Д.В. ЛЯКИШЕВ, соискатель Орловского государственного университета
Тел. 89038813602
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАНДАРТНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
В статье делается акцент на том, что самопрезентация является важной стратегической линией ведения политического диалога. Для реализации этой стратегии используются разнообразные приёмы и тактики, которые помогают политикам успешно реализовывать свои интенции и достигать поставленных целей в конфликтной ситуации общения.
Ключевые слова: конфликт, стратегия, самопрезентация, тактика, политик.
На протяжении своей жизни человек постоянно вступает в различные коммуникативные отношения с другими людьми. Создание о себе определенного впечатления, самопрезентация — эти процессы, как правило, являются значимой составляющей коммуникации и всегда влияют на общение. Такая направленность субъекта на представление себя другим реализуется с использованием как невербальных, так и вербальных средств.
Усилия по созданию того или иного впечатления о себе могут быть целенаправленными и намеренными, но могут и не вполне осознаваться.
Мы рассматриваем самопрезентацию как акт самовыражения и поведения, направленного на создание благоприятного впечатления или впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам.
М. Снайдер использует термин «самопредъявление в общении» и говорит о способности к управлению самопредъявлением [Snyder, 1974].
В этой связи характеризуется два типа личности: «принципиальная», руководствующаяся внутренним эмоциональными состояниями и собственными установками, и «парагматическая», следующая особенностям конкретной ситуации.
Иллюстрацией самопрезентации, характеризующей «принципиальный» тип личности, является диалог Б. Немцова и К. Затулина, прозвучавший на НТВ в ток-шоу
В. Соловьева «К барьеру!» 05.04.2007.
Б. Немцов: Я не делаю заявления о том, что там государственный переворот. Я не делаю заявления о том, что там нелегитимный президент.
К. Затулин: А что это такое, Борис Ефимович?
Б. Немцов: Пусть они решают, что это такое.
К. Затулин: Нет, а Вы имеете свою точку зрения?
Б. Немцов: Я вам скажу какая. Я считаю, что Виктор Андреевич Ющенко допустил ошибку, подписав этот указ. Я так считаю.
Как видно из диалога, Борис Немцов пытается уклониться от ответа («Пусть они решают ... »), но затем, желая показать себя принципиальным политиком, использует «самоконструирующую» стратегию, чтобы убедить аудиторию в том, что такая точка зрения согласуется с его представлением ситуации («Я вам скажу.», «Я считаю. Ющенко допустил ошибку .».
Приведем пример «прагматической» самопрезентации из этого диалога.
© Д.В. Лякишев
Б. Немцов: Я вам объясняю, были осуществлены массовые фальсификации во время выборов. При этом наш Кремль занял, на мой взгляд, заведомо опасную и вредную позицию... Я поехал туда, чтобы показать, что есть другая Россия, есть Россия.
К. Затулин: Я, например, понял одно: если там хороший парень, мой друг, который потом меня назначит советником, то я в этом случае борюсь с Кремлем на Украине. А если этот парень совершил какую-то глупость, а на самом деле не глупость, а преступление, потому что попытка государственного переворота. то ни-ни, по этому поводу ничего не скажу.
Мы выделяем пять стратегических целей самопрезентации: желание понравиться, самопродви-жение, стремление служить примером, стремление вызвать сочувствие и стремление запугать.
Желание понравиться — одна из наиболее распространенных целей самопрезентации, которая достигается, к примеру, лестью или чрезмерной вежливостью. Следуя стратегии самопродвиже-ния, можно прямо заявить о своих достоинствах или же сказать о мелких недостатках, чтобы подчеркнуть успехи в чем-то другом. Кроме того, можно использовать свои слабости, чтобы вызвать сочувствие людей.
Приведем пример самопрезентации, целью которой является самопродвижение. Следуя этой стратегии, коммуникант прямо заявляет о своих мелких ошибках, чтобы подчеркнуть другие достижения.
С. Бабурин: Зачем мне агитировать за Ельцина? Ну зачем? Я с 90-го года возглавил некоммунистическую оппозицию Ельцина, вы это знаете?
Ведущий: Подождите, Вы сейчас на поле Жириновского не выходите.
Он кричит первый.
С. Бабурин: Жириновский — наша вина, и моя в том числе, что мы благословили его, чтобы он появился в политике, когда на съезде народного . Признаю. Признаю, я не жалел об этом. Потому что с ними должен был кто-то бороться [«К Барьеру!» 07.12.2006].
С. Бабурин признает ошибку («.наша вина, и моя в том числе»), о которой не сожалеет, т.к. она способствовала успеху в другом («.я не жалел об этом»), и дает аргументацию («.должен был кто-то бороться»).
Часто в политических диалогах используется прием иронического возвеличивания или прини-
жения — наименование чего-либо словом, имеющим иной денотативный смысл, при этом резко сниженным или резко возвышенным. Экспрессивность создается контрастом между денотатом и наименованием, как в примере из того же диалога.
В. Жириновский: А сейчас вы все у русских забрали!
В. Соловьев: Во власти все время вы. Я ничего забрать не мог .
В. Жириновский: А мы в оппозиции.
В. Соловьев: Ой! Ой! Ой! У вас такая выгодная оппозиция: как сяду в «Мерседес» — так прямо в оппозиции и сижу [«К барьеру!» 17.03.2009].
Или другой пример из того же диалога.
В. Жириновский: Злостная русофобия — будем привлекать к ответственности.
В. Соловьев: А я считаю, например, «заяц-русак» — оскорбление русского народа.
Как известно, юмор — наиболее демократическая форма словесного творчества, имеющая значимую установку на контакт и «релаксацию». Юмор выступает также как средство снятия напряженности в общении, способное разрешить противоречия жизни (мышления) языка, способ преодоления проблемной ситуации, как в следующем примере.
В. Жириновский: Они заложили нам мину, что вы виноваты уже в том, что вы . а ты — женщина, а ты — таджик, а ты — негр, а ты — мусульманин, а ты — проститутка, а ты — олигарх. Все! Уже можно этих людей .
B. Соловьев: Сергей Сергеевич! Но все-таки согласитесь, как Жириновский в людях разбирается. Вот так посмотрел, сразу всех и узнал своих. Ужас!
Приведем другой пример, в котором стратегия самопрезентации реализуется тактикой угрозы со стороны обоих коммуникантов. Для этого мы используем диалог К. Боровой — С. Марков, прозвучавший 15.03.2007.
К. Боровой: Ваш технологический прием состоит в том, что вы предлагаете народу выбор — либо быть колонией американской, либо быть под Путиным, это неправильно. Это не тот выбор, который есть у народа.
C. Марков: У нас скорее другая готовится революция — березовая революция. Партия олигар-
хического реванша готовится для того, чтобы дестабилизировать ситуацию. Вы на них работаете, Константин Натанович. Вы работает на Бориса Абрамовича Березовского.
Одной из разновидностей стратегии самопрезентации является стратегия самопредъявления, которая часто реализуется тактикой «игры на повышение», как в примере.
Б. Немцов: А вы состояли в партии?
С. Бабурин: Я из нее даже не выходил. И более того, я принес в Конституционный суд документы, требуя отменить преступный указ Ельцина о запрете КПСС. Вот Горбачева надо было наказывать, ЦК КПСС горбачевский.
Б. Немцов: Что же вы ему не сказали?
С. Бабурин: А это мы все сказали.
Б. Немцов: Я, дорогой друг, считаю, что эта партия преступна, и она развалила Советский Союз. Эта партия. А я в это время, дорогой друг, занимался созданием оружия для защиты нашей страны, понятно? [«К барьеру!» 07.12.2006].
Оба коммуниканта пытаются прямо заявить о своих достоинствах (Требование С. Бабурина об отмене «указа Ельцина о запрете КПСС» и заявление Б. Немцова о «создании оружия для защиты нашей страны»). Кроме того, С. Бабурин пытается дискредитировать Ельцина и Горбачева, а Б. Нем-
цов — партию КПСС за развал Советского Союза.
Такая позитивная презентация себя в прошлом, очевидно, служит цели представления себя в настоящем как человека надежного. Самопрезентация осуществляется здесь косвенно: посредством противопоставления себя в прошлом и настоящем.
Значительно реже для реализации стратегии самопрезентации используется тактика похвалы противника, как в примере:
К. Затулин: Мне кажется, что Россия должна вести себя осторожно, должна вести себя вместе с тем принципиально.
Б. Немцов: Владимир, понимаете, то, что Россия должна себя вести умно и осторожно, это моя позиция, слава Богу, Константин ее поддерживает [«К барьеру!» 05.04.2007].
В политическом дискурсе используется также понятие «самомониторинг», позволяющее говорить о способности человека успешно осуществлять са-мопрезентацию и достигать поставленных целей.
Выступающий осуществляет выигрышную само-презентацию, конструируя свое выступление в соответствии с представлением об установках избирателя. Таким образом, направленность на само-презентацию является центральной составляющей интенциональной структуры политического дискурса.
Библиографический список
1. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Отв. ред. А.А. Бодалев. — М., 1987.
2. Snyder M. Self — monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30.
3. http:/semen-serpent.livejournal.com/
4. http:/www.sps.ru
D.V. LYAKISHEV
SELF-PRESENTATION IN POLITICAL DIALOGUE IN THE CONDITIONS OF NON-STANDART
COMMUNICATIVE SITUATION
In the article it is emphasized that self-presentation is the important strategic line of behavior in political dialogue. For the realization of this strategy different methods and tactics help politicians put their intention info effect and achieve their aims in conflicting situations.
Key words: conflict, strategy, self-presentation, tactics, politician.