Научная статья на тему 'Управление операционными рисками корпоративного кредитования: анализ кредитной методологии как способа контроля за риском от мошеннических действий'

Управление операционными рисками корпоративного кредитования: анализ кредитной методологии как способа контроля за риском от мошеннических действий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ / КРЕДИТНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / БАЗЕЛЬ 2 / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / ПРОСРОЧКА / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любивый Н.Ю.

В статье отмечается, что одним из следствий мирового финансового кризиса для банковской системы Российской Федерации стало осуществление мошеннических действий при выдаче кредитов. Объемы прямых и косвенных убытков финансовой отрасли от этих действий исчисляются миллиардами рублей. В то же время нет статистических наблюдений или подобной системной информации о данном виде риска как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Данная проблема еще не изучена, отсутствуют методические рекомендации со стороны основных регуляторов банковской деятельности Банка России и Базельского комитета. Проведен анализ рынка в период кризиса, рассмотрены слабые стороны финансовой отрасли, сделан вывод о необходимости контроля за рисками от мошеннических действий при выдаче кредитов. Проведен анализ современной кредитной методологии, выявлены проблема достоверности данных для анализа и причины искажения официальной информации. Предложены пути управления операционными рисками при корпоративном кредитовании по мошенническим схемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление операционными рисками корпоративного кредитования: анализ кредитной методологии как способа контроля за риском от мошеннических действий»

Удк 336.71.078.3

управление операционными рисками корпоративного кредитования: анализ кредитной методологии как способа контроля за риском от мошеннических действий

Н. Ю. ЛЮБИВЫЙ, аспирант кафедры банковского дела E-mail: jangucc@rambler.ru Московская финансово-промышленная академия

В статье отмечается, что одним из следствий мирового финансового кризиса для банковской системы Российской Федерации стало осуществление мошеннических действий при выдаче кредитов. Объемы прямых и косвенных убытков финансовой отрасли от этих действий исчисляются миллиардами рублей. В то же время нет статистических наблюдений или подобной системной информации о данном виде риска как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Данная проблема еще не изучена, отсутствуют методические рекомендации со стороны основных регуляторов банковской деятельности -Банка России и Базельского комитета. Проведен анализ рынка в период кризиса, рассмотрены слабые стороны финансовой отрасли, сделан вывод о необходимости контроля за рисками от мошеннических действий при выдаче кредитов. Проведен анализ современной кредитной методологии, выявлены проблема достоверности данных для анализа и причины искажения официальной информации. Предложены пути управления операционными рисками при корпоративном кредитовании по мошенническим схемам.

Ключевые слова: банковские риски, управление операционными рисками, кредитное мошенничество, Базель 2, финансовый кризис, оптимизация налогообложения, товарно-денежные потоки, просрочка, финансовый анализ.

кризис и банки: «просрочка», объемы кредитования, причины нестабильности

Современный финансовый кризис стал для международной банковской системы и российских

банков в частности лакмусовой бумажкой, отражающей недостатки действующего порядка финансовых отношений. Показательным фактором является статистика проблемных финансовых учреждений (например, в США и в Российской Федерации). Так, количество проблемных банков в США, которым угрожает банкротство, по состоянию на II квартал 2010 г. составляет 829 банков, что соответствует 11 % от общего количества финансовых организаций [1]. Для сравнения: в конце 2009 г. проблемных банков было 702 ед., а в 2008 г. этот показатель составлял в США 252 ед. [2]. По российским кредитным организациям такой статистики не ведется, и о состоянии банковского сектора можно судить по динамике отзыва лицензий на осуществление банковских операций: (в 2006 г. было отозвано 64 лицензии, в 2007 г. — 53 лицензии, в 2008 г. — 28 лицензий, в 2009 г. — 50 лицензий, в 2010 г. — 30 лицензий) [3]. Эта динамика демонстрирует, что в отличие от банковской системы США факт резкого увеличения количества несостоятельных кредитных организаций. Однако такое положение объясняется не сверхустойчивостью российской банковской системы к кризису или успешностью проводимых правительством антикризисных мер, а тем, что концентрация всех банковских рисков (активов) находится в пятидесяти крупнейших банках (ТОП-50) из всех 1 030 кредитных учреждений (по состоянию на 01.11.2010) [3]. На долю этих крупнейших банков приходится 82,42 % всех банковских активов (табл.

Таблица 1

Активы российских банков на 01.10.2010 [4]

Пул банков совокупные активы, тыс. руб. доля рынка, %

1-10 18 409 605 233,00 60,23

11-50 6 781 517 099,00 22,19

51-100 2 269 525 838,00 7,42

101-1030 3 105 624 545,00 10,16

Итого... 30 566 272 715,00 100,00

1). Таким образом, Банк России, с одной стороны, заинтересован в сохранении устойчивости банков из ТОП-50, а с другой — обостряется проблема «карманных» банков, количество которых явно свидетельствует о непрозрачности банковского бизнеса.

Вторым важным индикатором развития банковской системы (степени влияния на экономику) являются уровень поддержки и уровень антикризисных мер, оказанных во время кризиса. Устойчивость банковской системы различных стран в период начала кризиса обеспечивалась различными способами (табл. 2).

При проведении анализа (см. табл. 2) следует учитывать, что колоссальный объем поддержки финансового сектора стран Евросоюза (136,9 % от ВВП) получился таковым из-за Ирландии, которая имеет этот показатель в размере 263 % от ВВП. Представленные данные косвенно свидетельствуют о небольшой доле кредитных организаций в экономике Российской Федерации, которые реально

Таблица 2

сравнение результатов стимулирования и государственной поддержки банковского сектора рФ и других экономик мира, в % от ВВП [5]

страна, группа стран Объем «вливаний» капитала в банки Покупка активов и кредитование казначейством Государственные гарантии по банковским обязательствам Общий объем средств, направленных на поддержку финансового сектора

Россия 0,1 0,4 0,5 7,1

Евросоюз 2,5 3,7 25,0 136,9

США 4,0 6,0 31,3 31,3

Япония 2,4 6,7 3,9 12,9

Страны с развитой экономикой 2,9 5,2 19,7 43,1

Страны G20 1,9 3,3 12,4 27,9

Страны с развивающейся экономикой 0,2 0,1 0,1 2,3

заняты обслуживанием экономических субъектов и осуществляют полный спектр банковских услуг, что в целом характерно для развивающихся стран. Причем 2,9 % ВВП Российской Федерации — это объем прямой поддержки ликвидности банковского сектора со стороны Банка России.

Из изложенного можно сделать вывод, что одной из причин нестабильности банковского сектора стала высокая концентрация всей отрасли в небольшом количестве банков в сочетании с неудовлетворительным качеством корпоративного управления (управление рисками).

В силу неравномерности распределения активов в банковском деле представляется более надежным оценивать состояние кредитных организаций и всей системы не по динамике банкротств (отзывов лицензий), а по динамике просроченной задолженности, анализ которой позволяет отнести ее к списку кризисных последствий. Показатели просроченной задолженности с 2009 г. резко выросли (на 142,6 %) по сравнению с 2008 г.: 2,18 % (421,78 млрд руб.) и 5,29 % (1 014,55 млрд руб.) от общего объема кредитного портфеля банков соответственно [6]. Основная причина такого скачка в синергии двух связанных факторов, вызванных кризисом, заключается в стагнации темпов кредитования банками и в ухудшении финансового состояния заемщиков. Катализатором роста плохих долгов помимо прочего стало ухудшение ликвидности на финансовых рынках и прежде всего у зарубежных кредиторов российских банков (одна из причин — прекращение кредитования).

Произошедшие финансовые катаклизмы обнажили и еще одну проблему банковской отрасли — проблему концентрации кредитных портфелей только на двух видах экономической деятельности: обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля. На два этих направления приходится более 40 % объемов кредитования банками, или 4,9 трлн руб. [7]. Такая ситуация стала возможной из-за соответствующей структуры всей экономики, ее концентрации на спекулятивной торговле, отсутствия производств и развития добывающих отраслей, ориентированности Российской Федерации на импорт товаров и услуг.

Все эти последствия мирового финансового кризиса можно дополнить проблемами, обозначенными участниками XIX Международного банковского конгресса (МБК-2010) «Банки: жизнь после кризиса». К ним можно отнести:

— неудовлетворительное в значительном числе случаев состояние корпоративного управления

банками (следствие этого — слабые системы управления рисками). Это проявлялось в том числе, в гипертрофированной ориентации деятельности банков на обслуживание бизнеса владельца (владельцев) кредитной организации;

— неоправданно агрессивную коммерческую политику менеджмента и владельцев банков в погоне за прибылью (либо долей рынка) в ущерб финансовой устойчивости кредитной организации;

— низкую диверсификацию (повышенную концентрацию) рисков для объектов инвестиций, эмитентов ценных бумаг, экономически связанных заемщиков, отдельных отраслей (подотраслей), сегментов рынка (строительство, оптово-розничная торговля, фондовый рынок) зачастую в обход действующих нормативных требований и рекомендаций Банка России по ограничению рисков;

— масштабное использование банками ма-нипулятивных схем, приводивших к существенной недостоверности учета и отчетности в целях сокрытия реальной ситуации с уровнем рисков (ситуация непрозрачности деятельности банков для надзорного органа);

— недостаточный уровень ответственности владельцев и топ-менеджеров банков за принимаемые решения, а также за транспарентность деятельности и за качество информации о финансовом состоянии банков [8].

Таким образом, финансовый кризис выявил у банков проблемы в кредитовании, которые заключаются:

— в концентрации всех рисков рынка в незначительном количестве банков;

— в низкой диверсификации кредитных портфелей по отраслям экономики;

— в неоправданной агрессивной коммерческой политике менеджмента и владельцев банков в погоне за прибылью;

— в недостаточном уровне ответственности управленцев;

— в низком уровне управления рисками;

— в резком росте уровня просроченной задолженности;

— в несогласованности внутренних действий структурных подразделений при реализации целей и задач банка.

Последняя проблема подразумевает повышенные риски внутренних процессов, их сбои и ненадлежащее исполнение ввиду разной мотивации сотрудников к выполнению своих должностных обязанностей и отличных целей работы, что также используется мошенниками как преимущество.

Примером такого явления может служить противоположный характер работы бизнес-подразделений (например службы по привлечению клиентов) и обеспечивающих служб (служба риск-менеджмента, отделы, которые сопровождают кредитную деятельность и т. д. — эти структуры ориентированы на выявление риска), а также их различная мотивация.

Все это свидетельствует о системном кризисе управления банковскими рисками.

Мошенничество в корпоративном кредитовании как одна из основных проблем банка и операционной группы банковских рисков

Ситуация с проблемами российских банков дополняется особым видом операционного риска — мошенничеством в кредитовании. Современная теория рисков не уделяет должного внимания разработке методов управления мошенническим риском. Между тем объемы убытков банков из-за мошеннических действий составляют значимые суммы. Одним из примеров может служить случай, когда предприниматель, возглавлявший в разное время несколько коммерческих организаций в период с 2005 по 2008 г. взял в Сбербанке России 13 кредитов на общую сумму 2 млрд 719 млн руб. Он также оформил 7 лизинговых договоров на сумму 75 млн руб. Однако возвращать средства банку предприниматель (впоследствии обвиняемый) не собирался. Об этом сообщала пресс-служба МВД РФ [9]. Этот пример позволяет судить об объемах потерь банков и значении фактов мошенничества в современном кредитовании.

Данный вид риска характеризуется некоторыми негативными моментами, к которым можно отнести:

— замалчивание со стороны банков фактов мошенничества

— предпочтение в использовании банками пассивных средств защиты от мошенничества в виде резервов на возможные потери, повышения стоимости кредитов, страхование кредитных портфелей и др.

Также необходимо отметить, что в настоящее время не существует статистических наблюдений за данным явлением, как и каких-либо открытых источников информации о кредитном мошенничестве.

Однако банковское сообщество все больше уделяет внимание мошенническим сделкам в отрасли. Подтверждением тому является документ Базельско-го комитета «Международная конвергенция изме-

Таблица 3

Подробная классификация типа событий, вызвавших убыток [10]

категория типа событий (1-й уровень)

Определение

категории (2-й уровень)

Примеры видов деятельности (3-й уровень)

Внутреннее мошенничество

Убытки вследствие действий с намерением осуществить мошенничество, присвоить имущество или обойти нормативные акты, законодательство или политику компаний, исключая случаи дискриминации, с участием, как минимум, одной внутренней стороны

Неразрешенная деятельность

Неотраженные в отчетности операции (намеренно). Неразрешенные типы операций (повлекшие за собой денежные убытки). Неправильная оценка позиции (намеренно)

Воровство и мошенничество

Мошенничество, кредитное мошенничество, депозиты без стоимости.

Воровство, вымогательство, хищения, грабеж. Присвоение активов. Умышленное уничтожение активов. Подделка документов. Выписывание необеспеченных чеков. Контрабанда драгоценных металлов, денег. Присвоение чужих счетов (использование чужих документов) и т. д.

Преднамеренное несоблюдение налогового законодательства или уклонение от налогов. Взятки («откаты»).

Инсайдерский трейдинг (не за счет фирмы).

Внешнее мошенничество

Убытки вследствие намерения совершить мошенничество, похитить имущество или нарушить законодательство с участием третьей стороны

Воровство и мошенничество

Воровство, грабеж. Подделка документов. Выписывание необеспеченных чеков

Безопасность систем

Хакерство.

Кража информации, повлекшая за собой денежные убытки

рения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы» (Базель II). В нем значительное внимание уделяется операционным рискам, их классификации и способам управления. Согласно Базельской классификации в состав операционного риска включается мошенничество (табл. 3).

Данная классификация выделяет два основных типа мошенничества: внутреннее и внешнее. В зависимости от целей преступников и сложности операции в мошенничестве могут участвовать сотрудники кредитной организации. Их действия представляют наибольшую опасность для банка, так как «раскрывают» защитные механизмы банка и позволяют успешно функционировать особо сложным видам мошенничества (мошеннические пирамиды, обслуживание долга в которых происходит за счет новых кредитов; пул кредитных выдач, которые не связаны между собой и по ним не подразумевается погашения кредитов). Кроме того, именно хищение средств у банка с помощью мошенничества является наиболее негативной составляющей операционного риска по сравнению с другими его составляющими (кадровая политика и безопасность труда, клиенты, продукты и деловая практика, причинение ущерба физическим активам, нарушения в ведении бизнеса, системные сбои и т. д.).

На основании изложенного задача управления операционными рисками и его мошеннической составляющей должна являться основной для современных банкиров и стоять в одном ряду с вопросами управления кредитными рисками.

Анализ кредитной методологии как источника мошеннического риска (проблема достоверности данных)

В целях управления операционным риском при кредитовании юридических лиц по мошенническим схемам необходим анализ кредитной методологии. От степени ее разработанности, адекватности задачам и целям управления, способности учитывать большой спектр отклонений и доступности ее понимания на всех уровнях будет зависеть успех любого бизнеса.

Докризисный уровень методологии банковского дела в части кредитных процедур и рисков определялся следующими целями:

- нацеленностью на увеличение прибыли, «гонкой» за клиентами;

- небольшими расходами на разработку систем управления рисками и информационную безопасность;

— значительным занижением критериев и индикаторов оценки финансово-хозяйственной деятельности заемщиков при проведении анализа банком;

— спекулятивным характером банковских сделок (сознательное пренебрежение рисками в погоне за прибылью, осуществление нехарактерных банковских операций, сопровождавшихся неуклонным ростом фондовых портфелей);

— проведением слабой кадровой политики, отношением к рядовым специалистам как к биоматериалу, неадекватной оценкой влияния субъективных компонент при принятии решений;

— реализацией принципа разрозненности целей обособленных подразделений в пределах одной организации (разные структурные подразделения при решении совместных задач все больше отдалялись друг от друга и в результате становились антагонистами).

Эти принципы функционирования банков до кризиса, реализуемые через создание внутренних процедур и документов, характеризуют и уровень развитости банковского дела в России (его низкий уровень). Безусловно, необходимо извлечь уроки из кризиса и ориентироваться при разработке новых продуктовых линеек, систем управления рисками, стратегических планов на повышение качества методологии кредитования, придание ей соответствующего высокого значения в системе управления, постоянное ее совершенствование.

В этой связи представляется необходимым анализ методологии кредитного анализа в целях выявления «слабых мест», используемых мошенниками. Именно на этапе анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) реализуется значительная часть мошеннических действий, и именно этот этап является основным для реализация большинства схем хищения средств у банка. Подобное рассмотрение методики анализа позволит выявить «слабые места» и разработать средства по их устранению в целях повышения устойчивости кредитного процесса к мошенническим действиям

Методология финансового анализа юридических лиц в целом строится на классических принципах оценки финансового состояния предприятий. Для понимания особенностей кредитной работы и возможностей для мошенничества необходимо рассмотреть основы анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие, осуществляя свою деятельность, отражает эти операции в трех основных формах отчетности:

— в балансе предприятия;

— в отчете о прибылях и убытках (ОПиУ);

— в отчете о движении денежных средств.

В графическом виде баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой — актив (отражаются средства предприятия, которые оно использует в своем бизнесе, а правая — пассив (отражаются источники появления средств).

Отчет о прибылях и убытках позволяет оценить эффективность работы предприятия за определенный промежуток времени. Он традиционно оформляется в виде таблицы, в которой производится последовательное вычитание всех издержек из выручки для итогового определения чистой прибыли. Именно показатель чистой прибыли в сравнении с показателями выручки позволяет оценить, насколько деятельность предприятия рентабельна, т. е. насколько предприятие эффективно распоряжается своими активами, отраженными в балансе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчет о движении денежных средств (Cash Flow, CF). С точки зрения финансового анализа этот отчет позволяет отследить все фактические поступления денежных средств и фактические траты или распределение денежных средств, имеющихся в бизнесе. Этот отчет подразделяется на 2 части: первая часть составляется на основе имеющихся денежных потоков предприятия за прошедший период (от 6 мес.); вторая часть — прогнозная (строится на основе предыдущего опыта предприятия).

Таким образом, баланс дает информацию о ресурсах предприятия и его источниках (актив и пассив), ОПиУ отображает рентабельность бизнеса, а CF дает представление о ликвидности предприятия, способности совершать те или иные операции, в том числе погашение по кредитам.

Ключевым моментом проведения финансового анализа является взаимосвязь трех отчетов между собой. Все три финансовых отчета отражают основные результаты хозяйственной деятельности предприятия и составляют основу для анализа кредитоспособности и платежеспособности. Важным моментом анализа трех отчетов является проверка достоверности представленной информации и правильность ее трактовки (рис. 1).

Главное правило связи баланса и ОПиУ: Собственный капитал (баланс на конец

периода) = Собственный капитал (баланс на начало периода) + Чистая прибыль (ОПиУ за период) — Отвлеченная из бизнеса чистая прибыль (ОПиУ за период).

Главное правило связи баланса и отчета о движении денежных средств:

ОПУ

Балансовый отчет

ДЦС (Cash-flow)

я

^ в

& S ■в

И е.

л

Ч

3

ю =

я -

я §

4

я И

л

Ч 3 ю

« «

н о

л =

Ч Я

^ о

Е g

— о

= -

■С ° S ¡л u а

о и

я н 3 я я

¡Г и я

я ч ft о

я я я & и ^ я а я

я И ч я

л я я я н я Si я 3 я 3 н я я н л я я я н я Si

я ч я и IS & н ч я ч я

& и я к ^ ч я го & и & и я

Рис. 1. Связь отчета о прибылях и убытках, баланса и отчета о движении денежных средств [11]

Остаток ликвидных средств (баланс на конец периода) = Остаток денежных средств (ДДС на конец периода). При проведении сравнительного анализа трех отчетов как минимум за два отчетных периода можно выявить ряд закономерностей, характеризующих деятельность конкретного предприятия и позволяющих более глубоко оценить происходящие внутри предприятия процессы. Взаимосвязь трех отчетов определяется выражением: Поступления денежных средств (ДДС за период) = Выручка от реализации (ОПиУ за период) + Изменение по предоплате от покупателей (балансы за период) — Изменение по товарному кредиту (балансы за период) или выражением:

Оплата товаров (ДДС за период) = Себестоимость отгруженных товаров (ОПиУ за период) + + Изменение ТМЗ (балансы за период) + Изменение по задолженности поставщиков (балансы за период) — Изменение по товарному кредиту (балансы за период). Владение методами сравнительного анализа существенно повышает качество кредитной работы

банка и позволяет установить достоверность предоставленных данных.

Помимо описанной взаимосвязи трех отчетов в современном подходе к финансовому анализу выделяется также несколько основных методов, применяемых для чтения данных из баланса, ОПиУ и отчета о движении денежных средств. Основными методами являются:

—горизонтальный анализ - сравнение каждого показателя отчетности с аналогичными показателями предыдущего периода. Такой метод позволяет проследить изменения в деятельности предприятия в динамике. К недостаткам метода можно отнести то, что в экономике с высокими инфляционными ожиданиями результаты применения горизонтального анализа могут быть искажены инфляционными изменениями. Применение такого анализа эффективно для оценки того, как предприятие развивается, как трансформируются его финансовые показатели в течение времени;

— вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с одновременным определением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Данный метод

эффективен для оценки структуры баланса на строго определенный момент времени, а для ОПиУ он эффективен для выявления взаимосвязей внутри доходных и расходных статей;

— трендовый анализ (или тренд) — подразумевает сбор и обработку данных за различные периоды времени и сравнение каждой позиции отчетности с некоторым количеством предшествующих периодов в целях определения основной тенденции динамики показателя (тренда). Этот метод эффективен для более глубокого анализа каждого показателя. С помощью тренда можно прогнозировать динамику того или иного показателя в будущем;

— коэффициентный анализ — это анализ и интерпретация финансовой отчетности при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов). Преимуществом такого метода является скорость получения определенных результатов. К основным недостаткам можно отнести то, что, будучи основан на нормативах, данный метод позволяет увидеть только усредненные позиции того или иного соотношения отчетных данных, не выявляя индивидуальных особенностей анализируемого бизнеса;

— сравнительный анализ — в традиционном понимании под сравнительным анализом подразумеваются различного рода сравнения показателей как внутри предприятия (по отделам, цехам, направлениям и т. д.), так и с показателями конкурентов, а также со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими показателями;

— факторный анализ — это анализ, при котором рассматривается влияние различных факторов на результативность деятельности предприятия. По своей структуре факторный анализ — наиболее сложный в применении. При анализе предприятий малого и среднего бизнеса факторный метод применяют в расчетах инвестиционных проектов и для выявления зависимости предприятия от изменения среды, в которой оно ведет свою деятельность.

Указанные принципы анализа фундаментальны для всех типов предприятий в независимости от объемов оцениваемого бизнеса. Данные принципы реализуются всеми банками, кредитующими юридических лиц, и зарекомендовали себя в качестве универсального инструмента для минимизации кредитных рисков при сравнительно быстром рассмотрении кредитной заявки и соблюдении необходимого уровня доходности для банка.

Все указанные средства оценки финансового состояния приводят к корректным выводам при условии достоверности и полноты собранных

данных. Именно в этой части анализа и возникают возможности для мошенничества. Поэтому основная задача при оценке финансового состояния клиента для банка — это оценка достоверности предоставленных данных. На их основе реализуются описанные принципы (связь трех отчетов и основные методы анализа).

Вопрос о достоверности официальных бухгалтерских отчетов и налоговых сведений по отношению к реальному положению дел в компании особенно значим в России. Это несоответствие являет собой теневую экономику, которую банк обязан оценить в деятельности предприятия. Так, Всемирный банк (ВБ) опубликовал работу о теневой экономике, написанную по его заказу тремя экономистами: Фридрихом Шнайдером (Университет Линца), Андреасом Буном (Университет Дрездена) и Клаудио Монтенегром (ВБ, Университет Чили). По материалам этого исследования, доля теневой экономики в России за 2007 г. составила 52 % от ВВП, а в среднем за период с 1999 по 2007 г. — 48,6 % [12]. В то же время Росстат традиционно оценивает долю теневой экономики в 20 % от ВВП [12]. Такой разброс данных объясняется просто: по заказу ВБ экономисты измерили размер не столько теневой экономики, сколько экономики, использующей наличные деньги, поэтому данные получились явно завышенными (Росстат признает сложность измерений показателей теневой экономики и ее учета в силу специфики этого рынка). Эксперты сходятся в одном, в причине наличия теневой экономики, которой является налоговое бремя. В связи с этим компании при осуществлении своей деятельности заинтересованы в оптимизации налогообложения, что влечет за собой двойные стандарты ведения бухгалтерского и налогового учета (проблема доверия официальной отчетности, о которой говорилось ранее). Такая финансовая политика бизнеса в России заставляет банки «решать» вопрос достоверности данных для анализа при оценке финансового положения компании. Поэтому кредитные организации и прочие инвесторы при оценке финансового состояния клиента должны учитывать основные причины искажения данных. К ним относятся:

— методы оптимизации налогообложения;

— особенности структурирования товарно-денежных потоков (схемы построения бизнеса).

Рассмотрим пути оптимизации налогообложения и виды структурирования бизнеса, которые для них используются.

В целях выявления методов оптимизации налогообложения и, как следствие, анализа видов

структурирования бизнеса необходимо кратко ознакомиться с особенностями налоговой системы России. В силу политики двойных стандартов по отражению финансово-хозяйственной деятельности разделяют бухгалтерскую и налоговую отчетности (очень часто эти понятия путают, заменяя одно другим).

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [14].

Налоговый учет - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [15].

Способы ведения бухгалтерской отчетности и налогового учета различны при различных системах налогообложения. Существует традиционная система налогообложения (ТСН) и специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения - УСН, единый налог на вмененный доход - ЕНВД, патентный налог и единый сельскохозяйственный налог). Основные налоги, уплачиваемые при применении различных режимов налогообложения, представлены в табл. 4.

В зависимости от вида деятельности, объемов бизнеса, целей работы предприятие применяет тот или иной налоговый режим. Стоит отметить, что из приведенной налоговой нагрузки в зависимости от системы налогообложения очевидно преимущество специальных налоговых режимов. Но в то же время их применение накладывает ограничение на объем выручки для предприятия (не более 45 млн руб. за 9 мес. подряд или ограничивается вид деятельности, по которому допустимо применение специального режима) [16].

Как упоминалось ранее, одной из особенностей организации бизнеса в России является задача минимизации прибыли. Рассмотрим наиболее распространенные способы оптимизации налогов:

1) предприятие занижает свою выручку. Предприятие может не проводить в отчетных документах всю свою выручку официально. Это возможно, когда выручка поступает наличными деньгами и не «пробивается» через кассу. В таких случая обязательно нужно сравнивать официальную выручку

Таблица 4

Налоги, уплачиваемые при различных налоговых системах

система налогообложения Плательщики — индивидуальные предприниматели Плательщики — юридические лица

Традиционная система налогообложения Налог на имущество. Налог на доходы физических лиц Налог на имущество. Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость. Единый социальный налог. Транспортный налог. Земельный налог

Упрощенная система налогообложения, ЕНВД, патентный налог, единый сельскохозяйственный налог Платежи в пенсионный фонд. Единый налог по упрощенной системе или ЕНВД. Транспортный налог. Земельный налог

Источник: ст. 13, 14, 15 НК РФ (часть первая), гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ (часть вторая).

(«пробиваемую» через ККМ) с реальными наличными оборотами. Чем ниже доля официальной выручки в общем объеме фактической выручки, тем выше риски;

2) предприятие завышает себестоимость закупаемых товаров, материалов, т. е. закупочная стоимость по официально проводимым накладным на товар и материалы выше фактической себестоимости. Это возможно, когда официальные закупки проводятся через подставные фирмы. Схема такой оптимизации такова: фирма переводит деньги безналичным способом «поставщику», который либо возвращает деньги фирме в виде наличности, либо переводит деньги фактическому поставщику, а разницу возвращает фирме в виде наличности. В таких случаях официальная наценка очень низкая (проверяются накладные).

Если предприятие работает по такой схеме, то обычно официально есть всего несколько (или один) поставщиков, которые могут меняться в динамике, так как такие подставные фирмы обычно открываются на короткий срок. Встречаются и такие случаи, когда такие услуги оказывают не «однодневные» фирмы, а «специализированные», у таких фирм хорошо поставлен учет, но и стоимость услуг «по возврату наличности» в таких случаях значительно выше;

3) предприятие завышает свои накладные расходы. Эта схема подразумевает, что по официальной отчетности проводятся различные несуществующие расходы, например транспортные или расходы на ремонт здания, который на самом деле не прово-

дился, и т. д. Эти фиктивные расходы официально могут оплачиваться как безналичным способом (потом эти деньги возвращаются наличными владельцу фирмы, такие услуги также платны), так и наличным способом (покупаются подтверждающие документы — кассовые чеки, накладные и т. д.);

4) владельцы бизнеса создают несколько фирм или ИП с различными формами налогообложения и/ или видами деятельности (например, фирмы оптовой и розничной торговли). При такой схеме возможны различные варианты налогообложения.

Данные способы оптимизации налогообложения обусловливают разновидности организационных структур построения бизнеса. Банк при проведении финансового анализа в первую очередь определяет именно организационную структуру бизнеса, а потом проводит консолидацию финансовой отчетности группы компаний и анализ показателей отчетности. Для начала введем такие понятия, как «формальная структура» и «неформальная структура».

К формальным структурам можно отнести те предприятия, в которых взаимосвязи между структурными подразделениями оформлены юридически и ведется прозрачный бухгалтерский учет (можно определить взаимосвязь субъектов (аффилированность), анализируя официальную юридическую и финансовую документацию).

Отличие неформальной структуры от формальной состоит в том, что взаимосвязи между структурными подразделениями возможно определить только при скрупулезном анализе всей внутренней управленческой и официальной документации (юридических связей нет).

Материнское общество. Вид деятельности — оптовая торговля продуктами питания

КПА

Дочернее общество № 1. Вид деятельности -грузоперевозки

КПА

Дочернее общество № 2. Вид деятельности -производство упаковочных материалов

рис. 2. Организация дочерней структуры [17]

Построение структуры бизнеса по формальному принципу

Структуры, построенные по такому принципу, подразделяются на две основных группы:

1) структуры, построенные по принципу подчинения (вертикальная группа):

а) дочерние общества — структура, в которой бизнес построен на основе взаимоотношений материнского и дочерних обществ, где дочернее общество — юридически самостоятельное лицо, контрольный пакет акций или уставный капитал которого принадлежат другому (материнскому) обществу. Каждое из дочерних обществ может заниматься видом деятельности, не связанным с деятельностью материнского общества.

В виде схемы дочерняя структура представлена на рис. 2.

Часть активов (А) материнского общества составляют контрольные пакеты акций (КПА) в дочерних обществах.

При консолидации финансовых данных структуры, построенной по принципу дочерних обществ, необходимо обращать внимание на внутренние финансовые потоки и взаимные обязательства, исключая возможность двойного учета;

б) филиальные сети (филиал — от лат. /Шш — сын) — структура, в которой бизнес построен на филиальной основе. На практике это выглядит следующим образом: существует головная организация — юридическое лицо, а филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Отличие этой структуры от структуры дочерних обществ

в том, что деятельность филиалов и головной организации тематически одна и та же.

В виде схемы филиальная структура представлена на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительным отличием филиальной структуры от структуры дочерних обществ является то, что между филиалами не могут возникать бизнес-процессы. При консолидации финансовых данных структуры придерживаются той же методики, что и при анализе дочерних обществ;

в) холдинги. Холдингом явля-

КПА

Дочернее общество № 3. Вид деятельности -

сдача в аренду производственных помещений

Головная организация. Вид деятельности - оптовая торговля продуктами питания. г. Москва

Филиал № 1. Вид деятельности -оптовая торговля продуктами питания. г. Владивосток

Филиал № 2. Вид деятельности -оптовая торговля продуктами

питания. г. Красноярск

Филиал № 3. Вид деятельности -оптовая торговля продуктами питания. г. Омск

Рис. 3. Организация филиальной структуры [17]

ется компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций или имущество других компаний. Холдинг позволяет выстроить систему формально независимых предприятий, которые могут обладать капиталом, существенно превосходящим капитал учредителя холдинга. Отличительным принципом предприятий, построенных по принципу холдинга, от дочерних обществ является то, что каждое из предприятий холдинга на том или ином уровне своей деятельности процессуально связано с другими участниками холдинга, в то время как дочерние предприятия таких связей могут не иметь. Этот принцип получил наибольшее распространение в тех областях, где различные виды бизнеса (производство, торговля, услуги) объединены в единый бизнес-организм.

В виде схемы строение холдинга представлено на рис. 4.

В силу того, что холдинг, как структура, создается именно для организации единого цикла,

Компания № 3. Вид деятельности -сдача в аренду помещений

ПА

Компания № 1. Вид деятельности -оптовая торговля

ПА

ПА

Рис. 4. Организация структуры холдинга [17]

консолидированный анализ такой структуры является более сложным, чем анализ дочерних и филиальных структур. Соблюдая принцип исключения двойного учета, необходимо четко представлять взаимоотношения внутри группы, т. е. понимать, какая компания какую функцию в бизнес-процессе выполняет, и исключать взаимные потоки, обязательства, выделяя имущественные позиции каждого из участников процесса в отдельную группу в целях дальнейшего их суммирования;

2) структуры, построенные по принципу юридической независимости (горизонтальная группа).

а) финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, частично или полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Построение финансово-промышленной группы представлено на рис. 5.

При проведении консолидированного финансового анализа группы необходимо анализировать каждую компанию, составляющую группу, в отдельности и в дальнейшем объединять полученные данные в единое целое.

б) хозяйственное объединение - добровольное объединение предприятий в целях совместной хозяйственной деятельности, координации действий, обеспечения защиты своих прав, представления общих интересов в других организациях и учреждениях.

По способу организации хозяйственные объединения имеют схожее строение с финансово-промышленной группой, т. е. компании-участники являются юридически независимыми, и все их совместные действия направлены на

Компания № 4. Вид деятельности -производство

Компания № 1. Компания № 2. Компания № 3.

Вид деятельности - Вид деятельности - Вид деятельности -

оптовая торговля производство молочное

продуктами питания упаковки производство

1 Т 1 г т

Предоставление Предоставление Поставки сырья для

торговых сетей для оборудования для производства новой

реализации новой производства новой продукции

продукции продукции

Новое направление -производство порционных мини-упаковок со сливками для авиакомпаний и гипермаркетов

рис. 5. Организация структуры финансово-промышленного холдинга [17]

достижение определенных целей (регламентируются договором или соглашением).

Построение структуры бизнеса по неформальному принципу

Неформальные структуры, т. е. структуры, субъекты которых формально между собой не связаны, представляют большую сложность при проведении их финансового анализа. Принципы их построения остаются теми же, что и у формальных структур (горизонтальные и вертикальные группы).

При вертикальном построении связь между компаниями можно проследить на уровне их участников/учредителей. При этом одна из компаний может быть определена как головная, а остальные — как подчиненные. При горизонтальном построении проследить связь между компаниями намного сложнее. Для этого необходимо скрупулезно анализировать весь финансовый и юридический документооборот бизнеса и на основании косвенных данных выявлять скрытые взаимоотношения, чтобы быть уверенным, что в дальнейшем возможно провести действительно полный и качественный финансовый анализ и минимизировать вероятные кредитные риски.

Заключение

Совокупность всех описанных методов АФХД, специфика организации бизнеса в России (оптимизация налогообложения, которая напрямую

влияет на результаты анализа), виды структурирования денежных и материальных потоков определяют методологию кредитного анализа. От уровня развития этой методологии в банке, профессионализма сотрудников по ее применению (сотрудников, которые несут ответственность за кредитный риск и оценку мошеннических действий) зависит уровень управления операционными рисками при кредитовании с использованием мошеннических схем. Именно раскрытие методов оптимизации налогообложения и товарно-денежных потоков при кредитном анализе позволит контролировать значительную часть рисков от мошеннических действий.

Необходимо отметить, что сами средства анализа, указанные в исследовании, не описывают полноценно и подробно весь кредитный анализ, применяемый банками, так как это не ставилось в качестве задачи исследования. Описанные средства представлены для понимания высокой степени защищенности банка от риска дефолта по ссуде и наличия реальных мер для выявления такого риска (при условии адекватности данных для анализа). Мошенничество становится возможным, если эти средства анализа не применяются в полной мере (например, ввиду некомпетентности сотрудников) либо данные фальсифицированы, либо методология работает не на банк, а на мошенников (в результате «раскрытия» ее сотрудниками банка).

Таким образом, решение вопроса управления риском от мошеннических действий не может быть основано на совершенствовании инструментов анализа как таковых, а заключается:

1) в необходимости учитывать методы оптимизации налогообложения и схемы товарно-денежных потоков;

2) в постоянном совершенствовании методов проверки достоверности информации для анализа;

Проведенный анализ кризисных проблем банков, практический опыт кредитования банками и анализ особенностей мошеннических действий позволяют выделить следующие задачи по управлению операционными рисками, которые заключаются:

1) в разработке способов диагностирования (выявления) мошеннических сделок;

2) в улучшении методологии кредитного процесса с учетом роли ответственных подразделений за кредитный цикл;

3) в переориентации политики банка с «погони за сверхприбылью» на повышение качества активов, с учетом выстраивания долгосрочного бизнеса;

4) в разработке методов по устранению психологической мотивации персонала к мошенническим действиям и выстраиванию работоспособной команды с одним вектором задач;

5) в создании единых систем учета и обмена данными по мошенническим сделкам между банками.

Список литературы

1. Бюллетень банковской статистики № 2 (189). 2009 г.; № 2 (201). 2010 г. / Банк России. URL: http://www.cbr.ra/publ/main.asp?Prtid=BBS.

2. В США зарегистрировано 829 проблемных банков // BFM. RU. URL: http://www.bfm. ru/news/2010/08/31/v-ssha-zaregistrirovano-829-problemnyh-bankov.html.

3. Грозовский Б. В тени российской экономики // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/finansy/55507-tenevaya-rossiya.

4. Мошенник обманул Сбербанк на 3 млрд руб. // РБК daily. URL: http://www.rbcdaily. ru/2010/12/22/finance/562949979450776.

5. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала. Уточненные рамочные подходы / Базельский комитет по банковскому надзору. Банк международных расчетов. Базель: Швейцария. 2004. 266 с.

6. Методика оценки финансового состояния потенциального заемщика — субъекта малого и среднего бизнеса / АКБ «Внешторгбанк» (ОАО «Банк ВТБ»). М., 2004. 54 с.

7. Новости экономики. США: число проблемных банков в I квартале 2010 г. составило 775 // Аналитический центр РФК. URL: http://www. rfc-spb.ru/economicnews/show/?id=131708.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ст. 11).

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (п. 2.1. ст. 346.12).

10. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996. № 129 (ст. 2).

11. Показатели деятельности кредитных организаций. Статистика / Банк России. URL: http://cbr. ra/credit/Hkvidbase/print.asp?file=about.htm.

12. Показатели банковского рынка. Банковский мониторинг. URL: http://bank-monitoring.ru/ files/1.pdf.

13. Рекомендации XIX Международного банковского конгресса (МБК-2010) «Банки: жизнь после кризиса». URL: http://www.cbr.ru/.

14. Руководство по финансовому анализу и основным вопросам кредитования предприятий малого и среднего бизнеса / Internationale Projekt Consult GmbH. М., 2007. 97 с.

15. Сравнение результатов стимулирования и государственной поддержки банковского сектора РФ, стран Европы, Японии, США и ряда других стран: отчет, подготовленный Агентством финансовой статистики StatBanker. ru). URL: http://recher.ru/development/articles/article_7 3.

16. Сведения о размещенных средствах. Статистика / Банк России. URL: http://cbr.ru/statistics/ ?Prtid=sors.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

62

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.