Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к воспитанию здорового поколения в условиях глобализации'

Подготовка педагогов к воспитанию здорового поколения в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЕЙ / БАКАЛАВРЫ / BACHELORS / МАГИСТРЫ / MASTERS / HIGHER EDUCATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдульманова Л.В.

В статье раскрываются проблемы подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций к воспитанию здорового поколения в условиях глобализации. Рассматриваются компетенции, которые позволят будущим педагогам проектировать здоровьесберегающее пространство дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS TO EDUCATE A HEALTHY GENERATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article reveals the problems of training future educators of pre-school educational organizations for the upbringing of a healthy generation in the context of globalization. Competences are considered that will allow future teachers to design the health-saving space of a pre-school educational organization.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к воспитанию здорового поколения в условиях глобализации»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Абдульманова Л.В.

ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, г. Ростов на Дону, Российская Федерация

Аннотация. В статье раскрываются проблемы подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций к воспитанию здорового поколения в условиях глобализации. Рассматриваются компетенции, которые позволят будущим педагогам проектировать здоровьесберегающее пространство дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: здоровье, глобализация, образование, вузовская подготовка воспитателей, бакалавры, магистры.

Основополагающей особенностью современного мира является его высокая скорость перемен, изменений уклада жизни. По этой причине складывающуюся глобальную цивилизацию иногда называют «цивилизацией ускоренного времени». Вопрос о безопасности человека в возникшем на наших глазах глобальном мире стал приоритетным.

Проблема выживания человека рассматривается как одна из планетарных проблем. Ее решение связано с воспитанием здорового поколения. Человек выступает эпицентром данной экосистемы, и сохранение его здоровья напрямую зависит от взаимосвязей человека с окружающим миром. Его отношение к Земле, природе, к другим людям и, прежде всего, к самому себе. Распространение и поддержание идей здравостроительства и здравосбережения может рассматриваться как одно из условий решения проблемы воспитания здорового поколения. И образованию в этом отводится более активная роль.

Все последствия глобализации должны быть осознаны и восприняты человеком. Для их преодоления необходима системная перестройка сознания многих людей. Судьба нашей планеты, выживание человечества зависит от того, какие цели побуждают человека к деятельности, то есть сущность человека определяется тем, какой системой ценностей он руководствуется. В этой связи новой задачей образования становится обучение людей искусству жить в новом сложном мире. Воспитание большого числа людей, уверенных в своих силах и способностях, активно сохраняющих себя, здоровье и окружающий мир, способных к успешной жизни в обществе быстрых перемен становиться одной из приоритетных целей современного образования.

В ходе нашего исследования мы апробировали содержание подготовки воспитателей в многоуровневой системе образования. Мы полагаем, что будущие воспитатели должны обладать универсальными компетенциями, направленными на формирование у них способности строить собственную безопасную жизнедеятельность. Прежде всего это способность понимать и анализировать последствия процесса глобализации, преобразовывать и применять информацию для решения проблем безопасности жизнедеятельности, умение эффективно сотрудничать с другими людьми. Будущие воспитатели должны быть готовы к самоорганизации т.е. ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, уметь ставить цели, планировать, строить свою жизнедеятельность, полноценно используя личностные ресурсы и таким образом сохраняя свое здоровье.

При реализации Образовательного стандарта высшего образования Южного федерального университета по направлению 44.03.01 и 44.04.01 Педагогическое образование будущие воспитатели приобретают умение овладевать источниками научной, общекультурной и профессиональной информацией о здоровье, здоровом образе жизни. Они способны транслировать полученные знания о здоровье; проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс ДОО; формировать культуру здоровья. Студенты проявляют способность осуществлять комплексную диагностику и анализ здоровьесберегающего образовательного процесса, моделировать на этой основе систему мониторинга качества физкультурно - оздоровительной работы.

В области научно-методической деятельности будущие воспитатели готовы к сбору, анализу и систематизации информации о здоровье и здоровом образе жизни; к обоснованному выбору программы, учебно-методического обеспечения, направленного на формирование культуры здоровья детей и адаптации этих программ к условиям образовательного процесса в дошкольном учреждении. Они умеют проводить исследование по проблемам сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Приобретают способность управлять процессом оздоровления детей дошкольного возраста. В области культурно-просветительной деятельность студенты готовы к разработке и реализации просветительских программ среди родителей. В организационно-управленческой деятельности их компетенции связаны со способностью обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в образовательном процессе ДОО; умением планировать, организовывать, руководить и контролировать здоровьсберегающей деятельностью дошкольного учреждения; владеть способами

проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки развития и сохранения здоровья детей

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

дошкольного возраста; активно взаимодействовать с родителями в решении оздоровительных задач; разрабатывать программы развития субъектов педагогического процесса ДОУ и собственной профессиональной деятельности; способность к организации контроля над результатами развития и оздоровления детей дошкольного возраста; способность к организации деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение их здоровья.

В содержание теоретической подготовки воспитателя к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении необходимо включать такие понятия как «здоровье», «здоровый образ жизни». На уровне бакалавриата у студентов развивают представления о физическом, психическом, социальном здоровье, о содержании понятия «здоровья» относительно детей дошкольного возраста, о критериях оценки состояния здоровья детей. Рассматриваются педагогические условия воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения:

- режим дня - основа здорового образа жизни ребенка. Научное обоснование режима дня как ведущего фактора укрепления здоровья ребенка. Понятие оздоровительного, охранительного, оптимального двигательного режима.

- особенности культуры питания в разные эпохи традиции, обычаи, кухни разных народов. Современные концепции питания: сбалансированная калорийная раздельная, новейшие теории адекватного питания. Современные технологии приготовления пищи. Особенности питания детей раннего и дошкольного возраста в разное время года. Организация питания в ДОУ в разных возрастных группах. Воспитание у дошкольников культуры питания.

- двигательная активность (ДА) как один из компонентов здорового образа жизни. Влияние ДА на рост и развитие детского организма. Понятие ДА (организованная, самостоятельная). Особенности ДА дошкольников: непрерывное нарастание объема, цикличность, индивидуальные и половые различия. Пути повышения ДА в дошкольном образовательном учреждении.

- закаливание - основа здорового образа жизни. Развитие научных основ закаливания. Принципы закаливания. Системы закаливания детского дошкольного возраста в различные исторические периоды. Анализ современных технологий закаливания (традиционный и нетрадиционный).

В магистратуре содержание теоретической подготовки усложняется. Студенты изучают разные подходы к пониманию здоровья и здорового образа жизни. С философских позиций, здоровье есть результат сочетания выполняемой человеком видовой программы и оптимальных условий внешней среды, а здоровый образ жизни как экосоциальная категория. Это значит, что здоровье определяется состоянием всех его уровней — не только физического, но и психического, ментального, социального и др. (В.И. Бондин, Р.И. Гималетдинова, А.Я. Иванюшкин, Л.П. Чисталев и др.).

Понятие «здоровья» и «здорового образа жизни» в теории и практике образования с позиций гуманистического, личностно - ориентированного, культурологического подходов рассматривается как главные ценности человека, как ценности физической культуры, а культура здоровья как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности её связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой активной жизнедеятельности.

Помимо отечественных исследований, в которых поднимается вопрос о сути понятия «здоровье», осмыслить этот феномен магистрантам позволяют работы зарубежных психологов Ш. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. В ходе изучения исследований магистранты представляют сравнительный анализ существующих концепций здоровья и здорового образа жизни:

- адаптивная концепция здоровья рассматривает это понятие как способность приспосабливаться. Этот процесс определяется как «взаимодействие организма со средой (биотической и абиотической), обеспечивающее ее сохранение с помощью соответствующих структурно-функциональных изменений организации биосистемы» (Г.Г. Наталов, О.С. Шнейдер).

- концепцию космической детерминации здоровья, в которой определяется важность нахождения оптимальных механизмов балансировки целостной биосоциальной системы "человек" в современном мире и обществе (А.Л. Чижевский).

- концепцию здоровья, в основе которой лежит подход динамического равновесия организма, взаимодействия его функций и факторов окружающей среды - суть обмена веществ, рассматривает данное понятие как «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (А.М. Изуткин).

- социально-биологическую концепцию, характеризующую здоровье как процесс сохранения и развития психических, биологических (физиологических) функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности (В.П. Петленко, В.П. Казначеев).

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

- культурологическую концепцию, где здоровье рассматривается как ценность личности, выбор личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование, устремление к осознанию и выполнению своих эволюционных задач (В.И. Бондин, Г.А. Вишнева, Р.И. Гималетдинова, В.Е. Давидович, В.П. Петленко, В.Ф. Сержантов, А.И. Субетто, Г.И. Царегородцев, А.Е. Чекалов и др. ).

Магистранты изучают исторически сложившиеся этапы развития в науке представлений о здоровом образе жизни. Анализируют два взаимосвязанных подхода к пониманию данного феномена. Один из них - «сферный», или объективный подход, характеризующий данное понятие с позиции анализа условий жизнедеятельности: труда, семьи, быта, образования, культуры, социальной и экономической ситуации, уровня и качества жизни. Другой - «субъективный», изнутри рассматривающий как люди организуют свою жизнь (Д.А. Изуткин, Г.А. Кураев, Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно, С.К. Сергеев, А.Д. Степанов, Ю.В. Шлёнов и др.).

С позиций культурологического образования важным является осмысление магистрантами сущности феномена культуры здоровья, который, по мнению ученых, обеспечивает отношение к здоровью как ценности и выступает условием самореализации личности, ее социальной адаптации, освоения способов укрепления здоровья (Т.С. Грядкина, В.И. Реброва и др.). Культура здоровья рассматривается как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности её связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой активной жизнедеятельности. Показывается зависимость уровня сформированности культуры здоровья от осознания личностью здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей. Выделяются особенности освоения понятия «культура здоровья», которое связано с формированием в сознании ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и как работы над собой, выработки индивидуального здоровья, здорового образа жизни. Образ здорового человека необходимо формировать, не касаясь понятия «болезнь», что связано с развитием опыта поддержания активности, здоровья, двигательной деятельности разнообразными средства, сложившимися в культурно-историческом опыте развития народов.

Таким образом, основной стратегией подготовки кадров в системе многоуровневого педагогического образования является осознание педагогами сновной идеи в воспитании здорового поколения - идеи целостности и гармонии отношений человека с самими собой и с окружающим миром. Новое содержание теоретической подготовки будущих воспитателей должно ориентировать их на осознание глобальных проблем человечества. Воспитатель в современных условиях, прежде всего сам является носителем накопленных человечеством ценностей, позволяющим ему сохранить свою жизнь и окружающий его мир.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Абдульманова Л.В. Культуросообразное пространство становления двигательного опыта детей. LAP LAMBERT, 2012

[2] Абдульманова Л.В., Шерешевец А.М. Педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №11.- 2014. - С.46-52

[3] Абдульманова Л.В., Королева Е.В. К вопросу о здоровьесберегающей компетентности педагога// Научная дискуссия: инновации в современном мире. №5 (36): сборник статей по материалам XXXVII международной заочной научно -практической конференции. - М.: Издательство «Интернаука», 2015

TRAINING OF TEACHERS TO EDUCATE A HEALTHY GENERATION IN THE CONTEXT OF

GLOBALIZATION

Abdulmanova L. V.

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Annotation. The article reveals the problems of training future educators of pre-school educational organizations for the upbringing of a healthy generation in the context of globalization.

Competences are considered that will allow future teachers to design the health-saving space of a pre-school educational organization.

Key words: health, globalization, education, higher education of teachers, bachelors, masters.

REFERENCES

[1] Abdulmanova L.V. Culturological space for the development of the motor experience of children. LAP LAMBERT, 2012

[2] Abdulmanova LV, Shereshevets AM Pedagogical bases of formation of a healthy way of life at children of preschool age // Izvestiya of Southern federal university. Pedagogical sciences. - No. 11 .-2014. - P.46-52

[3] Abdulmanova LV, Koroleva EV To the question of the health-saving competence of the teacher // Scientific discussion: innovations in the modern world. №5 (36): collection of articles on the materials of the XXXVII international extramural scientific - practical conference. - М .: Publishing house "Internauka", 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.