Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Статья посвящена анализу политики Российской Федерации в последнее десятилетие в направлении неоиндустриализации на основании стимулирования развития пятого индустриального технологического уклада. В статье рассмотрены элементы антологии темпов развития промышленного сектора экономики в контексте формирования промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF NATIONAL AND REGIONAL INDUSTRIAL POLICY IN THE CONTEXT OF NEO-INDUSTRIALIZATION

The article was devoted to the analysis of the policy of the Russian Federation over the past decade in the direction of neo-industrialization on the basis of stimulating the development of the fifth industrial technology. The article considers the elements of the anthology of industrial sector development in the context of industrial policy formation.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

УДК 332.1, 338.2

СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Г.В. Лепеш1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

Статья посвящена анализу политики Российской Федерации в последнее десятилетие в направлении неоиндустриализации на основании стимулирования развития пятого индустриального технологического уклада. В статье рассмотрены элементы антологии темпов развития промышленного сектора экономики в контексте формирования промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, технологический уклад, неоиндустриализация, перерабатывающая промышленность, ускорение развития.

THE CONTENT OF NATIONAL AND REGIONAL INDUSTRIAL POLICY IN THE CONTEXT

OF NEO-INDUSTRIALIZATION

G. V. Lepesh

St. Petersburg state economic University Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A.;

The article was devoted to the analysis of the policy of the Russian Federation over the past decade in the direction of neo-industrialization on the basis of stimulating the development of the fifth industrial technology. The article considers the elements of the anthology of industrial sector development in the context of industrial policy formation.

Keywords: industrial policy, technological structure, neoindustrialization, processing industry, acceleration of development.

Введение

Промышленность является важнейшим сектором реальной экономики Российской Федерации, доля которого в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составил на 2020 г 32,4%. В промышленном секторе занято более 32% населения страны. В настоящее время в России функционирует около 450 тыс. промышленных предприятий, на которых работает примерно 15 млн. чел.

Доля промышленности в ВВП стран Запада составляет в среднем около 25% (например, Европейский Союз 25,1%, Франция 19,5 %, Соединенное Королевство 20,2%, Бельгия 22,1%, Австрия, 28,4%, Польша 40,2%, Канада 28,2% [1]). Наиболее значимая европейская страна-производитель машиностроительной продукции Германия обладает долей

машиностроительной продукции в ВВП 30,7%. Относительно низкий уровень этого показателя для перечисленных стран объясняется высокой долей сферы услуг в ВВП, характерный для стран с высоким уровнем развития социальной сферы.

Интересен тот факт, что доля промышленного сектора в ВВП развивающихся стран значительно выше. Так страна с наиболее высоким темпом развития экономики - Китай имеет этот показатель на 2020 г. 40,5%. Высокую долю промышленного сектора в ВВП имеют станы постсоветского пространства, промышленная политика которых была направлена на сохранение промышленного сектора и его дальнейшее развитие в государственном управлении - Республика Беларусь (40,8%), Туркменистан (44,9%) и др.

1Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Безопасность населения и территорий от ЧС, СПбГЭУ, тел.: +7 (921) 751-28-29, e-mail: GregoryL@yandex.ru. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002.

Таким образом промышленный сектор Российской Федерации хотя и составляет наиболее существенную часть ВВП, однако на фоне уступающего большинству западных стран сектора, занимаемого сферой услуг, а также уровня показателей развивающихся стран требует дальнейшего роста. Промышленность в современном мире выступает локомотивом развития всех субъектов реальной экономики. Ее технологический уровень и ресурсное обеспечение определяют устойчивость не только экономического развития, но и политической устойчивости, а также удовлетворение общества в высококачественной технологичной продукции.

Основная часть

На сегодняшний день промышленность Российской Федерации составляют предприятия, сочетающие как современные высокотехнологичные производства, так и содержащие отсталые, лишенные конкурентных преимуществ технологии, которые сохранились с советских времен [2]. Во многих случаях вопросы перевооружения промышленных предприятий современной техникой и внедрения инновационных технологий в контексте неоиндустриализации упираются в целесообразность инвестиционных проектов, направленных на повышение качества продукции и расширение рынка ее реализации в условиях спроса, ограниченного внутренними потребностями страны и внешними санкциями.

Рассматривая российскую промышленность, эксперты условно разделяют ее на два сектора: добывающая промышленность (газовая, нефтяная, угольная и др.) и обрабатывающая промышленность (легкая, лесная, машиностроение, металлургическая, пищевая, химическая и др.). Причем зарубежные эксперты часто

представляют Российскую Федерацию как сырьевую державу, добывающую природные ресурсы и пополняющую свой ВВП преимущественно за счёт экспорта продукции газовой и нефтяной промышленности. Так престижный рейтинг Forbes «200 крупнейших частных компаний России» [3] по-прежнему возглавляют три нефтяные компании (на первом месте «Лукойл», на втором - «Сургутнефтегаз» и на пятом - «Татнефть»). Однако в стране действуют и развиваются успешные предприятия обрабатывающей промышленности, вполне конкурентоспособные на глобальном рынке. Например, промышленные компании: ПАО «Северсталь», ГК «Металл Профиль», ООО «АВТОТОР Холдинг», АО «Трансмашхолдинг» и др. также неоднократно входили рейтинг Forbes.

В течение последнего десятилетия доля обрабатывающего сектора в промышленный секторе российской экономики непрерывно подрастала. Даже в 2020 году открывались новые производства (рис.1,2) [4].

600 -

400

200

0 ¡Ш ей^кк^ Е-йакк

2018 г. 2019 г. 2020 г. □ Количество новых предприятий, шт

Н Объем инвестиций в открытие предприятий, млрд руб

Рисунок 1 - Динамика инвестиций в новые производства

Другое Деревообрабатывающая... Добывающая промышленность я Текстильная промышленность Медицина и фармацевтика

Электроника, приборы...

WSSSN

Химическая промышленность... Стройматериалы и строительные .. Машиностроение, металлообработка ..

0 10 20 30 40 50 60 70 ¡32020 г. 02019 г.

Рисунок 2 - Количество открытых новых производств в 2019 - 2020 гг. [5]

4

СПбГЭУ

Несмотря на сложную пандемийную ситуацию в 2020 году было открыто 169 новых производств, а инвестиции в их открытие составили почти 235млрд рублей. Хотя динамика отрицательная по сравнением с предыдущим 2019 г. (219 производств и 548 млрд рублей), но превышает уровень допандемийного 2018 г., что говорит о положительной динамике в целом.

Из рис. 2 видно, что в 2020 году в России запущено новых машиностроительных мощностей и металлургических производств. На втором месте - химические предприятия. Традиционно сохраняются тенденции к открытию новых производств строительных материалов, электроники и электроники.

Развитие металлургии в Российской Федерации обусловлено традиционно высоким спросом продукции на мировом рынке и растущим спросом на внутреннем. Основными потребителями продукции металлургической промышленности являются отрасли: жилищное и инфраструктурное строительство, транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, химическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс и др..

Растущая потребность этих отраслей в металургической продукции обусловлена программами развития: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 г.». «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и др., - реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие государства в среднесрочной перспективе.

Промышленная политика Российской федерации в области развития металлургии

110 -

105 -

100 95 90

2015 г.

I

2016 г.

ж

2017 г.

I

2018 г

заключается во взвешенной налоговой политике, балансирующей на грани поддержания инвестиционного климата в области развития отечественной металлургии и прибыли металлургических компаний, имеющих значительные зарубежные активы, в установлении акцизов на продукцию, поставляемую за рубеж, и др..

В целом современное состояние промышленного сектора экономики (рис.3) характеризуется относительно неустойчивым ростом объема за счет обрабатывающего сектора и незначительного роста доли добывающего сектора. Причинами данной тенденции являются: увеличение поставок российского природного газа в связи с наращиванием производства сжиженного природного газа (СПГ), а также в связи с сокращением его добычи крупнейшими производителями Запада.

Констатируя изложенные факторы, следует признать, что российская промышленность уже длительное время не находится в состоянии нарастания технологического отставания от промышленности ведущих стран мира. Трендом последнего десятилетия в научной сфере является дискуссия о выборе направлений экономической политики и формировании новой модели экономического развития, обеспечивающей " скачкообразный" рост промышленного производства. В качестве такой модели экономического развития России называется концепция неоиндустриальной модернизации [6,7], основоположником которой является С.С. Губанов [8]. В общих чертах неоиндустриализации связана с развитием высокотехнологичного способа производства, преобладанием интеллектуального труда, высшей квалификации рабочего персонала, и использовании наука в качестве непосредственной производительной силы.

1

2019 г.

1

2020г

2021 г.(по II кв.)

0 Промышленнось в целом 0 Добывающий сектор Э Обрабатывающий сектор

Рисунок 3 - Темпы роста промышленности в России за период 2015 -2021 г. (II кв.) [91] Прежде всего неоиндустриализация от- предполагает широкомасштабную автоматиза-носится к обрабатывающей промышленности и цию управленческих и технологических

1 С учетом https://www.tadviser.ru/index.php

процессов, основанную на использовании искусственного интеллекта и технотронного взаимодействия:

- широкомасштабного внедрения комплекса прорывных технологий, таких как аддитивное или аддитивно-субтрактивное вместо субтрактивного;

- интегрированное непрерывное электронное управление расширенным производственным циклом продукции (цифровые двойники и промышленный интернет), позволяющее переходить к киберфизическому типу производства;

- роботизация производства на основе сочетания машинного и интеллектуального взаимодействия с человеком.

Таким образом неоиндустриализация в России напрямую связана с развитием высокотехнологичного сектора обрабатывающей промышленности.

Анализируя законодательные акты Российской Федерации в области промышленной политики, следует отметить, что ведущая роль в реализации парадигмы неоидустриализации принадлежит бюджетной политике. Уже в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [10] в качестве одной из ключевых задач экономической политики России определено проведение новой индустриализации народного хозяйства, обеспечивающей развитие национальной инновационной системы, а также «формирование системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учетом развития ключевых производственных технологий».

В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон «О промышленной политике РФ» [11], где в качестве одной из целей обозначено формирование высокотехнологичной промышленности, обеспечивающей инновационное развития экономики. В законе предусмотрены государственные формы поддержки и стимулирования в создании высокотехнологичного сектора, включая финансовые, информационно-консультационные, а также предоставление государственных и муниципальных преференций. Конкретными формами поддержки явились государственные фонды развития промышленности, специальный инвестиционный контракт, индустриальные парки, промышленные кластеры.

Хотя в первоначальной редакции закон не в полной мере определял место и роль промышленной политики в экономическом развитии страны, его принятием в стратегии общегосударственного развития была определена ключевая роль «новой индустрии» в обеспечении экономического роста страны и ее

конкурентоспособности на мировых рынках. В современных условиях участие государства в развитии промышленного производства реализовано через отраслевые стратегии, в основе которых реализуются 20 отраслевых документов относительно отраслей обрабатывающей промышленности.

По данным Минпромторга [12] в 2020 году был реализован механизм поддержки региональных программ развития промышленности в рамках единой региональной субсидии (постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 г. № 194). В декабре 2020 года был проведен конкурсный отбор. На участие в конкурсном отборе регионами было подано 52 заявки из всех федеральных округов России, из которых было отобрано 25 заявок. Сумма запрошенных иных межбюджетных трансфертов по всем заявкам составила 9,8 млрд рублей (софи-нансирование из региональных бюджетов - 3 млрд рублей.

На гайдаровском форуме в 2017 году отмечено, что «Высокотехнологичный сектор вносит значимый вклад в российскую экономику (около 22,3% ВВП, 36,6% числа работников, около 15% в сборе налогов на прибыль), играет важнейшую роль в импортозамещении и обеспечении национальной безопасности страны».[13]

В работе российских экспертов в области экономической политики отмечается, что [14] «в условиях расширения санкций и ограниченности практических успехов в улучшении бизнес-климата государство неизбежно будет дополнительно обращаться к политике опережающего развития». Особенностью такого подхода является точечное целевое субсидирование компаний-лидеров, поддержка создания новых высокотехнологичных секторов и собственной технологической базы. Не отрицая значимости политики опережающего развития в современных условиях развития российской экономики, следует согласиться с авторами [14] о том, что для достижения значимого экономического эффекта все же требуется сделать и следующий шаг - «перейти от точечных результатов на уровне отдельных компаний к созданию условий для быстрого распространения новых технологий и перспективных бизнес-моделей в экономике».

В июне 2020 г премьер-министр России Михаил Мишустин подписал документ, утверждающий общую стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2024 года [15]. Стратегия ставит цели ускорения роста мощности производства и технологического развития России, улучшение качества продукции и рост конкурентоспособности экспортной продукции, внедрение цифровых технологий в

6

СПбГЭУ

промышленное производство. Изменениям и модернизации подвергнется множество отраслей, от авиационной промышленности до сельскохозяйственного машиностроения.

Основные индикаторы, поставленные в стратегии направлены на развитие экономики пятого индустриального технологического уклада, основанной на возможностях электронной и атомной энергетики, инновациях в области микроэлектроники, информационных технологиях, генной инженерии, биотехнологии и др., являющимися основными трендами неоиндустриализации. При этом предполагается диверсификация государственного стимулирования в различных отраслях промышленного производства. Так к 2024 году увеличение количества компаний, осуществляющих инновации, до 50% от их общего числа, повышение затрат на цифровизацию до 5,1% от создаваемой валовой добавленной стоимости, достижение объёма экспорта промышленной продукции в размере 205 млрд долларов в год, в том числе высокотехнологичной продукции машиностроения - 60 млрд долларов [16]. По итогам реализации стратегии рост индекса производства обрабатывающей промышленности должен составить 116% к 2024 году, к 2035 году - 192% (по сравнению с базовым 2019 годом).

Выводы

Несмотря на тяжелый системный кризис 90-х годов, сопровождаемый значительным спадом промышленного производства, с начала 2000-х годов в сегменте промышленности Российской Федерации фиксируется устойчивая тенденция роста и развития.

Промышленная политика Российской Федерации носит инвестиционный характер и направлена на опережающее развитие отраслей пятого индустриального технологического уклада, основанных на широкомасштабное внедрение цифровых технологий в промышленное производство - в управление и контроль технологических процессов на всех производственных стадиях и видах производств, во взаимную информационную интеграцию, в том числе - с использованием государственных информационных систем.

Основным субъектом промышленной политики выступает Правительство Российской Федерации (Минпромторга России). В качестве субъектов промышленной политики сегодня выступают госкорпорации, системообразующие компании, общественный сектор, регионы, имеющие свои стратегии развития.

Механизм промышленной политики реализован через поддержку региональных программ развития промышленности. Региональная

промышленная политика определяется исходя из также с учетом инвестиционной политики конкретного региона.

Литература

1. Статья:Промышленное_производство_в_России

2. http://www.kremlin.ru/acts/ ВВП по секторам экономики. URL: https://www.yestravel.ru/world/econ-omy/gdp_ composition_by_sector (дата обращения: 01.08.2021).

3. Главные проблемы российской промышленности // ТОРГПРОМИНФО. Торговопромышленный портал. URL: http://torgprominfo.com/news/glavnye-problemy-rossijskojpromyshlennosti (дата обращения: 01.7.2021).

4. URL: https://www.forbes.ru/rating/409143-200-krupneyshih-chastnyh-kompaniy-rossii-2020-reyting-forbes (дата обращения: 01.08.2021).

5. URL: https://sdelanounas.ru/blogs/140903/ (дата обращения: 01.7.2021).

6. Позднякова Е.А. Неоиндустриализация как новый этап экономического развития // Журнал экономической теории. 2013. № 1. С. 45-60.

7. Сушкова И.А., Калашников И.Б. Новая индустриализация российской экономики: идеи, практика, обоснование: монография / под ред. И.А. Сушковой. Саратов: Наука, 2014. 234 с.

8. Губанов, С.С. Державный прорыв: неоиндустриализация России и вертикальная интеграция / Сергей Губанов. - Москва : Книжный мир, 2012. - 223 с; ISBN 978-5-8041-0592-2

9. Составлено по данным росстат https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993bank73 5260

10. URL: https://docs.cntd.ru/document/420242984

11. Минпромторг России. URL: https://min-promtorg.gov.ru/ activities/regions/ed_reg_subb/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Высокотехнологичный бизнес в регионах России. Национальный доклад // Баринова В.А., Земцов С.П., Семенова Р.И., Федотов И.В. - М.: РАНХиГС, АИРР, 2017. - 56 с. /// Национальный доклад о развитии высокотехнологичного бизнеса в регионах России URL: https://www.researchgate.net/publication/322656032_N acionalnyj_doklad_Vysokotehnologicnyj_biznes_v_regi onah_Rossii_National_report_High-tech_business _in_ the _Russian_regions (дата обращения: 01.08.2021).

13.

14. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Погребняк Е.В. Промышленная политика федерального уровня: базовые модели и российская практика./ Журнал НЭА, №3 (39), 2018, с. 146 - 154.

15. Распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 г. и на период до 2035 г. URL: https://www.gar-ant.ru/ products/ipo/prime/doc/74142592/ (дата обращения: 01.08.2021).

16. Стратегия развития обрабатывающей промышленности до 2024 г. URL: https://budget.min-promtorg.gov.ru/ citizens/post/view/strategiya-razvitiya-obrabatyvayushchey-promyshlennosti-do-2024-g-2 (дата обращения: 01.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.