УДК 636.2:331 (470.333)
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕСУРСА ТРУДА
Development Strategy of Dairy Cattle Breeding in the Bryansk Region Ensuring Effective Use of
Labour Resources
Храмченкова А.О., канд. экон. наук, доцент, [email protected] Чирков Е.П., д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист РФ, руководитель научно-исследовательского отдела «Экономика и предпринимательство в АПК»
Khramchenkova A.O., ChirkovE.P.
ФГБОУ ВО «Брянский аграрный государственный университет» Bryansk State Agrarian University
Реферат. Одним из приоритетных направлений устойчивого социально-экономического развития Брянской области является развитие АПК, способного полностью обеспечить потребности региона в качественных продуктах питания, включая молоко. Однако отрасль молочного скотоводства характеризуется снижением численности молочных коров, сокращением объёмом производства цельномолочной продукции, ростом её себестоимости. Для достижения целевых индикаторов Концепции Брянской области по доведению производства молока к 2030 г. до 350 т, авторами предлагается разработка региональной стратегии (далее Стратегия) развития молоч-но-сырьевого подкомплекса (МСП) в рамках специальной Государственной программы развития молочного скотоводства на период до 2024 и до 2030 годов. С целью успешной реализации Стратегии развития МСП Брянского региона предлагается задействовать механизм, ядром которого выступает региональная целевая Программа (далее Программа). Авторами обоснована необходимость дополнить Программу рядом производственных и социально-экономических показателей, по которым на основе методов прогнозирования выполнены расчёты по определению их возможного уровня. Предложенные направления развития МСП и выработанная стратегия позволят добиться рентабельности производства молока на уровне не менее 25%, роста молочной продуктивности коров до 5665 кг, закупочной цены сырого молока до 30 руб. за 1 кг, повышения среднемесячной заработной платы работников, занятых в отрасли, выше двойного уровня минимального размера оплаты труда МРОТ (выше 24260 руб.). Исследования показали, что представленный прогноз по достижению пороговых значений Программы будет выполнен, если реализовать меры по росту эффективности бюджетного инвестирования и новой инвестиционной политики, ускорению темпов технологической модернизации, повышения уровня селекционно-племенной работы, цифровизации отрасли и др.
Abstract. One of the priorities for sustainable socio-economic development of the Bryansk region is the development of an agricultural sector that can fully meet the requirements of the region for high-quality food products, including milk. However, the dairy cattle industry is characterized by a decrease in the number of dairy cows, a reduction in the volume of whole-milk production, and an increase in its cost. To achieve the target indicators of the Concept of the Bryansk region concerning the milk production up to 350 tons by 2030, the authors proposed the regional strategy (hereinafter referred to as Strategy) for the development of milk-raw subcomplex (MRSs) within the special State program of dairy cattle breeding development until 2024 and until 2030. In order to successfully implement the Strategy for MRSs development in the Bryansk region, it is proposed to use the mechanism, the core of which is the regional target program (hereinafter referred to as the Program). The authors substantiate the need to supplement the Program with a number of production and socio-economic indicators, for which calculations are made based on forecasting methods to determine their possible level. The proposed directions of MRSs development and the developed strategy will allow achieving profitability of milk production at the level of at least 25%, the growth
of dairy productivity up to 5 665 kg, and the purchase price of raw milk up to 30 rubles a kilogram, an increase in the average monthly salary of employees in the industry above the double minimum wage (above 24,260 rubles). The research has shown that the forecast for reaching threshold values of the Program will be fulfilled if measures are implemented to increase the efficiency of budget investment and new investment policy, accelerate the pace of technological modernization, increase the level of selection and breeding work, digitalization of the sector, etc.
Ключевые слова: стратегия развития, молочное скотоводство, стратегические характеристики, региональная целевая программа, цифровизация отрасли.
Keywords: development strategy, dairy cattle breeding, strategic characteristics, regional target program, digitalization of the sector.
Введение. В соответствие с принятым в 2015 г. законом Брянской области «О стратегическом планировании Российской Федерации» [1], который предусматривает разработку отраслевых стратегий, Постановлением администрации Брянской области утверждена «Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2025 года» (Страте-гия-2025) [2] и до 2030 годов (Стратегия-2030) [3]. В них определена система долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Брянского региона по принципу целеполагания.
Среди приоритетных направлений Стратегии-2025 было обозначено «восстановление АПК, полностью обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания» [2]. В период её реализации совместно с государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», с 2014 по 2018 гг., уровень запланированных целевых индикаторов достигнут практически по всем видам сельскохозяйственной продукции. Исключение составляет отрасль молочного скотоводства, где продолжает уменьшаться объём производства сырого молока. Так, несмотря на продолжающийся рост продуктивности коров на 39,0% (до 4684 кг в 2019 г.) производство молока в СХО, К(Ф)Х и ИП сократилось на 4,3% и составило 190,0 тыс. тонн.
Данная ситуация характерна и для общероссийского АПК, где достигнуты пороговые значения «доктрины продовольственной безопасности по всем продуктам, кроме молока» [4, с. 5]. Одной из причин такого положения стало ежегодное снижение численности молочных коров (на 31,1%) «...из-за роста себестоимости производимой продукции, увеличения стоимости кредитных ресурсов, диспаритета цен на молоко, корма, переработку» [5, с. 35].
В связи с изменениями, произошедшими за последние годы в отраслевой структуре животноводческой отрасли, а также переориентацией производственного направления с молочно-мясного на мясное, обусловленное приходом на территорию области ООО «Брянская мясная компания» АПХ «Мираторг», в Концепции развития АПК Брянской области (приложение 1 к Стратегии-2030) не предусмотрены целевые показатели по численности поголовья молочных коров и их продуктивности. Вместе с тем, в процессе реализации вышеназванной концепции намечается увеличить к 2030 г. производство молока до 350 тыс. тонн.
Методы исследований. Применялись следующие методы: системного подхода, абстрактно-логический, монографический, статистические (сравнения, табличный, графический), эконометрические (спецификация модели, прогнозирование по уравнениям регрессии). Для экономико-статистической обработки данных использовался пакет прикладных программ «MS Excel».
Результаты и их обсуждение. Для достижения поставленных задач необходимо придать развитию молочного скотоводства в регионе исключительно важное значение. Здесь следует согласиться с академиком РАН, профессором Н.И. Стрекозовым, что «если не принять срочных мер по развитию молочного скотоводства, то через десяток лет страна может остаться без крупного рогатого скота, а население - без молока и говядины собственного производства» [6, с. 7].
По нашему мнению, существует объективная необходимость разработки региональной Стратегии развития МСП в рамках специальной Государственной программы развития
молочного скотоводства на период до 2024 и до 2030 годов, так как «...государство не просто должно, а вынуждено более глубоко участвовать в регулировании молочной отрасли» [7]. Данная Стратегия посредством задействования всех её элементов должна быть направлена на достижение стратегических параметров развития отрасли молочного скотоводства [19]. На наш взгляд к числу её базовых характеристик следует отнести: высокотехнологич-ность, инновационность, импортозамещаемость, трудоэффективность.
В формировании и реализации вышеназванной Стратегии целесообразно выделить следующие этапы (рис. 1):
Мониторинг е экономический анали: ра1внтня МСП
Формирование стратегии развития регионального МСП
Рисунок 1 - Модель процесса разработки и реализации стратегии развития МСП Брянского региона (Источник: авторская разработка)
1. Научной обоснованности и целеполагания (Стратегия предполагает согласованность направлений развития регионального МСП с общими направлениями развития АПК региона и отечественной экономики в целом, синхронизации процесса разработки, а также научную обоснованность целей и постановку задач на среднесрочную перспективу).
2. Мониторинг и экономический анализ развития МСП с учётом региональных особенностей (включает оценку условий внешней и внутренней среды, накопленного ресурсного потенциала, имеющихся преимуществ и перспектив).
3. Формирование стратегии развития регионального МСП (основу Стратегии должна составлять целевая Программа, предусматривающая приоритеты в индустриально-отраслевом развитии, политике импортозамещения и внедрения инноваций, развития социально-экономических систем).
4. Направления реализации стратегии развития регионального МСП (наращивание
индустриально-технологического и трудового потенциала, оценка степени достижимости стратегических показателей, уровня положительного эффекта от проводимых мероприятий, корректировку текущих задач).
Таким образом, при разработке стратегий развития МСП на мезоуровне необходимо учитывать накопленный потенциал, территориально-отраслевую специфику, уровень интеграционных процессов, имеющиеся преимущества и перспективы развития с учётом современных тенденций в региональной экономике [8, с. 50].
С целью реализации стратегии развития МСП Брянского региона необходимо задействовать механизм как «...совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм» [9, с. 84], схема которого представлена на рисунке 2.
Реализация данного механизма требует объединения усилий областных органов власти и управления, хозяйствующих субъектов - производителей сырого молока, научно-образовательных центров и учреждений (учебно-деловой центр и бизнес-инкубатор (УДЦ) г. Брянск, Брянский учебно-образовательный инновационно-консалтинговый агроинформцентр Брянского ГАУ, Брянский учебно-научно-образовательный аграрный комплекс (ФГОУ ВО БГАУ), Брянский центр научно-технической информации" (ЦНТИ) [10], общественных организаций (отраслевых союзов, ассоциаций производителей молоко-сырья).
Функцию основного разработчика стратегии развития регионального МСП, а также комплексного управления, координации деятельности между учреждениями и организациями, участвующих в её реализации, контроля за исполнением, мониторинга предлагается осуществлять Департаменту сельского хозяйства Брянской области. «Данная стратегия не должна противоречить стратегии социально-экономического развития всего региона и отражать специфику территориально-отраслевого развития» [11, с. 7].
В соответствии с принятыми целями и задачами Стратегии, методами их реализации, имеющимся потенциалом отрасли молочного скотоводства разрабатывается региональная целевая Программа (далее Программа), включающая совокупность мероприятий, направленных на «стимулирование стабилизации численности коров и производства высококачественного молока», её целевые индикаторы, ожидаемые социально-экономические результаты и их последствия. Программа должна соответствовать требованиям методических рекомендаций по разработке государственных программ субъектов РФ по развитию сельского хозяйства и регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Реализация Стратегии осуществляется посредством разработки, утверждения и использования конкретных инвестиционных проектов, предусматривающих меры поддержки молочного скотоводства, племенного дела и других направлений, с привлечением определённых объёмов ресурсов в регион согласно обоснованной потребности в них. С этой целью и в соответствии с региональным планом по имортозамещению в АПК Брянской области реализуются следующие инвестиционные проекты, призванные обеспечить положительную динамику производства молоко-сырья:
- строительство молочно-товарной фермы на 1800 голов крупного рогатого скота замкнутого цикла со шлейфом молодняка в ООО «Нива» Брянского района;
- строительство животноводческого комплекса молочного направления на 2448 ско-томест в ООО «Красный Октябрь» Стародубского района;
- расширение действующего производства молочно-товарной фермы КРС со строительством корпусов на 1450 скотомест в ООО «Колхозник» Погарского района [12].
Вместе с тем, предполагаемый результат по возможному развитию МСП Брянского региона на среднесрочную перспективу до 2024 года не может быть обеспечен без системы мер государственной поддержки в форме бюджетного инвестирования, так как на современном этапе оно «.выступает важнейшим элементом системы регулирования развития аграрного сектора» [13, с. 149].
Рисунок 2 - Механизм реализации стратегии развития регионального МСП (Источник: авторская разработка)
В 2018 г. объём бюджетных средств снизился по сравнению с уровнем 2017 и 2016 гг. соответственно на 9,4 и 1,3% и составил 10780158,8 тыс. руб. Помимо этого, за период с 2012 по 2018 г. не удалось в полном объёме освоить выделенные средства. Однако процент освоения был довольно высок и составил в последние три года 98,0-99,6.
Вместе с тем, достичь экономического эффекта (+), который определяется использованием труда, капитала и совокупной производительностью этих факторов, не представляется возможным в долгосрочной перспективе «... на базе низких темпов роста инвестиционный вложений» [14, с. 65].
По данным Департамента сельского хозяйства Брянской области непосредственно на поддержку молочного скотоводства было направлено: 1) в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие производства молока, имеющего существенное значение для социально-экономического развития Брянской области" (2009-2014 годы) - 432,7 млн. руб. в целом за период; 2) на реализацию подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» (2015-2020 гг.) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» только за два года (2015-2016 гг.) - 716,1. млн. руб. Объём государственной поддержки отрасли за период действия указанных программ (с 2009 по 2016 гг.) увеличился в 37,8 раза (491,9:13,0).
Тем не менее, показатель эффективности бюджетных инвестиций, рассчитанный как размер прибыли от реализации молока, полученный на 1 руб. субсидий, не отличался стабильностью, но отражал в отдельные годы (2009, 2010, 2011, 2013) достаточно высокую отдачу от предоставленных на развитие отрасли средств.
С 2017 г. в связи с упразднением постатейного субсидирования отдельных отраслей, переходом на новые правила распределения субсидий, а также изменением формы отчётности не представляется возможным установить сумму комплексных средств - «единую» субсидию, направленную на развитие молочного скотоводства Брянского региона. В то же время, её размер должен обеспечивать устойчивое, стабильно прибыльное производство цельного молока, рентабельность которого должна составлять не менее 25%.
Одним из методов стимулирования товаропроизводителей к повышению продуктивности
коров и «.. .объёмов производства молока является субсидия на 1 кг реализованного и (или) отгруженного в собственную переработку молока». Исследования показали, что если в Брянской области в 2013 г. в перерасчёте на 1 кг реализованного молока из бюджета всех уровней выплачивалось 1,25 руб., то к 2018 г. данный вид поддержки снизился на 31,2% до 0,86 руб.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что действующий уровень государственной поддержки незначительно содействует предприятиям молочного направления в создании возможности для ведения расширенного производства. Это наглядно демонстрируют данные 2018 г., когда возросший по сравнению с 2017 г. уровень субсидии на 1 кг реализованного молока, с 0,82 до 0,86, не обеспечили хозяйствам необходимого уровня доходности. Здесь, как мы предполагаем, активно выходят на передний план другие факторы: изменение цены реализации 1 ц молока, размера тарифов на потребляемые ресурсы, уровень инженерно-технологической модернизации, соответствие организации кормопроизводства степени интенсивности отрасли, эффективность использования труда и др. Поэтому отдельные СХО Брянской области продолжают работать в условиях низкорентабельного и близким к нерентабельному производству цельного молока, что снижает результаты их общей социально-экономической деятельности.
С целью повышения эффективности бюджетного инвестирования на региональном уровне, следует разделить «единую» субсидию на развитие молочного скотоводства на две части - компенсирующую и стимулирующую. Потребность в первой из них необходима в тех случаях, когда регион не достиг целевых индикаторов принятых программ и не обеспечил формирование системы продовольственной безопасности, а вторая - для дальнейшего «точечного» развития интенсивных модернизированных производств. Также, в рамках использования механизма государственно-частного партнёрства необходимо привлечение частного капитала.
Внутри отдельного региона было бы целесообразно распределять бюджетные средства «.среди эффективно функционирующих организаций с целью их укрепления и дальнейшего развития» [15]. Для оценки результативности вложенных средств применяются как правило отраслевые производственные показатели: валовое производство молока, численность молочных коров, среднегодовую продуктивность 1 коровы и др. Мнение автора совпадает с точкой зрения академиков РАН А.И. Костяева [15], А.Н. Сёмина [16] и др., которые убедительно доказывают, что систему целевых стратегических характеристик, предусмотренных Программой, необходимо дополнить группой социально-экономических показателей. Такой подход вызовет у хозяйствующих субъектов необходимость в управлении производственными затратами с целью уменьшения себестоимости 1 ц молока.
Исходя из прошлых и настоящих тенденций производства молока в Брянской области в 2005-2018 гг., нами выполнен уточнённый среднесрочный прогноз абсолютных отраслевых показателей до 2024 года. При прогнозировании мы исходили из цели увеличить к 2024 г. производство молока, продолжая наращивать продуктивность коров, приостановив снижение их среднегодового поголовья.
В соответствие с принятой установкой нами произведены расчёты по определению возможного уровня продуктивности коров в СХО на среднесрочную перспективу до 2024 г. Прогнозные расчёты выполнялись в программной среде Microsoft Office Excel с применени-
ОЛПС С 0,0497x
ем экспоненциальной модели y = 2095,5e .
При сложившихся условиях к 2024 г. возможен рост среднегодового надоя на 1 корову до 5662 кг, что на 21,2% больше, чем в 2018 г. (таблица 1).
Таблица 1 - Прогноз изменения объёмов производства молока, поголовья коров и их продуктивности на среднесрочную перспективу_
Критерий прогнозирования Результаты прогнозных значений на 2024 г.
поголовье коров, гол. среднегодовая продуктивность 1 коровы, кг валовой надой, ц
При условии сохранения тенденции к сокращению поголовья молочных коров 36552 5662 2069546
При условии сохранения поголовья коров на уровне 2018 г. 40672 5662 2302849
При условии достижения уровня целевого индикатора государственной программы по валовому надою[8] 42794 5662 2423000
Источник: расчёты авторов
Как видно из таблицы при такой продуктивности животных достичь уровня целевого индикатора государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (с изменениями на 11 февраля 2019 года) можно лишь при условии роста поголовья молочных коров к фактическому значению 2018 г. на 5,2%, то есть, до 42794 голов. В случае, если сохранить поголовье коров на уровне 2018 г., а тем более допустить его уменьшение до 36552 гол., то достичь целевых показателей 2024 г. будет невозможно.
Поэтому, считаем насущным и принципиально важным в целевой Программе, выступающей ядром Стратегии развития регионального МСП, в числе производственных показателей отражать численность молочных коров и их среднегодовую продуктивность (рис. 3).
Рисунок 3 - Рекомендуемые индикаторные показатели развития молочного скотоводства Брянской области на период до 2024 года (Источник: авторская разработка)
Соответственно, на основе изучения трудовых процессов на доении коров в линейный молокопровод, проведённых многочисленных фотохронометражных наблюдений, обработке наблюдательных листов установлено, что в среднем в СХО Брянской области норма обслуживания коров основного стада для операторов машинного доения составляет 43 головы.
Применение более прогрессивных технологий на наиболее трудоёмких технологических процессах (доении, кормлении, навозоудалении) способствует увеличению нагрузки животных на исполнителя в 2 и более раз или полностью исключает необходимость в нормировании простого живого труда при условии заменой его на сложный интеллектуальный.
Одним из методов преодоления технологической отсталости молочно-товарных комплексов и ферм Брянской области в сложившихся условиях может стать «.внедрение современных цифровых, информационных и интеллектуальных технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей и индустриального интернета)». И.С. Санду отмечает, что «цифровизация оказывает влияние на рост производительности труда, эффективности производства при минимизации затрат» [17, с. 13].
Обеспечить решение данной проблемы, когда только 10-15% животноводческих хозяйств области используют современное оборудование, позволит, по нашему мнению, создание опытных цифровых предприятий. Охват отрасли «умными» молочными фермами на основе интеллектуальных автоматизированных и роботизированных биомашинных комплексов на среднесрочную перспективу, по нашим предположениям, должен составить 20%. В результате на предприятиях повысится экономическая эффективность используемого производственного потенциала, увеличится устойчивость производства за счёт повышения производительности труда и продуктивности животных.
Из обоснованных ранее концептуальных направлений развития МСП Брянского региона, при направленном развитии молочного скотоводства на основе выработанной стратегии и предложенных дополнений к целевой Программе, мы считаем возможным добиться в последующие годы рентабельности производства молока в СХО, К(Ф)Х и ИП на уровне не менее 25%. Тенденция к росту рентабельности может быть обеспечена, как за счёт повышения молочной продуктивности коров до 5662 кг, сохранения доли товарного молока в общем объёме его производстве в размере 86%, так и за счёт увеличения закупочной цены молока (до 30 руб. за 1 кг) в крупных бизнес-структурах, имеющих интенсивное производство и использующих инновационно-ориентированные технологии.
Доходность и окупаемость отрасли, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня среднемесячной заработной платы занятых в ней работников. Проведённые исследования показывают, что, выполняя роль индикатора стратегического развития, она должна превышать двойной уровень МРОТ, то есть с 01.01.2020 быть выше 24260 руб. (121302).
Представленный прогноз по достижению пороговых значений вышеназванной программы будет выполнен, если направить усилия на реализацию следующих мер:
- рост объёма инвестиций посредством новой инвестиционной политики;
- ускорение темпов технологической модернизации и создание новых производственных мощностей;
- формирование «справедливой» системы ценообразования на базе одинаковой нормы прибыли для всех участников молочно-продуктового подкомплекса;
- повышения уровня селекционно-племенной работы со скотом;
- создание прочной кормовой базы;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- создание и освоение отраслевых «цифровых платформ».
Выводы. Предложен концептуальный подход к формированию и реализации стратегии развития молочного скотоводства Брянской области на основе сформированного механизма, основу которой составляет региональная целевая Программа, дополненная прогнозными значениями по существующим стратегическим характеристикам (поголовье молочных коров, продуктивность 1 коровы, валовое производство молока в хозяйствах всех категорий) и по новой группе социально-экономических индикаторов (нагрузка коров на 1 оператора, рентабельность производства молока, среднемесячная заработная плата в отрасли, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, уровень цифровизации отрасли). Всё вышеизложенное позволит обеспечить устойчивое функционирование регионального МСП и создаст условия для эффективного использования ресурса труда [18].
Библиографический список
1. О стратегическом планировании в Брянской области: закон Брянской области от 9 ноября 2015 года № 111-З (с изменениями на 6 марта 2019 года) [Электронный ресурс]. Доступ из профессиональной справочной системы «Кодекс». Источник: http://docs.cntd.ru/document/974038029 (дата обращения: 30.08.2020).
2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года: постановление администрации Брянской области от 20 июня 2008 г. № 604 [Электронный ресурс]. Доступ из профессиональной справочной системы «Кодекс». Источник: http://docs.cntd.ru/document/974011062. Дата обращения: 18.12.2019.
3. Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года: постановление Правительства Брянской области от 26 августа 2019 г. № 398-п [Электронный ресурс]. Доступ из официального сайта правительства Брянской области. Источник: http://www.bryanskobl.ru/view-economy-strategy-2030. Дата обращения: 30.08.2020.
4. Ушачёв И.Г. Стратегические направления устойчивого социально-экономического развития АПК России // Прикладные экономические исследования. 2018. № 2 (24). С. 4-8.
5. Стрекозов Н.И., Чинаров В.И. Развитие молочного скотоводства: резервы и возможности // Зоотехния и ветеринария. 2016. № 3 (35). С. 35-39.
6. Стрекозов Н.И., Дзюба Н.Ф., Чинаров В.И. Молочному скотоводству - современные направления и законодательные инициативы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 4. С. 7-9.
7. Состояние и перспективы развития продовольственной системы России (на примере молочной индустрии): монография / под общ. ред. В.Ф. Лищенко. М.: Экономика, 2015. 501 с.
8. Чернов А.И. Организационные особенности разработки и реализации стратегии социально-экономического развития регионов РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2018. № 4. С. 47-54.
9. Махотаева М.Ю., Фихтнер О.А., Григорьева О.В. Механизм реализации стратегии инновационного развития // Вестник Псковского государственного университета. 2014. № 4. С. 76-88.
10. Белоус Н.М., Ториков В.Е. Стратегия инновационного развития научных исследований в Брянской государственной сельскохозяйственной академии // Вестник Брянской ГСХА. 2010. № 2. С. 4-16.
11. Улезько А.В., Реймер В.В. Формирование механизма реализации инновационного сценария развития регионального АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 2. С. 2-8.
12. Белоус Н.М., Ториков В.Е. Концепция развития животноводства Брянской области // Вестник Брянской ГСХА. 2015. № 3-2. С. 59-63.
13. Джабраилова Б.С., Трусова Н.А. Субсидирование сельскохозяйственного производства как фактор развития аграрного сектора Ленинградской области // Известия Санкт-Петербургского ГАУ. 2017. № 4 (49). С. 149-153.
14. Звягинцева О.С., Бабкина О.Н. Роль прогнозирования в процессе разработки стратегии развития сельского хозяйства // Экономика и управление: современные тенденции: сб. науч. тр. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2019. С. 62-66.
15. Костяев А.И., Яхнюк С.В. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: взгляд назад, чтобы идти вперёд // АПК: экономика, управление. 2017. № 7. С. 4-14.
16. Сёмин А.Н., Мальцев Н.В., Логинов А.Л. О необходимости совершенствования механизма оценки эффективности системы государственной поддержки АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 9. С. 2-11.
17. Цифровизация как инструмент инновационного развития АПК / И.С. Санду, Н.Е. Рыженкова, В.Е. Афонина, А.И. Дощанова // АПК: экономика, управление. 2018. № 8. С. 12-18.
18. Храмченкова А.О., Чирков Е.П. Стимулирование труда и производства в молочном скотоводстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 11. С. 23-28.
19. Журавков И.А. Механизм обеспечения экономической безопасности региона Российской Федерации: дис. ... канд. эк. наук / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2010.
20. Гатаулин А., Ульянова Н. Совершенствование производственно-экономических взаимоотношений в молочном подкомплексе Брянской области //АПК: Экономика, управление. 2001. № 7. С. 22-30.
References
1. O strategicheskom planirovanii v Bryanskoy oblasti: zakon Bryanskoy oblasti ot 9 noyabrya 2015 goda № 111-Z (s izmeneniyami na 6 marta 2019 goda) [Elektronnyiy resurs]. Do-stup iz profes-sionalnoy spravochnoy sistemyi «Kodeks». Istochnik: http://docs.cntd.ru/document/974038029 (data obrascheniya: 30.08.2020).
2. Ob utverzhdenii Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Bryanskoy oblasti do 2025 goda: postanovlenie administratsii Bryanskoy oblasti ot 20 iyunya 2008 g. № 604 [Elektronnyiy resurs]. Dostup iz professionalnoy spravochnoy sistemyi «Kodeks». Istoch-nik: http://docs.cntd.ru/document/974011062. Data obrascheniya: 18.12.2019.
3. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Bryanskoy oblasti na period do 2030 goda: postanovlenie Pravitelstva Bryanskoy oblasti ot 26 avgusta 2019 g. № 398-p [Elektronnyiy resurs]. Dostup iz ofitsialnogo sayta pravitelstva Bryanskoy oblasti. Istochnik: http://www.bryanskobl.ru/view-economy-strategy-2030. Data obrascheniya: 30.08.2020.
4. UshachYov I.G. Strategicheskie napravleniya ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya APKRossii //Prikladnyie ekonomicheskie issledovaniya. 2018. № 2 (24). S. 4-8.
5. Strekozov N.I., Chinarov V.I. Razvitie molochnogo skotovodstva: rezervyi i vozmozhnosti //Zootehniya i veterinariya. 2016. № 3 (35). S. 35-39.
6. Strekozov N.I., Dzyuba N.F., Chinarov V.I. Molochnomu skotovodstvu - sovremennyie napravleniya i zakonodatelnyie initsiativyi // Ekonomika selskohozyaystvennyh i pererabatyivay-uschihpredpriyatiy. 2017. № 4. S. 7-9.
7. Sostoyanie i perspektivyi razvitiya prodovolstvennoy sistemyi Rossii (na primere mo-lochnoy industrii): monografiya /pod obsch. red. V.F. Lischenko. M.: Ekonomika, 2015. 501 s.
8. Chernov A.I. Organizatsionnyie osobennosti razrabotki i realizatsii strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov RF // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Ekonomika. Ekologiya. 2018. № 4. S. 47-54.
9. Mahotaeva M.Yu., Fihtner O.A., Grigoreva O.V. Mehanizm realizatsii strategii inno-vatsionnogo razvitiya // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4. S. 76-88.
10. Belous N.M., Torikov V.E. Strategiya innovatsionnogo razvitiya nauchnyh issledovaniy v Bryanskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2010. № 2. S. 4-16.
11. Ulezko A.V., Reymer V.V. Formirovanie mehanizma realizatsii innovatsionnogo stsen-ariya razvitiya regionalnogo APK//Ekonomika selskogo hozyaystva Rossii. 2016. № 2. S. 2-8.
12. Belous N.M., Torikov V.E. Kontseptsiya razvitiya zhivotnovodstva Bryanskoy oblasti // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2015. № 3-2. S. 59-63.
13. Dzhabrailova B.S., Trusova N.A. Subsidirovanie selskohozyaystvennogo proizvodstva kak faktor razvitiya agrarnogo sektora Leningradskoy oblasti // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo GAU. 2017. № 4 (49). S. 149-153.
14. Zvyagintseva O.S., Babkina O.N. Rolprognozirovaniya v protsesse razrabotki strategii razvitiya selskogo hozyaystva // Ekonomika i upravlenie: sovremennyie tendentsii: sb. nauch. tr. Cheboksaryi: OOO «Izdatelskiy dom «Sreda», 2019. S. 62-66.
15. Kostyaev A.I., Yahnyuk S.V. Byudzhetnaya podderzhka selskogo hozyaystva: vzglyad nazad, chtobyi idti vperYod//APK: ekonomika, upravlenie. 2017. № 7. S. 4-14.
16. SYomin A.N., Maltsev N.V., Loginov A.L. O neobhodimosti sovershenstvovaniya mehanizma otsenki effektivnosti sistemyi gosudarstvennoy podderzhki APK // Ekonomika selskogo hozyaystva Rossii. 2019. № 9. S. 2-11.
17. Tsifrovizatsiya kak instrument innovatsionnogo razvitiya APK / I.S. Sandu, N.E. Ry-izhenkova, V.E. Afonina, A.I. Doschanova //APK: ekonomika, upravlenie. 2018. № 8. S. 12-18.
18. Hramchenkova A.O., Chirkov E.P. Stimulirovanie truda i proizvodstva v moloch-nom skotovodstve // Ekonomika selskohozyaystvennyh i pererabatyivayuschih predpriyatiy. 2017. № 11. S. 23-28.
19. Zhuravkov I.A. Mehanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona Ros-siyskoy Federatsii: dis. ... kand. ek. nauk / Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhbyi pri Prezidente RF. M., 2010.
20. Gataulin A., Ulyanova N. Sovershenstvovanie proizvodstvenno-ekonomicheskih vzai-mootnosheniy v molochnom podkomplekse Bryanskoy oblasti //APK: Ekonomika, upravlenie. 2001. № 7. S. 22-30.
УДК 63:656.136
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ АВТОПОЕЗДОВ
БОЛЬШОЙ ГАБАРИТНОЙ ДЛИНЫ
Prospects for Applying Road Trains of Large Dimensional Length in Agriculture
Сакович Н.Е. д-р техн. наук, профессор, Христофоров Е.Н. д-р техн. наук, профессор, Поцепай С.Н., Васькина Т.И., старшие преподаватели Sakovich N. Ye., Khristoforov Ye.N., Potsepai S.N., Vas'kina T.I.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agrarian University
Реферат. Современные автомобили отличаются высокими динамическими качествами, позволяющими достичь относительно большой скорости и маневренности. Однако в условиях все возрастающей интенсивности движения на дорогах особое значение приобретают вопросы безопасности. В этом плане задача управления и прежде всего торможения автомобилем становится в ряд первоочередных проблем, а тормозные системы - в число важнейших узлов. Авторы разработки утверждают, что для эффективной эксплуатации таких автопоездов на магистралях они должны иметь возможность движения со скоростью от 80 до 90 км/ч и поэтому особое внимание должно быть уделено безопасности и в первую очередь надежной и эффективной тормозной системе. При обычных пневмоприводах, это возможно в случае искусственного увеличения времени срабатывания тормозной системы автомобиля - тягача, что существенно снижает эффективность торможения автопоезда в целом. Кроме этого, увеличивается вероятность достижения полного скольжения колес прицепа, в результате чего прицеп начинает сползать вбок и тянет за собой весь автопоезд. Поэтому тормозные системы современных автопоездов с пневмоприводом рассчитаны в основном для случая, т.е. обычно при торможении автопоезда прицеп накатывается на автомобиль - тягач, что может привести, а иногда и приводит к потере устойчивости в виде так называемого складывания автопоезда. Авторы предлагают несколько конструкций дисковых тормозов, разработанных для автопоезда: тормозное устройство дискового типа с воздушным охлаждением дисков; тормозное устройство дискового типа, с автоматическим жидкостным охлаждением дисков за счет электронного устройства для замера температуры дисков; тормоз дискового типа, с герметически закрытым корпусом, с жидкостным охлаждением.
Abstract. Modern cargo transport is characterized by high dynamic qualities, making it possible to achieve relatively high speed and maneuverability. However, in conditions of increasing traffic on the roads, safety issues are ofparticular importance. In this regard, the task of driving a car and, first of all, its braking turns out to be one of the priorities, and brake systems become one of the most important units. The authors state that to be efficiently operated on highways such road trains should be able to move at a speed of 80 to 90 km/h and, therefore, special attention should be paid to safety and, above all, a reliable and efficient brake system. It is possible with the conven-