Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНЫЙ ТУРИЗМ / ЗАПОВЕДНИК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лебедев К.А.

Установлено, что зеленый туризм представляет собой туристскую деятельность на территории природных ландшафтов (лесопарков, лугопарков, гидропарков, ботанических садов) с элементами благоустройства, где существуют определенные условия для кратковременного отдыха, сбора ягод и грибов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА»

18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.

19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1283-1286.

20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.

Лебедев К.А., д.э.н., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА

Установлено, что зеленый туризм представляет собой туристскую деятельность на территории природных ландшафтов (лесопарков, лугопарков, гидропарков, ботанических садов) с элементами благоустройства, где существуют определенные условия для кратковременного отдыха, сбора ягод и грибов.

Ключевые слова: стратегия, развитие, зеленый туризм, заповедник, деятельность. природа

Зеленый туризм представляет собой туристскую деятельность на территории природных ландшафтов (лесопарков, лугопарков, гидропарков, ботанических садов) с элементами благоустройства, где существуют определенные условия для кратковременного отдыха, сбора ягод и грибов.

Близкими к этому виду являются такие виды туризма, как экологический, биологический и природный. Экологический туризм включает туристскую деятельность на территории объектов природно-заповедного фонда (национальных природных парков, биосферных заповедников), в пределах которых имеются условия для отдыха (продолжительного или кратковременного), ознакомление с растительным и животным царством, экологических экскурсий и образования по вопросам охраны окружающей среды.

Объектами экотуризма могут быть как природные, так и культурные памятки, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура представляет единое целое с окружающей средой.

Экологический туризм включает в себя посещение туристами любых уголков дикой природы с экологически неосмотрительным отношением к окружающей среде (среды пребывания). Экологический туризм - это путешествие с ответственностью перед окружающей средой, заботливым отношением к охране природных территорий с целью исследования и наблюдения за природой и культурными памятками.

Основные характеристики экотуризма базируются на принципах устойчивого развития туризма с учетом его влияния на экономическую, социальную и природную сферы. Экотуризм активно оказывает содействие сохранению природного и культурного богатства; привлекает местное население к планированию, развитию и осуществлению экотуристской деятельности.

Экологический туризм как важный фактор устойчивого развития туризма включает обязательства всех участников туристского процесса оберегать природную среду с целью его устойчивого и сбалансированного развития [1-5]. Экологический туризм - сегмент, который довольно динамично развивается на мировом рынке.

По количеству туристов доля рынка экологического туризма составляет близко 40%. Объем туристского потока в экологическом сегменте рынка будет увеличиваться довольно высокими темпами - на 30% в среднем на год и превышать соответствующие темпы всей индустрии туризма. Важным его признаком является внедрение экологических технологий во все компоненты тура.

Общий портрет экологического туриста, имеет следующие характеристики: возраст - 25-30 лет, пол - 50/50% женщины/мужчины, образование - 82% высшее, степень индивидуализации путешествия - 40% (т.е. 60% отдают предпочтение путешествия в группе), средняя продолжительность путешествия - 8-14 дней, средние туристские расходы на путешествие - от 1000 долл. США. Основные мотивы экотуриста заключаются в ощущении первозданности окружающей среды, наблюдение за дикой природой, активный способ отдыха.

По результатам исследований спроса на услуги экологического туризма можно дать такую характеристику отечественному экотуристу, его мотивам и действиям: частота осуществления путешествия - 1-2 раза на год (66%), цель - отдых, мотивация - ознакомление с уникальными туристскими объектами и природными ландшафтами; наиболее популярные экологические (природные и культурологические) дестинации.

Биологический туризм включает туристскую деятельность, объектом которой являются любые проявления живой природы, ее отдельные виды или биоценозы [15-20]. Природный туризм - это туристская деятельность, объектом которой является любая живая и безжизненная природа (пещеры, скалы, водохранилища). В его составу входит биологический туризм как одно из тематических направлений.

Характерной общей чертой указанных видов туризма является желание туристов отдохнуть на лоне природы и познать ее. Главными отличиями указанных видов туризма является характер занятий на природе во время отдыха (производство сельскохозяйственной продукции, сбор ягод, грибов и врачебных растений).

Следует отметить, что границы специфических черт этих видов туризма являются довольно условными и часто объединяются по месту и

времени. Поэтому общеупотребительными являются также синонимические специальные термины: «агроэкотуризм» - вид туристской деятельности в сельской экологически чистой местности, когда туристы живут сельской жизнью на фермах и хуторах и потребляют экологически чистую продукцию; «поддерживаемый туризм» - вид туристской деятельности с применением технологий, которые минимально влияют на окружающую среду.

Использованные источники:

1.Лебедев К.А. Закономерности формирования туристического спроса в современных условиях / К.А. Лебедев // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. - Т. 14. - № 1. - С. 50-66.

2.Лебедев К.А. Концепция государственного регулирования зернопродуктового подкомплекса Украины / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2009. - № 26. - С. 53-55.

3.Лебедев К.А. Маркетинговые технологии стимулирования рекреационно-туристического потенциала регионов / К.А. Лебедев // Актуальш проблеми економши. - 2014. - Т. 161. - № 11. - С. 186-190.

4.Лебедев К.А. Организационно-экономический механизм развития зернопродуктового подкомплекса: теория, методология, практика/ К.А. Лебедев. - К.: ННЦ ИАЭ. -2009. -272 с.

5.Лебедев К.А. Повышение эффективности производства сливочного масла в Крыму / К.А. Лебедев // Экономика и управление. - 2002. - № 1. - С. 18-19.

6.Лебедев К.А. Пути эффективного развития зернопродуктового производства / К.А. Лебедев // Вюник Харювського нащонального техшчного ушверситету сшьського господарства iменi Петра Василенка. -2009. - № 84. - С. 190-197.

7.Лебедев К.А. Прогнозирование экспортоориентированной деятельности предприятий АПК Крыма / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2006. - № 17. - С. 69-72.

8.Лебедев К.А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях хозяйствования / Лебедев К.А. // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. - 2014. - С. 25-26.

9.Лебедев К.А. Совершенствование геопространственной организации туристического процесса / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 267. - С. 33-36.

10.Лебедев К.А. Совершенствование территориальной организации рекреационных комплексов / К.А. Лебедев // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 5 (280). - С. 90-97.

11.Лебедев К.А. Современные проблемы экспорта украинского зерна / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2009. - № 167. - С. 70-71.

12.Лебедев К.А. Социальные аспекты развития туризма / К.А. Лебедев // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2016. -№ 13-2. - С. 7-8.

13.Лебедев К.А. Формирование эффективных механизмов регулирования туризма на основе целевых программ / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 268. - С. 44-47.

14.Лебедев К.А. Экспортоориентированная деятельность агропромышленных предприятий Крыма / К.А. Лебедев, Ю.В. Ильясова. -Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. -44с.

15. Лебедев К.А. Эффективность и конкурентоспособность предпринимательских структур АПК Крыма на зарубежных рынках: теоретико-методологические и практические аспекты / К.А. Лебедев. -Симферополь: Фактор, 2008. -116с.

16.Лебедева О.Е. Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме / О.Е. Лебедева, К.А. Лебедев, Н.А. Луканова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 4 (65). - С. 71-82.

17.Новикова Н.Г. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики / Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев, О.Е. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 15-21.

18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.

19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1283-1286.

20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.

Лебедева О.Е., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ УСТОЙЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ТУРИЗМА

Установлено, что стратегические планы устойчивого развития туризма в стране должны реализоваться субъектами хозяйственной деятельности, поэтому их стратегический выбор является определяющей компонентой эффективного развития всей экономики.

Ключевые слова: стратегия, развитие, туризм, программа, программа, деятельность.

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России, предъявляют новые требования к стратегиям развития и механизмам его государственного регулирования. Имеется необходимость планирования туризма на государственном уровне органами исполнительной власти на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.