Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРОЕКТЫ ГЕРМАНИИ И РОССИИ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРОЕКТЫ ГЕРМАНИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия промышленности / деиндустриализация / реиндустриализация / новые проблемы для промышленной политики / «Промышленность 4.0» / платформенная экономика / энергетический переход / экономика замкнутого цикла / технологическая автономия / industrial strategy / deindustrialization / reindustrialization / new challenges for industrial policy / Industry 4.0 / platform economy / energy transition / closed loop economy / technological autonomy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРОЕКТЫ ГЕРМАНИИ И РОССИИ»

Яковлева С.И.

д.э.н., доцент, профессор Тверского государственного университета

Sv_Yakowleva@mail.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРОЕКТЫ ГЕРМАНИИ И РОССИИ

Ключевые слова: стратегия промышленности, деиндустриализация, реиндустриализация, новые проблемы для промышленной политики, «Промышленность 4.0», платформенная экономика, энергетический переход, экономика замкнутого цикла, технологическая автономия.

Keywords: industrial strategy, deindustrialization, reindustrialization, new challenges for industrial policy, Industry 4.0, platform economy, energy transition, closed loop economy, technological autonomy.

В данной работе обоснована актуальность среднесрочного процесса стратегического планирования промышленности. На основе сравнительного анализа содержания новых стратегий промышленности Германии (2019)1 и ЕС (2020)2 выявлена система основных и дополнительных стратегий, в которых рассматриваются ключевые факторы развития промышленности и её функции (роль). Структура и содержание новой немецкой стратегии промышленности сопоставлены с российскими стратегическими разработками (отраслевые3, сводная для обрабатывающей промышленности4). В России подготовлена первая стратегия промышленности (2021)5, но пока она не доступна для ознакомления. В дальнейшем можно будет сравнить итоговые стратегии двух стран. При различных моделях развития наших стран опыт Германии (модель социалистического рынка) интересен своим комплексным, системным подходом, чётко сформулированными стратегическими целями и принципами осуществления, социальными «гарантиями».

Стратегическое планирование промышленности на национальном и региональном уровнях - актуальная тема исследований6 и разработок во всём мире7. Это связано с обострением проблем сохранения национального технологического суверенитета и международной конкурентоспособности продукции и технологий (лидерства стран), обеспечения национальной безопасности. Для решения новых проблем требуется восстановление и/или усиление ключевой роли промышленности как источника роста в экономике индустриальных стран: от деиндустриализации к современной индустриализации (реиндустриализации8) для перехода на новый технологический уровень «Промышленности 4.0» и экономику замкнутого цикла.

1 Industrial Strategy 2030. Guidelines for a German and European industrial policy. - Berlin, 2019. - November. - 40 p. -https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Publikationen/Industry/industrial-strategy-2030.pdf?_blob=publicationFile&v=7

2 Communication from the commission to the European Parliament, the European Council, the council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions a New Industrial Strategy for Europe. C0M/2020/102 final. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1593086905382&uri=CELEX:52020DC0102

3 Отраслевые стратегии промышленности РФ на сайте Минпромторга РФ. - https://minpromtorg.gov.ru/docs/

4 Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. - https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-06062020-n-1512-r/svodnaia-strategiia-razvitiia-obrabatyvaiushchei-promyshlennosti/

5 На комиссии Госсовета представили проект новой промышленной стратегии. 2021. - 16 марта. - https://iz.ru/1137833/2021-03-16/na-komissii-gossoveta-predstavili-proekt-novoi-promyshlennoi-strategii

6 Животовская А.Г. Организационно-экономический механизм развития промышленного сектора экономики. Дисс...канд. экон. наук. - М., 2020. - 161 c. - http://ords.rea.ru/wp-content/uploads/2020/11/Zhivotovskaia.pdf; Масютин С.А., Животовская А.Г. Реиндустриализация экономики как основа промышленной политики России // Экономика в промышленности. 2019. - Т. 12, № 4. -С. 416-425. DOI: 10.17073/2072-1633-2019-4-416-425. - https://ecoprom.misis.ru/jour/issue/viewFile/47/46; Осьмаков В.С., Калинин А.М. О стратегии развития промышленности России // Экономический портал. - https://institutiones.com/strategies/3017-o-strategii-razvitiya-promyshlennosti-rossii.html; Циренщиков В. Очередная версия промышленной политики ЕС // Современная Европа. - М., 2020. - № 6. - С. 153-162. - http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/6-2020/Tsirenshchikov-6-20.pdf; Чекова Е.М. Анализ стратегии развития промышленности Российской Федерации // Вестник СамГУ. 2010. - № 79. - https://cyberleninka.ru/article/n/analiz

7 Глобальный контекст промышленного развития: Стратегические приоритеты. Ежегодный доклад ЮНИДО. - Вена, 2021. -С. 81-84. - https://www.unido.org/sites/default/files/files/2021-04/UNID0_AR2020_RU.pdf

8 Масютин С.А., Животовская А.Г. Реиндустриализация экономики как основа промышленной политики России // Экономика в промышленности. 2019. - Т. 12, № 4. - С. 416-425. DOI: 10.17073/2072-1633-2019-4-416-425. - https://ecoprom.misis.ru/ jour/issue/viewFile/47/46

Циренщиков В. Очередная версия промышленной политики ЕС // Современная Европа. - М., 2020. - № 6. - С. 153-162. -http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/6-2020/Tsirenshchikov-6-20.pdf

Глобальный контекст промышленного развития раскрывается в основных стратегических приоритетах: повышение экономической конкурентоспособности, обеспечение всеобщего процветания и охрана окружающей среды1.

Попытаемся оценить содержание немецкой стратегии промышленности2 по наличию в ней основных структурных элементов:

1. Выявление технологических и политических проблем, рисков, вызовов и угроз для выработки стратегических целей развития немецких и европейских фирм. Проблемы, риски, вызовы и угрозы как факторы разной степени опасности3 и одновременно новых возможностей развития промышленности объединены в немецкой стратегии в 5 групп4:

1) Вызовы, создаваемые новыми технологиями. Промышленность переживает далеко идущие структурные изменения, вызванные рядом базовых инноваций. Целью немецких и европейских фирм является участие в революционных технологиях, помощь в их формировании и установление соответствующих стандартов.

2) Платформенная экономика как ядро цифровой экономики тесно связана с искусственным интеллектом, их развитие влечёт за собой риски рыночной монополизации. У Германии хорошие позиции, но динамика этой сферы ниже, чем в США и Китае.

3) Одна из центральных - промышленная проблема, связанная с необходимостью борьбы с изменением климата. Нужна активная поддержка перехода к промышленному сектору с низким уровнем выбросов. Это возможно, благодаря растущим рынкам экологических и климатических технологий. Здесь важную роль играет энергетический переход. Это должно происходить с минимальными затратами, чтобы стать успешной коммерческой моделью для промышленности (и примером для других стран).

4) Угроза подрыва рыночной конкуренции из-за активной промышленной политики, проводимой многими странами, недобросовестной торговой практики или государственного вмешательства вызывают необходимость модернизировать некоторые из инструментов экономической политики Германии.

5) Проблемы с крупными партнёрами (США, Великобритания после выхода из ЕС), когда важно избегать надвигающихся торговых барьеров, которые могут создать значительные риски с точки зрения будущего развития глобализации. Преодоление этих проблем является совместной задачей правительства и бизнеса.

В немецкой стратегии подчеркнуто, что вызовы, создаваемые новыми технологиями и активной промышленной политикой, проводимой многими странами, создают новые проблемы для промышленной политики Германии: 1. Необходимо обеспечить производительность и эффективность Германии как промышленного центра; 2. Необходимо привлекать частный капитал для увеличения финансирования технологий; 3. Необходимо обеспечить лучшую защиту технологий, связанных с безопасностью, и критически важной инфраструктурой. На многие из этих вопросов можно и нужно ответить на европейском уровне. Поэтому Министерство экономики Германии рассматривает эту стратегию как вклад в общеевропейскую стратегию.

2. Понимание основных проблем (диагностика) позволяет сформулировать цель (цели) стратегии, в том числе актуализировать цель, а не считать её статичной. Целью Национальной промышленной стратегии Германии до 2030 года является совместная работа с заинтересованными сторонами в бизнес-сообществе, чтобы помочь сохранить и восстановить коммерческий и технический опыт, конкурентоспособность и промышленное лидерство на национальном, европейском и глобальном уровнях во многих областях, насколько это возможно. К 2030 году промышленность должна обеспечивать 25% валовой продукции Германии.

3. Структура промышленности. Сосуществование малых и средних предприятий (МСП), и крупных компаний является основой эффективности и производительности промышленных сетей в Германии и Европе. Разработана отдельная Стратегия для МСП. Нужны крупные промышленные производители оригинального оборудования. Еще в 2005 году 14 немецких фирм входили в сотню самых прибыльных компаний мира, сегодня это число сократилось до пяти [там же, с. 10]. Решающую роль в будущей конкуренции будет играть сосуществование промышленных компаний всех размеров и их сотрудничество с инновационными стартапами. Разные отрасли промышленности объединяет одно: их инновационная активность и производительность в целом выше, чем в среднем по экономике в целом. Таким образом, они играют ключевую роль в экономике Германии, а также создают добавленную стоимость и рабочие места в сфере услуг. Список высоко инновационных промышленных секторов велик, в стратегии в качестве примера названо около 20 отраслей и производств [там же, с. 11].

4. Политика повышения конкурентоспособности промышленности [там же, с. 12-33].

Компонент 1: Германия как промышленный центр: улучшение политической среды. Меры: снижение уровня корпоративного налогообложения; регулярный налоговый мониторинг; налоговые льготы для исследований; ограничение взносов на социальное страхование; модернизация рынка труда; мобилизация квалифицированных рабочих (разработана трудовая стратегия с акцентом на непрерывное и дуальное образование); надежное и доступное энергоснабжение; отказ от производства электроэнергии на угле; расширение инфраструктуры (энергетической,

1 Глобальный контекст промышленного развития: Стратегические приоритеты. Ежегодный доклад ЮНИДО. - Вена, 2021. -С. 81-84.

2 Industrial Strategy 2030. Guidelines for a German and European industrial policy. - Berlin, 2019. - November. - 40 p. -https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Publikationen/Industry/industrial-strategy-2030.pdf?_blob=publicationFile&v=7

3 Яковлева С.И. Угрозы, вызовы, риски и проблемы как важные категории стратегического планирования регионов // Псковский регионологический журнал, 2017. - № 3. - С. 3-18. - https://elibrary.ru/item.asp?id=30281224

4 Industrial Strategy 2030. Guidelines for a German and European industrial policy. - Berlin, 2019. - November. - Р. 7-9. -https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Publikationen/Industry/industrial-strategy-2030.pdf?_blob=publicationFile&v=7

транспортной и цифровой): общенациональный доступ к эффективной цифровой инфраструктуре и транспортной инфраструктуре во всех регионах Германии играет ключевую роль в установлении эквивалентных стандартов жизни.

Немецкая промышленность в значительной степени зависит от импортного сырья. Необходимо надежное снабжение экономики сырьем на долгосрочной основе, чтобы укрепить промышленное производство. Разрабатывается Стратегия сырьевых ресурсов. Эта стратегия будет направлена на добычу полезных ископаемых в Германии, проблемы получения сырья из-за границы и потенциал более развитой экономики замкнутого цикла в Германии и Европе.

Сокращение бюрократизма. Меры: закон о сокращении бюрократии (в том числе за счет электронного документооборота); нужны более быстрые процессы планирования и утверждения.

Модернизация антимонопольного законодательства. Конкурентоспособный промышленный сектор нуждается в современной нормативно-правовой базе, отвечающей меняющимся потребностям структурных изменений промышленности, устойчивости и международной деловой среды; модернизация законодательства Германии о конкуренции.

Компонент 2: Усиление новых технологий - мобилизация частного капитала. Технологии - решающий фактор структурных изменений.

Германия и европейские компании должны быть не только ведущими рынками, но и ведущими поставщиками новых и особенно революционных технологий. В Германии и Европе в эти технологии вкладывается гораздо меньше средств, чем в США и Китае. Фактические суммы, инвестируемые Германией в технологии, могут быть значительно увеличены. Цель состоит в том, чтобы сделать инвестиции в технологии более привлекательными капиталовложениями по принципу: как можно больше частной инициативы - как можно меньше государственной поддержки. Разработана Стратегия высоких технологий до 2025 года: развитие новых технологий идет рука об руку с инвестициями в обучение и вовлечением общественности, чтобы подготовить людей для предстоящих изменений.

Огромный коммерческий потенциал ИИ (искусственного интеллекта) и Индустрии 4.0. Успешное технологическое лидерство в области ИИ является ключевым вопросом для конкурентоспособности, экономического роста и процветания в Германии и Европе.

Развитие транспорта будущего. Радикальный прорыв в технологиях с новыми формами двигателей и использование альтернативных видов топлива в сочетании с изменением поведения потребителей приводит к далеко идущим преобразованиям, охватывающим различные сектора. Германия не станет стратегически зависимой от одной-единст-венной технологии. Это означает производство и использование электродвигателей, гибридных двигателей, двигателей, работающих на водородном и синтетическом топливе.

Развитие биоэкономики: производство биотоплива, биологическое производство лекарств, моющих средств и косметических продуктов. Разработка национальной стратегии в области биоэкономики для преобразования экономики Германии в биоэкономику.

Компонент 3: Поддержание технологической автономии. Технологическая автономия - ключевой фундамент для функционирования высокоразвитого индустриального общества Германии. Необходимо избегать потери опыта и сохранять самоопределение в ключевых областях технологий. Это ключевое положение в новом стратегическом документе по укреплению безопасности и оборонной промышленности Германии.

Повышение кибербезопасности. Надежные цифровые коммерческие процессы являются предпосылкой коммерческого успеха. Это создает потребность в защищенных сетевых инфраструктурах и 1Т-системах. 1Т-безопасность стала решающим фактором коммерческого успеха и сохранения конкурентоспособности.

Обновление правил государственной помощи. Европейские правила государственной помощи ограничивают возможности европейских государств-членов поддерживать компании финансовыми решениями.

В качестве общего вывода анализа содержания немецкой стратегии промышленности: в стратегии есть все основные элементы, кроме сценариев. Это означает, что предложен единственный вариант развития - инновационный. Понимание проблем (опасностей), обусловленных внешними факторами (вызовами) и внутренними слабостями (отставанием по некоторым направлениям от лидеров), позволило сформулировать цели развития и определить мероприятия для решения проблем. Ключевые проблемы отражены в дополнительных стратегиях (сырьевой, трудовой, водородной и др.). Стратегия не назвала конкретных промышленных центров и районов, но определила наиболее инновационные отрасли и производства. Немецкая стратегия в своей заключительной части показывает важность разработки общеевропейской стратегии промышленности, считая свою национальную стратегию частью стратегии ЕС. Заметим, что разработка стратегии промышленности ЕС шла с 2012 г.1 Она начиналась с разработки Стратегии обрабатывающей промышленности (как и в России2). Финальный вариант промышленной стратегии ЕС (2020)3 имеет 2 дополнительные стратегии: малый и средний бизнес (как в немецкой стратегии), и единый рынок.

Переходя к анализу промышленной стратегии России, попытаемся сравнивать документы. Модели разработки Стратегии разные: немецкая стратегия сразу разработана как сводная. В России последовательно разрабатывались

1 Циренщиков В. Очередная версия промышленной политики ЕС // Современная Европа. - М., 2020. - № 6. - С. 153-162. -http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/6-2020/Tsirenshchikov-6-20.pdf

2 Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. - https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-06062020-n-1512-r/svodnaia-strategiia-razvitiia-obrabatyvaiushchei-promyshlennosti/

3 Communication from the commission to the European Parliament, the European Council, the council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions a New Industrial Strategy for Europe. C0M/2020/102 final. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1593086905382&uri=CELEX:52020DC0102

отдельные отраслевые (20 стратегий, начиная с 2009 г.1), затем - первая сводная для обрабатывающей промышленности (2020) и первая стратегия промышленности страны (2021)2. Наша стратегия промышленности скоординирована с реализацией ряда основных документов национального стратегического планирования (общих, для всей экономики, страны в целом). Отраслевые стратегии российской промышленности разработаны без координации с общей стратегией промышленности (её разработка оказалась последней), как часть Стратегии социально-экономического развития страны (старой версии, новая - до 2030 г. только начинает разрабатываться). Отраслевые стратегии опираются на параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (в части базового, целевого и консервативного сценариев). Всё это говорит о нарушенной последовательности разработки системы стратегических документов развития промышленности России.

При этом российская стратегия промышленности имеет дополнительную «Стратегию региональной промышленной политики до 2024 года» (2021)3. К настоящему времени региональная промышленная политика реализуется по четырем взаимосвязанным направлениям: координация действий регионов, поддержка промышленной инфраструктуры, поддержка инвестиционной деятельности, территориальные инструменты промышленного развития [там же, с. 3]. В приложении 2 представлены глобальные, национальные и отраслевые риски реализации Стратегии региональной промышленной политики РФ до 2024 года и на период до 2035 года. В матричной таблице - 18 типов рисков, каждому типу рисков дана оценка степени влияния. Высокий уровень воздействия имеют все типы глобальных рисков, а также национальные политические, экономические и финансовые риски. От низкого до высокого уровня воздействия на промышленность России (в разных регионах страны) имеют природно-антропогенные и природно-климатические риски. В пояснительной записке [там же] отмечено, что финансирование мероприятий, предусмотренных Стратегией, осуществляется за счет средств федерального бюджета. При реализации Стратегии обеспечивается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных внебюджетных источников.

В содержании сводной стратегии обрабатывающей промышленности России4 вводная часть посвящена проблемам. Среди основных названы следующие: износ основных фондов (оборудования); фрагментарный характер использования информационных технологий и автоматизации; дефицит высококвалифицированных кадров в связи с их миграцией в другие регионы; профессионально-квалификационный дисбаланс (несоответствие компетенций квалификационным требованиям); финансовые проблемы, ограничивающие рост предприятий; проблемы конкурентоспособности [там же, с. 3-6].

В стратегии представлено понимание ключевых вызовов для развития обрабатывающей промышленности: резкое усложнение условий конкуренции на внешнем рынке; усиливается технологическая конкуренция и экологические требования. Стратегия построена на принципах максимального использования внутреннего рынка как базовой платформы для создания и апробации новой продукции с последующей экспортной экспансией при безусловном обеспечении национальной безопасности [там же, с. 7]. Цель Стратегии - формирование в Российской Федерации промышленного сектора с высоким экспортным потенциалом, способного конкурировать в глобальном масштабе, обеспечивающего достижение национальных целей развития [там же].

Сценарии развития и индикаторы реализации Стратегии представлены в разделе 4 и прилож.1. Заключительная часть стратегии посвящена мероприятиям технологической, финансовой, инвестиционной и кадровой политики, политики стимулирования спроса, внешнеторговой политики. Раздельное и очень краткое представление проблем и мероприятий можно оценить как формальное. Опыт немецкой стратегии показывает иной вариант: проблемы названы и дана ссылка на специальные (дополнительные) Стратегии, в каждой из них решение проблемы рассматривается подробно. Дополнением к Стратегии обрабатывающей промышленности стало «Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности» (утв. 6.11.2021)5.

1 Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. - С. 6. - https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-06062020-n-1512-r/svodnaia-strategiia-razvitiia-obrabatyvaiushchei-promyshlennosti/

2 На комиссии Госсовета представили проект новой промышленной стратегии. 2021. - 16 марта. - https://iz.ru/1137833/2021-03-16/na-komissii-gossoveta-predstavili-proekt-novoi-promyshlennoi-strategii

3 Проект Стратегии региональной промышленной политики до 2024 года (2021). - https://minpromtorg.gov.ru/docs/#! strategiya_regionalnoy_promyshlennoy_politiki_rossiyskoy_federacii_do_2024_goda_i_na_period_do_2035_goda; Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении стратегии региональной промышленной политики российской федерации до 2024 года и на период до 2035 года. - https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!poyasnitelnaya_ zapiska_k_proektu_rasporyazheniya_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ob_utverzhdenii_strategii_regionalnoy_promyshlennoy_politiki_ros siyskoy_federacii_do_2024_goda_i_na_period_do_2035_goda

4 Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. - https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-06062020-n-1512-r/svodnaia-strategiia-razvitiia-obrabatyvaiushchei-promyshlennosti/

5 Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. № 3142-р. - http://static.government.ru/media/files/ Yu4vXEtPvMyDVAw88UuBGB3dGEr6r8zP.pdf

В исследованиях, посвященных промышленной стратегии1 и промышленной политике2 России, авторы критически оценивают роль промышленности в экономике страны. Отмечают главное: промышленное производство в настоящее время не служит источником роста российской экономики. Роль и место промышленности, особенно обрабатывающей, не соответствуют стандартам развитых и динамично развивающихся стран. Вместо постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, в стране складывается постиндустриальная экономика, основанная на обслуживающих (сервисных) видах деятельности. Поэтому нашей стране нужна новая стратегия развития для сохранения и усиления ключевой роли промышленности в экономике.

Разработка и актуализация национальных стратегий развития промышленности - ключевое направление стратегического планирования. Международные теории и практики подобных разработок требуют систематизации для формирования опыта профессионального стратегирования национальной промышленности. Это важно для адекватного управления и развития экономики страны.

1 Масютин С.А., Животовская А.Г. Реиндустриализация экономики как основа промышленной политики России // Экономика в промышленности. 2019. - Т. 12, № 4. - С. 416-425. Б01: 10.17073/2072-1633-2019-4-416-425. - https://ecoprom.misis.ru/jour/ issue/viewFile/47/46; Чекова Е.М. Анализ стратегии развития промышленности Российской Федерации // Вестник СамГУ. 2010. -№ 79. - https://cyberleninka.rU/article/n/analiz

2 Осьмаков В.С., Калинин А.М. О стратегии развития промышленности России // Экономический портал. - https://institutio nes. com/strategies/3017-o-strategii-razvitiya-promyshlennosti-rossii.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.