Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КОРПОРАЦИЯ МСП / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STRATEGY / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / BUSINESS STRUCTURE / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / MARKET ECONOMY / SME CORPORATION / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобозева Елена Михайловна, Воробьева Татьяна Владимировна

В статье рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики России. Отмечено, что целью стратегии развития малого и среднего бизнеса является инновационное развитие и улучшения отраслевой структуры экономики. Представлена структура предпринимательства по основным видам экономической деятельности. Выявлены приоритеты развития малого предпринимательства и проанализировано состояние субъектов малого и среднего бизнеса в России. Выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию малых форм хозяйствования. Перечислены основные формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России, а также предложены возможные перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кобозева Елена Михайловна, Воробьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article examines the role of small and medium-sized businesses in the development of the Russian economy. It is noted that the goal of the strategy for the development of small and medium-sized businesses is innovative development and improvement of the industry structure of the economy. The structure of entrepreneurship by main types of economic activity is presented. The priorities of small business development are identified and the state of small and medium-sized businesses in Russia is analyzed. The key problems hindering the development of small businesses are highlighted. The main forms of state support for small and medium-sized businesses in Russia are listed, as well as possible prospects for its development.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Кобозева Елена Михайловна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected] Воробьева Татьяна Владимировна, магистрант (e-mail: [email protected]) Кубанский государственный технологический университет

г.Краснодар, Россия

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-410-230041

В статье рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики России. Отмечено, что целью стратегии развития малого и среднего бизнеса является инновационное развитие и улучшения отраслевой структуры экономики. Представлена структура предпринимательства по основным видам экономической деятельности. Выявлены приоритеты развития малого предпринимательства и проанализировано состояние субъектов малого и среднего бизнеса в России. Выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию малых форм хозяйствования. Перечислены основные формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России, а также предложены возможные перспективы его развития.

Ключевые слова: стратегия, малый и средний бизнес, структура предпринимательства, предпринимательская активность, рыночная экономика, корпорация МСП, государственная поддержка.

В условиях высокой рыночной конкуренции, в том числе между странами, возникает объективная необходимость развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Это связано с тем, что развитие малого и среднего бизнеса не только отвечает росту экономических показателей страны, но и наполняет рынок товарами и услугами, создает новые рабочие места, а это приводит к улучшению качества жизни.

Предпринимательская активность зависит от первоначальной идеи - инновационной предпринимательской деятельности - создания новой предпринимательской структуры. Малый и средний бизнес в Российской Федерации оказывают огромное влияние на экономику страны, так как позволяет решить ряд глобальных экономических проблем, таких как:

- создание новых рабочих мест;

- стимулирование конкурентной борьбы;

- повышение эффективности производства;

- внедрение инновационных технологий.

Несомненно, средний и малый бизнес - движущая сила экономики Российской Федерации. На современном этапе развития малого и среднего

предпринимательства возникли ряд проблем, от решения которых зависит предпринимательская активность.

Миссия стратегии развития малого и среднего бизнеса в России представляет собой создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения [1].

Стратегия направлена на развитие сферы малого и среднего бизнеса как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

В настоящее время малый и средний бизнес в России состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. На данный момент малые и средние предприятия составляют 5,7 млн. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн. граждан. Около 1/5 валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Структура предпринимательства по основным видам экономической деятельности изображена на рисунке 1.

2,8 3,8

\ I <°Д 5,5

Сельское, лесное хозяйство и рыболовство

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды ■ Строительство

Торговля

Транспорт и связь

Гостиницы и рестораны

Финансовая и научная деятельность

Прочие услуги

Рисунок 1 - Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2020 г. (%)

Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

По официальной информации ФНС России за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых предприятий, включая индивидуальных

предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рисунок 2).

7 000 000 6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0

Рисунок 2 - Динамика изменения численности малых и средних предприятий в РФ за период 10.01.2017-10.01.2020 гг.

Так, число микропредприятий за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г. выросло на 1,77% и составило 5675756 ед., а число малых предприятий снизилось на 16,54% и составило 224105 ед. Министерство Финансов Российской федерации объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками. «Опора России» указывает на снижение прибыльности малого и среднего бизнеса из-за сокращения доходов населения и тяжелые условия предпринимательской деятельности в стране.

Выделяют ряд ключевых проблем, которые препятствуют широкому развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране [2]:

1. Сложная система налогообложения. Переход с 1 марта 2019 года НДС с 18% на 20%, НДС оказал негативное влияние на малый и средний бизнес, повышение налога на 2% еще снизил рыночную конкуренцию примерно на 10%, а это неизбежно приведет к тому, что еще больше МСП войдет в «теневую экономику» [3].

2. Отсутствие гибкой системы льготного кредитования для владельцев бизнеса.

3. Неэффективность действующей налоговой системы для стимулирования роста сектора малого и среднего бизнеса.

4. Административные барьеры.

5. Отсутствие информационной и кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства.

6. Ограниченные возможности доступа к инновационным технологиям.

7. Контрольно-кассовая дисциплина.

8. Отсутствие механизмов налаживания вертикальных и горизонтальных связей между субъектами малого и среднего предпринимательства, как на уровне регионов, так и между регионами.

5 576 939 5 751 885 5 771 626 5 675 756

268488 267033 250758 224105

_1 _1 _1

2017 2018 2019 2020

Число микропредприятий, ед. ■ Число малых предприятий, ед.

9. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки, слабая сеть путей сообщения на Дальнем Востоке и в Сибири.

В 2017-2018 гг. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли более 95% из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5%, средних предприятий - 0,3-0,4%. За 2019 год в структуре малого и среднего бизнеса наблюдались существенные изменения: доля микропредприятий выросла до 95,92%, доля малых предприятий сократилась с 4,58% в 2017 г. до 3,79% в 2020 г.(сократилась на 0,79%), а доля средних предприятий снизилась с 0,35% до 0,29%. (таблица 1) [4].

Таблица 1 - Структура субъектов малых и средних предприятий в РФ _за период 10.01.2017-10.01.2020 гг._

10.01.2017 10.01.2018 10.01.2019 10.01.2020

Виды предприятий Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, %

Число малых и средних 5865780 100 6039216 100 6041195 100 5916906 100

предприятий

Число микро 5576939 95,08 5751885 95,24 5771626 95,54 5675756 95,92

предприятий

Число малых 268488 4,58 267033 4,42 250758 4,15 224105 3,79

предприятий

Число средних предпри- 20353 0,35 20298 0,34 18811 0,31 17045 0,29

ятий

Одним из перспективных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе будет осуществляться вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий, который будет реализован в рамках деятельности Корпорации МСП. Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института, развития в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основными целями деятельности Корпорации МСП является [5]:

- оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;

- организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, которые определяются Правительством Российской Федерации;

- обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;

- подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.

Интересным моментом является то, что многие факторы напрямую «зависят от государства». Государство ради достижения своих целей имеет право пользоваться любыми «инструментами воздействия й деятельности. Поддержка со стороны государства крайне необходима для их существования. Между тем, малое предпринимательство оказывает сильное влияние на достижения НТП (научно-технический прогресс) и «смягчения» ситуаций на рынке труда. Государственная поддержка малого предпринимательства должна реализоваться в нескольких формах (рисунок 3).

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007 г. поддержку субъектам МСП оказывают из федерального бюджета государственные фонды по поддержке научной и научно-технической инновационной деятельности. Государственная финансовая поддержка начинается с субсидий и заканчивается грантами, включающими в себя федеральные государственные программы по поддержке предпринимательства [6].

Имущественная

Информационно-консультационная

Инфраструктурная

Организационная

=>

предоставление денежной поддержки для реализации предпринимательской идеи

передача в право пользования и владения МСП (малое и среднее предприятие) имущества из государственной собственности

возникновение информационных систем, бесплатные «государственные консалтинговые услуги по ведению

бизнеса»

обеспечение инфраструктурной помощи МСП с целью предоставления «комфортных условий ведения бизнеса»

решение организационных вопросов, связанных с проведением форумов, выставок и ярмарок

Рисунок 3 - Формы государственной поддержки предпринимательства в России

В то же время в целях повышения эффективности оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям и исключения дублирования реализуемых мер запланировано проведение на регулярной основе мероприятий по анализу функций действующих институтов развития, связанных с поддержкой малого и среднего предпринимательства, и подготовке соответствующих предложений по оптимизации указанных функций.

В Российской Федерации действует целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСП и объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСП, включающая [7]:

- Корпорацию «МСП»;

- АО «МСП Банк». Занимается «государственной программой финансовой поддержки предпринимательства», обеспечивает гарантию на предоставление льготного кредитования. Выступает в роли попечителя при возникновении ухудшений финансового состояния заемщика;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Организация поддерживает МСП в научно-технической сфере, оказывая финансовую поддержку «целевым проектам»;

- 84 региональных гарантийных организаций (РГО).

За 2014-2020 гг. объем гарантийной поддержки МСБ составил 327 млрд руб., количество выданных гарантий и поручительств составило 15,8 тыс. ед. Объем финансовой поддержки с гарантийной поддержкой составил 410 млрд руб., а количество вновь созданных рабочих мест составило 29 тыс.

[7].

По причине угрозы рецессии и напряженных политических отношений между странами, включая ведущих игроков на рынке, перед предпринимателями встает задача управления рисками и обеспечения безопасности бизнеса в условиях нестабильности. Для этого необходимы оптимизация бизнес-процессов, повышение их эффективности, поиск новых путей для инноваций и роста, развитие корпоративной культуры и повышение качества кадров, приоритетное значение глобальных идей.

Сектор МСБ в России испытывает влияние неблагоприятных факторов -слабый потребительский спрос из-за снижения доходов россиян, сложный деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки и доли госсектора в экономике. На сокращение малого бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. В рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030г., необходимо увеличить долю МСБ в ВВП страны с 20 до 40% [1]. То есть ежегодный прирост МСП должен составлять не менее 1%. Поддержка МСБ важна именно сейчас, когда наблюдается сокращение числа субъектов МСБ, которое наблюдалось за последние несколько лет.

Однако, несмотря на принимаемые государством меры по поддержке малого и среднего бизнеса, сегодняшнее его состояние говорит о том, что

этих мер, как уже отмечалось, недостаточно. Дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки предприятий МСП должно идти, по нашему мнению, в направлении формирования более благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса [8].

Для этого, в первую очередь, необходимо [9]:

- дальнейшее совершенствование системы налогообложения малого и среднего бизнеса. Смещение акцента налоговой политики в отношении МСП с фискальной на стимулирующую функцию. Пересмотр налоговых льгот в части уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, снижение налоговых ставок, расширение практики предоставления налоговых каникул (освобождение от налогов на определенный период времени);

- дальнейшее облегчение доступа субъектов МСП к кредитам (в том числе льготным). Облегчение участия в поставках продукции для государственных нужд в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития РФ;

- устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, связанных с производством, реализацией и качеством продукции, упрощение процедуры регистрации, сокращение числа проверяющих органов и проверок, а также количества лицензируемых видов деятельности и продукции;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;

- обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса с целью формирования у них современных экономических, производственных и управленческих компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что стратегия развития малого и среднего бизнеса призвана в первую очередь снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты малого бизнеса, увеличить обеспеченность финансовыми ресурсами, расширить перечень программ субсидирования и т.д. Россия имеет огромный потенциал развития сектора малого и среднего бизнеса. Последовательная работа государства в этом направлении позволит осуществить качественные преобразования предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого и среднего бизнеса. Однако, спровоцировавший кризисную ситуацию СОУГО-19 породил серьезный экономический кризис, и ожидать быстрое восстановление экономики и рост потребительского спроса не стоит, даже несмотря на целый пакет льгот, предоставленных Правительством Российской Федерации.

Предлагаемые Российской Федерацией преференции для бизнеса в сложившихся социально-экономических условиях позволят поддержать предпринимателей и предотвратить их массовое банкротство, отток занятых сотрудников, прекратить выполнение задач, поставленных перед ними.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Баринова В. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономическое развитие России. - 2018. - Т. 26. - № 11. - С. 36-45.

3. Кобозева Е.М., Вьюнова Д. А. Предпринимательская активность малого бизнеса в России. Наука молодых - будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. - 2017. - С. 204-209.

4. Прохорова В.В., Кобозева Е.М., Беляева Е.В. Анализ предпринимательской активности малого и среднего бизнеса в России // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2019. - №3. - С. 25-31.

5. Финансовая поддержка субъектов МСП. М.: АО Корпорация МСП, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admalekseevka.ru/media/ site_platform_media/ 2020/3/12/2020-prezentatsiya-o-merakhfinansovoy-podderzhki-msp.pdf/ (дата обращения: 21.08.2020).

6. Антошкина А.В., Воронова В.В. Оценка финансовой устойчивости региона в условиях модернизации экономики (на примере Краснодарского края) // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы VI Международной научно-практической конференции (очно-заочной): в 2 частях. 2017. - С. 25-35.

7. Лиленко А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства // Научные Записки ОрелГИЭТ. - 2020. - № 1 (33). - С. 25-30.

8. Прохорова В. В. Интенсификация развития региональной экономической системы в условиях нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. - Т. 6. - № 36 (93). - С. 62-65.

9. Кобозева Е.М. Информационная среда в АПК региона// Экономика сельского хозяйства России. 2008.- № 6. - С. 24-29.

Kobozeva Elena Mikhailovna, PhD, associate Professor (e-mail: [email protected]) Vorobyova Tatyana Vladimirovna, undergraduate (e-mail: [email protected])

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract: the article examines the role of small and medium-sized businesses in the development of the Russian economy. It is noted that the goal of the strategy for the development of small and medium-sized businesses is innovative development and improvement of the industry structure of the economy. The structure of entrepreneurship by main types of economic activity is presented. The priorities of small business development are identified and the state of small and medium-sized businesses in Russia is analyzed. The key problems hindering the development of small businesses are highlighted. The main forms of state support for small and medium-sized businesses in Russia are listed, as well as possible prospects for its development.

Keywords: strategy, small and medium-sized businesses, business structure, entrepreneurial activity, market economy, SME Corporation, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.