Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
921
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ТОЧКИ РОСТА / КОРОНАВИРУС / WORLD DIVISION OF LABOR / DEVELOPMENT PROGRAMS / PRODUCTION / GROWTH POINTS / CORONAVIRUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев Станислав Константинович, Альпидовская Марина Леонидовна

Государство имеет решающее влияние на развитие промышленного сектора, который является материальной основой для функционирования современной экономики. Целью данной работы является анализ действующей промышленной политики, отражённой в нормативных документах, а также её оценка на основе статистических данных. Результаты данного исследования позволят предложить возможные направления развития, а также оценить устойчивость отечественного промышленного сектора перед актуальными кризисными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INDUSTRIAL POLICY IN RUSSIA: ANALYSIS, PROBLEMS, PROSPECTS

The state has a decisive influence on the development of the industrial sector, which is the material basis for the functioning of the modern economy. The aim of this work is to analyze the current industrial policy reflected in regulatory documents, as well as its assessment based on statistical data. The results of this study will allow us to suggest possible directions of development, as well as assess the sustainability of the domestic industrial sector against current crisis phenomena

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Рязанцев Станислав Константинович

студент,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: stasruez@gmail.com

Альпидовская Марина Леонидовна

Научный руководитель, д.э.н., профессор,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: morskaya67@bk.ru

Аннотация: Государство имеет решающее влияние на развитие промышленного сектора, который является материальной основой для функционирования современной экономики. Целью данной работы является анализ действующей промышленной политики, отражённой в нормативных документах, а также её оценка на основе статистических данных. Результаты данного исследования позволят предложить возможные направления развития, а также оценить устойчивость отечественного промышленного сектора перед актуальными кризисными явлениями.

Ключевые слова: мировое разделение труда; программы развития; производство; точки роста; коронавирус.

JEL: E24, E66, F13;

STATE INDUSTRIAL POLICY IN RUSSIA: ANALYSIS, PROBLEMS, PROSPECTS Ryazantsev Stanislav Konstantinovich,

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

e-mail: stasruez@gmail.com

Scientific adviser: Alpidovskaja Marina Leonidovna, Doctor of Economics, Professor, e-mail: morskaya67@bk.ru

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract: The state has a decisive influence on the development of the industrial sector, which is the material basis for the functioning of the modern economy. The aim of this work is to analyze the current industrial policy reflected in regulatory documents, as well as its assessment based on statistical data. The results of this study will allow us to suggest possible directions of development, as well as assess the sustainability of the domestic industrial sector against current crisis phenomena.

Keywords: world division of labor; development programs; production; growth points; coronavirus.

Промышленный сектор крайне важен для нормального функционирования экономики любой страны. Несмотря на то, что на данный момент в век пост-индустриального общества к нему не приковано такое пристальное внимание как раньше, но развитие промышленности, её технологичность, доля в структуре ВВП и прибыльность, являются одними из важнейших показателей, по которым

по-прежнему оценивается позиция страны на мировом рынке. Развитый финансовый сектор делает страну и её народ процветающей, но для нормального функционирования экономики должен быть выстроен сбалансированный и развитый промышленный сектор, который сможет обеспечить и внутренний спрос, и составить конкуренцию на мировом рынке.

Российская промышленность имеет богатую историю, полную взлётов и падений, структурных преобразований и перестроек согласно потребностям времени. Современный отечественный промышленный сектор построен на основе приватизированных советских предприятий и является основой материального производства. Процесс приватизации в период перехода от социализма к капитализму казался верным решением, но сейчас, даже за относительно небольшое время история показала, что подобные меры были экономически необоснованными, поспешными и разрушительными для экономики. Социологические опросы в 2008 году, в период, когда приватизация уже закончилась и стали видны её последствия, показали, что до 90% россиян не одобряют этот процесс и считают его нелегитимным [3]. Материальный ущерб, по данным счётной палаты за 2004 год, составил 1,25 млрд долл., по сведениям МВД России было выявлено 52938 преступлений, связанных с приватизацией, упало общее качество отечественной продукции и марка «сделано в России» в настоящее время не является показателем такого качества для обывателя, как раньше, особенно в сфере высокотехнологичных производств [5]. Такие проблемы возникли из-за неподготовленности правовой базы, ошибок в управлении и поспешностью принимаемых решений. Наши зарубежные коллеги из числа стран постсоветского пространства не были столь же категоричны в построении рыночных отношений и им в основном удалось сохранить и реализовать промышленный потенциал, доставшийся от СССР.

В современных условиях является актуальным вопрос грамотного построения самодостаточной, но в то же время интегрированной в мировую систему хозяйствования экономики, основой которой должен быть развитый и технологичный промышленный сектор, способный эффективно отвечать вызовам времени. Из-за сложной политической и экономической ситуации эффективное участие России в мировом разделении труда ставится под сомнение. Целью данного исследования является разбор государственной экономической политики в сфере промышленности, анализ её влияния на валовое производство, выявление проблем и определение перспектив.

Современная Россия без сильной экономики, промышленности и политических союзников является просто «пустым» пространством между развитой Европой и Азией, и вся её значимость на данный момент основана на остатках советской экономики, амбициях, эксплуатации природных ресурсов и обороноспособности. Наша страна со своим уникальным географическим положением потенциально может производить практически любой продукт из сырья, производящегося внутри страны, но в современных условиях мы являемся одним из сырьевых придатков мировой экономики. Так продолжаться не может, иначе Россия не только потеряет свой потенциал для утверждения себя равной ведущим странам, но и станет для них очередным рынком сбыта и объектом для манипуляций.

Мы считаем, что для лучшего понимания ситуации в этой сфере для начала необходимо рассмотреть структуру экспорта и импорта. Именно структура торгового оборота наглядно даёт понять, что представляет Россия для других стран, насколько экономические субъекты обеспечены внутренними ресурсами.

Таблица 1 - Структура экспорта и импорта по видам товаров за 2018, 2019 годы [составлено автором на основе данных Росстата]

Доля в экспорте (% Д оля в импорте (%)

2016 2017 2018 2019 2016 2017 2018 2019

Продовольственные товары и с/х сырьё 5,2 5,1 5,8 5,5 14,5 12,7 12,7 12,4

Минеральные продукты 62,1 63,2 60,4 64,8 2,7 1,9 2 2,1

Продукция химической промышленности 6 5,4 6,7 6,1 18,6 17,7 17,7 18,3

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,3 3,2 3,3 3,1 1,8 1,6 1,6 1,6

Текстиль 0,5 0,4 0,4 0,4 6 6 6,7 6,7

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 10 10,2 13,5 12,1 6,2 6,9 7,2 7,5

Машины, оборудование и транспортные средства 7,3 6,4 7,8 6,4 44,3 44,3 48,3 47,3

Прочее 5,6 6,1 2,1 1,6 5,9 8,9 3,8 4

Данные Таблицы 1 только подтверждают общеизвестный факт, что Россия представляет на мировом рынке сырьевую базу для более развитых государств. Доля в экспорте товаров, производящихся в результате сложного технологического процесса, мала и не может обеспечить внутренний спрос, в основном их закупают за границей. В основном, наши несырьевые товары пользуются спросом у менее развитых стран и соседей, в рамках мирового рынка многие их них проигрывают своим зарубежным аналогам.

Политика продажи продуктов добывающей промышленности, которой придерживается наше правительство с 1960-х годов по настоящее время выражается не только в привлечении прибыли в иностранной валюте, но и в ряде политических и социально-экономические проблем: зависимость нашей экономики от ситуации на сырьевом рынке, вопросы к правительству со стороны общественности о распределении привлечённых средств, конкурентное отставание в технологически сложном производстве.

Несмотря на популистские заявления политиков в духе «догнать и перегнать» зарубежных коллег и о вхождении России в «пять крупнейших экономик мира» в ближайшее время, на деле мы не видим позитивных перспектив для достижения этих целей. Российская экономика по темпам роста не только не догоняет ведущие экономики мира, но отстаёт от них: за 2018 год Китай показал темп роста в 6,6%, США - 2,9%, Индия - 6,8%, в то время как Россия только 2,3%. Конечно, мы обгоняем такие страны по темпам роста как Япония (0,8%), Германия (1,5%), Великобритания (1,4%), но при таких условиях по совокупному объёму ВВП и уровню жизни мы догоним их ещё не скоро [12]. Форсированию данного процесса может помочь грамотная промышленная политика, которая послужит не только стимулом для развития материального производства, но и позволит развиваться иным хозяйствующим субъектам, которые будут оказывать услуги производителям. Развитый промышленный сектор обеспечит не только серьёзный экономический рост, но и увеличит социально-экономическое положение субъектов и населения.

Правовая база промышленной политики в современных условиях основана целым рядом документов, но основными, на наш взгляд, являются два: Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ о «Развитии промышленности и повышении ее конкурентоспособности».

Первый документ принят 31 декабря 2014 года и содержит положения о полномочиях органов государственной власти, механизмах и направлениях развития. Данный документ очень важен в условиях реализации политики импортозамещения и реализации стратегических государственных программ. В рамках данного закона обозначены следующие цели промышленной политики: повышение конкурентоспособности и темпов роста, внедрение инноваций, поддержка экспорта,

снижение риска техногенных катастроф, снижение производственных издержек. Он содержит общие принципы и механизмы стимулирования предприятий в рамках реализации промышленной политики. В рамках данного закона государство обеспечивает контроль за отдельными экономическими субъектами, создаёт доступную информационную базу и правовую поддержку, создаёт условия для инвестирования, предоставляет адресные субсидии.

Главный недостаток этого документа выражен в том, что в нём не определено место промышленной политики в социально-экономической жизни страны. Она выражается лишь в мерах для исправления негативного положения, в котором отечественная промышленность находится с момента появления РФ. Некоторые механизмы предоставления поддержки в рамках данного закона не эффективны. Получение заказов, грантов, финансовой поддержки подразумевает конкурсную основу, что создаёт потенциал для реализации «теневых» схем, способствует развитию коррупции и не может в полной мере обеспечить финансирования перспективных отраслей. Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров проводится не через конкретные методики и развитие реальных преимуществ перед зарубежными аналогами, а через нормативы их потребления для государственных органов. Безусловно, не вызывает сомнений, что органы государственной власти должны материально обеспечиваться отечественными производителями, но необходимо государству проявить инициативу в плане продвижения подобных товаров на более массовый рынок. Реализация многих планов, разработка конкретных программ, в рамках данного закона, отданы под ответственность муниципальных органов власти или хозяйствующих субъектов [3].

Вторым документом, оказывающим значительное влияние на промышленную политику, является, принятое 15 апреля 2014 года постановление Правительства РФ о «Развитии промышленности и повышении ее конкурентоспособности». Данный документ корректирует и подтверждает курсы предыдущих подобных программ, задаёт новые векторы развития до 2024 года и является смысловым дополнением к вышеупомянутому закону «О промышленной политике в Российской Федерации». Программа содержит более подробные инструкции для поддержки конкретных отраслей, приведены плановые и фактические показатели, обозначены объёмы субсидии и круг ответственных за реализацию программы государственных органов. Программа основана на принципе «управления рисков развития промышленности на основе матричного соотнесения параметров приоритетных отраслей промышленности и возможных инструментов промышленной политики» [2]. Данная методика полностью оправдана для решения требуемых задач и направлена на анализ потенциала повышения доходов и понижения затрат и рисков по отдельным отраслям вследствие использования мер, предусмотренных данной программой.

Программа имеет несколько подходов к решению поставленных задач. Отраслевой подход подразумевает развитие отдельных отраслей промышленности, создание условий для производства качественных, высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров. Операционно-функциональный подход подразумевает комплексную поддержку проведения исследований и внедрения инноваций; совершенствование материального производства с помощью повышения качества инфраструктуры, материалов и квалификации кадров; развитие регионов.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

1. Обеспечение саморазвития российской промышленности и её интеграции в мировую экономику с помощью комплексного обновления материально-технологической базы и внедрения инноваций;

2. Создание условий для проведения НИОКР и обеспечения производств качественными, доступными и экологичными материалами;

3. Стимулирование экспорта;

4. Создание современной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности.

Рисунок 1 наглядно отражает структуру данной программы.

Рисунок 1 - Структура государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [7]

В рамках данной программы предусмотрены подпрограммы, рассчитанные на развитие конкретных отраслей промышленности. Данный документ содержит реальные суммы поддержки для каждой из различных сфер промышленности, которые различны в зависимости от периода и отрасли. Суммы поддержки в денежном выражении различных отраслей согласно подпрограммам отражены в Таблице 2.

Как мы можем видеть из данных Таблицы 2, программа предусматривает стимулирование развития производства материалов, поддержку технологически сложного производства. Всё это в целом только подтверждает публичные заявления о приоритетном развитии инноваций. Высокий приоритет развития производства материалов так же оправдан, так как качественное, отечественное сырьё снижает издержки у производителей, понижает цену для потребителей и уменьшает зависимость российской экономики от зарубежных поставок. Совокупные вложения в производство машин и оборудования самые большие по сравнению с остальными тратами, что обусловлено

необходимостью прекращения тенденции зависимости многих секторов нашей экономики от зарубежного оборудования и необходимостью обновления парка общественного транспорта и дорожно-коммунальных служб, повышения экологичности транспорта и производства. Низкие вложения в лёгкую промышленность обусловлены приоритетом развития тяжёлой, так как наиболее экономически обоснованно развивать вначале более ресурсоёмкие и фундаментальные сферы производства, и только на их основе создавать производство товаров народного потребления. Также большое внимание уделяется сохранению экологии страны.

Таблица 2 - Затраты на развитие отдельных отраслей промышленности в млн руб. [составлено автором на основании источника]

Год Машиностроение Производство средств производства Лёгкая промышленность Производство материалов Производство высокотехнологичной продукции Содействие НИОКР Развитие и поддержание промышленной инфраструктуры

2015 78806,8 17750,8 26310,4 56516,5 95815,7 91207,5 30000

2016 11065,4 15372,1 15070,2 67341,1 80428,6 70115,5 51042,1

2017 98982,8 95663,9 17304,5 19014,7 22461,3 49042 49483,1

2018 15245,8 15743,3 20482 17657,3 24081,9 58603,5 83102,3

2019 23664,1 50983,5 37571,9 90000 44467,1 88402,4 10225,3

2020 39529,5 36136,5 13804,5 80000 45012 11848,7 21071,9

2021 42408,4 27983,5 13804,5 14000 74372,1 14358,3 18956,2

2022 44297,8 31983,5 13804,5 90000 14391,2 15208,5 18519,4

2023 26213,4 47983,5 20571,9 90000 13899,1 67404,3 48893,8

2024 26213,4 47983,5 20571,9 90000 12447,5 67404,3 48893,8

Всего 406427 387584 199296 614529 427377 533595 380188

Наше правительство активно поддерживает внедрение инноваций в производственный процесс, и, по нашему мнению, это правильный вектор развития в текущих условиях, так как высокотехнологичное производство в перспективе обеспечит конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке и повысит уровень жизни населения. Но как обстоят дела на деле? Компании, развивающие инновационные методы производства, сталкиваются с риском. Риском отсутствия результата, убытков, потери деловой репутации и т. д. Государство в связи с этим стремится компенсировать их с помощью льготных условий для таких организаций, и это приносит свои плоды. Крупные российские компании, такие, как Mail. Group, Яндекс, Сбербанк, активно проводят инновационную политику, так как это даёт им возможность увеличивать свою прибыль и завоёвывать новые рынки. Но перечисленные компании не промышленные производители, они специализируются на информационных продуктах и различных услугах, что незначительно влияет на материальное производство. Конечно, нельзя отрицать, что качественное программное обеспечение, банковское обслуживание и доступ к информации крайне важны для любого предприятия, но они оказывают лишь косвенное влияние на материальное производство.

Что касается непосредственно материального производства, ситуация неоднозначная. С одной стороны, многие организации могут себе позволить проводить исследования и внедрять

инновации в производство. Отечественная промышленность представлена широким ассортиментом высокотехнологичных продуктов различного назначения, но его доля в общем объёме незначительна. Главная проблема российского высокотехнологичного производства - это отсутствие массовости и ориентированности на широкого потребителя. Основное внимание государства традиционно направлено на стратегическую отрасль (оборона, энергетика, авиастроение, космическая отрасль и др.), сохраняющую конкурентоспособность на мировом рынке, но спрос на такие товары ограничен и находится под влиянием многих политических, экономических и технологических факторов, что не позволяет в полной мере положиться на этот источник развития. Производство высокотехнологичных товаров массового пользования не развито в силу относительной новизны этой отрасли для российской экономики [9]. Государство выделяет средства на её развитие, но результаты неоднозначны. Несмотря на большие объёмы государственных субсидий, предлагаются сомнительные проекты и прототипы, не отвечающие требованиям, собранные из иностранных комплектующих или просто нерентабельные. В подобных условиях государству необходимо ужесточить контроль за исполнителями, тратой ими бюджетных средств, подбора персонала для исследований. В данный момент можно наблюдать постепенное улучшение ситуации: крупные 1Т компании, производители и банки предлагают товары, которые могут составить конкуренцию зарубежным, если не на мировом рынке, то хотя бы на отечественном. Но рядом с успешными, активно внедряющими инновации компаниями, существует большое количество предприятий, которые используют устаревшие технологии, оборудование, имеют серьёзные финансовые проблемы, что является причиной понижения эффективности, безопасности и экологичности производства, а также не позволяет технологически развивать процесс производства.

Российская экономика зачастую представляется как сырьевая, но это не совсем так, доля добывающего сектора составила 49,3% в 2018 году. Такие компании, как «Металл Профиль», ПАО «Северсталь», ООО «АВТОТОР Холдинг» и т. д., являются весьма успешными представителями обрабатывающейпромышленности.СогласноисследованиямРосстата,несмотрянаполитикуснижения зависимости нашей экономики от цен на энергоресурсы и повышения доли обрабатывающего сектора, доля добычи полезных ископаемых выросла (с 34,1% в 2010 г. до 38,9% в 2018 г.), а обрабатывающих производств, наоборот, сократилась - с 53,2 до 50,7%. Доля нефтегазового сектора увеличилась и в структуре обрабатывающих отраслей. Так, доля производства нефтепродуктов выросла с 17 до 23%, при этом металлургическое производство и машиностроение, напротив, сократились [10]. Как можно увидеть на Таблице 3 по итогам периода с 2015 по 2019 год добывающая промышленность обогнала обрабатывающую на 1,3% В 2018 году наблюдался спад таких высокотехнологичных отраслей, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий на 1,26%, научные исследования и разработки на 0,56%, производство прочих транспортных средств и оборудования на 3,27%, что в целом связано с пониженными тратами на связанные с этими производствами отраслями согласно программе развития [8].

Таблица 3 - Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности (в % к предыдущему году) [10]

Промышленное Добыча полезных Обрабатывающие

производство ископаемых производства

2015 99,2 100,7 98,7

2016 102,2 102,3 102,6

2017 102,1 102,1 102,5

2018 102,9 104,1 102,6

2019 102,4 103,1 102,3

Средний темп роста 101,8 102,5 101,7

Проблема увеличения доли добывающего сектора в нашей экономике стоит с каждым годомвсё острее, так как многие макроэкономические показатели, в том числе цена на рубль чётко коррелирует с ценами на нефть, а нестабильная национальная валюта замедляет темпы роста экономики и понижает привлекательность российского рынка для зарубежных инвесторов. В последнее время мировой рынок перенасыщен нефтью и попытки регулирования предложения странами ОПЕК приводят к нестабильности валюты и проблемам с прогнозированием, что негативно сказывается на социально-экономическом положении страны. Пока что наша экономика способна существовать с текущими ценами, но учитывая тенденцию к их снижению, можно с уверенностью заявить, что в перспективе добывающую промышленность в России ждут тяжёлые времена. Это серьёзно ударит по бюджетным фондам, так как они лишатся не только прибыли с налогов и иных отчислений, но и будут вынуждены помогать разоряющимся компаниям, что только увеличит ущерб и приведёт к серьёзным социально-экономическим последствиям. В данных условиях отечественный добывающий сектор должен стремиться быть ориентированным на внутреннего потребителя. Для этого необходимо развивать производство топлива, материалов и различной продукции из нефтепродуктов. Также стоит снизить налоговую нагрузку на предприятия данного сектора, так как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль и НДС делают нефть дорогой для потребителя, что снижает рентабельность для производств и сильно увеличивает конечную цену продукта, что в свою очередь понижает конкурентоспособность товара, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Дорогие энергоресурсы негативно влияют на конечную цену практически любого товара, производящегося на территории РФ.

Государству в данных условиях нужно действовать аккуратно, чтобы не понести слишком большие убытки от потери «нефтяных» доходов. Необходимо проводить планомерную политику по развитию обрабатывающего сектора. Поиск «точек роста», помощь социально значимым и разоряющимся предприятиям, спонсирование перспективных проектов, развитая правовая база - всё это будет положительно влиять на темпы развития. Но на данный момент, как мы можем видеть в программе развития, каждый год траты даже в рамках одной отрасли сильно колеблются, что создаёт условия для её нестабильности, такие отклонения в инвестициях необходимо сократить и пересмотреть структуру затрат в пользу обрабатывающего сектора.

Стоит отдельно рассмотреть такой эффективный инструмент государственной промышленной политики, как создание и развитие «точек роста». В основе такой концепции лежат разработки французского экономиста Франсуа Перру, в которых отрицается возможность повсеместного роста. Он начинает распространение с определённой территории и под его влияние попадают периферийные зоны. Общий экономический рост происходит за счёт постоянного появления «точек роста» в разных местах, которые со временем теряют свой потенциал и впоследствии либо оживляются старые, путём внедрения инноваций, либо появляются новые. В условиях географического и социально-экономического разнообразия России есть все условия для реализации такой политики. Эффективно распределяя ресурсы региона, можно создавать эффективные производственные цепочки и промышленные кластеры. Такие экономические субъекты в процессе своего развития будут распространять свою деятельность на соседние регионы и другие сферы хозяйственной деятельности. Это приводит к появлению относительно независимых макроединиц, со следующей структурой:

• базовая отрасль, которая и является «точкой роста»;

• группа связанных с ней отраслей;

• группа связанных с ней производств и услуг, обеспечивающих развитие внешнего эффекта.

Точки экономического роста по источнику развития делятся на:

• организационные

• ресурсные

• технологические

• финансовые

При реализации данной политики очень важно внедрение инноваций и открытие новых производств, так как развитый промышленный комплекс полезен для экономики не только материальными результатами своей деятельности, но и созданием новых производственных цепочек, которые уже в свою очередь будут влиять на развитие связанных с ним экономических субъектов и социально-экономическое положение регионов. Стоит заметить, что в СССР проводилась подобная централизованная политика, например, процесс создания промышленных центров, моногородов и т. д., что и было своеобразным созданием «точек роста». Но, как было сказано ранее, они не способны форсировать развитие местной экономики постоянно, в них необходимо инвестировать, чтобы она не теряла своей актуальности и эффективности, но, как показывает практика, отечественные собственники склонны эксплуатировать даже уже устаревшую производственную базу с целью максимизации прибыли в краткосрочном периоде, а не вкладываться в развитие.

Под региональной точкой экономического роста следует понимать отдельное предприятие или совокупность хозяйствующих субъектов, обладающих потенциалом саморазвития и имеющих возможность обеспечить высокое развитие региональной экономики. Задачей государства в данных условиях является создание условий для появления «точек роста» и их финансирование. Для этого необходимо создать систему критериев и механизмов поддержки, по которым может быть определено перспективное предприятие и способы его поддержки за счёт использования бюджетных средств. Критериями могут служить показатели финансовой деятельности, экономические данные по связанным хозяйствующим субъектам (как уже имеющимся, так и потенциальным) и характер деятельности такого предприятия. Этот процесс весьма затратный, но он способен дать серьёзный импульс для улучшения социально-экономического положения субъектов [10].

Но на данный момент условия функционирования промышленного сектора изменились. Эпидемия коронавируса неожиданно изменила условия, в которой должна функционировать мировая экономика в целом и промышленность в частности. По прогнозам ВТО, мировая торговля за 2020 год упадёт примерно на треть, что повлечёт за собой нарушение цепочек снабжения и снижение спроса на определённые категории товаров. В связи с этим эксперты Euler Hermes ожидают рецессию обрабатывающей промышленности. В России в таких отраслях промышленности, как текстильное производство, машиностроение, производство транспортного оборудования, производство сырьевых товаров, спад по причине нарушения поставок будет незначительным, так как текущий объём запасов высок и предприятия этих отраслей не находятся в заметной зависимости от иностранных поставок и ситуации на мировом рынке. Отечественная экономика может самостоятельно обеспечить такие предприятия сырьём, чего нельзя сказать об электронной промышленности и производстве компьютерной техники. Как было сказано ранее, в данных секторах экономики даже в «нормальных» условиях наблюдался спад, так что можно сказать, что высокотехнологическое производство в России без иностранных поставок и серьёзной поддержки со стороны государства получит серьёзный урон. Этот процесс неизбежен, так как в данных условиях развернуть масштабное внутреннее производство внутри страны необходимых комплектующих не представляется возможным [11]. Также общую ситуацию будет усугублять изменившаяся структура потребительского спроса, который сместится в сторону более дешёвых товаров.

В условиях отсутствия всеобъемлющих ограничительных мер в марте 2020 года по данным Росстата индекс промышленного производства по сравнению с февралём упал на 3%, а по сравнению с предыдущим годом на 2%, за апрель, в условиях стагнации экономики и развала малого бизнеса на 12% [10]. Говорить на данный момент о конкретных цифрах на более поздние периоды пока рано, но можно с уверенностью сказать, что спад будет продолжаться, так как многие предприятия прекратили работу, некоторые из них её уже не возобновят никогда из-за финансовых трудностей, снизился спрос на многие товары из-за снижения доходов населения и изменения материальных потребностей

сферы услуг. Крупные производства, которые продолжили производство, всё равно пострадают из-за связи с более мелкими компаниями, которые попали под ограничения. То есть можно сказать, что удар по таким предприятиям будет нанесён снизу, со стороны связанных с ними компаний. Конечно, некоторые отрасли, связанные с возросшим спросом на отдельные категории товаров, наоборот, будут развиваться из-за притока капитала, но, к сожалению, совокупный спад это не компенсирует.

Политика государства в данных условиях противоречива: выделяются средства на поддержку, вводятся льготные условия налогообложения и кредитования. С другой стороны, решение многих важных вопросов отдаётся под решение местных органов власти и, конечно, это можно назвать реализацией политики самоуправления, которая актуальна в условиях федеративного устройства государства, но в данных условиях это больше похоже на попытку «перекинуть» ответственность на места. Такая политика неоправданная, каждая мелочь очень важна для минимизации ущерба экономики, сохранении человеческих жизней и уровня жизни населения, так что решения должны приниматьсямаксимальнокомпетентнымилюдьми,обладающимидостаточнымобъёмоминформации для их принятия. Также даже выделенные средства материальной поддержки из-за бюрократических проволочек поступают в экономику поздно, что усугубляет социально-экономическое положение.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что современная доктрина промышленного развития России направлена на развитие и внедрение инноваций и повышение доли обрабатывающего, производства, но на деле мы видим, что мы по-прежнему плотно сидим на «нефтяной игле», что рано или поздно серьёзно ударит по добывающей промышленности. В условиях эпидемии коронавируса государству необходимо пересмотреть направления денежных потоков, критерии и механизмы получения поддержки, увеличить контроль за тратой бюджетных средств. Российскому руководству стоит меньше полагаться на рыночные механизмы, так как уже почти 30-летний опыт показывает, что без «сильной руки» государства в этой сфере наблюдается спад. Опыт Китая и некоторых других стран показывает, что активное грамотное вмешательство государства в экономику может обеспечить ей стабильный рост, который позволит занять нам достойное место в мире и стать в один ряд с ведущими державами. Возможно, в ближайшее время промышленная политика в корне изменится из-за изменившихся условий. Россия имеет огромный потенциал для роста промышленного сектора, и он в состоянии сделать очередной скачок, со стороны органов власти в этих условиях требуется проводить грамотную экономическую политику и бороться с существующими проблемами. Наша экономика находится на перепутье, с одной стороны, она может быть сметена текущим развивающимся кризисом, с другой, - пережить тяжёлые времена и в перспективе стать менее зависимой от международной торговли, развить внутреннее обрабатывающее производство и улучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Именно от решений государственных органов в этой сфере зависит, по какому пути пойдёт Россия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Алиева А.В. Процесс приватизации в России: итоги и последствия // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №16. - С. 66 - 68.

4. Деев А.А. Проблемы реализации государственной промышленной политики России / А.А. Деев, М.С. Соколов // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17 - №5. - С. 585 - 596.

5. Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и

муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. - 2010. - №3 (30).

6. Раевский С.В., Исаченко Ю.И. Особенности формирования точек роста в промышленном регионе / С.В. Раевский, Ю.И. Исаченко// Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №3 (з78).

7. Тюленева Т.И. Современное состояние и основные направления развития промышленности в Российской Федерации // Вестник ТОГУ - 2019. - № 4(55) - С. 81 - 90.

8. ВВП и промышленное производство РФ - итоги и перспективы // Финам [Электронный ресурс] URL: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/vvp-i-promyshlennoe-proizvodstvo-rf-perspektivy-2019-goda-20190219-120113/ (дата обращения 05.05.2020)

9. Высокотехнологичная продукция России // Русский эксперт [Электронный ресурс] URL: https://ruxpert.ru/ (дата обращения 06.05.2020)

10. Промышленное производство // Росстат [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/ enterprise_industrial (дата обращения 07.05.2020)

11. Сколько денег потеряет мировая экономика из-за коронавируса // РБК Pro [Электронный ресурс] URL: https://pro.rbc.ru/news/5e42a1ee9a79472e61c43d2a (дата обращения 08.05.2020)

12. World development indicators // The world bank [Электронный ресурс] URL: http://datatopics. worldbank.org/world-development-indicators/ (дата обращения 08.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.