Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРИЗМЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОН / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева О.Е.

Установлено, что организация внутрикластерного взаимодействия в современных условиях заключается в научном обосновании целей экономической деятельности, выборе наилучших способов их достижения, текущего контроля выполнения и своевременной корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРИЗМЕ»

15. Лебедев К.А. Эффективность и конкурентоспособность предпринимательских структур АПК Крыма на зарубежных рынках: теоретико-методологические и практические аспекты / К.А. Лебедев. -Симферополь: Фактор, 2008. -116с.

16.Лебедева О.Е. Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме / О.Е. Лебедева, К.А. Лебедев, Н.А. Луканова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 4 (65). - С. 71-82.

17.Новикова Н.Г. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики / Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев, О.Е. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 15-21.

18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.

19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1283-1286.

20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.

Лебедева О.Е., доцент Российский государственный университет туризма и сервиса ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРИЗМЕ

Установлено, что организация внутрикластерного взаимодействия в современных условиях заключается в научном обосновании целей экономической деятельности, выборе наилучших способов их достижения, текущего контроля выполнения и своевременной корректировки.

Ключевые слова: эффективность, кластер, туризм, взаимодействие, регион, деятельность.

Организация внутрикластерного взаимодействия в современных условиях заключается в научном обосновании целей экономической деятельности, выборе наилучших способов их достижения, текущего контроля выполнения и своевременной корректировки. Только научно обоснованные подходы к оценке деятельности, планированию и организации позволяют повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности кластера и сформировать определенную совокупность бизнес-процессов для достижения стратегических и тактических целей программы развития туризма в регионе.

Определение сущности бизнес-процессов как часть задачи моделирования деятельности участника экономического кластера

достаточно давно выделилось в отдельную самостоятельную область исследований [11-20]. В частности за рубежом этой проблемой занимаются исследователи из Плимутского университета (США), которые разработали иерархию бизнес-процессов, которая имеет пять уровней. В этой иерархии процессы делятся на три основные группы: "производство", "управление" и "поддержка". Прикладной подход норвежских ученых к сравнительному бечмаркингу оформил программу по разработке методов повышения продуктивности производства под управлением организации NTNU/SINTEF, находящейся в Трондхейме.

В результате была разработана структурная схема бизнес-процессов, где процессы в соответствии с теорией Портера о цепочках ценности были описаны как первичные (создают ценности предприятия) или поддерживающие (вспомогательные). Из последний выделили развивающиеся процессы, которые позволяли создавать цепочки ценностей как в первичных, так и во вспомогательных процессах.

Модель оценки эффективности внутрикластерного взаимодействия, основанная на параметрах бизнес-процессов в виде результирующего показателя эффективности, построенного с учетом четырех параметров бизнес-процесса: себестоимости, потребляемых ресурсов, длительности и ограничений.

Анализ методических основ бизнес-процессов, выполняемых при реализации внутрикластерных проектов позволяет сформулировать следующие выводы, которые станут основой дальнейших работ по концептуальному обоснованию проектов по созданию кластеров в регионе

1. Определение и характеристика бизнес-процесса и его структура при реализации внутрикластерных проектов.

2. Основными составляющими туристского кластера являются группы географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме.

3. В оценке туристской привлекательности социально- экономических условий муниципального образования применяются экономические методы оценки, а также их сочетание с географическими методами при формировании оптимальной структуры туристского кластера, созданию новых предприятий и организаций

4. Условиями развития сетевого взаимодействия и кооперационных связей между участниками туристского кластера являются нормативно-правовая база региона, связанная с созданием туристских кластеров.

5. Оптимизация бизнес-процессов, включая технологию разработки дорожных карт на всех этапах планирования и реализации внутрикластерных проектов позволит разложить их на укрупненные модули, содержащие совокупности бизнес-процессов.

6. Оценка эффективности бизнес-процессов, выполняемых при реализации внутрикластерных проектов позволит обосновать использование определенной совокупности бизнес-процессов, соответствующей социально-экономическим показателям региона или территории.

Постановка конечной цели бизнес-процесса гарантирует нацеленность на финансовый результат. Единство бизнес-процесса, как единого комплекса содержащего последовательную интеграцию всего комплекса работ повысит уровень взаимосвязей между участниками кластера, снизит риск возникновения упущенных выгод и нереализованных возможностей.

Бизнес-процесс определяет возможность точного определения суммы компетенций для алгоритма взаимодействия участников в системе бизнес-процессов внутрикластерных проектов [1-10]. Каждый участник процесса действует по четкому плану и знает: что, в каком количестве, как и когда он должен сделать.

Использованные источники:

1.Лебедев К.А. Закономерности формирования туристического спроса в современных условиях / К.А. Лебедев // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. - Т. 14. - № 1. - С. 50-66.

2.Лебедев К.А. Концепция государственного регулирования зернопродуктового подкомплекса Украины / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2009. - № 26. - С. 53-55.

3.Лебедев К.А. Маркетинговые технологии стимулирования рекреационно-туристического потенциала регионов / К.А. Лебедев // Актуальш проблеми економки. - 2014. - Т. 161. - № 11. - С. 186-190.

4.Лебедев К.А. Организационно-экономический механизм развития зернопродуктового подкомплекса: теория, методология, практика/ К.А. Лебедев. - К.: ННЦ ИАЭ. -2009. -272 с.

5.Лебедев К.А. Повышение эффективности производства сливочного масла в Крыму / К.А. Лебедев // Экономика и управление. - 2002. - № 1. - С. 18-19.

6.Лебедев К.А. Пути эффективного развития зернопродуктового производства / К.А. Лебедев // Вюник Харювського нащонального техшчного ушверситету сшьського господарства iменi Петра Василенка. -2009. - № 84. - С. 190-197.

7.Лебедев К.А. Прогнозирование экспортоориентированной деятельности предприятий АПК Крыма / К.А. Лебедев // Экономика Крыма. - 2006. - № 17. - С. 69-72.

8.Лебедев К.А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях хозяйствования / Лебедев К.А. // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. - 2014. - С. 25-26.

9.Лебедев К.А. Совершенствование геопространственной организации туристического процесса / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 267. - С. 33-36.

10.Лебедев К.А. Совершенствование территориальной организации рекреационных комплексов / К.А. Лебедев // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 5 (280). - С. 90-97.

П.Лебедев К.А. Современные проблемы экспорта украинского зерна / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2009. - № 167. - С. 70-71.

12.Лебедев К.А. Социальные аспекты развития туризма / К.А. Лебедев // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2016. -№ 13-2. - С. 7-8.

13.Лебедев К.А. Формирование эффективных механизмов регулирования туризма на основе целевых программ / К.А. Лебедев // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 268. - С. 44-47.

14. Лебедев К.А. Экспортоориентированная деятельность агропромышленных предприятий Крыма / К.А. Лебедев, Ю.В. Ильясова. -Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. -44с.

15. Лебедев К.А. Эффективность и конкурентоспособность предпринимательских структур АПК Крыма на зарубежных рынках: теоретико-методологические и практические аспекты / К.А. Лебедев. -Симферополь: Фактор, 2008. -116с.

16.Лебедева О.Е. Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме / О.Е. Лебедева, К.А. Лебедев, Н.А. Луканова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 4 (65). - С. 71-82.

17.Новикова Н.Г. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики / Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев, О.Е. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 15-21.

18.Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 2 (63). - С. 87-100.

19.Федулин А.А. Геопространственная организация туристского процесса / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1283-1286.

20.Федулин А.А. Управление рекламной деятельностью туристских предприятий / А.А. Федулин, Н.Г. Новикова, К.А. Лебедев // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - С. 1280-1283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.