13.Лебедев К.А. Формирование эффективных механизмов регулирования туризма на основе целевых программ / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 268. - С. 44-47.
14.Лебедев К.А. Экспортоориентированная деятельность агропромышленных предприятий Крыма / К.А. Лебедев, Ю.В. Ильясова. -Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. -44с.
15. Лебедев К.А. Эффективность и конкурентоспособность предпринимательских структур АПК Крыма на зарубежных рынках: теоретико-методологические и практические аспекты / К.А. Лебедев. -Симферополь: Фактор, 2008. -116с.
16.Лебедева О.Е. Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме / О.Е. Лебедева, К.А. Лебедев, Н.А. Луканова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 4 (65). - С. 71-82.
17.Новикова Н.Г. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики / Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев, О.Е. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 15-21.
18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.
19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1283-1286.
20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.
Лебедева О.Е., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ УСТОЙЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА
Установлено, что стратегические планы устойчивого развития туризма в стране должны реализоваться субъектами хозяйственной деятельности, поэтому их стратегический выбор является определяющей компонентой эффективного развития всей экономики.
Ключевые слова: стратегия, развитие, туризм, программа, программа, деятельность.
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России, предъявляют новые требования к стратегиям развития и механизмам его государственного регулирования. Имеется необходимость планирования туризма на государственном уровне органами исполнительной власти на
комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов феномена туризма.
Основная причина недостаточно эффективного развития туризма в России - отсутствие философии устойчивого развития страны в целом и, в частности, туристской индустрии [1, 3, 7, 8, 9]. По результатам исследований нестабильное развитие субъектов туристской деятельности осуществляется спонтанно, без долгосрочных четко выраженных целей, имеет локальный и ограниченный характер.
Теория стратегического планирования и управления на современном этапе довольно глубоко разработана для первичного звена экономики -туристского предприятия (корпоративная, деловая, функциональная и специализированная стратегии). Вопрос стратегического развития дестинаций как специфических институциональных единиц и объектов управления в туристском бизнесе рассмотрены недостаточно из-за отсутствия теоретических и методических подходов и комплексной и системной стратегий Вышеупомянутые причины обуславливают острую необходимость организации управления устойчивым развитием туризма на всех иерархических уровнях.
Организация управления развитием предприятия туристской сферы предусматривает разработку этапов и целей стратегического развития, основные положения которых должны трансформироваться, углубляться и адаптироваться на дальнейших нижних уровнях вертикали управления туристской индустрией [2, 4, 10, 11, 16, 17].
Стратегические планы устойчивого развития туризма в стране должны реализоваться субъектами хозяйственной деятельности, поэтому их стратегический выбор является определяющей компонентой эффективного развития всей экономики.
Исследовав укрупненные этапы процесса разработки и реализации стратегии управления, можно выявить ряд факторов, которые сдерживают развитие стратегического планирования в сфере туризма. Такой анализ целесообразно осуществлять, учитывая преимущества, присущий стратегическому управлению и подтвержденные мировой практикой.
Основными преимуществами стратегического управления для субъектов туристского бизнеса является то, что стратегия: позволяет определить основные направления и пути достижения целей относительно активизации развития и обеспечения выживания в долгосрочной перспективе, концентрируя усилие на очевидных приоритетах; является способом установления взаимодействия я с внешней средой [5, 6, 12-15].
Стратегическое управление обеспечивает туристское предприятие: а) инструментарием для координации и интегрирования операций, которые часто могут быть диверсифицированы и географически разрознены; б) средствами прогнозирования и адаптации к внешним изменениям; в)
механизмом создания необходимой связи между формированием и реализацией стратегии.
В успешно функционирующих туристских предприятиях имеются определенные перспективы деятельности [18-20]. Менеджеры высшего звена управления имеют четкое представление о стратегических направлениях и центрах сосредоточения усилий (стратегические зоны хозяйствования), принятие управленческих решений, их лидерство и предприимчивость объединяются со знанием мотивации и поведения потребителей и тенденций рынка.
Они основательно рассматривают программу действий относительно повышения эффективности деятельности туристского предприятия, формулируя новые идеи с учетом потребностей, спектр которых в туризме является широким. Таким образом, менеджеры рассматривают конкурентные преимущества туристского предприятия как ключ к высокому уровню прибыльности и долгосрочного успеха.
Качество достижения целей может формироваться на всех этапах процесса разработки стратегии. Вместе с тем, результаты исследований свидетельствуют, что большинство туристских предприятий не имеют четко определенной и задекларированной миссии. При этой причине существуют сложности регулирования и обеспечения целей и задач перспективного их развития. При этом не учитывается, что стратегическое управление нельзя осуществлять частями.
Использованные источники:
1.Лебедев К.А. Закономерности формирования туристического спроса в современных условиях / К.А. Лебедев // Вестник УрФУ Серия: Экономика и управление. - 2015. - Т. 14. - № 1. - С. 50-66.
2.Лебедев К.А. Концепция государственного регулирования зернопродуктового подкомплекса Украины / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2009. - № 26. - С. 53-55.
3.Лебедев К.А. Маркетинговые технологии стимулирования рекреационно-туристического потенциала регионов / К.А. Лебедев // Актуальш проблеми економши. - 2014. - Т. 161. - № 11. - С. 186-190.
4.Лебедев К.А. Организационно-экономический механизм развития зернопродуктового подкомплекса: теория, методология, практика/ К.А. Лебедев. - К.: ННЦ ИАЭ. -2009. -272 с.
5.Лебедев К.А. Повышение эффективности производства сливочного масла в Крыму / К.А. Лебедев // Экономика и управление. - 2002. - № 1. - С. 18-19.
6.Лебедев К.А. Пути эффективного развития зернопродуктового производства / К.А. Лебедев // Вюник Харювського нащонального техшчного ушверситету сшьського господарства iменi Петра Василенка. - 2009. - № 84. -С. 190-197.
7.Лебедев К.А. Прогнозирование экспортоориентированной деятельности предприятий АПК Крыма / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2006. - № 17.
- С. 69-72.
8.Лебедев К.А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях хозяйствования / Лебедев К.А. // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. - 2014. - С. 25-26.
9.Лебедев К.А. Совершенствование геопространственной организации туристического процесса / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья.
- 2014. - № 267. - С. 33-36.
10.Лебедев К.А. Совершенствование территориальной организации рекреационных комплексов / К.А. Лебедев // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 5 (280). - С. 90-97.
11.Лебедев К.А. Современные проблемы экспорта украинского зерна / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2009. - № 167. - С. 70-71.
12.Лебедев К.А. Социальные аспекты развития туризма / К.А. Лебедев // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2016. -№ 13-2. - С. 7-8.
13.Лебедев К.А. Формирование эффективных механизмов регулирования туризма на основе целевых программ / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 268. - С. 44-47.
14.Лебедев К.А. Экспортоориентированная деятельность агропромышленных предприятий Крыма / К.А. Лебедев, Ю.В. Ильясова. -Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. -44с.
15.Лебедев К.А. Эффективность и конкурентоспособность предпринимательских структур АПК Крыма на зарубежных рынках: теоретико-методологические и практические аспекты / К.А. Лебедев. -Симферополь: Фактор, 2008. -116с.
16.Лебедева О.Е. Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме / О.Е. Лебедева, К.А. Лебедев, Н.А. Луканова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 4 (65). - С. 71-82.
17.Новикова Н.Г. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики / Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев, О.Е. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 15-21.
18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.
19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. -№ 3 (22). - С. 1283-1286.
20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.
Лебедева О.Е., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Результаты исследований свидетельствуют о наличии резервов в процессе разработки и реализации стратегий, использование которых будет способствовать росту эффективности деятельности субъектов хозяйствования в туризме.
Ключевые слова: сфера, туризм, резервы, сбыт, стратегия, сегмент
Следует признать, что большинство отечественных предприятий сферы туризма лишь недавно начали осваивать технологию стратегического управления. Поэтому часто совершенные на бумаге стратегические планы, на подготовку которых предприятия тратили много времени и средств (в том числе, приглашая внешних консультантов), в результате остаются нереализованными, т.е. наличие стратегии еще не означает, что туристское предприятие осуществляет стратегическое управление.
В свою очередь формальное существование стратегического менеджмента не предохраняет туристское предприятие от неудач. Основными причинами неэффективной реализации стратегий на предприятиях отдельных сегментов туристской индустрии по нашим наблюдениям, являются: ригидность существующих организационных структур, которые слабо подвергаются изменениям; недостаточное понимание менеджерами конкретных задач и сроков достижения целей, а также того, какие конкретные изменения необходимы в поведении и действиях каждого из них.
К группе прочих факторов, определяющих сложность реализации стратегий на предприятиях туристского сектора, можно отнести: высокую дифференциацию психологических типов потребителей, что существенно отличает индивидуальное отношение каждого потребителя к туристским продуктам; комплексность состава туристского продукта и высокая зависимость его качества от репутации туристского предприятия и деятельность многочисленных производителей услуг (средства размещения, транспортные организации, заведения ресторанного хозяйства, развлечений и т.п.); недостаточная эффективность сбытовой деятельности туристских агентов; высокая дифференциация туристских продуктов по ассортименту, каналам сбыта и продвижения на рынке; несоответствие в циклах размещения рекламных заказов на разные туристские продукты; высокие затраты, связанные с переориентацией производства и реализацией отдельных услуг.