Научная статья на тему 'Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства'

Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институты развития / малое и среднее предпринимательство / стратегическое планирование / стратегия развития / государственная программа / национальный проект / меры государственной поддержки / поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства / development institutions / small and medium-sized businesses / strategic planning / development strategy / state program / national project / state support measures / support for small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Доржиева, С.А. Ильина

В статье рассматриваются различные меры государственной поддержки, закрепленные в документах стратегического планирования: в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в государственных программах и национальных проектах. Предпринята попытка оценить результативность реализуемых институтами развития программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализируется выполнение целевых показателей (индикаторов), обозначенных в документах стратегического планирования, и их соответствие задачам развития сектора малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В. Доржиева, С.А. Ильина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT INSTITUTIONS AS A TOOL FOR SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article analyses the state support measures included in strategic planning documents, such as Strategy for the development of small and medium-sized businesses, state programs and national projects. The effectiveness of programs for supporting small and mediumsized businesses, implemented by development institutions is evaluated. The performance of target indicators of strategic planning documents and their compliance with the development goals of the small and medium-sized business sector are analyzed.

Текст научной работы на тему «Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2020

В.В. ДОРЖИЕВА

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

С.А. ИЛЬИНА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье рассматриваются различные меры государственной поддержки, закрепленные в документах стратегического планирования: в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в государственных программах и национальных проектах. Предпринята попытка оценить результативность реализуемых институтами развития программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализируется выполнение целевых показателей (индикаторов), обозначенных в документах стратегического планирования, и их соответствие задачам развития сектора малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: институты развития, малое и среднее предпринимательство,

стратегическое планирование, стратегия развития, государственная программа,

национальный проект, меры государственной поддержки, поддержка субъектов малого

и среднего предпринимательства.

1БЬ: С23, Е02, Ъ25, Ъ26.

Э01: 10.24411/2073-6487-2020-10042

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента РФ № 204) одним из национальных приоритетов социально-экономического развития является поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Особая роль при этом отводится институтам развития, используемым для поддержки МСП, и государственным программам [1]. Большинство из созданных государством институтов развития, способствующих поддержке и расширению деятельности МСП, в настоящее время смогли занять определенную нишу в структуре

национальной экономики. В данном исследовании рассматривается роль таких институтов развития, как Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), являющаяся основным финансовым институтом развития в сфере МСП1, Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), Фонд развития промышленности (ФРП), ориентированный на протекцию успешных компаний, которые уже создали конкурентоспособные производства, имеют потенциал и перспективу развития2, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям - ФСИ), приоритетом которого является поддержка малого предпринимательства в течение полного цикла инновационного процесса - от появления идеи до вывода наукоемкой продукции на рынок3.

Под термином «институты развития» понимаются специальные организации (финансовые и нефинансовые), создаваемые в качестве инструментов по различным направлениям экономической политики государства [2], непрямого воздействия на предпринимательский сектор и общее состояние экономической среды [3], для обеспечения экономического роста, модернизации и привлечения инвестиций в приоритетные отрасли, а также для решения проблем, связанных с «провалами рынка» [4]. Наиболее значимую роль в инвестиционном обеспечении долгосрочных проектов технологической модернизации и инновационного развития на основе государственно-частного партнерства играют финансовые институты развития [5]. Являясь инструментом реализации государственной политики стимулирования и поддержки МСП, институты развития призваны способствовать структурным изменениям, стимулировать инновационные и инвестиционные процессы, используя в том числе и механизмы государственно-частного партнерства [6]. От того, насколько будут эффективны механизмы их воздействия на развитие МСП, зависит экономический рост и активизация предпринимательского потенциала населения страны [7].

Следует отметить, что в Российской Федерации на законодательном уровне сформированы основы государственного стратегического управления развитием МСП, сформулированы четкие принципы, механизмы и инструменты осуществления мер государственной поддержки сектора через институты развития. Основой построения современной институциональной базы помощи субъектам МСП [8] стал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого

1 corpmsp.ru.

2 frprf.ru.

3 Там же.

и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -Закон № 209-ФЗ), в котором поддержка субъектов МСП определена как деятельность органов государственной власти различных уровней и организаций инфраструктуры в соответствии с государственными программами (подпрограммами) различного уровня, содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП.

В современной отечественной экономике механизмом достижения национальных целей является государственное стратегическое планирование, в рамках которого институтам развития, как инструменту государственной поддержки МСП, отводится важная роль. Так, документ стратегического планирования - Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., являющаяся основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, стратегический ориентир которой направлен на увеличение доли МСП в ВВП России в 2 раза (до 40%)4, закрепляет особую роль следующих институтов развития: Корпорации МСП как системного интегратора мер поддержки МСП; Российского экспортного центра как единого института поддержки экспорта; Фонда содействия инновациям как исходной точке доступа к программам поддержки инновационной деятельности («инновационный лифт»), предоставляющим возможности непрерывного финансирования проектов на всех стадиях инновационного цикла в рамках деятельности других институтов развития (РВК, Сколково, Фонд развития интернет-инициатив, Фонд инфраструктурных и образовательных программ), на которые возлагается поддержка деятельности субъектов МСП в сфере инноваций.

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»5, курируемая Минэкономразвития России, в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее - Подпрограмма 2) определяет в качестве участников Корпорацию МСП (с 2014 г.) и Фонд содействия инновациям (с 2019 г.6). Кроме этого, Фонд содействия иннова-

4 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.

5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 22.05.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (Ч. II). Ст. 2162.

6 Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 379 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 15 (Ч. III, IV). Ст. 1751.

циям с 2014 г. осуществляет поддержку малого инновационного предпринимательства в рамках подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» [9, с. 57] (далее - Подпрограмма 5).

В реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»7, направленной на формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и курируемой Минобрнауки России, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора», участвует Фонд содействия инновациям. Следует отметить, что госпрограммой не предусмотрено четкое выделение мероприятий по поддержке сектора МСП, но несмотря на это, Фондом содействия инновациям предоставлялись гранты субъектам МСП, по меньшей мере в период 2016-2017 гг. [9, с. 57]. В апреле 2019 г. реализация госпрограммы была досрочно завершена в связи с утверждением новой государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»8, в перечень участников которой данный институт развития также был включен.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»9, курируемой Минпромторгом России, несмотря на то, что в ней также не предусмотрено четкое выделение мероприятий по поддержке сектора МСП, Фондом развития промышленности осуществляется ряд мероприятий по поддержке субъектов данного сектора, функционирующих в сфере промышленного производства.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»10, разработанный в соответствии с Указом Президента РФ № 204, целью которого является увеличение к 2024 г. численности занятых в сегменте

7 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 (ред. от 29.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (Ч. I). Ст. 2150.

8 Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 15 (Ч. III). Ст. 1750.

9 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (Ч. IV). Ст. 2173.

10 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)). government.ru/info/35563.

МСП до 25 млн человек, его доли в ВВП - до 32,5%, доли экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта, - до 10%, в качестве основных участников определяет Корпорацию МСП, МСП Банк, Фонд содействия инновациям, Российский экспортный центр, Россельхоз-банк и Росагролизинг.

Меры государственной поддержки, реализуемые через институты развития, как показал анализ, обеспечили достижение следующих результатов:

1. Корпорацией МСП и МСП Банком в 2015-2020 гг. была предоставлена прямая финансовая и гарантийная поддержка субъектам МСП, объем которой нарастающим итогом составил 615,1 млрд руб., в том числе выданные МСП Банком прямые кредиты субъектам МСП -188,1 млрд руб. Доля выданных кредитов субъектам МСП по проектам в приоритетных и социально-значимых отраслях экономики составляет 88,3% (166,11 млрд руб.)11. Консолидированный объем кредитов, полученных в рамках совместного участия с Корпорацией МСП по программе стимулирования кредитования субъектов МСП, нарастающим итогом составил 3 трлн руб.12 По состоянию на 1 июня 2020 г. в программе участвовало 62 уполномоченных банка13. В рамках программы «Инвестиционный лифт», направленной на поддержку проектов в области несырьевого экспорта, за счет организации взаимодействия четырех федеральных институтов развития - Корпорации МСП, Фонда развития промышленности, Российского фонда прямых инвестиций и Российского экспортного центра - в 2016-2020 гг. было одобрено финансирование 34 проектов в объеме 28,6 млрд руб.14

В отраслевой структуре привлеченного финансирования и реализации инвестиционных проектов с выданными Корпорацией МСП гарантиями и поручительствами (см. табл. 1.) лидирующим сегментом является промышленное производство, на долю которого приходится 41,7% общего числа и 34,2% суммарного объема гарантий и поручительств, выданных субъектам МСП за трехлетний период (2017-2019 гг.).

11 Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в период 2015-2020 гг. (по состоянию на 01.06.2020). corpmsp.ru/upload/ docs/Презентация 01.06 2020T.pdf.

12 Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в период 2015-2020 гг. (по состоянию на 01.06.2020). corpmsp.ru/upload/ docs/Презентация 01.06 2020T.pdf.

13 Программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, стимулирование кредитования субъектов МСП. corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/.

14 Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в период 2015-2020 гг. (по состоянию на 01.06.2020). corpmsp.ru/upload/ docs/Презентация 01.06 2020T.pdf.

а и

£

«

3

н

Я

л

О,

л

и В О

н «

щ О

о,

С

X

2

Я

Я

о

3

и

3 н

и <ц

№ Я Я Я Я

л

т

Я ^

Л

О,

Я «

Я Я л № О

,

Я и Я л Я Я

Ф л

,

н

,

н

и «

л

и Л

,

н

о

яхэчиэхиь 1069 3365

-ЛЗоы И ИИХНВ(ЗВ! оахээьи!7С>>| 5 7 7 3 1 3 8 3 3 3 5 8 6 1 9 9

2019 Объем гарантий и поручительств ^р 28,5 22,7 20,5 13,7 ,9 8, 3 ,8 2, 0 0 1

Я Ю мр 22791,3 18142,4 16401,5 10936,3 7123,8 2401,6 2205,7 80002,5

яхэчиэхиь 1147 2499

-^(Зоы И ИИХНВ(ЗВ! ояхээьиио>| 3 5 6 2 8 СО 3 9 ю 1

2018 Объем гарантий и поручительств ^р СО СО 23,1 20,3 14,6 00 1Л гН гН 0 о 1

Я Ю мр 26114,4 18264,1 16079,7 11531,2 4559,9 1327,8 1302,2 79179,2

яхэчиэхиь 1593 3276

-^(Зоы И ИИХНВ(ЗВ! ояхээьиио>| 1 9 0 СО 3 7 СО 2 5 ю 1 о СО о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 Объем гарантий и поручительств ^р 40,6 37,7 т—1 |>С ЧО ЧО т-н 1Л т—1 еч <Э 0 о 1

Я Ю мр 35217,2 32654,3 6121,0 5727,3 4457,0 1794,9 752,32 86724,0

яхэчиэхиь

-ЛЗоы и иихн^ш ояхээьиио>| н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 3 041

2016 й -ив £ § £ Н ^р 1 3 00 СО гд 0 о 1

етус ънрь Ю Л о ^ О £ ги Я Ю мр 18984 28940 1819 7339 1235 1485 1201 61003

Отраслевые сегменты Промышленное производство Сельское хозяйство и сель-хозпереработка Сфера услуг Строительство Торговля оптовая и розничная Перевозки и логистика Аренда имущества и управление недвижимостью Итого

На базе Корпорации МСП создана единая система инфраструктурной и имущественной поддержки, включающая в себя сеть специализированных организаций: региональные гарантийные организации (РГО), консультационная инфраструктура и обучающие программы, региональные центры компетенций, реализующие мероприятия по «выращиванию», центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации. В реестре зарегистрировано 82 РГО, гарантийный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2020 г. составляет 54,2 млрд руб.15 В рамках программы стимулирования спроса создан специальный сервис для субъектов МСП в единой системе управления государственными закупками как инструмент гарантированного доступа к закупкам крупнейших заказчиков. За период 2016-2020 гг. суммарный объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП нарастающим итогом составил 11,8 трлн руб.16 В целях оценки результативности оказания поддержки МСП Корпорацией, согласно Закону № 209-ФЗ, проводится ежегодный мониторинг оказания органами исполнительной власти и местного самоуправления и организациями инфраструктуры соответствующей поддержки, результаты которого включаются в годовой отчет корпорации. В мониторинге также принимают участие МСП Банк и Фонд содействия инновациям.

Корпорацией МСП, согласно Закону № 209-ФЗ, с 2017 г., ведется Реестр субъектов МСП - получателей поддержки17. По состоянию на 1 июня 2020 г. он содержал более 23 тыс. реестровых записей. Кроме этого, к концу 2020 г. планируется ввести в оборот Единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки, администрирование которого будет осуществляться Федеральной налоговой службой. Реестр будет содержать сведения обо всех субъектах МСП, которым оказана поддержка органами власти и местного самоуправления, Корпорацией МСП и ее дочерними обществами, а также организациями соответствующей инфраструктуры.

2. Фондом развития промышленности с целью фокусировки на развитии промышленных компаний, относящихся к субъектам МСП, в линейке продуктов поддержки предусмотрены специальные программы финансирования, в том числе отвечающие задачам Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,

15 Региональные гарантийные организации. corpmsp.ru/org-infrastruktury-podderzhki.

16 Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в период 2015-2020 гг. (по состоянию на 01.06.2020). corpmsp.ru/upload/ docs/Презентация 01.06 2020T.pdf.

17 Реестр субъектов МСП - получателей поддержки. Корпорация МСП. corpmsp.ru/ reg_page.php.

в рамках которого стратегическими целевыми ориентирами ФРП на 2020-2024 гг. являются: создание около 7500 высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях, поддержанных ФРП; достижение объема выручки предприятий МСП - заемщиков ФРП до более чем 400 млрд руб.; рост доли гарантий Корпорации МСП и РГО в общем объеме обеспечения ФРП с 2 до 5% ; сохранение удельного веса предприятий моногородов, поддержанных ФРП, на уровне 15%18.

Следует отметить, что ФРП ранее не представлял детализацию поддержанных предприятий по классификационной идентификации (размеру) субъектов предпринимательства. Лишь по итогам 2019 г. такие данные были приведены в разрезе двух группировок, в соответствии с которыми структура заемщиков распределилась практически поровну между крупным бизнесом (49,9%) и сегментом МСП в целом (50,1%)19. Всего в том же году данным институтом развития было профинансировано 189 проектов на общую сумму 34,5 млрд руб.20, но какой объем помощи из этих средств был направлен в сферу МСП, в отчете фонда не уточняется. Вместе с тем на официальном сайте ФРП отмечается, что доля заемщиков - субъектов МСП в его портфеле в 2015-2019 гг. составляла 30%21.

Несомненно, ФРП вносит значимый вклад как в экономику страны, так и в развитие отечественных промышленных предприятий, в том числе относящихся к субъектам МСП (основные показатели результативности деятельности ФРП представлены в табл. 2). В анализируемом периоде наблюдается ежегодная положительная динамика количества профинансированных ФРП проектов. Прирост показателя по сравнению с предшествующим годом составил 40,0% - в 2016 г., 27,3% -в 2017 г., 42,9% - в 2018 г. и 35,0% - в 2019 г. Как видно из представленных данных, количество профинансированных проектов в 2019 г. почти в 3,5 раза больше аналогичного показателя за 2015 г., в то время как объем финансирования увеличился только в 1,8 раза, что обусловлено политикой института развития, направленной на снижение среднего чека займа с целью расширения доступа субъектов МСП, в первую очередь среднего бизнеса, к программам поддержки. Так, в 2018-2019 гг. 50% займов не превышало 100 млн руб.22

18 Фонд развития промышленности. frprf.ru/natsproekty/podderzhka-msp-i-ip/#np_ tabs.

19 Годовой отчет Фонда развития промышленности за 2019 год. frprf.ru/o-fonde.

20 Там же.

21 Фонд развития промышленности, офиц. сайт. frprf.ru/natsproekty/podderzhka-msp-i-ip/#np_tabs.

22 Годовые отчеты Фонда развития промышленности за 2018 и 2019 гг. frprf.ru/o-fonde.

Таблица 2

Основные показатели деятельности Фонда развития промышленности

за 2015-2019 гг.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019

Количество профинансированных проектов, ед. 55 77 98 140 189

Сумма выданных займов, млрд руб. 19,1 16,1 21,7 27,6 34,5

Средний чек займа, млн руб. 348 209 224 197 183

Источник: составлено авторами по: данные годовых отчетов ФРП за 2017, 2018, 2019 гг. frprf.ru/o-fonde.

Показатели отраслевой структуры финансирования ФРП свидетельствуют о том, что основное число заемщиков реализует проекты в четырех областях: в машиностроении, медбиофарме, химии, металлообработке и металлургии - в сумме на их долю приходится 74,1% реализованных проектов и 73,3% объема финансирования (см. табл. 3).

Таблица 3

Отраслевые сегменты профинансированных Фондом развития промышленности инвестиционных проектов в 2015-2020 гг. (нарастающим итогом)

Отраслевые сегменты Количество проектов, единиц В % к итогу Объем финансирования, млрд руб.

Машиностроение 190 28,23 45,4

Медбиофарма 160 23,77 32,9

Химия 76 11,29 16,6

Металлообработка и металлургия 73 10,85 15,3

Электрооборудование 43 6,39 10,6

Лесная промышленность 36 5,35 9,1

Электроника 31 4,61 7,7

Легкая промышленность 28 4,16 5,5

Стройматериалы 20 2,97 3,8

Новые материалы 9 1,34 2,3

Производство мебели и прочих изделий 6 0,89 1,3

Промышленные биотехнологии 1 0,15

Итого: 673 100 150,3

Источник: составлено авторами по: данные ФРП (по сост. на 10.07.2020). frprf.ru/ download/prezentatsiya-fonda.

Таким образом, в целом по итогам пяти лет работы (2015-2019 гг.) ФРП укрепил свои позиции в качестве значимого игрока на рынке инвестиционного кредитования реального сектора экономики с портфелем 559 профинансированных проектов промышленных компаний на общую сумму 119 млрд руб., что сопоставимо с портфелем инвестиционных кредитов коммерческих банков из Топ-15. За тот же период заемщики фонда, реализуя проекты на принципах софинансирования, инвестировали более 255 млрд руб. собственных и привлеченных средств в реальный сектор экономики23. В то же время, основываясь на представленных сведениях, приходится констатировать, что существующая практика раскрытия информации не позволяет в полном объеме оценить результативность участия ФРП в развитии сектора МСП, а несовершенство нормативно-правового характера препятствует анализу эффективности реализации мер государственной поддержки в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в отношении субъектов МСП. Оценка поддержки субъектов МСП, осуществляемой ФРП в рамках данной государственной программы, которая, как уже отмечалось ранее, не содержит соответствующих подпрограмм или основных мероприятий, а получатели помощи не дифференцированы по субъектам предпринимательства, за прошедшие периоды оказалась практически невозможной даже с учетом компетенций аудиторов Счетной палаты РФ [9, с. 40, 54; 10, с. 16, 38].

3. Фонд содействия инновациям выступает участником нескольких государственных программ и осуществляет поддержку субъектов МСП при выполнении ими инновационных проектов и/или создающих высокотехнологичные производства (стартапы), в том числе в рамках проекта «инновационный лифт», где основной задачей ФСИ является поиск проектов и обеспечение их финансовой помощью. Вместе с тем сведения о деятельности ФСИ, размещаемые в открытом доступе, позволяют оценить результативность реализации программ поддержки субъектов МСП весьма условно. Ни на официальном сайте, ни в отчетности фонда не раскрываются источники бюджетного финансирования, за счет которых реализуются программы поддержки субъектов МСП. В качестве примера проанализируем данные последнего опубликованного на момент проведения настоящего исследования годового отчета фонда за 2018 г. (см. табл. 4).

Представленные показатели свидетельствуют об определенном прогрессе финансово-хозяйственной деятельности грантополучате-лей. Но при этом они носят общий характер, не давая детализации

23 Годовой отчет Фонда развития промышленности за 2019 г. frprf.ru/o-fonde.

Таблица 4

Показатели деятельности предприятий, поддержанных в 2014-2018 гг. Фондом содействия инновациям (по данным за 2018 г.)

Программы поддержки

Показатели Старт Развитие Интернационализация Коммерциализация Кооперация

Среднесписочная численность, человек на 1 предприятие - 24,9 21,9 41,2 16,3

Прирост среднесписочной численности сотрудников (2018 г. по сравнению с 2017 г., %) 20 6,6 - 4,6 5,6

Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест (суммарно с 2014 по 2018 гг.), тыс. человек - - - 8,6 -

Средняя годовая выручка на 1 предприятие, млн руб. - 99,4 82,4 173 64,3

Прирост общей выручки от реализации продукции (2018 г. по сравнению с 2017 г., %) 57,5 16,1 6,6 13 -

Выручка от реализации продукции, созданной за счет гранта (суммарно с 2014 по 2018 гг.), млрд руб. - - - >86 -

Доля инновационной продукции в общей выручке, % 46,1 - - 34,2 -

Доля продукции, поставленной на экспорт, в общей выручке, % - - 25,3 - -

Источник: составлено авторами по: данные годового отчета ФСИ за 2018 г. fasie.ru/ fund/reports.

поддержанных субъектов МСП. Непонятно, каким образом показатель среднесписочной численности работников характеризует компании и их достижения. Среднесписочная численность сотрудников, поддержанных ФСИ предприятий, находится в диапазоне от 16,3 до 41,2 человек, что в большей степени соответствует малым компаниям. Но все ли они малые? Или, условно, массив данных одного микро, одного среднего и остальных малых предприятий привел при делении на их количество к такому результату? Такой же вопрос правомерен и в отношении другого показателя - средней годовой выручки компаний. Предельные значения дохода для отнесения к субъектам МСП установлены в следующих пределах: до 120 млн руб. - для микро, до

800 млн руб. - для малых, до 2 млрд руб. - для средних24. Если оценивать по этому критерию, то по трем из четырех программ поддержанные предприятия относятся, скорее, к микро и только по программе «Коммерциализация» - к малым. Таким образом, по представляемым сведениям, практически нет возможности вычислить соответствующие получателям поддержки субъекты предпринимательства. Также необходимо отметить отсутствие (по крайней мере, в открытом доступе) реестра получателей поддержки ФСИ, который позволял бы как идентифицировать каждое поддержанное предприятие, так и оценить соразмерность затраченных бюджетных средств и полученного экономического эффекта в рамках каждого реализованного проекта.

Анализ целевых показателей (индикаторов) госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», отражающих состояние сектора МСП, показал следующее:

1. В рамках Подпрограммы 5 применялся очень важный целевой показатель (индикатор) - «Количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия инновациям», по которому, по данным Минэкономразвития России, в 2014, 2015 и 2016 гг. было создано 450, 619 и 506 малых инновационных предприятий соответственно25 (в 2017 г. показатель был упразднен26). Стоит отметить, что в 2015 и 2016 гг. намеченный уровень целевого индикатора не только был достигнут, но и перевыполнен - на 23,8% и 1,2% соответственно. Однако этих сведений совершенно недостаточно для оценки результативности поддержки. Остается неизвестным, какое количество предприятий из вновь открывшихся сохранили свою жизнеспособность на протяжении трех и более лет, а не закрылись из-за хронической убыточности или в первый год работы, сразу же после получения помощи.

2. В рамках Подпрограммы 2 применялся целевой показатель (индикатор) «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП при реализации подпрограммы». В 2013-2017 гг.

24 Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15. Ст. 2097.

25 Годовые отчеты Минэкономразвития России «О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2014, 2015, 2016 гг. www.economy.gov.ru.

26 Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 392 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 15 (Ч. IV, V). Ст. 2223.

его планируемый уровень не был достигнут, а произошедшее в 2018 г. более чем двукратное перевыполнение было обеспечено путем существенного снижения планового значения27 (с 2019 г. показатель не используется28). При этом важно учитывать, что сумма значений показателя вновь созданных рабочих мест за определенный период вряд ли может быть равна количеству фактически существующих рабочих мест в том же периоде. В этой связи стоило бы дополнительно учитывать данные показателя количества сохраненных рабочих мест (из вновь созданных) на конец года, рассчитанного по формуле: «сохраненные рабочие места на начало года» + «вновь созданные рабочие места в текущем периоде» - «потерянные рабочие места в текущем периоде». Расчет названного показателя имеет значение и в свете информации, опубликованной аудиторами Счетной палаты РФ, которые в ходе проверки выявили, что из-за снятия обязательств с субъектов МСП обеспечивать сохранение рабочих мест по прошествии 6-12 месяцев с момента получения господдержки эффект от реализации мероприятий по созданию таких

мест носит краткосрочный характер [9, с. 43].

* * *

Проведенное исследование показало, что финансовая поддержка субъектов МСП, осуществляемая институтами развития, в основном предоставляется в виде гарантий, поручительств и займов в объемах, сопоставимых с портфелем инвестиционных кредитов коммерческих банков. Со стороны институтов развития приоритет отдается субъектам МСП, чья деятельность соответствует программам поддержки. В отраслевом сегменте лидерами по охвату поддержки являются промышленные компании, реализующие проекты в области машиностроения, медбиофармы, химии, металлообработки, металлургии и производства электрооборудования. Как свидетельствуют результаты многих эмпирических исследований, программы поддержки, реализуемые институтами развития, масштабы деятельности которых весьма значительны, оказывают общее позитивное влияние на развитие предприятий МСП [11].

27 Годовые отчеты Минэкономразвития России «О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг. www. economy.gov.ru.

28 Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 379 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 15 (Ч. III, IV). Ст. 1751.

Государство в целом ориентировано на дальнейшее расширение деятельности системы институтов развития как инструментов стимулирования субъектов МСП, закрепляя реализуемые ими программы поддержки в документах стратегического планирования. Кроме этого, институты развития могут выступать участниками нескольких государственных программ и национальных проектов. Вместе с тем выявлен ряд проблем, в основном методологического характера, возникающих при оценке результативности оказываемой поддержки субъектам МСП. Так, из-за отсутствия единых подходов к оформлению результатов деятельности институтов развития выходные данные зачастую несопоставимы между собой, что приводит к невозможности сравнения ключевых показателей их эффективности [12]. Кроме этого, сложившаяся практика формирования системы публичной отчетности о деятельности институтов развития не раскрывает в должной мере финансовые показатели, как в части бюджетного финансирования, так и в части результативности получателей поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бархатов В.И., Белова И.А. Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 208-223.

2. Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Институты развития в стратегическом планировании пространственной структуры российской экономики // Региональная экономика. Юг России. 2017. № 1 (15). С. 77-86.

3. Иванова Л. Институты развития как органичный элемент управления экономическими процессами // Общество и экономика. 2019. № 9. С. 20-31.

4. Виленский А.В. и др . Институты развития как инструмент региональной политики: научный доклад. М.: Институт экономики Российской академии наук, 2015.

5. Ленчук Е.Б. Финансовые институты развития в решении задач технологической модернизации и инновационного развития // Федерализм. 2015. № 4(80). С. 7-24.

6. Чистякова О.В., Бабкин А.В. Институты развития бизнеса как инструмент государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 6. С. 128-138.

7. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019..

8. Белоусов АЛ. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 1. С.5-21.

9. Перчян А.В. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2018. № 9 (249). С. 35-94.

10. Перчян А.В. Отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия «Проверка реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2016 годах и прошедшем периоде 2017 года,

в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2018. № 3 (243). С. 3-45.

11. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственная поддержка предприятий: бенефициары и эффекты // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 63-83.

12. Вологова Ю.В. Финансовые институты инновационного развития в стратегии перехода России к технологическому лидерству // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 168-181.

ABOUT THE AUTHORS

Dorzhieva Valentina Vasilyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science -Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia vv2006uu@yandex.ru

Ilyina Svetlana Aleksandrovna - Candidate of Economic Sciences, Senior Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia s.a.ilina@mail.ru.

DEVELOPMENT INSTITUTIONS AS A TOOL FOR SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article analyses the state support measures included in strategic planning documents, such as Strategy for the development of small and medium-sized businesses, state programs and national projects. The effectiveness of programs for supporting small and medium-sized businesses, implemented by development institutions is evaluated. The performance of target indicators of strategic planning documents and their compliance with the development goals of the small and medium-sized business sector are analyzed. Keywords: development institutions, small and medium-sized businesses, strategic planning, development strategy, state program, national project, state support measures, support for small and medium-sized businesses. JEL: G23, E02, L25, L26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.