Научная статья на тему 'Стратегия развития социокультурного мышления у педагогов, готовых к воспитанию здорового поколения'

Стратегия развития социокультурного мышления у педагогов, готовых к воспитанию здорового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГіЯ / STRATEGY / ГЛОБАЛіЗАЦіЯ / GLOBALIZATION / ЦіННОСТі / ПРОФЕСіЙНі КОМПЕТЕНЦії / ЗДОРОВА ЖИТТєДіЯЛЬНіСТЬ / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEALTH CREATIVE ACTIVITY / СТРАТЕГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдульманова Л. В.

Рассмотрена проблема выживания человечества как одна из планетарных проблем, решение которой связано с воспитанием здорового поколения. Определены содержание и компетенции профессионально-педагогической подготовки будущих воспитателей, сформулирована стратегия подготовки кадров в системе многоуровневого образования, которая заключается в осознании педагогами идеи целостности и гармонии в отношении человека к себе и окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT STRATEGY OF THINKING OF TEACHERS, PREPARING FOR THE UPBRINGING OF HEALTHY CHILDREN

This paper addresses the problem of the survival of humanity as one of the planetary problems, the solution of which is associated with raising a healthy generation. It is defined the content and competencies of vocational and educational training of future teachers, formulated a strategy training system of multilevel education, which contains the teachers’ understanding ideas of integrity and harmony in the relationship of man to himself and the surrounding world.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития социокультурного мышления у педагогов, готовых к воспитанию здорового поколения»

ОБГОВОРЮеМО ПРОБЛЕМУ

УДК 37.037

Любовь Абдульманова СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ, ГОТОВЫХ К ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье рассматривается проблема выживания человечества как одна из планетарных проблем, решение которой связано с воспитанием здорового поколения. Определено содержание и компетенции профессионально-педагогической подготовки будущих воспитателей в системе многоуровневой подготовки.

Ключевые слова: стратегия, глобализация, ценности, профессиональные компетенции, здоровьетворящая деятельность.

Любов Абдульманова СТРАТЕГ1Я РОЗВИТКУ СОЦ1ОКУЛЬТУРНОГО МИСЛЕННЯ У ПЕДАГОГ1В, ГОТОВИХ ДО ВИХОВАННЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛ1ННЯ

У статт1 розглядаеться проблема планетарного р1вня про виховання здорового поколтня молод1. Визначено зм1ст i компетенцп профестно-педагог1чно'1 тдготовки майбутшх вихователiв у системi багаторiвневоi освти.

Ключовi слова: стратегiя, глобалiзацiя, цiнностi, профестш компетенцп, здорова життедiяльнiсть.

Lubov Abdulmanova

SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT STRATEGY OF THINKING OF TEACHERS, PREPARING FOR THE UPBRINGING OF HEALTHY CHILDREN

This paper addresses the problem of the survival of humanity as one of the planetary problems, the solution of which is associated with raising a healthy generation. The content of the competence and professional - pedagogical training of future teachers in the system of multi-level training.

Key words: strategy, globalization, values, professional competence, health creative activity.

Основополагающей особенностью современного мира является его высокая скорость перемен, изменений уклада жизни. По этой причине складывающуюся глобальную цивилизацию иногда называют «цивилизацией ускоренного времени». Вопрос о безопасности человека в возникшем на наших глазах глобальном мире стал приоритетным. Преодолев рубеж двух тысячелетий, человечество оказалось перед лицом глобальных проблем, представляющих угрозу для существования цивилизации. Одна из них - приближение экологической катастрофы. Люди слишком безответственно относились к природе. Они видели в ней не «храм», а «мастерскую». Не ведая что творят, разрушали гармонию в природе. Это привело к драматическим последствиям. Человек, долгое время считавший себя хозяином природы, вынужден признать, что был слишком самоуверен. Мир, который нас окружает, нуждается в помощи и защите. Человек, будучи частью природы, наконец, пришел к пониманию, что сохранение природы означает сохранение человеческой цивилизации.

Проблема выживания человека рассматривается как одна из планетарных проблем. Ее решение связано с воспитанием здорового поколения. Человек является эпицентром данной экосистемы и сохранение его здоровья напрямую зависит от взаимосвязей человека с окружающим миром. Распространение и поддержание идей здравостроительства и здравосбережения может рассматриваться как одно из условий решения проблемы воспитания здорового поколения. И образованию в этом отводится активная роль.

Разрушение экосистемы явилось прямым следствием стремительных темпов научно-технического прогресса, построения техногенной цивилизации. Научно-техническая революция способствовала значительному улучшению условий жизни людей, уменьшение физических нагрузок, но при этом повышение эмоциональной напряженности труда в индустриальных странах создало угрозу для состояния здоровья людей. Как следствие этого широкое распространение

получили суждения о «болезнях века», «издержках цивилизаций», «негативных последствиях научно-технического прогресса».

Давая многочисленные преимущества современному человеку, постиндустриальное общество в то же время таит в себе множество опасностей, на первый взгляд незаметных для людей. Научно-техническая революция вызвала к жизни быстро развивающиеся процессы глобализации, следствием которых стало усиление власти информации над человеческим сознанием. Информационные технологии делают доступной для потребителя любую информацию. Она не ограничивается никакими морально-нравственными установками, не получает подчас никакой этической оценки. Неподготовленное массовое сознание не дифференциирует получаемые сведения в соответствии с собственными мировоззренческими установками. Сами эти мировоззренческие установки утрачивают четкость.

Современный период можно назвать периодом кризиса культуры. Из-за все увеличивающейся открытости общества происходит смешение культурных пластов. Люди получают доступ не только к высоким ценностям, но и к сомнительным и спорным моральным установкам и ориентирам. Не все сегодняшние культурные реалии способствуют укреплению нравственной устойчивости людей. Не всегда человек может сделать правильный выбор. Размытость нравственных и культурных ориентиров делает особенно незащищенным ребенка. Для большинства же людей проще и удобнее «питаться» продуктами массовой культуры, не усложняя свою жизнь сложными духовными исканиями. Поэтому позитивный процесс либерализации сознания сопровождается разрушением незыблемых культурных ценностей, подменой их упрощенными, примитивными стремлениями.

Обозначенные реалии актуализируют подготовку учителя, способного относится к воспитанию жизнетворчества и жизнедеятельности подрастающего поколения с позиций ценностей культуры и их глобализированного значения. Данная стратегия рассматривается как путь укрепления здорового образа жизни.

Сложная экономическая и социокультурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, актуализирует роль образования в кардинальном изменении разрушительных реалий современного мира, подчеркивает необходимость обращения общества к общечеловеческим ценностям и возвращения образования в контекст культуры.

Цель статьи - охарактеризовать стратегию подготовки кадров в системе многоуровневого педагогического образования на основе осознания студентами-магистрантами идеи о воспитании здорового поколения.

Помимо отечественных исследований, в которых поднимается вопрос о сути понятия «здоровье», данная проблема отражается в трудах зарубежных психологов Ш. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла.

Сравнительный анализ существующих концепций здоровья и здорового образа жизни позволил выделить несколько концепций:

• адаптивная концепция здоровья - рассматривает это понятие как способность приспосабливаться. Этот процесс определяется как «взаимодействие организма со средой (биотической и абиотической), обеспечивающее ее сохранение с помощью соответствующих структурно-функциональных изменений организации биосистемы» (Г. Г. Наталов, О. С. Шнейдер);

• концепция космической детерминации здоровья - определяет важность нахождения оптимальных механизмов балансировки целостной биосоциальной системы «человек» в современном мире и обществе (А. Л. Чижевский );

• концепция здоровья, в основе которой лежит подход динамического равновесия организма, взаимодействия его функций и факторов окружающей среды - суть обмена веществ, рассматривает данное понятие как «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (А. М. Изуткин);

• социально-биологическая концепция - характеризует здоровье как процесс сохранения и развития психических, биологических (физиологических) функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности

при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности (В. П. Петленко, В. П. Казначеев);

• культурологическая концепция - рассматривает здоровье как ценность личности, выбор личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование, устремление к осознанию и выполнению своих эволюционных задач (В. И. Бондин, Г. А. Вишнева, Р. И. Гималетдинова, В. Е. Давидович, В. П. Петленко, В. Ф. Сержантов, А. И. Субетто, Г. И. Царегородцев, А. Е. Чекалов и др.).

Пространство детства втягивается в культурный хаос. Ребенок, не имеющий четких культурных ориентиров, легко принимает ложные идеалы за истинные. В условиях глобализации те явления, которые раньше находились за гранью культуры, оказались включенными в культуру. Современные информационные технологии создают мифологию, антагонистическую по отношению к традиционным нравственным, христианским ценностям. Великая христианская заповедь «Не убий!» уже не может остановить разгул насилия, жестокости, ненависти, царящих в обществе. Правым считается тот, кто сильнее. Ему «все позволено», он решает, «кому жить, а кому умирать».

В средствах массовой информации происходит глобальная девальвация ценностей. В качестве идеала утверждается культ сильного, крепкого, тренированного тела, несущего стихию разрушения. Человек, владеющий им, использует его как инструмент убийства, если это необходимо для достижения цели - накопления капитала. Подчас даже изображая так называемого положительного героя, который как будто сражается за добро и справедливость, кинематограф и телевидение гипертрофируют представление о том, что «добро должно быть с кулаками». Герой культового фильма «Брат» и «Брат-2» - это человек-бессеребренник, равнодушный к материальному комфорту, сильный,

О О О О -1—г

верный суровой воинской чести, ненавидящий «сытых». При этом он уверен, что служит правде и справедливости, но средства их достижения «покрыты кровью». Также ведут себя и мужественные российские спецназовцы, уничтожая врагов, и голливудские супергерои, сакрализованные С. Сигалом, К. ван Дамом и др.

Данный пример не единичен и тем самым кино, телевидение создают пространство, в котором маленькому ребенку трудно различить грани культуры и антикультуры, ценности и антиценности, добра и зла. Образование призвано смягчать, корректировать телевизионный фон, отражающий «физически развитую личность» и культивировать в сознании ребенка мысль о том, что его тело есть сосредоточие силы как красоты, ловкости движения как средств коммуникации; оно хранилище здоровья как важного условия наращивания «капитала» духа и души человека в течение жизни.

Сложная экономическая и социокультурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, актуализирует роль образования в кардинальном изменении разрушительных реалий современного мира, подчеркивает необходимость обращения общества к общечеловеческим ценностям и возвращения образования в контекст культуры. Сначала III тысячелетия образованию отводится главная роль в воспроизводстве и повышении интеллектуального, духовного и культурного потенциала общества, что является одним из основополагающих факторов экономического и социального прогресса. Как отмечает В. В. Розанов, «образование в правильных своих формах есть высший для человека дар его истории». Образование - это процесс освоения определённых обществом уровней культурного наследия и связанных с ним уровня индивидуального развития личности. Основными функциями образования является: воспроизводство общественного интеллекта, экономики, исторического здоровья нации, культуры; формирование социального человека, укоренённого в национальной культуре, ценностях цивилизации.

Образование является одним из механизмов преодоления «кризиса семьи» и «кризиса здоровья» через изменение системы ценностных приоритетов, а также человековедческого, историко-этнического, валеологического просвещения. Неслучайно в современном образовании происходит смена приоритетов: вместо социального контроля над образованием - развитие самоконтроля, основанного на рефлексии и положительном самоотношении личности. Как следствие этого социальная реальность конструируется на основе ценностей образования. Именно

в образовании формируется прообраз завтрашнего образа мира. Как отмечает Ж. Делор, для решения проблем ХХ века необходимо пересмотреть этические и культурные аспекты образования и обеспечить каждому возможность понять другого и окружающий его мир в его хаотичном движении к некоему единству. Для этого в первую очередь нужно научиться понимать себя, прилагать внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте, самокритике. Образование должно позволить человеку содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе [3, с. 5].

Оценивая современную ситуацию, Б. М. Бим-Бад делает акцент на том, что без ценностной определённости невозможно развитие цивилизации. Человека необходимо обучать искусству правильной жизни, искусству умного счастья, искусству «просвещённой свободы». Автор полагает, что просвещение является единственной альтернативой насилию, разрушению и деградации. Необходимо «помочь в становлении человека, желающего и способного бережно сохранять и транслировать лучшее в истории, не продолжать худшего, а осторожно приумножать культурные достижения» [2, с. 337]. В связи с этим Е. В. Бондаревская отмечает, что век техники уступает место веку человека. В настоящее время в мире идёт творческий поиск оптимального перехода от техногенной цивилизации ХХ века к антропогенной цивилизации будущего.

Все последствия глобализации должны быть осознаны и восприняты человеком. Для их преодоления необходима системная перестройка сознания многих людей. Судьба нашей планеты, выживание человечества зависит от того, какие цели побуждают человека к деятельности, то есть сущность человека

О О О Т-* о

определяется тем, какой системой ценностей он руководствуется. В этой связи новой задачей образования становится обучение людей искусству жить в новом сложном мире. Воспитание большого числа людей, уверенных в своих силах и способностях, активно сохраняющих себя, здоровье и окружающий мир, способных к успешной жизни в обществе быстрых перемен, становиться одной из приоритетных целей современного образования.

Сложившаяся ситуация требует изменений прежде всего в содержании профессиональной подготовки педагогов, способных осуществлять воспитание здорового поколения. Только педагог с новым типом социокультурного мышления, готовый и способный сохранять себя как здорового индивида может создавать педагогические условия развития потребности в здоровом образе жизни и радостных ощущений ритма и гармонии движений, определяющих связь с миром, средой и местом жизни. Современный педагог обеспечивает ребенку возможность адаптироваться в среду жизни и творчески самореализовываться посредством движения, игры, правил, диалога, обуславливающих осознание смысла жизни, здоровья, культуры. Система ценностей и приоритетов педагога-профессионала, его педагогическая и нравственная позиция, владение новыми культуросообразными, здоровьесберегающими образовательными технологиями становится тем цементирующим началом, который организует здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения [1, с. 194-195].

В ходе нашего исследования мы апробировали содержание профессионально-педагогической подготовки будущих воспитателей в системе многоуровневой подготовки на основе компетентностного подхода. В нашем вузе реализуется подготовка бакалавров по профилю «Управление дошкольным образованием» и магистрантов - магистерская программа «Дошкольное образование». Готовность будущего педагога к здоровьетворящей деятельности осуществляется в ходе реализации курсов «Теории и технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста», изучаемом на уровне бакалаврата и «Теоретико-методологические основы формирования физической культуры детей дошкольного возраста», изучаемых в магистратуре. Нами выделены те компетенции, которые должны быть сформированы при изучения вышеобозначенных курсов.

Мы полагаем, что среди социально-личностных и общекультурных компетенций наиболее важными являются те, которые направлены на формирование у будущих педагогов способности строить собственную безопасную жизнедеятельность. Прежде всего - это информационная

компетенция как способность понимать и анализировать последствия процесса глобализации, преобразовывать и применять информацию для решения проблем безопасности жизнедеятельности, а также коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) компетенции. Будущие воспитатели должны быть готовы к самоорганизации, т. е. ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, уметь ставить цели, планировать, строить свою жизнедеятельность, полноценно используя личностные ресурсы и таким образом сохраняя свое здоровье. Они должны овладеть способностью к самообразованию (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В нашем исследовании были разработаны профессиональные компетенции. В учебно-воспитательной деятельности мы определили следующие компетенции: умение овладевать источниками научной, общекультурной и профессиональной информацией о здоровье, здоровом образе жизни; способность транслировать полученные знания о здоровье; проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс ДОУ; конструировать содержание дошкольного образования, способствующее сохранению здоровья ребенка, формированию его культуры здоровья; способность определять и комбинировать средства и методы воспитания, обучения и развития детей, адекватные поставленным образовательным задачам, уровню развития дошкольников и их индивидуальным психолого-педагогическим особенностям, состоянию здоровья; способность осуществлять комплексную диагностику и анализ здоровьесберегающего образовательного процесса, моделировать на этой основе систему мониторинга качества физкультурно-оздоровительной работы.

В научно-методической деятельности нами выделены следующие компетенции: готовность к сбору, анализу и систематизации информации о здоровье и здоровом образе жизни; готовность к обоснованному выбору программы, учебно-методического обеспечения, направленных на формирование культуры здоровья детей и адаптации этих программ к условиям

образовательного процесса в дошкольном учреждении; умение применять универсальные способы практической и теоретической образовательной деятельности, а также способы исследовательской деятельности по проблемам сохранения здоровья детей дошкольного возраста; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в этой области; иметь современный взгляд на управление процессом оздоровления детей дошкольного возраста; решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области оздоровления детей; владеть теоретическими основами организации здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного учреждения.

В культурно-просветительной деятельности определены следующие компетенции: готовность к формированию культуры здоровья детей и к организации культуросообразного здоровьесберегающего пространства ДОУ. В организационно-управленческой деятельности выделены наиболее существенные компетенции: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе ДОУ; умения планировать, организовывать, руководить и контролировать здоровьсберегающей деятельностью дошкольного учреждения; владеть способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста; активно взаимодействовать с родителями в решении оздоровительных задач; разрабатывать программы развития субъектов педагогического процесса ДОУ и собственной профессиональной деятельности; способность к организации контроля над результатами развития и оздоровления детей дошкольного возраста; способность к организации деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение их здоровья.

В содержание теоретической подготовки воспитателя к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении необходимо включать такие понятия, как «здоровье», «здоровый образ жизни». На уровне бакалаврата у студентов развивают представления о физическом,

психическом, социальном здоровье, о содержании понятия «здоровья» относительно детей дошкольного возраста, о критериях оценки состояния здоровья детей.

Рассматриваются педагогические условия воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения:

• режим дня - основа здорового образа жизни ребенка. Научное обоснование режима дня как ведущего фактора укрепления здоровья ребенка. Понятие оздоровительного, охранительного, оптимального двигательного режима;

• особенности культуры питания в разные эпохи (традиции, обычаи, кухни разных народов); современные концепции питания: сбалансированная калорийная раздельная, новейшие теории адекватного питания; современные технологии приготовления пищи; особенности питания детей раннего и дошкольного возраста в разное время года; организация питания в ДОУ в разных возрастных группах; воспитание у дошкольников культуры питания;

• двигательная активность (ДА) как один из компонентов здорового образа жизни; влияние ДА на рост и развитие детского организма; понятие ДА (организованная, самостоятельная); особенности ДА дошкольников: непрерывное нарастание объема, цикличность, индивидуальные и половые различия; пути повышения ДА в дошкольном образовательном учреждении;

• закаливание - основа здорового образа жизни. Развитие научных основ закаливания. Принципы закаливания. Системы закаливания детского дошкольного возраста в различные исторические периоды. Анализ современных технологий закаливания (традиционный и нетрадиционный).

В магистратуре содержание теоретической подготовки усложняется. Студенты изучают разные подходы к пониманию здоровья и здорового образа жизни. С философских позиций здоровье есть результат сочетания выполняемой человеком видовой программы и оптимальных условий внешней среды, а здоровый образ жизни как экосоциальная категория. Это значит, что здоровье определяется состоянием всех его уровней: не только физического, но и

психического, ментального, социального и др. (В. И. Бондин, Р. И. Гималетдинова, А. Я. Иванюшкин, Л. П. Чисталев).

Магистранты изучают исторически сложившиеся этапы развития в науке представлений о здоровом образе жизни. Анализируют два взаимосвязанных подхода к пониманию данного феномена. Один из них — «сферный», или объективный подход, характеризующий данное понятие с позиции анализа условий жизнедеятельности: труда, семьи, быта, образования, культуры, социальной и экономической ситуации, уровня и качества жизни. Другой — «субъективный», изнутри рассматривающий как люди организуют свою жизнь (Д. А. Изуткин, Г. А. Кураев, Ю. П. Лисицын, А. В. Сахно, С. К. Сергеев, А. Д. Степанов, Ю. В. Шлёнов).

Понятия «здоровья» и «здоровый образ жизни» в теории и практике образования с позиций гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов рассматриваются как главные ценности человека, ценности физической культуры, а культура здоровья - как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности её связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой активной жизнедеятельности.

С позиций культурологического образования важным является осмысление магистрантами сущности феномена культуры здоровья, который, по мнению ученых, обеспечивает отношение к здоровью как ценности и есть условием самореализации личности, ее социальной адаптации, освоения способов укрепления здоровья (Т. С. Грядкина, В. И. Реброва и др.). Культура здоровья рассматривается как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности её связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой активной жизнедеятельности. Показывается зависимость уровня сформированности культуры здоровья от осознания личностью здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей. Выделяются особенности освоения понятия «культура здоровья», которое связано с формированием в сознании

ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и как работы над собой, выработки индивидуального здоровья, здорового образа жизни. Образ здорового человека необходимо формировать, не касаясь понятия «болезнь», что связано с развитием опыта поддержания активности, здоровья, двигательной деятельности разнообразными средства, сложившимися в культурно-историческом опыте развития народов.

Таким образом, основной стратегией подготовки кадров в системе многоуровневого педагогического образования является осознание педагогами основной идеи в воспитании здорового поколения - идеи целостности и гармонии отношений человека с самими собой и с окружающим миром. Новое содержание теоретической подготовки будущих воспитателей должно ориентировать их на осознание глобальных проблем человечества. Воспитатель в современных условиях прежде всего сам является носителем накопленных человечеством ценностей, позволяющих ему сохранить свою жизнь и окружающий его мир.

Литература

1. Абдульманова Л. В. Методология и теория развития физической культуры у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Л. В. Абдульманова. -Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 280 с.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Б. М. Бим-Бад. - М.: УРАО, 1998. - 576 с.

3. Делор Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Педагогика. -1998. - № 5. - С. 3-17.

УДК 373.5.015.31:7]:004.032.6(043.3)

Олександр Базелюк 1НФОРМАЦ1ЙНО-ЕСТЕТИЧНА ВИХОВНА ТЕХНОЛОГ1Я ЯК ПЕДАГОГ1ЧНА ПРОБЛЕМА

У статт1 на основ1 анал1зу сучасних наукових джерел I нормативно-правових документ1в, даеться визначення термта «¡нформацтно-естетична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.