Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ'

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ВВП / ENTREPRENEURSHIP / HUMAN CAPITAL / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / ECONOMIC GROWTH / EDUCATION / HEALTH CARE / ECONOMIC CRISIS / STATE BUDGET / GDP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кармова Б. З., Кашироков Н. А.

В статье рассмотрены государственное финансирование образования и здравоохранения как инвестиции в человеческий капитал, а также развитие предпринимательства и его влияние на структуру ВВП за 2016-2020 гг. В ходе проведенного исследования выявлены проблемы, связанные с финансированием сфер образования и здравоохранения; обозначены причины, сдерживающие рост малого и среднего предпринимательства; предложены меры по устранению обозначенных проблем. Авторами обосновано, что качественный человеческий капитал и предпринимательство способны придать экономике России стабильность, но только при использовании адаптированной к изменяющимся условиям государственной политики по размещению и эффективному использованию ограниченных бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL AND THE ACTIVATION OF ENTREPRENEURSHIP AS FACTORS OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

The article considers public financing of education and health care as an investment in human capital, as well as the development of entrepreneurship and its impact on the structure of GDP for 2016-2020. In the course of the study, the problems associated with the financing of education and health care are identified; the reasons that hinder the growth of small and medium-sized businesses are identified; measures to eliminate these problems are proposed. The authors prove that high-quality human capital and entrepreneurship can give the Russian economy stability, but only when using a state policy adapted to changing conditions for the allocation and effective use of limited budget funds.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ»

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

РОССИИ

Б.З. Кармова, канд. экон. наук, доцент Н.А. Кашироков, студент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11066

Аннотация. В статье рассмотрены государственное финансирование образования и здравоохранения как инвестиции в человеческий капитал, а также развитие предпринимательства и его влияние на структуру ВВП за 2016-2020 гг. В ходе проведенного исследования выявлены проблемы, связанные с финансированием сфер образования и здравоохранения; обозначены причины, сдерживающие рост малого и среднего предпринимательства; предложены меры по устранению обозначенных проблем. Авторами обосновано, что качественный человеческий капитал и предпринимательство способны придать экономике России стабильность, но только при использовании адаптированной к изменяющимся условиям государственной политики по размещению и эффективному использованию ограниченных бюджетных средств.

Ключевые слова: предпринимательство, человеческий капитал, малое и среднее предпринимательство, экономический рост, образование, здравоохранение, экономический кризис, государственный бюджет, ВВП.

В настоящее время, влияние мирового финансово-экономического кризиса и вирусной пандемии вызвали замедление роста мировой экономики и для всех стран одними из основных проблем, требующих решения, стали: восстановление устойчивого экономического роста и снижение растущего уровня безработицы.

Эта проблема не обошла и Россию, даже более остро коснулась из-за падения мировых цен на нефть и экономических санкций западных государств против нашей страны. В этих условиях российская экономика оказалась в состоянии рецессии и задача установления роста экономики выше темпов роста мировой экономики, для достижения уровня стран мировых лидеров, стала одной из ее стратегических задач. Для этого российской экономике, в первую очередь, необходим переход от поставки на мировой рынок природных ресурсов к торговле переработанной, конкурентоспособной продукцией, что не только ограничит негативное внешнее влияние на экономику страны, но и позволит создать новые рабочие места, снизит уровень безработицы и обеспечит качест-

венный экономический рост. Поэтому нахождение основ и анализ факторов, которые могли бы стать локомотивом для роста отечественной экономики сейчас актуальны для России.

По достоинству оценив роль интеллектуальной деятельности в экономическом развитии и эффективность вложений в нее, мировой наукой в качестве таких основ экономического роста предлагаются человеческий капитал и предпринимательство. Так, в «теории человеческого капитала» классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, вложения в образование и здравоохранение рассматриваются как создание качественного человеческого капитала, использование которого в сочетании с достижениями науки и техники дают экономический рост.

Действительно, характеризуя человеческий капитал как приобретенные навыки и умения, используемые для создания экономических благ, он затрагивает и предпринимательство, способное повлиять на структуру и объем национального производства при наличии благоприятных условий для развития бизнеса. Поэтому и в

России растет интерес к этим факторам экономического роста, проявляющийся в увеличении вложений в человеческий капитал и усилении государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в силу их социальной значимости и приносящей немалый доход в бюджет.

Для анализа использования преимуществ человеческого капитала и предпринимательства в России, рассмотрим государственное финансирование сфер образования и здравоохранения, как вложения в создание качественного человеческого капитала, а также развитие МСП и его влияние на структуру ВВП за 2016-2020 гг.

Материалом для данного исследования послужили статистические данные доходов и расходов консолидированного и федерального бюджетов России за 20162020 гг., данные Единого реестра МСП. А в качестве методов исследования применялись: методы анализа и синтеза, метод абстрагирования, методы статистической обработки данных, методы индукции и дедукции.

С медленным ростом доходов бюджета также растут и средства, выделяемые государством для развития сфер образования и здравоохранения (табл. 1).

Таблица 1. Доходы и расходы бюджетов РФ в 2016-2019 гг. [1]

№ Показатели Фактические значения показателей по годам

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Доходы консолидированного бюджета, в млрд. руб. 28181,5 31046,7 37320,3 39497,6

2. Расходы консолидированного бюджета, в млрд. руб. 31323,7 32395,7 34284,7 37382,2

2.1 Расходы по разделу «Образование», в млрд. руб. 3103,1 3264,2 3668,6 4050,7

2.2 Расходы по разделу «Здравоохранение», в млрд. руб. 3124,4 2820,9 3315,9 3788,7

3. Доходы федерального бюджета, в млрд. руб. 13460,0 15088,9 19454,4 20188,8

4. Расходы федерального бюджета, в млрд. руб. 16416,4 16420,3 16713,0 18214,5

4.1 Расходы по разделу «Образование», млрд. руб. 597,8 615,0 722,6 826,5

4.2 Расходы по разделу «Здравоохранение», млрд. руб. 506,3 439,8 537,3 713,0

5. Объем ВВП (в ценах 2016 г., в млрд. руб.) 85616,1 87179,3 89390,4 90589,9

6. Доля расходов консолидированного бюджета разделу «Образование» в ВВП, в % 3,6 3,7 4,1 4,4

7. Доля расходов консолидированного бюджета по разделу «Здравоохранение» в ВВП, в % 3,6 3,2 3,7 4,1

Так, в 2016-2017 гг. наблюдается превышение расходов над доходами федерального уровня на сумму 2956,4 млрд. руб. и 1331,4 млрд. руб. соответственно, и в этот период расходы по разделам «Образование» и «Здравоохранение» минимальны за весь исследуемый нами период. Далее, в 2018-2019 гг. рост финансирования более существенный из-за сложившегося профицита федерального бюджета, где расходы на образование в 2018 году увеличились по сравнению с прошлым годом на 107,6 млрд. руб., а в 2019 году на 103,9 млрд. руб., расходы же на здравоохранение в 2018 году возросли на 97,5 млрд. руб., в 2019 году на 139,7 млрд. руб.

То же самое наблюдается по динамике изменений расходов консолидированного бюджета на образование и здравоохранение - рост расходов, связанный со сменой дефицита бюджета на профицит. Но вместе с тем следует отметить увеличение финансирования этих сфер экономики, связанное с реализацией национальных проектов и целевых программ в 20192024 гг.: по образованию - национальный проект «Образование» с объемом финансирования 784,5 млрд. руб.; по здравоохранению - реализация национальных проектов «Здравоохранение» с объемом финансирования 1725,8 млрд. руб. и «Демография», объем финансирования 3105,2

млн. руб., в том числе с федерального бюджета 2,97 трлн. руб. [2].

Из-за экономического кризиса или завершения софинансирования региональных программ с передачей финансирования с федерального уровня на региональный, могут быть сокращения расходов. Но практика показывает, что финансовые возможности регионов ограничены и завершение реализации такого рода программ с помощью регионального и местного бюджетов дотационных регионов не дает желаемого эффекта.

Примером может служить снижение финансирования с 113928,73 млн. руб. до 89599,7 млн. руб. в 2016 году по Федеральной целевой программе «Развитие образования» на 2016-2020 гг., что в первую очередь вызвало сокращение рабочих мест [3, с. 548].

Кроме этого, при выполнении Указа Президента № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7.05.2012 г. в части повыше-

Расходы на образование в 2016-2019 гг. составили соответственно 3,6%, 3,7%, 4,1%, 4,4% от ВВП России, что показывает тенденцию роста. Доля же расходов на здравоохранение с 3,6% в 2016 году снижается до 3,2% в 2017, а далее растет до уровня 4,1% в 2019 году. В итоге, за последние 5 лет их доля в ВВП России не превысила 4,4%, что показывает отставание данного показателя от показателей развитых стран, где 5% от ВВП страны -это минимальная величина. Поэтому наблюдаемый нами рост расходов на образование и здравоохранение за 2016-2019 гг.

ния реальной заработной платы работникам сфер образования и здравоохранения, недостаточность средств региональных бюджетов при повышении оплаты труда вызвало сокращение сотрудников и увеличение нагрузки на остальных, что является недопустимым, когда речь идет о качестве выполняемых работ и оказываемых услуг в этих сферах. Поэтому получение качественного человеческого капитала требует увеличения государственных расходов на образование и здравоохранение, а не экономии за счет сокращения учителей, врачей и заменой живого непосредственного общения с учащимися в аудитории машинно-виртуальным, в связи с чем, государство должно рассматривать образование не как расходную, а как инвестиционную сферу экономики [4, с. 741-742].

Для получения полной картины по финансированию анализируемых сфер экономики рассмотрим долю государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП страны (рис. 1).

не существенен для современного развития этих сфер.

Когда речь идет о нехватке бюджетных средств, затрагивается вопрос привлечения частных инвестиций. Конечно, любое повышение размера инвестиций в человеческий капитал для улучшения качества и замедления износа приветствуется, но в этом есть и отрицательные моменты, которые могут проявиться в недоступности услуг образования и здравоохранения для людей с низким уровнем дохода, а с учетом сегодняшней ситуации в стране их количество может увеличиться из-за снижения реальных доходов населения.

100% 98% 96% 94% 92% 90% 88%

3,6 3,2 3,7 3,7 4,1 : i

3,6 i

100

100 100

i

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Финансирование сферы Здравоохранения в РФ, в % к ВВП.

Финансирование сферы Образования в РФ, в % к ВВП.

Объем ВВП РФ, в ценах 2016 года, в %

Рис. 1. Доля расходов консолидированного бюджета по разделам «Образование» и «Здравоохранение» в ВВП РФ в 2016-2019 гг.

Итого, результаты проведенного исследования показали, что недостаток финансирования образования и здравоохранения является одной из главных проблем на пути создания качественного человеческого капитала, в связи с чем, необходимо: увеличить государственное финансирование образования и здравоохранения с достижением уровня не менее 5% расходов от ВВП; учесть проблемы финансирования региональных и местных бюджетов по развитию человеческого капитала для устранения резких различий между регионами; пересмотреть проводимую государственную политику по развитию образования и здравоохранения с учетом современных затяжных кризисов; совершенствование законодательной базы по развитию институтов, способствующих развитию человеческого капитала; создание системы анализа, наличия и использования всех источников финансирования сфер образования и здравоохранения.

Далее, рассмотрим следующий фактор -МСП и их вклад в ВВП России.

В первую очередь, показателем положительного влияния предпринимаемых

государством мер, в отношении субъектов МСП, является рост их количества. Так, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 2016 по 2018 годы наблюдается их резкий рост по сравнению с предыдущими годами, что связано еще с пересмотром критериев отнесения к числу МСП и включением в этот перечень микропредприятий.

Как видно из таблицы 2, на начало 2017 года в России насчитывалось 5865780 тыс. субъектов МСП, в том числе малых предприятий 268488 тыс., средних предприятий - 20356 тыс., микропредприятий -5576939 тыс. единиц. В начале 2018 года их количество еще стремительно возрастает, а с середины года переходит в медленный рост с сентября по ноябрь.

Причиной такого снижения темпов роста субъектов МСП является банкротство предприятий, вызванное изменением ключевой ставки ЦБ и падением потребительского спроса, связанное со снижением реальных доходов населения [5, с. 218].

Таблица 2. Динамика числа субъектов и численности работников МСП в РФ за 20162020 гг. [6]_

№ Показатели 10.12. 2016 г. 10.01.2017 г. 10.01.2018 г. 10.01.2019 г. 10.01.2020 г. 10.12.2020 г.

1. Количество предприятий МСП, тыс.единиц, в том числе: 5 841 509 5865780 6039216 6041195 5916906 5702150

1.1 микропредприятия 5551944 5576939 5751885 5771626 5675756 5467434

1.2 малые предприятия 268901 268488 267033 250758 224105 217021

1.3 средние предприятия 20664 20356 20298 18811 17045 17695

2. Средняя численность работников, млн. чел. 15922438 15855749 16106581 15873589 15321788 15509813

С начала 2019 года по сегодняшний день наблюдается сокращение количества МСП, так в 2019 по сравнению с таким же периодом 2018 года их количество уменьшилось на 124289 тыс. субъектов, а с 10.01.2019 года по 10.12.2020 года стало на 214756 тыс. субъектов меньше. За исследуемый период количество закрывшихся предприятий МСП больше, чем вновь созданных и большинство закрываются в первый год существования.

Что касается изменений численности работников на этих предприятиях, то их

рост с 2016 года, который составил около 32% от численности занятого населения, по 2017 год переходит в медленное снижение в 2018 году и более усиленное в 2019. На начало декабря 2020 года небольшое оживление роста средней численности работников (на 188025 млн. чел.) после затяжного спада с конца 2018 года, можно объяснить восстановлением работы после первой волны вирусной пандемии и еще своевременными действиями Правительства по снижению страховых взносов, предоставлению налоговых каникул, вы-

плате прямых субсидий на выдачу заработной платы работникам и увеличение доли государственных закупок для МСП со второго квартала 2020 года.

Несмотря на такой рост показателей МСП, вклад в ВВП России минимальный, в сравнении с другими развитыми странами. Их доля в 2016 году составила 21,2%, в

На такое снижение рассматриваемых показателей МСП за 2019-2020 годы повлияли кроме мирового финансово-экономического кризиса, вирусной пандемии так же рост ставки НДС в начале 2019 года, который значительно замедлил рост экономики, так как увеличение налоговой нагрузки ухудшило финансовое состояние предприятий и привело к снижению потребительского спроса.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно судить о недостаточном развитии МСП в стране, что снижает темпы роста экономики России, а причинами их малого участия в формировании ВВП страны, являются: жесткая конкуренция, недостаток финансовых ресурсов, рост уровня инфляции; меняющееся законодательство; нестабильный курс рубля; высокие кредитные ставки в банках; высокие налоги, в частности рост НДС; высокие ставки взносов в Пенсионный фонд; санкции со стороны других стран; кризис, который снизил спрос на товары и услуги и др.

Для улучшения положения МСП и увеличения их вклада в ВВП России, по нашему мнению, необходимо: доработать запущенные национальные проекты исходя из сегодняшних условий для повыше-

2017 - 21,9%, в 2018 году уже наблюдается снижение до уровня 20,2%, а в 2019 году достигнут критический уровень -8,56%, когда по планам Правительства России их доля в ВВП должна была составить 22,9%, с достижением уровня 32,5% к 2024 году (рис. 2) [7, 8].

ния их эффективности; разработать льготные программы по кредитованию и финансированию предприятий, ориентированные именно на инновационное производство; увеличить прямую финансовую помощь за счет льготного субсидирования, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников; увеличить долю участия МСП в инвестиционных конкурсах, финансируемых из государственного бюджета.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования можно сказать, что под влиянием сегодняшних условий проявились все недоработки и нерешенные проблемы в рассмотренных сферах экономики. Последние события в мире и еще раз доказали российскому обществу важность передового развития образования и здравоохранения и малую эффективность проводимой государственной политики в отношении их развития, что означает необходимость ее пересмотра с учетом современных кризисов и снижения реальных доходов.

Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер в отношении развития предпринимательства и вложений в человеческий капитал, кроме увеличения расходов еще необходимы: со-

35 30 25 20 15 10 5 0

32,5

19,4 20,1 192 19,9

21,6 21,9

22,9 23,5

20,2

I -г

I I

Доля малого МСП в ВВП РФ, в %.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2024

■ Доля МСП в ВВП РФ по плану в нацпроекте "МСП и поддержка индивидуальной

-1 предпринимательской

инициативы", в %

Рис. 2. Доля МСП в ВВП РФ за 2012-2024 гг.

8

вершенствование законодательной базы, здравоохранения в соответствии с дости-пересмотр реализуемых национальных жениями науки, опираясь на богатый на-проектов с учетом изменяющихся условий, копленный опыт прошлых поколений в реформирование систем образования и этих сферах.

Библиографический список

1. Краткая информация об исполнении федерального бюджета, дата изменения 13.11.2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/ (дата обращения: 16.12.2020).

2. Сайт Министерства Здравоохранения РФ. Национальные проекты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie.

3. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования образования в России // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-3. - С. 546550.

4. Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Проблемы недостаточного финансирования образования в России в условиях цифровой экономики // В книге: Цифровизация экономических систем: теория и практика. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 722-748.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шидов А.Х., Батова Б.З., Гедгафова И.Ю. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. -№11. - С. 217-220.

6. Сайт Федеральной налоговой службы. Единый реестр малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 25.12.2020).

7. Малое предпринимательство в России: стат. сб. // Росстат. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223?print=1.

8. В России сократилось число занятых малых и средних предприятий // Ведомости. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/08/11/836350-v-rossii-sokratilos-chislo-malih-predpriyatii.

INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL AND THE ACTIVATION OF ENTREPRENEURSHIP AS FACTORS OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

B.Z. Karmova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.A. Kashirokov, Student

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (Russia, Nalchik)

Abstract. The article considers public financing of education and health care as an investment in human capital, as well as the development of entrepreneurship and its impact on the structure of GDP for 2016-2020. In the course of the study, the problems associated with the financing of education and health care are identified; the reasons that hinder the growth of small and medium-sized businesses are identified; measures to eliminate these problems are proposed. The authors prove that high-quality human capital and entrepreneurship can give the Russian economy stability, but only when using a state policy adapted to changing conditions for the allocation and effective use of limited budget funds.

Keywords: entrepreneurship, human capital, small and medium-sized enterprises, economic growth, education, health care, economic crisis, state budget, GDP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.