всё более заметную роль, и в КНР построение трансграничного сотрудничества также в ближайшее время вступит в период ускоренного развития. В совместно обнародованном 28 мая 2015 г. Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР, Министерством иностранных дел КНР и Министерством коммерции КНР документе «Концепция и план действий по содействию совместному строительству „экономического пояса Шёлкового пути" и „морского Шёлкового пути 21-го века"» содержится прямое указание на необходимость изыскания новых моделей инвестиционного сотрудничества, поощрения совместного создания заграничных зон торгово-экономического сотрудничества и трансграничных зон экономического сотрудничества, а также и других видов индустриальных парков. Во вступлении к принятому 24 декабря 2015 г. Государственным советом КНР «Мнению Госсовета КНР по некоторым политическим мерам поддержки развития и открытости ключевых приграничных районов» отмечается следующее: приграничные зоны приоритетного развития и открытости, как то: экспериментальные районы, приграничные контрольно-пропускные пункты, приграничные города, зоны приграничного экономического сотрудничества и трансграничные зоны экономического сотрудничества — являются важной платформой углубления сотрудничества Китая с соседними странами и регионами, важной опорой социально-экономического развития в приграничных районах и важным инструментом обеспечения безопасности страны и её границ, они уже стоят в авангарде реализации стратегии «Пояса и пути», а также занимают исключительно важное ме- ^ сто в структуре реформ и развития КНР. Очевидно, что развитие транс- ^ граничного экономического сотрудничества уже стало основной задачей стратегии «Пояса и пути» и важным способом содействия развитию при- о. граничных районов Китая [1; 2]. ^
Практическое значение активного продвижения КНР трансгранично- | го сотрудничества выражается в трёх аспектах: во-первых, региональная £
экономическая интеграция оказывает влияние на развитие контрольно-пропускных пунктов; во-вторых, контрольно-пропускные пункты являются важными «носителями» приграничной торговли; в-третьих, приграничная торговля — необходимое требование региональной экономической интеграции. Трансграничное экономическое сотрудничество в основном сосредоточено в приграничных районах Китая, поэтому контрольно-пропускные пункты на его границе — это платформа и окно для всесторонней открытости страны, а также воплощение стратегии «Развитие Западного Китая» и политики «Возрождение приграничных регионов и обогащение их населения», но самое главное то, что данные пункты способствуют обеспечению долговременного порядка и стабильности на границе.
Приграничное сотрудничество КНР с соседними странами основывается на двух принципах: первый — твёрдое следование принципу «добрососедства и взаимного выигрыша»; второй — опираясь на местную базу развития трансграничного сотрудничества и выгодные условия, изучать, сообразно своим возможностям, цели развития, правовую базу и модели управления соседних государств.
С углублением реализации Китаем политики создания зон свободной торговли трансграничное экономическое сотрудничество столкнётся с рядом проблем, таких как политическая нестабильность в соседних странах, экономический спад, пробелы в законодательстве, охрана культурных ценностей и т.д., а также будет подвержено объективным ограничениям из-за неравенства в экономическом развитии Восточного, Центрального и Западного регионов КНР.
II. ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ С ПРИГРАНИЧНЫМИ ЗОНАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН
В настоящее время обмены между Россией и Китаем становятся всё более частыми. Поскольку зона легко обеспечивает агрегационный эффект, проста в эксплуатации и способствует углублённому сотрудничеству, пров. Хэйлунцзян предлагает создать российско-китайскую зону приграничного экономического сотрудничества. Хэйлунцзян, чтобы содействовать более тесному, широкому и устойчивому экономическому сотрудничеству между РФ и КНР, предлагает российским коллегам совместно осуществлять формирование приграничных зон экономическо-^ го сотрудничества в Суйфэньхэ, Хэйхэ, Дуннине, Тунцзяне, Фуюане и дру-^ гих близких к границе районах.
сЗ Создание приграничной зоны экономического сотрудничества меж-
¡^ ду пров. Хэйлунцзян и российским Дальним Востоком находится на ран-^ ней стадии подготовки. Формирование трансграничной зоны экономи-| ческого сотрудничества основывается на зарубежных парках. К концу £ 2017 г. в 18 зарубежных парках, построенных на Дальнем Востоке России
пров. Хэйлунцзян, было 146 предприятий, а 5 зарубежных парков, согласно преференциальной политике, были включены в территории опережающего развития РФ [6]. Некоторые российские предприятия также активно участвуют в формировании трансграничных зон экономического сотрудничества.
Трансграничная зона экономического сотрудничества
«Суйфэньхэ — Пограничный»
Суйфэньхэ, являясь стратегическим направлением пров. Хэйлунцзян для создания новой модели всестороннего раскрытия, играет чрезвычайно важную роль в процессе создания трансграничных зон экономического сотрудничества. Формирование российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный» способствует возникновению новой модели открытия Суйфэньхэ. Этот город, как один из первых открытых вдоль границы с Китаем, за более чем 20-летнее развитие накопил богатый практический опыт и имеет определённые базовые условия для создания трансграничной зоны экономического сотрудничества.
(1) Процесс развития
В сентябре 2017 г. в ходе Восточного экономического форума, проходившего в РФ, г. Суйфэньхэ провёл с российскими представителями переговоры о формировании трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный». В ноябре того же года Суйфэньхэ провёл переговоры с правительством РФ. Российская сторона достигла соглашения с китайской стороной в вопросе концепции и функциональной направленности трансграничной зоны экономического сотрудничества. 5 декабря представители компании «Информационно-аналитическое агентство „Приморье"», выступающей в качестве российского строительного и инвестиционного предприятия в трансграничной зоне экономического сотрудничества, приехали в г. Суйфэньхэ, чтобы обсудить запуск трансграничной зоны экономического сотрудничества и содействовать этому. Позитивный настрой России заложил важнейшую основу для успешного формирования российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный».
В то же время и г. Суйфэньхэ активно способствовал реализации идеи создания российско-китайской трансграничной зоны экономического со- ^ трудничества «Суйфэньхэ — Пограничный». Благодаря совместным усили- ^ ям процесс подачи заявок быстро продвинулся. В январе 2018 г. российские и китайские инвесторы прибыли в Суйфэньхэ для проведения переговоров, о. в ходе которых была достигнута договорённость о совместном создании s трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — По- | граничный», определён механизм регулярной связи для оптимизации £
контактов рабочей группы. 7 февраля вице-премьеры РФ и КНР в Министерстве торговли Китая и Министерстве развития Дальнего Востока России соответственно выступили за поддержку проекта, подняв на национальном уровне вопрос формирования российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный». Предприятия двух стран подписали рамочное соглашение о строительстве российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суй-фэньхэ — Пограничный». 4 мая компания «Информационно-аналитическое агентство „Приморье"» начала выполнение технико-экономического обоснования российской части российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный» и обсудила с г. Суйфэньхэ проектирование географического расположения в данной зоне стыковочного узла двух стран.
В настоящее время продвижение российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный» вступило в «период ускорения». В мае 2019 г. началось планирование трансграничной зоны экономического сотрудничества. Первый заместитель министра российского Министерства развития Дальнего Востока и Арктики А.В. Крутиков заявил, что инвесторы из обеих стран готовы вложить в проект 1,5 млрд долл. США [7].
(2) План проекта
Общая планируемая площадь строительства российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный» составляет 4,63 кв. км, площадь с российской стороны — 2,33 кв. км, с китайской — 2,3 кв. [8]. Персонал входит и выходит из портов своих стран, а транспортные средства и товары КНР, РФ и третьих государств могут свободно перемещаться по территории зоны. Правительство Суйфэньхэ в трансграничной зоне экономического сотрудничества надеется на сотрудничество с Россией по шести направлениям:
1) Трансграничная зона обработки. В отношении производимой в трансграничной зоне экономического сотрудничества продукции обе страны рассматривают её как свою собственную и осуществляют там её трансграничную беспошлинную переработку.
2) Трансграничный туризм. В зоне будут реализованы проекты в сфере питания, проживания, путешествий, развлечений и шоппинга. Туристы из России и Китая смогут за один день познакомиться с обычаями и культурой соседней страны.
^ 3) Трансграничная торговля. Продукция, произведённая в других ре-
Ц гионах России, может продаваться в трансграничной зоне эконо-
а_ мического сотрудничества и пользоваться торговой политикой вза-
имного рынка, то есть жители пограничного района обеих сторон | освобождаются от уплаты налогов, когда они покупают товары
£ стоимостью менее 8000 юаней.
4) Трансграничные финансы. С точки зрения денежного обращения между двумя странами, предприятия РФ и КНР в зависимости от ситуации могут также осуществлять финансовое сотрудничество, например кредитование.
5) Трансграничная логистика. Благодаря строительству приграничных и зарубежных складов, товары будут доставляться туда сначала для таможенного сбора, а затем, после простых процедур экспортной инспекции, чтобы увеличить количество закупок другого предприятия, могут быть отправлены ему напрямую, что увеличит объём закупок предприятия-контрагента.
6) Трансграничная электронная торговля. Электронная коммерция подразделяется на онлайн- и офлайн-коммерцию и позволяет демонстрировать товары в автономном режиме. Туристы могут посещать трансграничные магазины электронной торговли и совершать покупки в онлайн-магазинах.
Трансграничная зона экономического сотрудничества
«Хэйхэ — Благовещенск»
Хэйхэ является важным городом для сотрудничества РФ и КНР. Там планируется создать трансграничную зону экономического сотрудничества между Китаем и Россией на обоих концах автомобильного моста «Благовещенск — Хэйхэ» через р. Амур. После завершения строительства инфраструктуры, такой как автомобильный мост «Благовещенск — Хэй-хэ» через р. Амур, воздушная канатная дорога Благовещенск — Хэйхэ через р. Амур и восточная ветка газопровода «Сила Сибири», Хэйхэ станет для России новым международным автомобильным, воздушным и стратегическим каналом поставки нефтегазовых ресурсов Северо-Восточному Китаю.
(1) Процесс развития
В настоящее время Хэйхэ и Благовещенск создали механизм стимулирования работы трансграничной зоны экономического сотрудничества, механизм регулярных двусторонних встреч и взаимных уведомлений, а также провели несколько раундов специальных переговоров с российским Министерством развития Дальнего Востока и Арктики, представителями Амурской области и г. Благовещенска. У РФ есть желание сотрудничать, и обе стороны достигли базового консенсуса в отношении поиска центральной поддержки, выстраивания взаимодействия и правил предоставления специальной политики. План российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Хэйхэ — Благовещенск» передан правительству пров. Хэйлунцзян; план реализации трансграничной туристической зоны сотрудничества представлен в Государственный совет КНР.
(2) План проекта
Планируемая общая площадь российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Хэйхэ — Благовещенск» составляет около 36 кв. км. Основная инфраструктура расположена в российско-китайском международном научно-техническом промышленном городе, в районе плацдарма автодорожного моста «Благовещенск — Хэйхэ» через р. Амур. Хэйхэ фокусируется на развитии международной торговли, современной логистики, специализированной импортной и экспортной переработки, а также на современных сферах услуг, ускоряет формирование «пяти потоков»: пассажиропотока, логистического потока, информационного потока, финансового и интеллектуального потоков, что делает российско-китайскую трансграничную зону экономического сотрудничества «Хэйхэ — Благовещенск» новым районом осуществления трансформации и модернизации сотрудничества РФ и КНР, обладающим наибольшим потенциалом.
Основные строительные проекты плана российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества «Хэйхэ — Благовещенск»:
1) Функциональная зона порта. Планируемая площадь застройки в этом районе составляет 250 000 кв. м, а общий объём запланированных инвестиций — 500 млн юаней. Проектная пропускная способность порта — 3 млн чел. в год, 5000 транспортных средств в день и 4 млн т грузов в год.
2) Комплексная бондовая зона. Она включает в себя зону таможенного хранения, зону таможенной логистики, зону развития торговли бондовыми товарами, зону таможенного оформления импорта и экспорта. Запланирована общая площадь в 8 кв. км. Выделены два этапа строительства, первый занимает 3 кв. км.
3) Зона взаимных торговых операций жителей пограничного района. Планируемая площадь застройки составляет 250 000 кв. м, общий объём инвестиций — 1 млрд юаней. В этом районе расположено 100 компаний, занимающихся пограничной торговлей, годовой объём которой составляет 10 млрд юаней.
4) Логистическая зона крупнооптовых товаров. Общий планируемый объём инвестиций составляет 2 млрд юаней, а площадь застройки — 500 000 кв. м. В год планируется транспортировать 5 млн т нефти, 4 млн кубометров природного газа, 5 млн т угля и навалочных грузов.
Хэйхэ имеет приграничную зону экономического сотрудничества ^ и зону биржевой торговли, которые работают уже много лет, поэтому ^ у города богатый опыт зонирования. Приграничную зону экономического сотрудничества Хэйхэ можно в целом позиционировать как региональ-^ ный центр обработки импорта и экспорта, региональный центр логисти-^ ки и складирования, а также региональный центр обслуживания бизнеса | и туризма с функциями сбора, обработки и использования ресурсов, осу-£ ществления логистики, бизнеса, туризма, и т.п.
Хэйхэ активно осуществляет строительство трансграничной зоны сотрудничества в сфере туризма. В «Мнениях Государственного совета о некоторых стратегиях и мерах, направленных на поддержку развития и открытия ключевых пограничных районов», опубликованных Государственным советом КНР в конце 2015 г., было упомянуто о поддержке условных региональных исследований и создании трансграничных зон сотрудничества в сфере туризма, в том числе и в Хэйхэ. По количеству въезжающих и покидающих его людей многие годы подряд он занимает первое место среди портовых городов пров. Хэйлунцзян с очевидными преимуществами в развитии трансграничного туризма. А китайские потребители всё больше внимания уделяют туристическим маршрутам России. В 2017 г. количество взаимных туристов между Россией и Китаем достигло более 3 млн чел. Хэйхэ соединяется с важными городами материкового Китая воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом. При формировании трансграничной зоны сотрудничества в сфере туризма город уделяет особое внимание внедрению приграничных виз, децентрализации полномочий по утверждению туристических агентств, расширению видов и масштабов налоговых льгот и открытию автотуризма для облегчения обмена персоналом и транспортными средствами.
Трансграничная зона экономического сотрудничества
«Тунцзян — Еврейская автономная область»
Тунцзян обладает преимуществами превосходного портового канала, соединяющегося с Россией. Это порт с тремя параллельными маршрутами железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Это крупнейший порт водного транспорта в пров. Хэйлунцзян. Тунцзян стремится построить важный канал сбыта в Россию из северо-востока Китая и является важным международным логистическим узлом и базой для обработки импорта и экспорта в восточном экономическом поясе пров. Хэйлунцзян.
(1) Процесс развития
В 2016 г. Тунцзян предложил сформировать между РФ и КНР трансграничную зону экономического сотрудничества. В июне 2018 г. в Харбине состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Еврейской автономной областью России и Китаем. В своём выступлении А.Б. Левинталь, губернатор Еврейской автономной области, ска- ^ зал, что, заключив данный договор, обе стороны найдут новые пути вза- ^ имодействия и выведут создание трансграничной зоны экономического сотрудничества на более высокий уровень. Пров. Хэйлунцзян также пла- £ нирует содействовать формированию трансграничной зоны экономиче- ^ ского сотрудничества Тунцзян, которая будет включена в план развития | провинции на 13-ю пятилетку. £
(2) Подготовительные работы
Российско-китайский железнодорожный мост «Нижнеленинское — Тун-цзян» был состыкован в 2019 г. Его открытие может способствовать развитию торговли между Тунцзяном, Харбином, Цзямусы, Шуанъяшанем и Россией. Тунцзян ускорил создание зарубежных объектов: последовательно построил ряд парков в России, в том числе Амурскую комплексную зону, сельскохозяйственный демонстрационный парк в с. Нижнеленинское, Хабаровскую базу по утилизации и переработке отходов, Хабаровский выставочный центр товаров для дома, Северный центр продажи цемента, Биробиджанский парк металлоконструкций. Постройка трансграничной производственной сети отечественных и зарубежных парков активно продолжается. Сотрудничество в этой сфере будет содействовать развитию трансграничных отраслей и обеспечит промышленную взаимодополняемость.
Что касается трансграничного туризма, в последние годы г. Тунцзян активно внедряет инновации и полезные исследования. Тунцзян рассматривает приграничный и транзитный туризм в качестве своего основного бренда и всесторонне задействует бесперебойно функционирующие каналы связи с Россией: уже проведено четыре «Российско-китайских культурных сезона приграничных территорий» и три трансграничных марафона «1+1». Благодаря возможности открыть туристическую визу по прибытии (для российских туристов) и путешествовать в трансграничной зоне (для китайских туристов) были ослаблены ограничения и упрощены визовые процедуры, что повысило привлекательность для китайских и российских туристов. Содействие развитию бизнеса по выездному и въездному туризму для автотранспортных средств (менее 8 посадочных мест) позволит совершенствовать механизм трансграничных туристических услуг и постоянно улучшать инфраструктуру данных территорий. В 2018 г. Тунцзян принял более миллиона отечественных и иностранных туристов, совершив исторический прорыв. Китайские туристы, которые приезжают в Тунцзян, могут отправиться в Россию, чтобы окунуться в экзотическую атмосферу другой страны. В то же время российские туристы, приезжающие в Тунцзян на отдых, также могут посетить города материкового Китая. Таким образом посредством двустороннего взаимодействия достигается взаимовыгодное развитие туристической индустрии двух стран.
Трансграничная зона экономического сотрудничества «Дуннин — Октябрьский район»
Дуннин может стать важным окном для взаимодействия с Россией. Преимущества создания российско-китайской зоны трансграничного экономического сотрудничества в Дуннине заключаются в его уникальном географическом положении и наличии прочной основы существующего местного российско-китайского сотрудничества.
(1) Процесс развития
В апреле 2018 г. правительство пров. Хэйлунцзян и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно организовали российско-китайский семинар, на котором представители г. Дуннин сообщили участникам обеих сторон об идее строительства российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества с Октябрьским районом. Дуннин находится в 24 км от Октябрьского района и имеет лучшие условия для создания такой зоны. Благодаря неустанным усилиям по налаживанию сотрудничества, многочисленным контактам и консультациям, продолжавшимся более года, г. Дуннин и Октябрьский район договорились о совместном строительстве. В мае 2019 г. Дуннин начал планирование и подготовку проекта, а в июне г. Дуннин и Октябрьский район официально подписали соглашение о создании трансграничной зоны экономического сотрудничества [9].
Китайская сторона предлагает в порту Дуннин — Полтавка спланировать и построить основную зону трансграничного экономического сотрудничества между РФ и КНР, а именно — зону обработки трансграничной торговли. Опираясь на эту торговую зону, Китай сосредоточит своё внимание на развитии российского производства зерна, драгоценных камней, морепродуктов, кедровых орехов, кормов и других отраслей, занимающихся импортом, а также создаст базу площадью 2 кв. км для обработки рекомендуемой продукции. Россия руководствуется положениями Федерального закона «О свободном порте Владивосток» для содействия строительству зоны сотрудничества, торгово-перерабатывающей зоны в районе порта Полтавка, соответствующей зоне взаимной торговли порта Дуннин.
(2) Подготовительные работы
За прошедшие годы благодаря торговле между Дуннином и Россией сформировалось много специализированных профессиональных баз, были успешно построены крупнейшие в Китае собирательно-распределительные центры импорта и экспорта, такие как: механизмов и электроники, подержанных станков, отходов металлов, кедровых орехов, фруктов и овощей, сушёных продуктов. В Дуннине функционируют около 300 предприятий с правами внешней торговли, накопивших ценный опыт сотрудничества с Россией в сфере сельского и лесного хозяйства, драгоценных камней, опасных химических веществ, импорта и др. В настоящее время Дуннин построил четыре зарубежных парка в России, среди которых зона торгово-экономического сотрудничества в Уссурийске и российско-китайская зона сельскохозяйственного сотрудничества (Приморский край) — это зарубежные парки государственного уровня. К концу 2016 г. в два промышленных парка было инвестировано 1,75 млрд юаней, а общий объём производства составил 5,76 млрд юаней. Два сельскохозяйственных парка — современная российско-китайская зона сельскохозяйственного сотрудничества «Хуасинь» (Приморский край) и зарубежный
экологический сельскохозяйственный кластер «Хуаян» — накопили инвестиции в размере 713 млн юаней; совокупная стоимость производства составила 1,706 млрд юаней, и каждый парк заплатил более 1,5 млрд руб. налогов России [10].
Трансграничная зона экономического сотрудничества
на острове Большой Уссурийский в Фуюане
Фуюань расположен в треугольной зоне, где встречаются р. Амур и Уссури. Это важнейшее направление экономического и торгового многостороннего сотрудничества пров. Хэйлунцзян с Россией.
(1) Процесс развития
Строительство на о. Большой Уссурийский для двух стран стало национальной стратегией. План пров. Хэйлунцзян — создать трансграничную зону экономического сотрудничества на китайской стороне о. Большой Уссурийский, проводить более свободную и открытую политику, превратить Большой Уссурийский в остров экологической цивилизации, сотрудничества и развития, дружбы и гармонии. Россия предлагает совместно с Китаем проводить планирование, создать на о. Большой Уссурийский международную зону отдыха и туризма. Также предлагается включить остров в территорию опережающего развития и ввести ограниченную по времени политику трансграничного безвизового въезда.
Большой Уссурийский расположен на пограничной реке между китайским г. Фуюань и российским г. Хабаровском. Через островной мост, построенный обеими сторонами, возможно наземное сообщение. 17 декабря 2015 г. состоялась 20-я регулярная встреча глав правительств двух стран, по итогам которой было подписано совместное коммюнике: «Продолжать содействовать созданию портов на острове Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао) и совместно осуществлять открытое развитие». 4 апреля 2016 г. Министерство иностранных дел России направило ноту в посольство Китая в России, в которой говорилось, что в целях развития международного сотрудничества и туризма Правительство Российской Федерации предлагает установить на государственной границе между РФ и КНР автомобильный пункт пропуска «Большой Уссурийский (РФ) — Хэйсяцзыдао (КНР)» для международного пассажирского автомобильного сообщения, а также для пересечения государственной границы на легковом автотранспорте с количеством посадочных мест не более 8. В марте 2019 г. Государственный совет Китая выдал разрешение на открытие этого автомобильного пункта, что стало прорывом в развитии проекта.
Трансграничная зона экономического сотрудничества о. Большой Уссурийский включает в себя следующие функциональные отделы: канал автомобильного порта и обслуживающая его сервисная служба, зона
экотуризма, парк водно-болотных угодий и заповедник водно-болотных угодий. Зона свободной торговли между Россией и Китаем на о. Большой Уссурийский находится в режиме управления «тесная работа внутри страны и за рубежом».
(2) Подготовительные работы
В последние годы строительство транспортной инфраструктуры в Фу-юане принесло плодотворные результаты благодаря созданию удобных условий для открытия основных каналов между Россией и Китаем. В настоящее время железная дорога Цяньцзиньчжэнь — Фуюань осуществляет пассажирские перевозки в Цзямусы, Харбин, Суйхуа и Шэньян; аэропорт Дунцзи в Фуюане запустил регулярные рейсы в Харбин, Пекин и Шанхай, а через Харбин — в другие крупные города Китая. В мае 2018 г. был официально открыт международный порт Фуюань и маршрут Фуюань — Хабаровск. Фуюань реализовал связь с национальной сетью автомагистралей и планирует построить трубопроводный транспортный канал между Россией и Китаем. В будущем также предполагается сформировать международный транспортный канал «пять в одном» — для водного, автомобильного, железнодорожного, авиационного и трубопроводного транспорта. Таким образом, Фуюань заложил основу российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества на о. Большой Уссурийский.
III. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПАРКОВ МЕЖДУ ПРОВИНЦИЕЙ ХЭЙЛУНЦЗЯН И ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ РОССИИ
Будучи новым способом взаимодействия в мировой экономике, трансграничные зоны экономического сотрудничества могут оказывать экстерриториальное влияние в процессе развития, поскольку они пересекают территориальные границы, находятся под одновременной юрисдикцией соседствующих государств, что связано со многими дипломатическими, правовыми, экономическими, управленческими и техническими проблемами. Можно сказать, что строительство трансграничной зоны экономического сотрудничества является сложной системной инженерией. Не существует прецедента, на который необходимо опираться при решении проблем эффективного таможенного надзора, инспекции и карантина, промышленного планирования, стандартизации, административного <2 и судебного управления, управления логистическими потоками и потоками людей, управления движением и т.д. Необходимо достичь соглаше- ° ния между двумя странами, решать все имеющиеся вопросы постепенно, о. в процессе их изучения. ^
Поэтому, хотя в приграничных районах Китая местные органы вла- § сти на всех уровнях полностью осознают важность трансграничных зон £
экономического сотрудничества и проводят серьёзную подготовку, они всё ещё сталкиваются со многими проблемами, поскольку находятся на стадии исследования этого вопроса.
1. При строительстве трансграничной зоны экономического сотрудничества обнаруживается ситуация «заинтересованности одной стороны в условиях незаинтересованности другой». В результате планирование строительства оказывается нескоординированным, действия — несогласованными, распределение функций не имеет связанности, так что прогресс строительства зон сильно затормаживается. В настоящее время российские инвесторы в приграничной зоне экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный» активно сотрудничают друг с другом и работа идёт относительно быстро. Несколько других трансграничных зон экономического сотрудничества всё ещё находятся на ранней стадии обсуждения или подписания соглашений с региональными органами управления России.
2. Общий дизайн трансграничных зон экономического сотрудничества на национальном уровне и разработка политики и нормативных актов относительно отстают. Трансграничные зоны экономического сотрудничества отличаются от зон регионального развития и не находят отражения в общем региональном экономическом плане. В то время как основные политические и управленческие полномочия находятся в центре внимания, национальная политика в отношении этих зон находится на стадии изучения. Соответствующие ведомства Китая приложили большие усилия для активного продвижения строительства трансграничных зон экономического сотрудничества, но из-за большого количества вопросов, которые необходимо координировать, всё ещё существуют немалые трудности.
3. В настоящее время в трансграничных зонах экономического сотрудничества нет специальной преференциальной политики. При строительстве этих зон возникают проблемы, связанные с недостаточной поддержкой в области земельной, финансовой и налоговой политики и отсутствием стимула для проектов, что ограничивает развитие зон сотрудничества. По сравнению с существующими трансграничными торговыми зонами, зонами экспортной обработки, комплексными связанными зонами и приграничными зонами экономического сотрудничества, экономические преимущества, функциональные коннотации и перспективы строительства трансграничных зон экономического сотрудничества не ясны, особенно в вопросе реализации дислокации. Перспективы развития вышеуказанных регионов всё ещё требуют дальнейшего точного анализа и позиционирования. Строительство трансграничной зоны экономического сотрудничества предполагает разработку двумя странами многих стратегий, которые трудно продвигать вперёд.
4. Систематического исследования приграничных зон экономического сотрудничества недостаточно. Пров. Хэйлунцзян имеет общее понимание
строительства трансграничной зоны экономического сотрудничества как важного показателя открытости для внешнего мира. Тем не менее отсутствуют систематические исследования взаимосвязей позиционирования, регионального разграничения, функциональной структуры, режима управления, режима стимулирования труда, содействия, соответствующих политик, которые необходимо активно проводить, и т.д. Всё это препятствует содействию местных органов власти строительству трансграничных зон экономического сотрудничества.
5. Численность населения портовых городов, на которые опирается трансграничная зона экономического сотрудничества, несколько недостаточна, а вспомогательная роль городской экономики в зоне слаба. В настоящее время основными проблемами приграничных портов в пров. Хэйлунцзян являются небольшие размеры населённых пунктов, низкая численность населения, доминирование сельского хозяйства в экономике, неразвитость вторичного и третичного секторов экономики, низкий уровень функциональной ориентации пограничных портов и отсутствие совершенной логистической информационной платформы. В 2017 г. зарегистрированное население Суйфэньхэ — крупного порта в пров. Хэйлунцзян, связывающего Китай с Россией, — насчитывало всего около 70 000 чел., ВВП города составлял 14,87 млрд юаней, а его финансовый доход — 850 млн юаней [3]. В 2017 г. ВВП г. Хэй-хэ составлял 50,42 млрд юаней, из которых на долю первичного сектора экономики пришлось 48% [5]. В 2017 г. зарегистрированное население Тунцзяна насчитывало 176 300 чел., а ВВП — 12,3 млрд юаней. Доля первичного сектора экономики в ВВП составила 70,04%, а бюджетная выручка — 230 млн юаней [4]. В 2017 г. выручка Дуннина составляла 620 млн юаней. Подводя итог, мы видим, что эти несколько активных портов слабы с экономической точки зрения.
6. На портовые города, которые являются трансграничной зоной экономического сотрудничества, влияет отсутствие основных отраслей. Большинство приграничных городов и округов в пров. Хэйлунцзян не сформировали ведущих или опорных отраслей с высокой конкурентоспособностью, а экономический рост, обусловленный приграничной торговлей, по-прежнему является единственным способом развития. Из-за отсутствия поддержки со стороны основных отраслей трансграничные зоны экономического сотрудничества далеки от удовлетворения потребностей внешней торговли в новых условиях. В структуре экспорта Суй-фэньхэ в 2017 г. в большем объёме представлен ассортимент следующих товаров: обувь, сельскохозяйственные и побочные продукты, удобрения, механические и электрические товары, одежда и аксессуары для одежды, овощи и т.д. Наибольший объём импорта включает такие товары, как брёвна, пиломатериалы, сырая нефть, целлюлоза, уголь и т.д. Из этой структуры видно, что в ассортименте экспортных товаров мало продуктов местного производства, а большая часть импорта — сырьевые товары.
Лишь малая доля импортируемых товаров поступает в местную глубокую переработку, в основном сырьё напрямую переправляют в другие провинции [11]. Пограничные портовые города пров. Хэйлунцзян, как правило, имеют слабую промышленную основу, и в краткосрочной перспективе представляется трудным значительно повысить уровень обрабатывающей промышленности и быстро развить ведущие или опорные отрасли.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. = Доклад о работе правительства // М^ДЙ®. 31.01.2018. № 1. URL: http://epaper.hljnews.cn/hljrb/20180131/332734.html (дата обращения: 31.01.2018).
2. Я Ш^Ш^ШЖйШК^ШЖ^ПШЖШмЛ = Мнения Государственного совета по политике и мерам поддержки развития и открытия ключевых приграничных территорий. URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2016-01/07/content_10561.htm. (дата обращения: 15.01.2016).
3. = Статистический бюллетень Национального экономического и социального развития города Суйфэньхэ, 2017 г. URL: http://tjj.suifenhe.gov.cn/contents/10/577.html (дата обращения: 28.03.2018).
4. (®ШЙ) = Статистический бюллетень Национального экономического и социального развития города Тунц-зян, 2017 г. (предварительный проект). URL: http://www.tongjiang.gov.cn/Info. aspx?ID=12151&CategoryID=358 (дата обращения: 04.05.2018).
5. = Статистическое коммюнике о национальном экономическом и социальном развитии города Хэйхэ в 2017 г. URL: http://www.heihe.gov.cn/info/1402/90573.html (дата обращения: 17.05.2018).
6. = Цюй Цзин. Провинция Хэйлунцзян создаёт новую открытую высоту в работе с Россией // М^ДЙ®. 04.02.2018. № 1. URL: http://epaper.hljnews.cn/hljrb/20180204/333716.html (дата обращения: 04.02.2018).
7. ^ШШ = Китай и Россия инвестируют 1,5 млрд долл. США в трансграничную зону экономического сотрудничества «Суйфэньхэ — Пограничный». URL: http://m.sohu.com/a/222203370_ 99893481 (дата обращения: 11.02.2018).
8. = Заместитель секретаря городского комитета КПК Суйфэньхэ: «Российско-китайская зона приграничного сотрудничества "Суйфэньхэ — Пограничный" станет знаковым проектом местного сотрудничества между двумя странами». URL: http:// sputniknews.cn/russia_china_relations/201808101026092916/ (дата обращения: 10.08.2018).
I 9. wm mm, ^^джхж^ш^й+л =
Ши Пэйфэн, Цзы Лиминь, Цзян Хуэй. Город Муданьцзян и Октябрьский район g Российской Федерации подписали соглашение о строительстве трансгранич-
ной зоны экономического сотрудничества. URL: http://www.hlj.chinanews.com/ £ hljnews/2019/0615/46059.html (дата обращения: 15.06.2019).
^ 10. М^Д^Л^^^^К^^ШЙЙ = Хэйлунцзян активно поддерживает строи-о тельство зарубежных индустриальных парков. URL: http://www.cinic.org.cn/xy/
hlj/407448.html (дата обращения: 30.10.2017).
11. = У Шань, Ли Миньфэн. Про-
мышленная экономика вступила в самый быстрый и лучший период за последние годы // М^^йЖ.. 25.12.2018. № 9. http://epaper.hljnews.cn/ hljrb/20181225/399814.html (дата обращения: 25.12.2018).
REFERENCES
1. МЛЕ^Ш^Ш^ [Government Work Report]. МЛЕВМ, 31.01.2018, no. 1. Available at: http://epaper.hljnews.cn/hljrb/20180131/332734.html (accessed 31.01.2018). (In Chin.)
2. ШШ^ЖШШЖйШШтШТШШМШЯ [Opinions of the State Council on Supporting Policies and Measures for Development and Opening of Key Border Territories]. Available at: http://www.gov.cn/zhengce/content/2016-01/07/ content_10561.htm (accessed 15.01.2016). (In Chin.)
3. [Statistical Bulletin on Suifenhe National Economic and Social Development in 2017]. Available at: http://tjj.suifenhe. gov.cn/contents/10/577.html (accessed 28.03.2018). (In Chin.)
4. тхтОП^Штт-^ИФЖМтгЫМШШШ) [Statistical Bulletin on Tong-jiang National Economic and Social Development in 2017 (Draft)]. Available at: http:// www.tongjiang.gov.cn/Info.aspx?ID=12151&CategoryID=358 (accessed 04.05.2018). (In Chin.)
5. 2017^МИ~ФВШШ-^1±ФЖМШ1ЫМ [Statistical Bulletin on Heihe National Economic and Social Development in 2017]. Available at: http://www.heihe.gov.cn/ info/1402/90573.htm (accessed 17.05.2018). (In Chin.)
6. [Qu Jing. Heilongjiang Province Creates a New Level for Work with Russia]. МЛЕВМ, 04.02.2018, no. 1. Available at: http:// epaper.hljnews.cn/hljrb/20180204/333716.html (accessed 04.02.2018). (In Chin.)
7. ФШШУ" "ЖШШШ-ШШ"[China and Russia Will Invest 1.5 Billion Dollars in the Cross-Border Economic Cooperation Zone "Po-granichniy - Suifenhe"]. Available at: http://m.sohu.com/a/222203370_99893481 (accessed 11.02.2018). (In Chin.)
8. т#тшшш:Ф№ "mm"шт&шшшшшяшшшшш [Deputy Secretary of Suifenhe Municipal Party Committee: "The Russian-Chinese Cross-Border Cooperation Zone "Suifenhe — Pogranichniy" Will Become a Significant Project of Local Cooperation between the Two Countries"]. Available at: http://sputniknews. cn/russia_china_relations/201808101026092916/ (accessed 10.08.2018). (In Chin.)
9. вда^ mm, шы^тшт^як&шшттшшт
[Shi Peifeng, Zi Limin, Jiang Hui. Mudanjiang and the Oktyabrsky District of the Russian Federation Signed an Agreement on the Construction of the Cross-Border Economic Cooperation Zone]. Available at: http://www.hlj.chinanews.com/ hljnews/2019/0615/46059.html (accessed 15.06.2019). (In Chin.)
10. МЛЕ^Я^МШ^Г'^ШШШ [Heilongjiang Vigorously Supports the Construction of Overseas Industrial Parks]. Available at: http://www.cinic.org.cn/xy/ hlj/407448.html (accessed 30.10.2017). (In Chin.) ^
11. [Wu Shan, Li Minfeng. Industrial | Economy Has Come into the Fastest and Best Period in Recent Years]. МЛЕВМ, 25.12.2018, no. 9. Available at: http://epaper.hljnews.cn/hljrb/20181225/399814.html £ (accessed 25.12.2018). (In Chin.) *
S
О
Дата поступления в редакцию 17.12.2019 £