А. В. ГЛАЗУНОВА
Александра Вячеславовна Глазунова — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончила Международный банковский институт.
Автор 7 публикаций на русском и английском языках.
Область научной специализации — государственное регулирование банковского сектора, процессы консолидации банковского сектора, бухгалтерский учет и аудит кредитных организаций, корпоративное
управление в банковских группах и холдингах. ^ ^ ^
СТРАТЕГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ БАНКОВ НА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОСНОВЕ*
В течение последних полутора лет банковская система переживает непростые времена: рост просроченной задолженности, потери от операций с ценными бумагами, проблемы с ликвидностью. Однако, несмотря на негативные тенденции на рынке, будущее российского банковского бизнеса представляется позитивным. Рост экономики, несмотря на снижение изначально запланированных показателей, прогнозируется на достаточном уровне, особенно по сравнению с развитыми странами (США, Германия, Япония, Великобритания и т. д.). Исследования ряда макроэкономических показателей продемонстрировали сохранение уровня потребления, а также его рост в развивающихся странах (Китай, Индия, Бразилия, Россия и т. д.) (рис. 1, 2) [5]. Развивающиеся рынки обеспечивают около 30 % мирового уровня потребления, и хотя со временем темпы роста будут замедляться, преимущество у развивающихся стран останется. По мнению многих экспертов, они будут наиболее перспективны в течение следующих пяти лет. Таким образом, можно рассматривать наличие основы для роста банковского сектора России.
Рис. 1
2011 2010 I
Рис. 2
В 2010 г. перед банками и Правительством РФ стоит задача восстановления финансовых рынков и перестройки банковской системы. В 2009 г. государство существенно увеличило свою долю в структуре собственности в банковском секторе путем финансирования капитала крупнейших отечественных банков. На текущий момент она составляет примерно половину совокупного банковского капитала. Предполагается, что в течение 2010 г. сложившаяся структура не будет кардинально меняться, так как государство планирует пока сохранять контроль в этом секторе экономики. В остальном в ближайшей перспективе ожидается сохранение сформировавшихся тенденций. В первую очередь продолжится консолидация банковской системы в пользу крупнейших игроков на рынке, оказавшихся в более выигрышном положении. Это будет дополнительно простимулировано законодательством о минимальном размере собственного капитала действующих банков (с 1 января 2010 г. — не менее 90 млн руб., а с 2012 г. — не менее 180 млн руб.). Помимо прямых сделок слияния и поглощения крупных и средних банков, предполагается консолидация банковских активов, принадлежащих одному собственнику. Также продолжится ликвидация финансово
ГРНТИ 06.73.55 © А. В. Глазунова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г. Н. Белоглазовой.
неустойчивых кредитных организаций через процедуры банкротства и отзыв лицензий. Одним из приоритетов, обозначенных Правительством РФ в планах развития до 2020 г., является превращение Москвы в один из мировых финансовых центров.
Реализация этих планов представляется вполне возможной, поскольку существующие финансовые центры сильно ослаблены, а Россия на данном этапе старается поддерживать относительную экономическую и финансовую стабильность. Однако при этом необходимо пересмотреть государственную политику в области банковской системы, поскольку по ряду направлений ее функционирования регулирование и надзор до сих пор осуществляются на недостаточном уровне. Подходы к решению данного вопроса впервые были формализованы в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». Тогда в рамках
совершенствования банковского надзора было предложено развитие риск-ориентированных подходов, основывающихся на анализе истинного экономического содержания и реальной оценке рисков банковской деятельности с точки зрения их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. Для решения этой задачи предлагалось обратить особое внимание на работу над качественными параметрами банковского капитала, внедрение в практику надзора системы раннего реагирования, а также на совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, в связи с чем обсуждались проблемы прозрачности собственности и организационной структуры банковских групп [4].
Как показала практика, к началу 2009 г. поставленные задачи были реализованы не полностью, что отчасти можно объяснить неблагоприятной рыночной конъюнктурой во всем мире, скорректировавшей стратегию развития всех секторов экономики и дополнительно продемонстрировавшей необходимость решения этих задач. Дальнейшие перспективы развития российского финансового сектора были реализованы в специальном Плане Правительства РФ, утвержденном 14 сентября 2009 г. приказом Министерства экономического развития РФ. План охватывает наиболее важные аспекты функционирования финансовой системы и готовит национальный финансовый рынок к превращению Москвы в международный финансовый центр. Некоторые пункты Плана напрямую касаются деятельности банковских групп и холдингов, что особенно актуально в рамках текущего процесса консолидации банковского сектора. Правительством предполагается подготовить федеральный закон, который на новом качественном уровне регламентирует, в частности, следующее:
— обеспечение правовых условий для организации консолидированного банковского надзора и приведение принципов его осуществления в соответствие с передовым международным опытом в данной области, включая вопросы обмена информацией между участниками банковских групп (банковских холдингов), а также между Банком России и иными надзорными органами, в том числе иностранными [2];
— уточнение требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности перед широким кругом пользователей [там же];
— повышение транспарентности банковского сектора, введение обязательного стандарта раскрытия кредитными организациями информации для розничных клиентов и инвесторов [там же].
Последние два пункта особенно актуальны, так как низкая степень прозрачности банков и проблема достоверности отчетности являются одними из факторов повышения уровня рисков и углубления кризиса доверия. В российской практике практически отсутствует понятие консолидированной отчетности банковского холдинга в истинном понимании МСФО. Это связано, во-первых, с размытым понятием аффилированности и существенного влияния, а также со все еще непрозрачной системой собственности финансово-промышленных групп. Важность данных вопросов неоспорима и заключается в следующем.
Диверсифицированный банковский холдинг — сложная и довольно неоднозначная структура. Анализируя исторический аспект деятельности банка, мы понимаем, что, несмотря на развитие различных финансовых инструментов и, следовательно, банковских операций, ключевой остается его кредитно-депозитная деятельность, особенно в трудные и кризисные времена. Следствием кризиса 2008 г. стали существенные изменения бизнес-модели, формировавшейся в последние два десятилетия. Раньше основное внимание уделялось активному развитию продуктового ряда и внедрению новых услуг, сейчас же банки становятся более клиентоориентированными. Учитывая неизбежное снижение уровня государственной поддержки банковского сектора в течение 2010-2011 гг., многие банки будут вынуждены сменить стратегию региональной экспансии на усиление качественных характеристик уже имеющихся подразделений с целью привлечения хороших розничных и корпоративных клиентов и их последующей «привязки» к банку.
Принимая во внимание тенденцию консолидации рынка в целом, которая в последующие годы будет, скорее всего, усиливаться, важно помнить, что депозиты в любой форме так или иначе являются деньгами населения, которое наиболее подвержено рискам убытков банка или его краха. Вступая в какой-либо бизнес-альянс, кредитная организация автоматически принимает на себя так называемый «риск заражения», возникающий из взаимосвязи различных сегментов и требующий более сложных и адекватных случаю процедур по его управлению и ограничению. Это особенно актуально, например, для кредитных организаций, входящих в состав промышленных холдингов, которые зачастую находятся в существенной зависимости от мировой конъюнктуры и товарных рынков. Любые изменения внешних факторов, таких, к примеру, как цены на сырье, приводят к изменениям стоимости акций завода или компании, которыми, как
правило, банк, входящий в холдинг, активно торгует. Если эти изменения носят негативный характер, то под ударом оказывается вся структура.
На сегодняшний день проблема официального и открытого определения взаимосвязей внутри холдинга представляется чрезвычайно сложной. Действующее российское законодательство не дает четкого толкования относительно аффилированности. Позиция Банка России, изложенная в адресных ответах на запросы кредитных организаций, и некоторые примеры рыночной практики заключаются в том, что компании, которые формально не контролируются банком, могут не учитываться при составлении консолидированной финансовой отчетности по РПБУ. Таким образом, в большинстве случаев кредитная организация руководствуется формальными критериями Положения Центрального банка РФ от 30 июля 2002 г. № 191-П «О консолидированной финансовой отчетности», в то время как при составлении консолидированной отчетности по МСФО принимаются во внимание фактические механизмы обеспечения контроля над деятельностью компаний холдинга.
Еще более сложная ситуация, когда речь идет об объединении бизнеса по физическому лицу — собственнику ряда фирм. Такие альянсы, как правило, официально не зарегистрированы, но широко освещаются средствами массовой информации. Так, изучив регулярно публикуемые карты бизнеса в журнале «РБК», можно заметить, что, например, ряду известных бизнесменов, а также правительству Москвы принадлежит довольно разветвленная сеть кредитных организаций, страховых компаний и фондов. И снова однозначный вывод сделать нельзя, поскольку нет достоверной информации о реальных долях владения конкретного физического лица в этих компаниях и относительно того, насколько они существенны. Однако, начиная с 29 декабря 2009 г., Центральный банк требует раскрывать данные об акционерах кредитных организаций. За январь 2010 г. это сделали 100 кредитных организаций, а за первую неделю февраля данное количество увеличилось еще на 40 банков [3]. Предполагается, что до конца марта 2010 г. должны быть раскрыты имена конечных владельцев всех кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации. Данная мера позволила выявить, например, что 30,4 % акций банка «Россия» числятся за владельцем «Национальной медиагруппы» Юрием Ковальчуком, которого считают другом Владимира Путина. Кроме того, собственником 4,1 % акций банка «Санкт-Петербург» оказался Сергей Матвиенко. Владельцем же 100 % акций «Санкт-Петербургского банка инвестиций» является Сергей Бодрунов — бывший глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга и советник губернатора [1].
Трудности акционеров банков могут отрицательно повлиять на деятельность как кредитной организации, так и холдинга в целом. Поэтому они должны сознавать дополнительную ответственность и риски, которые могут реализоваться в ситуациях финансовой нестабильности и кризисов. Стоит также отметить, что проблема регулирования касается не только банковского надзора. Если рассматривать ее с позиции собственников бизнеса, то существует ряд причин, обусловленных несовершенством законодательства относительно деятельности холдингов. Так, например, открытыми остаются некоторые вопросы налогообложения, например, в части дивидендов, а также сложности с выведением на рынок ценных бумаг акций холдинга в целом. В итоге получается, что владельцам выгоднее и проще вести бизнес в виде разрозненных частей — отдельных компаний и банков, поскольку на данный момент нет реальных стимулов раскрывать информацию. Это, в свою очередь, обусловливает проблемы с управлением холдингом. На практике довольно редко можно встретить бизнес-альянс с полноценным корпоративным центром управления и отчетностью, составляемой в едином формате всеми участниками объединения. Тем не менее в последнее время приходит осознание наличия данных проблем, спровоцированное во многом кризисом 2008-2009 гг.; проводится ряд исследований, посвященных роли корпоративных центров и вопросам, с которыми сталкиваются руководители холдингов и прочих крупных объединений.
Процессы формализации правового определения и экономической сущности банковских холдингов в России находятся пока еще в стадии своего развития. Однако в целом стратегия регулирования деятельности банков на консолидированной основе определена, включая также первые шаги по ее реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деньги банкиров разлюбили тишину // Деловой Петербург. 2010. 11 янв.
2. О реализации Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 сентября 2009 г. № 361.
3. Открыты для взыскания — владельцы банков становятся доступны для кредиторов // Коммерсантъ. 2010. 8 февр.
4. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: Заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г.
5. URL: http://web.worldbank.org (дата обращения: 10.02.2010).