Научная статья на тему 'Стратегия расширения оэср: на пути к глобальному взаимодействию и партнерству'

Стратегия расширения оэср: на пути к глобальному взаимодействию и партнерству Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ / ОЭСР / СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ / ORGANISATION FOR ECONOMIC CO-OPERATION AND DEVELOPMENT / OECD / OUTREACH STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна

В последнее время в условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости ОЭСР уделяет особое внимание выработке новых принципов взаимодействия со странами, не являющимися членами Организации, а также принципов содействия развитию. В статье рассматривается эволюция и методологические основы стратегии расширения ОЭСР, в том числе два ее основных измерения расширения на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching in) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching out). Подчеркивается переход от понятия «стратегия расширения» к понятию «глобального партнерства». Также в статье представлены основные направления глобального взаимодействия ОЭСР период 2007-2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OECD Relations with Non-members: From Outreach Strategy to Global Partnership

In the context of significantly increased global interdependence the OECD stresses the need to elaborate new principles of cooperation with non-members countries as well as new principles of the assistance for development. The paper highlights the evolution and methodological basis for the OECD enlargement and enhanced engagement (Outreach Strategy), including its two main dimensions enlargement of cooperation with non-members countries (reaching in) and enlargement of cooperation with other international and non-government organizations (reaching out). The paper stress the current methodological transition from the Outreach Strategy to the Global Partnership Strategy. The papers also presents the main OECD Global Partnership activities for 2007-2008 period.

Текст научной работы на тему «Стратегия расширения оэср: на пути к глобальному взаимодействию и партнерству»

Кроме того, Директива предусматривает создание или назначение странами-членами национальных структур, координирующих выполнение статей 8 и 10, «подтверждение соответствия требованиям признания»; анализ и информирование странами-членами Комиссии о ходе выполнения Директивы с 1 января 2001 г. Согласно Статье 14 страны члены «примут законы, регулирующие акты и административные процедуры, необходимые для выполнения Директивы. Они немедленно информируют Комиссию». Комиссия в свою очередь не позднее чем через пять лет после этой даты года обязана доложить ЕП и Совету о состоянии реализа-

ции Директивы в странах-членах. Принятые странами-членами меры должны содержать отсылку к Директиве. Страны-члены предоставят Комиссии текст основных положений национального права, принятый во исполнение Директивы. Директива содействовала систематизации и повышению прозрачности нормативной базы взаимного признания, отменив ряд принятых ранее директив, включив другие действующие директивы в контекст единого документа. Директива представляет собой хороший пример инструмента, обеспечивающего признание эквивалентности, на основе доверия к национальному регулированию.

СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ ОЭСР: НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ПАРТНЕРСТВУ

Т.А. Мешкова

На сегодняшний день ОЭСР объединяет 30 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Из 70 стран, имеющих в ОЭСР статус наблюдателей, 16 стран (в числе которых и Россия) заявили о своем желании вступить в ОЭСР, направив соответствующие запросы руководству Организации. Более 45 лет ОЭСР успешно помогает как странам-членам, так и странам-партнерам проводить социально-экономические и политические реформы, осуществляя необходимую аналитическую поддержку, вырабатывая политические рекомендации, распространяя наиболее позитивный опыт, содействуя формированию необходимой нормативно-правовой базы и стандартов, обеспечивая информационную основу для политического диалога и обмена опытом.

В последнее время в условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости ОЭСР уделяет особое внимание выработке новых принципов взаимодействия и принципов сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, а также принципов содействия развитию.

Учитывая принципы деятельности ОЭСР и сферу ее компетенций, а также интересы ее стран-членов, посол Дж. Джулин (Jorma Julin) еще в 2003 г. в докладе «Направление будущего развития ОЭСР и ее роль в глобальной архитектуре»1 выделил три основные цели Организации, а именно: а) влияние на процессы глобализации (shapingglobalisation), b) содействие устойчивому развитию (promotingsustainable development),

c) обеспечение скоординированной политики (promoting policy coherence). Посол подчеркнул, что «междисциплинарный характер деятельности ОЭСР делает ее, по сути, единственной международной организацией,способной в полной мере справиться с указанными задачами».

Стратегия взаимодействия со странами-не-членами (стратегия расширения) согласуется со стратегией ОЭСР по содействию развитию. Однако первая является более широкой и определяет общие политические направления развития сотрудничества Организации со странами, пока не являющимися ее членами, а вторая сфокусирована на отношениях преимущественно с развивающимися странами.

В данной статье рассматривается эволюция и направления реализации стратегии сотрудничества ОЭСР со странами-не-членами. В следующем номере будет представлен материал о стратегии ОЭСР по содействию развитию.

Эволюция

и методологические основы стратегии расширения ОЭСР

Стратегия сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, неоднократно претерпевала изменения, что во многом определялось меняющимся международным контекстом.

ОЭСР, начиная с момента своего основания, позиционировала себя как глобальная

1 Future Direction of the OECD: Report on OECD's Role in Global Architecture [Julin Report] [HOD(2003)2] 24 March

2003.

организация, нацеленная на активное взаимодействие со странами, не входящими в нее. Страны, подписавшие Конвенцию, соглашались, что «широкое сотрудничество будет иметь жизненно важное значение для мирных и гармоничных отношений между народами мира», а также признавали «растущую взаимозависимость их экономик», необходимость всесторонней помощи со стороны наиболее экономически развитых стран странам, находящимся в процессе экономического развития. В Статье 1 Конвенции, в частности, говорится, что страны-члены «должны способствовать существенному экономическому вкладу как стран-членов, так и стран-не-членов в процесс экономического развития». В Конвенции также зафиксированы основные меры, которые призваны обеспечить реализацию глобальной стратегии ОЭСР, в том числе: осуществлять коммуникацию со стра-нами-не-членами и другими организациями; (Ь) устанавливать и поддерживать отношения со странами-не-членами и другими организациями; (^ приглашать страны-не-члены к участию в деятельности Организации». Страны-подписанты подчеркнули разницу между установлением и поддержанием внешних отношений со стра-нами-не-членами и организациями и вступлением государств в Организацию, оговорив для этого специальную процедуру в Статье 16 Конвенции2.

ОЭСР в широком смысле является организацией, стремящейся постоянно улучшать процесс выработки государственной политики в странах-членах на основе сравнительного анализа политик, проводимых в странах-членах, а также влияющих на них внешних факторов. В соответствии со своим мандатом и методологией работы ОЭСР всегда активно сотрудничала с мировым экспертным сообществом, международными и региональными организациями, институтами гражданского общества, представителями академического сообщества, неправительственными организациями, бизнес-сектором.

Отношения ОЭСР с внешними акторами согласуются с методологическим подходом, лежащим в основе деятельности Организации. Инструменты сотрудничества со странами-нечленами включают девять Глобальных Форумов, шесть региональных программ и три страновых программы.

До середины 1990-х гг. приоритетными направлениями были сотрудничество с центрально- и восточноевропейскими странами с переходной экономикой, а также сотрудничество с развивающимися странами, осуществляемое, прежде всего, созданным в 1962 г. Центром по развитию и Клубом дю Саэль (Club du Sahel), основанным в 1976 г. Это сотрудничество было преимущественно односторонним, направленным на оказание помощи странам в переходе к рыночной экономике. Характерно, что в Рабочих программах и бюджетах Организации эта работа рассматривалась отдельно от других направлений работы в специальной главе. Сотрудничество в форме политического диалога происходило лишь с некоторыми азиатскими и латиноамериканскими странами с «динамично развивающейся экономикой».

Таким образом, до середины 1990-х гг. стратегия расширения ОЭСР носила односторонний, дифференцированный, преимущественно государственно-центричный (state to state) и несистемный характер.

Переломным в этом плане стал 1997 г., когда был создан специальный Центр по сотрудничеству со странами-не-членами (CCNM) совместно с профильным Комитетом по сотрудничеству со странами-не-членами ^CN)3 и выработаны следующие принципы взаимодействия со странами-не-членами:

• все внешнее сотрудничество ОЭСР, как со странами с переходной экономикой, так и другими странами-не-членами, объединялось в одной программе;

• фокус сотрудничества смещался с одностороннего обучения и помощи в сторону политического диалога, распространения на страны-не-члены наилучших практик, стандартов и инструментов;

• обеспечение необходимыми ресурсами не только стран с переходной экономикой, но и других регионов, а также глобальных направлений работы;

• создание тематических Глобальных Форумов;

• рост числа стран-не-членов, имеющих статус наблюдателей в структурных подразделениях ОЭСР.

Работа по сотрудничеству со странами-нечленами в соответствии с этими принципами

2 Convention on the Organisation for Economic Co-operation and Development, PARIS 14th December 1960 (http:// www.oecd.org/document/7/0,2340,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.html).

3 Комитет по сотрудничеству со странами-не-членами был создан вместо существовавшей при Совете ОЭСР Группы по странам-не-членам.

стала более комплексной и целенаправленной, интегрированной в работу профильных Комитетов ОЭСР. Показателем этой тенденции явилась децентрализация средств на сотрудничество со странами-не-членами и упразднение соответствующей отдельной бюджетной статьи в Рабочей программе и бюджете Организации.

В 2004 г. ОЭСР приступила к реализации новой стратегии расширения, подкрепленной Резолюцией Совета ОЭСР об участии стран, не являющихся членами ОЭСР, в работе структурных подразделений организации, от 5 июля 2004 г. В письме председателя Комитета по сотрудничеству со странами-не-членами Ф. Оли-вьери, направленном руководителям всех комитетов ОЭСР, содержались рекомендации до конца 2004 г. на основе новых единых критериев оценить эффективность и качество, при необходимости пересмотреть статус и подтвердить формы дальнейшего участия стран-наблюдателей в работе комитетов и других структурных подразделений на 2005 г.

В новой стратегии предусматривалась возможность получения страной, не являющейся членом ОЭСР, статуса полноправного участника (fullparticipant), статуса регулярного наблюдателя (regular observer), либо статуса временного наблюдателя (ad hoc observer), определяющие формы и степень участия страны-наблюдателя в работе конкретных структурных подразделений ОЭСР - комитетов, Рабочих групп и т.д. Соответствующий статус страны-наблюдателя требовал от структурных подразделений регулярного мониторинга ее участия в работе подразделения в течение года и подтверждения в конце года на основе следующих показателей: качество участия, выполнение финансовых обязательств в течение года; соблюдение принципов ОЭСР; реальное содействие более эффективной деятельности комитета.

Таким образом, профильные комитеты начали разрабатывать свои собственные стратегии расширения в рамках общей стратегии сотрудничества ОЭСР со странами-не-членами, которая также подверглась серьезной ревизии, в том числе в связи с истечением в конце 2005 г. срока действующего мандата Центра ОЭСР по сотрудничеству со странами-не-членами.

Следует отметить, что Комитеты в определенной степени опередили Совет: именно их результаты и рекомендации по расширению учитываются сегодня при выработке Советом ОЭСР основных принципов общеорганизацион-

ной стратегии сотрудничества со странами-не-членами4 . Эти принципы должны также помочь Совету выработать целостный и скоординированный подход Организации к международному сотрудничеству, преодолеть выявленные в ходе круглых столов и консультаций существенные расхождения в стратегиях расширения профильных комитетов ОЭСР.

Само понятие «расширение» (outreach) имеет несколько смыслов и включает:

• подготовку к вступлению стран, претендующих на членство в Организации;

• политический диалог с другими государствами и негосударственными акторами;

• диссеминацию результатов деятельности ОЭСР для широкой общественности.

Таким образом, стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (globalrelations) и «глобальное партнерство» (globalpartnership). Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения - расширения на основе сотрудничества со странами-не-члена-ми (reachingin) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching out).

Глобальное взаимодействие направлено в первую очередь:

• на совершенствование нормативно-правовой базы современных международных отношений (через выработку международных правил, соглашений, стандартов), помогающих смягчить и канализировать международные противоречия, в том числе по оси Север — Юг;

• на реализацию мандата ОЭСР по содействию развитию — стабильному экономическому росту в развивающихся странах через оказание помощи, содействие мобилизации внутренних возможностей стран и распространение лучшего опыта;

• на сотрудничество и обмен опытом с негосударственными акторами и другими международными организациями (reachingout), в том числе через их участие в Глобальных Форумах и Рабочих группах;

• на обеспечение долгосрочной целостной стратегии международного сотрудничества ОЭСР, которая направлена на распространение успешных моделей и методов в многополярном

4 A Framework for OECD Relations with Non-Members [C(2005)158/FINAL] 06-Dec-2005.

мире, позитивное влияние на основные тенденции мирового развития через включение развивающихся стран в процесс разработки политики при сохранении высоких стандартов ее эффективности и качества.

Глобальное взаимодействие позволяет ОЭСР выйти за пределы программ, реализуемых в рамках деятельности различных комитетов и превратиться в своеобразный узел, ключевое звено «системы знаний» в области выработки и координации политики, основанной на широких международных экспертных сетях, формирующихся на уровне Рабочих групп профильных комитетов и Глобальных Форумов.

Основные направления глобального взаимодействия ОЭСР на ближайшую перспективу (2007—2008 гг.)

В условиях отсутствия на данный момент единой общеорганизационной стратегии глобального взаимодействия можно ожидать, что такое взаимодействие в ближайшей перспективе будет осуществляться преимущественно на основе стратегий, выработанных комитетами, но с учетом необходимой связанности и гибкости в соответствии со следующими общими положениями::

• связанность и гибкость не могут быть навязаны сверху и не могут быть следствием спонтанных индивидуальных действий на более низком уровне; они требуют прагматичного подхода и могут быть достигнуты в том числе в результате сотрудничества с другими международными организациями;

• Совет может играть в этом процессе лидирующую роль, задавая общее направление и определяя общие приоритеты для сотрудничества директоратов, комитетов и профильных подразделений в соответствии с их мандатами;

• Стратегические цели и приоритеты глобального взаимодействия, выносимые на рассмотрение Совета Комитетом по сотрудничеству со странами, не являющимися членами ОЭСР, рассматриваются в контексте Статьи 12 Конвенции и не предполагают принятия Советом решения о будущем членстве (Статья 16)5.

К числу стратегических принципов (Strategic Framework) глобального взаимодействия относятся:

Содействие гармоничному функционированию глобальной экономики

• через всеобщую взаимосвязь политических решений, принимаемых на различных уровнях;

• путем включения новых глобальных акторов, в том числе не являющихся членами ОЭСР, в работу Организации;

• путем снижения рисков международной напряженности и предотвращения конфликтов через сравнительные исследования и политический диалог.

Стратегические принципы должны:

• отражать последовательную стратегию взаимодействия со странами-не-членами;

• прояснять и раскрывать направления глобального взаимодействия ОЭСР;

• содействовать партнерству с другими международными и региональными организациями;

• усиливать международную координацию и сотрудничество.

Содействие всеобщему процветанию

• через содействие интеграции стран, не входящих в ОЭСР, в глобальную экономику;

• через максимальное использование сравнительных преимуществ ОЭСР;

• через повышение экономических перспектив и стандартов жизни в странах, не являющихся членами ОЭСР, с учетом их желания и возможностей сотрудничать/получать выгоду от политического диалога и деятельности.

Содействие распространению знаний для улучшения государственной политики

• через изучение опыта стран-не-членов для решения новых проблем и ответа на новые вызовы, связанные с миссией ОЭСР;

• через выявление и распространение лучшего опыта реформ, связанных с миссией ОЭСР, в странах-не-членах.

В соответствии с Принципами были выработаны основные рекомендации по обеспечению глобального взаимодействия на 2007— 2008 гг. для работы Комитетов по трем главным инструментам: региональным программам (Regional Approaches), страновым программам (Country Programmes), Глобальным Форумам (Global Forums). При выборе конкретных инструментов Комитеты должны руководствоваться соображениями наибольшей эффективности, потенциальных возможностей для развития партнерства, возможностями сотрудничества стран-не-членов с ОЭСР, а также учиты-

5 Convention on the Organisation for Economic Co-operation and Development, PARIS 14th December 1960 (http:// www.oecd.org/document/7/0,2340,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.html).

вать цели, зафиксированные в Декларации Тысячелетия ООН.

Региональные подходы

В течение многих лет ОЭСР использовала региональные подходы для сотрудничества со странами-не-членами. Однако если раньше в центре внимания ОЭСР были преимущественно европейские страны с переходной экономикой, то теперь ОЭСР уделяет большее внимание странам Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. До настоящего времени страны Тихоокеанского региона были недостаточно вовлечены в работу ОЭСР, за исключением несистемного участия в Рабочих группах комитетов и Глобальных Форумах.

Опыт показал, что региональные подходы оказываются более эффективными, если реализуются в рамках существующих региональных инициатив (например, «Программа по Ближнему Востоку и Северной Африке (MENA)», «Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы», «Балтийская региональная программа») или направлены на достижение специфических региональных целей (например, на разработку мер по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, организацию региональных круглых столов по корпоративному управлению и т.д.). Региональные подходы ОЭСР могут придать дополнительную динамику существующим региональным инициативам в случае активного взаимодействия с региональными банками развития или с региональными международными организациями (например, ASEAN).

Комитетам и директоратам ОЭСР было рекомендовано в начале 2006 г. сформировать целостную программу сотрудничества со странами европейского, кавказского, центрально-азиатского регионов, которая должна быть по возможности реализована в партнерстве с институтами ЕС, другими международными и региональными организациями.

Особое внимание в ближайшей перспективе должно быть также уделено:

• азиатскому региону и сотрудничеству с такими международными институтами, как ASEAN, APEC, Азиатский банк развития;

• сотрудничеству с Межамериканским банком развития и такими региональными институтами, как Экономическая комиссия по Латинской Америке и Карибскому региону при ООН

(UN-ECLAC), учитывая растущее влияние Аргентины, Чили и Бразилии;

• поддержке Инициативы по управлению и инвестициям для развития (Initiative on Governance and Investment for Development), реализуемой в рамках Программы по Ближнему Востоку и Северной Африке (MENA);

• сотрудничеству в рамках Нового партнерства по развитию Африки (The New Partnership for Africa's Development - NEPAD) по реализации Целей Тысячелетия для Развития и проведению реформ в африканских странах, направленных, прежде всего, на снижение бедности и динамичное развитие частного сектора; содействию реализации плана мер, выработанных совместно донорами и африканскими странами в рамках Форума африканского партнерства (African Partnership Forum), а также взаимодействию с другими региональными африканскими организациями.

Программы сотрудничества с отдельными странами

Специальные программы сотрудничества разработаны ОЭСР для России, Китая, Бразилии и Индии.

Что касается России, то приоритетное внимание в ближайшей перспективе предполагается уделить вопросам, отраженным в недавно подготовленном совместно с российскими властями «Обзоре реформы регулирования» ("Regulatory Reform Review"), в том числе: повышению эффективности управления государственного и частного сектора, развитию рыночной экономики, совершенствованию законодательной системы.

Кроме того, можно ожидать, что в 2007— 2008 гг. будет продолжена работа по приоритетным направлениям, вошедшим в программу сотрудничества России и ОЭСР на 2005— 2006 гг., в том числе: экономической, торговой и инвестиционной политике; международному сотрудничеству в сфере налогообложения; антикоррупционной политике; образовательной, научной и инновационной политике; социальной и миграционной политике; корпоративному управлению и управлению институтами государственного сектора; защите окружающей среды; политике в области страхования и реформированию пенсионной системы6.

Продолжая традиции успешного десятилетнего сотрудничества с Китаем, ОЭСР в бли-

6 О программе сотрудничества России и ОЭСР на 2005—2006 гг. см.: Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика. 2005. № 6(13) (http://www.oecdcentre.hse.ru/material/bulletin/OECD_6_2005.pdf).

жайшие два года планирует уделить внимание следующим направлениям работы: экономическому мониторингу, обзору экологической политики, реформе регулирования, созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию частного сектора, человеческих ресурсов и социальной политике.

Сотрудничество ОЭСР с Бразилией пока достаточно ограничено и в ближайшие два года ОЭСР планирует его расширить, в том числе в сфере образования, занятости, защиты окружающей среды, социальной политики и здравоохранения.

Сотрудничество с Индией, одной из наиболее значимых и динамично развивающихся экономик, представляет все больший интерес для многих комитетов ОЭСР, которые должны в ближайшее время подготовить целостную программу взаимодействия с Индией по различным направлениям, в том числе по подготовке «Экономического обзора» («Economic Survey»).

Глобальные Форумы

Глобальные Форумы (по сельскому хозяйству, конкуренции, образованию, управлению, международным инвестициям, экономике знаний, устойчивому развитию, международному налогообложению и торговле) являются платформой для обмена опытом и политического диалога по ряду вопросов, решение которых требует активного сотрудничества со странами-нечленами. Глобальные Форумы призваны обеспечить междисциплинарный и горизонтальный характер работы различных комитетов ОЭСР, а также партнерство с другими международными организациями.

В последнее время был подготовлен ряд обзоров эффективности Глобальных Форумов как инструмента международного сотрудничества, в которых были отмечены как их преимущества, так и недостатки, в том числе: необходимость более определенной миссии и более четкой повестки дня, усиления их роли по созданию стабильных экспертных сетей, а также более тесных связей и координации между форумами, региональными подходами и страно-выми программами. В связи с этим на ближайшую перспективу комитетам рекомендовано, в частности, привести численность и тематику форумов в большее соответствие с деятельностью комитетов; более четко сформулировать миссию форумов и утвердить ее на уровне комитетов; разработать долгосрочные программы работы и более внимательный подход к определению стран-участниц форумов; выработать до конца 2006 г. общий подход к оценке результатов и эффективности деятельности форумов, начиная с Глобального Форума по образованию; а также организовать новый Глобальный Форум, который будет способствовать выработке четкого и целостного подхода в отношениях со странами-не-членами и горизонтальной работе различных комитетов и директоратов в соответствии со стратегией расширения ОЭСР.

Выработке целостной стратегии глобального взаимодействия ОЭСР будет способствовать начатая в 2005 г. работа специальной Рабочей группы по оценке влияния будущего расширения на управление ОЭСР (Working Group on the Implications of Future Enlargement on OECD Governance, WREG).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.