Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 89-92.
Ю. В. Сорокина
СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Рассматривается проблема эффективного речевого воздействия и аспект реализации коммуникативной стратегии самопрезентации в педагогическом дискурсе. Предметом обсуждения являются основные особенности стратегии самопрезентации в педагогическом дискурсе: вопрос определения понятия «стратегия самопрезентации», ее тактики, приемы и стили.
Ключевые слова: речевое воздействие, коммуникативная стратегия самопрезентации, тактики, стили стратегии самопрезентации.
В настоящее время актуальным становится анализ эффективности и неэффективности речевого воздействия в рамках педагогического дискурса. Основным аспектом эффективности речевого воздействия является достижение поставленных целей и сохранение баланса отношений с собеседником, избежание возможной ссоры. Известно, что целями речевого воздействия являются фатические (установление, возобновление, поддержание, развитие, сохранение контакта), предметные (получение или дача чего-либо) и информационные (сообщение или получение информации).
Речевое воздействие принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле - это произвольная и непроизвольная передача информации в процессе речевого общения в устной и письменной формах. Осуществляется при помощи лингвистических, паралингви-стических, нелингвистических символических средств и определяется интенциями адресата и целями коммуникации - предметной, коммуникативной или информационной, а также пресуппозициями и конкретной знаковой си-туацией1. Речевое воздействие в узком смысле - это влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, па-ралингвистических и нелингвистических символических средств, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые включают изменение личностного смысла для реципиента, изменение поведения или психического состояния2.
В профессиональную компетенцию преподавателя несомненно входит владение стратегиями и тактиками речевого общения, что безусловно ведет к более успешному и эффективному общению и, в результате, достижению глобальной цели коммуникации. Говоря о коммуникативных стратегиях и тактиках
речевого воздействия, ученые отмечают отсутствие на данный момент полного перечня коммуникативных стратегий и тактик, поэтому исследование механизмов речевого воздействия, основных стратегий и тактик педагогического дискурса, может внести определенный вклад в развитие данного типа дискурса.
Итак, большинство исследователей сходится во мнении, что коммуникативная стратегия - это комплекс речевых действий, направленных на достижение глобальной коммуникативной цели, зависящих от личности коммуникантов, отношений между ними и условий между ними. Коммуникативная цель реализуется в определенной коммуникативной (речевой) стратегии, подчиняющей себе процесс речевой коммуникации, в процессе которой автор текста решает ряд практических задач, имеющих промежуточную цель. Данные коммуникативные цели осуществляются с помощью коммуникативных (речевых) тактик, представляющих собой несколько речевых действий, способствующих реализации стратегического замысла автора3. Это приводит к необходимости выбора, который касается не только семантического содержания, но и прагматических, стилистических, риторических аспектов речевых действий. Реализация такого выбора имеет место в совокупности речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего. Коммуникативные стратегии и тактики воздействуют на определенные аспекты картины мира адресата, его эстетическое, этическое, культурологическое, психическое восприятие реальности.
Коммуникативная стратегия самопрезентации состоит в создании определенного впечатления о говорящем и, в основном, поддержании его положительного имиджа. Для обозначения стратегии самопрезентации (self-
90
Ю. В. Сорокина
présentation) используются следующие термины: управление впечатлением (impression management) и управление атрибуцией. В основе самопрезентации лежат потребность в одобрении, мотив власти, стремление к превосходству, потребность в уважении, мотив привлечения к себе внимания и так далее4.
Американский социолог И. Гоффман впервые полно описал феномен самопрезентации и утверждал, что социальное поведение подразумевает попытку одного человека (the actor) повлиять на восприятие его другим человеком (the target). Окружающих интересует разнообразная информация о человеке, влияющая на впечатление о нем - социальный статус, финансовый статус, компетентность, установки. По его мнению, человек, выступающий перед аудиторией, активизирует возможность производить впечатление с целью соответствовать своей социальной роли и ожиданиям слушателей. Невозможно произвести должного впечатления на аудиторию, не соблюдая норм общения, определенных обществом4. Самопрезентация - это не только управление впечатлением, но также и самовыражение - представление своего мнения, опыта, ценностей, характера и т. д.
Самопрезентация - это своего рода создание имиджа. Существует множество определений имиджа, самое широкое - целенаправленное формирование образа, набор определенных качеств, ассоциируемых с определенной личностью.
По мнению А. Ю. Панасюк, в русском языке термину «имидж» соответствует мнение как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-либо5. Имидж отражает основные черты портрета человека, это символический образ, оформляемый при помощи языка.
Говоря о содержании имиджа, выделяют его следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные качества, коммуникативные особенности, дея-тельностные и внешнеповеденческие характеристики.
Самопрезентация очень важна, особенно в момент формирования первого впечатления. Феномен первого впечатления в большинстве случаев определяет дальнейшее развитие процесса взаимодействия с аудиторией. Первое впечатление формирует устойчивый стереотип восприятия педагога и его последующего воздействия на слушающих.
По Т. А. ван Дейку, стратегия самопрезентации должна блокировать отрицательные вы-
воды, связанные с оценочными суждениями, что приводит к созданию аргументированных последовательностей, делающих оценки справедливыми и социально приемлемыми6.
Аудитория делает выводы о говорящем по его поведению, внешности, известной о нем информации, стереотипам, предположениям и домыслам. Находясь же перед аудиторией, говорящий позволяет слушающим сформировать определенное впечатление о нем по тому, как он говорит и ведет себя. Целью стратегии самопрезентации является благоприятное впечатление окружающих. Коммуникативные тактики и ходы, используемые при реализации стратегии самопрезентации предназначены для следования правилу: «Что бы я не говорил, слушающий не должен думать обо мне плохо»7.
Для поддержания положительного образа необходимо избегать слов и действий, которые могут привести к конфликту (проявление агрессии, превосходства, грубости, насмешек, хвастовства, навязывания, обмана и т. п.).
Составляющими приемами самопрезентации являются драматизация и идеализация. Драматизация состоит в демонстрации окружающим тех фактов, которые необходимо акцентировать и донести до слушающих. Принцип идеализации заключается в выполнении норм поведения данного социума4.
Е. Джонс и Т. Питман выделяют следующие тактики стратегии самопрезентации:
- заискивание (ingraditation),
- самопродвижение (self-promotion),
- запугивание (intimidation),
- пояснение примером (exemplification),
- мольба (supplication)8.
Тактика «заискивания» состоит в демонстрации доброжелательного, мягкого отношения к собеседнику, похвалу, согласие с ним и т. п. Ее цель в удовлетворении других, причем акцент делается на быстрый результат. Данная тактика проецирует желательное для данной ситуации поведение, которое часто не совпадает с реальными взглядами и мнением говорящего. Эта тактика распространена в организациях с высокой иерархией власти и дает возможность «выжить» в условиях конкуренции. Тем не менее, тактика «заискивания» может быть как успешно применена, так и привести к неудачной ком-мунникации, наигранной и неестественной.
Тактика «самопродвижения» предполагает демонстрацию своих знаний, достижений, опыта с целью выглядеть компетентным в глазах окружающих. Данная тактика часто де-
Стратегия самопрезентации.
91
лится на тактику «достижений» (entitlements), «развития» (enhancement), «преодоление трудностей» (overcoming obstacles).
Тактика «запугивания» заключается в формировании страха у слушателей в том, что объект потенциально опасен и с ним лучше не портить отношения. Данная тактика чаще всего применяется руководством по отношению к подчиненным.
Тактика «пояснение примером» предполагает демонстрацию своих достоинств для того, чтобы быть достойным подражания. Но при использовании этой тактики есть опасность прослыть высокомерным или лицемерным.
Тактика «мольбы» предполагает демонстрацию слабости, беспомощности, зависимости, что ведет к получению власти сострадания8. Демонстрируя свою несостоятельность, говорящий приводит в действие норму социальной ответственности, которая состоит в помощи нуждающимся. Несмотря на обоснованность и логичность данной таксономии, она не дает четкого представления о том, в каких ситуациях они приведут к положительному или отрицательному результату.
Р. Чалдини предлагает две техники управления впечатлением: «наслаждение отраженной славой» (basking in reflected glory), и «причинение вреда» (blasting). Техника «наслаждения отраженной славой» заключается в использовании чужого успеха в целях самопрезентации. Говорящий выбирает популярную личность с положительным имиджем и прямо или косвенно говорит об отношениях с этим человеком, что оказывает нужный эффект на аудиторию. Тактика «причинения вреда» реализуется в намеренном принижении достоинств какого-либо человека в глазах аудитории, для создания на этом фоне более выигрышного образа гово-рящего9.
Стратегия самопрезентации может реализо-вываться разными стилями, выделяют следующие: убеждающая самопрезентация (assertive self-presentation), оскорбительная самопрезентация (offensive self-presentation), защитная самопрезентация (protective self-presentation), оборонительная самопрезентация (defensive self-presentation).
Убеждающая самопрезентация состоит в создании благоприятного образа за счет приятного внешнего вида и доброжелательного поведения. Оскорбительная самопрезентация состоит в принижении достоинств других. Защитная самопрезентация подразумевает жела-
ние хорошо выглядеть, избегая произведения отрицательных впечатлений. Оборонительная самопрезентация - желание хорошо выглядеть с помощью защиты от негативных оценок8.
Каждый из приведенных выше стилей самопрезентации реализуется, соответственно, при помощи разных тактик. Убеждающая самопрезентация использует тактику «заискивания», желания понравиться (комплименты, уступчивость, сговорчивость), «приведение примера» (exemplification), «самореклама» (self-promotion)8.
Оскорбительная самопрезентация заключается в принижении достоинств других, критике, нападках.
Защитный стиль самопрезентации состоит в избегании неловких ситуаций, в осторожном описании событий.
Оборонительный стиль самопрезентации используется, если личность находится под угрозой, и тактика, используемая в данном случае, - «мольба», изображение беспомощности, объяснение ситуации10.
Итак, стратегия самопрезентации может быть отнесена к стратегиям эффективной коммуникации, которая обеспечивает решение проблем благодаря установлению контакта и взаимопониманию между партнерами. Доказано, что присутствие аудитории влияет на стиль самопрезентации человека, в основе чего лежит различная мотивация, основанная на управлении впечатлением. В рамках педагогического дискурса коммуникативная стратегия самопрезентации играет ключевую роль, влияя на эффективность учебного процесса и реализацию целей и задач обучения. Эффективность и результативность речевого воздействия зависит от правильности выбора языковых и неязыковых средств. Тем не менее, кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма преподавателя, которые тоже могут быть объектом изучения лингвистов.
Примечания
1 Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2009. С. 36-37.
2 Там же. С. 37.
3 Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2006. С. 110.
4 См.: Гофман, И. Представления себя другими в повседневной жизни. М., 2000.
92
М. Б. Талапина
5 Панасюк, А. Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М., 2003. С. 11.
6 Dijk, T. A van. Kintsch, W. Strategies of discourse comprehension / T. A. van Dijk, W. Kintsch. Academic press, 1983. С. 375.
7 Там же. С. 397.
8 См.: Jones, E. E. Toward a general theory of strategic self-presentation / E. E. Jones, T. S. Pittman // Psychological perspectives on the self. 1982. № 1.
9 cm.: Cialdini, R. B. Two direct tactics of impression management: basking and blasting / R. B. Cialdini, K. D. Richardson // Journal of personality and social psychology. 1980. № 39.
10 Cm.: Tedeschi, J. T. Impression management and influence in the organization / J. T. Tedeschi, V. Melburg // Research in the sociology of organizations / S. B. Bacharach and E. J. Lawler. 1984. № 1
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 92-95.
М. Б. Талапина
ДИСКУРСИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК СПОСОБ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТИН МИРА
Описывается развитие цветовой семантики фразеологических единиц русского языка с компонентом «белый». ФЕ рассматриваются как средства манифестации ахроматического концепта «белый» в языке и дискурсе. Выявляются потенциальные семы прилагательного «белый» в составе ФЕ, что позволяет определить периферийные признаки соответствующего концепта. Делается вывод о значимости варьирования семантики ФЕ как средства концептуализации индивидуального знания.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, картина мира, коллективное знание, индивидуальная картина мира, концепт, ахроматический цвет, фразеологическая единица, символическое значение, речевое варьирование, потенциальная сема.
Особенной чертой современной лингвистики является синтез когнитивного и дискурсивного подходов к явлениям языка. Интерес к изучению когнитивного пространства обусловливает внимание к фразеологии как к ценному источнику информации о коллективном знании, репрезентированном в языке, поскольку фразеологизмы аккумулируют сведения о наивной картине мира всей языковой общности.
Настоящая статья посвящена исследованию развития цветового значения фразеологических единиц русского языка с компонентом «белый», которое проявляется в реализации потенциальных сем ФЕ, не зафиксированных в словарях. Фразеологические единицы с компонентом «белый» рассматриваются как средства вербализации признаков соответствующего ахроматического концепта в языке и речи. Актуализация новых смыслов прилагательного белый в составе ФЕ позволяет выявить пери-
ферийные признаки цветового концепта белый в индивидуальных картинах мира.
Цвет является важной частью концептуальной картины мира, что обусловлено первичностью чувственно-образной формы построения мира и способностью цвета влиять на физическое и психо-эмоциональное состояние человека.
Значимость категории белого цвета для концептуализации наивной картины мира подтверждается активностью соответствующего цветообозначения в образовании фразеологических единиц (не менее 20 ФЕ в русском языке). Интерес к ахроматическим цветообозначе-ниям, в том числе белому, обусловлен тем, что семантическая оппозиция белый/ черный носит универсальный характер, что подтверждается на материале 98 языков в исследовании, проведенным Б. Берлином и П. Кеем [14. С. 1969]. Особый статус прилагательного белый объясняется тем, что он является основным, архети-