С.В. Пономарева
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кризисные ситуации существенно меняют условия деятельности банков. В теории и практике по созданию систем управления в кризисных ситуациях существует правило, в соответствии с которым для успешного противостояния окружающей среде сложность и скорость принятия решений в банках должны как минимум соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде. Таким образом, чтобы противостоять кризисным ситуациям, необходимо строить системы управления быстрого реагирования. Это правило касается всех уровней управления.
По результатам исследований, ухудшение финансового положения значительного числа коммерческих банков является следствием внешних и внутренних причин, обострившихся в банковском секторе.
Внешние причины подразделяются на три вида: экономические, политические и социальные. К экономическим причинам банковского кризиса можно отнести:
а) мировой финансовый кризис;
б) кризис недвижимости в США;
в) спекуляции на рынках межбанковских кредитов (депозитов) и ГКО;
г) снижение мировой цены на нефть;
д) политика Банка России.
Важнейшим политическим фактором является смена президентов в России и в США. Действующий Президент США - Барак Обама (официально 44-й президент США вступил в должность 20 января 2009 года) предрек дальнейшее банкротство некоторых американских банков, которые, по его мнению, не смогут противостоять финансовому кризису. Об этом сообщает BBC News. По словам Обамы, многие кредитные организации сейчас крайне уязвимы из-за неверных действий руководства во время кризиса. Американский президент считает, что не все банки полностью отдают себе отчет в своих
потерях. Напомним, банки США уже потеряли из-за кризиса более 700 миллиардов долларов [10].
К социальным факторам следует причислить падение доверия населения к банкам из-за краха рынка ГКО, валютного рынка.
Внутренние причины подразделяются на два вида:
а) проблемы управления в банке;
б) проблемы, связанные с выбранной политикой работы.
Внешние факторы способны воздействовать на всю банковскую систему целиком, тогда как внутренние - это внутренний мир банков. Воздействовать на внешние причины кризисных явлений одному отдельно взятому банку просто не под силу.
Сегодня некоторые кредитные организации для улучшения показателей своего баланса на ранних стадиях кризисной ситуации используют разные бухгалтерские ухищрения (неверное и недостоверное отражение финансовых активов и обязательств банка).
Антикризисное управление - это диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия и банка; комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления; бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия; выработка процедур антикризисного управления и контроль за их проведением [7].
Реализация антикризисного управления предусматривает активное использование программно-целевого подхода. В коммерческих банках целесообразно разрабатывать антикризисные программы по горизонтали (между самими программами) и по вертикали (между стадиями их реализации), что предполагает решение сложных экономических задач.
Каждый тип управления, в том числе и антикризисный, с точки зрения системности его осуществления предусматривает наличие структурных признаков типа системы. К таким признакам в первую очередь относят управляющую (субъект) и управляемую (объект) части, внутренние связи, цели и функции, которые при их взаимодействии с другими компонентами среды приобретают свойства вещественноэнергоинформационного единства. Важно правильно наметить пути выхода из кризиса, в противном случае произойдет ухудшение ситуации, последствия чего могут стать необратимыми [1].
С высказыванием Р.Н. Деникаевой трудно не согласиться. Для выхода из кризисной ситуации для кредитных организаций банковского сектора предлагаются следующие пункты выхода из кризиса:
1. Обучение персонала антикризисному управлению банковскими операциями.
2. Эффективное управление финансовыми инструментами банка.
3. Формирование и эффективное управление портфелем ценных
бумаг.
Сегодня наблюдаются негативные результаты быстрого роста долгового бремени в российском банковском секторе. Со второй половины 2007 г. на кредитном рынке и рынке долговых обязательств постоянно стали возникать кризисные ситуации. В августе 2007 г. нерезиденты в связи с кризисом на рынке недвижимости США вывели из России 9,2 млрд долл. Это сразу же сказалось на находящемся в состоянии крайнего перенапряжения долговом рынке. Кредитные ставки взлетели вверх. Сильнее всего это проявилось на межбанковском рынке - в середине июля ставки по краткосрочным межбанковским кредитам установились на уровне 2,9-3 %, а в конце августа они достигли 8,6 %. Банк России предпринял невиданные за весь по-стдефолтовский период меры по стабилизации финансового рынка. По всем источникам рефинансирования Центробанк выдал: в июле
2007 г. - 5,5 млрд руб., в августе - 1,9 трлн руб., в сентябре 469 млрд руб., в первой половине октября - 553,9 млрд руб. Одновременно в октябре возобновился чистый приток иностранного капитала. Только за первую половину октября он превысил 8 млрд руб. В итоге положение на долговом рынке на время стабилизировалось. Однако в ноябре возникла новая волна кризиса банковской ликвидности. Объемы рефинансирования коммерческих банков установили новый рекордный уровень - почти 300 млрд руб. в день. В результате принятых мер рынок вновь вышел из кризиса. В марте 2008 г. положение дестабилизировалось. Министерство финансов и Банк России приняли энергичные меры по ликвидации кризиса. Министерство финансов РФ выделило трехмесячные бюджетные депозиты Сбербанку РФ -754,2 млрд руб., ВТБ - 268,5 млрд руб. и ОАО «Газпромбанк» -103,9 млрд руб. Этим банкам было поручено из полученных
средств выделить средним и малым банкам кредиты для стабилизации ситуации с ликвидностью.
Главной причиной недостатка ликвидности, роста процентных ставок и доходности облигаций продолжает оставаться тяжелое положение на рынке внешнего корпоративного долга.
Мировой финансовый кризис обострил проблему внешних долгов российских предприятий и банков. В 2000-2008 гг. внешний корпоративный долг вырос в 13 раз и достиг 413,3 млрд долл. К середине 2008 г. внешний корпоративный долг увеличился до 488,3 млрд долл., с учетом процентов - до 561,8 млрд долл. [2] (рис. 1).
Банк России проводит плановые покупки иностранной валюты в рамках реализации мер по созданию условий перехода к режиму инфляционного таргетирования. Объемы плановых покупок иностранной валюты устанавливаются с учетом конъюнктуры внутреннего валютного рынка, хода исполнения федерального бюджета и оценки состояния платежного баланса с целью обеспечения стабильного функционирования банковской системы и нейтрализации ожиданий относительно динамики курса рубля. Плановые покупки осуществляются только в случае превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее. Данные по валютным интервенциям Банка России на февраль 2009 г. выглядят следующим образом (табл. 1) [12].
Таблица 1
Данные по валютным интервенциям Банка России
Отчетный период Операции Банка России с долларами США, млн Операции Банка России с евро, млн ЕиЯ
Всего за месяц, нетто-покупка Плановые покупки Всего за месяц, нетто-покупка Плановые покупки
август 2008 -30,98 6513,27 614,1 636,1
сентябрь 2008 -17200,45 558,55 -492,23 64,65
октябрь 2008 -38552,49 110,52 -3431,45 0
ноябрь 2008 -30130,82 0 -2893,22 0
декабрь 2008 -57414,22 0 -12633,57 0
январь 2009 -34161,67 3561,09 -4087,27 26,5
Из табл. 1 следует, что данные по валютным интервенциям Банка России за январь 2009 г. по сравнению с данными за декабрь
2008 г. указывают на стабилизацию обстановки.
Как отмечает А.О. Шабалин, внешний корпоративный долг (см. рис. 1) растет гораздо быстрее ВВП. В 2003-2008 гг. величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП выросла в 2,2 раза и достигла почти 38 % [8].
□ 2000 г.
□ 2001 г.
□ 2002 г.
В 2003 г.
Н 2004 г.
И 2005 г.
И 2006 г.
0 2007 г.
В 1 пол. 2008 г.
Н 2 пол. 2008 г.
Рис. 1. Круговая диаграмма объема внешнего корпоративного долга России в 2000-2008 гг., млрд долл.
Кризис существенно повлиял и на финансовые инструменты, которые составляют значительную часть активов и обязательств многих организаций, в особенности кредитных организаций.
Финансовый инструмент - это любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой компании [6]. Финансовые инструменты включают:
- первичные инструменты (например, денежные средства, дебиторская задолженность покупателей за поставленные товары, выполненные услуги), если только не планируется ее погашение нефинансовыми инструментами, например по бартеру); кредиторская задолженность, если только не подразумевается ее погашение нефинансовыми инструментами, например поставкой товаров, оказанием услуг; приобретенные акции и долговые обязательства другой организации, полученные и предоставленные кредиты (займы), выпущенные акции, векселя и облигации);
- производные инструменты (например, фьючерсные, форвардные контракты, опционы, процентные и валютные свопы).
Финансовыми инструментами не являются обязательства, вне-договорные по своему характеру (например, обязательства перед
бюджетом и внебюджетными фондами), предоплаты, операционная аренда, а также договорные права и обязательства, связанные с нефинансовыми активами.
Все финансовые инструменты подразделяются на три класса:
1. Финансовые активы.
2. Финансовые обязательства.
3. Долевые инструменты.
Финансовый актив - это актив, который является: денежными средствами; долевым инструментом другой компании; договорным правом на получение денежных средств или иного финансового актива от другой компании (например, дебиторская задолженность, в порядке погашения которой организация должна получить денежные средства или ценные бумаги, но не дебиторская задолженность по оплате организацией товаров (услуг), которая будет погашена поставкой этих оплаченных товаров (услуг)); договорным правом на обмен финансовых активов или финансовых обязательств с другой компанией на потенциально выгодных условиях; договор, который будет или может быть исполнен собственными долевыми инструментами организации (этот пункт является дополнением стандарта IAS 32). В этом случае предполагается, что собственные акции организации выступают как средство, валюта расчетов.
Финансовое обязательство - это любая обязанность по договору: поставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании; обменять финансовый актив или финансовое обязательство с другой компанией на условиях, которые потенциально невыгодны для организации (например, рыночная стоимость того актива, который мы отдаем, выше рыночной стоимости того актива, который мы получаем в порядке обмена); или договор, расчет по которому будет или может быть произведен собственными долевыми инструментами организации (дополнение стандарта IAS 32).
Признаки долевого инструмента следующие: инструмент не содержит договорного обязательства поставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании; инструмент не содержит договорного обязательства обменять финансовый актив или финансовое обязательство на условиях, потенциально не выгодных для эмитента.
Финансовые инструменты играют ведущую роль в обеспечении эффективного функционирования финансовых рынков. В последние три десятилетия рынок финансовых инструментов значительно вырос как количественно, так и качественно; его развитие сопровождалось появлением все новых и новых видов финансовых инструментов, включая производные инструменты. В современных условиях банки и компании не ограничиваются использованием традиционных первичных инструментов, прибегая к сложным инструментам управления рисками, где активно применяются деривативы и взаимосвязанные финансовые инструменты.
В ответ на развитие финансовых рынков Комитетом по МСФО были разработаны международные стандарты финансовой отчетности (IAS) 32 и 39. В новой измененной редакции МСФО 32 и 39 вступают в силу для отчетности за год, начинающийся 1 января 2005 года или после этой даты. Различия между стандартами 32 и 39 определены разной сферой их применения. Так, МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» рассматривает вопросы классификации финансовых инструментов (на финансовые активы, финансовые обязательства и долевые инструменты), некоторые аспекты признания финансовых инструментов в отчетности (например, разделение их на элемент обязательства и элемент капитала), зачет финансовых инструментов и связанных с ними процентов, дивидендов, прибылей и убытков, а также устанавливает требования раскрытия информации обо всех типах финансовых инструментов и связанных с ними рисков в примечаниях к отчетности. Напротив, МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» рассматривает вопросы признания (прекращения признания) финансовых активов и финансовых обязательств, их классификацию, порядок первоначальной и последующей оценки различных групп финансовых активов и финансовых обязательств, а также наиболее сложные вопросы - специальный учет при хеджировании.
В связи с развитием методов, используемых организациями во всем мире для оценки и управления рисками, связанными с финансовыми инструментами, а также необходимостью обновления стандарта IAS 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов», Совет по международным стандартам финансовой отчетности разработал новый стандарт IFRS 7
«Финансовые инструменты: раскрытие информации», который вводится в действие в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2007 года или после этой даты. Стандарт IFRS 7 был опубликован в июле 2005 года. Приветствуется досрочное применение стандарта: если организация применяет стандарт IFRS 7 в отношении годовых периодов, начинающихся до 1 января 2006 года, она не должна раскрывать сравнительную информацию о характере и степени рисков, связанных с финансовыми инструментами.
Новый стандарт IFRS 7 заменяет собой полностью международный стандарт IAS 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» и требования раскрытия информации, предусмотренные международным стандартом IAS 32. В то же время требования к представлению информации, изложенные в международном стандарте IAS 32, не изменяются. Стандарт IFRS 7 обязателен к применению всеми организациями, имеющими и ведущими операции с финансовыми инструментами. В связи с отменой стандарта IAS 30, предназначенного специально для банков и аналогичных финансовых институтов, отменяются особые требования по раскрытию информации в их отчетности. Напротив, новый стандарт IFRS 7 устанавливает общие требования для финансовых и нефинансовых организаций, предусматривая, что необходимый объем раскрытия информации будет зависеть от степени использования организацией финансовых инструментов и связанных с ними рисков.
В соответствии с МСФО активный рынок должен удовлетворять следующим критериям: 1) объекты, продаваемые на рынке, однородны; 2) заинтересованные покупатели и продавцы могут быть найдены друг другом в любое время; 3) цены общедоступны (то есть поиск информации о ценах не является длительным, трудоемким). На практике при определении справедливой стоимости можно исходить из цены на наиболее благоприятном рынке, легко доступном для организации, даже если операция фактически была совершена на другом рынке. Так, компания, активно ведущая операции на ММВБ и имеющая оперативный доступ также к РТС, может для целей оценки справедливой стоимости использовать котировки РТС, а не ММВБ.
За последние десять лет резко расширилось применение сложных инструментов1. Например, объемы кредитных дефолтных свопов (credit default swaps-CDS) удваивались по номиналу в 2005 и 2006 гг.
Усложнение финансовых инструментов, по мнению О.С. Сухарева и И.В. Десятовой, ставит новые задачи в плане управления ликвидностью в банках. Во-первых, оценка ликвидности инструментов усложняется из-за оговорок относительно возможности понижения рейтинга и досрочного погашения; во-вторых, сложные нестандартные инструменты не находятся в активном обращении, что не позволяет точно определить их стоимость и ликвидность на вторичном рынке; в-третьих, эти продукты имеют короткую историю, что не дает возможности прогнозировать денежные потоки и соотношение с другими финансовыми активами в кризисные периоды [5].
Отметим, что в связи с кризисной ситуацией в банковской сфере получили широкое распространение мошеннические операции с финансовыми инструментами (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика мошеннических операций с финансовыми инструментами
^Мошеннические операции Финан-'чч совый инструмент Мошенничество на рынке акций Мошенничество на рынке облигаций Мошенничество на рынке векселей
1 2 3 4
Характеристика мошеннических операций Мошенничеством на рынке акций считаются использование инсайдерской информации2, а также махинации менеджеров компаний и трейдеров на бирже при покупке и продаже акций для клиентов Основным видом мошенничества на рынке облигаций является невыплата эмитентом денежных средств по выпущенным облигациям как процентов, так и основного долга Наибольшее количество мошеннических действий происходит на рынке векселей и больше всего с векселями некредитных организаций, выпускать которые могут как юридические, так и физические лица
1 По данным Международного института финансов. Principles of Liguidity Risk Management/ март 2007 г.
2 К инсайдерской информации относится любая информация об эмиссионных цен-
ных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, неизвестной третьим лицам, раскрытие которой может повлиять на их рыноч-
ную стоимость.
Окончание табл. 2
1 2 3 4
Формирование законодательной базы, регулирование и контроль над финансовыми инструментами В России нет закона об использовании инсайдерской информации, бороться с различными махинациями на рынке ценных бумаг затруднительно. Закон «Об инсайдерской информации» находится на рассмотрении в Государственной Думе Операции с облигациями регламентированы законодательными и нормативными актами РФ Операции и выпуск векселей не контролируются (не регистрируются) органами власти, отсутствуют законодательные ограничения по работе с ними
Снижение риска мошенничества с финансовыми инструментами 1. Если речь идет о ЗАО, следует убедиться, не установлен ли уставом общества или его внутренними документами какой-либо особый порядок реализации приоритетных прав акционеров общества на приобретение продаваемого пакета акций. Несоблюдение такого порядка может впоследствии привести к потере прав собственности на акции. 2. Следует проверить полномочия продавца, так как если владельцем акций является юридическое лицо, то следует установить, кто является его генеральным директором (из устава). 3. Необходимо ознакомиться с балансом и отчетом о прибылях и убытках акционерного общества. 4. Если вы приобретаете неконтрольный пакет акций, то необходимо установить, кто является иными акционерами компании. 5. Если вы не совсем разбираетесь в тонкостях фондового рынка, то чаще советуйтесь с вашим брокером В период кризиса некоторые эмитенты не смогут выплатить денежные суммы по облигациям, поэтому инвестору лучше всего в этот период покупать надежные государственные облигации Снизить риски мошенничества и не потерять денежные средства при проведении операций на вексельном рынке можно при соблюдении ряда обязательных процедур, которые должны быть осуществлены, прежде чем сделка подойдет к своему логическому завершению -моменту, когда вексель окажется в собственности покупателя, а денежные средства окончательно поступят в распоряжение продавца.
Финансовый сектор был и остается наиболее привлекательным полем как для обычного, так и виртуального мошенничества, в большинстве случаев преступления совершают сами сотрудники финансовых учреждений, а нередко и топ-менеджеры, поэтому банкиру целесообразно проводить курсы повышения квалификации сотрудников и всесторонне задействовать службу безопасности банка во избежание подобных случаев мошенничества.
А.Г. Саркисянц привел рейтинг операций по отмыванию денег [4] (в условиях антикризисного управления банком и в рамках данного исследования может быть интересен) (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг крупных банковских мошенничеств в ХХ-ХХІ вв.
Позиция Наименование пострадавшего банка Страна Характер преступления Год раскрытия преступления Oценка ущерба (млрд долл.)
1 Bank of Credit and Commerce International Великобритания, Люксембург Уклонение от уплаты налогов, взяточничество, поддержка международного терроризма, причастность к торговле оружием и ядерными технологиями, финансовое мошенничество 1991 10,0
2 Societe Generale Франция Спекуляции с акциями 2008 7,1
3 Bank Fuer Arbeit und Wirtschaft AG Австрия Валютные операции, выдача кредитов 2006 2,6
4 Banco Intercontinental Доминиканская Республика Финансовое мошенничество и сокрытие финансовой информации 2003 2,2
5 Barings Bank Великобри- тания, Сингапур Махинации с фьючерсными контрактами 1995 1,4
6-7 Daiwa Bank Япония, США Спекуляции с ценными бумагами 1995 1,1
6-7 Сельскохозяйственный банк Китая Китай Мошенничество с депозитами и кредитами 2006 1,1
8 Allfirst Financial США, Ирландия Операции с валютными фьючерсами 2002 0,7
9 Банк Китая Китай Похищение денежных средств 2006 0,5
10 Вьеткомбанк, Инкомбанк Вьетнам Кредиты подставным фирмам 1997 0,3
Как следует из табл. 3, кризисная ситуация в мире активизирует мошенников, а банки теряют финансовые инструменты при их неэффективном управлении и плохой организации работы службы безопасности.
Эффективное управление кредитной организацией в целом и финансовыми инструментами в частности в условиях постоянно
меняющейся законодательной базы, общей стагнации промышленности, кризиса валютного, межбанковского рынков - это тяжелый труд. И если цель у банка - антикризисное управление финансовыми инструментами, то антикризисными задачами можно считать:
- ситуационный анализ и мониторинг ситуации в банке;
- разработка программы по предотвращению причин кризисных ситуаций в банках;
- проведение стабилизационных мероприятий;
- проведение мероприятий по предотвращению мошеннических операций в банке;
- эффективное управление портфелем ценных бумаг;
- смягчение и устранение последствий кризиса в банке.
Основной целью портфельного инвестирования является
улучшение его условий, т.е. формирование у совокупности ценных бумаг инвестиционных характеристик, не достижимых с позиций отдельно взятой ценной бумаги. В зависимости от целей портфельного инвестирования, как отмечает Г.Н. Щербакова, выделяют различные типы инвесторов (табл. 4) [9].
Таблица 4
Классификация инвесторов в зависимости от целей их инвестирования
Цели инвестирования Т ипы инвесторов
Безопасность вложений Консервативные
Безопасность вложений + доходность Умеренно агрессивные
Доходность + рост вложений Агрессивные
Доходность + рост вложений + ликвидность Опытные
Максимальная доходность Изощренные
Из табл. 4 следует, что в условиях кризиса для эффективного управления финансовыми инструментами для банка выгодны консервативные инвесторы, которые за безопасность вложений, но и инвесторы должны понимать, что в сложившихся в России условиях максимальную доходность можно получить только от мошенников.
Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы. Мировой опыт банковских кризисов обширен. На протяжении XX и XXI веков практически не осталось страны, не испытавшей его в той или иной мере.
По мнению М. А. Портного, в первую очередь кризисные процессы в финансовой сфере показали, что от них не избавлена и не застрахована даже такая высокоорганизованная финансовая система, которая сформировалась и действует в США. В этом плане события 2007-2009 гг. принципиально отличаются от мирового финансового кризиса 1997-1998 гг., который охватил мир, но не затронул США и другие наиболее развитые страны, а «эпицентром» кризиса выступал ряд развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые не смогли справиться с привлеченным из-за границы капиталом и эффективно использовать его на нужды экономического роста и развития [3].
Спад производства, ухудшение платежеспособности предпри-ятий-заемщиков банков являются традиционной причиной банковских кризисов. Степень влияния кризиса в экономике на банковскую систему зависит от многих факторов. Однако важно выделить базисную причину - состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. Речь идет прежде всего о ликвидных позициях банков, о том, насколько их обязательства обеспечены собственным капиталом, каково качество их кредитного портфеля.
Государственная политика в сфере банковской деятельности, как указанно на сайте Министерства финансов РФ [11], заканчивается заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 год.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.
Банковскому сектору в таких условиях остается ждать заявлений Правительства Российской Федерации и ЦБ РФ о государственной политике в сфере банковской деятельности, а самим банкам целесообразно своими силами разрабатывать антикризисную политику и эффективно управлять финансовыми активами и обязательствами самостоятельно, опираясь лишь на свой опыт.
Библиографический список
1. Деникаева Р.Н. Механизм антикризисного управления в российской экономике и в зарубежных странах / Р.Н. Деникаева // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - 4 (109). - С. 41.
2. Журавлев С. Экономика укрепляющегося рубля / С. Журавлев // Эксперт. 2007. № 15. С. 25; Эксперт. 2008. № 14. С. 4; Коммерсант. 2008. 13 окт. С. 2.
3. Портной М. А. Уроки финансового кризиса в США / М. А. Портной // Бизнес и банки. № 13 (898) 2008, апрель. - С. 3.
4. Саркисянц А.Г. Проблемы банковской безопасности и отмывания денег / А.Г. Саркисянц // Бизнес и банки. 2008. № 38 (923). -С. 5.
5. Сухарев О.С. Государственный финансовый контроль: эффективность и направления совершенствования / О.С. Сухарев, И.В. Деся-това // Бизнес и банки. 2008. № 26 (911). - С. 3.
6. Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности /
В.Т. Чая // Международный бухгалтерский учет. - 2008. - 7 (115). - С. 48.
7. Черновалов А. В. Влияние мирового и отечественного опыта формирования института банкротства на законодательство об экономической несостоятельности / А. В. Черновалов // Социальная политика и социология. - 2006. - № 2.
8. Шабалин А. О. Внешний долг России и корпораций в условиях международного финансового кризиса / А. О. Шабалин // Бизнес и банки. 2008. № 42 (927). - С. 1.
9. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) / Г. Н. Щербакова. - М.: Вершина, 2006. - 464 с.
10. http: //www.abird.ru/articles/Obama_USA_Pesident_ Президент США Барак Обама выводит Америку из кризиса в 2009 году.
11. http: //www.minfin.ru/ru/ Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
12. http: //www.cbr.ru/hd_base/VALINT.asp. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.