Научная статья на тему 'Зачем России организация экономического сотрудничества и развития?'

Зачем России организация экономического сотрудничества и развития? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1305
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипенко М. И.

Задача встраивания России в мировую торгово-экономическую систему в большинстве случаев понимается почему-то как задача присоединения к Всемирной торговой организации. Однако существуют и другие, не менее влиятельные международные организации, членство в которых оказывает участникам более комплексное содействие в развитии их экономики и социально-экономической политики, в регулировании отношений с различными сегментами глобального хозяйства и его участниками. Такой организацией, без сомнения, является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная в своё время как штаб по выработке стратегии ведущих развитых государств, и которая затем, по мере углубления процесса глобализации, сама стала авторитетной и глобальной организацией. Подход ОЭСР к странам-нечленам, в том числе к России, является более гибким и мягким по сравнению с ВТО с её основным принципом всё или ничего. Вот почему многие страны, в том числе Россия, стремятся стать членами ОЭСР, использовать её возможности для комплексного социально-экономического развития и ускорения экономического роста. Россия подала заявку о вступлении в ОЭСР в 1996 году. Это вступление, видимо, состоится после присоединения страны к ВТО. Предлагаемая вниманию читателя статья Милославы Шипенко, аспирантки ВАВТ, посвящена анализу структуры ОЭСР, условиям участия, функционирования, взаимодействия как с государствами-членами, так и с нечленами, основным направлениям отношений с Россией, проблемам и перспективам развития этих отношений, включая план действий по присоединению к этой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зачем России организация экономического сотрудничества и развития?»

Зачем России Организация экономического сотрудничества и развития?

М. И. Шипенко

(Всероссийская академия внешней торговли)

Задача встраивания России в мировую торгово-экономическую систему в большинстве случаев понимается почему-то как задача присоединения к Всемирной торговой организации. Однако существуют и другие, не менее влиятельные международные организации, членство в которых оказывает участникам более комплексное содействие в развитии их экономики и социально-экономической политики, в регулировании отношений с различными сегментами глобального хозяйства и его участниками.

Такой организацией, без сомнения, является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , созданная в своё время как " штаб" по выработке стратегии ведущих развитых государств, и которая затем, по мере углубления процесса глобализации, сама стала авторитетной и глобальной организацией .

Подход ОЭСР к странам-нечленам, в том числе к России, является более гибким и "мягким" по сравнению с ВТО с её основным принципом "всё или ничего". Вот почему многие страны, в том числе Россия, стремятся стать членами ОЭСР, использовать её возможности для комплексного социально-экономического развития и ускорения экономического роста.

Россия подала заявку о вступлении в ОЭСР в 1996 году. Это вступление, видимо, состоится после присоединения страны к ВТО.

Предлагаемая вниманию читателя статья Милославы Шипенко, аспирантки ВАВТ, посвящена анализу структуры ОЭСР, условиям участия, функционирования, взаимодействия как с государствами-членами, так и с нечленами, основным направлениям отношений с Россией, проблемам и перспективам развития этих отношений, включая план действий по присоединению к этой организации.

Ю.В. Пискулов

Доктор экономических наук, профессор ВАВТ

Процесс глобализации мирового хозяйства в последние десятилетия ведёт к усилению роли международных организаций, составляющих институциональную основу этого процесса. Наряду с системой ООН и такими глобальными организациями, как МВФ, Всемирный банк и ВТО сегодня всё более весомую роль играет Организация экономического сотрудничества и развития. В отличие от вышеперечисленных организаций, деятельности ОЭСР до последнего времени не уделялось должного внимания в теории и практике международных отношений России.

ОЭСР представляет собой глобальную организацию со штаб-квартирой в Париже, которая традиционно объединяет в основном развитые страны мира: Австралию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Южную Корею, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Словакию, Соединенные Штаты Америки, Финляндию, Францию, Чехию, Швейцарию, Швецию и Японию, а также Мексику, Новую Зеландию и Турцию. Население стран ОЭСР насчитывает 1 млрд 140 млн чел. (так называемый "золотой миллиард"), что составляет около 18% населения мира. Страны-члены производят 81,5% мирового ВВП1.

ОЭСР является ведущим органом стран-участниц в плане макро- и отраслевой координации. Эта координация осуществляется, прежде всего, с помощью форумов, в рамках которых страны-участницы совместно прорабатывают и совершенствуют свою экономическую и социальную политику. Результатом такого обмена мнениями становятся декларации, конвенции, соглашения по различным вопросам, например, Соглашение по борьбе с коррупцией, Многостороннее соглашение по инвестициям, Консенсус по экспортным кредитам. Часть решений Организации, сформулированных более чем в 190 нормативноправовых актах, обязательна к исполнению.

Организация взаимодействует с 70 государствами, не входящими в нее, путем

осуществления программ сотрудничества со странами Юго-Восточной Европы, СНГ и Балтии; государствами Азии и Южной Америки.

Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли и международных инвестиций, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений со странами с переходной экономикой и развивающимися странами и другие проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены.

ОЭСР образована в 1961 г. на базе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основной целью которой было осуществление восстановления послевоенной Европы в соответствии с планом Маршалла. Завершение осуществления программы помощи согласно плану Маршалла, наличие накопленного потенциала преодоления экономических трудностей, необходимость более тесного сотрудничества западных стран, включая США и Канаду, привели к пересмотру целей и направлений деятельности ОЕЭС в новых экономических условиях.

14 декабря 1960 г. двадцать стран наиболее развитых стран подписали Конвенцию о преобразовании ОЕЭС в ОЭСР.

Согласно Конвенции целями ОЭСР является высший темп устойчивого экономического роста и роста занятости, повышения уровня жизни в странах-членах, стабильный экономический рост стран, не входящих в организацию, расширение мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе, в соответствии с международными обязательствами.

Для достижения этих целей и других обязательств организации согласно ст.3 Конвенции страны-участницы договорились: предоставлять друг другу и организации информацию, необходимую для достижения её целей; проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах; тесно взаимодействовать и по мере необходимости принимать согласованные меры.

Организационную структуру ОЭСР унаследовала от ОЕЭС. Высшим руководящим органом является Совет, в состав которого входит по одному представителю от каждой страны-члена и представитель Европейской комиссии. Совет осуществляет контроль за работой организации и вырабатывает стратегические направления деятельности. Секретариат ОЭСР во главе с Генеральном секретарём занимается подготовкой, обработкой и анализом документов, выносимых затем на обсуждение в соответствующих комитетах. В состав ОЭСР входит более 200 комитетов, где представители стран-участниц ОЭСР обмениваются информацией и ищут решения общих проблем.

ОЭСР можно назвать "штабом" принятия принципиальных решений развитых стран, дающим возможность на министерских встречах политическим деятелям стран-участниц обсуждать общие проблемы и совместно искать пути их решения. Коммюнике саммитов глав государств стран мира, в том числе "большой восьмерки", провозглашают приверженность документам ОЭСР, ссылаются на деятельность Организации или содержат положения её документов.

Взаимодействие ОЭСР со страна-ми-нечленами ОЭСР, в том числе и с Россией, находится в ведении Центра по сотрудничеству со странами, не являющимися членами ОЭСР, который был создан в 1998 г. на основе Центра по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой. Такое взаимодействие основано на сотрудничестве в рамках глобальных форумов по отдельным направлениям (например, форумы по устойчивому развитию, информационной экономике, торговле, сельскому хозяйству, конкуренции), а также составлении и реализации специальных страновых и региональных программ. Программа для России является крупнейшей по сравнению с другими программами сотрудничества со странами-нечленами; целью программы провозглашается дальнейшая интеграция России в мировое хозяйство. Важнейшей составной частью Программы для России в 2004 г. является анализ инвестицион-

ной среды в России и составление "Инвестиционного обзора Российской Федерации", а также анализ регуляторной среды и издание обзора "Реформа регулирования в Российской Федерации".

По сравнению с другими организациями, в частности с ВТО, важным преимуществом ОЭСР является её мультидисцип-линарный характер, т.е. способность охватить все области деятельности правительств стран-участниц. Помимо чисто экономических направлений деятельности в область интересов ОЭСР входят вопросы образования, здравоохранения, старения населения, биотехнологии, охраны окружающей среды и др.

Ряд документов и положений Организации представляет для России несомненный интерес. Так в документе "Многосторонние и региональные инструменты для сотрудничества по прямым зарубежным инвестициям" подтверждается право каждого государства устанавливать условия, на которых транснациональные компании могут действовать в рамках национальной юрисдикции. Закреплен ряд обязанностей зарубежного бизнеса, в том числе принцип обязанности ТНК подчиняться законам стран, в которых они действуют. Согласно этому документу таким компаниям предписывается воздерживаться от действий, которые негативно влияли бы на конкуренцию путем использования доминирующего положения на рынке2.

Другой документ ОЭСР, "Многостороннее соглашение по инвестициям", ставит ряд целей, одной из которых является ликвидация ограничений в международном инвестировании и применение принципа недискриминации и прозрачности.

Учитывая нынешнее состояние окружающей среды, для России представляет несомненный интерес и актуальность внедрение разработанного ОЭСР принципа "загрязнитель платит", при котором загрязняющие окружающую среду предприятия несут расходы по её восстановлению. Стоимость этих расходов должна отражаться на стоимости товаров и услуг, производство и потребление которых вы-

зывает загрязнение. Таким образом, высокие цены на товары, произведённые на экологически вредном производстве, ограничивают спрос на такие товары.

Социально-экономическая и экологическая ситуация в России приводит к необходимости присоединения в будущем к Природоохранной стратегии ОЭСР на первое десятилетие XXI века, которая призывает следовать принципам устойчивого развития и определяет важнейшие проблемы и перечень обязательств на национальном уровне, принятых этими странами в целях снижения выбросов парниковых газов, загрязнения воздуха и подземных вод, предотвращения истощения рыбных запасов и др.

Основные направления взаимодействия между ОЭСР и Россией определены в Декларации о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, принятой в 1994 г. Согласно ст. 1 Декларации одним из направлений деятельности ОЭСР в России является содействие России в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, в создании рыночных институтов и инструментов. Консультации по вопросам отраслевого развития помогли бы использовать опыт стран ОЭСР в области научно-технической и промышленной политики, что способствовало бы реструктуризации российской промышленности и повышению её конкурентоспособности.

Учитывая нормы Организации и опыт стран ОЭСР в соответствующей области, эксперты ОЭСР представляют рекомендации при разработке проектов экономических законов. Рекомендации готовятся на основе опыта стран, имеющих наибольшие успехи в данной области, учитываются также нормы ОЭСР, например, Кодекс либерализации движения капиталов. С использованием рекомендаций ОЭСР был разработан ряд законов в области налогообложения, валютного регулирования, пенсионного обеспечения, привлечения иностранных инвестиций, антимонопольной политики и др. Помимо участия в законотворческой деятельнос-

ти взаимодействие с Организацией приносит результаты в самых разнообразных сферах экономического развития страны.

Одной из важных инициатив ОЭСР стала организация в 1998 г. нового направления взаимодействия - Сети по борьбе с коррупцией для стран с переходной экономикой. Участники регулярно собираются на встречах и конференциях, где обмениваются опытом в области национальных программ по борьбе с коррупцией, обсуждают достижения в этой сфере и определяют приоритетные области, на которые необходимо направить усилия правительств и всего общества, а также лоббируют внедрение разработанных ими рекомендаций через национальные и международные организации. На таких встречах обычно присутствуют официальные лица стран-участниц, представители общественных организаций и частного сектора. В перспективе программа по борьбе с коррупцией включает вопросы совершенствования управления с целью предотвращения коррупции (например, альтернативная гражданская служба и конфликт интересов при призыве на военную службу; прозрачность бюджета) в отдельных отраслях (госзакупки, государственные услуги, такие как образование и здравоохранение, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы; жилищно-коммунальное хозяйство).

Другой инициативой ОЭСР являются периодические заседания Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России, проводящиеся дважды в год с 1999 года по настоящее время. Организатором заседаний является ОЭСР в сотрудничестве с группой Всемирного банка. С российской стороны выступают Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Высший арбитражный суд. Участниками заседаний являются российские и иностранные официальные лица, а также ведущие представители бизнес-сообщества, которые в будущем могут быть задействованы в реформировании сферы корпоративного управления. Повестка дня заседаний строится на основе отдельных разделов принятых в конце 90-х годов

"Принципов корпоративного управления ОЭСР". Заседания дают возможность на неформальном уровне проводить анализ текущих проблем в этой области и разрабатывать рекомендации согласно надлежащей международной практике с использованием вышеуказанного документа. Последние заседания Круглого стола были посвящены таким вопросам, как обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления, совершенствование системы обеспечения прав акционеров, роль раскрытия информации в повышении качества корпоративного управления и отчетности и др.

Результаты работы Круглого стола легли в основу Белой книги по вопросам корпоративного управления в России, опубликованной в 2002 году. Это издание сформулировало ключевые политические цели и первоочередные задачи реформ, в частности, обеспечение равного отношения к акционерам, повышение уровня раскрытия информации, борьба со злоупотреблениями в практике корпоративного управления.

В области торговой политики сотрудничество с ОЭСР началось с анализа барьеров на пути России к мировому рынку и внутристрановых препятствий для внешней торговли. Начиная с первых контактов, ОЭСР оказывала поддержку реформам в области торговли, привлекая внимание к необходимости согласования российских торговых норм с правилами ВТО. На заседаниях специально созданной рабочей группы эти темы были исчерпывающе обсуждены и сведены в издания "Торговая политика и переходный процесс" ("Trade Policy and the Transition Process") и "Создание новой торговой политики в странах с переходной экономикой" ("Designing New Trade Policies in the Transition Economies").

На "Круглом столе по проблемам взаимодействия между центральными и региональными органами власти России в области торговой политики: правила ВТО и современная практика России" были обозначены и проанализированы вопро-

сы, подлежащие согласованию с правилами международной торговли: финансовая помощь и субсидии, стандарты и сертификация, государственный заказ, усиление антимонопольного регулирования, некоторые аспекты таможенного регулирования, взаимосвязь между экологическим регулированием и торговой политикой, а также в вышеперечисленных областях были обсуждены связи между центральным и региональным уровнями в российской торговой политике. Необходимо подчеркнуть важность рассмотренных на Круглом столе вопросов для повышения активности участия регионов во внешнеэкономических связях.

Другой областью, где согласованность с правилами международной торговли может повысить уровень экономического развития России, является торговля услугами. В публикации ОЭСР "Улучшая экономическую и правовую среду торговли услугами в России" ("Improving the Economic and Legal Environment for Russia's Trade in Service") подчёркивается, что для улучшения конкурентоспособности российских услуг на внутреннем и международном рынке необходимо развивать адекватную правовую и регуляторную среду для производителей услуг, причём положениям ГАТС отводится роль катализатора, который способствовал бы развитию соответствующей правовой среды. По мнению экспертов ОЭСР принятие обязательств ГАТС послужило бы сигналом иностранным инвесторам вкладывать средства в российский сектор услуг. Авторы документа обращают внимание, что отсутствие конкурентоспособного сектора услуг частично является причиной неудовлетворительного развития экспорта готовой продукции.

Ежегодно составляемые ОЭСР общеэкономические обзоры по России и экономические исследования по отдельным направлениям деятельности выявляют основные проблемы в российской экономике и предлагают пути их решения. До сих пор опубликовано пять общеэкономических обзоров и несколько десятков аналитических работ, посвящённых таким

важным вопросам, как реформа банковского сектора, инвестиционная среда в России, реформа пенсионного обеспечения, энергетическая политика, образование, состояние окружающей среды.

Например, исследование "Социальный кризис в Российской Федерации" провозглашает необходимость проведения реформ в социальной сфере при одновременном продолжении экономических реформ, которые должны решить проблему низкой производительности труда. Исследование предлагает присвоить самый высокий приоритет социальных реформ обеспечению наиболее обездоленных слоёв населения. Особенно важно достичь равновесия между насущными потребностями и долгосрочными приоритетами; так реформы в сфере пенсионного обеспечения, не направленные на улучшение наиболее обездоленных слоёв, предлагается отложить на долгосрочную перспективу. Помимо пенсионного обеспечения наиболее важными задачами провозглашается осуществление мер, избавляющих людей от недоедания, а также гарантия доступа всего населения к основным услугам к здравоохранения.

В работе также подчёркивается необходимость осуществления политических мер, стимулирующих создание новых предприятий и рабочих мест и препятствующих распространению "теневой экономики". Важно способствовать повышению географической и профессиональной мобильности кадров, а также укреплению связей между образованием и меняющимися потребностями рынка труда.

В работе подчёркивается, что слишком большая часть нынешних социальных затрат приходится на семьи с доходом выше среднего. Некоторые привилегии должны быть отменены, причём адресное направление средств на нужды неимущих семей признаётся более эффективным. Новые социальные программы требуют создания ведомств, способных отслеживать результаты проведения реформ в социальной сфере и укреплять правовую дисциплину.

На основе результатов данного исследования ОЭСР дала ряд консультаций

в процессе разработки пенсионной реформы по внедрению накопительной системы пенсионного страхования.

В сфере образования Организацией были опубликованы такие работы, как "Обзор национальной политики в сфере образования: Российская Федерация",

"Обзор национальной политики в сфере образования: высшее образование и научные исследования в Российской Федерации". В последней работе подчёркивается необходимость установления взаимодействия между вузами и коммерческими структурами и производством, что широко распространено в странах ОЭСР и приносит пользу как учебным заведениям, так и экономике страны в целом. Важная роль отводится патентным отделам вузов, способствующим развитию, защите и коммерциализации интеллектуальной собственности.

В области сельского хозяйства помимо мониторинга экономической ситуации и отслеживания хода реформ эксперты ОЭСР с 1997 г. по специальной методологии рассчитывают уровень государственной поддержки сельского хозяйства (см. "Обзор сельскохозяйственной политики: Российская Федерация", ежегодные доклады "Сельскохозяйственная политика в странах с нарождающейся и переходной экономикой") на основе показателя PSE (producer support estimate - оценка поддержки производителя). Помимо ежегодной оценки уровня поддержки сельскохозяйственных производителей эксперты ОЭСР также определяют причины изменения этих показателей.

В "Обзоре сельскохозяйственной политики: Российская Федерация" дан

подробный анализ агропродовольствен-ной политики, включая проблемы земельной реформы, приватизации предприятий агропромышленного комплекса, политики в области внешней торговли сельскохозяйственными товарами, политики в области цен, кредитования, прямого бюджетного субсидирования.

В 1996 г. Правительство России направило Генеральному секретарю ОЭСР официальную заявку о вступлении России в члены Организации. В ответном письме

было заявлено, что членство России является "общей целью России и ОЭСР", однако подчёркивается необходимость пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР. В рамках программ сотрудничества с Россией ОЭСР в свою очередь будет прилагать усилия для того, чтобы путь этот оказался как можно короче .

Непременным условием вступления России в ОЭСР является соответствие норм российского законодательства нормам ОЭСР. Таким образом, после окончания процесса вступления в ОЭСР социально-экономическое законодательство России будет в определённой степени соответствовать нормативно-правовой базе ОЭСР, что в известной мере можно сравнить с результатами предполагаемого членства России в ВТО. Всё это создаёт предпосылки для сближения и унификации российского правого пространства с нормами развитых стран мира, что станет очередным шагом на пути интеграции России в сообщество развитых стран и создаст реальные предпосылки для увеличения темпов развития экономики и решения социальных вопросов.

В настоящее время министерства начали работу по проведению сравнительного анализа правовых инструментов ОЭСР и российского законодательства. Параллельно идёт процесс сближения с нормами ОЭСР по таким направлениям, как согласование статистических систем, показателей экономического развития, показателей НИОКР в соответствии с методологией ОЭСР и т.д.

Предполагаемое вступление в ОЭСР принесёт России и другие преимущества.

Во-первых, с политической точки зрения вступление России в такую уважаемую и влиятельную организацию будет способствовать повышению степени интеграции России в мировое сообщество, а также качественному изменению контактов с развитыми странами мира. Как член ОЭСР, Россия сможет более тесным образом участвовать в многостороннем регулировании мирового хозяйства.

Во-вторых, в качестве полноправного члена ОЭСР Россия сможет полнее использовать неограниченные информационные ресурсы Организации в форме ознакомления со служебной документацией или участвуя в заседаниях комитетов.

В-третьих, вступление в ОЭСР даст нам широкие возможности обсуждения вопросов, имеющих для нашей страны принципиальное значение, таких, например, как режим миграции капитала, валютных операций, субсидии для сельского хозяйства, торговые режимы. Предварительная проработка и оценка российской стороной вышеперечисленных направлений может позитивно влиять на заключение соглашений и в рамках ОЭСР, и в рамках других международных организаций. Например, в ещё не принятом Многостороннем соглашении по инвестициям для российской экономики важны положения, касающиеся регулирования деятельности ТНК в рамках национальной юрисдикции. Россия также получит возможность участия в разработке международных норм в области налогообложения.

В-четвёртых, в рамках глобальных форумов (по устойчивому развитию, информационной экономике, управлению, налогообложению, торговле, международным инвестициям, сельскому хозяйству, конкуренции) Россия получит возможность поднимать вопросы, составляющие её исключительный интерес. В рамках Форума по устойчивому развитию усиление политического диалога создаст предпосылки для оптимального использования преимуществ глобализации. Глобальный форум по управлению позволит выносить на повестку дня и обсуждать пути повышения эффективности структур управления. В рамках Глобального форума по международным инвестициям Россия получит возможность продвижения соглашений в инвестиционной сфере в своих интересах.

В-пятых, членство в ОЭСР также поможет поднять инвестиционный рейтинг России, что немаловажно в свете потребности нашей страны в притоке иностранного капитала.

В-шестых, вступление России в ОЭСР будет способствовать повышению Организацией нашего кредитного рейтинга. В данный момент Россия находится в четвёртой группе кредитного рейтинга ОЭСР, наравне с такими странами, как Иран и Алжир. Повышение кредитного рейтинга будет способствовать увеличению степени доступности кредитов для российских компаний в западных странах, снижению стоимости страхования сделки для западных компаний по поставкам оборудования в Россию, что в конечном счёте снизит издержки российских компаний и банков.

Конечно, есть и некоторые отрицательные моменты вступления России в ОЭСР.

Необходимо упомянуть о зависимости вступления в ОЭСР от присоединения к ВТО. Все члены ОЭСР являются членами ВТО и многие нормы и другие документы

ОЭСР, особенно в области международной торговли, подчёркивают приверженность правилам ВТО. Поэтому скорее всего вступление в ОЭСР произойдёт после присоединения России к ВТО.

Как и в случае с ВТО, со стороны стран-участниц ОЭСР происходит давление на Россию с целью дальнейшей либерализации внешней торговли и некоторых, чувствительных для нас секторов экономики, таких как сельское хозяйство.

В целом можно сделать вывод, что будущее членство России в ОЭСР отвечает её национальным интересам.

Примечания:

1 Источник: www.worldbank.ora

2 Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Изд. АО «Консалтбанкир», 2000.

К.В. Холопов

Подготовка, оформление и защита

кандидатской диссертации. Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ВАВТ.

- М.: ВАВТ, 2005. - 112 с.

Вышло в свет полезное издание, подготовленное профессором ВАВТ К.В. Холоповым. В нем изложены основные правила и условия подготовки научных кадров во Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития и торговли РФ.

В книге две главы. В первой дается характеристика аспирантуры Академии, порядка ее функционирования. Во второй детально рассматривается перечень вопросов, касающихся подготовки и защиты кандидатской диссертации. В приложении к пособию читатель найдет извлечения и образцы необходимых документов.

Книгу отличает адаптация изложения к специфическим требованиям Всероссийской академии внешней торговли, учтены последние изменения порядка защиты диссертаций, принятые Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Книга необходима для аспирантов и соискателей. Научным руководителям аспирантов также может пригодиться эта книга для уточнения некоторых важных установок и правил. С пособием можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.