УДК 330.354 МОЛИИ ГЛЕБ МАКСИМО-
ВИЧ
аспирант РЭУ имени Г. В. Плеханова, e-mail: moliygm @mail .ru
D0l:10.26726/1812-7096-2021 -1-17-25 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ВНЕШНЕТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. СОТРУДНИЧЕСТВО ЯПОНИИ И РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Цель представленной статьи — возможность оценить динамику участия Японии как крупнейшего участника мировой торговли Восточной Азии в международном товарообмене для анализа особенностей сотрудничества Японии и России. Методология проведения исследования. Анализ базируется на статистических данных. При написании статьи автором были использованы методы сравнительного и количественного анализа. Научная новизна работы состоит в предложении показателей интенсивности торговли и взаимной дополняемости, дающие представление о характере двусторонних отношений между Россией и Японией. В статье сделан вывод о том, что проблема развития торговых отношений состоит в крайне низкой взаимозависимости и взаимной дополняемости стран, поскольку российские товары на современном этапе не выдерживают конкуренции с товарами стран-партнеров Японии.
Ключевые слова: Европейский союз, Восточная Азия, Япония, Россия, внешняя торговля, экспорт, импорт, партнерство._
MOLIY GLEB MAKSIMOVICH
Postgraduate student of Plekhanov Russian University of Economics,
e-mail: [email protected]
USING THE EXPERIENCE OF FOREIGN TRADE COOPERATION THE EUROPEAN UNION IN EAST ASIA. COOPERATION JAPAN AND RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
Abstract. The purpose of this article is to assess the dynamics of Japan's participation as the largest participant in world trade in East Asia in international trade in order to analyze the specifics of cooperation between Japan and Russia. Methodology of the study. The analysis is based on statistical data. When writing the article, the author used the methods of comparative and quantitative analysis. The scientific novelty of the work consists in the proposal of indicators of trade intensity and mutual complementarity, which give an idea of the nature of bilateral relations between Russia and Japan. The article concludes that the problem of developing trade relations is extremely low interdependence and mutual complementarity of countries, since Russian goods at the present stage do not compete with the goods of the partner countries of Japan.
Введение. Отношения между Японией и Европейским союзом начиная с 2002 года оцениваются как «стратегические» и сохраняют такой статус вплоть до настоящего времени. На новый этап развития отношений между Японией и Европейским союзом перешли после подписания 17 июля 2018 года 2 основополагающих документов: Соглашения о свободной торговле и Соглашения стратегическом партнерстве [11].
Обе стороны заявили, что Соглашение стратегического партнерства создаст базу для углубления политического сотрудничества на основе разделяемых норм и ценностей, таких как права человека, демократия и верховенство закона.
Но если Европейский союз в качестве стратегического партнера рассматривает прежде всего экономического партнера: «Стратегические партнерства ЕС с крупными игроками открыва-
ют новые возможности для достижения целей и реализации интересов Европы... в этом контексте расширение торговли со стратегическими партнерами является ключевой целью, достижение которой будет способствовать экономическому развитию и созданию рабочих мест» [12], то Япония статус «стратегические» отношения присваивает отношениям, не имеющим политической значимости, но имеющим экономический интерес. Япония в данный список не включает Россию.
Аналитическая часть. Азиатский регион для Европейского союза сегодня представляет особый интерес, так как это более половины населения Земли, 30 % суши, многовековые традиции, культурное разнообразие и 30 % существующих на планете растений и животных. При этом следует отметить, что крупнейший развивающийся регион мира - это еще и крайне высокий уровень бедности, 30 % мировых выбросов парниковых газов и постоянно сохраняющаяся высокая конфликтогенность.
Азиатский регион представляет для Европейского союза особый интерес по нескольким причинам:
1) Политический фактор. Активный рост китайской экономики и последовавшая за этим мировая экспансия капитала из КНР добавили политического веса на международной арене не только КНР, но и всему региону.
2) Экономический фактор. Четыре страны из первой десятки крупнейших торговых партнеров Европейского союза - азиатские. Китай является для Европейского союза вторым торгово-экономическим партнером после США, что еще сильнее сближает стороны. Европейский союз при этом занимает первую строчку в аналогичном рейтинге Китая.
3) Историко-культурный фактор. Азиатский регион исторически представлял большой интерес для Европы. Культурное многообразие Азии всегда вызывало неподдельный интерес у европейцев. Таким образом, можно утверждать о наличии глубокой взаимной заинтересованности между Европейским союзом и странами Азиатского региона по широкому кругу вопросов.
Успех выхода на азиатский рынок зависит от нескольких факторов, среди которых:
- экономический (востребованность предлагаемого продукта/услуги на рынке, грамотная локализация);
- политический (наличие соглашений между государствами) и стратегический (то, как компания позиционирует себя на рынке).
Предложения о создании в Восточной Азии экономического сообщества по региональному принципу начали выдвигаться после окончания Второй мировой войны. Первой организацией, поставившей своей целью экономическое развитие стран региона за счет развития торговли, коммуникационных возможностей, стала Ассоциация Юго-Восточной Азии (АСЕАН)1.
К началу XXI века АСЕАН способна предлагать и отстаивать собственную позицию в международных и торговых отношениях, кроме того, восточноазиатский регион занимает в этот период лидирующее положение в мире «с точки зрения концентрации международных производственных сетей»2. Лидером по развитию подобной модели международного разделения труда стала Япония, начавшая в 60-х годах ХХ века инвестиционную экспансию, «... сопровождавшуюся переводом в развивающиеся страны трудоемких производств, например электроники и текстильной промышленности» .
Экономические связи между Европейским союзом и Японией в целом можно охарактеризовать как нестабильные и противоречивые. После Второй мировой войны Япония рассматривала торговую политику с точки зрения многостороннего подхода и до периода 1990-х годов поддерживала участие США в экономических объединениях. Когда в 2000-е годы возросло влияние Китая в восточноазиатском районе, торговая политика Японии переориентировалась на восточноазиатский регион.
Необходимо отметить, что в области торговли политика Японии на протяжении многих
1 Bangkok Declaration //ASEAN Documents Series.1967-1988. Jakarta:ASEAN Secretariat, 1988. P. 28-29.
2 Henderson J., Dicken P., Hess M., Coe N. and Yeung H. W. C. Global production networks and the analysis of economic development//review of International Political Economy. Vol. 9. 2002. No. 3 P. 436-464.
3 Tachiki D. Between foreign direct investment and regionalism: the role of Japanese production networks // Remapping East Asia: The Construction of a Region / T. J. Pempel. Ithaca, N.-Y: Cornell University Press, 2005.
4 Yamamoto, Kikuchiro 1998. Dyrsdale, Armstring, 2016.
десятилетий после Второй мировой войны была ориентирована на доступ к мировым рынкам, основываясь на многосторонности. Это давало «... возможность приобретения доступных средств производства, высоких технологий, сырья для обеспечения промышленного успеха и экономического процветания»4. После финансового кризиса 1997 года Япония для защиты собственных региональных торговых интересов переходит в торговой политике от многостороннего режима к двустороннему. Подобная мера привела к высокой степени интеграции инвестиций в Восточной Азии.
В начале XXI века страна инвестировала в инфраструктуру в странах Юго-Восточной и Южной Азии для формирования разветвленной сети поставок и развития в регионе. Целью инвестиций Японии было поддержать собственные компании в экспорте оборудования, машин и развитие инженерных изысканий в восточном регионе.
Европейский союз начинает развивать экономические отношения с Японией в 90-е годы ХХ века в рамках двусторонней торговли.
Стратегический интерес Европейского союза по отношению к Японии с середины ХХ столетия заключался в поддержании ее развития в рамках тесного сотрудничества с США. На современном этапе развития, сопровождающегося формированием новой глобальной структуры власти, необходим новый подход. Европейский союз для преодоления экономических проблем увеличения объемов торговли начинает подготовку для проведения переговоров по заключению Соглашения о свободной торговле с Японией. Япония в соответствии с новой экономической политикой, предложенной правительством Абе, также как и Европейский союз, переориентирует свою политику в области торговли на заключение мегасоглашений, таких
Импорт Экспорт Общий торговый оборот
Партнер Объем, млн долл. Вне ЕС, % Партнер Объем, млн долл. Вне ЕС, % Партнер Объем, млн долл. Вне ЕС, %
Мир 18365,5 100 Мир 18158,43 100 Мир 36523,93 100
США 2567,5 13,98 Китай 2498,6 13,76 Китай 4567,5 12,51
Китай 2068,9 11,27 США 1644,3 9,05 США 4211,8 11,53
Япония 720,9 3,92 Япония 705,6 3,88 Япония 1426,5 3,9
Южная Корея 503,3 2,74 Южная Корея 542,2 2,98 Южная Корея 1045,5 2,86
Индия 478,9 2,6 Россия 426,7 2,35 Индия 802,2 2,2
Швейцария 276,3 1,5 Индия 323,3 1,78 Россия 673,9 1,85
Вьетнам 253,4 1,38 Швейцария 313,6 1,72 Швейцария 589,9 1,62
Россия Источник: Е 247,2 итяШ, 2019. 1,34 Вьетнам 264,6 1,45 Вьетнам 518 1,42
В 2019 году Япония импортировала из Европейского союза продукции на 84,3 млрд долл., экспорт составил 82,6 млрд долл. После Китая Европейский союз стал вторым по объему импортером Японии и третьим по экспорту. Экспорт из Европейского союза в Японию в 2019 году составил 82,6 млрд долл. В целом Европейский союз занял третью позицию для Японии по объемам торговли в 2019 году. Общий объем торговли составил 166,9 млрд долл., превышая показатели Южной Кореи (75 млрд долл.) и уступая Китаю (общий торговый оборот 309 млрд долл.) и США (общий торговый оборот 221 млрд долл.). Доля ЕС в торговом балансе Японии в 2019 году составила 11,7 %, что соответствует уровню 2018 и 2017 годов.
Основную долю импорта Японии из ЕС в 2019 году составили медицинские изделия, порядка 21,3 % общего объема импорта. 17,5 % экспорта составило оборудование. Принимая во внимание действие строгих мер для защиты внутреннего сельскохозяйственного сектора, страна импортировала в 2019 году местную сельскохозяйственную продукцию, включая табак. Эти товары занимают достаточно высокую, 5-ю, позицию в структуре импорта Японии в 2019 году.
Таблица 2
Основные торговые партнеры Японии, 2019 год
Импорт
Экспорт
Общий торговый оборот
Партнер Оборот, млрд долл. Доля, % Партнер Оборот, млрд долл. % по миру Партнер Оборот, млрд долл. Доля, %
Мир 720,9 100,0 Мир 705,6 100,0 Мир 1426,5 100,0
Китай 169,0 23,0 США 140 19,9 Китай 309 21,7
ЕС 28 84,3 11,7 Китай 134 19 США 221 15,5
США 81 11,2 ЕС 28 82,6 11,7 ЕС 28 166,9 11,7
Австралия 45 6,3 Южная Корея 46 6,55 Южная Корея 75 5,3
Южная Корея 29 4,1 Таиланд 30 4,27 Австралия 59,4 4,2
Таиланд 25 3,51 Вьетнам 16,4 2,33 Таиланд 55 3,9
Вьетнам Источник; [Д1 22 Щ, 2019].— 3,11 Австралия 14,4 2,05 Вьетнам 38,4 2,7
Таким образом, страна импортировала в Европейский союз в 2019 году в основном продукцию химической и смежных отраслей промышленности, машины и их компоненты, транспортное оборудование, а экспортировала в Европейский союз машины и оборудование, транспортное оборудование. В целом торговлю между Японией и Европейским союзом можно охарактеризовать скорее как конкурентную, чем как взаимодополняющую5.
Соглашение о свободной торговле между Японией и Европейским союзом вступило в действие с 01 февраля 2019 года. В результате была достигнута договоренность по следующим направлениям: Японии и ЕС обеспечен доступ к взаимным рынкам, что должно стимулировать взаимную торговлю и инвестиционную деятельность при формировании общей экономической зоны; сотрудничество между сторонами Соглашения устанавливает стандарты для решения глобальных вопросов, Соглашение способно противодействовать протекционизму США.
Оценивая внешнеторговые связи Европейского союза с третьими странами, можно сделать ряд выводов.
Партнер 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Импорт ЕС, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
Китай 16,58 17,56 20,26 20,42 20,22 19,93 20,44
США 11,60 11,85 14,23 14,47 13,80 13,50 14,23
Россия 12,22 9,68 7,05 6,27 7,07 7,72 7,04
Швейцария 5,63 5,67 5,97 7,14 6,02 5,51 6,46
Норвегия 5,32 4,19 3,52 3,12 3,51 3,63 3,09
Япония 3,35 3,20 3,45 3,87 3,68 3,53 3,59
Экспорт ЕС, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе
США 16,44 17,48 20,59 20,70 19,75 20,49 21,69
Китай 8,46 9,29 9,46 9,66 10,42 10,69 10,94
Швейцария 9,74 7,97 8,42 8,17 8,00 8,00 7,90
Россия 6,83 5,82 4,10 4,12 4,55 4,31 4,42
Турция 4,43 4,20 4,38 4,43 4,48 3,57 3,61
Япония 3,08 2,98 3,11 3,28 3,16 3,22 3,28
Источник: составлено автором по: Eurostat (http://ec.europa.eu/eurostat/). 5 Government of Japan, 2019b; Deloitte, 2019.
Основными торговыми партнерами блока являются США, Китай, Швейцария, Россия, Норвегия, Турция, Япония.
Статистические данные Eurostat свидетельствуют о том, что в 2019 году доля импорта в общем объеме Европейского союза в третьи страны в Китай составляла 20,44 %, в США -14,23 %, Россию - 7,04 %, Швейцарию - 6,46 %, Норвегию -- 3,09 % и Японию - 3,59 %.
По направлению экспорта товарных потоков на США приходилось 21,69 % общего объема в 2019 году, на Китай - 10,94 %, 7,9 % приходилось на Швейцарию, 4,42 % - на Россию, 3,61 % - на Турцию и 3,28 % - на Японию.
Причем по совокупному импорту за анализируемый период 2013-2019 годов всегда лидировал Китай, по совокупному экспорту - США. В абсолютном значении прирост доли импорта Китая вырос с 16,58 % до 20,44 % за период 2013-2019 годов, прирост доли США в общем объеме экспорта вырос с 16,44 % до 21,69 %.
Невзирая на применяемые в отношении России экономические санкции, страна занимает 3-ю позицию по импорту и 4-ю позицию по экспорту в общем объеме внешнеторговых операций Европейского союза.
Таблица 4
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Импорт товаров
Импорт ЕС, млрд долл. 2243,43 2281,34 1918,10 1894,81 2089,94 2335,05 2300,55
Импорт ЕС, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
Китай 371,90 400,51 388,67 386,97 422,61 465,42 470,3
США 260,13 270,45 273,01 274,10 288,40 315,21 327,43
Россия 274,19 220,91 135,20 118,81 147,79 180,38 161,90
Швейцария 126,25 129,43 114,44 135,34 125,90 128,62 148,65
Норвегия 119,53 95,61 67,49 59,14 73,29 84,86 71,00
Япония 75,06 72,95 66,24 73,24 76,93 82,32 82,54
Экспорт товаров
Экспорт ЕС, млрд долл. 2326,34 2339,71 1983,79 1930,66 2121,17 2308,21 2280,61
Экспорт ЕС, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
США 382,46 408,99 408,45 399,69 418,92 472,89 494,70
Китай 196,83 217,44 187,59 186,51 221,02 246,86 249,57
Швейцария 226,60 186,52 166,96 157,74 169,67 184,75 180,24
Россия 158,99 136,27 81,26 79,55 96,53 99,58 100,75
Турция 103,17 98,24 86,91 85,61 95,13 90,41 82,29
ИстопиШясост авленрузвтором < по: 6£U75tat ( ^ф://@с.е2гора еи/ещ<§3}/). 66,96 74,30 74,84
В анализируемом периоде, вплоть до 2018 года, Европейскому союзу удалось сохранять положительное сальдо внешнеторгового баланса. В 2018 году ситуация изменилась: импорт превысил экспорт на 26,84 млрд долл., в 2019 году отрицательное сальдо внешнеторгового баланса сохранилось, увеличившись до 500,06 млрд долл. Положительное сальдо внешнеторгового баланса на протяжении периода 2013-2019 годов сохранялось с США и Швейцарией. Торговые отношения с Россией, Китаем, Японией стабильно сохраняют отрицательное сальдо торгового баланса.
Необходимо отметить, что четко прослеживается тенденция к снижению общего объема оборотов внешней торговли между Европейским союзом и Россией - если в 2013 году показатель составлял 433,18 млрд долл., то в 2019 году объем снизился до 262,65 млрд долл. за счет введения экономических санкций в отношении России.
Таким образом, четко прослеживается торговая политика США: желание влиять на современное положение в мировой торговле, удерживая свое лидерство, особенно в период ввода санкционных мер. Внешнеторговые связи Европейского союза и России имеют свою давнюю историю, введение экономических санкций в отношении России существенным образом затрагивают интересы Европейского союза.
По итогам 2019 года товарооборот между Россией и Японией составил 20,313 млн долл., сократившись по сравнению с 2018 годом на 4,51 %. Общий экспорт России в Японию в 2019 году составил 11353,0 млн долл., снизившись на 8,84 % по сравнению с предыдущим 2018 годом. Объем импорта России из Японии в 2019 году составил 8960,3 млн долл., увеличившись на 1,6 % по отношению к показателю 2018 года.
Доля Японии в обороте внешней торговли России в 2019 году составила 3,048 % (для сравнения - в 2018 году данный показатель составил 3,09 %). Япония заняла 9-ю позицию в российском товарообороте.
По доле в российском экспорте Япония занимает 12-ю позицию, по доле в российском импорте - 6-ю позицию. Если рассматривать товарную структуру российского экспорта из Японии, то она остается неизменной на протяжении длительного времени: до 78,84 % всего объема составляют машины и транспортные средства, 12,39 % объема приходится на продукцию химической промышленности, до 3 % объема приходится на металлы и изделия из них. Необходимо учитывать тот факт, что реальный объем экспорта японских товаров может быть значительно выше, поскольку поставка таких товаров может осуществляться через третьи страны, в которых расположены дочерние предприятия японских производителей.
В структуре экспорта России в Японию в 2019 году преобладают минеральные продукты (до 75,77 % общего объема), драгоценные металлы (до 7,8 % объема экспорта), металлы, древесина, продукция химической промышленности (до 1,13 % объема экспорта).
Анализ внешнеторгового сотрудничества между Россией и Японией целесообразно провести, оценив следующие показатели: индекс интенсивности торговли и индекс взаимной дополняемости торговли.
ИТ = (^/^(хтАО^ОО, где
ИТ - показатель интенсивности торговли;
Xjrt - экспорт товара 1 определенной группы из страны j в страну г;
Xjt - общий объем экспорта товара 1 определенной группы из страны j;
Хти - мировой экспорт данного товара 1 в страну г;
Хт1 _ общемировой экспорт товара 1 данной группы.
Группа товаров Странаj Страна г Направление потока 2017, млн долл. 2018, млн долл. 2019, млн долл.
Черные металлы Япония США Экспорт 1299,33 1170,82 1030,69
Черные металлы Япония США Импорт 89,38 129,0 102,95
Черные металлы Япония Китай Экспорт 5486,31 5323,31 4128,87
Черные металлы Япония Китай Импорт 1073,18 1291,38 1248,03
Черные металлы Япония Россия Экспорт 23,02 38,17 7,96
Черные металлы Япония Россия Импорт 265,86 319,0 269,64
Таблица 6
Партнер Все товары, 2017 Черные металлы, 2017
Уд. вес, % Импорт, млн долл. Уд. Вес, % Экспорт, млн долл. Уд. вес, % Импорт, млн долл. Уд. вес, % Экспорт, млн долл.
США 13,72 2405276,63 8,91 1545809,60 7,62 28816,85 4,34 16105,49
Китай 10,52 1843792,94 13,05 2263370,5 5,68 21475,57 11,60 42984,23
Япония 3,83 671474,31 4,02 698097,19 1,94 7359,80 7,55 27988,37
Россия 1,48 259966,68 2,18 379206,61 1,28 4862,86 5,07 18787,32
Все товары, 2018 Черные металлы, 2018
США 13,65 2611432,49 8,81 1665302,94 7,3 31096,55 3,97 16496,26
Китай 11,16 2134982,61 13,20 2494230,19 5,25 22377,16 11,30 46917,05
Япония 3,91 748217,61 3,90 738201,19 1,94 8259,64 7,21 29937,37
Россия 1,25 240225,76 2,38 451494,83 1,24 5287,05 5,62 23356,31
Все товары, 2019 Черные металлы, 2019
США 13,98 2567492,20 9,05 1644276,22 6,68 24617,0 4,08 14378,70
Китай 11,27 2068950,25 13,76 2498569,87 6,34 23357,50 11,20 39463,92
Япония 3,92 720894,77 3,88 705639,95 2,09 7724,89 7,41 26092,83
Россия 1,34 247161,34 2,35 426720,33 1,37 5050,88 5,16 18198,54
Таблица 7
Партнер 2017 2018 2019
США 106,97 98,51 96,82
Китай 168,98 157,36 141,28
Россия 1,62 2,27 0,59
Значение показателя интенсивности торговли выше 100 свидетельствует о том, что двусторонние отношения между двумя партнерами развиваются интенсивнее, чем с другими партнерами. Как видно из таблицы 3, интенсивность двусторонних отношений между Японией и Китаем в области торговли черных металлов, хотя и демонстрирует динамику к снижению, но выше, чем у других анализируемых партнеров США и России. Интенсивность торговли черными металлами у Японии с Россией крайне низка.
Для анализа двусторонних отношений может применяться также показатель взаимной дополняемости торговли (ИВТ), демонстрирующий, насколько товарная структура страны-эскпортера соответствует и дополняет товарную структуру импорта партнера.
ИВТ= (1- sum (mjt/Mj-Xjt/Xj))*100
xjt - стоимость экспорта конкретного товара t из страны j;
Xj - общий экспорт страны j;
mjt - стоимость импорта страной r;
Mj - общая стоимость импорта страны r.
Товарная группа Партнер Партнер Направление потока 2017, млн долл. 2018 2019
Черные металлы Япония Россия Экспорт 23,02 38,17 7,96
Черные металлы Япония Россия Импорт 265,86 319,0 269,64
Черные металлы Россия Япония Экспорт 171,33 259,98 244,19
Черные металлы Россия Япония Импорт 24,53 43,68 10,90
Таблица 9
Период Показатель взаимной дополняемости торговли (товарная группа - Черные металлы)
Япония - Россия Россия - Япония
2017 99,9 99,99
2018 99,87 100,0
2019 99,89 99,98
Резюме. Представленный расчет сделан только по одной товарной группе «Черные металлы», и показатель взаимной дополняемости торговли свидетельствует о том, что японский экспорт и российский импорт дополняют друг друга, но интенсивность торговли крайне низка.
В настоящее время Россия, стремясь направить внешнеэкономические связи на Восток, заинтересована в развитии двусторонних отношений с Японией. Проблема развития торговых отношений состоит в крайне низкой взаимозависимости и взаимной дополняемости стран, поскольку российские товары не выдерживают конкуренции с товарами стран-партнеров Япо-
Литература
1. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского союза и партнерство с Японией, Республикой Корея. Международная торговля и торговая политика. - 2018. - № 3(15). - С.19—30.
2. Гладков И. С. Внешнеторговые контакты Европейского союза и Японии: прорывное соглашение июля 2018. Власть. - 2018. - Т. 26. - № 8. - С. 103-106.
3. Гладков И. С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики. Международная экономика. - 2019. - № 12. - С. 44-50.
4. Глазьев С., Чистилин Д. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально -экономического развития страны) //Российский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 36-48.
5. Пискулов Ю. В. Геополитические риски в глобальной экономике и международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 2. - С.14-21.
6. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер. - 2018. - 947 с.
7. Хасбулатов Р. И. Мегатренды в современном мире и новый американский глобальный экономический порядок //Мегатренды глобальной экономики и международного предпринимательства. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 9-24.
8. Чижевская М. П. «Стратегическое партнерство» ЕС и Японии. Международные процессы. - Т.16. -№ 1. - 2018.
9. Bangkok Declaration //ASEAN Documents Series. 1967-1988. Jakarta:ASEAN Secretariat, 1988. P. 28-29.
10. Berkshire Miller J. (2017) «Europe should work with Japan on Asia security. Nikkei Asian Review. 20.04.2017 11:00». [An electronic resource]. Access mode: http://asia.nikkei.com/Viewpoints/J.-Berkshire-Miller/Europe-should-workwith-Japan-on-Asia-security?page=1 (accessed 02.09.2020), free. Heading from the screen.
11. Commission of the European Communities. Towards a new Asia strategy. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities. July 12. 1994. [An electronic resource]. Access mode: availa-bleat:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:1994:0314: FIN:EN:PDF (accessed: 01.09.2020), free. Heading from the screen.
13. Commission of the European Communities (1994). «Towards a new Asia strategy». available at. [An electronic resource]. Access mode: http://aei.pitt.edu/2949/1/2949.pdf (accessed 13.10. 2020), free. Heading from the screen.
14. Commission of the European Communities (2001). «Europe and Asia: A Strategic Framework for Enhanced Partnerships». [An electronic resource]. Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:52001DC0469&from=EN (accessed 07.10.2020), free. Heading from the screen.
15. EU-Japan Summit Joint Statement. Tokyo, July 17, 2018. European Council. [An electronic resource]. Access mode: http:/www.consilium.europa.eu/media/36196/180717-final-jount-summit-statement.pdf free. Heading from the screen.
16. Conclusions of the European Council as of 16 September 2010. European Council. [An electronic resource]. Access mode: www.concilium.europa.eu/uedocs/cms_data/pressdata/en/ec/116547.pdf, free. Heading from the screen.
17. Choudhry, Safir, Terzi, 2018; Deloitte, 2018; EC, 2016. Government of Japan, 2017b.
18. Deloitte, 2018; Business Europe, Keidanren, 2016. Akhtar, Williams, 2017. EC. 2018.
19. Government of Japan, 2019. Deloitte, 2019.
20. Henderson J., Dicken P., Hess M, Coe N. and Yeung H. W. C. Global production networks and the analysis of economic development // Review of International Political Economy.Vol. 9. 2002. No. 3. P. 436-464.
21. Tachiki D. Between foreign direct investment and regionalism: the role of Japanese production networks //
Remapping East Asia: The Construction of a Region/ T. J. Pempel. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005.
22. Yamamoto, KikuchiW 1998; Dyrsdale, Armstring, 2016.
23. [An electronic resource]. Access mode: www/ec.europa.eu/eurostat/), free. Heading from the screen.
24. [An electronic resource]. Access mode: www.mof.qo.jp, free. Heading from the screen.
References:
1. Gladkov I. S. Vneshnetorgovye svyazi Evropejskogo soyuza i partnerstvo s YAponiej, Respublikoj Koreya. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2018. - № 3(15). - S. 19-30.
2. Gladkov I. S. Vneshnetorgovye kontakty Evropejskogo soyuza i YAponii: proryvnoe soglashenie iyulya 2018. Vlast'. - 2018. - T. 26. - № 8. - S. 103-106.
3. Gladkov I. S. Mezhdunarodnaya torgovlya na fone zamedleniya mirovoj ekonomiki. Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2019. - № 12. - S. 44-50.
4. Glaz'ev S., CHistilin D. Kuda pojdet Rossiya? (Analiz predlozhennyh programm social'no-ekonomicheskogo razvitiya strany) //Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. - 2017. - № 4. - S. 36-48.
5. Piskulov YU. V. Geopoliticheskie riski v global'noj ekonomike i mezhdunarodnoj torgovle //Rossijskij vnesh-neekonomicheskij vestnik. - 2015. - № 2. - S.14-21.
6. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya. Konkurentnye preimushchestva stran. - M.: Al'pina Pablisher. -2018. - 947 s.
7. Hasbulatov R. I. Megatrendy v sovremennom mire i novyj amerikanskij global'nyj ekonomicheskij por-yadok // Megatrendy global'noj ekonomiki i mezhdunarodnogo predprinimatel'stva. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 9-24.
8. CHizhevskaya M. P. «Strategicheskoe partnerstvo» ES i YAponii. Mezhdunarodnye processy. - T.16. - № 1. - 2018.
9. Bangkok Declaration //ASEAN Documents Series. 1967-1988. Jakarta:ASEAN Secretariat, 1988. P. 28-29.
10. Berkshire Miller J. (2017) «Europe should work with Japan on Asia security. Nikkei Asian Review. 20.04.2017 11:00». [An electronic resource]. Access mode: http://asia.nikkei.com/Viewpoints7J.-Berkshire-Miller/Europe-should-workwith-Japan-on-Asia-security?page=1 (accessed 02.09.2020), free. Heading from the screen.
11. Commission of the European Communities. Towards a new Asia strategy. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities. July 12. 1994. [An electronic resource]. Access mode: availa-bleat:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:1994:0314: FIN:EN:PDF (accessed: 01.09.2020), free. Heading from the screen.
13. Commission of the European Communities (1994). «Towards a new Asia strategy». available at. [An electronic resource]. Access mode: http://aei.pitt.edu/2949/1/2949.pdf (accessed 13.10. 2020), free. Heading from the screen.
14. Commission of the European Communities (2001). «Europe and Asia: A Strategic Framework for Enhanced Partnerships». [An electronic resource]. Access mode: https^/eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:52001DC0469&from=EN (accessed 07.10.2020), free. Heading from the screen.
15. EU-Japan Summit Joint Statement. Tokyo, July 17, 2018. European Council. [An electronic resource]. Access mode: http:/www.consilium.europa.eu/media/36196/180717-final-jount-summit-statement.pdf, free. Heading from the screen.
16. Conclusions of the European Council as of 16 September 2010. European Council. [An electronic resource]. Access mode: www.concilium.europa.eu/uedocs/cms_data/pressdata/en/ec/116547.pdf, free. Heading from the screen.
17. Choudhry, Safir, Terzi, 2018; Deloitte, 2018; EC, 2016. Government of Japan, 2017b.
18. Deloitte, 2018; Business Europe, Keidanren, 2016. Akhtar, Williams, 2017. EC. 2018.
19. Government of Japan, 2019. Deloitte, 2019.
20. Henderson J., Dicken P., Hess M, Coe N. and Yeung H. W. C. Global production networks and the analysis of economic development // Review of International Political Economy.Vol. 9. 2002. No. 3. P. 436-464.
21. Tachiki D. Between foreign direct investment and regionalism: the role of Japanese production networks // Remapping East Asia: The Construction of a Region/ T. J. Pempel. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005.
22. Yamamoto, KikuchiYU 1998; Dyrsdale, Armstring, 2016.
23. [An electronic resource]. Access mode: www/ec.europa.eu/eurostat/), free. Heading from the screen.
24. [An electronic resource]. Access mode: www.mof.qo.jp, free. Heading from the screen.