Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
605
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЯПОНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / САНКЦИИ СО СТОРОНЫ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хань Тяньянь

В 2014 году инцидент в Крыму вызвал введение санкций в отношении России со стороны США и европейских стран. Эти санкции действуют и по сей день. Несмотря на стратегические соображения, в связи с потребностями развития двусторонних отношений, интенсивность взаимных санкций между Россией и Японией относительно мала, хотя и оказывает определённое влияние на торгово-экономические отношения стран. Хотя Япония является важным торговым партнёром России в АТР, положение Японии во внешней торговле России несколько ослабло по сравнению с досанкционным периодом. В условиях американско-европейских санкций, Россия, напротив, реализует стратегию «поворота на Восток», которая в числе прочего подразумевает сохранение и расширение отношений с Японией, и особенно это касается экономических связей. Экономическое сотрудничество двух стран выявило нижеследующие новые особенности: руководящая роль правительств в продвижении проектов; энергетика, как одна из основных сфер сотрудничества; сотрудничество на Дальнем Востоке, как главное направление сотрудничества. Однако влияние санкций привело к сложностям в росте масштабов торгово-экономического сотрудничества двух стран. Недостаток взаимного политического доверия, проблема «северных территорий» влияют на динамику торгово-экономического сотрудничества двух стран. Тем не менее, общие цели и мотивы укрепления торгово-экономического сотрудничества двух стран остаются неизменными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA-JAPAN ECONOMIC AND TRADE RELATIONS AND THEIR PROSPECTS UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Since 2014, sanctions and counter-sanctions against Russia by Western countries such as the United States and Europe have been ongoing. Although the intensity of mutual sanctions between Russia and Japan is relatively light due to their respective strategic considerations and the need to develop bilateral relations, it has still had a certain impact on their bilateral economic and trade relations. While Japan is an important trading partner of Russia in the Asia-Pacific region, its position in Russia's foreign trade has weakened compared to before the sanctions. Under U.S. and European sanctions, Russia has adopted an "eastward strategy", including maintaining and expanding relations with Japan, especially economic cooperation. Economic cooperation between the two sides has shown the following new characteristics: Government-led advancement; energy is the main area of cooperation; the Far East is an important direction of cooperation. However, the impact of the sanctions has made it difficult to increase the scale of economic and trade cooperation between the two countries; the lack of political mutual trust, and the issue of the four northern islands have also affected the progress of their economic and trade cooperation. Nevertheless, the overall goal and tone of strengthening economic and trade cooperation between the two countries will not change.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

В своем учении об идеальных типах различных обществ определенного исторического периода и локации Вебер утверждает, что представление о таком обществе («Gedankenbld»), возникшее у нас на основе весьма ограниченных и отрывистых знаний о нем, вовсе не соответствует действительности и не является ее схемой. Это представление «чисто идеальное пограничное понятие» («rein ideeller Grenzbegriff»), которое по отношению к эмпирии исторического исследования имеет чисто инструментальный характер и открытые взаимосвязи использует в качестве категории объективной возможности». И в целом Вебер рассматривал идеал как «практический максимум возможного». В качестве примеров такой максимальности он приводит примеры статуй Праксителя (390-33 до Н.Э.) и Микеланджело (1475-1564), из опер и живописи. Но, строго говоря, идеал практически недостижим, как недостижимо и соответствие наших представлений реальности «исторических индивидуальностей.

Литература и источники

1. Schumpeter, Josef Alois (1883 - 1950), Österreich-amerikanischer Ökonom und Soziologe. Einer der bedeutendsten Wirtschaftswissenschaftler des 20. Jahrhunderts und ein hervorragender Theoretiker. Vgl. E. Schneider: Josef A. Schumpeter - Leben und Werk eines großen Sjzialökonomen. 1970.

2. Esben Sloth Andersen. Eine Theorie der gesellschaftlichen und wirtschaftlichen Evolution. Duncker&Humblot. Berlin, 2011, Kapitel XII.1.

3. John Maynard Smith und Eörs Szathmäry. Evolution, Prozesse, Mechanismen, Modelle. Heidelberg/Berlin/Oxford 1996. Spektrum Verlag.

4. Schumpeter, J.A. Kapitalismus, Sozialismus und Demokratie. Tübingen/Basel 1993, Franke Verlag,

5. Schumpeter, J.A. Konjünkturzyklen. Eine theoretische, historische und statistische Analyse des kapitalistischen Prozesses. Göttingen 2010. Verlag Vandenhhoeck&Ruprecht,

6. Schumpeter J.A. Aufsätze zur Sozialökonomie. T, wie sie insbesondereübingen 1985. Mohr Verlag,

7. Konjunkturzyklen ...,

8. Schumpeter J.A. Die Krise des Steuerstaates. In: Zeitfragen aus dem Gebiet der Soziologie (4). Graz/Leipzig 1918.

9. Weber Max (1864-1920) - weltbekannter Soziologe. Epochal sind Webers Arbeiten zur Wertfreiheit, au die das moderne sozialwissenschaftliche Verständnis zurückgeht. Die von ihm und W. Sombart gegründete „Deutsche Gesellschaft für Soziologie" (1909) forderte in ihren Statuten die strikte Trennung von Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. Vgl. W. Schluchter. Wertfreiheit und Verantwortungsethik. Zum Verhältnis von Wissenschaft und Politik bei Max Weber. 1971; S. Käsler. Einführung in das Studium Max Webers. 1979.

10. Schumpeter Josef A. Die Krise des Steuerstaates. Graz/Leipzig 1918. In: Zeitfragen auf dem Gebiet der Soziologie, Heft 4.

11. Weber M. Die Objektivität Sozialwissenschaftlicher und sozialpolitischer Erkenntnisse // GAz. Wissenschaftslehre. Tübingen 1985, S 149; Derselbe. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Tübingen 1972. Band I, § 2

12. Weber M. Soziologie. Weltgeschichtliche Analysen. Politik. Stuttgart 1956, S. 97 f.

13. Lexikon Wirtschsft. Wisbaden 2014, Springer Gabler Verlag,

14. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen 1980, Band I.

15. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. М., 1990. С. 602-639.

16. Löwith K. Max Weber und Karl Marx. In: Derselbe. SS. Stuttgart 1988, Band 5.

17. Giddens A. Marx, Weber und die Entwicklung des Kapitalismus. Frankfurt am Main 1973.

18. Weber M. GAA z. Wissenschaftslehre. Tübingen 1922; Derselbe. Religionssoziologie. Tübingen 1920.

19. Weber M. GAA zur Wissenschaftslehre. Tübingen 1985.

20. Weber M. Politik als Beruf. || W.I. Mommsen/W. Schluchter (Hr.). Max Weber GA. Tübingen 1992, Abt. I, Band 17.

21. Weber M. Soziologie. Weltgeschichtliche Analysen. Politik- Stuttgart 1956.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) ([email protected]).

УДК 339.54(470+520)«2014-2021» Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-5-184-193

ХАНЬ ТЯНЬЯНЬ

РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Ключевые слова: Россия, Япония, торгово-экономическое сотрудничество, санкции со стороны западных стран.

В 2014 году инцидент в Крыму вызвал введение санкций в отношении России со стороны США и европейских стран. Эти санкции действуют и по сей день. Несмотря на стратегические соображения, в связи с потребностями развития двусторонних отношений, интенсивность взаимных санкций между Россией и Японией относительно мала, хотя и оказывает определённое влияние на торгово-экономические отношения стран. Хотя Япония является важным торговым партнёром России в АТР, положение Японии во внешней торговле России несколько ослабло по сравнению с досанкционным периодом. В условиях американско-европейских санкций, Россия, напротив, реализует стратегию «поворота на Восток», которая в числе прочего подразумевает сохранение и расширение отношений с Японией, и особенно это касается экономических связей. Экономическое сотрудничество двух стран выявило нижеследующие новые особенности: руководящая роль правительств в продвижении проектов; энергетика, как одна из основных сфер сотрудничества; сотрудничество на Дальнем Востоке, как

главное направление сотрудничества. Однако влияние санкций привело к сложностям в росте масштабов торгово-экономического сотрудничества двух стран. Недостаток взаимного политического доверия, проблема «северных территорий» влияют на динамику торгово-экономического сотрудничества двух стран. Тем не менее, общие цели и мотивы укрепления торгово-экономического сотрудничества двух стран остаются неизменными.

HAN, TIANYAN RUSSIA-JAPAN ECONOMIC AND TRADE RELATIONS AND THEIR PROSPECTS UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Key words .' Russia, Japan, Russia-Japan Economic and Trade Cooperation, Western Sanctions.

Since 2014, sanctions and counter-sanctions against Russia by Western countries such as the United States and Europe have been ongoing. Although the intensity of mutual sanctions between Russia and Japan is relatively light due to their respective strategic considerations and the need to develop bilateral relations, it has still had a certain impact on their bilateral economic and trade relations. While Japan is an important trading partner of Russia in the Asia-Pacific region, its position in Russia's foreign trade has weakened compared to before the sanctions. Under U.S. and European sanctions, Russia has adopted an "eastward strategy", including maintaining and expanding relations with Japan, especially economic cooperation. Economic cooperation between the two sides has shown the following new characteristics: Government-led advancement; energy is the main area of cooperation; the Far East is an important direction of cooperation. However, the impact of the sanctions has made it difficult to increase the scale of economic and trade cooperation between the two countries; the lack of political mutual trust, and the issue of the four northern islands have also affected the progress of their economic and trade cooperation. Nevertheless, the overall goal and tone of strengthening economic and trade cooperation between the two countries will not change.

В 2014 году инцидент в Крыму вызвал введение санкций в отношении России со стороны США и европейских стран. Эти санкции действуют и по сей день. Крушение рейса MH17 Malaysia Airlines, инциденты с двойными агентами в Великобритании, история под условным названием Russiagate, скандалы с Навальным и прочие события лишь расширили и усилили западные санкции. В свою очередь, Россия ввела контрсанкции. За семь лет противостояние между Россией и западными странами стало одним из лейтмотивов российской политико-экономической дипломатии. Несмотря на стратегические соображения, в силу потребности развития двусторонних отношений, интенсивность взаимных санкций между Россией и Японией относительно мала, хотя и оказывает определённое влияние на торгово-экономические отношения стран. Кроме того, недостаток взаимного политического доверия, споры из-за «северных территорий» и прочие факторы, в той или иной степени, ограничивают экономические отношения между Россией и Японией.

1. Общее положение в сфере торгово-экономического сотрудничества России и Японии.

1.1. Двусторонняя торговля.

а) Хотя Япония является важным торговым партнёром России в АТР, но положение Японии во внешней торговле России в рассматриваемый период несколько ослабло по сравнению с периодом до введения санкций.

Будучи одной из крупнейших мировых экономик, Япония является важным торговым партнёром России в АТР - третьим по величине после Китая и Южной Кореи (в 2017 году Южная Корея перегнала Японию, которая до этого была вторым партнёром России в АТР). Согласно данным российской таможни, товарооборот между Россией и Японией в 2013 году достиг исторического максимума в 33 млрд. 230 млн. долларов США. Под влиянием американо-европейских санкций в отношении России и экономического кризиса в России, в 2014-2016 гг. товарооборот последовательно уменьшался, и амплитуда снижения составила 7,3%, 30,8% и 24,6%, соответственно. В 2017-2018 гг., вслед за изменением в лучшую сторону экономической и внешнеторговой обстановки, произошло некоторое восстановление российско-японской торговли с показателями роста 13,7% и 16,5%, соответственно, однако досанкционный уровень так и не был достигнут (в 2018 году товарооборот составлял 21 млрд. 270 млн. долларов США). В 2019 году снова произошёл спад на 4,5%, а в 2020 году, под влиянием пандемии коронавируса, произошло дальнейшее существенное падение на 20,4% - товарооборот снизился до 16 млрд. 170 млн. долларов США. Если сравнивать с досанкционным периодом (2013 год), амплитуда падения превышает 50%. Япония также упала с седьмого (2013-2016 гг.) на одиннадцатое место в структуре внешней торговли России - впервые с 2004 года она выпала из первой десятки (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Основные сведения о российско-японской торговле за период с 2013 по 2020 гг.

Год Товарооборот (млн. долларов США) По сравнению с прошлым годом (%) Доля в общем объёме внешнеторгового оборота России (%) Место в рейтинге торговых партнёров России

2013 33228 +6,64 3,95 7

2014 30797 -7,32 3,93 7

2015 21310 -30,81 4,05 7

2016 16064 -24,62 3,43 7

2017 18262 +13,68 3,13 9

2018 21273 +16,49 3,09 10

2019 20313 -4,51 3,05 9

2020 16169 -20,4 2,85 11

Источник данных: Таможня РФ.

б) Место Японии в российском импорте выше, чем в экспорте. Россия демонстрирует тенденцию сокращения активного сальдо в торговле с Японией.

В общем, если посмотреть на данные импортно-экспортной торговли между Россией и Японией, начиная с 2013 года, можно увидеть, что положение Японии в российском импорте более существенно, чем в экспорте. В 2013 году в структуре российского импорта Япония занимала седьмое место, а в структуре экспорта - восьмое, а в 2020 году - восьмое и двенадцатое места, соответственно. Видно, что позиции Японии ослабли, как в импорте, так и в экспорте (особенно заметно в экспорте). Одновременно с этим, Россия демонстрирует тенденцию сокращения активного сальдо в торговле с Японией. В 2013 году активное сальдо России составляло 6 млрд. 107 млн. долларов США. Хотя этот показатель в 2014 и 2015 году был выше, чем в 2013 (8 млрд. 950 млн. и 7 млрд. 690 млн. долларов США, соответственно), но в 2016 году он существенно снизился на 64,8%, составив 2 млрд. 700 млн. долларов США, а в 2020 году составил 1 млрд. 940 млн. долларов США, не достигнув и трети от уровня 2013 года (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Основные сведения о российско-японской импортно-экспортной торговле в 2013-2020 гг.

Год Объём экспорта России в Японию (млн. долларов США) По сравнению с прошлым годом (%) Доля в общем объёме российского экспорта (%) Место Японии в структуре экспорта России Объём импорта России из Японии (млн. долларов США) По сравнению с прошлым годом (%) Доля в общем объёме импорта России (%) Место Японии в структуре импорта России Торговое сальдо (млн. долларов США)

2013 19668 +26,82 3,73 8 13560 -13,35 4,31 7 +6107

2014 19875 +1,06 4,00 6 10922 +19,46 3,82 6 +8953

2015 14497 -27,06 4,22 7 6813 -37,62 3,73 6 +7685

2016 9384 -35,27 3,29 9 6680 -1,95 3,67 7 +2704

2017 10501 +11,90 2,94 11 7761 +16,19 3,42 7 +2739

2018 12453 +18,60 2,77 11 8819 +13,63 3,70 7 +3634

2019 11353 -8,84 2,69 12 8960 +1,6 3,68 6 +2393

2020 9055 -20,24 2,69 12 7114 -20,61 3,07 8 +1941

Источник данных: Таможня РФ

в) Структура товаров импорта и экспорта в основном стабильна и претерпела оптимизацию в последние несколько лет.

До сих пор Россия экспортирует в Японию в основном минеральные ресурсы, драгоценные металлы и камни, металлы и металлические изделия, древесину и изделия из неё, сельскохозяйственную и пищевую продукцию. Абсолютное лидирующее положение в экспорте России в Японию занимают минеральные ресурсы, их доля всё время превышает 70%. Однако в течение нескольких последних лет взят тренд на постепенное снижение их удельного веса - с 87% в 2013 году до 70% в 2020 году. Вместе с этим доля драгоценных металлов и камней постепенно

растёт, с 2,9% в 2013 году до 12,1% в 2020 году. Это и есть второй экспортный товар России в Японию. Доля металлов и металлических изделий, в целом, находится в диапазоне 5-10% - в последние два года произошло их перемещение со второго места на третье. В последние годы на пятом месте стоят сельскохозяйственная продукция и пищевые продукты. Их доля удерживается на уровне примерно 3% (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Структура товаров экспорта России в Японию в 2013-2020 гг.

Год Первая группа Доля в экспо ртев Япони Вторая группа Доля в экспо ртев Япони Третья группа Доля в экспо ртев Япони Четвёрта я группа Доля в экспор те в Япони ю (%)

ю (%) ю (%) ю (%)

2013 Минеральн ые ресурсы 87,13 Металлы и металлическ ие изделия 4,78 Драгоценн ые металлы и камни 2,85 Древесин а и изделия из неё 2,56

2014 Минеральн ые ресурсы 87,28 Металлы и металлическ ие изделия 5,65 Драгоценн ые металлы и камни 2,67 Древесин а и изделия из неё 2,30

2015 Минеральн ые ресурсы 82,91 Металлы и металлическ ие изделия 6,76 Продукция химическо й промышлен ности 2,80 Древесин а и изделия из неё 2,51

2016 Минеральн ые ресурсы 75,41 Металлы и металлическ ие изделия 10,13 Древесина и изделия из неё 4,38 Сельскох озяйстве нная и пищевая продукц ия 3,62

2017 Минеральн ые ресурсы 75,27 Металлы и металлическ ие изделия 9,59 Древесина и изделия из неё 4,81 Драгоцен ные металлы и камни 4,59

2018 Минеральн ые ресурсы 76,98 Металлы и металлическ ие изделия 7,67 Драгоценн ые металлы и камни 5,56 Древесин а и изделия из неё 3,86

2019 Минеральн ые ресурсы 75,77 Драгоценные металлы и камни 7,8 Металлы и металличес кие изделия 6,82 Древесин а и изделия из неё 4,43

2020 Минеральн ые ресурсы 70,23 Драгоценные металлы и камни 12,05 Металлы и металличес кие изделия 7,9 Древесин а и изделия из неё 4,44

Источник данных: Таможня РФ

Россия в основном импортирует из Японии автомобили и оборудование, продукцию химической промышленности, металлы и металлические изделия. Автомобили и оборудование занимают абсолютное преимущественное положение в импорте России из Японии, их доля всегда составляла около 80%, хоть в последние годы эта доля постепенно снижается - с 83,2% в 2013 году до 77,1% в 2020 году. В то же время доля второго товара в структуре импорта - продукции химической промышленности - постепенно растёт, с 8,4% в 2013 году до 14,2% в 2020 году. Металлы и металлические изделия занимают третье место - с 2013 года их доля колеблется в диапазоне 2,5-5% (см. таблицу 4).

Таблица 4.

Структура российского импорта из Японии в период 2013-2020 гг.

Год Первая группа Доля в импорте из Японии (%) Вторая группа Доля в импорте из Японии (%) Третья Группа Доля в импорте из Японии (%)

2013 Автомобили и оборудование 83,23 Продукция химической промышленности 8,38 Металлы и металлические изделия 4,69

2014 Автомобили и оборудование 83,3 Продукция химической промышленности 9,47 Металлы и металлические изделия 2,64

2015 Автомобили и оборудование 77,90 Продукция химической промышленности 11,80 Металлы и металлические изделия 4,54

2016 Автомобили и оборудование 80,02 Продукция химической промышленности 11,32 Металлы и металлические изделия 2,71

2017 Автомобили и оборудование 80,90 Продукция химической промышленности 10,94 Металлы и металлические изделия 3,10

2018 Автомобили и оборудование 80,15 Продукция химической промышленности 11,21 Металлы и металлические изделия 3,51

2019 Автомобили и оборудование 78,84 Продукция химической промышленности 12,39 Металлы и металлические изделия 3,30

2020 Автомобили и оборудование 77,08 Продукция химической промышленности 14,18 Металлы и металлические изделия 3,38

Источник данных: Таможня РФ

1.2. Взаимные инвестиции.

а) Россия не является целевым государством для японских инвестиций, но Япония является довольно важным источником инвестиций для России.

С давних времён в сфере взаимных инвестиций между Россией и Японией главными являются именно инвестиции Японии в экономику России, тогда как инвестиции России в Японию ничтожно малы и, скорее, символичны [1, с. 131]. Согласно статистике Центробанка РФ, по состоянию на конец 2020 года накопленные прямые инвестиции Японии в Россию составляют 2 млрд. 396 млн. долларов США, а накопленные прямые инвестиции России в Японию - 36 млн. долларов США, что меньше в 67 раз [2]. Однако, сравнивая с крупномасштабными японскими инвестициями в другие страны, нужно признать, что объём инвестиций Японии в Россию ограничен. Доля японских инвестиций в Россию в общем объеме иностранных инвестиций составляет только 0,4% (23 место), что уступает не только европейским и американским странам, но и Южной Корее, Сингапуру, Казахстану и другим азиатским странам (но немного выше Китая, накопленные прямые инвестиции Китая в Россию составляют всего 1 млрд 831 млн долларов США, 24 место). Для сравнения, инвестиции России в Японию и того меньше - доля Японии в российских внешних инвестициях не дотягивает и до 0,01%

б) В России сравнительно мало японских предприятий и их расположение сосредоточено в отдельных местах.

В настоящее время в России находится только немногим больше 300 японских предприятий, что далеко от их количества в Китае и США. Около половины японских предприятий в России - из Токио. Инвестиционные сферы охватывают финансы, страхование, промышленность, оптовую и розничную продажу, ремонт автомобилей и мотоциклов, строительство, недвижимость, транспорт, складские операции, науку и исследования, медицину и здравоохранение, культуру и развлечение, гостиничный и ресторанный бизнес и т.д. Японские

предприятия в России в основном сконцентрированы в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, а также в Дальневосточном регионе - Приморском крае, Сахалинской области, Хабаровском крае, Камчатском крае и т.д. [3, с. 45]. В последние годы произошёл инвестиционный бум японских предприятий в Москве, Санкт-Петербурге и т.д. В основном это предприятия автомобильной отрасли. Что касается Дальнего Востока России, Япония в основном инвестирует в нефтегазовую отрасль, разработку полезных ископаемых и деревообработку.

2. Особенности и главные направления торгово-экономического сотрудничества России и Японии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение последних нескольких лет, в условиях американско-европейских санкций, Россия реализует стратегию «поворота на Восток», которая в числе прочего подразумевает сохранение и расширение отношений с Японией. И в первую очередь это касается экономических связей. Экономическое сотрудничество сторон выявило нижеследующие новые особенности:

2.1. Руководящая роль правительств в продвижении проектов.

После второго прихода к власти Синдзо Абэ российско-японские отношения и сотрудничество испытали существенный подъём [4, с.144]. В мае 2016 года Синдзо Абэ, в то время занимавший пост премьер-министра Японии, на встрече лидеров двух стран в городе Сочи выдвинул «восемь пунктов плана сотрудничества» в сфере развития экономических отношений России и Японии: повышение уровня медицинского обслуживания и повышение продолжительности жизни российских граждан, интенсификация городского строительства и создание комфортной и чистой среды обитания, повышение уровня обмена и кооперации среднего и малого бизнеса двух стран, укрепление сотрудничества в нефтегазовой сфере и расширение производственных мощностей, стимулирование диверсификации российской производственной структуры и повышение производительности труда, возрождение промышленности в Дальневосточном регионе России и превращение этого региона в базу экспорта на рынке АТР, объединение мощи двух стран для усиления технического сотрудничества на высоком уровне, расширение гуманитарного обмена между странами на всех уровнях. Стороны пришли к взаимопониманию по всем восьми пунктам. Россия придаёт большое значение сотрудничеству с Японией, цель которого - стимулирование роста двусторонней торговли, поддержка российских предприятий при освоении японского рынка, привлечение японских инвестиций и продвижение экспортных проектов с высокой прибавочной стоимостью (особенно по экспорту в АТР). В сентябре 2020 года новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга продолжил реализацию «восьми пунктов плана сотрудничества».

За пять лет, в рамках «восьми пунктов плана сотрудничества», Россия и Япония подписали документы на более чем 200 проектов, реализация половины из которых уже начата. Для усиления торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран в августе 2017 года Российский фонд прямых инвестиций и японский правительственный банк - Японский банк для международного сотрудничества совместно учредили Российско-японский инвестиционный фонд с капиталом 1 млрд. долларов США. Данный фонд сыграл ключевую роль в финансировании совместных инвестиционных проектов двух стран. В настоящее время реализовано семь инвестиционных проектов в сфере транспортировки нефти, телемедицины, автомобильной навигации, производства лекарств, постановки диагнозов для больных коронавирусом нового типа и т.д. В сентябре того же года страны подписали Соглашение об избежании двойного налогообложения, которое официально вступило в силу 10 октября 2018 года. Для стимулирования межрегионального сотрудничества двух стран в мае 2019 года впервые за 9 лет был проведён Совет губернаторов России и Японии, а 29 июня того же года главы двух государств объявили 2020-2021 гг. «Годами японо-российских межрегиональных и побратимских обменов». Чтобы стимулировать инвестиции в Россию, японское правительство дало обещание своим предприятиям взять на себя риски возможного наложения санкций.

Российско-японское торгово-экономическое сотрудничество совсем не ограничивается «восемью пунктами», а распространяется куда более широко. Например, два государства активно развивают сотрудничество в сфере трансграничного транспорта. В мае 2019 года ОАО «Российские железные дороги», Министерство транспорта РФ и Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, а также Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии подписали меморандум об организации регулярных

железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Япония - Россия - Европа. В 2020 году из Японии отправился первый контейнерный рейс.

Потенциал сотрудничества в сфере туризма у двух государств также велик. В январе 2019 года главы двух государств на саммите в Москве поставили цель - достичь к 2023 году показателя как минимум 400 тысяч человек, участвующих во взаимном туризме. Благодаря упрощению визового режима, в 2016 году количество туристов заметно возросло. В период с 2016 по 2019 год количество японских туристов в российском Приморском крае выросло в 4 раза. Кроме того, страны укрепили сотрудничество в Арктике. Основные направления взаимодействия здесь - это научно-исследовательская деятельность, освоение арктических маршрутов, разработка ресурсов и т.д.

2.2. Энергетика как одна из основных сфер сотрудничества.

С момента аварии на атомной электростанции в Фукусиме в 2011 году в структуре энергетики Японии произошли большие изменения, и выработка атомной электроэнергии упала с 30% до недостаточных 2%, а выработка электроэнергии с использованием нефти, газа и угля, напротив, выросла с 60% до 90%, что вынудило Японию импортировать энергоресурсы. Чтобы обеспечить бесперебойное энергоснабжение, Япония ускоренными темпами реализовала стратегию диверсификации каналов импорта энергоресурсов, а Россия стала основным направлением импорта нефти и газа, что как раз является основным источником финансовых поступлений России. Ввиду этого, энергетика стала ключевой сферой экономического сотрудничества двух стран. В настоящее время Россия является для Японии вторым по значимости экспортёром нефти после ближневосточного региона [5, с. 35]. Например, такие известные японские предприятия как JGC Corporation, Chiyoda Corporation, Mitsui O.S.K. Lines, а также Японский банк для международного сотрудничества участвуют в проекте «Ямал СПГ» посредством предоставления инженерного оборудования и кредитов. Компании Japan Oil, Gas and Metals National Corporation (JOGMEC) и Mitsui & Co владеют 10% проекта «Арктик СПГ-2». Размер японских инвестиций достигает 3 млрд долларов США, и каждый год японские компании закупают примерно 2 млн тонн сжиженного природного газа в рамках данного проекта. Также развивается активное сотрудничество в сфере ветроэнергетики и энергосбережения.

2.3. Сотрудничество на Дальнем Востоке как главное направление сотрудничества.

Дальневосточный регион России граничит с Японией по морю. Этот регион является

главным для сотрудничества России с Японией. А если прибавить сюда энергичное продвижение Россией стратегии развития Дальнего Востока, регион экстренно нуждается в привлечении иностранного капитала. В рамках «плана сотрудничества из восьми пунктов» российско-японское сотрудничество на Дальнем Востоке расширилось. В марте 2018 года Японский банк для международного сотрудничества и соответствующие органы государственной власти России создали платформу для стимулирования инвестиций, чтобы оказать поддержку японским предприятиям, инвестирующим в российский дальневосточный регион. В мае 2018 года во Владивостоке был открыт реабилитационный центр, а в Якутске японские предприятия инвестировали в строительство тепличного комплекса, которое находится уже на третьей стадии (завершение работ планируется в 2021 году).

В феврале 2020 года компетентные органы России и Японии подписали меморандум о сотрудничестве в сфере повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции (соевых бобов, кукурузы и т.д.) и рыбной продукции. Стороны также подписали Соглашение о совместном инвестировании и строительстве завода по производству топливных древесных гранул (пеллетов) с годовым объёмом производства 90 тыс. тонн. В декабре 2019 года завершено строительство третьей очереди специализированного угольного терминала в порту Восточный. Во Владивостоке японские предприятия построили здания по технологиям деревянного строительства. В Хабаровске японская компания выкупила 10% акций АО «Хабаровский аэропорт» - в соответствии с соглашением, японская сторона может увеличить капитал до 25% + 1 акция.

3. Анализ тенденций торгово-экономических отношений России и Японии.

3.1. Недостаток взаимного политического доверия влияет на динамику торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Предложение Синдзо Абэ «Плана сотрудничества из восьми пунктов» и его реализация формально сыграли роль «перезагрузки» и «ускорения» для развития экономических взаимоотношений России и Японии, но союз США и Японии всегда являлся и является краеугольным камнем послевоенной государственной стратегии Японии. Продвигая политические и экономические связи с Россией, а также связи в области безопасности и других сферах, Япония считается со стратегическими устремлениями США, и трудно найти баланс между следованием за США и улучшением российско-японских отношений. А структурные противоречия в российско-американских отношениях могут заставить рассматривать противоположную сторону как стратегическую угрозу, и это ведёт к тому, что Россия, ведя переговоры с Японией, не может игнорировать «американский фактор». Хоть Япония и надеется улучшить отношения с Россией, недостаток у неё независимой внешней политики заставляет Россию усомниться в искренности намерения продвигать двусторонние отношения. Недостаток взаимного политического доверия влияет на динамику торгово-экономического сотрудничества двух стран.

3.2. Проблема «северных территорий» - ключевой фактор, влияющий на двустороннее торгово-экономическое сотрудничество двух стран.

Проблема «северных территорий» (Южных Курил) - это постоянный фактор влияния на российско-японское торгово-экономическое сотрудничество. В канун окончания Второй мировой войны США, Великобритания и СССР подписали Ялтинское соглашение, согласно которому СССР дал согласие на участие в военных действиях против Японии через два-три месяца после окончания боев на европейском театре военных действий, и одним из условий этого была передача СССР Курильских островов. В августе 1945 года советские войска захватили Курилы. С момента восстановления российско-японских дипломатических отношений по сегодняшний момент две страны не подписали мирный договор из-за территориального вопроса. В вопросе «северных территорий» каждая сторона стоит на своём, не уступая контрагенту. Россия считает, что имеет суверенитет над «северными территориями». Исходя из соображений стратегии безопасности в АТР, в последние годы усилилось строительство на Курилах, а также непрерывно усиливается размещение военных сил на островах Кунашир и Итуруп. Япония же непрерывно и принципиально требует возврата четырёх островов, пытаясь использовать потребность России в японских технологиях и капитале, чтобы продвинуть решение территориального вопроса за счёт укрепления экономического сотрудничества. В обозримом будущем Россия не сможет в короткий срок пойти на существенный компромисс по территориальному вопросу. Хотя страны имеют общие стремления по экономическому развитию «северных территорий» и достигли консенсуса по сотрудничеству в таких сферах как аквакультура, выращивание в теплицах, туризм, ветроэнергетика и обработка отходов, но из-за расхождений в области соблюдения законодательных и нормативных актов при совместной работе возникают трудности в реализации. Россия настаивает на том, что совместное освоение островов должно проводиться в рамках российского правового поля, а Япония предлагает установить на «северных территориях» специальный режим, в определённой степени выходящий за рамки законодательства двух стран. В настоящее время концепция «совместной хозяйственной деятельности» на островах фактически нереализуема [6, с. 3].

3.3. Влияние санкций привело к сложностям в росте масштабов торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Из-за американо-европейских санкций разной степени интенсивности, наложенных на Россию из-за инцидента в Крыму, чтобы насколько возможно поддерживать отношения с США и Европой одновременно с поддержкой диалога с Россией, Япония произвела тщательное планирование в плане выбора поэтапной системы санкций, а также конкретных санкционных мер. Цель - реализация стратегических целей различного характера. По своей сущности санкционные меры Японии по отношению к России имеют символическое значение, и не ограничивают российскую экономическую и финансовую сферу. В процессе сотрудничества с Россией, находясь под давлением санкций, Япония изыскивает различные пути их обхода для снижения рисков и ускоряет финансирование России, чтобы реализовать обеспечение капитала при сотрудничестве двух стран. Когда Россия разрабатывала контрсанкции, она также применила индивидуальный подход в отношении Японии, не включив её в запрет на импорт сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на это, торгово-экономическое сотрудничество двух стран ограничено проблемой санкций. Взять хотя бы сферу энергетики - основную для сотрудничества России и Японии. Россия надеется на получение японских технологий и капитала в крупных проектах в сфере энергетики, а фактически Япония инвестирует лишь в средние и малые проекты, откладывая инвестирование в объекты санкций. Прочие инвестиции сосредоточены в медицине, сельском хозяйстве и иных сферах, не имеющих отношения к санкциям. Из-за того, что Россия и Япония вынуждены избегать крупных энергетических проектов в процессе экономического сотрудничества, а объём инвестиций в малые проекты ограничен, это приводит к ограниченности потенциала роста масштабов сотрудничества двух государств.

3.4. Общие цели и мотивы укрепления торгово-экономического сотрудничества двух стран не поменяются.

Несмотря на сдерживание развития российско-японских отношений из-за вышеперечисленных факторов, очевидно, что в дальнейшем два государства смогут продолжить поиски способов решения территориального спора и подписания мирного договора, тем самым простимулировав дальнейшее улучшение и развитие политико-экономических отношений. В дальнейшем, в течение сравнительно долгого времени Россия будет реализовывать стратегию «поворота на Восток», и в тенденциях экономической дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в Восточной Азии, не будет происходить изменений. Общая цель и мотивы укрепления торгово-экономического сотрудничества России и Японии не претерпят изменений. Стороны будут постоянно искать точки соприкосновения в сфере экономического сотрудничества. Особенно это касается развития сотрудничества в дальневосточном и арктическом регионах России.

Причины этому следующие: 1) Вслед за изменениями в структуре мировых сил и корректировками структуры Азиатско-Тихоокеанского региона Россия уделяет всё больше внимания этому региону [7, с. 1]. 2) Очередные санкции и давление на Россию со стороны США, европейских и прочих западных стран будут всё больше стимулировать Россию к переходу к стратегии «поворота на Восток», а также к расширению новых пространств для существования и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в Восточной Азии. 3) Улучшение отношений с Японией способствует избавлению от международной изоляции и посредничеству в примирении с Западом [8, с. 96]. 4) Экономики России и Японии являются взаимодополняемыми: Россия богата природными ресурсами, а Япония - передовыми технологиями и капиталом [9, с.77], что даёт хорошую основу для развития сотрудничества. 5) Две страны географически находятся рядом, что является удобным условием для развития сотрудничества. 6) Подъём Китая вызвал исторический поворот в Северо-Восточной Азии и в соотношении сил Востока и Запада. Япония надеется на роль России, как стратегического балансира, который сможет устранить стратегический дисбаланс в Северо-Восточной Азии [10, с. 22], и ещё больше надеется на «удержание Китая», сдерживание его роста за счёт альянса с Россией. Россия же, в свою очередь, не хочет сильно зависеть от Китая в силу соображений стратегической безопасности и будет развивать экономические отношения с Южной Кореей и Японией.

Литература и источники

1. Лю Хун, Цзоу Шуньцян. Исследование тенденций роста прямых инвестиций Японии в Россию // Вестник Ляонинского университета (Философия и общественные науки). - 2018. - №2. (на кит. яз.)

2. Сайт Центрального банка РФ: http://www.cbr.rU/statistics/macro_itm/svs/#CheckedItem, 20 июня 2021 г.

3. Чан Тинтин, Лю Цинцай. Исследование развития японско-российских экономических отношений в условиях западных санкций // Вестник Тяньцзиньского педагогического университета (Общественные науки). - 2019. - №6. (на кит. яз.)

4. Чэнь Мэнли. Политика Японии в отношении «северных территорий» после «холодной войны»: сдвиги, особенности и влияние // Академический журнал Северо-Восточной Азии. - 2020. - №1. (на кит. яз.)

5. Шэнь Лихуа, Юй Чжицюнь. Японско-российские отношения после украинского кризиса // Сибирские исследования. - 2018. - №6.

6. Лянь Дэгуй. Дипломатический тупик Японии с точки зрения корректировок политики в отношении России // Исследования проблем Японии. - 2020. - №1. (на кит. яз.)

7. Мао Линюнь, Цзян Ли. Корректировки политического курса России в АТР // Международные исследования. - 2018. - № 12. (на кит. яз.)

8. Цао Инвэй. Активная «восточная политика» России и её влияние на Северо-Восточную Азию // Академический журнал Северо-Восточной Азии. - 2019. - №2. (на кит. яз.)

9. Бурый А.Г., Грейзик С.В. Новая политика развития Дальнего Востока России и торгово-экономическое сотрудничество региона со странами Северо-Восточной Азии // Сибирские исследования. - 2019. - №4.

10. Ван Сяоцюань. Анализ роли России для поддержания стратегического баланса в Северо-Восточной Азии // Академический журнал Северо-Восточной Азии. - 2019. - №5. (на кит. яз.)

References and Sources

1. Lyu Hun, Czou Shun'cyan. Issledovanie tendencij rosta pryamyh investicij YAponii v Rossiyu // Vestnik Lyaoninskogo universiteta (Filosofiya i obshchestvennye nauki). - 2018. - №2. (na kit. yaz.)

2. Sajt Central'nogo banka RF: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#CheckedItem, 20 iyunya 2021 g.

3. Chan Tintin, Lyu Cincaj. Issledovanie razvitiya yaponsko-rossijskih ekonomicheskih otnoshenij v usloviyah zapadnyh sankcij // Vestnik Tyan'czin'skogo pedagogicheskogo universiteta (Obshchestvennye nauki). - 2019. - №6. (na kit. yaz.)

4. Chen' Menli. Politika YAponii v otnoshenii «severnyh territorij» posle «holodnoj vojny»: sdvigi, osobennosti i vliyanie // Akademicheskij zhurnal Severo-Vostochnoj Azii. - 2020. - №»1. (na kit. yaz.)

5. Shen' Lihua, Yuj Chzhicyun'. Yaponsko-rossijskie otnosheniya posle ukrainskogo krizisa // Sibirskie issledovaniya. - 2018. - .№6.

6. Lyan' Deguj. Diplomaticheskij tupik YAponii s tochki zreniya korrektirovok politiki v otnoshenii Rossii // Issledovaniya problem YAponii. - 2020. - №»1. (na kit. yaz.)

7. Mao Linyun', Czyan Li. Korrektirovki politicheskogo kursa Rossii v ATR // Mezhdunarodnye issledovaniya. - 2018. - N° 12. (na kit. yaz.)

8. Cao Invej. Aktivnaya «vostochnaya politika» Rossii i eyo vliyanie na Severo-Vostochnuyu Aziyu // Akademicheskij zhurnal Severo-Vostochnoj Azii. - 2019. - №2. (na kit. yaz.)

9. Buryj A.G., Grejzik S.V. Novaya politika razvitiya Dal'nego Vostoka Rossii i torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo regiona so stranami Severo-Vostochnoj Azii // Sibirskie issledovaniya. - 2019. - №4.

10. Van Syaocyuan'. Analiz roli Rossii dlya podderzhaniya strategicheskogo balansa v Severo-Vostochnoj Azii // Akademicheskij zhurnal Severo-Vostochnoj Azii. - 2019. - №5. (na kit. yaz.)

ХАНЬ ТЯНЬЯНЬ - доцент Академии Общественных наук провинции Хэйлунцзян (Харбин, Китай) ([email protected]). HAN, TIANYAN - Associate Professor, Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences, (Harbin, China).

УДК 338(510):322.021«2021/2025» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-193-199

ЛЮ СЮНЬ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В 14-Й ПЯТИЛЕТКЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА1

Ключевые слова: Китай, стратегия социально-экономического развития, период 14-й пятилетки, китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество.

В статье проанализированы изменения внешней обстановки и внутренних условий текущего социально-экономического развития Китая, охарактеризованы стратегические направления его социально-экономического развития на период 14-й пятилетки, рассмотрены новые возможности для развития китайско-российского торгово-экономического сотрудничества с учетом стратегии социально-экономического развития Китая на период 14-й пятилетки. Обоснован вывод о том, что стратегия социально-экономического развития Китая будет способствовать дальнейшему развитию китайско-российского торгового-экономического сотрудничества, расширению контактов в области науки и техники, трансграничной электронной торговли, инвестиций, энергетики, сельского хозяйства и других областях. Она поможет укрепить основы китайско-российского экономического сотрудничества, будет содействовать повышению уровня и качества торгово-экономического сотрудничества двух стран.

LIU, XUN

CHINA'S ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT STRATEGY DURING THE 14TH FIVE-YEAR PERIOD AND DEVELOPMENT TENDENCY OF SINO-RUSSIAN ECONOMIC-TRADE COOPERATION

Key words: China, economic and social development strategy, the 14th Five-Year period, development of Sino-Russian economic and trade cooperation.

The article analyzes the external environment and internal condition changes of China's current economic and social development, summarizes China's strategic directions of economic and social development during the 14th Five-Year period, and researches the new opportunities brought by the China's economic and social development strategy in the 14th Five-Year period to the development of Sino-Russian economic and trade cooperation. The conclusion is substantiated that the strategy of the socio-economic development of China will contribute to the further development of the Chinese-Russian trade and economic cooperation, the expansion of contacts in the field of science and technology, cross-border e-commerce, investment, energy, agriculture and other fields. It will help strengthen the foundations of Sino-Russian economic cooperation, and will contribute to raising the level and quality of trade and economic cooperation between the two countries.

Проходившая 5-11 марта 2021 года четвертая сессия Всекитайского собрания народных представителей 13-ого созыва приняла 14-й пятилетний план социально-экономического развития (2021-2025 годов), утвердила долгосрочные цели до 2035 года. В плане четко изложены основные цели и задачи социально-экономического развития Китая в годы 14-й пятилетки, указаны стратегические направления социально-экономической модернизации страны [1]. 14-й пятилетний план, по сути, является четкой дорожной картой развития Китая, раскрывает стратегические пути социально-экономического развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

1 Статья выполнена в рамках научных грантов провинции Хэйлунцзян № WY2021023-B и № HDYJW201903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.