Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / МОДУЛИ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МСП / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МСП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпилькина Т.А., Фролова В.Б., Артамонова Л.С., Филимонова Н.Н.

В процессе данного исследования авторами были изучены вопросы о развитии предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) за период 2017-2021 годов в экономике России, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Приведены аналитические данные по развитию предприятий МСП в анализируемых странах, выявлены проблемы, влияющие на экономическую устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) на современном этапе в условиях пандемии. При проведении исследования авторами были выявлены основные проблемы стратегического управления в регионах РФ, и показаны принципы реализация Стратегии развития МСП, которая должна способствовать росту числа предприятий малого и среднего бизнеса к 2030 году в РФ, а также перспективы развития субъектов ММСП в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шпилькина Т.А., Фролова В.Б., Артамонова Л.С., Филимонова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR IN RUSSIA AND LATIN AMERICA

In the course of this study, the authors studied the issues of the development of small and medium-sized enterprises for the period 2017-2021 in the economy of Russia, in Latin America and the Caribbean. Analytical data on the development of small and medium-sized businesses in the analyzed countries are presented, problems affecting the economic stability of small and medium-sized enterprises at the present stage in the conditions of a pandemic are identified. During the study, the authors identified the main problems of strategic management in the regions of the Russian Federation, and showed the principles of the implementation of the small and medium-sized businesses Development Strategy, which should contribute to the growth of the number of small and medium-sized businesses by 2030 in the Russian Federation, as well as the prospects for the development of small and medium-sized businesses entities in Latin America and the Caribbean.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Т.А. Шпилькина1, канд. экон. наук, доцент В.Б. Фролова2, канд. экон. наук, профессор Л.С. Артамонова3, канд. экон. наук, доцент Н.Н. Филимонова1, канд. экон. наук, доцент Российский новый университет (РосНОУ)

2«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуни-верситет)

3«Международная академия бизнеса и управления» (МАБиУ) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-3-182-188

Аннотация. в процессе данного исследования авторами были изучены вопросы о развитии предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) за период 2017-2021 годов в экономике России, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Приведены аналитические данные по развитию предприятий МСП в анализируемых странах, выявлены проблемы, влияющие на экономическую устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) на современном этапе в условиях пандемии.

При проведении исследования авторами были выявлены основные проблемы стратегического управления в регионах РФ, и показаны принципы реализация Стратегии развития МСП, которая должна способствовать росту числа предприятий малого и среднего бизнеса к 2030 году в РФ, а также перспективы развития субъектов ММСП в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

Ключевые слова: микропредприятия, сектор малого и среднего бизнеса, модули и меры поддержки субъектов МСП, экономическая устойчивость и стратегия развития МСП.

Современный этап развития экономики достаточно интересен и необычен, так как впервые мировая экономика столкнулась с эпидемией, затрагивающих большинство стран мира. Случавшиеся ранее эпидемии, носили в основном локальный характер, и отражались на развитии экономики нескольких государств. Масштабы охвата эпидемией, достаточно велики и отразились на экономике всего мира. За период пандемии пострадал не только крупный бизнес, а также средний и малый.

Сложными периодами для предпринимателей России можно назвать не только март и апрель 2020 года, когда руководители малых и средних компаний вынуждены были быстро принимать решения, чтобы сохранить и спасти свой бизнес, но и лето 2021 года во время третьей волны ко-ронавируса. К сожалению, это не всем удалось, в особенности тем, кто открыл компанию в конце 2019 г., начале 2020 г.

Не успев нарастить активы, им пришлось ликвидировать свои компании.

Как в период 90-х годов ХХ века, так и сейчас на повестке дня встает вопрос не просто об открытии бизнеса, но и о его стратегическом развитии. Большинство предпринимателей редко задумываются об этом, многие предполагают открыть компанию, получить определенный опыт, а дальше будет видно. И это не верно. Поэтому организаций, которые были созданы в начале 90-х годов и работают по настоящее время достаточно мало [7].

При открытии крупного предприятия, как правило, вложения поступают не только от частных инвесторов, но и чаще всего и от государства. То есть, государство в первые годы активно помогает такому предприятию развиваться не только с помощью денежных вливаний, но и за счет доступа к необходимым ресурсам, современным технологиям, информации, и квалифицированным кадрам. Именно это и

нужно в первые годы развития бизнеса [9]. Однако в отношении субъектов МСП ситуация складывается иначе. Первый закон, который должен был обеспечить поддержу предприятий малого бизнеса со стороны государства - стал Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 года N 88-ФЗ. Данный закон оказался практически не работающим, так как поддержки, на которую рассчитывали предприниматели, не было, и это закон утратил свою силу в связи с появлением нового закона. Им стал Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 года (в ред. от 02.07.2021 №351-ФЗ). Данный Закон был разработан при непосредственном участии Торгово-Промышленной Палаты РФ (ТППРФ), а принятие нового Закона стало знаменательным событием для всего малого и среднего предпринимательства (МСП).

В новом законе была создана иная классификация деления предприятий. Благодаря новой классификации появилось понятие микропредприятие, чего не было в предыдущем законе. К ним стали относить компании до 15 чел. Произошло также деление компаний по объему выручки. Новая классификация предприятий МСБ была необходима, так как за период конца 90-х годов и начала XXI века стало понятным, что мировой опыт такого деления

позволяет малому бизнесу не только выживать, но и развиваться. Для того, чтобы оценить развитие малого и среднего бизнеса в России и в мировой практике, проведем сравнительную оценку на примере России, стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Обратимся к статистическим данным по числу микро, малых и средних предприятий в этих странах.

1. Начнем рассмотрение деятельности микро, малых и средних предприятий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

«Микро-, малые и средние предприятия (ММСП) составляют наибольшую долю предприятий и рабочих мест в Латинской Америке и Карибском бассейне и являются одними из самых сильных движущих сил экономического развития и инноваций. Несмотря на свой потенциал, ММСП в регионе, как правило, остаются небольшими и значительно менее производительными, чем крупные фирмы. Малые предприятия постоянно ссылаются на отсутствие доступа к финансам, как на одно из основных препятствий для роста, которое не позволяет им делать инвестиции, необходимые для повышения их производительности и конкурентоспособности, выхода на новые рынки и расширения штата» [11]. «В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна насчитывается около 27,5 млн ММСП, из которых около 26,2 млн -микропредприятия (рис. 1). Общий дефицит финансирования для ММСП оценивается в 1,2 трлн долл.» [11].

Число ММСП, млн ед.

малые и средние предприятия

Микропредприятия

1

26,2

i млн ед.

10 15 20 25 30

Рис. 1. Количество предприятий ММСП в странах Латинской Америки и Карибском бассейне

По данным ОЭСР, ММСП представляют 99% предприятий в Латинской Америке и Карибском бассейне и 67% занятых, и при этом они составляют лишь треть ВВП, то

есть, половину среднего показателя по странам ОЭСР. ММСП отличаются высоким уровнем неформальности, высоким процентом неудач (особенно в первые годы

работы) и низким уровнем интернационализации. И они, как правило, менее продуктивны, чем предприятия аналогичного размера в других развивающихся и развитых странах.

ММСП получают только 12% от общего объема кредитов, что составляет менее половины доли, получаемой ММСП в странах ОЭСР (25%). Только 17% МСП в регионе используют банковские кредиты для финансирования краткосрочного оборотного капитала по сравнению с 29% крупных компаний. Одним из факторов, не позволяющих ММСП в регионе получить адекватное финансирование, является информационная асимметрия. Поскольку ММСП в среднем более рискованны, чем более крупные фирмы, финансовые учре-

ждения рассматривают их как рискованные, и предлагают им меньше кредитов, чем если бы у них была полная информация [11].

2. Рассмотрим ситуацию по развитию предприятий МСП в России. За последние несколько лет, как отмечают эксперты, многие компании малого и среднего бизнеса (МСБ), пережившие кризис 1998, 2008 и 2014 гг. стали активно закрываться в конце 2019 года и в период пандемии. Одной из причин стал жесткий контроль налоговой службы за движением денежных средств предприятия, при этом не всегда обоснованный, а также падение покупательной способности населения. По этой причине число предприятий МСБ стало сокращаться [10].

Рис. 2. Динамика микро и малых предприятий в РФ за период 2017 - 2021 гг.

Представленные на рис. 2 и 3 данные иллюстрируют следующее. Доля средних и малых предприятий на 10.01.2017 года составляла 4,92%, на этот же период 2018 года их было 4,76%, на 10.01.2019 года -4,46%, на 10.01.2020 года - 4,08%, на 10.01.2021 года - 4,12% [10]. Наблюдается тенденция снижения. Надо отметить, что в структуре в большей степени сокращаются в основном именно малые и средние предприятия, парадокс состоит в том, что число микропредприятий в несколько раз выше, чем малых и средних, к примеру на 10.01.2017 года микропредприятий было 5 576 939, малых - 268 488, а средних все-

го 20 353. На 10.01.2021 года микропредприятий - насчитывалось 5450 261, малых - 216 615 и средних 17685. То есть, в начале 2021 года всех видов предприятий стало меньше, что и видно на рис. 2 и 3.

Небольшой рост числа микропредприятий в 2017-2019 гг. можно объяснить государственной поддержкой, а вот в 20202021 гг., в период пандемии, всем было трудно выживать, но малым и средним предприятиям оказалось сложнее, их численность снижается на протяжении всего периода 2017-2021 гг., а микропредприятий в 2020-2021 гг. (см. рис. 2 и 3).

Рис. 3. Динамика микро, малых и средних предприятий в РФ за период 2017-2021 гг.

Представленные данные о числе МСБ в России и ММСП в странах Латинской Америки и Карибского бассейна видно, что развиваются в основном микропредприятия, малые и средние, при этом, функционируют не более 2-3 лет и закрываются. Безусловно, такая ситуация не радует, и отсюда следует, что малым и средним предприятиям необходима государственная поддержка и стратегия развития. Рассмотрим программы и предложения по развитию предприятий (МСП) в анализируемых странах.

1. Предложения и рекомендации по развитию предприятий МСП в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

Одним из направлений является «Улучшение сотрудничества внутри компании является частью методологии, предложенной программой Международной организации труда SCORE (рейтинг), который поддерживает развитие МСП. В настоящее время SCORE реализуется в 9 странах Африки, Азии и Латинской Америки, включая проекты с участием 545 предприятий с более чем 155 000 обученных сотрудников» [11]. Данная программа способствует изменению стиля управления, поддерживает улучшение условий труда и отношения между менеджерами и работниками. Одна из основных целей программы состоит в продвижении модели управления, которая может положительно повлиять на экономическую жизнеспособность малого бизнеса и рабочую среду для сотрудников.

2. Предложения по развитию предприятий МСП в РФ

Еще в 2016 году Правительством РФ был утвержден документ для данной категории субъектов - «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года» [1]. Основополагающей целью этой Стратегии является развитие сферы МСП как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости [2].

Согласно Стратегии развития МСП «...базовыми индикаторами достижения для субъектов МСП в 2030 году выступают:

- увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);

- увеличение в 2 раза производительности труда в секторе МСП в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);

- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20%;

- увеличение доли занятого населения в секторе (МСП) в общей численности занятого населения до 35%» [2].

Для понимания перспектив развития предприятий МСП рассмотрим основные проблемы стратегического управления в

регионах. Согласно мнению Лапыгина Ю.Н. и его соавторов можно выделить 4 группы проблем, а именно [3, с. 25-27]: методические проблемы, специфические проблемы стратегического управления, проблемы разработки стратегии, стратегические проблемы региона.

«К первой группе проблем относят отсутствие алгоритмов, как отсутствие рекомендаций и стандартов стратегического управления, а также сложности самой стратегии и обилие школ стратегий, среди которых нет единственно верной.

Вторую группу составляют проблемы недостаточной квалификации стейкхолде-ров по причине отсутствия базовых компетенций и неспособности принимать стратегически важные решения.

Третью группу - проблемы разработки стратегии, которые проявляются в сложности целеполагания, как в части функциональной направленности органов власти, принципах и ориентирах, так и в отношении согласования со стратегическими целями оперативных целей действующих программ и проектов.

К четвертой группе авторы отнесли методы проб и ошибок, к ним приходится прибегать разработчикам в регионах РФ в

силу отсутствия строго выстроенной стратегии страны и надежных мировых практик [3, с. 25-27].

В подготовленном Правительством РФ «Общенациональном плане по восстановлению экономики» уделяется внимание не только отраслям и крупным предприятиям, но и субъектам МСП. «Для того, чтобы эти предприятия МСП активно развивались, им необходима любая помощь и поддержка от государства, которая может состоять, например, в их льготном финансировании снижении налоговой нагрузки, особенно в первые 2-3 года деятельности, так как именно этот период самый сложный для предпринимателей» [5]. Аналогичная ситуация характерна и для стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Таким образом, следует вывод, что для развития предприятий (МСП) в анализируемых странах следует сделать следующее.

1. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна необходимо использовать передовой опыт и методологию SCORE, которая для стран этого региона мира предоставляет комплексные бизнес-тренинги и техническую помощь на основе 5 модулей (рис. 4).

Рис. 4. Модульная поддержка субъектам МСП в странах Латинской Америки и Карибского бассейна

Все предложенные меры должны способствовать формированию культуры диалога между сотрудниками. Это позволит привести к экономии затрат и диалогу между работодателями и работниками, что в целом ведет к повышению конкурентоспособности и социальному и трудовому благополучию» [11].

2. В Российской Федерации необходимо:

- создать условия для их развития, в том числе через реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержку индивидуальной предпринимательской инициативы». Так, Правительство РФ выделит в 2021 году из своего резервного фонда 7,8 млрд руб. на новую программу поддержки бизнеса. Это новая льготная кредитная программа на восстановление предпринимательской де-

ятельности ФОТ 3.0. Благодаря этой под- «Как показывает практика развитый ма-

держке предпринимателям будет проще лый и средний бизнес — это уникальный и взять кредит по низкой ставке - 3%, при- эффективный инструмент для решения чем в течение первых 6 месяцев можно проблем и вызовов общества, так как будет не платить ни проценты, ни основ- субъекты МСБ являются наиболее гибки-ную сумму долга» [12]; ми при постоянно изменяющейся рыноч-

- необходимо создать условия, при ко- ной конъюнктуре» [4]. Поэтому «нужно торых для субъектов МСП появится воз- более активно тиражировать положитель-можность доступности финансовых ресур- ный отечественный и зарубежный опыт сов при реализации ими проектов важных развития предприятий» [6], и если осуще-как в рамках поселков и городов, так и ствить задуманное, то тогда можно будет страны в целом; ожидать развитие предприятий МСП и

- повысить доходы россиянам за счет экономики, как в России, так и в странах роста заработной платы и снижения нало- Латинской Америки и Карибского бассей-говой нагрузки; на. Следовательно, развитие предприятий

- повысить качество жизни в регионах МСП - это стратегическая задача развития страны [8]. экономики представленных государств.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» от 02.06.2016 Ш1083-р URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756

2. Карташова, Е.И. Стратегия развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XIII Международная конференция, XI Международный конкурс научных и научно-методических работ, V конкурс Научное школьное сообщество: Сб. трудов / Отв. редакторы и составители Т.В. Пирязева, В.В. Серов. М.: Изд-во «Спутник +». 2019. С. 3336

3. Лапыгин, Ю.Н., Лапыгин, Д.Ю., Балахина, А.А., Тулинова, Д.В. Стратегическое планирование в регионе: монография. - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2017. 265 с.

4. Финансовые стратегии бизнеса в современных условиях: Под редакцией И.В. Политковской, Т.А. Шпилькиной, М.А. Жидковой, В.И. Прусовой [Текст] / Е.В. Алексеенко, Л.С. Артамонова, Г.И. Арутюнова [и др.]. - Москва, 2021. 160 с.

5. Шпилькина, Т.А. Оценка банкротства и новые возможности развития предприятий малого и среднего бизнеса в России // Путеводитель предпринимателя. М.: Изд-во Российская Академия предпринимательства. 2019. No 41. С.227-235

6. Шпилькина, Т.А., Ковалев, А.И. Развитие регионов страны, как драйвер роста малого и среднего предпринимательства в РФ // В сборнике: Двадцать седьмые апрельские экономические чтения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Т.В. Ивашкевич, А.И. Ковалева. Омск, 2021. С. 127-131.

7. V. Frolova, O. Dolina, T. Shpilkina. INVESTMENT RISK MANAGEMENT AT MINING ENTERPRISES// E3S Web of Conf., 105. 01054. (2019)

8. V. Frolova, O. Dolina, T. Shpilkina. The Role of Financing in the Development of Human Capital of Mining Industry: Modern Trends under Uncertainty// E3S Web of Conf., 174. 04025 (2020)

9. E. Dotsenko, N. Ezdina. SUSTAINABLE SUBSOIL USE AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MINING REGION // E3S Web of Conf., 41. 04048 (2018)

10. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://ofd.nalog.ru/

11. Международная организация труда. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/gl ob al/lang--en/index.htm

12. Новости. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:

https://tass.ru/ekonomika/10779143

STRATEGIC ASPECTS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR IN RUSSIA AND LATIN AMERICA

T.A. Shpilkina1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.B. Frolova2, Candidate of Economic Sciences, Professor L.S. Artamonova3, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.N. Filimonova1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1Russian New University (RosNOU)

2"Financial University under the Government of the Russian Federation" (Financial University)

3"International Academy of Business and Management" (MABiU) (Russia, Moscow)

Abstract. In the course of this study, the authors studied the issues of the development of small and medium-sized enterprises for the period 2017-2021 in the economy of Russia, in Latin America and the Caribbean. Analytical data on the development of small and medium-sized businesses in the analyzed countries are presented, problems affecting the economic stability of small and medium-sized enterprises at the present stage in the conditions of a pandemic are identified.

During the study, the authors identified the main problems of strategic management in the regions of the Russian Federation, and showed the principles of the implementation of the small and medium-sized businesses Development Strategy, which should contribute to the growth of the number of small and medium-sized businesses by 2030 in the Russian Federation, as well as the prospects for the development of small and medium-sized businesses entities in Latin America and the Caribbean.

Keywords: microenterprises, the small and medium-sized business sector, modules and measures to support medium-sized enterprises, economic sustainability and SME development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.