Научная статья на тему 'Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития государства'

Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ / СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / HUMAN CAPITAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE STATE / TRANSFORMATION OF ECONOMIC / SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Солдатова Светлана Сергеевна

Предмет и цель работы. Излагается проблема формирования и эффективного использования человеческого капитала страны с целью ускорения ее инновационного развития в условиях трансформации экономических, социальных и политических процессов. Методы. При реализации поставленных задач были использованы методы анализа теоретической и методологической базы управления человеческим капиталом; методы оценки человеческого потенциала государства; выполнен анализ показателей (по данным официальной статистики), характеризующих объемы финансирования важнейших национальных проектов, влияющих на количественный и качественный состав человеческого капитала, а также на темпы развития инновационных процессов в России. Результаты и выводы. Авторы особо подчеркивают важность и актуальность совместного развития отечественных систем образования, здравоохранения, науки, опирающихся на грамотную демографическую политику государства в целом, так как только решение проблем данных сфер по совокупности может дать желаемый положительный эффект в области формирования и поддержания человеческого капитала, необходимого для инновационного развития страны. Представлены основные направления совершенствования государственной политики в сфере образования и науки, опирающиеся на увеличение объемов финансирования данных направлений, в целях повышение эффективности использования человеческого капитала страны для последовательного ускорения инновационных процессов во всех сферах жизни российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL AS THE MAIN FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE STATE

Subject and goals. The work raises the problem of increasing the efficiency of using the country's human capital in order to accelerate its innovative development in the conditions of transformation of economic, social and political processes. Methods . When implementing the tasks set, we used methods of analyzing the theoretical and methodological basis of human capital management; methods of assessing the human potential of the state; and analyzed indicators (according to official statistics) that characterize the volume of funding for major national projects that affect the quantitative and qualitative composition of human capital, as well as the pace of innovation development in Russia. Results and conclusions . The authors emphasize the importance and relevance of joint development of domestic education, health, and science systems based on a competent demographic policy of the state as a whole, since only solving the problems of these areas in aggregate can give the desired positive effect in the formation and maintenance of human capital necessary for innovative development of the country. This article presents the main directions of improving the state policy in the field of education and science, based on increasing the amount of funding for these areas, in order to increase the efficiency of using the country's human capital to consistently accelerate innovation processes in all spheres of life of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития государства»

УДК 338.23 DOI 10.21685/2227-8486-2020-2-6

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

С. В. Тактарова, С. С. Солдатова

HUMAN CAPITAL AS THE MAIN FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE STATE

S. V. Taktarova, S. S. Soldatova

Аннотация. Предмет и цель работы. Излагается проблема формирования и эффективного использования человеческого капитала страны с целью ускорения ее инновационного развития в условиях трансформации экономических, социальных и политических процессов. Методы. При реализации поставленных задач были использованы методы анализа теоретической и методологической базы управления человеческим капиталом; методы оценки человеческого потенциала государства; выполнен анализ показателей (по данным официальной статистики), характеризующих объемы финансирования важнейших национальных проектов, влияющих на количественный и качественный состав человеческого капитала, а также на темпы развития инновационных процессов в России. Результаты и выводы. Авторы особо подчеркивают важность и актуальность совместного развития отечественных систем образования, здравоохранения, науки, опирающихся на грамотную демографическую политику государства в целом, так как только решение проблем данных сфер по совокупности может дать желаемый положительный эффект в области формирования и поддержания человеческого капитала, необходимого для инновационного развития страны. Представлены основные направления совершенствования государственной политики в сфере образования и науки, опирающиеся на увеличение объемов финансирования данных направлений, в целях повышение эффективности использования человеческого капитала страны для последовательного ускорения инновационных процессов во всех сферах жизни российского общества.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное развитие государства, трансформация экономических, социальных и политических процессов.

Abstract. Subject and goals. The work raises the problem of increasing the efficiency of using the country's human capital in order to accelerate its innovative development in the conditions of transformation of economic, social and political processes. Methods. When implementing the tasks set, we used methods of analyzing the theoretical and methodological basis of human capital management; methods of assessing the human potential of the state; and analyzed indicators (according to official statistics) that characterize the volume of funding for major national projects that affect the quantitative and qualitative composition of human capital, as well as the pace of innovation development in Russia. Results and conclusions. The authors emphasize the importance and relevance of joint development of domestic education, health, and science systems based on a competent demographic policy of the state as a whole, since only solving the problems of these areas in aggregate can give the desired positive effect in the formation and maintenance of human capital necessary for innovative development of the country. This article presents the main directions of improving the state policy in the field of education and science, based on increasing the amount of funding for these areas, in order to increase the efficiency of using

© Тактарова С. В., Солдатова С. С., 2020

the country's human capital to consistently accelerate innovation processes in all spheres of life of the Russian society.

Keywords, human capital, innovative development of the state, transformation of economic, social and political processes.

Введение

Модель инновационного развития современного государства опирается на движущую силу, объединяющую знания, интеллект, творчество, которые неразрывно связаны с человеческими ресурсами. В условиях ускорения скорости развития техники, технологий, в том числе IT-технологий, и цифрови-зации всех сфер жизнедеятельности, человеческий капитал превращается в ключевой фактор роста экономики государства и обеспечения благополучия граждан и национального богатства страны.

История изучения степени влияния человеческих знаний, умений и навыков на экономику страны исчисляется с XVII-XVIII вв., но только со второй половины XX в. теория человеческого капитала сформировалась как отдельный раздел экономической теории [1]. Основоположником методологии человеческого капитала был Гарри Беккер, который определил: «человеческий капитал - это комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образования, знаний, полученных в процессе работы, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг» [2].

Сегодня человеческий капитал общепризнан основной движущей силой экономики, способной обеспечить как количественный, так и качественный прорыв. Таким образом, актуальность исследования и оценки человеческого капитала как отдельного субъекта хозяйственной деятельности, так и государства в целом является неоспоримой. В мировой экономической науке существуют различные методические подходы к данной оценке, но самой популярной является методика оценки индекса человеческого развития (ИЧР), которая используется ООН для анализа динамики развития различных стран. Необходимо отметить, что Россия, по данным ООН, входит в число стран с высоким уровнем человеческого развития (ИЧР не менее 0,8) наряду с Германией, США, Великобританией, Японией, Швецией и Францией [2].

Возникает вполне логичный вопрос: почему РФ по уровню человеческого капитала находится в числе лидеров, а по уровню инновационного и экономического развития нет?

В таких ключевых государственных документах, как «Стратегия экономического развития России до 2030 года» и «Стратегия инновационного развития России на период до 2030 года», определяющих общую траекторию социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прописаны основные принципы формирования и эффективного использования человеческого потенциала страны. Согласно данному инновационному сценарию развития экономики России, расходы на формирование и поддержание человеческого капитала страны к 2030 г. должны составить не менее 13,6 % от ВВП (для сравнения: текущий показатель оценивается в 9 % ВВП) [2].

Материалы и методы исследования

Инновационное развитие экономики государства, улучшение качества жизни и экономического благосостояния граждан тесно взаимосвязаны с ростом эффективности функционирования системы образования и повышением

качества и уровня образования населения страны. Данная взаимосвязь подтверждается тем фактом, что между величиной ВВП государства, приходящейся на одного гражданина, и долей населения страны, обладающей средним профессиональным или высшим образованием, что соответствует термину «третичное образование», существует взаимосвязь [3]. Необходимо отметить, что по доле населения с третичным образованием Россия входит в число лидеров, однако существенно уступает по показателю ВВП (табл. 1), характеризующему уровень благосостояния граждан всех анализируемых стран.

Таблица 1

Данные по охвату третичным образованием и доли ВВП на душу населения по анализируемым странам [3]

Показатель Республика Корея Япония Канада © рц Ирландия Великобритания Швейцария Австралия США Швеция

Охват третичным

образованием граждан 69 60 59 58 52 49 49 48 47 46

трудоспособного возраста

(25-64 года), %

ВВП на душу населения, тыс. долл. 34,5 37,3 44,3 24,4 54,6 41,3 60,5 45,5 55,8 46,4

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация: по уровню образованности населения страна входит в пятерку лидеров (см. табл. 1), но при этом участвует менее чем в 5 % инновационных научных направлений, которые активно развиваются на современном международном рынке исследований и инноваций [3]. Таким образом, Россия не в полной мере использует собственный человеческий капитал для научно-технического и промышленного развития, укрепления экономики, наращивания национального инновационного потенциала и упрочнения внешнеэкономических позиций РФ в условиях глобальной конкуренции.

Общепринято «человеческий капитал» отождествлять с неким набором знаний, умений и навыков, а также социально-психологических установок, позволяющих человеку достигать некоего полезного эффекта, значительно превосходящего первоначальные инвестиции, в данный вид деятельности. Отметим, что в современных условиях жизнедеятельности человеческий капитал, помимо вышеперечисленных способностей, включает в себя предпринимательский талант и способности к творческой креативной работе, способности создавать новые направления интеллектуального и организационного труда, способности модернизировать социально-экономические процессы и жизненное пространство.

Исторически уже доказано, что человеческий капитал в ХХ-ХХ1 вв. стал важнейшим производительным фактором, предопределяющим социально-экономическое развитие общества, и что инвестиции в данный вид капитала являются наиболее приоритетным направлением инвестиционно-инновационной политики любого государства. Неоспоримой истиной является то, что качество человеческого капитала страны в первую очередь форми-

руется системой образования, поддерживается системой здравоохранения. Поэтому в числе национальных проектов Российской Федерации, разработанных и реализуемых Правительством РФ по 12 ключевым направлениям стратегического развития страны, важное место занимают нацпроект «Образование» [4] и нацпроект «Здравоохранение» [5] (Указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») [6].

Если посмотреть на совокупные бюджеты данных нацпроектов, то на развитие отечественной системы здравоохранения планируется потратить порядка 1725,8 млрд руб. [5] - это за весь плановый период «январь 2019 -декабрь 2024 года», а на систему образования в 2,2 раза меньше - 784,5 млрд руб. [4] за аналогичный период. Анализ источников финансирования показывает: за счет федерального бюджета для образования будет выделено около 723 млрд руб., что составит 92,2 % от плановых затрат, а на здравоохранение -1366 млрд руб. (79 %); из бюджетов субъектов РФ - 45,7 млрд руб. на систему образования (5,8 %) и 265 млрд руб. на здравоохранение (15,3 %); на долю внебюджетных источников приходится лишь 2 % (15,4 млрд руб.) и 5,7 % (94,1 млрд руб.) на образование и здравоохранение соответственно [4, 5].

По итогам 2019 г. Счетная палата РФ выявила, что кассовое исполнение по всем национальным проектам не превышает 80 % [7]. Президент В. В. Путин критиковал механизмы и процедуры бюджетирования по нацпроектам: «Ресурсы осваиваются неритмично... с внедрением электронного бюджета эти проблемы никуда не ушли.» [7]. В целом в течение ряда последних лет прослеживается положительная динамика финансирования наиважнейших сфер общественной жизни (образование, здравоохранение), призванных формировать и развивать человеческий капитал страны (табл. 2). Однако председатель Счетной палаты РФ А. Л. Кудрин считает, что данные объемы явно недостаточны, так как, если их измерять в процентах к ВВП, то показатели не превышают 3-4 % [8], что свидетельствует о существенном отставании России от уровня экономически развитых стран, в которых объем финансирования, например системы образования, составляет 12-13 % от ВВП. По словам Кудрина, в утвержденных плановых показателях на 2020-2024 гг. не наблюдается «разворота к финансированию человеческого капитала» [7]. Для обеспечения поэтапного качественного развития российской системы образования бюджетные расходы должны составлять не менее 4,5 % ВВП страны (табл. 2) [8-10].

Если проанализировать структуру расходов на систему образования по ее основным компонентам (табл. 3), то становится совершенно очевидно, почему Россия (по данным центра Global Human Capital), занимая 4-е место в мире по объему человеческого капитала, находится на 42-м месте в мире по параметру «эффективное использование знаний, умений и навыков в трудовой деятельности человека», а также 89-е место занимает по параметру «вовлеченность трудоспособного населения в непрерывное профессиональное обучение» [3].

Государство более 60 % от совокупных затрат на образование тратит на поддержку и развитие дошкольного и школьного образования, частично поэтому в стране сложилась ситуация: показатель охвата населения разными уровнями образования растет, но это не приводит к повышению капитализации образовательного потенциала населения и к существенному повышению качества профессионального образования граждан. Надо отметить, что большинство целевых установок нацпроекта «Образование» опять касаются мо-

дернизации и развития школьной системы образования, соответственно и финансовые ресурсы направляются именно туда.

Таблица 2

Динамика объемов финансирования системы образования из федерального бюджета РФ [8-10]

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

ВВП РФ, млрд руб. 104 974,9 111 669 118 446,1 125 385,7 132 469,5 139 728,7

Затраты на образование (без нацпроекта), млрд руб. 3779,1 4020,1 4264,1 4513,9 4768,9 5030,2

Финансирование нацпроекта «Образование», млрд руб. 110,10 131,50 141,80 120,30 119,80 124,20

Суммарный объем

госзатрат на образование, млрд руб. 3889,20 4151,58 4405,86 4634,18 4888,70 5154,43

Доля ВВП на образование, % 3,70 3,72 3,72 3,70 3,69 3,69

Таблица 3

Структура расходов на систему образования [4, 8]

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Дошкольное образование 21,7 22,8 21,9 22,1 23,3 23,1

Общее школьное образование 46,6 46,3 48,0 48,0 47,3 47,5

Среднее профессиональное образование 6,6 6,5 6,4 6,5 6,7 6,5

Высшее образование 17,1 17 16,3 15,7 15 14,9

Прочие расходы в системе образования 7,9 7,2 7,5 7,7 7,6 8

ИТОГО 100 100 100 100 100 100

Исследование структуры населения России по образованию (возрастная группа 25-65 лет) показало, что третичным образованием обладает 63 % граждан, полным средним - 33 % и лишь 4 % граждан имеют только образовательный уровень «ниже полного среднего». При этом обладатели третичного образования подразделяются: 44 % - доля со средним профессиональным образованием; 55 % - бакалавры, специалисты и магистры; 1 % - лица, закончившие аспирантуру/докторантуру. Для сравнения: в западных странах данные показатели - 17 %, 81 % и 3 % соответственно [11].

Этот перекос в сторону образования более низкого уровня объясняется рядом причин:

- во-первых, существенное сокращение бюджетных мест в системе высшего образования привело к недоступности данного вида образования для малообеспеченных граждан;

- во-вторых, проблемами рынка труда, а точнее, невостребованностью специалистов с высшим образованием во многих секторах экономики и низ-

кой оплатой труда по целому ряду профессий, в том числе инженерного профиля. В течение последних 3-5 лет самыми востребованными профессиями на российском рынке труда (особенно в мегаполисах и крупных городах) являются: водитель, продавец-кассир, официант, что частично объясняет слабую мотивацию граждан к профессиональному обучению и саморазвитию.

При оценке кадрового потенциала и человеческого капитала страны в международной практике пристальное внимание уделяется анализу заинтересованности взрослого трудоспособного населения в формальном или неформальном образовании, профессиональном обучении и личностном развитии. Очевидно, что для карьерного роста и профессионального успеха человека в современном мире, характеризующемся высоким темпом развития техники и технологий, необходим непрерывный процесс повышения уровня как профессиональных знаний, умений и навыков, так и общей грамотности личности. В экономически развитых странах средний уровень участия трудоспособного населения в дополнительном профессиональном образовании варьируется в пределах 40-50 % (например, в Швейцарии - 69 %), а в России, по оценкам экспертов, этот показатель составляет 20 % [11].

Таким образом, слабая мотивация россиян к повышению уровня своего образования, и как следствие, снижение уровня капитализации человеческого потенциала РФ, полностью объясняются социально-экономическими проблемами в стране, в том числе негативными тенденциями на рынке труда. Например, по данным Росстата РФ за 2019 г., более 3,5 млн человек имеют статус безработных (уровень общей безработицы в 2019 г. составил 4,6 % от совокупной численности рабочей силы), из них порядка 663,2 тысячи (данные на 11.12.2019) состоят на регистрационном учете в органах службы занятости [12]. Данные, характеризующие образовательный уровень российских безработных, представлены на рис. 1. Они свидетельствуют, что 20 % от общего числа безработных граждан обладают высшим профессиональным образованием и порядка 40 % - средним профессиональным. Таким образом, более 60 % потенциальной рабочей силы России имеют некий набор профессиональных знаний, умений и навыков, не востребованных современной экономикой. Необходимо также подчеркнуть, что среди российских безработных доля молодежи в возрасте от 18 до 25 лет составляет 20,5 %, как правило, это лица, не имеющие практических навыков трудовой деятельности (опыта работы) [12].

40,4

Рис. 1. Структура безработицы России по уровню образования безработных граждан [12]

Если проанализировать долю безработных граждан в каждой группе образовательного уровня, то среди лиц с «высшим образованием» - 3,5 % безработных; в группе «среднее профессиональное образование» - 6 %; среди обладателей только «средним общим» или «основным общим образованием» -26 % [3].

Современный российский рынок труда характеризуется определенным дефицитом трудовой силы именно рабочих специальностей, частично поэтому на рабочих местах «продавец», «водитель», «электрик», «мастер по маникюру» или «парикмахер» часто вынуждены трудиться граждане с высшим образованием. Исходя из наблюдаемых тенденций в экономическом и технологическом развитии ряда отраслей российской экономики, а также динамики развития системы среднего и высшего профессионального образования, нет причин предполагать, что в ближайшие 10-15 лет ситуация в России на рынке труда кардинальным образом изменится. В табл. 4 приведен список самых высокооплачиваемых, а также самых востребованных профессий в экономике России (по данным 2019 г.), низший уровень средней заработной платы представлен по данным регионов, а высшая планка - по данным Москвы и Санкт-Петербурга. Список востребованных профессий составлен с учетом объема свободных вакансий на портале «Работа в России - Общероссийская база вакансий» (сайт https://trudvsem.ru/).

Таблица 4

Анализ самых востребованных и самых высокооплачиваемых профессий

в России [12, 13]

Высокооплачиваемые профессии Востребованные профессии

Наименование профессии Уровень средней заработной платы (по вакансиям) Наименование профессии Уровень средней заработной платы (по вакансиям)

Программист, системный администратор 60-120 тыс. руб. Продавец розничной торговли 18-30 тыс. руб.

Менеджер по развитию бизнеса 60-80 тыс. руб. Бухгалтер 20-50 тыс. руб.

Аудитор 40-110 тыс. руб. Инженер-технолог на производство 40-60 тыс. руб.

Агент по недвижимости 40-100 тыс. руб. Строитель (разнорабочие, каменщики, отделочники, бетоноукладчики, крановщики) 15-140 тыс. руб.

Специалист по маркетингу и рекламе 30-110 тыс. руб. Работник 1Т-технологий 30-200 тыс. руб.

Юрист 30-100 тыс. руб. Переводчик 40-80 тыс. руб.

Экономист 30-100 тыс. руб. Специалист по маркетингу и рекламе 40-100 тыс. руб.

Оценка качественного и количественного состава человеческих ресурсов в контексте проблемы низких темпов развития инновационных процессов в нашей стране, поиска ответа на актуальные вопросы: Что сдерживает развитие инноваций в России? Кто в этом виноват? Что, необходимо предпринять для преодоления данной ситуации? (Надо отметить, что правительство страны в течение последних 5-10 лет активно пытается преобразовать экономику, повысить инновационную активность российского бизнеса). Очевидно, что сам человеческий капитал является основой данных преобразований, так как высокообразованный человек более правильно и рационально мыслит, лучше и благосклоннее относится ко всем видам новшеств, интересуется новыми технологиями и техникой, способен обучаться и обучать.

Однако сваливать всю вину за недостаточно быстрые темпы внедрения инноваций в производственную или общественную сферу России только на ее систему образования несправедливо. Сегодня сложилась ситуация, когда структура высшего и среднего профессионального образования выпускает для экономики специалистов частично не того «качества» и «количества». Эксперты, политики, руководители крупных и малых предприятий, все в один голос говорят о том, что реальный сектор экономики нуждается в инженерах, агрономах, наладчиках оборудования и т.д., а система образования обучает экономистов, юристов и менеджеров. Если еще раз посмотреть на список самых высокооплачиваемых профессий в России, то становится очевидным, что бизнес готов хорошо оплачивать труд высококвалифицированных специалистов, в том числе экономистов и менеджеров. Другой вопрос в том, что число данных вакансий значительно меньше, чем на низкооплачиваемые рабочие специальности. Таким образом, российская молодежь стремится получить высшее образование в надежде на дальнейшее более выгодное трудоустройство.

Официальная статистика утверждает, что в 2019 г. средняя заработная плата в России была на уровне 48 тыс. руб., а медианная заработная плата -34,4 тыс. руб. [12, 13], при этом в список самых низкооплачиваемых секторов традиционно входят «образование и наука» с показателем 26,3 тыс. руб. Этот показатель во многом объясняет, почему в стране по-прежнему сохраняется слабая капитализация человеческих ресурсов [14].

Проблема недофинансирования процесса модернизации ресурсной базы сферы образования и науки, важнейших с точки зрения перспектив инновационного развития страны, в период 2012-2018 гг. осложнилась. Частично это было связано с желанием исполнительной власти выполнить «майские» указы Президента РФ от 2012 г. о повышении заработной платы школьных учителей и преподавателей вузов [6] в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что подтверждается несущественным ростом объемов финансирования российской системы образования в целом.

В мае 2018 г. Президент РФ В. В. Путин еще раз подчеркнул необходимость увеличить государственные расходы на образование, дополнительно выделив на реализацию мероприятий в данной сфере в 2019 г. - 103,5 млрд руб., в 2020 г. - почти 95 млрд руб. [6].

Еще одним фактором, сдерживающим развитие инновационной сферы РФ, является недофинансирование науки, фундаментальных исследований,

так, при среднемировом показателе 2,3 % Россия тратит на данное направление только 1 % от ВВП [15]. Согласно мнению экспертов и научного сообщества, для обеспечения поступательного развития страны необходимо финансирование науки не менее 1,5 % ВВП в год.

Правительство РФ, понимая первостепенную важность решения задачи ускорения темпов инновационного развития страны и невозможность ее реализации без поддержки отечественной науки, на плановый период до 2024 г. прогнозирует рост объемов государственного финансирования по данному направлению. Предусматривается в 2020 г. выделение Министерству науки и высшего образования РФ 577 млрд руб., а также в 2021 и 2022 гг. по 680 млрд руб. ежегодно [9, 15]. Кроме того, в рамках реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ» планируется финансирование фундаментальной науки в объеме 150 млрд руб. в 2020 г.; 173 млрд руб. в 2021 г.; 200 млрд руб. в 2022 г. [6].

Данная госпрограмма включает в себя пять направлений:

1) развитие национального интеллектуального капитала;

2) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования;

3) фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства;

4) формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений;

5) инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности [15].

Госпрограмма научно-технологического развития страны разработана с учетом целевых показателей таких национальных проектов, как «Образование», «Наука» и «Цифровая экономика», что вполне справедливо вследствие того, что данные сферы жизнедеятельности общества взаимосвязаны и требуют комплексного подхода к решению существующих или возникающих проблем [16]. Надо отметить, что развитие системы образования в совокупности с наукой требуют не только финансовых ресурсов, но и человеческих, поэтому они также напрямую зависят от демографической политики государства и эффективности функционирования системы здравоохранения, количества и качества медицинских услуг для населения.

Подводя итог всему изложенному, еще раз проанализируем объемы государственной финансовой поддержки основных направлений, способствующих формированию и развитию человеческого капитала России на долгосрочную перспективу (табл. 5). Достаточно ли будет данных средств, чтобы коренным образом преломить ситуацию в сфере инноваций России -покажет нам время. Общеизвестен тот факт, что не только от объемов финансовых вложений зависит эффективность достижения запланированных результатов, в большей мере это зависит от рациональности и эффективности самого процесса расходования бюджетных средств.

Таблица 5

Сводные данные по национальным проектам, влияющим на формирование человеческого капитала и на инновационное развитие РФ [4, 5, 15, 17].

Образование Наука Здравоохранение Демография Цифровая экономика

Совокупный объем финансирования за период реализации п роекта

784,5 млдр руб. 636 млдр руб. 1725,8 млдр руб. 3105,2 млдр руб. 1 634,9 млдр руб.

Доля в общем объеме финансирования всех 12 нацпроектов

3 % 2,5 % 6,7 % 12 % 6,5 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

В результате проведенного исследования доказано, что одним из ключевых факторов, обеспечивающих достаточно высокий темп инновационного развития государства, является человеческий капитал. Экономический рост, необходимый именно нашей стране для качественной перестройки экономики и перевода ее на инновационный путь развития, требует высокого уровня профессионализма и компетентности кадров абсолютно во всех сферах деятельности. Процесс развития техники, технологий и прочих инноваций неразрывно связан с модернизацией социальной сферы государства, предопределяющей качество жизни граждан страны и, следовательно, создающей предпосылки к развитию человеческого капитала государства.

С нашей точки зрения, именно от своевременности и эффективности реализации государственных программ (в том числе национальных проектов) зависит уровень и качество жизни граждан, формирующих человеческий потенциал страны. Основными факторами, обеспечивающими развитие человеческого капитала государства, являются образование, наука, здравоохранение, демография, и только комплексное развитие социальной сферы страны и активизация научно-технической деятельности позволит России стать лидером в сфере инноваций.

Считаем, что не только государство, но и бизнес при разработке и реализации кадровой стратегии и политики, должны одновременно учитывать реальные потребности сегодняшнего дня, характеризующиеся дефицитом высококвалифицированных рабочих кадров и инженерно-технических специалистов, и стратегические перспективы инновационного развития российской экономики.

Предлагаем в качестве первостепенной меры, нацеленной на ускорение процесса инновационного развития России, перераспределить (и при возможности существенно увеличить) объемы государственного финансирования сфер образования и науки таким образом, чтобы совокупный объем финансирования за весь период реализации данных национальных проектов составил не менее 10 % от общей суммы.

В заключение еще раз подчеркнем, что человеческий капитал обладает собственным автономным влиянием на социально-экономическое развитие государства, так как численный прирост и качественные изменения человеческого капитала способны обеспечить рост производительности труда, а также инициировать создание новых технологических проектов или институцио-

нальных преобразований. Для российской экономики, характеризующейся несовершенными организационными, экономическими и общественными институтами, подобное уникальное свойство человеческого капитала имеет принципиальное значение, способное дать импульс для развития экономики государства в целом.

Библиографический список

1. Громова, Н. В. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития России / Н. В. Громова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2019. - № 1, т. 2. - URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-kak-faktor-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii/viewer

2. Михалева, О. М. Роль человеческого капитала в инновационном развитии территорий / О. М. Михалева // Экономические науки - электронная библиотека Ки-берЛенинка @MIUI. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-chelovecheskogo-kapitala-v-innovatsionnom-razvitii-territoriy

3. Двенадцать решений для нового образования : доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. - Москва. - 2018. - Апрель. - URL: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html

4. Национальный проект «Образование» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru/info/35566/

5. Национальный проект «Здравоохранение» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru/info/35561/

6. Официальный сайт Президента Российской Федерации В. В. Путина. - URL: http://www.kremlin.ru/

7. На эти мегапроекты страна тратит триллионы. Почему они так нужны России? Об этом сообщает «Рамблер». - URL: https://finance.rambler.ru/economics/43434648/ ?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

8. Национальный проект «Образование» / ФП «Современная школа» и ФП «Учитель будущего» - экономические вопросы // Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС. - URL: https://fobr.ru/wp-content/uploads/2018/10/ natsproekt-i-fp.pdf

9. Бюджет России на 2020 год в цифрах. FINCAN.ru - ваш гид в мире финансов. -URL: http://fincan.ru/articles/112_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/

10. Бюджет России на 2019 год в цифрах. FINCAN.ru - ваш гид в мире финансов. -URL: http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/

11. Агранович, М. Л. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019 : аналитический доклад / М. Л. Агранович, Ю. В. Ермачкова, И. В. Селиверстова. - Москва : Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. - 96 с. - URL: firo.ranepa.ru

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - URL: https://www.gks.ru/

13. ТОП-10 востребованных профессий в России: какие из них самые высокооплачиваемые + как выбрать профессию // Портал «Как зарабатывать.РУ». - URL: https://kakzarabativat.ru/kak-zarabotat/vostrebovannye-professii-v-rossii/

14. Франк, А. В. Уровень безработицы в России в 2018-2019 году: статистика, аналитика, причины / А. В. Франк // Беру в кредит - гид по банкам, кредитам, дебетовым и кредитным картам. - URL: https://vkreditbe.ru/uroven-bezrabotitsy-v-rossii/

15. Национальный проект «Наука» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://governmentru/projects/selection/740/35565/

16. Суровицкая, Г. В. Совершенствование механизмов накопления человеческого капитала региональных университетов в условиях цифровой экономики / Г. В. Су-ровицкая, Л. А. Гамидуллаева // Модели, системы, сети в экономике, технике,

природе и обществе. - 2019. - № 1-2 (29-30). - С. 16-26. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=38567716

17. Национальный проект «Демография» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru/info/35559/

References

1. Gromova N. V. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishcheva]. 2019, no. 1, vol. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nchelovecheskiy-kapital-kak-faktor-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii/viewer [In Russian]

2. Mikhaleva O. M. Ekonomicheskie nauki - elektronnaya biblioteka KiberLeninka @MIUI [Economic Sciences-electronic library Cyberleninka @MIUI]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-chelovecheskogo-kapitala-v-innovatsionnom-razvitii-territoriy [In Russian]

3. Dvenadtsat' resheniy dlya novogo obrazovaniya: doklad tsentra strategicheskikh raz-rabotok i Vysshey shkoly ekonomiki [Twelve solutions for new education: report of the center for strategic research and Higher school of Economics]. Moscow. 2018. April. Available at: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html [In Russian]

4. Natsional'nyy proekt «Obrazovanie» [National project "Education"]. Official website of the Government of the Russian Federation. Available at: http://government.ru/ info/35566/ [In Russian]

5. Natsional'nyy proekt «Zdravookhranenie» [National project "Health Care"]. Official website of the Government of the Russian Federation. Available at: http://government.ru/info/35561/ [In Russian]

6. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina [Official website of the President of the Russian Federation Vladimir Putin]. Available at: http://www.kremlin.ru/ [In Russian]

7. Na eti megaproekty strana tratit trilliony. Pochemu oni tak nuzhny Rossii? Ob etom soobshchaet «Rambler» [The country spends trillions on these megaprojects. Why does Russia need them so much? This is reported by Rambler]. Available at: https://finance.rambler.ru/economics/43434648/?utm_content=finance_media&utm_me dium=read_more&utm_source=copylink [In Russian]

8. Tsentr ekonomiki nepreryvnogo obrazovaniya IPEI RANKhiGS [Center for Economics of continuing education IPEI RANKhiGS]. Available at: https://fobr.ru/wp-content/uploads/2018/10/ natsproekt-i-fp.pdf [In Russian]

9. Byudzhet Rossii na 2020 god v tsifrakh. FINCAN.ru - vash gid v mire finansov [Russia's budget for 2020 in figures. FINCAN.ru - your guide to the world of Finance]. Available at: http://fincan.ru/articles/112_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/

10. Byudzhet Rossii na 2019 god v tsifrakh. FINCAN.ru - vash gid v mire finansov [Russia's budget for 2019 in figures. FINCAN.ru - your guide to the world of Finance]. Available at: http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/ [In Russian]

11. Agranovich M. L., Ermachkova Yu. V., Seliverstova I. V. Rossiyskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnykh indikatorov, 2019: analiticheskiy doklad [Russian education in the context of international indicators, 2019: analytical report]. Moscow: Tsentr statistiki i monitoringa obrazovaniya FIRO RANKhiGS, 2019, 96 p. Available at: fi-ro.ranepa.ru [In Russian]

12. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki RF [Official website of the Federal state statistics service of the Russian Federation]. Available at: https://www.gks.ru/ [In Russian]

13. Portal «Kak zarabatyvat'.RU» [Portal how to earn money]. Available at: https://kakzarabativat.ru/kak-zarabotat/vostrebovannye-professii-v-rossii/ [In Russian]

14. Frank A. V. Begu v kredit - gid po bankam, kreditam, debetovym i kreditnym kartam [Take on credit-guide to banks, loans, debit and credit cards]. Available at: https://vkreditbe.ru/uroven-bezrabotitsy-v-rossii/ [In Russian]

15. Natsional'nyy proekt «Nauka» [National project "Science"]. Official website of the Government of the Russian Federation. Available at: http://government.ru/ projects/selection/740/35565/ [In Russian]

16. Surovitskaya G. V., Gamidullaeva L. A. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, systems, and networks in Economics, technology, nature, and society]. 2019, no. 1-2 (29-30), pp. 16-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38567716 [In Russian]

17. Natsional'nyy proekt «Demografiya» [National project "Demography"]. Official website of the Government of the Russian Federation. Available at: http://government.ru/ info/35559/ [In Russian]

Тактарова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: taktarova@mail.ru

Солдатова Светлана Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: sssoldatova@mail.ru

Taktarova Svetlana Viktorovna candidate of economical sciences, associate professor,

head of sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Soldatova Svetlana Sergeevna candidate of economical sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Образец цитирования:

Тактарова, С. В. Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития государства / С. В. Тактарова, С. С. Солдатова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - № 2 (34). - С. 86-98. -DOI 10.21685/2227-8486-2020-2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.