Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: Сборник научных трудов. -Вып. 5. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. - С. 174-178.
11. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 614 с.
12. ПотебняА.А. Теоретическая поэтика. - М.: Высш. шк., 1990. - 344 с.
13. Потебня А.А. Мысль и язык. - Киев: «СИНТО», 1993. - 191 с.
14. Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления // Семиотика и Авангард: Антология / Под общ. ред. Ю.С. Степанова. - М.: Академический Проект; Культура, 2006. - С. 177-198.
15. СоловьеваН.В. Вопросы изучения процесса идентификации глагола через образ // Психолингвистические исследования. - Тверь, 1995. -
С. 80-83.
16. Травкина А.Д. Третий элемент, или «цемент для соединения двух половинок разбитого камня слова» // Вестник Тверского гос. ун-та. -Серия «Филология». - 2007. - .№12. - С. 95-104.
17. Чугунова С.А. Взаимосвязь слова и образа с позиций разных подходов // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: Сборник научных трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - С. 94-98.
18. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). - М.: Советский писатель, 1990. - 544 с.
19. ШпетГГ. Сочинения. - М.: Правда, 1989. -601 с.
20. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта. - М.: Ком-Книга, 2006. - 217 с.
УДК 811
Нугаева Лилия Рубисовна
Саратовский государственный социально-экономический университет
СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
В данной статье проанализирована одна из основных коммуникативных стратегий политического дискурса (наряду со стратегией дискредитации) — стратегия самопрезентации; рассмотрены тактики и языковые средства ее реализации с точки зрения гендерного подхода. В ходе исследования было установлено, что тактики стратегии самопрезентации, используемые политиками-мужчинами и политиками-женщинами, гендерно обусловлены. Что касается языковых средств, то отличий в их выборе не выявлено.
Ключевые слова: политический дискурс, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, стратегия самопрезентации, гендер.
ЛЮбой текст политического содержания может рассматриваться либо как попытка представить себя в лучшем свете, либо как попытка уничижения соперника. Поэтому нам представляется целесообразным говорить о двух основных стратегиях политического дискурса (макростратегиях): стратегии самопре-зентации и стратегии дискредитации соответственно. Однако в рамках данной статьи мы ограничимся анализом стратегии самопрезентации. Наш интерес к рассмотрению данной стратегии объясняется тем, что мы относим стратегию самопрезен-тации к основным стратегиям политического дискурса, поскольку, по мнению Е.И. Шейгал, главной функцией политического дискурса считается завоевание власти [9, с. 35], а именно в основе само-презентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, то есть стремление к власти [10, с. 231-263].
Понятие «коммуникативной стратегии» является ключевым в нашем исследовании, поэтому следует рассмотреть его более подробно, до того, как будет дана характеристика стратегии самопрезентации.
В широком смысле коммуникативная стратегия понимается как общее намерение, задача в глобальном масштабе, сверхзадача речи, диктуемая практической целью продуцента [1, с. 22].
В свою очередь, Т. ван Дейк трактует понятие «дискурсивной стратегии» как «свойство когнитивных планов», представляющих собой общую организацию некоторой последовательности действий и включающих цель или цели взаимодействия [2, с. 272].
М.Л. Макаров понимает под речевой стратегией «линию (или тип) поведения коммуниканта в конкретной ситуации общения, обусловленную стремлением к достижению преимущественно
© Нугаева Л.Р., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010І
глобальных (иногда и ряда локальных) коммуникативных целей» [6, с. 192]. Эта же мысль высказывается и в работе «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи», но выражается более лаконично. По определению О.С. Иссерс, «стратегия - это некоторая последовательность действий, организованных в зависимости от цели взаимодействия» [5, с. 14].
В нашей работе мы под коммуникативной стратегией (включающей и вербальное, и невербальное поведение) будем понимать направление коммуникативного поведения адресанта при социальном взаимодействии, которое обращено на достижение определенных коммуникативных целей и задач и выражено конкретными коммуникативными тактиками (ходами) и вербальными и невербальными средствами.
Итак, мы определили, что такое коммуникативная стратегия. Перейдем непосредственно к рассмотрению стратегии самопрезентации.
По мнению Т.В. Романовой, главной стратегией личности политика является стратегия позиционирования себя в глазах аудитории, формирование своего положительного образа [8, с. 179], т.е. стратегия самопрезентации. Это объясняется тем, что «политик имеет главной целью общения рекламу своих политических взглядов, что подразумевает поднимание ценности собственных политических действий и дисквалификацию их у политических противников» [7].
В своем исследовании мы выделяем четыре вида стратегии самопрезентации: позитивная са-мопрезентация, наступательная самопрезента-ция, предохранительная самопрезентация и оборонительная самопрезентация. Наша классификация основывается на таксономии самопредъ-явления А. Шутц [11, с. 611-619]. В свою очередь, в каждом виде стратегии самопрезентации нами выделен ряд тактик, которые реализуются с помощью различных коммуникативных средств. Рассмотрим эти тактики более подробно.
Позитивная самопрезентация содержит активные, но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. Данный вид са-мопрезентации используется как мужчинами-политиками, так и женщинами-политиками.
1. Тактика акцентирования положительной информации о себе.
«Из фракции СРуходить не собираюсь и буду работать, как привыкла, - честно, энергично и без политиканства» (С. Горячева, 22.01.2008).
«Вообще, с детства я спокойный человек до предела» (В. Жириновский, 24.03.2008).
Говорящие используют наречия и имена прилагательные с положительной коннотацией, которые внушают доверие к адресанту, хотя они не всегда могут соответствовать действительности, как, например, во втором высказывании.
2. Тактика солидаризации, которая тесно связана с предыдущей тактикой.
«Но мы же не собираемся с вами сразу все погружать в систему ОМС» (Т. Голикова,
02.04.2009) - указывает на общность интересов с помощью внедрения коллективной формы «мы (с вами)».
«Я с Вами согласен. В настоящий момент необходим постоянный обмен мнениями, обсуждение очень сложных вопросов ...» (Д. Медведев, 23.01.2009) - адресант выражает согласие с оценкой проблемы, данной адресатом (И. Каримовым) и намечает пути дальнейшего сотрудничества.
3. Тактика позиционирования.
«Яговорю о себе, я хочу сказать, что я настолько увлечена своей работой в качестве губернатора, поверьте, это не красивые слова, это огромная честь, огромное доверие людей, огромная ответственность - быть губернатором такого города» (В. Матвиенко,
06.07.2007). Указание на должность «губернатор», озвученное в данном коротком отрывке два раза, позволяет предположить, что этим адресант хотел подчеркнуть то, что он не просто губернатор, а губернатор-женщина, единственный губернатор-женщина в России. Кроме того, употребление личного местоимения «я» говорит о том, что адресант позиционирует себя как деятельную, сильную личность. И все это создает положительную самопрезентацию.
«Я, как президент России, буду занимать принципиальную позицию. Если будут посягать на жизнь граждан, позиция России будет жестокой» (Д. Медведев, 24.12.2008) - позиционируя себя в качестве президента, адресант подчеркивает важность своего положения, а следовательно, и объем своих полномочий.
4. Тактика кооперации.
«Я высказала свою точку зрения, я считаю, что Владимир Владимирович очень много сделал, он вытащил страну из пропасти, это я знаю, потому что я в то время работала в правительстве » (В. Матвиенко, 06.07.2007) - указание на взаимо-
действие с представителями вышестоящих органов власти, в частности, президентом РФ, подчеркивание его заслуг и указание на свою роль.
В нашем исследовании в речи мужчин-поли-тиков мы не находим реализации данной тактики.
5. Тактика оппозиционирования. В данной тактике исследователи выделяют семиотическую оппозицию «свои - чужие» [9, с. 122], категорию чуждости [4, с. 87-94].
«У КПРФ есть свои, может быть, фанаты, молодые какие-нибудь комсомольцы или у них родители, дедушка, бабушка, были, у ЛДПР есть наши ребята, которые с нами давно, 20 лет» (В. Жириновский, 13.07.2007) - адресант четко построил оппозиции с помощью притяжательных местоимений «свои - наши», и указал две партии: «КПРФ - ЛДПР», которые находятся в оппозиции, тем самым определив свое положение на политической арене.
«И тогда следует другой вопрос - мы, что, должны сказать, что нас все это устраивает и что эти люди могут быть членами партии, что они могут использовать еще партийный билет ...» (И. Яровая, 08.07.2008). Как и в предыдущем случае, говорящий выстраивает оппозицию «мы - они (коррупционеры)».
Наступательная самопрезентация основана на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Данный вид самопрезентации считается агрессивным способом создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику оппонента.
1. Тактика акцентирования отрицательной информации о противнике.
«В КПРФ были люди от ЮКОСа, или Березовский им давал денег» (В. Жириновский,
12.07.2007). Говорящий представляет оппозиционную партию с негативной стороны, при этом он не использует слова с отрицательной коннотацией, а лишь упоминает человека и компанию, которые вызывают неодобрение у народа.
2. Тактика запугивания и угрозы.
«У нас отличные возможности для подачи иска в суд на господина Жириновского ...Наши юристы внимательнейшим образом изучают его спич, и после этого он будет держать ответ не перед телекамерами, а перед судом» (В. Цой,
26.10.2009). В этом высказывании говорящий угрожает судом, при этом данная мысль высказывается дважды для того, чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений.
Данный вид самопрезентации в речи женщин-политиков в нашем исследовании не был обнаружен.
Предохранительная самопрезентация ставит перед собой цель не выглядеть плохо.
Тактика дистанцирования.
«Сергей Дубовицкий возглавлял представительство мэрии Владивостока в Москве, но сейчас к нашему муниципалитету не имеет никакого отношения» (А. Казаков, 01.10.2007). С помощью отрицания какой-либо связи с лицом, оказавшимся в неблагоприятной ситуации (С. Дубо-вицкий обвинен в получении взятки), говорящий пытается показать себя с лучшей стороны, тем самым предупредив обвинения в свой адрес.
«Демкоалиция, в отличие от политических оппонентов, все социальные начинания выполнит» (В. Матвиенко, 24.10.2007). В данном случае адресант говорит о выполнении действия в будущем (глагол совершенного вида будущего времени), сравнивая себя с противоборствующей стороной, таким образом показывая себя с положительной стороны.
При оборонительной самопрезентации адресант ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа.
1. Тактика отрицания событий.
«Унас идет довольно жесткая полемика, но не между обществом и уж точно не между государствами в целом. Я желаю нашим украинским друзьям поскорее обрести точку стабильности, и нам всем с ними будет проще работать, и Российской Федерации, и объединенной Европе» (Д. Медведев 07.11.2009).
Говорящий отрицает факт существования конфликта между Россией и Украиной с помощью отрицательной частицы «не», подкрепляя свои слова пожеланием в адрес предполагаемого «соперника».
«Обиженные и проигравшие всегда ведут себя таким образом. Я не признаю подобных упреков и претензий к “Единой России”» (Л. Слиска, 06.04.2006). Адресант отрицает нежелание СМИ освещать информацию, касающуюся оппозиционных «Единой России» партий с помощью лексемы «не признавать», то есть он не согласен с данным фактом.
2. Тактика оправдания.
«Была договоренность об объемах квот. К сожалению, наши партнеры превышали их
на 40%, и это создавало известные трудности
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
177
для наших производителей молока» (В. Путин,
19.01.2009). Говорящий пытается объяснить возникшую проблему, при этом в качестве источника проблемы указывается другое лицо (наши партнеры - Белоруссия), таким образом, адресат оправдывает себя и свои действия.
«Лето - самое благоприятное время для ремонта дорог. Ия хочу извиниться перед петербуржцами за те неудобства, которые могут быть доставлены в связи с ремонтными работами» (В. Матвиенко, 17.06.2008). Данная тактика реализуется с помощью лексемы «извиняться». Говорящий оправдывается и объясняет причину возникшей проблемы.
Таким образом, делая вывод, необходимо подчеркнуть, что стратегия самопрезентации отчасти является гендернообусловленной, что находит свое отражение в выборе и предпочтениях, отданных тому или иному виду стратегии само-презентации политиками-мужчинами и полити-ками-женщинами. Нами было установлено, что большинство политиков-мужчин используют все виды стратегии самопрезентации, тем самым стремятся получить одобрение со стороны адресата, выставляя себя как с хорошей стороны (позитивная и предохранительная самопрезентации), так и нападая на противника, используя агрессию (наступательная самопрезентация) и защищаясь от его действий (оборонительная самопре-зентация). Политики-женщины, в свою очередь, преимущественно применяют позитивную, предохранительную и оборонительную самопрезен-тации. Отсутствие наступательной самопрезен-тации в поведении политиков-женщин объясняется тем, что они считают агрессивное поведение «нежелательным явлением и стремятся избежать поводов к ее возникновению» [3, с. 266283]. Необходимо подчеркнуть, что в выборе языковых средств, используемых политиками-муж-чинами и политиками-женщинами при реализа-
ции стратегии самопрезентации, отличий нами не обнаружено.
Библиографический список
1. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалекте // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - С. 21-48.
2. Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
3. Жельвис В.И. Инвектива: мужское и женское предпочтение. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб.: Наука, 1991. -С. 266-283.
4. Захарова Е.П. Коммуникативная категория чуждости и ее роль в организации речевого общения // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - С. 87-94.
5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: УРСС, 2006. - 284 с.
6. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
7. Попова Е.А. Культурно-языковые характеристики политического дискурса (на материале газетных интервью): Дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 1995. - 236 с.
8. Романова Т.В. Интент-анализ политического дискурса // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Вып. 5. -Ставрополь: Изд-во ПГЛУ 2007. - С. 177-189.
9. ШейгалЕ.И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград: Перемена, 2000. - 386 с.
10. Jones E.E., Pittman T.S. Toward a General Theory of Strategic Self-Presentation // Psychological Perspectives of the Self. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982. - Pp. 231-263.
11. Schutz A. Assertive, Offensive, Protective and Defensive Styles of Self-Presentation: a Taxonomy // Journal of Psychology Interdisciplinary and Applied - 1997. - Vol. 132. - Pp. 611-619.