Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА / ТУРИЗМ / РЕЗЕРВЫ / СБЫТ / СТРАТЕГИЯ / СЕГМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева О.Е.

Результаты исследований свидетельствуют о наличии резервов в процессе разработки и реализации стратегий, использование которых будет способствовать росту эффективности деятельности субъектов хозяйствования в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.

Лебедева О.Е., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Результаты исследований свидетельствуют о наличии резервов в процессе разработки и реализации стратегий, использование которых будет способствовать росту эффективности деятельности субъектов хозяйствования в туризме.

Ключевые слова: сфера, туризм, резервы, сбыт, стратегия, сегмент

Следует признать, что большинство отечественных предприятий сферы туризма лишь недавно начали осваивать технологию стратегического управления. Поэтому часто совершенные на бумаге стратегические планы, на подготовку которых предприятия тратили много времени и средств (в том числе, приглашая внешних консультантов), в результате остаются нереализованными, т.е. наличие стратегии еще не означает, что туристское предприятие осуществляет стратегическое управление.

В свою очередь формальное существование стратегического менеджмента не предохраняет туристское предприятие от неудач. Основными причинами неэффективной реализации стратегий на предприятиях отдельных сегментов туристской индустрии по нашим наблюдениям, являются: ригидность существующих организационных структур, которые слабо подвергаются изменениям; недостаточное понимание менеджерами конкретных задач и сроков достижения целей, а также того, какие конкретные изменения необходимы в поведении и действиях каждого из них.

К группе прочих факторов, определяющих сложность реализации стратегий на предприятиях туристского сектора, можно отнести: высокую дифференциацию психологических типов потребителей, что существенно отличает индивидуальное отношение каждого потребителя к туристским продуктам; комплексность состава туристского продукта и высокая зависимость его качества от репутации туристского предприятия и деятельность многочисленных производителей услуг (средства размещения, транспортные организации, заведения ресторанного хозяйства, развлечений и т.п.); недостаточная эффективность сбытовой деятельности туристских агентов; высокая дифференциация туристских продуктов по ассортименту, каналам сбыта и продвижения на рынке; несоответствие в циклах размещения рекламных заказов на разные туристские продукты; высокие затраты, связанные с переориентацией производства и реализацией отдельных услуг.

Результаты исследований свидетельствуют о наличии резервов в процессе разработки и реализации стратегий, использование которых будет способствовать росту эффективности деятельности субъектов хозяйствования в туризме. Совершенствование стратегического управления создаст предпосылки стабилизации развития предприятий туристской индустрии в долгосрочной перспективе на качественно новых концептуальных основах, адаптации механизмов их функционирования к организационно-экономическому механизму действующей экономической системы [17-20].

В связи с необходимостью своевременного реагирования на сигналы внешней среды актуальными для туристских предприятий являются стратегии интеграции, концентрации, диверсификации и конкурентных преимуществ. При этом первоочередными являются направления, связанные с анализом ресурсов, сильных и слабых сторон, а также разработкой программы действий в туризме.

На стабильность бизнеса туристских предприятий существенно влияет выбор эффективных стратегий, которые являются одним из определяющих факторов стратегического развития, обусловленного соответствующей трансформацией внешней среды [1-3, 10, 12]. Актуальность таких изменений связана с объективными современными процессами, определяющих перспективы развития рынка.

Стратегические изменения как основное конструктивное содержание любой стратегии являются главными носителями нового качества в ходе развития туристской организации и представляют собой ключевой объект управления в процессе реализации каждой функциональной и специализированной, а также корпоративной культуры в целом [4-6, 7, 9, 10].

Стратегические изменения обуславливают переход туристских предприятий от одного стратегического состояния в другое. Стратегическое развитие предприятий заключается в изменении качества его деятельности в результате цепи таких последовательных переходов, отображая непрерывность трансформаций. Причем, эффективное стратегическое развитие туристских предприятий характеризуется тем, что в ходе постоянного перехода от одного состояния в другое осуществляется улучшение его качества, обеспечивается устойчивое развитие.

Анализ развития туристского бизнеса свидетельствует об обострении конкуренции и адекватную реакцию туристских предприятий на эти явления. Конкуренция обуславливает процессы концентрации капитала путем формирования собственного капитала или слияния с другими предприятиями, известными торговыми марками, объединение предприятий разных видов деятельности, рост количества транснациональных корпораций [8, 11-16].

Использованные источники:

1.Лебедев К.А. Закономерности формирования туристического спроса в современных условиях / К.А. Лебедев // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. - Т. 14. - № 1. - С. 50-66.

2.Лебедев К.А. Концепция государственного регулирования зернопродуктового подкомплекса Украины / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2009. - № 26. - С. 53-55.

3.Лебедев К.А. Маркетинговые технологии стимулирования рекреационно-туристического потенциала регионов / К.А. Лебедев // Актуальш проблеми економки. - 2014. - Т. 161. - № 11. - С. 186-190.

4.Лебедев К.А. Организационно-экономический механизм развития зернопродуктового подкомплекса: теория, методология, практика/ К.А. Лебедев. - К.: ННЦ ИАЭ. -2009. -272 с.

5.Лебедев К.А. Повышение эффективности производства сливочного масла в Крыму / К.А. Лебедев // Экономика и управление. - 2002. - № 1. - С. 18-19.

6.Лебедев К.А. Пути эффективного развития зернопродуктового производства / К.А. Лебедев // Вюник Харювського нащонального техшчного ушверситету сшьського господарства iменi Петра Василенка. -2009. - № 84. - С. 190-197.

7.Лебедев К.А. Прогнозирование экспортоориентированной деятельности предприятий АПК Крыма / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2006. - № 17. - С. 69-72.

8.Лебедев К.А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях хозяйствования / Лебедев К.А. // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. - 2014. - С. 25-26.

9.Лебедев К.А. Совершенствование геопространственной организации туристического процесса / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 267. - С. 33-36.

10.Лебедев К.А. Совершенствование территориальной организации рекреационных комплексов / К.А. Лебедев // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 5 (280). - С. 90-97.

11.Лебедев К.А. Современные проблемы экспорта украинского зерна / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2009. - № 167. - С. 70-71.

12.Лебедев К.А. Социальные аспекты развития туризма / К.А. Лебедев // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2016. -№ 13-2. - С. 7-8.

13.Лебедев К.А. Формирование эффективных механизмов регулирования туризма на основе целевых программ / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 268. - С. 44-47.

14.Лебедев К.А. Экспортоориентированная деятельность агропромышленных предприятий Крыма / К.А. Лебедев, Ю.В. Ильясова. -Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. -44с.

15. Лебедев К.А. Эффективность и конкурентоспособность предпринимательских структур АПК Крыма на зарубежных рынках: теоретико-методологические и практические аспекты / К.А. Лебедев. -Симферополь: Фактор, 2008. -116с.

16.Лебедева О.Е. Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме / О.Е. Лебедева, К.А. Лебедев, Н.А. Луканова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 4 (65). - С. 71-82.

17.Новикова Н.Г. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики / Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев, О.Е. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 15-21.

18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.

19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1283-1286.

20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.

Лебедева О.Е., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРИЗМЕ

Установлено, что организация внутрикластерного взаимодействия в современных условиях заключается в научном обосновании целей экономической деятельности, выборе наилучших способов их достижения, текущего контроля выполнения и своевременной корректировки.

Ключевые слова: эффективность, кластер, туризм, взаимодействие, регион, деятельность.

Организация внутрикластерного взаимодействия в современных условиях заключается в научном обосновании целей экономической деятельности, выборе наилучших способов их достижения, текущего контроля выполнения и своевременной корректировки. Только научно обоснованные подходы к оценке деятельности, планированию и организации позволяют повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности кластера и сформировать определенную совокупность бизнес-процессов для достижения стратегических и тактических целей программы развития туризма в регионе.

Определение сущности бизнес-процессов как часть задачи моделирования деятельности участника экономического кластера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.